Краткое содержание
Смысл названия повести «Очарованный странник» можно понять, если внимательно проследить по содержанию произведения судьбу главного героя. Уже с первых страниц своей повести автор сообщает, что Иван Флягин с раннего детство любил лошадей. Он служил у господ на конюшне. Однажды случайно Иван задевает плетью монаха, и тот умирает.
Перед смертью монах предрекает герою, что его жизнь изменится, и он даже будет ходить рядом со смертью. А свою жизнь он, по предсказанию, завершит в монастыре. Уже в юные годы приходится Ивану Флягину пережить много трудностей, и даже дважды он избегает смерти. Но монашеское пророчество постепенно начинает сбываться. Иван, поссорившись с графом, крадёт у него двух лошадей и сбегает.
Вскоре он устраивается на новом месте. Его хозяином стал барин, которого бросила жена, оставив его и ребёнка. Иван был нянькой у малолетней девочки. Но вскоре сбежавшая жена решает забрать ребёнка, но только отец не желает отдавать дочь. Флягин, получив сообщение от матери ребёнка, помогает женщине и опять покидает дом, где жил и работал.
Оказавшись в степи, он начинает вести кочевой образ жизни. Прибившись к татарам, он чувствует себя свободным человеком. Но и это не продлилось долго, так как вскоре он оказывается в плену у местного хана. Тот его сразу приметил, так как он был не только физически хорошо развит, но и прекрасно разбирался в лошадях. Иван не хотел мириться с жизнью в плену и пытался сбежать.
Чтобы Флягин не совершал попыток бегства, в ноги ему вшили конскую щетину. Но даже боль не смогла заставить Ивана покориться. Он тоскует по родине. И лишь только через десять лет он смог вырваться на свободу. Сначала он бродяжничает, ходит по ярмаркам и пьёт.
А затем, устроившись к барину на службу, он влюбляется в цыганку Грушу. Но она принадлежала барину, который отдал за неё «полсотни тысяч». Князь много был в разъездах, поэтому редко бывал дома. Грушу приходилось развлекать Ивану. Когда же барин решил жениться, то увёз куда-то цыганку, да ещё к ней сильных сторожей приставил. Но девушка смогла сбежать. И она попросила Ивана помочь ей умереть, а иначе она станет самой «стыдной женщиной».
Когда Флягин возвращается с обрыва, где он столкнул Грушу, то встречает стариков, у которых сына забирали в рекруты. Пожалев их, герой отправляется на службу на Кавказ вместо их сына. Служит он пятнадцать лет. За мужество и отвагу он получает не только офицерский чин, но и дворянство. Иван отправляется в Петербург в отставку.
Сначала он работал в адресном столе, но служба не удалась. Тогда Иван решил стать артистом, но за драку его выгнали из труппы.
Критика
После публикации повесть Лескова «Очарованный странник» вызвала большую реакцию в обществе. Мнение критиков о произведении разделились из-за идеологических разногласий: кто-то находил в повести отражение собственных мыслей, а кто-то категорически был не согласен с мировоззрением автора и тем, что он называл «русским духом». К примеру, литературный критик Н. К Михайловский выразил своя явное одобрение писателю, которое было опубликовано в журнале «Русское богатство»:
В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку.
Не менее лестно о повести «Очарованный странник» отозвался и критик из журнала «Русская мысль»:
Поистине чудное, способное растрогать самую черствую душу собрание высоких примеров добродетелей, которыми крепка земля русская и благодаря которым «стоит град»…
Однако был и иной взгляд на книгу Лескова. Один из издателей «Русского вестника», Н. А. Любимов, отказался печатать ее на том основании, что «вся вещь кажется ему скорее сырым материалом для выделки фигур, теперь весьма туманных, чем выделанным описанием чего-либо в действительности возможного и происходящего». На это высказывание весьма красноречиво ответил Б. М. Маркевич, который был одним из первых, кто познакомился с этой книгой и видел, какое произведение она произвела на слушателей. Он считал повесть чем-то «в высшей степени поэтическим». Особенно сильное впечатление на него произвело описание степи. В письме к Любимову он написал следующее: «Интерес его все время поддерживается равно, и когда рассказ кончается, жаль становится, что он кончился. Мне кажется, лучшей похвалы нет для художественного произведения».
