Краткое содержание рассказа «тёплый хлеб» к. г. паустовского

Г.к. паустовский «теплый хлеб» анализ произведения

Краткое содержание: Теплый хлеб (Паустовский)

Вороной конь был ранен в ногу снарядом, ко­гда кавалерия проходила через деревню Береж­ки. Командир оставил раненого коня в деревне, и коня взял к себе мельник Панкрат — «скорый на работу, сердитый старик», которого дети счи­тали колдуном. Его мельница давно не работала.Панкрат вылечил коня, конь остался при мельнице и помогал мельнику чинить плотину. Но Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться. Он стучал мордой в калитку, и ему что-то да выно­сили — свекольной ботвы, или черствого хлеба, или сладкую морковку. В деревне коня считали общим, и каждый старался его накормить.

В Бережках жил со своей бабкой Филька — мальчик молчаливый, недоверчивый, по про­звищу Ну Тебя. Любимым выражением Фильки было: «Да ну тебя!»

Зима в этот год стояла теплая, поэтому около мельницы вода не замерзала. Панкрат починил мельницу и собирался молоть хлеб, у многих жителей муки осталось на два-три дня.

Однажды раненый конь постучал мордой в ка­литку к Филькиной бабке. Дома был только Филька, который жевал кусок хлеба, круто по­сыпанный солью. Филька нехотя вышел за ка­литку, а конь потянулся к хлебу. Филька наот­машь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, а Филька закинул хлеб в снег и закричал коню, чтобы тот копал его мордой из-под снега.

После этого случая в Бережках стали творить­ся удивительные дела.«Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросил­ся обратно в дом, но никак не мог найти крыль­ца — так уже мело кругом и хлестало в глаза».

Началась настоящая снежная буря, и Филька едва нашел дверь в избу.Метель стихла только к вечеру, а к ночи уда­рил сильный мороз.Бабка Фильки плакала, сказала, что, навер­ное, замерзли колодцы и теперь людей ждет ги­бель — воды нет, муки тоже, а мельница рабо­тать теперь не сможет, потому что река замерзла. Филька тоже заплакал от страха.

Баб­ка сказала, что такой мороз был лет сто назад, он «заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады.

Хозяин избы, злой мужик, швырнул черствую корку на пол со словами: «Вот тебе! Жуй!» Солдат сказал, что не может поднять хлеб с пола, так как вместо ноги у него деревяшка, на что мужик ответил, что если голодный, то поднимет. Солдат сумел поднять хлеб, а когда поднял, то увидел, что она вся зеленая от плесе­ни, то есть — яд.

Солдат вышел на улицу, свист­нул, началась метель, а потом ударил жестокий мороз. Мужик тот помер от «охлаждения серд­ца». Бабка добавила, что, видимо, такой жесто­кий человек и теперь завелся в Бережках, поэто­му и мороз. Филька стал спрашивать, что же делать теперь.

Бабка ответила, что нужно наде­ется на то, что исправит этот злой человек то, что сотворил. Всхлипывая, Филька спросил, что нужно сделать для того, чтобы все исправить. Бабка сказал, что об этом знает «хитрый, уче­ный» Панкрат, но в такой холод до мельницы не дойти.

Ночью Филька слез с печи, одел тулуп­чик и побежал к мельнице.

Он постучал в окош­ко Панкратовой избы, в сарае за избой заржал и забил копытом конь. Филька испугался, а Панкрат открыл дверь и втащил его в избу. Мельник посадил мальчика к печке и велел рас­сказывать. Плача, Филька рассказал Панкрату обо всем и спросил, что теперь делать. Панкрат ответил: «Изобрести спасение от стужи.

Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед ране­ной лошадью — тоже. Будешь ты чистый чело­век, веселый. Каждый тебя по плечу потреп­лет». На изобретение способа Панкрат дал Фильке «сроку час с четвертью».

В сенях избы Панкрата жила сорока, которая подслушивала весь разговор Панкрата с мальчи­ком. Она вылетела наружу и полетела на Юг. Ее никто не видел, кроме лисицы.Филька наконец придумал средство: как только рассветет, он решил собрать ребят со всей деревни и прорубить лед у лотка около мельни­цы до воды.

И как только вода потечет на колесо, Панкрат должен будет запустить мельницу. «Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасе­ние». Чтобы не замерзнуть, они будут жечь кос­тры. Панкрат поинтересовался, а что будет, если ребята не захотят расплачиваться за глупость Фильки.

Мельник пообещал со своей стороны поговорить со стариками — может, и они помогут.

Стоял сильный мороз. На реке стучали ломы, трещали костры — и стар, и мал с самого рассве­та скалывали лед у мельницы. Никто не заме­тил, что после полудня подул теплый ветер и «в воздухе запахло весной, навозом».

Главные герои

Недоверие, бессердечность, злоба, нелюдимость, черствость и жадность характеризуют центрального персонажа произведения — Фильку, подростка, живущего со своей бабушкой. Отвечая отказом на любые предложения и просьбы друзей, он нередко может задеть своим пренебрежительным отношением и старую женщину. Нет в его сердце доброты ни к людям, ни к животным.

Жестокость и необратимость своей выходки паренек понимает лишь после разговора с бабушкой, и, осмыслив содеянное, бросается исправлять ситуацию. Найдя в себе силы признать ошибку, Филька предстает перед читателем с другой стороны: мы видим неподдельное трудолюбие, искреннее раскаяние, сообразительность, организаторские способности. Подросток показал жителям деревни свои положительные качества, заставил поверить ему.

Мельник Панкрат

Другим главным лицом сказки «Теплый хлеб» выступает загадочный мельник Панкрат, давший приют раненой лошади. Терпение и мудрость, отзывчивость и рассудительность, практичность и предусмотрительность приобрел старик за долгие годы жизни. Зная истинную ценность вещей, он не отказывает Фильке в возможности искупить вину, понимая, что в каждом человеке есть хорошие стороны.

В экспозиции читатель знакомится с местом действия и основными персонажами. Завязкой истории выступает некрасивый шаг бессердечного мальчика, навлекший печальные последствия.

Используя строгую последовательность событий, писатель позволяет проследить постепенное раскрытие характера героя, ясно показывая мотивацию его поведения.

Развязкой сказки становится примирение мальчика и коня, раскаяние одного и прощение другого.

Незамысловатыми словами Паустовский говорит о душевной щедрости, сострадании, отзывчивости. Хорошие мысли и поступки отзываются добром, а черствость неизбежно оборачивается злом и бедами. Писатель уверен в том, что вовремя осознав ошибку и раскаявшись, каждый человек имеет шанс изменить положение, загладить свою вину, стать милосерднее.

Существует немало рассказов, в которых говорится о том, как правильно жить, каких поступков избегать, что по-настоящему ценить. Обычно об этих непростых истинах повествует в форме поучительного рассказа автор. Паустовский — признанный мастер небольшой новеллы. В его сочинениях всегда присутствует мотив высоких гражданских помыслов и верности своему долгу. Кроме того, в его творениях живой рассказ сочетается с проникновенным описанием природы. «Теплый хлеб» — замечательный образец художественного мастерства писателя. Об этом произведении мы и поговорим в данной статье.

Читательский дневник по рассказу «Тёплый хлеб» Константина Паустовского

Название произведения: «Тёплый хлеб».

Число страниц: 32.

Жанр: рассказ.

Главные герои: Филька, Панкрат.

Второстепенные герои: бабка.

Характеристика главных героев:

Филька. Нелюдимый мальчик по прозвищу «Ну тебя». Злой и угрюмый. Исправился и стал добрым.

Панкрат. Мельник. Строгий, справедливый и умный человек.

Характеристика второстепенных героев:

Бабка. Старая женщина, знает старинные легенды.

Краткое содержание рассказа «Тёплый хлеб»

Филька жил в деревне со своей бабкой. У него не было друзей, потому что мальчик был злым и недоверчивым.

У Панкрата жил конь, которого вся деревня любила и подкармливала. Однажды зимой конь пришёл к избе Фильки и стал просить хлеба. Филька рассердился, закричал на коня и ударил его. А хлеб бросил в снег.

Конь заплакал и жалобно заржал. Вдруг началась метель, а потом ударил мороз. Река замёрзла, и мельница встала. Деревне грозил голод.

Бабка рассказала, как в давние времена злой мужик обидел солдата-инвалида. Он бросил ему чёрствый кусок, и солдат проклял деревню. В это время также начался мороз, и злой мужик умер.

Филька испугался и бросился к Панкрату. Он рассказал о своём поступке. Панкрат поругал мальчика и велел придумать, как спасти деревню. Филька сказал, что соберёт ребят и они раздолбят лёд около плотины.

Утром вся деревня долбила лёд. А погода менялась. Когда лёд раскололи, пришла оттепель и закапало с крыш. Сорока хвасталась, что это она привела тёплый ветер.

На следующий день Филька принёс коню тёплого свежего хлеба. Они помирились и на душе мальчика стало легко.

План произведения:

  1. Угрюмый мальчик.
  2. История коня.
  3. Филька бьёт коня.
  4. Неожиданный мороз.
  5. Рассказ бабки.
  6. Испуг мальчика.
  7. Мельник Панкрат.
  8. Все долбят лёд.
  9. Оттепель.
  10. Примирение с конём.

Основная мысль рассказа

Главная мысль произведения состоит в том, что никогда нельзя отказывать в помощи тем, кто в ней нуждается.

Основная идея рассказа в том, что человеческое равнодушие приносит только горе.

Чему учит произведение

Учит быть добрыми и отзывчивыми. Учит помогать другим людям, не обижать животных. Учит трудиться сообща на общее благо.

Краткий отзыв по произведению «Тёплый хлеб» для читательского дневника

Это замечательное произведение написал писатель Константин Паустовский.

Его герой, мальчик Филя, был недоверчивым к другим людям, злым и равнодушным. Он обидел коня и из-за этого наступил ужасный мороз. Филька понял, что стал причиной огромной беды, и сделал всё, чтобы исправить свою ошибку.

Он сумел заслужить прощение у коня и тогда мальчик понял, что мир прекрасен. Просто надо уметь с любовью и лаской относиться к другим людям, никому не отказывать в помощи.

Автор хотел сказать своим произведением, что наши собственные поступки могут стать причиной как большой беды, так и великого счастья. Всё на свете зависит от того, как мы относимся к людям.

Мне очень понравился этот рассказ, в котором писатель удачно соединил реальность и вымысел, сказку. Он рассказал о том, что собравшись вместе люди могут справиться с любой задачей.

Я всем советую прочитать этот рассказ и никогда не отказывать тем, кто просит помощи. Не нужно быть эгоистами и думать лишь о себе.

Пословицы к произведению:

  • Виновных прощают, а правых жалуют.
  • Доброе дело два века живёт.
  • Другим не поможем, сами пропадём.
  • Была вина, да прощена.
  • Воля и труд дивные всходы дают.

Словарь неизвестных слов:

  • Картуз — головной убор, фуражка.
  • Христорадник — попрошайка.
  • Неминучая — неминуемая, неизбежная.
  • Причитания — жалобы, слёзы.
  • Дюже — сильно.

Ещё читательские дневники по произведениям К. Паустовского:

  • «Похождения жука-носорога»
  • «Заячьи лапы»
  • «Стальное колечко»
  • «Барсучий нос»
  • «Растрёпанный воробей»
  • «Дремучий медведь»
  • «Корзина с еловыми шишками»

Библиотека произведений автора пополняется.

Избавление от стужи

Замечательную картину совместного труда рисует в своем произведении К. Г. Паустовский (рассказы этого автора отличаются особенной выразительностью). Он повествует о том, как все дети и старики вышли на реку и стали рубить лед. Вокруг запылали костры, застучали топоры, и всеобщими усилиями люди победили холод. Правда, помог и теплый летний ветер, который внезапно подул с юга. Болтливая сорока, которая слышала разговор между Филькой и мельником, а потом улетела в неизвестном направлении, раскланивалась перед всеми и рассказывала, что именно ей удалось спасти деревню. Она будто бы полетела в горы, нашла там теплый ветер, разбудила его и привела с собой. Однако никто, кроме ворон, сороку не понимал, поэтому ее заслуги людям так и остались неизвестны.

Искупление вины

Перепуганный такими последствиями своего поступка Филимон собрал ребят колоть топорами и ломами лёд вокруг мельницы. Пришли на помощь и старики. Взрослые мужчины тогда были на фронте. Люди работали весь день, и природа оценила их старания. Её как живую описывает в своём произведении «Теплый хлеб» Паустовский. Краткое содержание можно закончить тем, что в деревне Бережки вдруг подул тёплый ветер, и вода полилась на лопасти мельницы. Из смолотой муки бабушка Фильки испекла хлеб, мальчик взял один каравай и отнёс его коню. Тот не сразу, но взял угощение и помирился с ребёнком, положив ему на плечо свою голову.

Вот так по-доброму заканчивает своё произведение Паустовский. «Теплый хлеб» отзывы имел в основном положительные. В 1968 была выпущена небольшая книжка, иллюстрации к которой вы видите в статье. Затем был снят и мультфильм по мотивам интересного произведения.

/ / / Анализ сказки Паустовского «Тёплый хлеб»

Сказку «Теплый хлеб» К. Паустовский создал в 1954 г. Всего 9 лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны, поэтому в произведении реализовались военные мотивы. Впервые «Теплый хлеб» напечатали в детском журнале «Мурзилка», а спустя 19 лет после написания сказки появился одноименный короткометражный мультфильм.

В произведении можно выделить узкую тему – большое горе, вызванное Филькиным поступком и широкую – добро и зло. К. Паустовский показывает, что любой несправедливый, жестокий поступок наказуем. В то же время, писатель утверждает, что ошибку всегда можно исправить, если захотеть этого; человеку, который хочет искупить вину, нужно давать шанс.

Сюжет сказки «Теплый хлеб» раскрывается последовательно. Уже с первых строк можно догадаться, что события, описанные в произведении, происходили в военное время. В сюжете тесно переплетаются реальное и фантастическое.

В экспозиции К. Паустовский рассказывает о раненом коне, знакомит читателя с загадочным мельником Панкратом и с Филькой. Завязка – эпизод, в котором Филька обижает коня. Развитие событий – рассказ о том, как на Бережки спустились вьюга и крепкие морозы, разговор Фильки с бабушкой, рассказ о том, как мальчишка исправляет свою глупую ошибку. Кульминация произведения отдалена от развязки. Больше всего читатель волнуется, когда вместе с Филькой узнает, что люди могут погибнуть. Развязка – теплый ветер помогает людям пробить лед, женщины пекут хлеб, а Филька мирится с конем.

Для раскрытия темы и развития сюжета писатель создал оригинальную систему образов. Главные герои – и старый мельник Панкрат, второстепенные – конь, бабушка, сорока, ребята и старики, которые пробивали лед. Отдельным образом можно считать природу, так как она влияет на жизнь людей, имеет свой характер

Автор акцентирует внимание на поведении героев, их внешность описана схематично. В лаконичных характеристиках подчеркиваются детали, которые играют важную роль в реализации идеи

Образ Фильки динамичный, ведь на его примере автор показывает, насколько может поменяться человек, если сам этого захочет. В начале произведения перед нами грубый мальчишка, которому тяжело найти общий язык с окружающими, в конце он становится ответственным, добрым и дружелюбным. Мельник Панкрат и бабушка Фильки – воплощение народной мудрости. На примере Панкрата писатель также показывает, что внешность может быть обманчивой. Образы коня и природы помогают автору раскрыть сюжет.

В сказке «Теплый хлеб» важную роль играют художественные средства. При помощи эпитетов, метафор, сравнений созданы портреты и пейзажные зарисовки: «сердитый старик», «Филька был молчаливый, недоверчивый», «пронзительный ветер», «к ночи небо зазеленело, как лёд», «от охлаждения сердца». Тем не менее, текст не изобилует тропами, что приближает его к фольклорным произведениям.

«Теплый хлеб» К. Паустовского – оригинальная интерпретация вечной темы добра и зла, впечатляюща читателя сюжетом и образами.

Произведение «Теплый хлеб» написал Константин Паустовский в 1954 году, когда прошло уже 9 лет, как кончилась война. Эта удивительная история, где добро противостоит злу, очень понравилась юным читателям, да и взрослым, конечно, тоже. Знаменитый журнал «Мурзилка» опубликовал произведение, а спустя почти двадцать лет телезрители могли порадоваться короткометражному мультфильму, поставленному по мотивам сказки. Анализ произведения «Теплый хлеб» также окажется полезным для вас, если вы планируете писать сочинение в 5 классе на эту тему.

