Фонвизин д.и. «недоросль». краткий анализ

Смысл и суть комедии недоросль фонвизина

Краткое содержание «Недоросля» (по действиям)

Какой смысл названия комедии Недоросль?

Комедия Д. Фонвизина носит очень «говорящее» и символичное название, но, чтобы понять его основной смысл, необходимо знать, в какое время было написано произведение.

В 1714 году в России был издан указ об обязательном поступлении дворян на службу с условием получения должного образования. Царь понимал, что не у всех возникнет желание напрягать свои умы, и ввёл понятие «недоросля», т.е. человек без образования. Недорослям не позволялось вступать в брак, так как они считались несознательными людьми, не готовыми ко взрослой жизни.

Ключевая роль в комедии отведена недорослю Митрофану, не желающего учиться ничему, несмотря на то, что родители наняли для него преподавателей. Да и откуда взяться в нем такому желанию, ведь его мать гордится своим невежеством, подчеркивая, что ей, дворянке, грамота ни к чему! Да и учителя были наняты не с благой целью дать сыну знания, а скорее потому, что так «пристало». Не удивительно, что за несколько лет он так ничему не обучился.

Считая науку бесполезной и нудной, Митрофан больше ценит уроки от кучера Вральмана, преподающего правила светской жизни. Главное – окружить себя похожими людьми, так же не стремящимися к образованию и просвещению, ценящими лишь поверхностный лоск света. Митрофан стал собирательным образом молодого дворянства, тех самых недорослей того времени – незрелых, апатичных, невежественных, ставящих состояние и положение выше чести и достоинства. Когда потерявшая свою власть мать нуждалась в его поддержке, он лишь холодно ее оттолкнул, бросив жестокое «отвяжись». Вот уж действительно, «злонравия достойные плоды». Несмотря на свой фактический возраст, он – всего лишь ребёнок, избалованной своей матерью и сызмальства ограждаемый от всех невзгод. Он действительно «не дорос» ни до женитьбы, ни до службы. В конце произведения Правдин справедливо отметил, что проку для страны от такого служащего не будет.

Писатель большое значение придавал именно воспитанию молодых людей, отмечая, что лишь должное образование и культурный уровень могут сделать из них достойных государственных деятелей. Название комедии вскоре стало нарицательным и ушло в народ: отныне всех невежд и лентяев будут называть «недорослями» и «митрофанушками». Более того, все проблемы, освященные Фонвизиным в 1781 году, актуальны и по сей день.

https://youtube.com/watch?v=8lXOcz9Dctg

2 вариант

Обычно человек становится похож на своё окружение. Есть теории о том, что человек интуитивно выбирает тех вокруг себя, на кого хотел бы стать похожим. Если он случайно попал в какую-то компанию «не его», то он под разными предлогами просто сбежит от этого окружения.

Иногда человек намеренно становится похожим на окружающих. Например, они врачи, а он интерн, вот и стремится перенимать привычки, манеру разговора, даже стиль. Тут главное не перестараться, не превратиться в попугая. Стажер может прийти в магазин одежды и выбрать костюм почти, как у начальника. Просто потому, что нравится, как костюм сидит на человеке, оценил качество ткани, считает вкус начальника правильным.

Иногда всё происходит неосознанно. То есть ты можешь даже осуждать что-то в своём окружении, например, там ругаются матом. Но через некоторое время ты привыкаешь, это уже не режет тебе слух, а после начинаешь и сам ругаться. Вопрос привычки! Тут нужно быть очень осознанным, чтобы не перенять плохое, всё время себя контролировать. А то бывает даже так, что общаешься с человеком некоторое время, а после начинаешь говорить, как он, жесты его использовать. Я так от двоюродного брата за лето перенял некоторые слова, манеру… Мама заметила – смеялась. Он от меня тоже, наверняка что-то взял. Вообще, если люди годами живут вместе, то они становятся похожими.

А иногда человек отталкивается от окружения, не хочет быть похожим! Всё делает наперекор… Получается, что окружение влияет, но с обратным эффектом.  

Окружающие и сами могут пытаться оказать влияние. Они будут давать советы, подсказывать, предлагать какие-нибудь карты скидок в их магазины, звать на свои мероприятия, знакомить с людьми… Тут зависит от настроя самого человека и от их такта. Если слишком лезут, то будет, скорей, обратный эффект, а если с умом советуют, то могут повлиять.

О привычке сказали… Ещё многое влияет на таком уровне, на котором и не замечаешь – мелкие жесты, взгляды, ароматы, ощущения. Общий настрой мыслей! Понятно, почему родители так беспокоятся об окружении своих детей, ведь в детстве люди очень восприимчивы к влиянию других. Вот и стараются родители выбрать школу получше! Но когда начинают выбирать друзей, то это уже слишком! Можно только поговорить, указать на недостатки, а так указать, с кем дружить, бесполезно.   

11 класс. Декабрьское итоговое.

Значение слова «недоросль»

Итак, попробуем разобраться, что означает слово «недоросль». Смысл названия комедии сложно определить, не понимая его значения. Первоначально так называли молодых дворян, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу. Второе значение появилось после выхода в свет комедии Фонвизина. Словом «недоросль» стали называть недалекого юношу, недоучку. Главный герой комедии, Митрофанушка, является олицетворением молодого человека, погрязшего в невежестве и глупости.

Имея представление о значении этого слова, смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» будет понять намного проще.

Проблемы произведения

Проблемы пьесы вращаются вокруг социальных институтов Российской империи того времени. Это в первую очередь касается привилегий дворянства и крепостной зависимости. Основные проблемы:

  1. Результаты неверного воспитания. Помещики кичатся своей родословной и предками, хотя это не прибавляет им достоинств. Подобное мировосприятие заставляет дворян не получать образование, не стремиться к чему-то новому. Митрофанушка тоже останется в своей деревне, чтобы жить благодаря труду зависимых крестьян. Одним ёмким словом это можно назвать любочестие. То есть попытка добиться высокого статуса любыми возможными способами.
  2. Крепостное право. Тёмная часть русской истории, когда помещик распоряжался крестьянами почти как рабами. Такое положение вещей позволяет дворянам лениться и оставаться на прежнем интеллектуальном уровне. Им остаётся использовать труд других людей и надеяться, что всё будет по-старому.
  3. Алчность отрицательных героев. Для семьи Простаковых сделать Митрофана счастливым означает одарить деньгами. За таким отношением невозможно рассмотреть душу человека, его внутренний мир. Результатом стала равнодушная реакция сына Простаковой на отъём их имущества.
  4. Невежество персонажей. Этот недостаток лишает духовности и возможности внутреннего роста. Главным отрицательным героям интересны только физические удовольствия, потому что о других они и не знают.

Комедию Фонвизина «Недоросль» можно считать типичной для классического периода в литературе. Прослеживается линейная сюжетная линия, в которой персонажи совершают свойственные им поступки. Главными комическими лицами становятся Митрофанушка и Скотинин. Особенно смешны сцены с сыном Простаковой, ведь он не понимает, когда следует промолчать — не произносить несуразицу.

Взаимоотношения с родителями

Митрофана очень любят его родители. Мать — госпожа Простакова — боготворит своего сына. Она действительно готова ради него на все. Простакова воспитывала Митрофанушку таким образом, что он не умел жить по-настоящему. В жизни его ничего не интересовало, проблемы и жизненные трудности ему были не знакомы, так как родители делали все, чтобы Митрофанушка с ними не сталкивался. Этот факт сильно воздействовал на отношение Митрофанушки к собственной жизни: он чувствовал свою вседозволенность. В основе жизни героя лежала лень и апатия, стремление осуществлять только собственные цели, связанные с покоем.

Главный герой видел то, как его мать обращается с его отцом. Простаков не играл большой роли в их семье. Это стало причиной того, что и Митрофан не воспринимал своего отца серьезно. Он рос бесчувственным и эгоистичным, не проявляя любви даже к матери, которая в свою очередь его любила очень сильно. Такое равнодушное отношение к матери персонаж продемонстрировал в финале произведения: Митрофанушка отказывает госпоже Простаковой в поддержке со словами «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась».

Такая цитатная характеристика в полной мере указывает на результаты вседозволенности и слепой родительской любви. Д. И. Фонвизин продемонстрировал, как такая любовь губительно влияет на человека.

История написания и источники

Замысел к написанию комедии у Фонвизина сформировался в 1778 году. В то время он пробыл долгое время в Европе и возвращался домой под впечатлением от европейских комедий. Однако быстро написать задуманное не получилось – работа растянулась на три года.

Не обошел вниманием Фонвизин и произведения русских современников (Лукин, Эмин), а также комедии , написанные императрицей Екатериной ІІ. В 1881 пьеса была готова, однако путь ее на сцену был не легкий – цензура не позволяла показывать такое произведение

В результате разрешение на постановку дала императрица. Комедия определенно имела успех у зрителей и привела в восхищение даже самых требовательных из них

В 1881 пьеса была готова, однако путь ее на сцену был не легкий – цензура не позволяла показывать такое произведение. В результате разрешение на постановку дала императрица. Комедия определенно имела успех у зрителей и привела в восхищение даже самых требовательных из них.

Действующие лица

  • Госпожа Простакова – отрицательная героиня комедии, злая и жестокая женщина, помещица. Единственный, кто удосуживается положительного внимания и отношения от Простаковой – это ее единственный ребенок, сын Митрофанушка, которого она, несмотря на его взрослый возраст, всячески опекает и балует.
  • Терентий Простаков – отрицательный персонаж комедии, муж госпожи Простаковой и отец Митрофанушки. Он робкий и застенчивый человек, не умеющий постоять за себя и отстоять свои интересы. Он постоянно терпит унижение от своей жены.
  • Митрофаний Простаков – отрицательный персонаж комедии, 15-летний юноша. Необразованный подросток, хотя уже учится три года. Он эгоистичный и глупый человек.
  • Тарас Скотинин – отрицательный персонаж комедии, брат Простаковой. Глупый и корыстный человек. Отличается особой любовью к разведению свиней. Ради обогащения хочет жениться на Соне.
  • Стародум – положительный герой комедии, дядя Сони. Благородный человек, честным трудом обеспечивший свое материальное положение. Добрый и хороший человек.
  • Софья – положительный персонаж комедии. Добрая и милая девушка, сирота. Она живет вместе с Простаковыми, после смерти родителей так как приходится родственницей Простакову. Простаковы сначала хотят выдать ее замуж за Скотинина, а затем за Митрофанушку – причиной стали деньги Софьи.
  • Милон – положительный персонаж, молодой офицер давно влюбленный в Софью. Последние полгода влюбленные не общались, так как между ними была потеряна связь, но волей случая молодые люди встретились снова.
  • Правдин – положительный герой комедии, честный и добропорядочный чиновник, работа которого состоит в контроле отношений между помещиками и крепостными и наказание проявлений жестокости и грубости в этих отношениях. Он обличает неправомерные действия Простаковых по отношению к крестьянам и берет дела их поместья под контроль.
  • Пафнутьич Цыфиркин – положительный персонаж комедии, учитель Митрофана, преподающий ему арифметику. Цыфиркин раньше был военным и служил вместе с Милоном. Он хороший и честный человек, но из него получился плохой учитель.
  • Сидорыч Кутейкин– отрицательный персонаж комедии, дьячок, учитель грамоты Митрофана – трусливый человек, плохой, малограмотный человек.
  • Вральман – отрицательный персонаж комедии, бывший кучер Стародуба, учитель французского Митрофана. Он не учит подростка французскому, а только создает видимость обучения. Лицемерный обманщик и плут.
  • Еремеевна – отрицательный персонаж комедии. Крестьянка по происхождению, няня Митрофана, работающая у Простаковых больше 40 лет за копейки.
  • Тришка – положительный герой комедии, портной Простаковых. Добрый и искренний человек, не боящийся дать отпор или вступить в спор с Простаковой.

Сюжетное продолжение «Недоросля»

Несмотря на то, что второй части «Недоросля» не было издано, некоторые материалы позволяют говорить о том, что Фонвизин подумывал о продолжении своей комедии.

Для девушки замужняя жизнь сложилась не самым лучшим образом и была омрачена фактом измены Милона. Во втором письме содержится информация о реакции Стародума на эту новость и его утешения для племянницы.

Какой смысл названия комедии Недоросль?

Комедия Д. Фонвизина носит очень «говорящее» и символичное название, но, чтобы понять его основной смысл, необходимо знать, в какое время было написано произведение.

В 1714 году в России был издан указ об обязательном поступлении дворян на службу с условием получения должного образования. Царь понимал, что не у всех возникнет желание напрягать свои умы, и ввёл понятие «недоросля», т.е. человек без образования. Недорослям не позволялось вступать в брак, так как они считались несознательными людьми, не готовыми ко взрослой жизни.

Ключевая роль в комедии отведена недорослю Митрофану, не желающего учиться ничему, несмотря на то, что родители наняли для него преподавателей. Да и откуда взяться в нем такому желанию, ведь его мать гордится своим невежеством, подчеркивая, что ей, дворянке, грамота ни к чему! Да и учителя были наняты не с благой целью дать сыну знания, а скорее потому, что так «пристало». Не удивительно, что за несколько лет он так ничему не обучился.