Рецензент «Варшавского дневника» акцентировал внимание читателей на том, что произведение очень близко народу, и написано по всем канонам фольклорной традиции. По его мнению, главный герой обладает уникальной, поистине русской выдержкой
Он способен спокойно воспринимать собственные беды, и рассуждать о них максимально отстраненно:
Физически герой рассказа — родной брат Илье Муромцу: он выносит такие пытки у номадов, такую обстановку и условия жизни, что не уступает ни одному богатырю древности. В нравственном мире героя преобладает то благодушие, которое так свойственно русскому простому человеку, в силу которого он делится последней коркой хлеба со своим недругом, и на войне, после сражения, подает помощь раненому врагу наравне со своим.
Не остался равнодушным к произведению Лескова и рецензент Р. Дистерло, который также отметил все особенности русского менталитета, описанные автором. Он был покорен тем, как точно Лескову удалось отобразить на бумаге все простодушие, наивность и покорность судьбе русского народа. На его взгляд, Флягин не отвечал за свои поступки: он принимал все происходящее с ним как данность, и смирился с собственной жизнью, как с тяжестью креста. В том же духе охарактеризовал главного героя повести и Л. А. Анненский: «Герои Лескова — люди вдохновенные, очарованные, загадочные, опьяненные, отуманенные, безумные, хотя по внутренней самооценке всегда «невиноватые», всегда – праведники».
Не оставил без своего внимания повесть «Очарованный странник» и литературный критик Меньшиков, который, помимо одобрения своеобразной манеры книги, отметил и недостатки стилистики:
Стиль его неправилен, но богат и даже страдает пороком богатства: пресыщенностью.
В свою очередь, Николай Семенович Лесков весьма эмоционально реагировал на критику в адрес своего детища:
Нельзя от картин требовать того, что Вы требуете. Это жанр, а жанр надо брать на одну мерку: искусен он или нет? Какие же тут проводить направления? Этак оно обратится в ярмо для искусства и удавит его, как быка давит веревка, привязанная к колесу.
“Очарованный” – любящий жизнь
Один из смыслов, которые находят в названии исследователи творчества Лескова – это любовь главного героя ко всему сущему. Он искренне любит жизнь, восхищается красотой природы, божьим замыслом. В поисках смысла жизни, своего призвания главный герой проходит долгий, яркий путь. Он чувствует заботу “свыше”, доверяет своему внутреннему миру, твёрдо верит в Бога.
Иван Флягин – поистине “странник”. Его поиск своего места в жизни – длинный путь, наполненный разнообразными событиями, которых хватило бы на сотни судеб. Странствования героя повествуется в стиле “жития” святых отцов православной церкви. Но Флягин далёк от праведности, его судьба сложна: любовь, разочарования, богатство и пороки, жизнь вдали от родины – всё это слилось в образе главного героя. Он подобен русскому богатырю: бесстрашен, умён, предан своей родине.
Смысл названия повести
33 предложения/ 405 слов
Как известно, каждый писатель приносит в литературный мир, свойственных ему по мировоззрению, героев. Так и Н. C. Лесков ввел в мир литературы былинных героев с нелегкой судьбой. Одним из таких героев является Иван Северьяныч Флягин. Этот герой с внешностью русского богатыря, прежде всего, стремится к духовному росту и совершенству. Он влюблен в жизнь, попросту очарован ею. Оттого и судьба такая — погибать много раз, но так и не погибнуть.
У Ивана удалой, залихватский характер. Он много путешествует, исследую все уголки родной страны. Эти странствия не проходят даром. Ему встречается множество людей, как хороших, так и плохих. Ему приходится сталкиваться с трудностями разного характера, но он все преодолевает и старается не идти против своей совести, хотя не всегда получается.
