Краткое содержание
Смысл названия — «Преступление и наказание» раскрывает суть романа. Невнимательный читатель видит в произведении морализаторство на тему неотвратимости расплаты за двойное убийство – старухи-процентщицы и ее сестры. Такой вывод неверен.
У следователя Порфирия нет прямых доказательств виновности Родиона Раскольникова, одна интуиция. В преступлении сознался избитый маляр Миколка. Родиона в квартире жертв не видели. Личный интерес к делу герой легко объяснял тем, что заложил у процентщицы имущество.
Родиона Раскольникова начала мучить совесть. Юноша убил старуху не из выгоды наживы. Убийцей руководила идея, что мир делится на ничтожных, пустых людей и имеющих право преступать закон. «Тварь я дрожащая, или право имею?» — этот главный вопрос часто задает главный герой романа «Преступление и наказание». Смысл убийства вроде бы благ: за деньги ростовщицы студент-неудачник намеревается окончить университет, уехать за границу, вытащить из нищеты мать и сестру и потом творить добрые дела.
Оправдывает ли цель средства?
Благие намерения не сбываются. После преступления Раскольников чувствует отчуждение от близких и любимых людей. Убийца не может жить нормально. Потому и признается в своем преступлении.
На каторгу за Родионом едет Соня Мармеладова, девушка, вынужденная торговать собственным телом из-за крайней нищеты. Падшая женщина побудила Родиона раскаяться. На каторге опустошенный содеянным Раскольников, берет в руки Евангелие, открывая дорогу в новую жизнь.
Смысл романа заключается в простой идее: убийство – при всех благих целях – остается убийством. Да, старуха-процентщица была злой, скаредной, несправедливой даже к своей сестре.
Но от того, что Родион ее убил, старуха не стала лучше, мир справедливей, а сам Раскольников – выше всех остальных. Никто не давал бывшему студенту права решать, кому жить, а кому умереть? Смысл эпилога «Преступление и наказание» становится предельно ясен: герой лишь в раскаянии смог доказать, что не является тварью дрожащей.
Критика
Великий русский роман вызвал разные реакции и дискуссии среди литературных критиков и публицистов своего времени. Одним из ключевых моментов критики было двойственное отношение к образу главного героя, Родиона Раскольникова:
- Анонимный критик из газеты “Неделя” выразил свои сомнения в позиции Достоевского по отношению к молодому поколению и обвинил автора в намеках на связь между либеральными идеями и преступлениями молодежи. Такие ассоциации вызывали критику лишь потому, что Достоевский не выразил это прямо, а только косвенно намекнул на связь.
- И. С. Тургенев восхвалял начальные главы романа, но не был в восторге от продолжения, называя его “самоковырянием”.
- Д. И. Писарев анализировал роман “объективно” и видел преступление Раскольникова как результат его социального положения и борьбы за выживание.
- Н. Н. Страхов подчеркивал, что “Преступление и наказание” стало самым обсуждаемым произведением в российском литературном сообществе 1866 года, и он выразил восхищение за объективное описание персонажей и их “движение души”.
- В. В. Розанов утверждал, что роман выражает взгляд Достоевского на природу человека, его назначение и законы.
- Другие литературные деятели, в частности Аполлон Майков и Николай Огарев, также оценили роман положительно, называя его глубоким и оригинальным.
Однако не обошлось и без ненавистников произведения. Андрей Бунин и Владимир Набоков выразили свое отрицательное отношение к роману и критике Достоевского. Их мнения о произведении были яркими, но они остались в меньшинстве.
Сочинение Смысл романа Преступление и наказание
Наверное, невозможно встретить сегодня человека, живущего в нашей стране и не читавшего романа великого Достоевского «Преступление и наказание». Эта книга доходит до сердца каждого, кто берет ее в руки. Однажды прочитав творение русского гения, уже никогда не сможешь забыть его. И это не удивительно: в нем поднимаются очень важные вопросы, которые волнуют многие поколения людей.
В чем же суть и идея этого бессмертного романа? Чтобы дойти до его сути, необходимо тщательно проследить за мыслями и действиями главного героя. Кто же такой Родион Раскольников? Что побудило этого честного и благородного молодого человека совершить такое страшное преступление?
Раскольников – студент петербургского университета. Он беден, что откладывает свой отпечаток на весь его облик. Несмотря на то, что он хорош собой, лохмотья, в которые он вынужден одеваться, лишают его внешность привлекательности. Но, пожалуй, не это самое страшное. Гораздо ужаснее то, что нищета способствует зарождению в его голове крамольных идей. Став однажды в трактире невольным слушателем беседы студента и молодого офицера, он нашел в их диалоге мысли, схожие со своими
Этот факт свидетельствует о том, что для современников Достоевского идея сверхчеловека была достаточно актуальной и важной. Раскольников стал отражением этих идей
Он решает убить старуху-процентщицу, которая наживается за счет несчастных людей. В его сознании формируется теория, которая по своей опасности может сравниться с фашисткой теорией Гитлера. Раскольников мучительно ищет ответ на вопрос, не дающий ему покоя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» По мнению героя, убийство, которое может принести благо многим людям, допустимо. Убив старуху, Раскольников мечтает избавить общество от скверны. Теория его опасна, так как узаконивает страшное преступление.
Основная мысль романа заключается в том, чтобы показать читателю всю несостоятельность и пагубность преступной теории Раскольникова. Автор намеренно подчеркивает: одно преступление влечет за собой другое. Человек, убивший один раз, может, не задумываясь, убить и второй раз. Это и происходит с бедным студентом. Расправившись Аленой Ивановной, Раскольников убивает и ее сестру Лизавету, которая стала невольным свидетелем преступления.
Еще одной очень важной идеей романа является идея того, что любовь – великая сила, способная перевернуть даже внутренний мир преступника. В этой связи важная роль в романе отводится Сонечке Мармеладовой
Именно ее любовь помогает Раскольникову прийти к покаянию. Вера в бога вселяет в Раскольникова веру в себя, в свое воскрешение, перерождение.
Роман Достоевского можно назвать книгой на все времена!
Символика
Роман наполнен интересными и с первого взгляда незначительными деталями и знаками, которые могут многое рассказать о смысле книги.
Цифры и числа
- В Библии именно эту сумму получил предатель Иуда, который обрек Иисуса на смерть своим доносом. В романе это число тоже означает предательство. Соня продает себя впервые и приносит домой 30 целковых. Последние деньги — 30 копеек — она спустя время дает отцу на похмелье, а он чувствует себя Иудой в этот момент. Марфа Петровна, супруга Свидригайлова, отдала 30.000 р., чтобы выручить мужа из долговой ямы, а он потом покушался на ее жизнь.
- Эта цифра в христианской мифологии означает союз Бога и человека, так как состоит из 3 (Святая Троица, символ Бога) и 4 (4 стихии, 4 стороны света, это символ миропорядка). В книге 7 частей (вместе с Эпилогом) – это потому, что в финале герой восстанавливает связь с Богом. В 7 Родион отправляется к старухе – это символизирует, что человек готовится порвать связь с Небесным отцом. Свидригайлов жил с супругой 7 лет – на седьмом году он совершает грех и рвет все связи с Богом. Во сне Раскольников видел себя в возрасте 7 лет – тогда он был еще чистым и невинным, чувствовал близость Бога. В Эпилоге выясняется, что Родиону остается 7 лет до конца каторги – это тоже символ восстановления гармонии.
- 4 – число мирового порядка. Поэтому автор часто сопровождает им критические моменты в жизни своего героя: Алена Ивановна живет на 4 этаже, как и Мармеладов, там же находится полицейская контора; рядом с тайником Раскольникова строится 4-этажный дом; памятное чтение Лазаря состоялось через 4 дня после преступления.
- 11 – число из притчи о виноградаре и работниках. В 11 пришел последний гость, которого радушно принял хозяин. Именно в этот евангельский час Родион приходит к следователю и сознается в преступлении. Тогда же Раскольников приходит к Соне. Это означает, что покаяться и вернуться к Богу никогда не поздно.
Религиозные символы
На протяжении всего романа главный герой уподобляется Лазарю, персонажу библейского сказания. Этого человека похоронили, но Иисус воскресил его. Так и Родион был нравственно и духовно мертв, но потом ожил на каторге.
Сходство Раскольникова с трупом писатель подмечал очень тонко: описывал его бледность, постоянно упоминал о его лежачем положении, сравнивал комнату с гробом. Герою в бреду казалось, что его тело вынесли. Также он слышит, как во дворе кто-то заколачивает что-то. Сестру и мать он упрекает в том, что они как будто его хоронят – слишком эмоционально прощаются с ним. В финале же он говорит, что воскрес.
Имена
Основной темой произведения Достоевский выделяет удручающее положение общества, его угнетённость и моральную бедность. Весь роман пропитан размышлениями личности, поиском себя, заблуждениями и жизненными ошибками из—за удушающей нищеты, социального неравенства и безысходности.
Тематика книги разнообразна и многогранна:
- Закон. Автор рассуждает о законе, но имеет в виду не светский и государственный, а Божий закон. Именно по нему должны жить люди, иначе общество развалится и погрузится в хаос противоречий и взаимных обид. Правительство, конечно, тоже запрещает, но его власть не охватывает многие сферы, где необходимо регулирование. Например, закон преследует убийцу, но спокойно взирает на голодную смерть детей, спустя рукава наблюдает за развитием проституции, не трогает распоясавшихся ростовщиков.
- Справедливость. Единственный путь к справедливости – не насилие, а любовь. Родион пытался агрессией и убийством добиться перемен, но сделал лишь хуже. Зато смиренная и кроткая Соня действительно смогла помочь не словом, а делом. Везде, где бы она ни была, девушка восстанавливала гармонию взаимоотношений, проявляла отзывчивость и любовь. Это и есть залог восстановления справедливости. Насилие лишь плодит зло.
- Семья. Близкие люди – наш тыл и кров. Именно семья поспособствовала раскаянию Родиона, именно она помогла ему одуматься и жить дальше после трагедии. Она же давала Соне силы и стимул жить. В объединении людей автор видел спасение для всего мира.
- Любовь. Эта добродетель – основа межличностных отношений людей. Она помогла Родиону вернуться к полноценной жизни и вылечить душу. Она же сохранила детей Катерины Ивановны, ведь Соня, повинуясь любви, делала все возможное, чтобы спасти их. Это чувство порождает все самое хорошее, что есть в человеке.
- Маленький человек. Большинство героев романа – маленькие люди. Все они теряют себя в большом городе и не могут найти в себе силы исполнить свои мечты, обрести смысл бытия. Они в безвыходном положении, и каждый из них по-своему барахтается в трясине, пытаясь вырваться.
Путь к преступлению
Один из ключевых факторов, ведущих к преступлению Раскольникова, — его философская теория о «выдающихся личностях». Он верит, что некоторые люди имеют особое право на насилие и преступление, если это служит «высшей цели» или коллективному благу. Эта идея оправдания преступления приводит Раскольникова к убийству, считая, что он относится к числу подобных «выдающихся личностей».
Вторым фактором, побуждающим Раскольникова к преступлению, является его финансовое положение. Он живет в крайней нищете, и идея совершения убийства появляется как попытка освободиться от долгов и стать независимым. Раскольников считает, что серийное убийство и грабеж позволят ему получить необходимые средства для нового начала и освобождения от угнетающей бедности.
Третьим фактором, влияющим на выбор Раскольникова, стало его состояние душевного стресса и раздвоенности. Он страдает от постоянных внутренних конфликтов и внутренней борьбы между рациональностью и эмоциями. Такая напряженность и нестабильность психики Раскольникова становятся одним из факторов, предрасполагающих его к преступлению.
Внешние факторы | Внутренние факторы |
Финансовая нужда | Философская теория о «выдающихся личностях» |
Психический стресс и раздвоенность |
Накопление всех этих факторов и их взаимодействие находят свое выражение в преступлении, которое Раскольников совершает. Роман «Преступление и наказание» является глубоким анализом психологических и социальных процессов, приводящих к моменту преступления.
2 вариант
Знаменитый писатель Федор Достоевский вложил в свой роман не одну идею, и поэтому описать в чем смысл произведения «Преступление и наказание» в двух словах не получится.
В этом романе рассказывается о Родионе Раскольникове, который совершил страшное преступление, а именно убийство. И главным смыслом произведения является, то что обязательно за преступлением должно следовать наказание. Пусть даже это наказание не в виде лишения свободы, но от собственной совести никогда не удастся уйти.
В данном произведении главный герой Родион Раскольников, убил старуху-процентщицу, а также ни в чем неповинную сестру старухи. Убив ее, он планировал отдать деньги талантливым и бедным людям. После убийства Родион не может воспользоваться этими деньгами. Он начинает жить словно в аду. Вся его дальнейшая жизнь превращается в сущий кошмар. Он мучается от угрызения совести, он постоянно живет в страхе. Он боится разоблачения, Раскольников находится в постоянном напряжении, он также вынужден обманывать и своих близких людей. Он находиться на грани сумашествия. Но такие страшные чувства он испытал больше не из- за содеянного страшного преступления, а в основном из за того, что не мог справиться с испытанием, которое подготовила ему судьба. И поэтому он не может называться «право имеющий». На это преступление подтолкнула его нищета, которая окружала его вокруг. Он не мог никогда признать своих ошибок.
В итоге он смог полностью раскаяться в этом чудовищном преступлении, рассказав обо всем не своим родным и близким, а Соне Мармеладовой-женщине, которая зарабатывает деньги на панели. Он не смог больше держать этот тяжелый груз у себя на душе и решил ей все рассказать. Когда он ей признавался в содеянном, то понял, что убил себя самого.
В этом романе описывается то, что чувствует человек, который переступил через свои морали, рассказывается то, насколько тяжело им потом живется после содеянного. На примере главного героя произведения, можно сделать вывод, что методом насилия и убийства нельзя достичь ничего. Люди, которые идут на такие преступления, наказывают в первую очередь себя. Это наказание приходит к нему в виде сердечных и душевных терзаний.
Ни один человек в мире, переступивший через нормы морали и нравственности, не может остаться не наказанным. И обычно самым страшным и тяжелым наказанием являются те муки, которые он испытывает, совершив эти преступления.
Главные герои и их характеристика
Главным героем произведения является Родион Раскольников, который испытывает душевные страдания на протяжении всего произведения. Изначально он пошел на убийство старухи из-за своей теории, по которой одни люди обладали правом на жизнь, а другие из-за своих отрицательных качеств нет. Молодой человек причислил себя к первому классу, а старуху ко второму, поэтому совершил преступление, не задумываясь о последствиях.
В душе он добрый и хороший юноша, живущий в гармонии со своей совестью, но обида на жизнь и бесконечное количество вопросов вкупе с любопытством подбивают его на данный поступок. В дальнейшем герой не раз сожалеет о содеянном, и только к концу произведения отпускает переживания, раскаявшись перед Богом.
При анализе произведения Преступление и наказание стоит сказать о старухе Алене Ивановне, которая по своей натуре была хитрой, бесчестной и расчетливой женщиной. Она не стеснялась наживаться на чужом горе при помощи своего ломбарда, где за копейки выкупала дорогие вещи у тех, кто находился в трудном положении, но за свое коварство героиня поплатилась жизнью.
Семен Мармеладов является главой семьи Мармеладовых. Он глубоко несчастный человек, который женился из-за чувства жалости, но не сумел стать примерным семьянином. Поначалу мужчина имел стабильную работу и обеспечивал домочадцев, но после увольнения пристрастился к выпивке, спуская на алкоголь любую копейку.
Его дочь Соня Мармеладова всегда была доброй, понимающей и сердобольной девушкой, готовой прийти на помощь. Она достаточно религиозна, что становится большой проблемой, когда героиня начинает заниматься проституцией из-за проблем с деньгами. Но даже выполняя такую грязную работу, она сумела сохранить достоинство и честь.
Мачеха Сони и жена Семена Катерина сильно отличалась от мужа, ведь была более образованной, умной и начитанной, и наблюдать за тем, как семья разваливается на части, было для нее тягостью, а истерики и проблемы со здоровьем лишь усугубляли положение.
В произведении фигурирует и сестра Раскольникова Дуня, являющая противоположностью брата. Она более сформированная личность, которая смотрит на жизнь трезвым взглядом и умеет принимать решения, поэтому часто выручает брата. Девушка готова пожертвовать собственным счастьем, выйдя замуж за нелюбимого человека, ради родных людей.
Трагическое внутреннее противоречие
С одной стороны, Раскольников убивает старушку-процентщицу, считая, что тем самым освободит общество от зла и сможет принести пользу людям. Он считает себя своего рода «надчеловеком», который имеет право нарушать общепринятые нормы и моральные предписания.
С другой стороны, Раскольников неизбежно сталкивается с внутренним моральным кризисом и приступами сомнения. Его совесть мучает, он испытывает чувство вины и страха перед наказанием. В конце концов, эти внутренние страдания становятся невыносимыми и заставляют героя признать вину и принять наказание. Он осознает, что пути от общепринятых моральных норм и правил невозможно отделиться, и что его действия не смогут привести к добру, а только к большему злу.
Таким образом, трагическое внутреннее противоречие Раскольникова становится основной темой романа «Преступление и наказание». Автор через своих персонажей показывает, что нет никаких оправданий для насилия и преступления, и что никто не может ускользнуть от наказания за свои поступки, даже если эти поступки были совершены с благими намерениями.
История создания пьесы Гроза Островского
История создания произведения начинается летом 1859 года и вся работа длится всего несколько месяцев. Автор решил написать эту пьесу после путешествия по Волге, которое он совершил.
За основу города Калинова автор брал такие города как Торжок, Осташково и Тверь, а также детали дополнялись из других близлежащих городов, так как Островский был исследователем и перед написанием пьесы он записывал все свои наблюдения касательно жизни русского народа в тетрадь, а потом использовал свои записи в пьесе.
Многие думали, что сюжет “Грозы” был основан на реальных событиях. Якобы жила в Костроме некая Александра Клыкова, тело которой было найдено в Волге. Известно также, что у нее не складывались отношения с свекровью. Девушке было всего 16 лет, в то время, как Катерине из пьесы чуть больше – 19.
И одна, и другая девушки страдали от своих родственников. Им приходилось делать всю грязную работу по дому. В обеих семьях не было детей и, это не последнее совпадение. У обеих девушек были отношения, как говорится, “на стороне”: у Александры это работник почты, а у Катерины – Борис.
Однако, действия в пьесе были описаны месяцем ранее, чем это произошло в реальной жизни, так что через какое-то время споры и догадки прекратились. Но от этого история не становится более скучной. Народ даже думал, что автору удалось “предсказать будущее” в своем произведении, от чего ажиотаж вокруг произведения вспыхнул с новой силой.
Если вернуться к героям пьесы, то стоит сказать, что также прототипом главного женского персонажа стала актриса Любовь Косицкая, которая, в дальнейшем воплотила этот образ в жизнь, сыграв его. Отметим, что у Любви Косицкой и Островского был роман, который ни к чему не привел, по причине того, что у обоих были семьи. Актриса родилась в Поволжье и жила там до 16 лет, после чего решила, что нужно что-то менять в своей жизни.
В заключение отметим, что история появления этого произведения Островского очень интересна. В ней присутствует личная драма, которая перемежается со сказаниями, что делает историю невероятно занимательной и трогающей. Это то произведение, которое не оставит равнодушным, после него хочется переосмыслить все свои поступки по отношению к своим близким, ценить их больше и любить.
3 вариант
Роман, который носит название «Преступление и наказание» и по сей день пользуется широкой популярностью среди читателей всего мира. Написан он Федором Михайловичем Достоевским. Смысл, суть и идея данного произведения представлены в этой статье.
В центре повествования находится Родион Романович Раскольников – молодой бедный студент, проживающий в культурной столице России. Сюжет в настоящее время знаком почти каждому, кто тем или иным образом знаком с творчеством этого автора: Раскольников убивает старушку-процентщицу и на протяжении всего произведения представлен его внутренний мир и итог…
Господин М.Н. Катков, который являлся редактором «Русского вестника», вел переписку с Федором Михайловичем Достоевским. В одном сентябрьском письме были написаны некоторые факты из романа «Преступление и наказание».
Федор Михайлович описывал сюжет, как отчет с точки зрения психологии после совершения преступления. Событие данное произошло в настоящее время. Героем является молодой студент, который ввиду такой жизни проживает в бедности и нищенстве. Он совершает преступление. Причинами служат бедность, нигилизм, бонапартизм, легкомысленность. Он убивает старуху, дабы проверить идея сверхчеловека.
Также в этом послании Федор Михайлович делает пояснение, что протекает в душе главного героя. Убийца задается вопросами, которые решить нельзя. Он словно бы отломился от человечества. И замучился от этого.
Для того, чтобы оправдаться и заслужить вновь находиться среди людей, Родион придумывает себе утверждение, что преступник принимает муку для искупления своего свершения.
В финале произведения главный герой приходит той же тропой, которой начинал путь, к тому, откуда начинал. Он приходит к Творцу, человечности, которые запрограммированы в людях от самого их создания.
При этом автор имел такое мнение, что наказание с точки зрения закона является пугающим в меньшей мере, нежели наказание внутреннее. Считается, что самое тяжело выносимое наказание – это муки души, наказание совестью. В своем послании для Каткова Федор Михайлович объясняется, что преступление, которое назначено убийце по закону юристами меньше его устрашает, нежели нравственные терзания.
Получается ли у главного героя раскаяться? Это сразу его настигает или спустя несколько лет? Финал вселяет надежду, что это все же происходит.
Преступление и наказание — смысл, суть и идея романа
Роман «Преступление и наказание» — это история о бедном студенте Родионе Раскольникове, который совершает преступление, убивая старушку-процентщицу и её сестру. Главная идея произведения заключается в том, что Раскольников считает, что он имеет право убить этих женщин, так как они являются «паразитами общества», которые не заслуживают жить. Однако его поступок не приводит к ожидаемым результатам, а только углубляет его внутренние мучения и душевные страдания.
Достоевский рассматривает в своем произведении множество вопросов, таких как природа человеческого зла, границы морали, религии, безумие и многие другие. Помимо этого, он изображает жизнь в Петербурге XIX века, показывая, как сильно она разделена на два класса — бедных и богатых.
В конце романа Раскольников осознает свою ошибку и приходит к пониманию того, что нельзя играть Бога и решать, кто заслуживает жизни, а кто нет. В итоге он сознается в своем преступлении и получает наказание за свой поступок. Главная суть произведения заключается в том, что каждый должен нести ответственность за свои поступки, даже если это приводит к страданиям и трудностям.
Вариант 2
«Преступление и наказание»-знаменитый социально-психологический роман Федора Достоевского, вошедший в золотой фонд мировой литературы.
Из писем самого автора известно, что идея романа формировалась у него много лет, и в 1865 году, находясь в затруднительных материальных условиях, он приступил к написанию книги. В тот период ему не хватало денег даже на самое скромное существование, и одной из причин тому было его пристрастие к азартным играм.
Главный герой романа — Родион Раскольников, отчисленный студент, живущий в крохотной каморке в условиях крайней бедности. На почве страшного отчаяния он задумывает страшное преступление-убийство старухи-процентщицы.
За несколько месяцев до отчисления он написал статью, в которой описывает свой принцип разделения людей на две категории — «тварей дрожащих» и «право имеющих». Согласно теории, первые должны подчиняться вторым и терпеть их произвол.
Испытывая презрение к старухе, Раскольников собирается убить и обобрать ее, в надежде решить свои материальные проблемы, помочь сестре и матери, а заодно проверить свою социальную теорию.
Но он ошибается, потому что ни одно «доброе дело», которое он сделал после убийства, не принесло ему ожидаемого удовлетворения. Он понимает, что был не прав в своих убеждениях, и в его душе разворачивается внутренняя борьба с самим собой.
В этот переломный момент Раскольников встречает Соню Мармеладову, которая тоже находится в тупике, и не может найти из него выхода. Робкая и добрая, совсем молодая девушка, дочь спившегося чиновника, она была вынуждена пожертвовать собой и заняться непристойной работой, чтобы спасти семью от голода. Раскольников ощущает в ней родственную душу и проникается особым доверием и рассказывает ей о совершенном преступлении. Этим он надеялся облегчить свой грех хотя бы перед ней, но Соня твердо настаивала на том, чтобы он признался.
Осознав крах своей теории, и придя к выводу, что он все-таки обычный «маленький» человек, Раскольников понимает, что все это было глупо и напрасно. Однако раскаяния за убийство старухи и ее сестры и страха перед юридическим наказанием он не испытывает. Страшнее для него была та каторга, которая началась сразу после преступления и чуть не свела его с ума. Те душевные муки, которые забрали у него все силы и истязавшие его даже во сне.
Какую бы благородную цель не преследовал Раскольников, он был не вправе отнимать жизни других людей. Тем более, что и себя он лишил нормальной жизни, принес много горя близким людям и навсегда от них отгородился. На примере Раскольникова Достоевский показал, как могут быть губительны такие социальные теории для сознания даже самого благородного и умеющего мыслить человека. Как могут они привести к ложным решениям совершить преступление, а затем понести жестокое наказание.
Жанр
“Преступление и наказание” Федора Михайловича Достоевского – это произведение, которое настолько многогранно, что его жанровая принадлежность вызывает интерес и обсуждения среди литературных критиков и исследователей. Этот роман – это не просто повествование, а цельное художественное пространство, где разворачиваются сложные сюжеты и глубокие характеры персонажей.
Наиболее очевидным жанром, связанным с “Преступлением и наказанием”, является криминальный роман. Ведь в самом центре сюжета находятся преступления, совершаемые разными персонажами, включая Раскольникова, Свидригайлова и Лужина. Криминальный фон Петербурга, в котором разворачиваются события, является панорамой социальных нравов и проблем, что делает “Преступление и наказание” также социальным романом.
Следующий важный аспект этого произведения – это его психологическая глубина. Достоевский мастерски раскрывает внутренний мир своих персонажей, а монологи и диалоги позволяют столкнуть разные жизненные позиции и идеи. Такой фокус делает роман психологическим.
“Преступление и наказание” также обогащен философскими аспектами. Персонажи выступают носителями определенных жизненных позиций и идей, и весь роман можно рассматривать как платформу для интеллектуальных дискуссий и философских размышлений.
Этот роман справедливо считается одним из родоначальников философского жанра в мировой литературе.
Наконец, наличие линии расследования преступления и детективных элементов делают “Преступление и наказание” детективным романом. Следователь Порфирий Петрович ведет сложную психологическую борьбу с Раскольниковым, а в сюжете присутствуют ложные версии, что придает роману напряженность и интригу.
В чем суть теории Раскольникова?
Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»). Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами. К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи. Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.
Социальный вопрос
В анализе “Грозы” следует отметить, что драматург постарался передать настроение общества, которое было на тот момент. Люди, понимали, что нужны изменения, что старый строй общества должен уступить место новому, просвещенному. Но люди старых порядков не хотели признавать, что их взгляды потеряли свою силу, что они невежественны. И эта борьба между “старым” и “новым” нашла отражение в пьесе А. Островского “Гроза”.
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/ostrovskij/istoriya-sozdaniya-pesy-grozahttp://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/istoriya-sozdaniya-pesy-ostrovskogo.htmlhttp://www.syl.ru/article/355790/pesa-aleksandra-nikolaevicha-ostrovskogo-groza-analiz-istoriya-sozdaniya
голоса
Рейтинг статьи
Образ грозы
В пьесе одни из важных эпизодов связаны с грозой. По сюжету, Катерина очень боялась этого природного явления. Потому что люди верили, что гроза покарает грешного человека. И все эти тучи, гром – все это только усиливало угнетающую обстановку дома Кабановых.
В анализе “Грозы” следует также отметить, что весьма символично то, что все эпизоды с этим природным явлением связаны с Катериной. Это отражение ее внутреннего мира, того напряжения, в котором она находилась, той бури чувств, которая бушевала у нее внутри. Катерина боялась этого накала чувств, поэтому она очень переживала, когда была гроза. Также гроза и дождь – это символ очищения, когда молодая женщина бросилась в реку, то она обрела покой. Так же, как и природа кажется чище после дождя.
Кто был прототипом главной героини?
В анализе “Грозы” можно указать и то, что было множество споров о том, с кого же был списан образ Катерины. Нашлось место и для личной драмы писателя. И у Александра Николаевича, и у Любови Павловны Косицкой были семьи. И это послужило препятствием для дальнейшего развития их отношений.
Косицкая была театральной актрисой, и многие считают, что она является прототипом образа Катерины в “Грозе” Островского. Позднее Любовь Павловна сыграет ее роль. Сама женщина была родом с Поволжья, а биографы драматурга писали, что “Сон Катерины” был записан со слов Косицкой. Любовь Косицкая, как и Катерина, была верующей и очень любила церковь.
Но “Гроза” – это не только драма о личных отношениях, это пьеса о нарастании конфликта в обществе. В ту эпоху уже были люди, которые хотели изменить старые порядки, но закосневшее “домостроевское” общество не хотело им подчиняться. И это противостояние отражено в пьесе Островского.