Считая науку бесполезной и нудной, Митрофан больше ценит уроки от кучера Вральмана, преподающего правила светской жизни. Главное – окружить себя похожими людьми, так же не стремящимися к образованию и просвещению, ценящими лишь поверхностный лоск света. Митрофан стал собирательным образом молодого дворянства, тех самых недорослей того времени – незрелых, апатичных, невежественных, ставящих состояние и положение выше чести и достоинства. Когда потерявшая свою власть мать нуждалась в его поддержке, он лишь холодно ее оттолкнул, бросив жестокое «отвяжись». Вот уж действительно, «злонравия достойные плоды». Несмотря на свой фактический возраст, он – всего лишь ребёнок, избалованной своей матерью и сызмальства ограждаемый от всех невзгод. Он действительно «не дорос» ни до женитьбы, ни до службы. В конце произведения Правдин справедливо отметил, что проку для страны от такого служащего не будет.

Писатель большое значение придавал именно воспитанию молодых людей, отмечая, что лишь должное образование и культурный уровень могут сделать из них достойных государственных деятелей. Название комедии вскоре стало нарицательным и ушло в народ: отныне всех невежд и лентяев будут называть «недорослями» и «митрофанушками». Более того, все проблемы, освященные Фонвизиным в 1781 году, актуальны и по сей день.

Разговор о судьбе Софьи

Далее следует разговор между Простаковыми и Скотининым. Последний говорит, что не прочь взять в жену Софью – сироту, находящуюся на попечении дяди, который, по слухам, пропал где-то в Сибири. Стародум уехал, а вестей от него Софья не получала. Между тем, Скотинин заинтересован в девушке вовсе не из-за качеств Софьи или красоты, но потому, что в деревне Стародума – приданом Софьи – большое количество свиней.

Появление Стародума

Планы Скотинина нарушаются внезапным появлением Стародума. Софья получает письмо от дяди, однако Простаковы стараются убедить девушку, что письмо – поддельное, и на самом деле текст написал некий почитатель Софьи. Тогда девушка отдает письмо Простаковым, но оказывается, что те не умеют читать.

События Действия Второго

В этой части комедии Фонвизина выясняется факт старой дружбы между Милоном и Правдиным. Оказывается, что приезд Правдина в село не случаен. Герой собирается показать Простаковой – зазнайке, презренной фурии, где ее настоящее место. Военный же говорит, что держит путь к Москве, ожидая встретить там любимую, с которой не виделся уже много лет. Родители возлюбленной Милона погибли, после этого девушка жила у единственного родственника – дяди.

Притязания на руку Софьи

Беседу Милона и Стародума прерывает Скотинин. Герой старается продемонстрировать собственные положительные стороны и качества, чтобы вынудить Стародума передумать и выдать племянницу за него. Однако мужчина только развеселился от нелепого поведения, демонстрируемого Скотининым.

Появляются Простаковы с компании Правдина. Барыня восхваляет ученость и старательность Митрофана. Тогда Правдину приходит в голову мысль о проверке знаний юнца. Младший Простаков, между тем, отвечает неверно на все заданные вопросы. Но барыня выгораживает сына, оправдывая отсутствие знаний у Митрофана разными отговорками.

Простаковы выведывают у дяди Софьи, кому же девушка достанется в жены. Дядя отвечает, что девушка уже помолвлена и скоро выезжает вместе с женихом в Москву. У Простаковых и Скотинина созрел план: похитить девушку.

Философская пауза от Фонвизина

Мудрый дядя беседует с Правдиным. В разговоре поднимаются вопросы правды, благоразумия, честной и добродетельной жизни. Эти качества выступают залогом благополучия не только отдельной семьи, но и государства в целом. Читателю, знакомому с восточной философией, а также с учением китайского мудреца Конфуция, нетрудно будет заметить схожесть взглядов Стародума и азиатского философа. Государство держится на честных, достойных, образованных и хорошо воспитанных людях.

Вариант 3

Комедия «Недоросль» Фонвизина — это произведение, название которого отражает главную тему и смысл всего произведения. Здесь речь идет о главном герое — Митрофане, который является недорослем или глупцом. Это ясно видно из цитат, где Митрофана характеризуют как безрассудного и нетерпеливого молодого человека. В произведении демонстрируются его глупые поступки и незрелое поведение. Название «Недоросль» является ироничным отсылом к основному герою и подчеркивает его неполноценность и низкую социальную позицию.

Второй аспект названия комедии — это негодность жены Митрофана, о которой говорится в цитатах. Она описывается как злобная ведьма с адским умом, которая делает все в доме несчастным. Ее яркая негодность и злоба создают комический контраст с глупостью Митрофана, что делает произведение еще более забавным. Название «Недоросль» Фонвизина также подразумевает бесполезность Митрофана как сына в семье, так как он не может защитить свою мать от жестокости отца.

Таким образом, название «Недоросль» Фонвизина точно передает содержание комедии и ее главные темы. Оно подчеркивает низкий интеллект и незрелость главного героя, а также злобу и недостойное поведение его жены. Это название придает произведению комический оттенок и вызывает у читателя чувство смеха и иронии.

Мне нравится3.5 k.Не нравится2.1 k.

Жизненные цели

Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» во многом определяется его отношением к жизни. Митрофанушка не имеет возвышенных целей. Он не приспособлен к реальной жизни, поэтому его основными действиями становятся сон и поедание своеобразных кушаний

Герой не обращает внимание ни на природу, ни на красоту, ни на любовь своих родителей. Вместо учебы Митрофанушка мечтает о своей женитьбе, при этом ни разу не задумываясь о любви

Это чувство Митрофанушка никогда не испытывал, поэтому брак для него — это то, что принято в обществе, поэтому он так хочет жениться. Митрофанушка впустую прожигает свою жизнь, не задумываясь о каких-то масштабных целях.

Суть комедии Недоросль

Почему комедию Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостное право, называют комедией воспитания?

Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» написана в 1782 году. XVIII век в культуре был ознаменован эпохой Просвещения. Это было время, когда ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм — одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, являлось воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели.

Основные проблемы комедии «Недоросль» – это проблема жестокого отношения помещиков к своим крестьянам и проблема воспитания молодого поколения и «дикого невежества старого поколения» (В. Г. Белинский). Однако, комедию, обличающую крепостное право, называют комедией воспитания.

Причиной этого является тесная связь первых двух проблем. Именно проблема воспитания и невежества выступает причиной злонравия героев пьесы. Бессердечие, деспотизм, нежелание признавать за крепостным никаких прав на равенство с «благородными» характеризует отношение диких помещиков к своим людям. Одна из самых преданных крепостных Простаковой – мамка Еремеевна – служит ей вот уже сорок лет, а получает в качестве вознаграждения за свою службу «по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день». Причину злонравия своих героев Д.И.Фонвизин видит в их невежестве, «в собственном их развращении». «Не умел грамоте» отец Простаковой и Скотинина, «ни от кого слышать не хотел» о ней их дядя Вавила Фалалеич; «от роду ничего не читывал» Скотинин-младший. Пренебрежение к науке дети получали в наследство от отцов. «Без наук люди живут и жили», ученье вздор», главное уметь «достаточек нажить и сохранить» — к этому сводится житейская философия невежественного дворянства. И в руках этого дворянства находится воспитание молодого поколения дворян.

Основной идеей произведения является вопрос об истинном, идеальном воспитании. Этот вопрос поднимается на фоне воспитания Митрофана и описания его учителей. «Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арифметике учит его один отставной сержант Цыфиркин. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман.» Но учителя мальчика ничему не учили, так как сами были необразованны и ленивы. На самом же деле — это была лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой.

По мнению Фонвизина, важной частью воспитания является не только развитие ума, но и нравственных чувств. Размышления об истинном воспитании высказывает герой-резонёр Стародум в разговоре с Софьей. Он рассуждает на эту тему глобально, видя источники проблем воспитания в самой власти: «Идеальный государь прежде всего нуждается в просвещённых поданных и сам должен заботиться о своей нравственности, думать о хорошем воспитании»

Фонвизин боролся за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями страны

Он рассуждает на эту тему глобально, видя источники проблем воспитания в самой власти: «Идеальный государь прежде всего нуждается в просвещённых поданных и сам должен заботиться о своей нравственности, думать о хорошем воспитании». Фонвизин боролся за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями страны.

Тема воспитания в комедии напрямую связана с важнейшими проблемами XVIII века. Фонвизин считал, что идеальное воспитание может способствовать распространению нравственности и человеческого отношения, гуманности помещиков к крестьянам.

И в этом смысле комедия «Недоросль» для современников Фонвизина была поучительна и назидательна, была настоящим «руководителем» в воспитании.

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» – одно из самых ярких произведений русского классицизма

Вопросы, на которых автор заостряет внимание в пьесе, будоражат умы зрителей и читателей даже в наше время – спустя более трех веков с момента ее написания. Созданное Фонвизиным произведение трудно сравнивать с традиционными классицистическими комедиями, ведь ироничный фарс, осмеяние пороков общества, злободневные темы в пьесе выглядят так же смешно, как и трагично. Используя приемы контраста, осмеяния, иронии драматург подводит читателя к глубоким смыслу и сути «Недоросля»

Используя приемы контраста, осмеяния, иронии драматург подводит читателя к глубоким смыслу и сути «Недоросля».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: