Содержание произведения
Это роман о мироощущении и социальной несправедливости людей, оказавшихся почти на грани нищеты. Они выбиваются из сил и не могут построить жизнь с учетом своих внутренних желаний, а только сражаются за собственное существование.
Главными персонажами являются Варвара Доброселова и Макар Девушкин. Они переписываются и в письмах сообщают об отношении к происходящим событиям, делятся собственными мечтами и представлениями о жизни. Их настигают всевозможные несчастья, которые увеличиваются к концу произведения. Доброселова для Макара является почти смыслом жизни, он пытается помочь девушке.
Она хочет ответить ему тем же, девушка зарабатывает шитьем, однако этих средств не хватает, при этом плохое здоровье иногда не позволяет ей подрабатывать. В конце видно, как уставшая Варвара с трудом выбиваться из бедности и беспокоится о том, что Девушкин тратит на нее последние сбережения. Она принимает предложение руки и сердца бывшего обидчика Быкова, именно он обесчестил девушку. Макар против этого брака, он пытается отговорить ее, но женщина все же не изменяет решения.
В последнем сообщении Девушкин рассказывает о своих чувствах, об ощущении утраты. Поскольку сейчас Макару не для кого жить, он остался одиноким. У Быкова нет задачи сделать Варю счастливой. Помимо этого, возможно, что она не сможет выдержать дороги и скончается от чахотки.
Мармеладов в романе Достоевского
Тема бедности и унижения прослеживается во многих романах Ф. М. Достоевского. В «Преступлении и наказании» эта сюжетная линия связана с второстепенным героем по имени Семен Захарович Мармеладов. Что это за герой, и какова его история жизни?
Семен Захарович Мармеладов – отставной советник, отец Сони Мармеладовой. Он уже немолодой мужчина старше 50 лет. Несмотря на свой неряшливый вид и образ пьяницы, в его глазах еще не потух огонь жизни
Встреча с Раскольниковым происходит в кабаке, и герои сразу обращают друг на друга внимание
Мармеладов опознал в студенте образованного юношу, для которого распивание спиртных напитков на постоянной основе было непривычно. Раскольникова удивила речь бывшего чиновника: она была витиеватой, правильной и приятной.
Вот как автор описывает Мармеладова:
«Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие».
Несмотря на свое ужасающее материальное положение, Мармеладов старается оставаться человеком: он любит свою родную дочь соню, а также троих приемных детей – Лиду, Полю, Колю.
Малышей он обучает грамоте, приносит им сладости. Соню, которой от безнадежности пришлось заняться постыдным занятием, он жалеет и считает себя перед ней виноватым, однако сделать ничего не может.
Невозможность справится со своим недугом и противостоять пьянству определяет Мармеладова, как слабого, безвольного и бесхарактерного человека. Он понимает, что его вредная привычка может погубить семью, но, продержавшись всего месяц и восстановившись в звании, он снова уходит в запой.
Судьба Мармеладова
О судьбе Мармеладова читатель узнает при первом знакомстве с ним Раскольникова. Он сам рассказывает историю жизни, анализируя поступки, которые он совершал. Семен Захарович сообщает, что у него есть 18-летняя дочь, которая вынуждена зарабатывать проституцией, чтобы обеспечивать себе и семью.
Мать Сони умерла четыре года назад, но через некоторое время Мармеладов снова женится на Екатерине Ивановне, вдове с тремя детьми.
Главной причиной такого решения становится жалость Мармеладова к Екатерине, которая жила в унизительной бедности, из которой ее и собирался спасти Семен Захарович. В то время он еще числился на службе в провинции и мог обеспечивать семью. Но после сокращения он не смог найти себе занятия и стал выпивать.
Жизнь Мармеладова в романе трагически обрывается под копытами лошади. Свидетелем этого трагического события становится Родион Раскольников.
Семья Мармеладовых была собирательным образом всех тех людей, которые не жили, а просто существовали из-за нищеты. Для автора произведения семья Мармеладовых была значима еще тем, что смогла раскрыть отдельную линию, трагичную судьбу целой семьи, находящейся в бедственном положении.
Родион Раскольников видит бедное положение семейства Мармеладовых и все больше убеждается в своей теории. Возможно, встреча с Семеном Захаровичем, а затем и Катериной Ивановной стала поводом для проверки своей идеи – убийства старухи-процентщицы ради блага таких вот бедных людей, какими были Мармеладовы.
Моральные качества героя
Писатель наделяет Мармеладова добротой, благородством, доверчивостью. Именно такую характеристику дает Семену Захаровичу Катерина. Женщина упоминает, что мужчина любит и уважает семью. Единственный крупный минус героя – слабость. Мягкость, доброта, слабохарактерность толкает мужчину доверяться «развратным» особам, пить с ненадежными людьми. Это описания наталкивает на вывод, что Мармеладов за всю свою жизнь не научился разбираться в людях.
Происхождение Мармеладова
Автор намекает, что Семен Захарович – малообразованный человек. Мармеладов происходил из простой, обычной, не благородной семьи. Социальное положение героя и Катерины Ивановны отличается. Вторая супруга мужчины – женщина, получившая хорошее образование и воспитание. Катерина происходила из известного рода. Мармеладов сравнивает себя со зверем (так герой подчеркивает свою неотесанность). Семен Захарович упоминает, что отец Катерины – штаб-офицер. Мужчина удивляется, почему столь благородная особа согласилась на такое замужество. Мармеладов подчеркивал, что жена – благородная женщина с «высоким сердцем».
Испытания семьи Мармеладовых
Ситуации, описанные автором, наводят на мысль об уме Мармеладова. Писатель подмечает, что глаза героя «светились умом». Во взгляде Семена Захаровича просматривались восторженность, осмысленность, интеллект – в сочетании с безумием. Четыре года до описываемых событий семья Мармеладовых проживала в провинциальном городке. Семен Захарович продержался год: работал на совесть, не выпивал, вел себя достойно. Но потом Мармеладов лишился должности и бросился в пьянство. Начался период странствий, бедствования. Семья переезжает в столицу спустя полтора года. Семену Захаровичу предложили новую должность. Однако страсть к выпивке не позволила герою продержаться на работе.
Алкоголизм героя приводит к страшной нищете семьи. Еды не хватало. Отчаяние толкнуло Соню получить «желтый билет», заняться «непристойными делами». Девушка зарабатывала средства, чтобы прокормить всю семью. Мармеладов с каждым разом вел себя все хуже и хуже: обманывал родных людей, крал вещи из дома. Героя влекло лишь одно дело – выпивка.
Популярные сочинения
Сочинения по произведениям Некрасова
Любовь это удивительное чувство, которое дарит ощущение бабочек в животе, эмоциональный взрыв и абсолютное чувство счастья. Находясь в так называемой эйфории человек способен на неожиданные поступки
И.К. Айвазовский известен многим как мастер морских пейзажей. Однако талантливый человек талантлив во всем, потому у мастера кисти существовали и другие, совершенно не связанные с водной гладью, работы.
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/dostoevskij/semya-marmeladovyh-v-romane-prestuplenie-i-nakazaniehttp://obrazovaka.ru/sochinenie/prestuplenie-i-nakazanie/semya-marmeladovyh-obraz.htmlhttp://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/dostoevskij/harakteristika-semi-marmeladovyh-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie
голоса
Рейтинг статьи
Вариант 2
Впервые мы узнаем о Соне почти в самом начале произведения от ее отца — чиновника Мармеладова: он рассказывает Раскольникову всю свою и ее нелегкую судьбу. Сонечка – дочь Мармеладова от первого брака. Когда ей было четырнадцать лет, Мармеладов женился вторично на Катерине Ивановне, вдове с тремя малыми детьми. Мармеладов пил, денег не было. И в такой среде до определенного возраста жила Сонечка Мармеладова, пока Катерина Ивановна в один из приступов озлобленности не высказала ей прямо о дармоедстве. А Сонечка была девушка не очень образованная и воспитания должного не получила. И могла, к сожалению, заработать только одним способом.
Но у Сонечки есть масса положительных черт и достоинств. Она – добрая во всех смыслах этого слова: не злая и не жадная. Денег у нее в обрез, а она поит чаем детей портного Капернаумова, у которого нанимает комнату.
Сонечка – не злопамятная. Сколько она вытерпела от Катерины Ивановны – и крик, и битье, а не помнит зло, потому что не хочет помнить. Она пошла на панель, а ее папочка этому не препятствовал, потому что лежал пьяный. И она никогда не вспоминает об этом, потому что не хочет.
Она способна на жертвы – приносит в жертву для блага семьи и чужих детей свою молодую жизнь со всеми вытекающими отсюда последствиями. И у нее очень сильная воля – ведь чтобы терпеть все это, надо быть очень сильным человеком. И ей удается убедить Раскольникова принять страдание и искупить себя им, а он соглашается.
Сонечка может не только слушать, а слышать и понять, что является очень редким и ценным качеством. И поэтому Раскольников именно ей доверяет свою страшную тайну. Она видит, что действительно происходит с человеком, а не голые факты: убил, но какие страдания внутри.
У Сонечки внутри есть Бог, и она живет по Божьим заповедям: действительно любит ближних, как саму себя, никого не осуждает – ни отца, ни Катерину Ивановну. Когда Лужин обвиняет ее в краже денег, то даже Катерина Ивановна вступается за Сонечку, потому что она никогда не берет чужого. На первом месте у нее стоит душа – надо повиниться, а то замучаешься. А в душе – вера: Сонечка верит, что ее кипарисный крестик поможет Раскольникову.
Соне очень мало надо – она себя одну завсегда прокормит. Почти весь свой заработок она отдает отцу – пьянице и его семье, не спрашивая, куда уходят деньги.
Сонечка оказывается очень надежной и на нее можно положиться: она не бросает Раскольникова, а следует за ним в Сибирь. Там всегда находится рядом, регулярно пишет обо всем родным, потому что Раскольников относится ко всему равнодушно и отношений с родными не поддерживает. И ее, тоненькую и хрупкую, говорящую тихо и никогда не заискивающую, уважают арестанты за ее труд и любовь к ближнему.
Имя Сонечка Мармеладова давно стало именем нарицательным, примером сочетания в человеке огромной любви, терпения и жертвенности, которые в наше время, к сожалению, становятся все большей редкостью.
Критика общества через семью Мармеладовых
Семья Мармеладовых в «Преступлении и наказании» является не только символом разложения, но и критикой общества. Отдельные персонажи семьи выступают в романе как примеры тех, кто оказался жертвой общественного неравенства и бедности.
Главный мучительный тезис романа заключается в противоречии между богатством и нищетой, которое преследует как действующих героев, так и множество фоновых персонажей. Таким образом, семья Мармеладовых функционирует в романе как отражение неравенства и бедности во всём обществе России.
В результате, такие характеристики как моральная гниль и алкоголизм, которыми отличаются представители семьи Мармеладовых, являются признаками пересечения человека с нижней социальной стратой. Общество, которое создали герои романа, не устраивает, их и других членов сообщества, они бросают вызов длительно существующим устоям и навязыванию норм, которые не распространяются на всех.
- Вместо вывода
- фактических обстоятельств в чрезвычайной степени сложных вопросов
- человеческих судеб, я здесь попытаюсь понять специфическую технику Ростовского.
Можно заключить, что семья Мармеладовых необходима для того, чтобы увидеть общественное разложение и страдания, связанные с ним. Жизнь этих героев может быть представительной только в целях демонстрации. Они позволяют автору выразить критику социальных недостатков и проявить реалии жизни в России во время правления Николая I.
Характеристика Сонечки
Сонечка — старшая дочка Семена, оставшаяся от первого брака.
Ее жизнь, несмотря на говорящую фамилию, нельзя назвать мармеладом и сахаром. Светлой, милосердной 18-летней девушке, чтобы заработать немного денег, приходится жертвовать своей честью, достоинством. Способная к самопожертвованию героиня идет по «желтому билету». Хотя раньше она работала швеей.
Соню не волнует мнение окружающих, когда речь заходит о возможности прокормить голодающую семью. Девушка идет против нравственных внутренних принципов, чтобы помочь мачехе, которая доставляла ей раньше много проблем, младшим сводным сестрам и брату.
Сонечка не умеет осуждать людей за проступки, поэтому даже последними деньгами делится с отцом, потратившим все на выпивку.
Охарактеризовать Соню можно кратко несколькими словами:
- милосердная;
- жертвенная;
- добросердечная;
- отзывчивая;
- честная.
При этом молодая женщина умна, проворна, способна любить. Юная героиня влюблена в Раскольникова, поэтому после суда над Родионом она отправляется за ним в Сибирь.
Символика и образы Санкт-Петербурга в литературе Достоевского
Санкт-Петербург является неотъемлемым символом и образом в произведениях Федора Достоевского. Город на Неве становится своего рода метафорой для проблем и тем, затрагиваемых писателем, а также отражает его взгляды на общество и человеческую природу.
В произведении “Преступление и наказание” Санкт-Петербург принимает на себя роль судьи, строгого и бескомпромиссного. Город становится местом, где главный герой, Родион Раскольников, чувствует на себе тяжесть своих преступлений и наказания. Петербургские улицы и дома становятся свидетелями его внутренней борьбы и морального разложения.
Другим ярким образом Санкт-Петербурга в творчестве Достоевского является Петровская сторона, район военных казарм. В романе “Братья Карамазовы” этот район выступает в качестве символа грубости, насилия и разрушения. В нем проживают неуравновешенные и жестокие персонажи, создающие атмосферу напряженности и конфликта.
Санкт-Петербург также предстает перед нами в творчестве Достоевского как город масок, где каждый человек скрывает свои истинные намерения и чувства. В романе “Идиот” главный герой, князь Мышкин, сталкивается с лицемерием и фальшью общества, представленными в жизни Петербурга.
Таким образом, образы и символика Санкт-Петербурга в литературе Достоевского являются важными элементами, позволяющими писателю исследовать человеческую природу и общество, а также передать свои мировоззрение и характерные черты города эпохи.
Невский проспект: символ города и очертание характеров героев
Невский проспект – одна из главных достопримечательностей и символов Санкт-Петербурга. Этот протяженный проспект играет важную роль не только в реальной жизни города, но и в произведениях Фёдора Достоевского. В своих романах писатель часто описывал Невский проспект как главную улицу города, которая служит фоном для повествования и символизирует различные аспекты городской жизни.
Невский проспект не только представляет историческое значение для Санкт-Петербурга, но также является символом социальных и психологических характеристик героев Достоевского. На этой улице сливаются различные слои общества – от богатых аристократов до бедных простонародных людей. Герои Достоевского, часто прогуливаясь по Невскому проспекту, выступают в роли социальных наблюдателей, обнаруживая свои внутренние противоречия и душевные терзания.
Но Невский проспект не только символизирует различные классы общества, но и иллюстрирует силу и динамику городской жизни. В работах Достоевского Невский проспект оживает суетливым движением – шум от карет, толпы прохожих и торговцев, возникающих на фоне рекламных вывесок и многочисленных уличных магазинов. Писатель внимательно проникает в душу своих персонажей, раскрывая их через их отношение к Невскому проспекту. Таким образом, улица становится зеркалом для душевных состояний и мировоззрения героев.
В целом, Невский проспект в произведениях Достоевского является непросто фоновым декором, но приобретает собственный символический и эмоциональный смысл. Он олицетворяет бурное развитие города и одновременно является свидетельством душевных подвигов и трагических судеб героев. Невский проспект, как символическая ось города, разворачивается перед нами как геройский портрет, способный раскрыть самые глубокие и таящиеся аспекты городской жизни и человеческой души.
Петроградская сторона: образ лошадиных мостов и парков
Петроградская сторона Санкт-Петербурга, которую мы знаем по произведениям Фёдора Достоевского, представляется нам весьма уникальной сочетанием природы и архитектуры. Один из характерных элементов этого района – лошадиные мосты, которые легко узнать благодаря особенному дизайну.
Лошадиные мосты воспеваются в произведениях Достоевского и становятся символом его города. Прогуливаясь по паркам, герои романов мастера слов наслаждаются красотой природы и мостов, которые переплетаются с клумбами и алеями. Этот образ лошадиных мостов внесён в канон петербургской литературы.
Также на Петроградской стороне города расположено множество парков, где встречаются символические образы тех лошадиных мостов, которые являются характерным элементом этого района. Здесь можно увидеть статуи лошадей, фонтаны с изображением лошадей, а также разнообразные скульптуры, созданные в стиле этой природной архитектуры.
Романтический образ лошадиных мостов и парков, олицетворяющих Петроградскую сторону города, продолжает жить в литературе и искусстве и подтверждает свою значимость в культуре Санкт-Петербурга.
Дети Катерины Ивановны
Мастерство писателя проявилось высочайшим образом в описании детей Катерины Ивановны — так трогательно, подробно, реалистично он описывает этих вечно голодных детей, обреченных жить в нищете.
«…Самая маленькая девочка, лет шести, спала на полу, как-то сидя, скорчившись и уткнув голову в диван. Мальчик, годом старше ее, весь дрожал в углу и плакал. Его, вероятно, только что прибили. Старшая девочка, лет девяти, высокенькая и тоненькая как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке и в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовомбурнусике, сшитом ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь и до колен, стояла в углу подле маленького брата, обхватив его шею своею длинною, высохшею как спичка рукой. Она… следила за матерью своими большими-большими темными глазами, которые казались еще больше на ее исхудавшем и испуганном личике…» — это трогает до глубины души. Кто знает — возможно то, что они в итоге попадают в детский дом, более лучших выход, чем остаться на улице и попрошайничать.
Семья Мармеладовых в романе «Преступление и наказание»: характеристика, описание
- Семен Захарович Мармеладов (отец семейства)
- Катерина Ивановна Мармеладова (его жена)
- Софья Семеновна Мармеладова (дочь Мармеладова от первого брака)
- трое детей Катерины Ивановны от первого брака:
- дочь 10 лет — Поленька
- сын 7 лет — Коленька
- дочь 6 лет — Лидочка (также зовется Ленечкой)
Ниже представлено описание каждого из членов семьи Мармеладовых.
Семен Захарович Мармеладов
Семен Захарович Мармеладов — отец семейства Мармеладовых, спившийся чиновник (носит чин титулярного советника), мужчина средних лет. От первой жены у него есть взрослая дочь Соня Мармеладова. За 1,5 года до событий, описанных в романе, семья Мармеладовых переезжает в Петербург. Здесь чиновник Мармеладов находит достойную работу, но из-за пьянства вскоре теряет ее. По его вине семья остается без средств к существованию. В конце концов пьяный Мармеладов попадает под лошадь и умирает. Смотрите: Все материалы о Мармеладове
Соня Мармеладова
Софья Семеновна Мармеладова — единственная родная дочь чиновника Мармеладова. Соне около 18 лет. Это добрая, отзывчивая, честная, искренняя девушка. Соня малообразованна, но при этом достаточно умна. Когда Соне было 14 лет, ее отец господин Мармеладов женился на Катерине Ивановне. Бедная Соня вынесла много обид от своей мачехи, но не держит на нее зла. Ранее Соня работала швеей, но это не приносило ей необходимого дохода. В конце концов бедная девушка, видя страдания мачехи и ее детей, пошла «по желтому билету», то есть занялась «непристойной» работой. Соня, насколько может, помогает деньгами отцу и мачехе. При этом добрая Соня не осуждает отца-пьяницу, который на самом деле виноват в ее тяжелой судьбе. Девушка настолько добра, что может отдать отцу последние деньги, зная, что тот потратит их на выпивку. Смотрите: Все материалы о Соне Мармеладовой
Катерина Ивановна Мармеладова
Катерина Ивановна Мармеладова — это молодая женщина в возрасте около 30 лет. Она образованна, умна и вышла из хорошей семьи. Будучи молодой девушкой, она влюбилась в пехотного офицера по имени Михаил, бежала с ним из родительского дома и вышла замуж. К сожалению, офицер увлекался картами, в результате чего попал под суд и умер. Катерина Ивановна осталась вдовой с тремя детьми. Родственники отказались ей помогать, и бедная женщина оказалась в страшной нищете. В этот момент она встретила Мармеладова, который и женился на ней из жалости. По характеру Катерина Ивановна является эмоциональной, горячей и гордой женщиной. Она трудолюбива, любит чистоту и порядок. Она неустанно занимается работой по дому: стирает, убирает, штопает одежду и т.д. В конце концов нищета и постоянные заботы подрывают здоровье бедной женщины. Она заболевает чахоткой (туберкулезом), ее состояние ухудшается на глазах. Катерина Ивановна умирает от чахоточного кровотечения в день похорон своего мужа господина Мармеладова. Троих детей женщины отправляют в детский дом. Смотрите: Все материалы о Катерине Ивановне
Трое детей Катерины Ивановны
У Катерины Ивановны есть трое детей от первого брака с мужем-офицером:
- дочь 10 лет — Поленька
- сын 7 лет — Коленька
- дочь 6 лет — Лидочка (также зовется Ленечкой)
О детях Катерины Ивановны известно следующее:
- https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1424-harakteristika-semi-marmeladovyh-prestuplenie-i-nakazanie.html
- https://nauka.club/literatura/marmeladovy.html
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/prestuplenie-i-nakazanie/semya-marmeladovyh-obraz.html
- https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/semya-marmeladovyx-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-f-m-dostoevskij.html
- https://www.literaturus.ru/2020/07/semja-marmeladovyh-harakteristika-opisanie-prestuplenie-i-nakazanie.html
Семья Мармеладовых в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Лучшие экзаменационные сочинения: 400 золотых страниц.
(49 голоса, среднее 4.59 из 5)
Особе место в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» занимает семья Мармеладовых. Эти люди ведут нищенское беспросветное существование, всем им «идти больше некуда». «Бедность не порок…» — говорит Мармеладов Раскольникову. — «Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто».
От горькой нищеты глава семейства становится пьяницей, а когда судьба улыбнулась ему, слишком поздно, и он получил место, он не смог удержаться на нем долго — у него не было сил противиться своему недугу. Из-за всего этого Мармеладов ходит из кабака в кабак и пропивает последние гроши.
Его жена, Катерина Ивановна, — немолодая женщина, болеющая чахоткой, много выстрадала в своей жизни. Она очень гордая. По словам Сонечки, «Катерина Ивановна справедливости ищет, она чистая, она так верит, что во всем справедливость должна быть, и требует… И хоть мучайте ее, а она несправедливого не делает. Она сама не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается… Как ребенок, как ребенок!» Но судьба распоряжается иначе, жизнь с такой же варварской бессмысленной жестокостью расправляется с людьми, как пьяный Миколка со своей лошаденкой: умирает Мармеладов, а затем и Катёрина Ивановна.
Соня — сильный по своей натуре человек, но она неизбежно должна 6ыла пойти по пути «продажной» женщины. Мысли о позорном и бесчестном положении терзали ее с чудовищной болью. Но что же останавливало ее, чтобы не покончить жизнь самоубийством или окончательно не дать разврату властвовать над собой? Для нее очень много значила «мысль о грехе и они, те… бедные дети-сироты и эта жалкая полусумасшедшая Катерина Ивановна со своею чахоткой, со стуканьем об стену головою». Мне кажется, у Сони было настоящее «золотое сердце», ведь мачеха и ее дети для нее совершенно чужие, а она только ради них, только чтобы они не умерли с голоду, пошла на самое грязное и самое последнее дело. Уже давно заведено, что семью должен обеспечивать мужчина, а отец Сони был не в состоянии делать этого, он был зависим от алкоголя, поэтому ответственность за содержание легла тяжелым грузом на хрупкие плечи Сони.
Больно и тяжело читать те эпизоды в романе, где Достоевский рассказывает о детях Катерины Ивановны. Писатель настолько правдоподобно описывает облик, поведение и страдания этих маленьких существ, что можно реально представить их переживания и чувства в той обстановке, которая окружала их. А жизнь была не сахар: нищенское существование семьи, порой нечего было есть, вечные перебранки между пьяным отцом и чахоточной матерью, ужасные жилищные условия. Я считаю, если дети с раннего детства наблюдали такие безобразные сцены, то в будущем у них это может проявиться в виде отчуждения от людей, озлобленности. Ребенок очень болезненно воспринимает и переживает разногласия между родителями, у него д душе остается неприятный осадок после этого, он может вспоминать об этом и во взрослой жизни. Мать умирает, оставляя детей на голод, пороки и преступления.
Безнадежность — вот рок людей, перешедших за грань, отделяющую «приличную» бедность от нищеты.
Но кто же виноват в этом безграничном ужасе? Мы не можем назвать определенное лицо. Некоторые даже пытались помочь несчастным .— Раскольников, отдавший им свои последние деньги, хозяйка дома, где они жили. «Не отдельные злые люди виноваты в судьбе Мармеладовых, а тот безликий и неумолимый «процент», о котором говорит Раскольников. Но ведь статистический «процент» — зеркало общества, социального строя. Именно он оказывается виноватым в безнадежной нищете, безмерном горе, разврате и в возникновении таких «идей», которые толкают Раскольникова на преступление.
В своем романе Достоевский раскрывает не только социальные, но и психологические и нравственные проблемы.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
О чем это произведение?
Главными действующими лицами романа «Бедные люди» являются титулярный советник Макар Девушкин и бедная сирота Варенька Доброселова. Они общаются в письмах, всего было передано 54 штуки. Девушка стала жертвой насилия и теперь скрывается от обидчиков под покровительством дальнего родственника, который и сам еле сводит концы с концами. Они оба несчастны и очень бедны, но пытаются помочь друг другу, жертвуя последним. Их беды на протяжении всего повествования все больше увеличиваются, как в количественном, так и в качественном отношении, они находятся на краю пропасти, от гибели их отделяет один шаг, ведь поддержки ждать неоткуда. Но герой находит в себе силы тянуть лямку нищеты и продолжать развиваться по тем параметрам, которые задает его идеал. Девица дает ему книги и ценные рекомендации, а он отвечает ей поклонением и обожанием. Впервые у него появляется цель в жизни, и даже вкус к ней, ведь Варя занимается его воспитанием и просвещением.
Героиня пытается заработать честным трудом (шить на дому), но ее находит Анна Федоровна, женщина, которая продала сироту похотливому дворянину. Она вновь предлагает девушке проявить благосклонность к Быкову (богатому помещику, который обесчестил Варю), хочет ее устроить. Разумеется, Макар против этого, однако сам ничего предложить не может, ведь те деньги, которые он тратит на воспитанницу, — последние, да и их не хватает. Сам он живет впроголодь, его неухоженный внешний вид создает ему проблемы на работе, а перспектив в его возрасте и положении нет никаких. От жалости к себе и ревности (к Варе приставал офицер) он начинает выпивать, за что подвергается осуждению со стороны своей Вареньки. Но происходит чудо: автор спасает героев от голодной смерти с помощью начальника Девушкина, который дает ему 100 рублей безвозмездно.
Но это не спасает их от нравственного падения, которое описывает Достоевский. Девушка принимает ухаживание своего обидчика и соглашается на брак с ним. Ее покровитель ничего не может поделать и смиряется с судьбой. Фактически Макар Алексеевич и Варенька остаются живы, у них появляются средства, но они теряют друг друга и, наверняка, это и станет для обоих концом. Бедный чиновник живет только для сироты, она и есть смысл его жизни. Без нее он пропадет. И Варенька тоже, выйдя замуж за Быкова, погибнет.
Критика
«Новый Гоголь явился», — так отреагировал на дебютную книгу Достоевского выдающийся литературный критик Виссарион Белинский. Эту оценку можно трактовать двояко. С одной стороны, сравнение с Гоголем – явный комплимент, а, с другой, – намек на вторичность. Стоит ли быть «новым Гоголем», когда есть «старый», который является уже признанным классиком.
И, тем не менее, Белинский восторженно отозвался о романе, отметив феноменальный талант автора. Восторг Белинского от первого романа Достоевского разделил и Н. А. Некрасов, чей собственный литературный дебют оказался не очень удачным.
Вторую сторону «сравнения с Гоголем», а именно – вторичность, отметил критик Петр Плетнев. Из всего романа он положительно отозвался лишь о дневнике Вари. Негативно отозвался о книге и Фаддей Булгарин, он критиковал роман за «натурализм», а Степан Швырев из журнала «Москвитянин» отметил «чрезмерную увлеченность филантропическими» идеями.
Сравнение с Гоголем порождает вопрос, а что же думал сам Николай Васильевич о романе молодого автора. Прочитав «Бедных людей», Гоголь в целом положительно отнесся к книге, он отметил, что автор обладает талантом, но он ещё молод и у него «много говорливости».
История показала, что «говорливости» у автора не поубавилось, большинство его произведений достаточно объемны, но из «нового Гоголя» он стал «первым Достоевским», став в ряд признанных классиков мировой литературы.
Проблематика романа «Бедные люди»
Проблематика романа «Бедные люди» является одной из ключевых тем, которые затрагивает Достоевский в своем произведении. Он описывает жизнь бедняков, их трудности и страдания, а также проблемы, связанные с социальным неравенством и бедностью. Главным героем романа является Макар Девушкин, который живет в крайней нищете и бедности. Он страдает от отсутствия денег, несправедливости и безысходности своего положения. В то же время, Достоевский показывает, что бедность не только материальная, но и духовная, и что она может привести к моральному разложению и душевной болезни. Роман «Бедные люди» является глубоким и трогательным произведением, которое заставляет задуматься о проблемах бедности и социальной несправедливости.