Почему салтыков щедрин обратился к жанру сказки кратко

Почему салтыков-щедрин обращается к жанру сказок: анализ и особенности

Краткое содержание сказки «Карась-идеалист»

Вся завязка и развязка сказки строится на взаимодействии трех персонажей: карася, щуки и ерша. Каждый из них наделен особыми чертами, характерными для представителей социального слоя, реакцию которых они и описывают.

Карась, как можно понять по названию, идеалист. Он входит в низший социальный слой. Карась считает, что все в этой жизни определяется добром и вежливым отношением к окружающим. Рыба надеется, что однажды мир станет комфортным для всех, что щука не будет есть других рыб.

Ерш — реалист, но тоже входит в низший слой. Ерш понимает, что достичь социального равенства никак не получится. Всегда будет кто-то, кто захочет тебя «съесть» (в сказке — в прямом смысле). Именно поэтому ерш может более адекватно воспринимать окружающую действительность, ведь вера во всемирное добро не создает пелену около его глаз.

Щука — высший социальный слой. В ее зубах находится власть над жизнями низшего слоя. Она в любой момент может съесть и карася, и ерша. Ее власть — абсолютна, ведь никто не сможет ей противиться. Если щука захочет, она съест любого.

Завязка сюжета начинается в споре. Карась пытается доказать, что можно построить идеальный мир для всех. Ерш же уверен, что ничего из этого не выйдет, ведь каждый имеет потребности, которые могут лишать других жителей водоема каких-то прав. Заканчивается спор на том, что карась пытается доказать возможность отказа щуки от поедания мелкой рыбы.

Так, он пытается поговорить с щукой. Та, как услышала о том, что карась хочет создать закон о запрете поедания рыбы другой рыбой, удивляется. Карась было начинает думать, что его съедят, но все обходится.

В следующий раз щука, услышав слово «добродетель» съедает карася. На этом его история подходит к концу.

Желчный идеалист

Жизнь потомственного дворянина Михаила Евграфовича Салтыкова, взявшего псевдоним Щедрин, пришлась на правление трех императоров: Николая I, Александра II и Александра III. При первом в наказание за вольнодумство писателя отправили в ссылку: с 1848 года он семь лет проживал в Вятке (ныне Киров) и работал мелким чиновником, заполняя отчеты и разъезжая по уездным городам. Именно тогда были написаны «Губернские очерки», первое большое щедринское произведение, описавшее тоску провинциальной жизни. 

После смерти Николая и начала александровских реформ Салтыкову-Щедрину разрешили уехать из Вятки – чиновная его карьера продолжилась на другом уровне, он дослужился до вице-губернатора Тверской губернии. Параллельно шла в гору карьера писательская: «Губернские очерки» снискали серьезную популярность, а с 1868 Салтыков оставил службу и сосредоточился на работе в «Отечественных записках», которые тогда издавал Николай Некрасов. Именно в этом журнале вышли и сатирическая «История одного города», и «Господа Головлёвы», и многие другие работы зрелого Щедрина. Некрасов высоко ценил коллегу, хотя поначалу (в конце 1850-х) и считал «туповатым, грубым и страшно зазнавшимся господином». 

«Угловатость в манерах и обхождении общеизвестна и не на одного Некрасова действовала отрицательно», – отмечал литературовед Владислав Евгеньев-Максимов. Веселым нравом Салтыков, мягко говоря, не отличался: всю жизнь его мучило кошмарное несоответствие между идеалами – вырос он в религиозной семье, а позже с удовольствием читал французских социалистов с их рассуждениями о справедливом устройстве общества – и реальностью. Кроме того, писатель был замкнут, мнителен и подвержен всяческим болезням. 

Впрочем, работать Щедрину это не мешало. Писал он неутомимо, очень ценил работу в журнале – и закрытие «Отечественных записок» в 1884-м году, когда после убийства Александра II новый император начал закручивать цензурные гайки, сильно ударило по писателю. Спустя пять лет он умер, не закончив последнее произведение, «Забытые слова», где собирался напомнить людям о таких важных словах как «совесть», «отечество», «человечество» и прочих. Не успел. 

Чему учит сказка «Премудрый пескарь»

Автор иносказательным языком пытается заставить читателя переосмыслить важнейшую философскую тему – о смысле жизни.

Именно то, на что человек растратит свою жизнь, и станет в итоге основным критерием его мудрости.

С помощью гротескного образа пескаря Салтыков–Щедрин пытается донести эту мысль до читателя, предостеречь молодое поколение от неверного выбора своей стези, а более старшему предлагает задуматься о достойном финале жизненного пути.

На примере пескаря автор показывает, как малодушие и трусость могут заставить совсем неглупого, подающего надежды человека вести «растительную» жизнь, и в итоге расточить ее впустую.

История не нова. Евангельская притча о человеке, закопавшем свой талант в землю, как раз об этом. В ней дается самый первый и главный нравственный урок на эту тему. В дальнейшем в литературе неоднократно поднималась проблема маленького человека «твари дрожащей», и его места в обществе.

Но при всем этом изрядная часть поколения современников Салтыкова–Щедрина знакомая с литературным наследием предков, образованная, и в меру либеральная, не сделала нужных выводов, поэтому во множестве своем являла собой именно таких пескарей, не имеющих ни гражданской позиции, ни социальной ответственности, ни стремления к позитивному преобразованию общества, окопавшись в своем мирке и дрожа от страха перед власть имущими.

Любопытно, что само общество тоже считает подобных особей балластом не интересным, глупым и бессмысленным. О пескаре обитатели водоема высказывались крайне нелицеприятно, несмотря на то, что он жил, никому не мешая, никого не обижая и не наживая врагов.

Конец жизни главного героя очень показателен – он не умер, не был съеден. Он исчез. Автор выбрал такой финал, чтобы еще раз подчеркнуть эфемерность существования пескаря.

Основная мораль сказки в следующем: если при жизни человек не стремился делать добро и быть нужным, то и смерти его никто не заметит, потому что существование его не имело смысла.

Во всяком случае, перед смертью главный герой сожалеет именно об этом, задавая себе вопросы – кому он сделал доброе дело, кто сможет его с теплом вспомнить? И не находит утешительного ответа.

Салтыков-Щедрин, Анализ произведения История одного города, План

Салтыков-Щедрин — это русский писатель, который написал много интересных произведений. Одной из известных его работ является История одного города. По ней и сделаем анализ произведения сегодня.

Салтыков Щедрин История одного города

Салтыков-Щедрин свою работу История одного города называет летописью небольшого города Глупов, которую он нашел и решил воспроизвести в своем произведении. Таким образом автор хочет создать иллюзию достоверности, стилизовав произведение под историческую хронику, где рассмотрен период с 1731 года по 1825 год.

В сочинении по произведению Салтыкова-Щедрина хочется отметить не просто историю какого-то придуманного писателем города под названием Глупов. Писатель, описывая историю Глупова, его градоначальников и жителей глуповцев иносказательно описывает часть истории России. Внимательный читатель обязательно проведет параллель и увидит в создании и формировании города Глупов, в смене его градоначальников, историю формирования Руси с ее правителями.

Сразу мы видим, как жители головотяпы, которые устали от постоянной вражды, решили найти властного человека. Он должен был все привести в порядок. Так был найден глупый князь, который создает новый город Глупов. Описывая ситуации, возникающие в городе во время правления князя, что отправляет править наместников вместо себя, писатель показывает период феодальной раздробленности.

Далее будет описание жизни города при разных его градоначальниках, где первым был Брудастый, в голове которого был органчик. Скорее всего автор данным образом показывает нам правление Русью Иваном Грозным.

После смерти Брудастого воцарилась анархия, далее городом пытаются управлять простые градоначальницы, которых было около шести человек. И здесь мы видим параллель, изображающую эпоху дворцовых переворотов.

После городом приходит править Двоекуров, который занялся пивоварением, медоварением, стал возделывать земли, словом, проводить реформы.

После смерти Доекурова приходит Фердыщенко, который сначала вроде как стал проводить правильную политику, город стал процветать, а далее безумные реформы, увлечение женщинами стали приводить к тому, что в городе воцарился голод.

С каждым последующим градоначальником ситуация только ухудшалась. Это были и борющийся за просвещение Бородавкин, и Негодяев, при котором население дичает, а город разоряется. Это были и Боневлевский, который не имея на то права, любил создавать законы, Прыщ — любитель балов и веселья. Ошибки властей приводят к ужасным последствиям, которые и описывает Салтыков-Щедрин в произведении за 8 класс под названием История одного города.

Замыкает список градоначальников Угрюм Бурчеев с деревянным лицом, идиот, который разрушил город, создав новый. Людям не нравился правитель и они готовили бунт, вот только смерч все решил за них. Он стер с лица земли любое напоминание о некогда существовавшем городе Глупов. Сам же градоначальник также бесследно исчез.

Читая произведение, многие его назовут сказкой, но по жанру История города намного сложнее. Это сатирический роман, где автор использует разные приемы, в том числе гротеск, иронию, юмор и сатирическую фантастику.

История создания

Если говорить об истории создания работы Салтыкова-Щедрина, то замысел формировался и возникал постепенно. Так сначала в 1867 году вышел рассказ о губернаторе с фаршированной головой. Позже он станет частью знаменитого произведения, о котором мы и пишем.

Работу над романом писатель начинает в 1868 году и пишет его до 1869 года. И только в 1870 году произведение увидело свет. Однако над ним продолжались доработки и вносились корректировки. Было первое, второе, а после и третье издание, которое выходит в 1883 году. Именно последнее издание дошло и до нас и именно его мы изучаем на уроке, знакомясь с писателем и его работой.

Герои произведения

Героями произведения История одного города являются 22 градоначальника, которые правили в городке Глупов. Все эти правители хоть и были разными людьми, но это были злобные куклы, которые только и хотели что уничтожить все мыслящее. Даже их фамилии говорят нам об их паразитизме, враждебности. Все они: Брудастый, Прыщ, Негодяев, Бородавкин и другие являются олицетворением произвола, самодержавия и жестокости.

План

1. История города Глупова и его жителей
2. Особенности градоначальников
3. Жизнь Глуповцев при Брудастом
4. Анархия в городе, женщины у власти
5. Двоекуров и его правление
6. Фердыщенко и голод в городе
7. Бородавкин и золотой век в Глупове
8. Войны за просвещение и его очередные градоначальники
9. Угшрюм-Бурчеев и конец существования Глупова
10. Оправдательные документы

Основные темы и проблемы сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Сказки приходят к нам из глубины народной жизни. Они передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, немного изменяясь, но сохраняя свой основной смысл. Сказки — итог многолетних наблюдений. В них комическое сплетается с трагическим, широко используется гротеск, гипербола (художественный прием преувеличения) и удивительное искусство эзопова языка. Эзопов язык — аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли. Это язык нарочито затемненный, полный недомолвок. Обычно он используется писателями, лишенными возможности высказывать мысли прямо. Форму народной сказки использовали многие писатели. Литературные сказки в стихах или прозе воссоздавали мир народных представлений, а иногда заключали в себе и сатирические элементы, например сказки А. С. Пушкина. Остросатирические сказки создает и Салтыков-Щедрин в 1869-м, а также в 1880-1886-х годах. Среди огромного наследия Щедрина они пользуются едва ли не наибольшей популярностью.

В сказках мы встретим типичных для Щедрина героев: здесь и тупые, свирепые, невежественные правители народа (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”), здесь и народ, могучий, трудолюбивый, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга”).

Сказки Щедрина отличаются истинной народностью. Освещая самые злободневные вопросы русской жизни, сатирик выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени. Мастерски использует он народный язык. Обращаясь к устному народному творчеству, писатель обогащал народные сюжеты фольклорных произведений революционным содержанием. Он создавал свои образы на основе народных сказок о животных: трусливом зайце, хитрой лисе, жадном волке, глупом и злом медведе.

Мастер эзоповых речей, в сказках, написанных в основном в годы жестокого цензурного гнета, он широко использует прием иносказания. Под видом животных и птиц им изображаются представители различных общественных классов и групп. Иносказание позволяет сатирику не только зашифровать, спрятать истинный смысл его сатиры, но и гиперболизировать в своих персонажах самое характерное. Образы лесных Топтыгиных, совершающих в лесной трущобе “мелкие, срамные” злодеяния или “крупные кровопролития”, как нельзя более точно воспроизводили самую сущность деспотического строя. Деятельность Топтыгина, который разгромил типографию, свалил в отхожую яму произведения ума человеческого, завершается тем, что его “уважили мужики”, “посадив на рогатину”. Его деятельность оказалась бессмысленной, ненужной. Даже Осел говорит: “Главное в нашем ремесле — это: laissez passer, laisses faire (позволять, не мешать). И сам Топтыгин спрашивает: “Я даже не понимаю, зачем воевод посылают! ” Сказка “Дикий помещик” — произведение, направленное против общественного строя, основанного не эксплуатации мужика. На первый взгляд это лишь забавная история глупого помещика, который ненавидел крестьян, но, оставшись без Сеньки и прочих своих кормильцев, совершенно одичал, а хозяйство его пришло в упадок. Даже мышонок его не боится.

Изображая народ, Салтыков-Щедрин сочувствует ему и одновременно осуждает его за долготерпение и безропотность. Он уподобляет его “рою” трудолюбивых пчел, живущих бессознательной стадной жизнью. “…Подняли мякинный вихрь, и рой мужиков вымело прочь из поместья”.

Несколько иную социальную группу населения России рисует сатирик в сказке “Премудрый пискарь”. Перед нами предстает образ до смерти перепуганного обывателя, “остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет”. Щедрин исследует в этой сказке вопрос о смысле и назначении жизни человека.

Итак, можно сказать, что и идейное содержание, и художественные особенности сатирических сказок Салтыкова-Щедрина направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях. Они в наше время не утратили своей яркой жизненности. Сказки Щедрина по-прежнему остаются в высшей степени полезной и увлекательной книгой миллионов читателей.

Эзопов язык помогает выявлять пороки общества. И сейчас он используется не только в сказках и баснях, но и в прессе, в телевизионных передачах. С экранов телевизоров можно услышать фразы, имеющие двойной смысл, обличающие зло и несправедливость. «Это происходит, когда о пороках общества нельзя говорить открыто.

Темы и мотивы

  • жизнь в подводном царстве;
  • взгляды либеральной прослойки;
  • пассивность.

Автор постарался подчеркнуть, что ценность либеральных воззрений ничтожна, если человек не принимает во внимание ту обстановку, что есть. Чтобы соблюсти ограничения, налагаемые цензурой, писатель вводит в произведение жителей подводного мира. Всё действие разворачивается под водой

В сказке несколько героев:

Всё действие разворачивается под водой. В сказке несколько героев:

  1. Щука. Сильная рыба, которая уверена в себе и никого не боится.
  2. Ёрш. Нервный персонаж, скептично относится к жизни, разочарован и недоволен ею.
  3. Карась. Задумчивый, тихий. Рассуждает о равенстве и справедливости, думает, как было бы хорошо, если бы общество стало мудрым и начало жить в соответствии с идеалами.

История и развитие сказочного жанра в литературе

Сказочный жанр имеет древнюю историю, тесно связанную с оральной традицией. Сказки были отличительными элементами устного народного творчества, которые передавались из поколения в поколение.

Развитие сказочного жанра в литературе начинается с публикации сборника сказок братьев Гримм в 1812 году в Германии. Это произведение сыграло важную роль в развитии национальной литературы и стало отправной точкой для дальнейшего изучения и трансформации сказочного жанра.

В России сказки также занимают важное место в литературе. Первые известные русские сказки появились в XI веке на землях Руси

Они были записаны в летописях и отражали народные предания и легенды.

В XIX веке сказки приобрели особую популярность в России. Они стали не только увлекательными рассказами, но и отражением социальной и экономической реальности того времени. В то время как многие писатели предпочитали идиллический жанр или реализм, Салтыков-Щедрин обратился к сказочному жанру, чтобы выразить свою критику социальных явлений.

Салтыков-Щедрин использовал элементы фольклора и сказочные мотивы для создания сатирических произведений, в которых он раскрывал противоречия и недостатки русской жизни. Использование сказочного жанра позволило ему сложить яркие образы и нравоучительные сюжеты, которые стали одним из основных характеристик его произведений.

2 вариант

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин ( Щедрин — псевдоним, Салтыков – настоящая фамилия) – известный русский писатель, редактор журнала «Отечественные записки», вице-губернатор Рязани и Твери.

Салтыков – Щедрин начал свою творческую карьеру, ещё учась в лицее. Его ранние стихотворения печатались в «Библиотеке для чтения» ( 1841 год), а также в «Современнике» ( 1844 год). Немного позже он осознал, что поэзия это не его род деятельности и перешёл к рассказам, сказкам, хроникам и романам.

Писатель написал ряд сказок в период 1883- 1886 года ( 28 сказок). Это был сатирический цикл на темы высшего общества, власти. Жанр писатель выбрал под влиянием фольклорной и литературной традиций. Также стоит отметить, что сказка – любимый жанр для народа, который помог Михаилу Евграфовичу донести до простых людей свою идею. Также это помогло ему обойти цензуру.

В своих сказочных произведениях автор высмеивает глупые действия чиновников и показывает тяжелое положение простого народа. Указывает на истинное лицо взяточников. Все эти темы проходят через всё творчество Салтыкова – Щедрина. Но сказки не могут отразить всю суть его идеи, ведь они сочетают в себе современное понимание сатиры и библейские черты, а также народное начало.

Главные герои в его произведениях чаще всего скрыты под видом животных. Но их характерные черты и особенности указывают нам, какой социальный слой населения выражен в них. Писатель высмеивает все людские пороки и выставляет их на всеобщее обозрение. Такие сказки оставляют лишь тяжелый осадок на душе после прочтения, что отличает их от народного творчества.

Обратимся к сказке «Дикий помещик», в которой Михаил Евграфович освещает ужасное отношение помещиков к крестьянам, используя гиперболу.  Они живут за счёт тяжелого труда таких людей, совсем их не щадя. Финал произведения очень грустный и повествует нам о том, что после отмены крепостного права отношения помещика и крестьян не сильно изменились.

Смешны ли финалы таких сказок, где описывается все плачевное положение простых людей и порочность чиновников, интеллигенции? Такие произведения были направлены на сознание простого народа, чтобы показать им весь ужас такого общественного строя. Салтыков – Щедрин повествует, что народ был слишком терпелив и забит для того, чтобы противостоять такому отношению. Используя сказки, он высмеивает власть, указывая на то, что бояться их бесполезно. Несмотря на все насмешки, финалы сказок вызывают лишь растерянность и разочарование. Сказки Михаила Евграфовича актуальны и в наши дни. Писатель внёс огромный вклад в сознание простого населения, не перестает и по сей день.

Смешны или грустны финалы сказок Салтыкова-Щедрина?

    «Сатиры смелый властелин». Эти слова, сказанные А. С. Пушкиным о Фонвизине, одном из зачинателей русской сатиры, можно смело отнести и к Салтыкову-Щедрину. Михаил Евграфович Салтыков, писавший под псевдонимом Щедрин,— вершина русской сатиры.    Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина были написаны в периоде 1883 по 1886 год. Они представляют собой сатирический цикл на темы власти, народа, интеллигенции, стремящейся приспособиться к любым формам тоталитарной власти.    Конечно же, жанр сказки писатель выбрал не случайно, это связано и с требованиями цензуры, и воздействием на писателя фольклорной и литературной традиции, и популярности сказки как излюбленного жанра.    Трудно представить нашу классическую литературу без Салтыкова-Щедрина. Это во многом совершенно своеобразный писатель. «Диагност наших общественных зол и недугов» — так отзывались о нем современники. Жизнь он знал не из книг. Молодым сосланный в Вятку за свои ранние произведения, вынужденный служить, Михаил Евграфович досконально изучил чиновничество, несправедливость порядков, жизнь разных слоев общества. Будучи вице-губернатором, он убедился, что Российское государство прежде всего заботится о дворянах, а не о народе, к которому сам писатель проникся уважением.    С народной сказкой сказки Салтыкова-Щедрина сближает и сказочный сюжет, использование наиболее традиционных сказочных приемов. Однако разница между щедринской сказкой и народной очень большая. Народные сказки заканчиваются благополучно, а сказки замечательного сатирика оставляют грустный осадок.    Обратимся к «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил». Она открывает «сказочный» цикл писателя. Сказка построена на антитезе: страданию генералов, оказавшихся на необитаемом острове, противопоставлено их существование после появления мужика.    Генералы не могут ничего, они даже готовы от голода съесть друг друга, но на их счастье появляется «лежебока» — мужик который и картофель добыл и силок из собственных волос связал и даже веревку сплел чтобы генералы его привязывали на ночь — это вдруг убежит. Но в том то и дело что мужик никуда не собирается убегать а напротив он не мыслит своего существования без генералов Он благодарен им за то что те мужицким его трудом не «гнушалися» С горькой иронией изобразил писатель рабское поведение мужика которому в финале выслали рюмку водки да пятак серебра веселись мужичина»    В другой сказке — «Дикий помещик» писатель показал пореформенное положение временнообязанных крестьян В комической форме с помощью гиперболы изображает писатель взаимоотношения помещика и крестьян Помещик решил избавиться от крестьян и это ему удалось Если генералы оказались на острове без мужика не по своей воле то дикий помещик герои одноименной сказки все время мечтал избавиться от несносных мужиков от которых идет дурной холопий дух Наконец мужицкий мир исчез и остался помещик один-одинешенек Однако без них тяжко пришлось несчастному он кидается от голода на мышонка обрастает с ног до головы волосами перестает издавать членораздельные звуки Одичал помещик «Весь он оброс волосами а когти у него сделались как железные» Намек совершенно ясен трудом крестьян живут баре И потому у них всего довольно и хлеба и скота и земли а у крестьян всего мало Крестьян пришлось возвратить на прежнее место они безболезненно возвращаются к привычному образу жизни а вот помещик Он теперь «тоскует по прежней своей жизни в лесах»    Финалы в двух сказках никак не могут быть смешны они грустные потому что система взаимоотношении помещика и народа которую показал Салтыков Щедрин не исчерпала себя и после реформы 1861 года    Писатель сетует на то что народ слишком терпелив забит и темен Он намекает что силы стоящие над народом жестокие но не такие уж страшные

Основная тема и мысли автора

Характер сказки сразу бросается в глаза, он очень яркий и разоблачительный. Читателю становится ясно, что она направлена против реалий существующих порядков, запрещающих свободу слова. Образ Богатыря, спящего беспробудным сном тысячелетия, передает абсолютизм, а Иванушка-дурачок — яркий представитель простого народа.

За период сна Богатыря в его родной стороне произошло много трагических событий, но он даже не приоткрыл свои глаза и не заметил этой боли. Земля стонала от страшных вражеских нашествий, но это не помешало сну спящего богатыря. Автор хотел, чтобы читатель увидел в образе Богатыря существующую власть, которая не замечает (или не хочет увидеть) народные страдания, войны и голод. Это очень удобная позиция.

Иванушка видит, что пока Богатырь спал, его тело почти обглодали. Такое разложение существующих властей приводит к непременному упаду и регрессу государства. И такое положение было во все времена. Для выражения этой основной мысли автор использует весьма точные и хлесткие слова и выражения. Это помогает понять, что чувствовал народ, какие у него были эмоции в период тяжелых для страны испытаний.

В сказочной манере Салтыков-Щедрин пытается показать, что пора разбудить спящего Богатыря, из-за которого страдает государство и его народ. Он высказывает свое недовольство смирением с существующей действительностью и ее недостатками.

Однако это совсем непросто. Автор прекрасно понимает, что для изменения подобной ситуации может потребоваться не одно десятилетие или даже столетия. От этого становится особенно обидно и грустно, ведь человеческая жизнь очень коротка, и глупо ждать наступления следующей эпохи.

Иванушка представлен в сказке не особо умным парнем, однако и он понимает непростую ситуацию с крепко спящим Богатырем. Возникает вопрос, мог ли простой парнишка изменить ситуацию. Иванушка представляет русский народ, в привычках которого смирение и подчинение существующим порядкам. Власть не позволяет обществу высказывать свое мнение и выражать недовольство даже в самых критических ситуациях.

Писатель выражает надежду и желание, чтобы народ, наконец, перестал быть похожим на этого Иванушку, который замечает неладное, но не смеет высказать свое мнение. На глобальные изменения порой нельзя повлиять, но существующую обстановку исправить в силах социума.

Тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

«Сказка ложь, да в ней намек…», намек на ост­рые проблемы, важные, животрепещущие вопросы. Это урок, которым мудрый человек обязательно вос­пользуется.

Сказки Щедрина — явление особенное, яркое и значительное в литературе. Это синтез комического с трагическим, праздник гротеска и аллегории, торже­ство гиперболы, искусный образец использования эзопова языка. На что же направляет автор свои уси­лия, используя все эти художественные приемы? На освещение всех тех сторон современной ему действи­тельности, к которым он до самой смерти оставался непримиримым.

В сказках Щедрина сосуществуют глупые, свире­пые, невежественные правители народа и простые му­жики, находчивые, сильные, трудолюбивые, талант­ливые и вместе с тем рабски покорные своим господам и холопски им преданные. Пример тому мы находим в «Повести о том, как один мужик двух генералов про­кормил», «Коняге», «Диком помещике». В этих про­изведениях писатель выступает не только как защит­ник народных интересов. Он пытается внушить про­стому человеку веру в его уникальность, значимость, вдохновить его на защиту собственного достоинства и пожурить за долготерпение.

Герой «Дикого помещика» — глупец, ненавидев­ший народ и неожиданно для самого себя без него оди­чавший. Помещик долгое время жил за счет чужого труда, нежил «свое тело, белое, рыхлое, рассыпча­тое», не выносил «холопьего духу». Жалко смотреть на него в финале сказки. «…Вцепится в свою добычу, разорвет… ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест», — пишет о нем автор. Нет жизни господам без народа: именно народ — поилец и кормилец, созидатель ценностей, и не только матери­альных, но и духовных.

Суть: о чём сказка?

Основные события сказки «Премудрый пескарь» повествует нам о жизни одного пескаря

В детстве отец, который сам однажды чуть не попал в уху, внушил своему сыну необходимость в осторожности, привил ему чувство недоверия и страха перед окружающим миром

Повзрослев, пескарь в первую очередь выдолбил себе маленькую норку, из которой выходил только по ночам. Днём же пескарь отсиживался в норе и постоянно дрожал перед раками, щуками и прочими обитателями водоёма.

Таким образом, пескарь прожил до ста лет, не заведя ни семьи, ни друзей, но прослыв премудрой и почтенной рыбой. Однако перед смертью он внезапно осознал, что его образ жизни губителен и бессмыслен. Будучи не способным уже что-либо изменить, исполненный тоски и сожалений, премудрый пескарь, лежал в своей норе и ждал смерти в полном одиночестве.

Уже на пороге смерти пескарю снится сон о том, как он выиграл двести тысяч и вырос на пол аршина, превратившись в самого опасного хищника в водоёме. Во сне пескарь слегка высовывается из своей норы и исчезает без следа.

Глупов навсегда

О том, какая книга Салтыкова-Щедрина лучшая, можно спорить. Многие назовут «Господ Головлёвых» (1880), безнадежный и пропахший смертью роман о вырождении дворянской семьи. Ценители творчества вспомнят «Современную идиллию» (1877 – 1883), где пара либеральных интеллигентов, пытаясь избежать проблем с законом, скатывается в полное скотство. Кто-то высоко оценит щедринские сказки, например, «Орла-мецената», где хищный властитель пытается строить из себя покровителя искусств и наук. Однако вскоре приходит разочарование, и заканчивается все предсказуемо:

«Первою жертвою нового веяния пал дятел. Бедная эта птица, ей-богу, не виновата была. Но она знала грамоте, и этого было вполне достаточно для обвинения… Нарядили дятла в кандалы и заточили в дупло навечно. А на другой день он в том дупле, заеденный муравьями, помре

И все же самым хрестоматийным, цитируемым и известным произведением Щедрина остается «История одного города» – хроника проблемной жизни вымышленного города Глупов. Глупов подчеркнуто безлик и типичен: рассказывая об «одном городе», сатирик ведет речь о всей стране. Роман Салтыкова-Щедрина стилизован под летопись и, на первый взгляд, пародирует исторические события – к примеру, эпоха дворцовых переворотов XVIII века отражается в «Сказании о шести градоначальницах», когда друг друга во власти сменяют распутные и злые авантюристки. Но сам автор в письмах признавался, что на самом деле пишет о дне сегодняшнем:

«Мне нет никакого дела до истории, и я имею в виду лишь настоящее. Историческая форма рассказа была для меня удобна потому, что позволяла мне свободнее обращаться к известным явлениям жизни. Может быть, я и ошибаюсь, но во всяком случае ошибаюсь совершенно искренно, что те же самые основы жизни, которые существовали в XVIII в., – существуют и теперь».

Следующие 5 высказываний -— это цитаты из сказок Салтыкова-Щедрина:

  1. «Бывают дураки легкие. Выбегут на улицу и прыгают. Вот таких надо беречь, они даже губернаторам нужны» («Дурак»).
  2. «Закроет глаза баран, и морда у него серьезная делается. Проходят мимо люди и говорят: «Да не баран это, а бургомистр!» («Баран-непомнящий»).
  3. «Где правда?» — «У Господа на небе. Забрал и не пущает» («Путём дорогою»).
  4. «Без паспорта ходить нельзя. А то все могут разойтись, работу забросить — не отбиться от таких бродяг тогда» («Рождественская сказка»).
  5. «Из хищников, которые водятся в умеренном климате, волк менее великодушен» («Бедный волк»).

Молодёжная аналитическая группа

***

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: