Объяснение концовки книги
Финал произведения «Мастер и Маргарита» происходят в заключительной главе книги. М.А. Булгаков ставит точку во всех сюжетных линиях истории, рассказывает о дальнейшей судьбе главных персонажей. Мастер и Маргарита пришли к тому, к чему стремились. Они обрели покой. Между главными героями было настоящее сильное чувство, которое было выше всего остального. Они не принимали участия в противостоянии добра со злом. У Мастера и Маргариты уже было все то, в чем они нуждались. Иешуа тоже ушел на покой, ведь его знания о правде не были востребованы.
Воланд и его помощники все же смогли договориться с представителями светлой стороны. Персонажам удалось прийти к компромиссу относительно остальных действующих лиц. Дело таинственного мага так и не было раскрыто. Со временем фантастические события стали забываться.
Чему учит книга «Мастер и Маргарита»
Произведение «Мастер и Маргарита» не просто показывает необычный, нестандартный мир. Эта книга учит различать добро и зло, замечать самое главное в жизни. 12 лет Михаил Афанасьевич создавал свой роман. Писатель в своей работе показал свое отношение к любви и ненависти, к добру и злу, к таланту, мастерству. М.А. Булгаков постарался раскрыть пороки общества, показать невероятную силу любви.
Читатели нередко воспринимают понятия «добро» и «зло» как взаимоисключающие. Однако автор посмотрел на них под других углом. Он продемонстрировал, что одна сила не может существовать без другой. Можно ли понять, что означает добро, если человек ни разу в жизни не сталкивался со злом? Все в жизни взаимосвязано. Грань между добром и злом провести порой очень сложно.
Сочинение на тему: Современность в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Одной из основных тем мировой литературы на протяжении многих веков, всегда была тема борьбы Добра и Зла. Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова очень яркий пример такого противостояния, особенно это видно в диалоге Иешуа и Пилата. Хоть этот диалог и имел место более чем два тысячелетия назад, но мы не видим, что это давно минувшие проблемы, собеседники выглядят скорее современниками нашего века, чем людьми, которые жили в прошлые века. Таким образом автор дает нам понять, что проблема борьбы Добра и Зла актуальна так же и в наше время.
У добра есть своя истинная сила, так считает автор, но добро должно соответствовать нелегким условиям. Самое главное, добро не должно опираться на насилие, потому что насилие более относится к средствам Зла. У Добра есть свое непобедимое оружие: готовность помочь, доброжелательность, желание и умение понять другого человека. Можно сюда добавить и сострадание, и чуткость, и искренность и многое другое, воспитав в себе эти качества, вы сделаете шаг навстречу добру. Но Добро, это также широта культурного мировоззрения, самобытность мысли, это труд и творчество, направленные на благо людей. И самое главное, это самоотверженность, воля, моральная устойчивость и твердость в защите своей праведной идеи.
Все это, соединенное воедино и является оружием Добра. Поэтому быть на защите добра не очень легко. Возможно, сделать из добра подделку, такое тоже не редко бывает, и невозможно обмануть истину. Но если добро на самом деле есть у человека, в его личности, то оно становится всесильным. Мы видим, как Иешуа, «слабый человек», переворачивает жизнь Пилата, «всемогущего правителя», прокуратора Рима. Он влияет почти на всех людей, с которыми встречается в своей жизни, это и Иуда из Кириафа, и Левий Матвей.
Что же по мнению Булгакова стоит за Злом? Зло-это проявление человеческих пороков, темные, низменные страсти, которые не усмирены и не вытеснены человеческим началом. Поэтому в названии Человека, с большой буквы, как считает Булгаков, не должно быть зла, потому что человек начинается лишь там, где заканчивается зло. В романе «Мастер и Маргарита» воплощением Зла становятся образы «нечистой силы»: Воланда и его свиты, а «достижениями» зла становится бал у Сатаны. Автор делает очень глубинный, философский замысел, в котором Зло имеет в своем источнике доисторический хаос первородного космоса. А добро становится достоянием миллионов лет развития, когда человек учится познавать себя и управлять собой, своими стремлениями.
На все времена проблема Добра и Зла является важнейшей проблемой общества. Булгаков поднял занавес этой огромной проблемы. Каждое время по-своему тяжелое для человечества, но тысячелетний опыт не должен пройти для него даром. В наше время у человека есть большое преимущество – знания, исторический опыт, сознание, память
Вот почему, по мнению Булгакова, очень важно человеку нужно оставаться человеком и продолжать очеловечивание стихийных сил в себе и в окружающем мире. И только так Добро должно победить Зло.
О книге
История создания книги
роман Михаила Афанасьевича Булгакова, работа над которым началась в конце 1920-х годов и продолжалась вплоть до смерти писателя. Роман относится к незавершённым произведениям; редактирование и сведение воедино черновых записей осуществляла после смерти мужа вдова писателя — Елена Сергеевна. Первая версия романа, имевшая названия «Копыто инженера», «Чёрный маг» и другие, была уничтожена Булгаковым в 1930 году. В последующих редакциях среди героев произведения появились автор романа о Понтии Пилате и его возлюбленная. Окончательное название — «Мастер и Маргарита» — оформилось в 1937 году.
О книге
Замысел автора
М. Булгаков писал роман несколько лет. Но учёные считают его незавершённым. Автор сжигал часть работы, оставлял черновые варианты и принимался за них спустя годы. Елена Сергеевна Булгакова, жена писателя, после смерти мужа приняла на себя заботу о рукописях. Работа над ними длилась около двадцати лет.
«Мастер и Маргарита» — роман со сложной структурой. В нём несколько сюжетных линий, и все они связаны между собой множеством образов, которые живут в разных мирах. Это московское общество периода 30-х годов, мистический «дом» дьявола и время правления Понтия Пилата. Библейские и демонические образы переплетаются с московскими типажами. Основных героев можно представить кратко в таблице:
Древний Ершалаим | Москва 30-х годов | Дьявольский мир |
Понтий Пилат | обитатели Дома Грибоедова (Берлиоз, Иван Бездомный, Латунский, Александо Рюхин, Арчибальд Арчибальдович) | Воланд |
Марк Крысобой | Барон Майгель | Коровьев |
Левий Матвей | Босой Никанор Иванович | Азазелло |
Иуда из Кириафа | Алоизий Могарыч | кот Бегемот |
Иешуа Га-Ноцри | доктор Стравинский | Гелла |
Афраний | «театралы» (Лиходеев, Варенуха, Бенгальский, Семплеяров, Римский) |
Автор мистического замысла сделал попытку показать изъяны человеческих отношений. Вопросы, которые затронул Булгаков, не уместятся в одном списке. Проблематика романа «Мастер и Маргарита» широка:
- добро и зло;
- любовь;
- настоящее творчество;
- нравственный выбор;
- свобода;
- власть;
- вера;
- истина и ложь;
- одиночество;
- трусость.
Отзыв 2
Михаил Афанасьевич Булгаков подарил миру русской литературы хорошее наследие. Его романы, повести, рассказы читаются большим количеством людей даже сегодня. В своем творчестве Булгаков любил высмеивать власть, абсурдность советского строя, банальные человеческие пороки и ничтожность этой системы. Мне кажется, что лучшим творением мэтра можно назвать произведение «Мастер и Маргарита». Отзыв о данном романе представлен в этой статье.
Данное произведение определяется как «роман в романе». Причиной служит то, что в нем параллельно друг другу развивается аж две истории. Первая – в романе, написанном главным героем, имени которого не называется, мастером. В ней рассматривается этакая библейская история. Некий проповедник погиб за свои идеи, перед этим он долгое время вел беседу с Понтием Пилатом, который в итоге раскаялся в том, что приговорил к смертной казни Иешуа. Под образом Иешуа можно принять Иисуса Христа. Но нельзя назвать однозначно, его ли имел ввиду Михаил Афанасьевич.
Вторая история представляет, собственно, булгаковский роман. В нем главными действующими лицами являются: мастер, Маргарита, свита Воланда. На самом деле, в произведении имеется большое количество сюжетных линий, и каждая из них имеет важную роль в реализации авторской мысли. Свита Воланда – это вообще отдельная тема. Прототипом этого героя мог стать сам дьявол, или Мефистофель из Гете. Причем в его уста вложено большое количество важных истин. Мне кажется, что через Воланда с читателем говорит Михаил Афанасьевич. Несмотря на то, что везде, где появляется Воланд и его свита, случаются в итоге какие-нибудь необратимые и неприятные вещи, его можно назвать даже больше нейтральным персонажем, нежели отрицательным. Главное зло в романе – это не кто иной как советские граждане. Именно благодаря Воланду они изображены алчными, завистливыми, ненасытными, упертыми. И просто в течение романа получают наказания.
Мастер и его возлюбленная, которую встретил на улице, Маргарита принимают участие непосредственно в развитии любовной линии. На их примере показывается, как надо вести борьбу за свое счастье. Если человек по-настоящему любит кого-то, то он готов перенести все тяготы, с которым столкнется тот, кого он любит. Мне кажется, что истина именно в этом. Финал произведения это подтверждает, когда мастер, заслуживший покой, ведет за собой и Маргариту.
2 отзыв
Читая в школьном возрасте больше всего запомнился бал Волонда, в которой присутствовала мистика, пакости Бегемота и конечно же специфический юмор. Подростком больше понравиться в романе искать людские недостатки, описания жадности и гордости, гнева и конечно же саму любовь. Ну а уже в зрелом возрасте читателей привлекает такие темы как лож, предательство и прощения. Следовательно, данная книга заслуженно называют классикой и рекомендовано читать любому поколению.
Роман «Мастер и Маргарита» читать одно удовольствие! Поскольку он имеет хорошую композицию. Сами сюжеты идеально переплетаются меж собой, в которых каждый раз изменяется напряжение между героями в начале каждой главы. У многих читателей захватывает дух от того как писатель изложил и придумал произведение. Хочется читать и перечитывать данное произведение повторно, находя что-то новое для себя.
Эпизоды с Понтием Пилатом и Иешуей Га-Ноцри считается самыми чувствительными. В них очень глубоко Михаил Афанасьевич описал образы героев, которые проживают прошлых столетиях. В данном творение дьявол переходит на сторону доброты и правильности. Многие считают это странным, и необычно то что увидеть такие перемены в герое Воланда, нехарактерные опытному и толковому зрелому человеку, хоть у него позади большой опыт и ведает очень немало, то ему уныло представлять все проделки элементарным людям для развлечения. Многие люди в романе показываются еще дурнее, чем сам демон. Если простые люди на такое способны, значит это должно быть нашей горькой правдой, которую надо принять. И не критиковать гениального русского классика М.А. Булгакова за неправдоподобный образ.
Сочинение №3
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — подобно самому автору весьма противоречивое и необычное произведение. Оно отражает глубокую личность писателя, его сложную духовную сущность.
Герои этой книги иллюстрируют собой проявления тех или иных человеческих чувств и эмоций. Но при этом ни одного из них нельзя однозначно отнести к положительной или отрицательной стороне. Каждый герой этого романа воплощает в себе черты как темной, так и светлой стороны, собственно так же как любой человек в реальной жизни.
Действующие лица произведения настолько сложны и неоднозначны, что даже те персонажи, которые на первый взгляд кажутся строго отрицательными (будь то Воланд и вся его свита) или строго положительными (будь то сам Мастер или Иешуа Га-Ноцри), на самом деле постоянно находятся на гране добра и зла. Все они не идеальны, и даже в самом светлом герое автор стремится показать его пороки и недостатки, свойственные обычным людям. И все же в романе присутствует яркое противопоставление противоположных сил. Например, в исторической части, посвященной библейскому сказанию об Иисусе Христе и представленному здесь в виде авторского произведения Мастера, ярко показано «противоборство» римского прокуратора Пилата и нищего проповедника Иешуа.
Что касается Воланда, то этот персонаж, как ни странно и не удивительно, не является олицетворением зла, как мы его привыкли понимать. Воланд выступает в романе неким мерилом, судьей тех нравственных процессов, что происходили в романе. Он испытывает героев романа, а после несет им наказание или же наоборот воздаяние. Сатана предстает образцом справедливости и благородства, как бы это странно не звучало.
Мастер и Маргарита тема добра
Сколько бы не существовало человечество, вопросы доброго и злого всегда существовали. Люди постоянно пытаются разграничивать эти понятия, да только границу между ними провести непросто, поэтому эти вопросы не теряют своей актуальности. К данной проблематике обратился и Булгаков, в очередной раз пытаясь переосмыслить ее в своем романе. При этом тематика раскрывается неоднозначно. Читатель начинает понимать, что добро хоть и приносит пользу, да только зло не всегда несет в себе вред.
Если говорить о добре, то сразу вспоминается образ Иешуа, который представляет собой доброе начало. Этот человек идет по пути добра и считает добрыми окружающих. Мало того, мы замечаем доброе начало даже в Понтии Пилате, который приговорил к смерти Га-ноцри. Не было бы огонька добра в сердце Пилата, то и собственный приговор ему бы был безразличен. А так он начинает переживать, в нем говорит совесть, да только трусость не позволяет все изменить.
Сила добра представлена в романе и любовью двух героев. Благодаря главным героям в лице Мастера и Маргариты, автор показывает, насколько сильным бывает чувство любви, позволяющее менять мир вокруг и людей в целом.
Информация о книге
Название и автор книги | Тема, идея книги | Главные герои | Сюжет | Дата чтения |
Мастер и Маргарита М. А. Булгаков | Роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова – это роман, в котором удивительнейшим образом сочетаются и переплетаются извечные темы добра и зла, любви и ненависти, верности и предательства, греха и святости, преступления и возмездия. Это роман, который будет актуален всегда, потому что злободневные проблемы, поднимающиеся на его страницах, будут существовать столько, сколько будет существовать человечество. В «Мастере и Маргарите» выставлены напоказ самые отвратительные человеческие пороки, среди которых эгоизм, ложь, лицемерие, корысть, стяжательство и предательство | Главные герои:
Мастер, Маргарита |
Действие романа начинается в один из майских дней, когда два московских литератора — председатель правления МАССОЛИТа Михаил Александрович Берлиоз и поэт Иван Бездомный — во время прогулки на Патриарших прудах встречают незнакомца, похожего на иностранца. Он включается в разговор об Иисусе Христе, рассказывает о своём пребывании на балконе прокуратора Иудеи Понтия Пилата и предрекает, что Берлиозу отрежет голову «русская женщина, комсомолка». Литераторы не знают, что перед ними Воланд — дьявол, прибывший в советскую столицу со своей свитой: Фаготом-Коровьевым, Азазелло, котом Бегемотом и служанкой Геллой.
После гибели Берлиоза под колёсами трамвая Воланд поселяется в «нехорошей квартире» Михаила Александровича, расположенной по адресу: Большая Садовая улица, 302-бис. Сатана и его помощники устраивают в Москве череду розыгрышей и мистификаций: они отправляют в Ялту директора Варьете Стёпу Лиходеева, проводят сеанс чёрной магии, организуют принудительное хоровое пение сотрудников филиала зрелищной комиссии, разоблачают председателя акустической комиссии Аркадия Аполлоновича Семплеярова и театрального буфетчика Андрея Фокича Сокова. Для Ивана Бездомного встреча с Воландом и его приближёнными оборачивается душевным недугом: поэт становится пациентом психиатрической больницы. Там он знакомится с Мастером и узнаёт историю его романа о Понтии Пилате. Написав это произведение, автор столкнулся с миром столичной литературы, в котором отказы печатать сопровождались травлей в прессе и предложениями ударить по «пилатчине». Не выдержав давления, Мастер сжёг рукопись в камине; после ареста и череды испытаний он попал в дом скорби. Для Маргариты — бездетной тридцатилетней жены очень крупного специалиста и тайной жены Мастера — исчезновение любимого становится драмой. Однажды она признаётся себе, что готова заложить душу дьяволу ради того, чтобы узнать, жив он или нет. Мысли измученной неведением женщины оказываются услышанными, и Азазелло вручает ей баночку с чудодейственным кремом. Маргарита превращается в ведьму и исполняет роль королевы на великом балу сатаны. Её заветная мечта осуществляется: Воланд устраивает встречу Мастера с возлюбленной и возвращает им рукопись сожжённого романа. Произведение, написанное Мастером, представляет собой историю, начавшуюся во дворце Ирода Великого. К прокуратору Иудеи Понтию Пилату приводят подследственного Иешуа Га-Ноцри, приговорённого Синедрионом к смерти за пренебрежительное отношение к власти кесаря. Беседуя с Иешуа, прокуратор понимает, что перед ним — бродячий философ; его взгляды на истину и мысли о том, что всякая власть является насилием над людьми, интересны Пилату, однако спасти скитальца от казни он не может. Зная, что Иуда из Кириафа получил деньги за то, что разрешил арестовать Га-Ноцри в своём доме, прокуратор поручает начальнику тайной службы Афранию убить предателя. Совмещение двух сюжетных линий происходит в заключительных главах. Воланду наносит визит ученик Иешуа Левий Матвей, который просит наградить Мастера и Маргариту покоем; эта просьба выполняется. Ночью Москву покидает группа летящих всадников; среди них не только мессир и его свита, но и автор романа о Понтии Пилате со своей возлюбленной. |
Много раз прочитана. Первое прочтение было в 2002 год |
Сейчас смотрят:{module Булгаков:}
Похожие сочинения
- «Мастер и Маргарита», тема любви и прощения в романе
- Cкрытая интрига романа Мастер и Маргарита
- «Ведомство» Воланда»
- «Женщина, которая просто прекрасна» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
- «Искусство стремится непременно к добру…» (По роману Булгакова «Мастер и Маргарита»)
- «Их воскресила любовь» (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
- «Квартирный вопрос» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
- «Кто любит должен разделить участьтого кого он любит»
- «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
- «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») 2
- «Мастер и Маргарита»
- «Мастер и Маргарита» Булгаков — Дьявол и его литературные предшественники
- «Мастер и Маргарита» Булгакова «роман в романе»
- «Мастер и Маргарита» сочинение
- < Назад
- Вперёд >
Учебные материалы.. первая помощь в учебе…
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» – очень неоднозначное и необычное произведение. Автор посвятил ему последние двенадцать лет своей жизни. Писатель вложил в этот роман все: свой талант, свои мысли, свою душу. Это произведение настолько многопланово, что даже жанр его определить невозможно: и бытовой, и социальный, и любовный, и фантастический. Автор создавал роман как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях. Яркие и запоминающиеся образы помогают нам, читателям, уловить дух эпохи, современной автору. В романе «Мастер и Маргарита» царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Все в нем, романе, относительно, каждый решает сам, на чьей он стороне. Любой герой находится на грани между добром и злом, между светом и тьмой. Смех и печаль, радость и боль перемешаны в произведении воедино, как в жизни. «Мастер и Маргарита» – роман о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое является порывом к свету и добру. Булгаков создал «роман в романе», и оба эти романа объединены одной идеей — поиском истины. Ершалаимские главы романа представляют собой булгаковскую интерпретацию библейской истории Иисуса Христа. В этих главах заключен глубочайший философский смысл. Противопоставленными оказываются римский прокуратор Понтий Пилат — человек, обладающий огромным влияние и практически неограниченной властью в Ершалаиме, и бедный, если не сказать нищий, проповедник Иешуа. Несмотря на разницу в положении он не боится возражать прокуратору, у него своя жизненная философия: «Злых людей нет, есть люди несчастливые. Иешуа не захотел отрекаться от истины. Он считал, что «всякая власть — насилие над людьми», что «настанет время, когда не будет ни кесарей, ни другой власти. Человек перейдет в царство истины». Понтий Пилат хотел спасти Иешуа, однако, не посмел рискнуть своей размеренной жизнью. Проповедник был казнен, казалось бы, зло восторжествовало. Но у Иешуа остался ученик, продолжающий дело его, — Левий Матвей. Значит истина, свет, добро и правда все же победили. Одним из главных героев московских глав романа оказывается сатана – олицетворение зла мирового зла. Однако, Воланд – не отрицательный и не положительный персонаж. Он стал «катализатором», разрушившим спокойное течение жизни московского общества и ускорившим все нравственные процессы, происходившие в нем. Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность. Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы Воланда и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской. Воланд появился в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лжецов, предателей. Мерилом добра и зла становится представитель преисподней, традиционно сочетающий в себе все пороки и грехи человечества. Вопреки традиции все благородные поступки в романе совершаются Воландом или при его участии. «Прозрение» Ивана бездомного, возвращение Маргарите Мастера, возвращение Мастеру его романа, обретение Понтием Пилатом вечного спокойствия – все это деяния князя тьмы. Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку видимость всех этих берлиозов, латунских, майгелей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле «раздевает» некоторых граждан из зала. В Москве есть только одно заведение, где люди остаются самими собой — клиника Стравинского, сумасшедший дом. Именно там люди, объявленные обществом ненормальными, обретают покой и поддержку, которых они не находят среди людей «нормальных». На мой взгляд, М. Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом, действительно, еле заметна: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты. Библейские главы повествуют о времени, тысячелетней давности. Времени, когда проблема зла и добра стояла также остро, как и в 30-е годы двадцатого столетия. Эта проблема вечна. Роман Булгакова больше задает вопросы, чем дает ответы. Но все же он играет огромную роль для тех, кто имеет нравственную силу понять его.
Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ |
Иешуа как образ добра в романе
Зло у Булгакова многогранно. Оно проявляется в Дьяволе и его свите, в людях. Маргариту также нельзя назвать абсолютным добром. Она всего лишь женщина. Ее слабость проявляется в том, что гнев выходит из-под контроля. Получив, магические способности, силу, она жестоко мстит критику, погубившему Мастера. Сам же возлюбленный героини – Мастер тоже не может быть символом добра. Он также слаб, иногда кажется отстраненным, равнодушным.
Выходит, что единственным образом добра становится Иешуа Га-Ноцри. Но это добро абсолютно. Здесь нет оттенков и граней. Некоторые читатели считают Иешуа слабым. Думают, что добро невыразительно в романе. Но это далеко не так. Сила героя в его вере в людей. В том, что он даже перед лицом смерти не отказывается от своей веры, идей, идеалов. Все люди для него добрые, а если они совершают дурные поступки, то оттого, что несчастливые.
Га-Ноцри не врет, не изворачивается, даже, когда сам Понтий Пилат отчаянно намекает ему на ложь. Зло получилось выразительнее оттого, что у зла развязаны руки. Зло может позволить себе быть добрым. Но добро бесхитростно, он не может быть навязчивым, агрессивным.
Вывод
М.А. Булгаков в своем романе тонко показал баланс добра и зла. Сам Воланд сообщает читателю, что каждое «ведомство» должно заниматься своим делом. Однако, человеку кажется, что эти грани размыты. Зло обаятельно в романе. А добро стойкое и абсолютное.
Сочинение: Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)
(418 слов) Практически каждый день человеку приходится делать выбор между добром и злом. Два этих понятия фактически нельзя разделить. Невозможно и сказать однозначно, что кто-то из нас исключительно добрый или исключительно злой. В том числе об этом писал М. А. Булгаков в произведении «Мастер и Маргарита».
Перед нами предстают два романа, действия которых причудливым образом переплетаются, хотя это становится заметным не сразу. Первый мир — 20-30-х годов прошлого столетия, второй − библейских времён. Их объединяет стремление героев познать истину и найти её. Булгаков верил, что истина состоит в приобщении к Богу.
Иешуа Га-Ноцри в романе предстаёт жестокому и несмелому прокуратору Иудеи в образе человека, а читателям − в образе сына Божьего. В данном случае речь идёт не о торжестве зла, а о предательстве добра. Почему? Имеющий власть Понтий Пилат понимал, что молодой человек только хотел всем помочь, но всё же отправил его на казнь. Казалось бы, зло победило добро. Но не всё так однозначно. Прокуратор не был злым, он просто оказался в подчинённом положении по отношению к государству. То же самое происходит практически в наше время. Безымянные герои или такие люди, как Никанор Босой, не являются ни добряками, ни злодеями. В плену обстоятельств они вынуждены поступать так, как предписано.
А вот Иешуа несёт людям свет и радость, он свободно выражается, высказывает мнения о правде и истине, об идеалах и ценностях. Его главная идея − о торжестве справедливости, отсутствии какой-либо власти. Герой верит, что в каждом человеке преобладает доброе начало. Надо лишь разбудить его.
Но вот на сцене появляется Воланд − противоположность Иешуа. Он считает зло преобладающим началом души. Разбудить «тёмную сторону» очень просто. Герой моментально выявляет пороки тех, кто встречается на его пути, и фактически уничтожает людей. Свита помогает ему. Воланд проводит в Москве три дня, и за этот короткий срок люди вокруг обнажают не только тела (вспомним сцену в Варьете), но и души.
Однако воплощённый Сатана, образ которого должен был бы внушать только страх, ненависть и презрение, неожиданно проявляет благородство, шутит, в общем, становится более человечным. Его роль в произведении − это роль вершителя судеб, восстановления равновесия. С одной стороны, таким образом он встаёт на сторону добра. С другой − будто мстит всем непорядочным, лживым, подверженным страстям людям.
19 стр., 9429 слов
Женские образы в романе Мастер и Маргарита
… и других образов и тем в романе. Цель работы – исследовать особенности воплощения женских образов в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировать образ Маргариты в романе; 2. Рассмотреть второстепенные женские образы и особенности их воплощения. 1 ОБРАЗ МАРГАРИТЫ В РОМАНЕ: …
Ещё один аргумент в пользу добра в романе − любовь Маргариты и Мастера, меняющая героев и окружающий мир. В одном из московских переулков вспыхнуло настоящее чувство − и город погрузился в хаос. Свершению божественной любви вдруг поспособствовал сам Сатана. И это, как мне кажется, свидетельствует о торжестве добра. Всепрощение, гуманность, поиск истины, в конце концов, побеждают всё то злое, минутное и напускное, что вынуждает людей идти по темной стороне жизни.