Название повести говорит само за себя. Главный герой очарован всем, что его окружает: природой, красивыми конями, голосом цыганки. В постоянных скитаниях кроется его широкая русская натура, требующая постоянного роста и развития. Изначально автор дал своему произведению другое название — «Черноземный Телемак». Однако со временем он понял, что это название не такое емкое и точное, как «Очарованный Странник».
Смысл слова «странник» очевиден. Иван Северьяныч, хоть и родился в Орловской губернии, но рано остался без матери и был отдан на кучерский двор. Там он пристрастился к лошадям и стал форейтором у одного барина. Так получилось, что он как-то забил кнутом монаха по дороге. Так поступал тогда любой форейтор с людьми, которые становились у него на пути. Но Ивана сильно затронула эта история, и монах не раз ему виделся с пророческими словами.
После этого отправился Иван в странствие, которое больше напоминало «хождение по мукам». Много испытаний выпало на его долю, в результате которых он оказался в конфликте не только с внешним миром, но и с самим собой. Однажды он боролся со степным богатырем ради красивого коня, затем пребывал в многолетнем татарском плену, испытал страстную любовь к цыганке с неземным голосом, по ее просьбе ее же и убил, отправился на войну и, наконец, поступил в монастырь. Именно жизнь в послушании ему показалась самой правильной. Она его вовсе не тяготила и открыла в нем дар пророчества.
Парадокс заключается в двойственности натуры «очарованного странника». С одной стороны, это был глубоко верующий человек, который старался жить по христианским обычаям. С другой стороны, это не всегда ему удавалось. Этот парадокс даже сам автор до конца не смог объяснить, но именно это противоречие привело Ивана к пониманию своего истинного предназначения. Таким образом, «очарованный странник» — это человек, призванный пройти и принять жизнь такой, какая она есть.
см. также:Другие сочинения по произведению Очарованный странник, Лесков
Композиция
“Очарованный странник” состоит из двадцати глав, которые собраны воедино по принципу воспоминаний и ассоциаций главного героя – рассказчика. Присутствует некоторое подобие “рассказа в рассказе”, когда в первой главе монах Измаил плывёт на пароходе и рассказывает о своей жизни по просьбам пассажиров. Время от времени он отвечает на вопросы слушателей, что позволяет автору внести свою точку зрения и подчеркнуть особо важные моменты повествования.
Кульминацией произведения
можно считать духовное перерождение героя, его приход к Богу, дар пророчества и испытания тёмных сил. Развязка ещё только предстоит герою, он едет сражаться за русский народ, желая отдать свою жизнь, если понадобится за веру, за свою родину. Особенностью композиции можно считать и то, что рассказчик использует различную лексику при передачи определённой истории (татары, жизнь у князя, любовь к цыганке Груше).
История создания
Тема
Повесть затрагивает многие животрепещущие темы, описывает период 1820-30 годов. Первоначально он назывался «Очарованный странник». Его жизнь, переживания, мнения и приключения ». Именно эти вехи затрагиваются в произведении, которое входит в цикл легенд о праведниках россиян. Примечательно, что образ главного героя вымышленный, но очень живой и правдоподобный.
Автор определяет проблемы в начале рассказа: это рассказ о справедливости и православии. Праведник, по мнению автора, — это не тот, кто не грешит, а тот, кто осознает необходимость покаяться и признать свои ошибки. Путь праведников — это жизнь, полная проб и ошибок, без которой человеческое существование невозможно.
Тема ностальгии пронизывает все повествование: герой мучительно скучает по родине в плену, молится и плачет по ночам. Он не питает отцовских чувств к своим некрещеным детям, рожденным от пленных татарских жен. Флягин «попадает» в войну на Кавказе, проявляет себя бесстрашным воином, не боится смерти и ему благоприятствует удача. Тема любви затронута автором в нескольких главах, главный герой не испытывает настоящей чистой любви, его опыт общения с женщинами печален — судьба решает, что Флагин не предназначен быть отцом и мужем. Основная идея рассказа в том, что рано или поздно человек находит свое предназначение, вся его жизнь — это движение в этом направлении.
Внешность Ивана
Лесков намеренно уделяет много текста в произведении под описание портрета своего персонажа. Через его внешность он стремится показать читателю внутренний мир странника. В образе Ивана Флягина в повести «Очарованный странник» встречаются следующие черты:
- Герой напоминает по телосложению богатыря: «человек огромного роста, со смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета». Персонаж отличается от остальных крепостью фигуры, сильными руками. При этом лицо у него доброе. Не случайно Лесков даже в тексте повести сравнивает Флягина с былинным Ильей Муромцем.
- Годы и несчастья не накладывают отпечаток не только на внешность Ивана, но и она его восприятие происходящего в жизни. В свои 50 лет он все еще радуется жизни и всему, что происходит вокруг него, принимает все трудности с достоинством. В этом его очарование.
- В тексте неоднократно отмечается, что родился Иван с большой головой, отчего ему дали прозвище Голован. По этой кличке чаще всего и называли героя, когда он еще жил в родном городе.
Писатель создает мнение об Иване, что он храбрый и добрый, глубоко верующий. Он мастер на все руки и никогда не откажет в помощи, если человек действительно в ней нуждается. Флягин отрицательно относится к продажности и сам никогда не примет нечистых денег. Если говорить о его характере кратко, то он стремится к хорошему, но не может на своем пути избежать ошибок.
При этом герой винит себя во многих совершенных грехах. Он считает, что из-за него умирали люди, поэтому он «всю жизнь погибает, но никак не может погибнуть». Это расплата за смерть тех невинных душ, которые он погубил. В их числе монах, татарин на ярмарке и цыганка Груша. Зная, что за всю жизнь Иван побывал и в плену, и на войне, становится ясно, что герой чувствует вину за гибель многих других людей, о которых в тексте не упоминается.
Мистическое в произведении “Очарованный странник”
Ещё один смысл слова “очарованный” – находящийся под действием чар, некой потусторонней силы, мистики. Судьба Флягина тесна связана с моментами, когда высшие силы помогали ему, подсказывали путь. Даже сама история создания произведения проникнута некой мистикой – Лесков написал его удивительно легко, на одном дыхании. Оно писалось просто благодаря чудесному вдохновению: 20 глав книги были написаны менее, чем за год.
Рассказ о жизни героя кажется невероятным: он насыщен событиями, которые являются знаковыми и жизнеопределяющими. В юности по вине Флягина погиб священник, с тех пор ему было суждено нести крест служения людям, но сначала герою пришлось пройти множество испытаний
В жизни героя был период, когда его “не брала пуля”: он спасал людей, отважно воевал в самой гуще военных сражений, не получая ни одного ранения. Провидение берегло его для другой миссии, поэтому он остался цел и невредим, став офицером и заслужив высокие награды
Вариант 2
Главным героем повести, был странник средних лет, который долгое время путешествовал в поисках, для того чтобы обрести умиротворенность своей души. Сам Флягин, являлся большим любителем мечтаний, также ему интересно было смотреть и анализировать поведение посторонних людей.
Некоторые свои поступки странник совершает необдуманно, как будто околдованный, так как его действиям нет логического объяснения, но ему кажется, что он поступает правильно.
Смысл данной повести Лескова, заключается именно в названии. Так как его главный герой не оставит равнодушным читателей после прочтения, а затронем за душу и может заставить изменить свое поведение или отношение к окружающим людям. Флягин жертвовал собой ради спасения посторонних ему окружающих людей, животных, совершал только добрые поступки. Именно так казалось ему, что он делает все правильно. Он жил и безвозмездно помогал и не когда не ждал нечего взамен.
На сегодняшний день если приглядеться в окружающих людей, то можно тоже разглядеть в них очарованного странника, готового помогать всему миру, только не себе самому.
Краткий анализ
Год написания
– 1872-1873 год, впервые опубликован в газете “Русский мир” в том же году.
История создания
– к созданию произведения автора подтолкнуло путешествие по Ладожскому озеру, удивительная природа тех мест, чудесные края, где проводят свою жизнь монахи.
Тема
– праведничество, поиск своего предназначения, вера и патриотизма.
Композиция
– 20 глав, связанных между собой наличием главного героя, автор не придерживается хронологии, структурные компоненты автономны.
Жанр
– повесть. Произведение имеет ярко выраженные черты древнерусских житийных текстов, приключений и былин.
Направление
– романтизм.
Композиция
Мистическое в произведении “Очарованный странник”
Ещё один смысл слова “очарованный” – находящийся под действием чар, некой потусторонней силы, мистики. Судьба Флягина тесна связана с моментами, когда высшие силы помогали ему, подсказывали путь. Даже сама история создания произведения проникнута некой мистикой – Лесков написал его удивительно легко, на одном дыхании. Оно писалось просто благодаря чудесному вдохновению: 20 глав книги были написаны менее, чем за год.
Рассказ о жизни героя кажется невероятным: он насыщен событиями, которые являются знаковыми и жизнеопределяющими. В юности по вине Флягина погиб священник, с тех пор ему было суждено нести крест служения людям, но сначала герою пришлось пройти множество испытаний
В жизни героя был период, когда его “не брала пуля”: он спасал людей, отважно воевал в самой гуще военных сражений, не получая ни одного ранения. Провидение берегло его для другой миссии, поэтому он остался цел и невредим, став офицером и заслужив высокие награды
Смысл названия
Многие читатели, приступая к прочтению лесковской повести, задумываются о том, почему произведение называется «Очарованный странник». Смысл названия многогранен и глубок. Постараемся в этом разобраться. Николай Семёнович написал свое произведение после того, как в России было отменено крепостное право. Поэтому и основная тема повести — это проблема личности, которая избавляется от влияния чинов и крепостничества.
Это произведение о праведничестве, поэтому так и решил назвать его автор. Главному герою приходится пройти трудный путь, чтобы найти правду и свою опору в жизни. Авантюрист и искатель приключений в финале повести становится монахом — черноризцем. Его исповедь и включена в основное содержание произведение, отсюда и такое заглавие.
Чтобы понять, каков замысел писателя, почему он так назвал своё произведение, следует разобраться со смыслом слов. Так, слово «странник» употребляется в прямом значении, так как обозначает человека, который много путешествует и многое в жизни увидел. Но только Флягин, названый странником, путешествует по своей душе.
Кстати, лексическое значение этого прилагательного может заключаться и в значении «оцепенения» и «колдовство». И под воздействием такого колдовства Флягин совершает много неосознанных поступков:
- Убийство монаха.
- Воровство лошадей.
- Спасение графа.
- Плен.
Действующие лица
Если кратко рассмотреть повесть Николая Лескова, то тогда обязательно следует обратить внимание и на характеристику действующих лиц. К главным можно отнести следующих персонажей:
К главным можно отнести следующих персонажей:
Иван Северьянович, начиная с первой главы, рассказывает историю своей жизни. Его исповедь показывает, что человек способен преодолеть все жизненные испытания. В финале повести читатель видит монаха, которому уже за пятьдесят, но он умудрён опытом и уже не совершает безрассудные поступки. Сводит судьба Флягина и с Грушенькой, в которую был безответно влюблён. Но молодая и прекрасная цыганка любила князя. По просьбе девушки он убивает её.
Для того чтобы полнее раскрыть авторский замысел и образ главного героя, в тексте есть и другие персонажи:
- Граф и графиня из Орловской губернии, у которых Иван выкрал лошадей.
- Барин из Николаева, который сам воспитывал дочь.
- Мать девочки, которой Флягин помог выкрасть ребёнка.
- Офицер, муж сбежавшей женщины.
- Князь, владелец суконной фабрики.
- Евгенья Семёновна, любовница князя.
Смысл названия
«Очарованный странник» — произведение, название которого хоть и кажется поверхностным и понятным, но на самом деле является глубоким и многогранным. Подобная практика распространена среди литературных произведений. Зачастую многие повести, романы и рассказы начинаются с простого и ничего не говорящего названия, которое после прочтения книги обретает иной смысл. Это же происходит и с повестью Лескова «Очарованный странник».
Объяснить смысл названия лучше всего может сам автор, что он и делает на протяжении всего повествования. Значительную помощь ему в этом оказывает главный герой Иван Флягин. Смысл произведения заключается в следующем:
- Жизнь, какой бы она ни была, всё равно заслуживает любви, ведь она по-настоящему очаровывает. Иван Флягин подтверждает это на протяжении всей книги.
- То, почему повесть называется «Очарованный странник», становится понятно сразу после прочтения. Это произведение о человеке, который очарован жизнью и странствует. Казалось бы, проще некуда, но здесь и кроется глубина как названия, так и само́й повести.
Автор хочет добиться от читателей, чтобы они не переставали любить жизнь и верили в светлое будущее, как это делал Иван Флягин.
Сила заголовка
Заголовок «Очарованный странник» подразумевает наличие главного героя, который оказывается в незнакомой среде и подвергается определенным изменениям. Очарованность героя связана со страной, в которой он оказался, и описывает его состояние удивления и интриги.
Заголовок также открывает возможность дальнейшего исследования сюжета и образов. Читатель ожидает узнать, в какую страну попал герой, какие приключения его ждут, и чем он будет очарован.
Заголовок «Очарованный странник» предлагает размышления о теме путешествия, новых впечатлениях, встречах с неожиданными персонажами и перемене судьбы героя.
В целом, сила заголовка в «Очарованном страннике» заключается в том, что он привлекает читателя, пробуждает его интерес к истории и создает уникальный контекст для дальнейшего чтения. Заголовок служит своеобразным ключом, открывающим дверь в мир приключений и загадок, ожидающих читателя на страницах рассказа.
Главные герои
Традиционно принято обозначать жанр “Очарованного странника” как повесть. В первых публикациях было указано – рассказ. Однако жанровое своеобразие произведения выходит далеко за грань простого повествования.
Исследователи творчества Лескова, критики находят, что произведение сочетает в себе черты жития и особенности приключенческого романа, которые были популярны в XIX веке. С жанром жития повесть связывает структура и особая смысловая нагрузка: скитания, перипетии, поиск душевного равновесия, страдания, “хождения” и терпеливое несение своего бремени. Духовный рост героя, его сновидения, мистические моменты и многое другое – признаки житийного жанра. Древнерусские жития святых строятся по принципу сочетания нескольких самостоятельных историй из разных периодов жизни человека, причём хронологическая последовательность в этом жанре соблюдается далеко не всегда.
С жанром приключенческого романа произведение роднит смысл художественного текста: динамичное повествование со сменой разнообразных видов деятельности: главный герой – конюх, нянька, лекарь, пленный, участник боевых сражений на Кавказе, работник цирка, монах. Удивительная насыщенность событий для жизни одного простого человека. По своему внутреннему и внешнему образу главный герой напоминает персонажа русских былин – богатыря.
Основная идея
Главный замысел автора заключается в том, чтобы раскрыть душу русского народа сквозь призму простого мужика. Зачастую его поступки нелогичны и откровенно легкомысленны, но, что хуже всего, они совершенно непредсказуемы. Их невозможно объяснить с точки зрения логики и здравого смысла, поскольку внутренний мир простого, казалось бы, и необразованного мужика оказывается настоящим лабиринтом, в котором легко можно заблудиться. Но даже в самой сложной, запутанной ситуации всегда на помощь приходит свет, способный вывести человека на верный путь. Для русского народа этим светом является православие – сильная, непоколебимая вера в то, что душа будет спасена, даже если жизнь была омрачена греховным поступками. Таким образом, Лесков подводит к мысли о том, праведником может стать любой человек, если в его сердце есть место для Бога, и он искренне раскаивается в совершенных дурных поступках. Как никто другой из русских писателей, Николай Семенович смог понять и максимально точно отразить всю сущность русского духа. В простом мужике, который является воплощением всего русского народа, он видит чистую, не замутненную условностями и сомнениями веру, которую многие отрицают. Душа русского народа открыта для спасения, для настоящего чуда. Она до последнего ищет в окружающей действительности нечто непостижимое, святое, духовное.
Особенность книги заключается в том, что автор мастерски вписывает библейскую притчу о блудном сыне в современные для него декорации. Таким образом он хочет показать, что христианская мораль – вне времени, она не перестает быть актуальной в любом историческом отрезке. Так же, как и блудный сын, Иван покинул отчий дом, устав от надоевшего уклада. Но на тот момент он не знал, что его настоящим домом была не барская усадьба, а церковь. Флягин отдалился от Господа, предаваясь грешным радостям и все больше погружаясь в пучину разврата и порока. Его жизнь была полна досадных случайностей, и таким образом Лесков решил показать, насколько пустой и нелепой является жизнь без веры: бессмысленно барахтаясь в реке жизни, человек оказывается влекомым ее течением, которое зачастую заносит его не туда, где бы он хотел отказаться. В итоге Флягин, как и его библейский прототип, возвращается к своим истокам – монашескую обитель, завещанную ему матерью.
Смысл повести «Очарованный странник» заключается в поиске и обретении смысла жизни. Для Флягина его предназначение кроется в бескорыстном служении народу, Родине, отказа от эгоистичных мыслей и желаний, самоотречении ради высшей цели. Будучи простым, необразованным мужиком, Флягин сделал все, на что был способен – просто посвятил себя служению всему человечеству. В этом и заключается его праведность, и вместе с тем личное счастье.
Смысл произведения Очарованный странник
Обращают на себя внимание и особенности речи главного персонажа, с его диалектизмами и речевыми характеристиками, которые присущи скорее людям других сословий. Сходство с фольклорным сказом проявляется и в прологе, и в экспозиции, когда все путешествующие знакомятся между собой, а сюжетным центром сам собою становится Флягин
Не в последнюю очередь из-за своей отрешённости от происходившего с ним на протяжение всей его жизни, которая сразу бросалась в глаза.
Интересна также и перекликающаяся со сказами композиция повести: первая и последняя главы написаны от лица автора. А все прочие – только от лица самого Ивана Флягина. И в каждом его изустном рассказе о своём жизненном пути персонаж благоговеет перед красотой окружающего мира (хотя прекрасно видит и его несовершенство), и максимально критичен, даже жесток по отношению к самому себе.
Жизненный путь Флягина
В дальнейшем Иван Флягин сменил множество занятий и попадал в разного рода передряги. Всё началось с того, что он украл у барина двух лошадей и убежал от него. Потом в честном поединке с татарином засёк нагайкой противника, после чего сбежал от полицейского и провёл десять лет в плену в степи у татар. В конце концов, он убежал т них и прибыл на родину, к своему барину. Тот приказал его выпороть, а затем разрешил ему уехать на заработки.
Затем Флягин устроился конэсёром (объездчиком лошадей) к одному князю. Во время объезда лошадей он отдал все предоставленные ему деньги цыганке Груше, поскольку влюбился в неё. Князь его, однако, простил, потому что влюбился в эту цыганку сам. Он выкупил её у табора, однако затем отказался на ней жениться и выбрал богатую невесту. От отчаяния Груша попросила Флягина, чтобы он её убил, что тот и сделал.
Затем Флягин служил на Кавказе и даже был приставлен к награде за боевой подвиг. После этого работал актёром, причём в спектаклях играл роль демона.
В конце концов, Флягин ушёл в монастырь, где устроился «по профессии», то есть кучером. Однако и там жизнь его не оставляла в покое. Ночью он случайно принял корову за беса и убил её. За это игумен приказал посадить его в погреб на несколько месяцев. Сидя в погребе, Флягин начал пророчествовать и предсказывать России предстоящие бедствия. Он говорил, что скоро начнётся война. Раздосадованный игумен вызвал лекаря, который осмотрел Флягина и посоветовал тому отправиться куда-нибудь подальше «пробегаться». Герой решил странствовать и путешествовать по святым местам.