Сочинения по литературе

Основные правила написания и критерии

Итоговое сочинение в 2023 году пройдет 6 декабря. Также есть резервные дни — 2 февраля и 4 мая 2024 года. Школьникам предстоит за 3 часа 55 минут написать развернутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • Объём должен быть не меньше 250 слов, иначе будет поставлен незачет.
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно.

По структуре итоговое сочинение в 2023/2024 учебному году сильно отличается от сочинения ЕГЭ

Комплект из шести тем вы получите только за 15 минут до экзамена, заранее известны лишь разделы и подразделы банка тем. Поэтому важно заранее их проработать, прочитать нужные произведения, подобрать список аргументов и набить руку на тренировочных текстах — всё это можно сделать на нашем курсе подготовки к итоговому сочинению

Итоговое сочинение 2023/2024: критерии оценивания

Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или зачет или незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним зачет, экзамен провален. Чтобы получить зачет за сочинение в целом, нужно справиться с первыми двумя критериями и еще хотя бы одним.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум один литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем использовать классическую структуру сочинения.

 5 абзацев

  • вступление (тезис),
  • собственное мнение, которое доказывается аргументами,
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод),
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод),
  • вывод (итог рассуждений).

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают.

5. Грамотность

Незачет поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарем! Этот поможет свести орфографические ошибки к минимуму.

Список литературы для сочинения

Чаще всего сочинение пишут на основе произведений 19 — первой половины 20 века. Поэтому рекомендуем перечитать классику, вот небольшой список:

  1. Д. И. Фонвизин: «Недоросль».
  2. А. С. Грибоедов «Горе от ума».
  3. А. С. Пушкин: лирика, «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».
  4. М. Ю. Лермонтов: лирика, «Мцыри», «Герой нашего времени».
  5. Н. В. Гоголь «Мертвые души».
  6. А. Н. Островский «Гроза».
  7. Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», рассказы.
  8. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».
  9. И. С. Тургенев «Отцы и дети».
  10. И. А. Гончаров «Обломов».
  11. Н. А. Некрасов: лирика, «Кому на Руси жить хорошо?».
  12. А. П. Чехов: «Вишневый сад», рассказы.
  13. И. А. Бунин: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
  14. Стихотворения С. А. Есенина, А. А. Блока, В. В. Маяковского, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой.
  15. А. И. Солженицын: «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича».

А вот несколько примеров того как правильно написать хорошее сочинение/эссе.

Шаблон эссе по литературе:

После того как закончите с этой частью, обязательно просмотрите всю работу на соответствие первоначально составленному плану. Если сочинение выстроено в продуманной заранее последовательности – все удалось!

Вариант 5

Литература — это книги, которые мы читаем в школе. В них рассказывают истории про разных людей и о том, что с ними происходит. Иногда это интересно, а иногда скучно.

Мне нравится читать рассказы про приключения. Там герои идут в путешествия, находят сокровища, сражаются с монстрами. Это очень интересно, потому что хочется узнать, что будет дальше.

Иногда бывает, что уроки литературы скучные. Надо изучать стихи и писать тетради

Но это тоже важно, потому что слова важны и нужно уметь правильно писать и говорить

Некоторые книги очень толстые и сложные. Их читать тяжело, но потом можно похвастаться, что прочитал такую книгу. Мне нравятся иллюстрации в книгах. Они делают книгу красивой и интересной.

Иногда писатели пишут смешные и забавные книги. Их приятно читать, потому что смеяться хорошо. Литература — это весело и полезно, если, конечно, выбрать правильную книгу.

Мне нравится1.7 k.Не нравится1.1 k.

Как писать аргументы в сочинении?

Чтобы доказать собственную позицию, нужно обратиться либо к тексту произведения, которое выступает основой для сочинения, либо использовать высказывания авторитетных языковых критиков. Первый путь более простой, т. к. запомнить критические обзоры длинного списка литературы для сочинения ЕГЭ непросто.

Совет: читая произведения, сразу отмечайте те отрывки, которые выступят в роли аргументов по разным темам.

Выпускники часто интересуются: «можно ли сделать сочинение без аргументов?». Можно, но тогда вы потеряете до 6 баллов, которые могут стать решающими при поступлении. Еще для получения высшего балла лучше использовать 

цитаты для эссе по литературе.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Виды сочинений

Ниже мы рассмотрим четыре основных вида сочинений и их особенности:

  • Сочинение по картине
  • Сочинение по литературе
  • Сочинение-рассуждение
  • Сочинение-миниатюра

Исходя из вида, вступление, основная часть и заключение будут иметь видоизмененные и отличающиеся друг от друга формы.

1

Сочинение по картине

Как правило, вступление сочинения по картине состоит из 2-3 предложений об авторе картины. Сюда относятся: имя, годы жизни, жанр исполнения. Вот небольшой пример вступления: «Сильвестр Щедрин (1791-1830 гг.) – известный художник в жанре пейзажного романтизма. Его работами очаровываются любители природы и ценители тонкого искусства».

Основная часть должна состоять из трех пунктов:

  • Описание изображения на переднем плане
  • Описание изображения на заднем плане (мелкие детали и фон)
  • Особенности произведения (реалистичность, палитра, манера исполнения и т.д.), и как они влияют на его восприятие зрителем

В заключении делается вывод: впечатления от картины, понравилась или нет, и почему.

2

Сочинение по литературе

Этот вид сочинений наиболее сложный, т.к. здесь требуется знать содержание произведения, ведь невозможно описать, к примеру, мещанина Кулигина из пьесы А. Н. Островского «Гроза», ее не прочитав. Сочинение по литературе предполагает составление подробного и развернутого плана. Вступление в этом случае представляет обозначение темы.

Основная часть должна наличествовать примерами, доказательствами, мыслями по поводу раскрытия темы в работе автора. Если взять ту же «Грозу», можно изначально противопоставить характеры героев, описав их в 3-4 предложениях, указать на особенности и традиции эпохи, в которой происходят события, привести несколько фрагментов из текста. Не будет лишним упомянуть и о самом авторе, дав краткую биографическую справку в коротком рассказе об интересных фактах из его жизни, периодах творчества и перипетиях судьбы на момент написания пьесы.

В заключение нужно подвести итог всем рассуждениям, подтвердить или опровергнуть главную мысль, ответить на основной вопрос, который был поднят в сочинении.

3

Сочинение-рассуждение

В сочинении-рассуждении структура выстраивается иначе:

Вступление должно включать в себя заданный тезис (о чем будут идти рассуждения) и ответ ребенка на вопрос, т.е. согласен он с утверждением, темой, текстом и т.д. или же нет.

В основной части излагается несколько аргументов (желательно привести 2-3 таковых). Приветствуется подтверждение аргументации не только посредством литературных фактов, но и доказательствами из повседневной жизни.

А заключение – это просто вывод, резюмирующий все размышления ученика

Обратите внимание на то, что вывод и вступление не должны противоречить друг другу

4

Сочинение-миниатюра

Для таких сочинений часто дают свободные темы. Чтобы написать сочинение-миниатюру, нужно самостоятельно сформулировать тезис. Если, например, тема работы – «Что я буду делать летом», тезис может выглядеть так: «Я буду отдыхать, радоваться и познавать мир». Основная часть представляет собой пояснение тезиса, а в заключение можно привести несколько фактов в подтверждение мыслей, к примеру: «А в том, что мы поедем на море в Таиланд, я уверен, потому что родители уже купили билеты».

Четыре рассмотренных вида сочинений считаются самыми распространенными. Пользуясь этим, многие дети (те, кто постарше, естественно) нередко прибегают к тому, что просто списывают материал с какой-нибудь статьи или же вообще скачивают готовые сочинения из интернета. Но делать этого, к сожалению нельзя, хотя работать с таким материалом вполне можно.

Как написать сочинение-рассуждение: приступаем к основной части

Здесь необходимо осветить мысли, которые вызвало произведение, эмоции к выбранному персонажу или его обстоятельствам.

Каждую идею придется подкреплять примерами из оригинального текста произведения или афоризмами. Если вы говорите, что проблема войны волнует героя, значит, нужно привести примеры, в которых это волнение передается читателю.

Основная часть – это по большей части ваши собственные рассуждения о том, что вас волнует во всей истории. Покажите здесь эволюцию своей мысли, с какого момента в произведении она зародилась, как эволюционировала и к какому выводу в итоге подтолкнула.

Как работать с материалами из интернета

Списывать или присваивать чужие работы нельзя по двум причинам: во-первых, это натуральный плагиат, а это и само по себе не хорошо, и преподаватель сразу распознает обман, а во-вторых, мысли, изложенные в чужой работе, принадлежат другому человеку. Во втором случае ни стилистика, ни точка зрения, ни знание материала не будут совпадать с авторскими.

Если есть задача переработать текс из какого-то источника, помогите ребенку освоить этот метод. Для этого просто покажите, как можно выразить одну и ту же мысль в нескольких разных вариантах. Так вы поможете ученику научиться передавать чужие мысли своими словами

Не важно, работает ребенок с какой-то статьей или готовым сочинением, суть будет одна – прочитать материал, понять структуру, найти наиболее интересные мысли и перефразировать их

В начале своего творчества, связанного с написанием сочинений, успехи ребенка могут быть небольшими и даже мало ощутимыми. Но с практикой его навык обязательно улучшится, и со временем он научится (если будет заниматься прилежно, естественно) писать шикарные для его возраста тексты.

И, подытоживая, хочется сказать, что не каждый ребенок хочет стать писателем, поэтом или журналистом, однако уметь четко и грамотно излагать свои мысли он уметь обязан, и обязан в первую очередь самому себе. Именно с этой целью в школе и пишутся сочинения, с этой же целью и вы занимайтесь домашним обучением.

Несмотря на то, что основной материал по теме обучения ребенка письму уже изучен, есть еще один важный навык, который непременно пригодится в жизни вашему чаду – это навык письма на иностранном языке. О его развитии мы и побеседуем в следующем уроке.

Как написать сочинение/эссе по литературе: составляем план

Перед началом выполнения задания нужно четко продумать, по какому плану это делать, чтобы поток мыслей выстраивался в стройные, логически последовательные предложения.

Сразу после получения темы сочинения в голове начнут возникать идеи и образы (конечно, если вы читали произведение). На черновом листке набросайте фразы или слова, которые в первую очередь приходят в голову. Потом их можно развить до целого сочинения.

Итак, тщательно продумайте, что хотите сказать по теме. Затем тезисно запишите на бумаге в столбик мысли. А уже потом решите, в какой последовательности хотите эти мысли отображать на бумаге. Это нужно для четкой и ясной структуры работы.

Основы литературного сочинения

Литературное сочинение — это письменная работа, в которой автор выражает свои мысли, чувства и идеи с помощью литературного языка. Это форма общения через слово, где каждое предложение имеет свое значение и смысл.

Одной из целей литературного сочинения является передача информации или пробуждение чувств у читателя. Это может быть рассказ, стихотворение или даже эссе. Используя различные литературные приемы, автор стремится заинтересовать и увлечь читателя, передать определенные мысли или послание.

Для создания качественного литературного сочинения необходимо учитывать несколько основных принципов:

Идея или тема: Вся работа должна быть построена вокруг определенной идеи или темы, которую автор хочет передать читателю

Это может быть идея о любви, дружбе, справедливости или любой другой важной теме.

Структура: Литературное сочинение должно иметь определенную структуру, состоящую из введения, основной части и заключения. Введение должно заинтересовать читателя, основная часть — развить идею сочинения, а заключение — завершить и подвести итоги.

Язык: Важно использовать литературный язык, богатый и выразительный

Автор должен уметь выбирать правильные слова и создавать красивые образы. Однако, не следует злоупотреблять сложными словами или фразами, которые могут запутать читателя.

Литературные приемы: Хорошее литературное сочинение часто использует различные литературные приемы, такие как метафоры, аллегории или параллели. Они позволяют передавать идеи более ярко и выразительно.

Чувства и эмоции: Часто литературное сочинение пробуждает чувства и эмоции у читателя. Автор может выражать свои собственные эмоции или вызывать определенные чувства у читателя через выбранные слова и образы.

Важно понимать, что каждый автор имеет свой собственный стиль и подход к литературному сочинению. В конечном итоге, важно, чтобы сочинение было уникальным, выразительным и способным заинтересовать и вовлечь читателя

Сочинения

поиск сочинений по авторам

Сочинения по литературе. С нами вы можете написать любое сочинение на любую тему. Все сочинения, представленные на нашем сайте, являются уникальными и на других ресурсах идентичных, вы не найдете.

ААйвазовский И.К.Айматов Ч.Т.Аксаков С.Т.Астрид ЛиндгренАхматова А.А.Андерсен Х.К.ББагряный И.П.Байрон Д.Г.Бальзак О.Баум Л.Ф.Бах Р.Бёлль Г.Т.Бичер-СтоуБлок А.А.Бодлер Ш.Бондарев Ю.В.Брюллов К.П.Булгаков М.А.Бунин И.А.Быков В. В.ВВасильев Ф.А.Васнецов В.М.Войнич Э.Л.ВольтерГГалилей Г.Гаршин В.М.Гашек Я.Гейне Г.ГётеГоголь Н.В.ГомерГончаров И.А.Горький М.ГофманГрабарь И.Э.Грентведт Н.Э.Грибоедов А.С.Грин А.Гросман В.С.ДДавид Жак-ЛуиДаль Р.Дефо ДаниельДжордж ОруэллДиккенс Ч.Дойл А.К.Достоевский Ф.М.Дюма А.Дюма А. (сын)Дяченко Т.ЕЕршов П.П.Есенин С.А.ЖЖуковский В.А.Жюль ВернЗЗоля ЭмильЗакруткин В.А.ИИбсен Г.Ионеско Э.

ККассиль Л.А.Кафка Ф.Кальдерон Б.П.Киплинг Д.Р.Коперник Н.Копытцева М.К.Короленко В.Г.Коцюбинский М.М.Коэльо П.Крамской И.Н.Крылов И.А.Кук Д.Куприн А.И.ЛЛермонтов М.Ю.Левитан И.И.Лесков Н.С.Леся УкраинкаЛонгфелло Г.У.Лондон ДжекЛьюис КэрроллММаканин В.С.МакБирни А.Маркес Г.Г.Маршак С.Я.Мешков В.В.Мицкевич А.Б.Можайский А.Ф.МольерМопассан Ги деННекрасов Н.А.Нёстлингер К.ОО. ГенриОстровский А.Н.ППамела Л.Т.Перов В.Г.Пидмогильний В.ППо Э.А.Портер Э.Х.Пржевальский Н.М.Пушкин А.С.РРембо А.Репин И.Е.Решетников Ф.П.Рыбаков А.Н.ССалтыков-ЩедринСвифт ДжонатанСеверянин И.Сент-ЭкзюпериСервантес М.Сетон-ТомпсонСияника А.Скотт ВальтерСолженицын А.И.Стельмах М.Стендаль (Бейль)Стивенсон Р.Л.Сочинения по картинамСочинения на английском Сочинения на свободную темуСочинение на французскомСуворов А.

ТТвардовский А.Т.Твен МаркТолкин Дж.Р.Р.Толстой А.Н.Толстой Л.Н.Трифонов Ю.В.Тургенев И.С.Тютчев Ф.И.УУайльд ОскарУолт УитменУэллс Г.Д.ФФадеев А.А.Фаулз Д.Флобер Г.Фонвизин Д.И.Франческо П.ХХемингуэй Э.ЦЦветаева М.И.ЧЧехов А.П.ШШевченко Т.Г.Шекспир УШиллер ФридрихШишкин И.И.Шолохов М.А.Шоу Д.Б.ЩЩербаков Б.В.ЭЭлиот Т.С.Энде МихаэльЭратосфенЮЮон К.Ф.ЯЯзыков Н.М.Яблонская Т.Н.

Вы можете использовать сочинения как образец для самостоятельной работы, либо просто скопировать, решать вам. Все сочинения размещенные на нашем ресурсе уникальны, что поможет вам избежать совпадений.

Как готовиться к итоговому сочинению

Часто подростки не знают, с чего начать подготовку. Предложите ребёнку помощь — вместе выполните несложные шаги и убедитесь, что одиннадцатиклассник понял, как действовать. 

Изучите сайт ФИПИ

На странице Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно найти руководство, как написать итоговое сочинение, и разбор типичных ошибок. Покажите сайт ребёнку и разберите вместе описанные там правила. 

Раздел итогового сочинения (изложения) на сайте ФИПИ

Чтение литературы

Для успешной сдачи итогового сочинения важно не только читать книги, но и размышлять о прочитанном. Предложите ребёнку устроить семейный литературный кружок — регулярно читайте книги, а затем обсуждайте друг с другом

Рекомендуем наметить чёткий план — например, читать по одной книге в неделю и устраивать обсуждение на выходных. Такая практика учит дискутировать и прививает любовь к чтению. 

Тренироваться

Для облегчения написания сочинений рекомендуем использовать план, который мы дали выше в статье — так одиннадцатиклассник точно не упустит важные вещи. Один из секретов, как написать хорошее итоговое сочинение, — придерживаться выверенной структуры и не нарушать логику повествования. Это умение приходит с практикой. 

<<Блок перелинковки>>

В интернете можно найти достаточно образцов сочинений. Если у ребёнка не получается подступиться к теме, посоветуйте сначала прочитать несколько хороших сочинений и вдохновиться чужим примером. В этом нет ничего плохого — если подросток не списывает и не копирует чужие тексты, всё в порядке.

Аргументы для итогового сочинения 2023/2024

Несмотря на то, что темы заранее не известны, мы подготовили для вас банк аргументов по подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме. А в этой статье вы найдете готовые аргументы с опорой на литературный материал — пользуйтесь!

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 

Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задает себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя. 

Возможные темы

Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?

Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?

Можно ли оправдать плохой поступок?

Может ли любовь спасти заблудшую душу?

Литературные аргументы

  • Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»
  • А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»
  • А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»
  • С. Коллинз. «Голодные игры»
  • У. Голдинг. «Повелитель мух»
  • М. Горький. «Старуха Изергиль»
  • Р. Брэдбери. «451° по Фаренгейту»
  • А. Грин. «Зеленая лампа»
  • М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
  • А. Дюма. «Граф Монте-Кристо»
  • С. Есенин. «Черный человек»
  • А. И. Куприн. «Гранатовый браслет»

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 

Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.

Возможные темы

Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?

Как окружение влияет на ребенка?

На что готов пойти человек ради своей семьи?

Человек должен жить для себя или на благо общества?

Литературные аргументы

  • Л. Н. Толстой. «Война и мир»
  • Л. Н. Толстой. «Анна Каренина»
  • Дж. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи»
  • М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
  • А. С. Грибоедов. «Горе от ума»
  • Дж. Роулинг. «Гарри Поттер»
  • Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»
  • А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека 

Темы этого раздела подталкивают к рассуждению об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки. Также темы могут быть связаны с вопросами экологии и роли природы в жизни человека. 

Возможные темы

Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?

Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?

Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?

Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?

Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?

Литературные аргументы

  • Р. Брэдбери. «451° по Фаренгейту»
  • О. Хаксли. «О дивный новый мир»
  • И. С. Тургенев. «Отцы и дети»
  • Дж. Оруэлл. «1984»
  • Е. И. Замятин. «Мы»
  • С. Коллинз. «Голодные игры»
  • У. Голдинг. «Повелитель мух» 
  • В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой», «Уроки французского»
  • Д. Киз. «Цветы для Элджернона»

Помимо доступа к экзаменам, хорошо написанное итоговое сочинение гарантирует до 10 дополнительных баллов к сумме ЕГЭ. При поступлении в вузы с высокой конкуренцией вроде Бауманки или Вышки несколько баллов могут стать решающими — это еще один повод ответственно подойти к подготовке. Преподаватели MAXIMUM Education на курсе по итоговому сочинению объясняют ученикам, как писать пробные тексты, и дают развернутую обратную связь, которая на реальном экзамене поможет добиться зачета.

Из чего состоит итоговое сочинение

Структура работы предполагает вступление, основную часть и заключение. Вступление и заключение должны занимать примерно треть всего текста.

Если ваш ребёнок не знает, как писать итоговое сочинение, расскажите ему про примерный план работы. 

План итогового сочинения

Часть 1. ВступлениеНужно написать главную идею и тезис будущей работы. Как правило, варианты вступлений — универсальные и не зависят от направлений текущего года. Это может быть согласие или несогласие с цитатой либо собственное мнение по теме. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения. Вот несколько типичных клише для начала работы. 

«Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать своё определение этим понятиям».

«Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу». 

Часть 2. Основной текст

Дальше в подкрепление тезиса приводятся аргументы с опорой на источники литературы. Нужно привести минимум два довода. Для плавного перехода к основной части можно использовать шаблонные фразы: 

«Хотелось бы вспомнить произведения художественной литературы, где раскрывается тема…».

«В доказательство рассуждений обращусь к художественной литературе…».

Переход ко второму аргументу может звучать так:

«Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения…». 

Часть 3. Заключение

В конце необходимо подвести итоги и обобщить вышенаписанное. Возможные клише: 

«Обобщая сказанное, хочу сказать, что…».

«Таким образом, можно сделать вывод…». 

Каким итоговое сочинение было раньше

Раньше ФИПИ заранее публиковал направления — например, о направлениях 2021 года вы можете прочитать в нашей статье. На экзамене ученик получал 5 тем, по одной из каждого направления, выбирал одну из них и писал по ней сочинение. Банк аргументов отрабатывался заранее, так как направления подсказывали приблизительную тематику и можно было примерно понять, о чем придется писать на экзамене. Ученики повторяли произведения, готовили аргументы и шли на экзамен с готовым набором «любимых направлений», по которым уже не раз писали тренировочные сочинения.

Учителя русского языка и литературы замечали, что многие направления из года в год перекликались: можно было пользоваться уже готовыми базами аргументов, а темы были очень похожими. Например, направление «Путь» в 2015 году и направление «Человек путешествующий» в 2022-м, «Забвению не подлежит» в 2020-м и «Война и мир» в 2019-м, «Добро и зло» в 2019-м и «Доброта и жестокость» в 2018-м.

В итоге в 2022 году было принято решение не придумывать новые направления и темы, а использовать то, что уже есть. То есть в 2023/24 учебном году на экзамене будут только те темы, которые уже использовались в прошлые годы. Всего в закрытом банке ФИПИ их более полутора тысяч. В дальнейшем закрытый банк он будет ежегодно пополняться новыми темами.

Итоговое сочинение — ответственный экзамен, определяющий, получит ли 11-классник допуск к ЕГЭ. На курсе подготовки в MAXIMUM Education объясняют структуру сочинения и критерии его оценки, показывают, как определить главную мысль текста и подобрать убедительные аргументы, помогают составить список литературы для сочинения и избежать грамматических, речевых ошибок. Также в состав курса входят два пробных сочинения, которые проверяют преподаватели и дают ученикам обратную связь. С таким подходом зачет гарантирован!

Что такое итоговое сочинение

Итоговое сочинение по русскому языку — работа, которую пишут все одиннадцатиклассники. Она оценивается по принципу «зачёт/незачёт». Зачёт за сочинение является обязательным условием допуска к единому государственному экзамену — ЕГЭ. 

Итоговое сочинение — это рассуждение на заданную тему с привлечением литературных аргументов для подтверждения тезиса. В качестве аргументов можно приводить художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров — загадок, пословиц, поговорок) и другие источники отечественной или мировой литературы. 

Итоговое сочинение, с одной стороны, фокусируется на литературе. Нужно использовать аргументы с опорой на книги. С другой стороны, предполагается, что итоговое сочинение носит надпредметный характер. Это работа не только по русскому языку и литературе, но и в целом — проверка умения мыслить. 

Зачёт на итоговом сочинении даёт школьнику: 

допуск к государственной итоговой аттестации по русскому языку, 

до 10 баллов при поступлении в вуз (каждый вуз определяет сам).

При оценке сочинения оценивается его объём и самостоятельность выполнения работы. 

<<Форма демодоступа>>

Критерии оценивания:

  • Соответствие теме
  • Аргументация. Привлечение литературного материала
  • Композиция и логика рассуждения
  • Качество письменной речи
  • Грамотность

Чтобы получить зачёт за всё сочинение, необходимо получить зачёт по трём критериям: «Соответствие теме» и «Аргументация. Привлечение литературного материала» — в обязательном порядке, а также по одному из других критериев. Подробнее об оценивании и типичных ошибках читайте .

Каким будет итоговое сочинение 2023/2024

Эксперты взяли огромный банк заданий, который скопился за все эти годы, и разбили его на следующие разделы и подразделы. В 2023 году был также добавлен новый подраздел, 3.4:

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом1.3. Познание человеком самого себя1.4. Свобода человека и ее ограничения

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции2.2. Человек и общество2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

3. Природа и культура в жизни человека 3.1. Природа и человек3.2. Наука и человек3.3. Искусство и человек3.4. Язык и языковая личность

По факту это те же самые направления, что и раньше, только более крупные. На экзамене в каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка:

Структура закрытого банка тем итогового сочинения с сайта ФИПИ

Вот как может выглядеть комплект тем на экзамене у ученика в декабре 2023 года:

Итоговое сочинение 2023/2-24: образец комплекта тем с сайта ФИПИ

В остальном требования, критерии оценки и правила написания итогового сочинения в 2023/2024 учебном году не поменялись.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: