Понятие о сказке, отличительные черты жанра
Виды сказок
Сказка – это рассказ необычайного содержания, основанный на вымысле. Сказочный мир – не пустопорожний вымысел. Суть народной небылицы отражена в сочиненной А.С. Пушкиным присказке:«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Сказки учат главным жизненным принципам: борьбе со злом, доброте, преданности, справедливости, честности.
Неизвестно, когда на Руси появились эти древнейшие произведения. Слово «сказка» стали употреблять с XVII в., ранее их называли «басни», «байки» (от слова «баять»). Первые записи русских сказок были сделаны во второй половине XVII в. врачом царя Алексея Михайловича, англичанином С. Коллинзом, который в 1667 г. в Лондоне опубликовал несколько русских преданий и сказок в своей книге о России. Со времен Петра I, когда ослабло влияние церкви, запрещавшей «басни баять», сказки начали активно собирать и записывать, с XVIII в. стали издавать, появились литературно обработанные фольклорные сказки.
Простота и естественность сказок – признак произведений высочайшего мастерства. Отличительные черты народной сказки были определены особенностями ее композиции. Традиционной частью был сказочный зачин: «Жили-были» и др. Более развернутый зачин у волшебных сказок: «В некотором царстве…» Иногда предисловием была у сказки присказка, шутливая прибаутка, создававшая настрой слушателей. Присказки вставлялись и в середину повествования: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Присказка могла завершать сюжет: «Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец». Традиционны для сюжетов сказок концовки с упоминанием веселого пира или счастливого будущего героев: «Стали жить-поживать и добра наживать».
Используется в сказках прием троекратного повторения, повторяются трижды даже целые эпизоды. Число «три» в древности считалось магическим числом. Присущи языку сказок устойчивые эпитеты: конь добрый, удаль молодецкая, девица красная, леса дремучие, солнце ясное и пр. Выделяют три основные разновидности народных сказок: волшебные, бытовые, о животных.
Сказки о животных
Сказки о животных — самые древние представители этого жанра. Их главные герои — различные домашние и дикие животные, птицы и другие живые существа. Древние люди верили, что человеческие чувства и качества есть и у животных, которым приписывали способность говорить и мыслить, как и они сами. В таких сказках разным животным приписывались особенные свойства и роли: конь — всегда трудолюбивый, верный помощник человека, коза — находчивая, волк — злой и глупый, лев — сильный, лиса — хитрая, медведь обладает тяжёлым характером. В таких сказках, как «Хитрый лис», «Голый волк», «Царь-Петух», изображаются, как правило, те животные, которые были более близки и знакомы людям.
Традиционный зачин таких сказок бывает очень коротким и простым: «В древние, древние времена…», «Однажды…», «Некогда…» Такие сказки, как правило, построены на диалоге и соперничестве между героями (волком и овцами, человеком и зверями).
Описание основной части сочинения: изложение мыслей и аргументов
В основной части сочинения необходимо подробно изложить свои мысли и аргументировать свою позицию по теме пословицы. В этой части текста автор должен привести различные доводы, примеры и обоснования своей точки зрения.
Первым шагом в изложении мыслей является формулировка тезиса. Тезис — это основная идея, которую автор хочет донести до читателя. Он должен быть ясным, конкретным и отражать главную мысль сочинения.
После формулировки тезиса, автор может привести различные аргументы, факты или примеры, чтобы подтвердить свое мнение
Важно использовать разнообразные и убедительные аргументы, чтобы вызвать интерес и убедить читателя в правильности своей точки зрения
При приведении аргументов необходимо использовать логические связки, чтобы связать их с тезисом и сделать сочинение более последовательным и логичным. Для этого можно использовать слова и выражения, такие как «во-первых», «поэтому», «таким образом» и др.
Кроме того, автор может использовать примеры из реальной жизни, истории или литературы, чтобы подкрепить свои аргументы. Примеры помогают сделать текст более наглядным и убедительным, а также позволяют находить общие точки зрения с читателем.
Необходимо помнить, что каждый аргумент и пример должен быть связан с темой пословицы и подтверждать тезис
Важно быть объективным и не забывать о контраргументах, представляя различные точки зрения на тему пословицы
И, наконец, в заключении основной части сочинения автор может подвести итоги и сделать окончательные выводы, подтверждающие его тезис.
Инструкция:
Для начала уделите внимание выбору темы. Как правило, ученикам на выбор предоставляется несколько различных пословиц, или же предлагается выбрать высказывание на свой вкус
Так или иначе, лучше всего выбрать не самую примитивную из них, а наоборот, достаточно глубокую, желательно, спорную — это предоставит вам возможность выразить себя в сочинении, взглянуть на проблему с разных углов. Не упрощайте себе задачу — важна именно ваша точка зрения, а не набор клише и стандартных выводов. Еще лучше, если пословица будет для вас «злободневной
», то есть, пересекаться с вашими личными переживаниями. В этом случае вы сможете не только делать гипотетические предположения, но и привести реальные примеры из жизни — это не только оживит работу, но и может натолкнуть вас на интересные размышления, которые, возможно, даже помогут вам решить личные проблемы.
Любое сочинение начинается со вступления. В этой части вашего задания можно сделать краткий экскурс в историю
, описав варианты появления пословицы, или же привести пару примеров
ее употребления в литературных произведениях или кинофильмах. Можно пояснить, почему вы выбрали именно это высказывание, чем оно затронуло вас.
Теперь настало время выразить суть фразы, ее главную мысль — не растягивайте, постарайтесь подобрать лаконичную формулировку
. Не углубляйтесь в размышления — это мы сделаем позже, сейчас нужно объяснить нашему «читателю», о чем именно нам говорится. Не составляйте слишком сложных предложений, текст должен быть интересным и ясным, легко восприниматься.
Чтобы хорошо написать сочинение по пословице, необходимо обозначить свою личную точку зрения
по этому поводу. Тут уже все зависит от вас — согласиться с высказыванием, опровергнуть его, или же рассмотреть проблему со всех сторон — главное, чтобы любой ваш вывод был аргументирован.
Сформировав позицию, с которой решили рассматривать мысль, можете начинать работать над основной частью сочинения. Изложите свои мысли подробно, по пунктам, сначала в черновом варианте
. Теперь упорядочите свои рассуждения и начните подбирать к ним весомые аргументы: из личного опыта, из общественных событий, политики, литературы, кино и пр
. Однако, не забывайте о том, что текст не может быть полностью построен лишь на ваших личных переживаниях, или на определенном литературном произведении — старайтесь гармонично сочетать разные доказательства
.
Итак, как и в любом сочинении, нам необходимо подвести итоги. Вернитесь к началу — напомните
о главной мысли пословицы вкратце и сделайте вывод.
Представьте, что вы и есть будущий читатель своего творения. Желательно подождать какое-то время, отвыкнуть от текста, затем, представив себя в роли зрителя
, перечитать его. Это позволит увидеть возможные оплошности, оценить текст по максимуму объективно. Вот как сочинение по пословице писать наиболее правильно.
В правдивости этого высказывания я убедился ещё в детстве. К сожалению, часто случается так, что будучи детьми мы не можем понять, где же нас подстерегают неприятности. Это случилось и со мной, а тот день я запомнил ещё на долгие годы.
Сказка «Солдатская шинель»
Отражение народной морали в тексте
Бытовые сказки часто имели социальную направленность, ее главным положительным героем был бедный человек: крестьянин, работник или солдат. В этих сказках нет чудес, магии или волшебства. К бытовой сказке относится «Солдатская шинель», сюжет представляет собой случай из обыденной жизни. Неунывающий солдат похвалился перед барином своей шинелью, которая служила ему и удобной постелью. Барин захотел приобрести такую хорошую вещь, которая заменит ему перины и подушки. Дома он попробовал уснуть на шинели, но не смог и пошел жаловаться к командиру солдата. Командир понял, что со стороны солдата не было обмана: после тягот службы находчивый солдат крепко засыпал на шинели, подложив рукав под голову и укрываясь ее полой. Бездельнику барину тяжело засыпалось и в удобной кровати. Народная мораль выражена в словах командира в конце сказки: кто устает от работы, заснет крепким сном, а «кто ничего не делает, тот и на перине не уснет». В бытовых сказках высмеиваются недостатки людей, утверждаются нравственные понятия.
Сказка «Журавль и цапля»
Простые законы житейской мудрости
В сказках про животных персонажи наделены человеческими качествами. В сказке «Журавль и цапля» две птицы жили уединенно на болоте. Решив скрасить свое одиночество, журавль пошел к цапле свататься, но пришелся ей не по вкусу. Ей показалось, что жених «долговязый», «летает худо», прокормить ее не сможет. После строптивая одинокая цапля пожалела о своем отказе, и сама отправилась к журавлю. Он же не забыл обиду, отказался общаться. С той поры так друг к другу и ходят. В сказке тонко очерчены человеческие характеры, отражены отношения самолюбивых людей, для которых существует неразрешимая проблема выбора идеального спутника. Они забыли, что у всех есть свои недостатки. Потому у сюжета сказки нет конца, гордецы не найдут выхода из сложившейся ситуации. Чувствуется насмешка сказочника над поведением героев.
Свадебные и похоронные песни в русской фольклорной традиции
Свадебные песни – разительно отличались от всех остальных малых жанров семейного фольклора. Примечательным был тот факт, что вне свадебного обряда эти песни не звучали. Кроме того, с функциональной точки зрения они были крайне важны, так как исполняли своего рода «юридическую роль» в этом событии. Наряду со свадебными песнями, немаловажную роль в обряде играли причитания. Они были неотъемлемой частью праздника, представляли собой лирические повествования, которые описывали переживания невесты, родителей и подруг.
14 стр., 6813 слов
Роль народного художественного творчества в развитии духовно …
… Предмет: Роль народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности. Задачи: Раскрыть понятие духовно-нравственной культуры личности. Определить возможности народного художественного творчества в развитии духовно-нравственной культуры личности. Изучить жанры народного художественного творчества. Рассмотреть народный …
Также немалую роль играли величания. Ими в песнях гости восхваляли жениха и невесту, желали молодым благополучия и счастья. Ко всему прочему ни одна свадьба не могла ни обойтись без корильных песен. Эта небольшая составляющая свадебного обряда представляла собой шуточные песни. Как правило, они были адресованы сватам, из-за которых невеста «покидала» родную семью, подружек и утрачивала свою девичью волю.
Похоронные причитания или плачи еще один древний фольклорный жанр, о времени, появления которого, никто доподлинно не знает. Он лишь «обрывками» дошел до наших дней, но из названия легко можно понять, о чем идет речь и для чего этот жанр служил.
Календарный фольклор и годовой песенный цикл
Эти небольшие жанры появились в связи с необходимостью следить за сельскохозяйственным циклом, а так же за изменениями, происходящими в природе и религиозными праздниками.
Много пословиц, примет, советов и запретов сложилось в календарном фольклоре. Вот некоторые, из которых дошли до наших дней:
9 стр., 4143 слов
История народной песни во Франции
… Песни этой серии представляю собой призывы ко сну явно выраженного языческого характера: Наиболее типична для этого жанра истинно народная колыбельная: … тамбурина и галубета. Одна из особенностей мелодий Прованса — наряду с … национальному духу, что ее влияние простирается и на любовные песни. … языка, вытесненного языком центральной Франции, народные песни написаны чистым французским языком. …
- «Рано затает — долго не растает»
- «Март и снегом сеет, и солнцем греет»
Не мало песен было сложено народом и для годового песенного цикла. Так на было принято печь блины, исполнять обряды проводов зимы и петь обрядовые песни. Эта и еще некоторые из старых традиций сохранились до сих пор.
Народная мудрость в произведениях устного народного творчества.
Разные сочинения—
Сочинение «Народная мудрость в произведениях устного народного творчества.»
Земфира
Народное творчество, или фольклор (фольклор (англ.)— народное знание, народная мудрость
), берет начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Устное народное творчество соединяет в себе особенности нескольких видов искусств. В фольклоре нашли отображение самые разныестороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки,календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирическиепесни, драматические произведения, частушки, детский фольклор. Несмотря на то, что почти все произведения устного народноготворчества возникли в глубокой древности, мы и сегодня используем их: поём песни и частушки, рассказываем анекдоты, читаемлюбимые сказки, загадываем друг другу загадки, употребляем в речи поговорки, учим и повторяем скороговорки.В произведениях устного народного творчества передается народная мудрость. Если говорить, например, о пословицах и поговорках, то можно сказать, что они создаются всем народом, поэтому выражают коллективное мнение народа. В них заключена народная оценка жизни, наблюдение народного ума.
Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение. Вы прочли сочинение Народная мудрость в произведениях устного народного творчества.
Вы прочли сочинение Народная мудрость в произведениях устного народного творчества.
Народная мудрость в произведениях устного народного творчества окунает нас в духовную культуру наших предшествующих поколений.
Устное народное творчество возникло в глубокой древности. Народные песни, сказки, загадки знают все. В глубокой древности не было письменности, и каждый человек рассказывал сказку или былину свою.Таким образом творцом всех песен, и былин становился народ. Вся мудрость народа передавалась в песнях, сказках. Люди заметили что с песней веселее работалось. И песни изменялись в них появилась ритмичность. С песней легче было возделывать землю, валить лес.
Первобытные люди верили в различных духов и богов в силы природы. Они слагали песни прославляющих их. В сказках люди рассказывали о своем труде, о каких-то исторических событиях. Сказки учат детей быть честными, и трудолюбивыми, мужественными. В сказках дается ответ на простой вопрос: «Что такое добро и зло? »
Загадки — составленные народом отличаются оригинальностью и поэтичностью. Помогают детям развивать фантазию.
В пословицах и поговорках отражается жизненный опыт людей. В Русских пословицах можно понять как и чем живет человек на пример: «Кудри завивай да про дела не забывай» «Лицом и туда и сюда, а делами не годится не куда».
Труд в жизни наших предков занимал огромное место. Да и в нашем времени эти пословицы очень актуальны. Ведь они несут большой воспитательный заряд в себе. Вот пословицы о Родине:
Пословицы говорят о ценности нашей земли, воспитывают и вдохновляют нас:
«С родной земли-умри, не сходи».
«Один в поле не воен».
«Смелость города берет».
Народная мудрость в произведениях устного народного творчества (к таковым традиционно относятся былины, сказки, поговорки, загадки, пословицы, песни) составляют сокровищницу народной художественной культуры, тем самым представляют интересный источник познания родного языка, и народного быта.
Произведения, созданные разными авторами и передававшиеся из уст в уста, претерпев различные изменения, ставшие результатом совместного народного творчества, называют фольклором (от английского folklore — народное знание, народная мудрость). В фольклоре отражена и мудрость веков, и актуальные проблемы современности. Он является спутником истории народа с древнейших времён, когда люди ещё не умели писать. В его произведениях отражается многовековой опыт народа, народные обычаи, мировоззрение, представления о морали и традиции воспитания.
Вариант 1
С многих страниц русской литературы встречают нас разнообразные пословицы и поговорки. Они словно сокровища, передающие богатство народной мудрости из поколения в поколение. Народные мудрые высказывания служат не только украшением речи, но и сильными семенами для формирования нашего мировоззрения, нашего характера и поведения. В этом сочинении я хочу подчеркнуть, что пословицы и поговорки действительно являются ценными зернами народной мудрости.
Народные пословицы и поговорки не просто скопления слов, а выражение опыта и мудрости предков. Они содержат сжатую, но сильную информацию, которая помогает нам понимать мир, принимать верные решения и правильно вести себя в различных ситуациях.
Примером такой мудрости может служить известная русская пословица: «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.» Эта метафорическая фраза научила многих людей быть осторожными и не делать поспешных заявлений или обещаний, если они не уверены, что смогут выполнить свои слова. Эта мудрая пословица спасает от ненужных проблем и помогает держать свое слово, что является важным качеством для честного и надежного человека.
Еще одним примером является поговорка: «Век живи, век учись». Эта мудрая фраза призывает нас не переставать развиваться и обучаться, независимо от возраста и опыта. Она напоминает нам, что в жизни всегда есть место для роста и самосовершенствования. Ведь именно стремление к знаниям и саморазвитию делает нашу жизнь более насыщенной и интересной.
На мой взгляд, пословицы и поговорки — это не просто выражения, которыми люди пользуются в общении, но настоящее сокровище, которое необходимо уважать и бережно хранить. В них заключается мудрость наших предков, которую они нам передали для того, чтобы помочь нам в жизни и научить нас правильному поведению. Я уверен(а), что применение пословиц и поговорок в нашей жизни помогает нам принимать более осознанные решения и строить лучшие отношения с окружающими.
Пословицы и поговорки — это драгоценные зерна народной мудрости, которые предоставляют нам ценные уроки и наставления. Они несут в себе опыт и мудрость наших предков и помогают нам разбираться в жизненных ситуациях. Используя пословицы и поговорки, мы обогащаем свой внутренний мир и становимся мудрее и сильнее. Пусть эти ценные слова останутся с нами и продолжат служить источником народной мудрости на протяжении многих поколений.
Мне нравится573Не нравится169
Исследование: как найти информацию по выбранным пословицам и поговоркам
Изучение пословиц и поговорок является интересной и полезной деятельностью, которая помогает расширить кругозор и улучшить знание языка. Однако, не всегда легко найти информацию по выбранным выражениям.
Для начала можно обратиться к электронным словарям и базам данных, которые содержат информацию о пословицах и поговорках. Существуют как общие словари, так и специализированные сайты, которые собирают данные на определенную тему. Например, есть словари пословиц и поговорок, связанных с природой, народной мудростью, и даже с историей футбола.
Если же нужна более глубокая информация по теме, тогда можно обратиться к научным исследованиям. В современной литературе существует множество работ, посвященных исследованию пословиц и поговорок в контексте истории, культурологии и лингвистики. Такие исследования часто базируются на большом количестве первоисточников и представляют авторитетную информацию.
Для тех, кто интересуется этой темой, также можно посмотреть образцы применения пословиц и поговорок в литературе. Многие из них считаются классикой и представляют особую ценность для изучения русской культуры и литературы. Например, произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Ю. Лермонтова и др.
- Для поиска информации по пословицам и поговоркам можно использовать:
- электронные словари и базы данных;
- научные исследования;
- примеры применения в литературе.
Песни
Песня – это особый словесно-музыкальный жанр. Она представляет собой небольшое по объему лирико-повествовательное или лирическое произведение, которое было создано специально для пения. Виды их следующие: лирические, плясовые, обрядовые, исторические. Выражаются в народных песнях чувства одного человека, но вместе с тем множества людей. В них нашли отражение любовные переживания, события общественной и семейной жизни, размышления о тяжелой судьбе. В народных песнях часто используется так называемый прием параллелизма, когда переносятся на природу настроения данного лирического героя.
Исторические песни посвящены различным известным личностям и событиям: завоеванию Сибири Ермаком, восстанию Степана Разина, крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева, битве под Полтавой со шведами и др. Повествование в исторических народных песнях о некоторых событиях сочетается с эмоциональным звучанием этих произведений.