Реальное и сказочное

Паустовский Константин Георгиевич умело сочетал в своих творениях сказочные и реальные мотивы. Например, в «Теплом хлебе» присутствуют обыкновенные герои: Панкрат, Филька, его бабушка, остальные жители деревни. И придуманные: сорока, силы природы. События, которые происходят в произведении, тоже можно разделить на реальные и сказочные. Например, в том, что Филька обидел коня, спросил у Панкрата о том, как исправить содеянное, вместе с ребятами колол лед на реке и помирился с животным, нет ничего необычного. Зато сорока, которая приводит за собой летний ветер, и стужа, постигнувшая деревню по зову рассерженной лошади, явно выбиваются за рамки обычной жизни. Все события в произведении органично переплетаются между собой, создавая единую картину. Благодаря этому «Теплый хлеб» можно назвать и сказкой, и поучительным рассказом одновременно.

Вариант 2

Очень важно задуматься над своим поведением. В центре внимания рассказа: плохой поступок Фильки

Этот ребёнок по характеру груб при разговоре с людьми. Не любит общаться.

В результате отвратительного поступка остановилась мельница. Вокруг замёрзла вода. Снова вернулся зимний мороз. Не обдуманная злость и недоброжелательность могла погубить деревенский народ. У которого закончились мучные запасы.

Важно понять, что если один человек постарается уговорить людей, чтобы они сделали определённую вещь для блага всех, то можно победить лютый холод и побороть любые невзгоды. 3 стр., 1214 слов

3 стр., 1214 слов

Теплый хлеб Паустовсого 5 класс

… мальчишки Фильки. Несмотря на то, что у ребенка был в доме теплый, вкусный хлеб, он пожадничал и решил поиздеваться над бедным конем: бросил маленький кусочек хлеба в снег и ударил животное. … большое К.Г. Паустовскому о том, что своим бессмертным произведением, даже, спустя многие годы, об этом напоминает читателям, так часто об этом забывающим. 5, 6 класс Теплый хлеб Сейчас читают: …

Трудный ребёнок со смешным прозвищем совершил вдвойне опрометчивое действие:

  1. Выбросил на снег святое — горбушку хлеба.
  2. Не дал этот кусочек бедной, больной лошади, почитаемой жителями его деревни.

Стукнул ее по губам. Поэтому обиженное животное нагнало кару. Решение проблему пришлось выполнять всем деревенским жителям.

С самого начала произведения мы понимаем, что наш главный герой — личность с грубым поведением и вредным характером. Даже родную бабушку он не уважает!

До этого момента он без наказанного совершал плохие поступки.

На жестокий поступок природа исполнила наказание. Вся деревня могла погибнуть от голода.

Пережив шок, мальчик принимает решение просить помощи у всех. Так как он один не справится с толстым льдом. Подключили всех к выполнению трудной задачи. Чем глубже они проникали в глыбы льда, тем теплее становилось. И всем вместе удалось побороть холод. Вернулась весенняя капель.

Запах хлеба разнёсся на всю округу. Довольный и раскаявшийся паренёк понёс кусок хлеба обиженному, раненному коню. Конь сначала с недоверием отнёсся к нашему герою, но затем взял. И все радовались перемене характера парня.

Рассказ учит добру, милосердию, отзывчивости. А также, что если делать всё вместе, то можно победить даже лютый мороз.

Надо бережно относиться к хлебу. В нём заложен огромный труд ни одного человека. Пшеницу надо вырастить, затем убрать с поля. Свезти на мельницу. Смолоть муку. Испечь вкусный каравай. А без хлеба может погибнуть весь народ!

Жить надо с добрыми делами, чтобы потом стыдно не было. Обдумывать каждый шаг. Слушаться старших. Любить природу. Не обижать братьев наших меньших.

Сочинение Теплый хлеб по произведению Паустовского

В произведении “Тёплый хлеб” автор повествует нам о небольшой деревеньке, некоторые жители которой выступают как главные герои произведения. В этом удивительном по своей сути рассказе, имеет место быть доля мистики. Например, те же резкие смены климата.

6 стр., 2602 слов

Рассуждение теплый хлеб Паустовский. спасибки

… теплые ветры и помирила Фильку с конем. Сочинение по рассказу Теплый хлеб Паустовского 5 класс рассуждение Бывает, что человек совершает жестокий поступок, от которого страдают все окружающие. К.Паустовский … сочинение в 5 классе на эту тему. Суть Чтобы понять рассказ, нужно обратиться не к его фантастической, сказочной стороне, а к нравственным основаниям поступков главного героя Фильки. Автор …

В самом начале рассказа нам рассказывают историю, связанную с военным отрядом и их конём. В то время как отряд проходил мимо деревни Бережки, взорвался немецкий снаряд, ранив при этом коня. После этого события конь больше не мог нести свою службу как раньше, из-за чего было решено оставить его у старого мельника Панкрата. В деревне жило небольшое количество людей, но наиболее выделяющийся из низ был мальчишка по прозвищу “Ну тебя”. Получил он это прозвище из-за его необщительности и привычке на всё отвечать своим прозвищем. Жил он с бабушкой, был злой и задиристый, казалось что он ненавидит всех в округе, даже собственную бабушку.

Однажды произошел судьбоносный день в жизни жителей деревне Бережки. В один из весенних дней конь постучался в калитку к Филькиной бабке, Филька это мальчик по прозвищу ну тебя, услышав коня, Филька начал говорить с ним. Увидев что конь хочет есть Филька ударил коня по губам и выкинул свой обеденный кусок хлеба в снег проклиная коня себе под нос. Затем произошла ещё череда событий связанная с изменениями климата и прочими мистическими вещами.

Я считаю, что автор пытался донести до нас идею о так называемом “эффекте бабочки” то есть каждое действие плохое оно или хорошее, будет иметь последствие равносильное действию. Что и видно из рассказа Паустовского. Филька только отбросив свою ненависть к окружающим доказал что он может работать в команде, вследствие чего заморозки в деревне прекратились. Однако он и являлся виновником этих заморозков, обидев коня, он совершил плохой поступок, что отразилось на климате в деревни. Также этим рассказом автор пытается до нас донести правильность отторжения плохих эмоций от нашей жизни и внедрения хороших и хорошего отношения ко всему, что есть в нашей жизни. Исходя из этого, автор предлагает нам стать более добрыми и отзывчивыми, и не быть похожими на прежнего Фильку.

Для 5 класса

Другие детали анализа

События в рассказе «Теплый хлеб» строго следуют одно за другим, Паустовский как бы ведет читателя, постепенно раскрывая характеры героев, и показывает, что двигает ими. Конечно, в рассказе присутствуют сказочные мотивы, которые умело переплетаются с реальными событиями. Таким образом создается единая композиция. Интересно, что с помощью устаревших оборотов речи и фольклорных выражений повествование приобретает особые краски и выглядит весьма своеобразным.

Обязательно в анализе «Теплый хлеб» подчеркнем суть идеи автора. Человека красит душевная щедрость, сострадание и отзывчивость. Когда человек поступает по-доброму, доброта возвращается к нему, а равнодушное отношение к другим влечет за собой беды и зло. Кроме того, если ты вовремя осознаешь свою ошибку и готов исправиться, это обязательно изменит положение и найдет отклик в сердцах окружающих.

Надеемся, что анализ рассказа «Теплый хлеб» будет полезен для вас. Мы рассмотрели краткое содержание произведения, образ главных героев и мысль автора, которую он хотел донести до читателей. Если вы будете писать сочинение по рассказу «Теплый хлеб» Паустовского, обязательно включите эти мысли.

Сказку «Теплый хлеб» К. Паустовский создал в 1954 г. Всего 9 лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны, поэтому в произведении реализовались военные мотивы. Впервые «Теплый хлеб» напечатали в детском журнале «Мурзилка», а спустя 19 лет после написания сказки появился одноименный короткометражный мультфильм.

В произведении можно выделить узкую тему – большое горе, вызванное Филькиным поступком и широкую – добро и зло. К. Паустовский показывает, что любой несправедливый, жестокий поступок наказуем. В то же время, писатель утверждает, что ошибку всегда можно исправить, если захотеть этого; человеку, который хочет искупить вину, нужно давать шанс.

Сюжет сказки «Теплый хлеб» раскрывается последовательно. Уже с первых строк можно догадаться, что события, описанные в произведении, происходили в военное время. В сюжете тесно переплетаются реальное и фантастическое.

В экспозиции К. Паустовский рассказывает о раненом коне, знакомит читателя с загадочным мельником Панкратом и с Филькой. Завязка – эпизод, в котором Филька обижает коня. Развитие событий – рассказ о том, как на Бережки спустились вьюга и крепкие морозы, разговор Фильки с бабушкой, рассказ о том, как мальчишка исправляет свою глупую ошибку. Кульминация произведения отдалена от развязки. Больше всего читатель волнуется, когда вместе с Филькой узнает, что люди могут погибнуть. Развязка – теплый ветер помогает людям пробить лед, женщины пекут хлеб, а Филька мирится с конем.

Для раскрытия темы и развития сюжета писатель создал оригинальную систему образов. Главные герои – и старый мельник Панкрат, второстепенные – конь, бабушка, сорока, ребята и старики, которые пробивали лед. Отдельным образом можно считать природу, так как она влияет на жизнь людей, имеет свой характер

Автор акцентирует внимание на поведении героев, их внешность описана схематично. В лаконичных характеристиках подчеркиваются детали, которые играют важную роль в реализации идеи.

Образ Фильки динамичный, ведь на его примере автор показывает, насколько может поменяться человек, если сам этого захочет. В начале произведения перед нами грубый мальчишка, которому тяжело найти общий язык с окружающими, в конце он становится ответственным, добрым и дружелюбным. Мельник Панкрат и бабушка Фильки – воплощение народной мудрости. На примере Панкрата писатель также показывает, что внешность может быть обманчивой. Образы коня и природы помогают автору раскрыть сюжет.

В сказке «Теплый хлеб» важную роль играют художественные средства. При помощи эпитетов, метафор, сравнений созданы портреты и пейзажные зарисовки: «сердитый старик», «Филька был молчаливый, недоверчивый», «пронзительный ветер», «к ночи небо зазеленело, как лёд», «от охлаждения сердца». Тем не менее, текст не изобилует тропами, что приближает его к фольклорным произведениям.

«Теплый хлеб» К. Паустовского – оригинальная интерпретация вечной темы добра и зла, впечатляюща читателя сюжетом и образами.

Основные персонажи рассказа

В истории всего 3 главных действующих лица. Главный персонаж — нелюдимый мальчик, второстепенные — мельник и бабушка. Краткое описание героев:

  • Филька. Угрюмый, со сложным характером, имеющий привычку часто говорить: «Да ну тебя!», когда ему что-то предлагали. Постепенно к нему привязалось это прозвище.
  • Панкрат. Добрый мельник, мудрый и рассудительный человек. По своей доброте Панкрат приютил раненого коня, оставленного красными кавалеристами.
  • Бабушка. С ней жил Филька, и она же рассказала ему историю, как в Бережках от людской злобы случился страшный холод.

Сорока и конь по имени Мальчик играют в произведении не последнюю роль. Хотя «Тёплый хлеб» чаще называют рассказом, по жанровой принадлежности он относится к сказке, поэтому животные, птицы тоже могут быть отнесены к главным героям. В произведении К. Паустовского упоминаются и другие действующие лица — хозяйки, кавалеристы, мальчишки, старики.

Композиция

Композиция произведения является линейной. Сюжет раскрывается последовательно.

  • Введением становится история о том, как в деревне появился раненый конь и познакомился с главным героем мальчиком Филькой.
  • Завязка сюжета заключается во встрече животного и мальчика, их конфликте. По поручению деда Панкрата, Фильке придется выполнять задачи, которые приводят к кульминации сказки и ее развязке.
  • Вторая встреча Фильки и старого коня является кульминацией. Это самый эмоциональный момент повествования. Конь прощает ребенка, а груз вины, который тяготил Фильку уходит. Сердце его оттаивает.
  • По сути, этот же момент является и развязкой произведения.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: