Новые чувства
Эта любовь в жизни Обломова не имела той страсти и чувственности, которые присутствовали в отношениях с Ольгой. Однако именно такие чувства полностью соответствовали «обломовщине». Именно эта героиня починила любимый «восточный халат», от которого Обломов отказался, влюбившись в Ольгу.
Если Ильинская способствовала духовному развитию Ильи Ильича, то Пшеницына сделала его жизнь более спокойной и беззаботной, не сообщив ему о проблемах с деньгами. От нее он получал заботу, Ольга же хотела его развития, желала, чтобы он общался с людьми, появлялся в свете, разбирался в политике и обсуждал новости. Герой не мог, да и не хотел, делать все, что желала Ольга, и поэтому сдался. А Агафья Матвеевна создала новую Обломовку в Петербурге, ухаживая за ним и оберегая его. Такая любовь в романе Обломова к Пшеницыной полностью удовлетворяла его потребности. Так же, как и в родном доме Ильи Ильича, на Выборгской стороне был все время слышен стук ножей.
Биография и сюжет
Агафья Матвеевна Пшеницына – вдова чиновника и незаконная супруга главного героя. Характеристика персонажа начинается с внешнего описания. С виду ей было не более 30 лет. Фигура отличалась полнотой и белизной кожи. Лицо не выделялось ничем примечательным: брови невзрачны, глаза малопривлекательны, выражение не отображало эмоций. Только руки женщины выдавали ее склонность к труду. До момента появления Обломова ее жизнь была однообразна и лишена ярких событий. Домохозяйка не обладала образованием, талантами или интересами. Главной ценностью являлся дом, который она содержала безукоризненно.
Агафья фанатично вела хозяйственные дела, понимая, что работа всегда найдется. Ее активность не давала скучать и тратить время попусту. Характер героини и самоотверженная преданность идеалам пробудили в Обломове любовь. Став квартирантом, Илья Ильич продемонстрировал, как может влиять на женскую натуру. Леность не стала препятствием для того, чтобы зародилась новая история любви. Пшеницына преобразилась. Она не просто стала вдумчивой, но и старалась всячески угодить возлюбленному. Одежда Обломова всегда была чиста, стол накрыт в соответствии с его пожеланиями, а в моменты болезни Ильи Агафья Матвеевна не отходила от постели больного.
Автор писал, что с появлением любви в жизни Пшеницыной все хозяйство, как организм, обрело новый смысл жизни. Специфика образа Агафьи Пшеницыной заключается в том, что она оказывается единственным решительным и бескорыстным человеком среди знакомых Обломова. Героиня готова на жертвы, чтобы выручить мужа: закладывает драгоценности, берет в долг у семьи покойного супруга, разрывает связи с братом, который пытается вовлечь Обломова в интриги.
В союзе Пшеницыной и Обломова рождается сын. Мальчик не похож на других детей Агафьи Матвеевны. Ему не место в семье и, понимая это, после смерти Обломова ребенка передают на воспитание .
Любовь женщины не нуждалась в материальных подкреплениях и не требовала изменений личности Ильи Ильича. Он был лучшим мужчиной для нее. Связь между героями строилась не на вымышленных привязанностях, а на осознанной схожести характеров и мировоззрения.
Гончаров, описывая героиню, представляет двойственный образ. Это недалекая женщина без амбиций и интересов, круг общения которой – слуги и торговцы. Безвольный персонаж, готовый прожить чужую жизнь в отсутствие собственных идеалов и амбиций. С другой стороны, Пшеницына предстает спасителем в ситуации, в которой оказался главный герой. Это тихая хозяйственная особа, старающаяся скрыть безграмотность, верующая домашняя женщина, оберегающая покой Обломова. Способная на жертвы, она отдает себя всю, проявляя природную женственность и обретая счастье от возможности быть рядом с любимым человеком.
Отношения с Агафьей Матвеевной становятся для Обломова лечебным бальзамом после перипетий связи с Ильинской. Он получает долгожданные умиротворение и гармонию. Его боготворят и любят вопреки натуре и привычкам. Персонаж Пшеницыной, в зависимости от восприятия главного героя произведения читателем, вызывает разные чувства. Обломов-лентяй провоцирует появление отрицательного образа Агафьи, потворствующей его недостаткам. Обломов-обыватель, не ищущий движения и развития, счастлив с Агафьей. Для простого мещанского бытия Пшеницына оказывается подходящей пассией.
Сравнение Пшеницыной и Ильинской показывает, что первая – персонаж, демонстрирующий христианскую любовь. Задаваясь вопросом, почему оказалась для Обломова ближе не смелая Ольга, а тихая Агафья, легко получить ответ:
Истязаемая потребностями сущность Обломова чувствовала себя в неге и обожании комфортно. Герой, не способный на борьбу, оказался расположен к простому пути существования.
Обломов, Агафья и Ольга: пересечение трех судеб
Ольга и Агафья в романе «Обломов» – два противопоставляемых автором женских персонажа. Ильинская представляет собой образ современной, устремленной в будущее, феминизированной девушки, имеющей на все свое личное мнение, тогда как Пшеницына – воплощение истинно русской женщины, хранительницы домашнего очага во всем повинующейся своему мужу. Для Ольги любовь была тесно связана с чувством долга, обязанностью изменить Обломова, Агафья же обожала Илью Ильича, даже не думая о том, что ей в нем может что-либо не нравиться.
Любовь Обломова к двум важным в его судьбе женщинам также была разной. К Ольге герой ощущал действительно сильное, охватывающее его полностью чувство, которое заставило его даже на время отказаться от привычного, ленного образа жизни и начать действовать. К Агафье же у него была совершенно другая любовь – похожая на чувство благодарности и уважения, спокойное и не волнующее душу, как и вся их совместная жизнь.
Любовь к Ольге была для Обломова вызовом, неким испытанием, пройдя которое он, даже если бы возлюбленные все равно расстались, возможно, смог бы измениться, освободившись от пут «обломовщины» и начав жить полноценной, активной жизнью. Герой же не хотел меняться, не хотел отказываться от мечтаний и иллюзий, потому и остается у Пшеницыной, даже когда Штольц предлагает забрать его к себе.
Несколько интересных сочинений
Одной из важнейшей составляющих произведений является его название. И это не случайно, так как заголовок позволяет правильно осмыслить тему, идею автора, раскрыть образы героев.
Произведение посвящено историческим событиям, происходящим в период Полтавской битвы, и является образцом лироэпической классики.
Каждый задумывается о выборе будущей своей профессии. Невозможно перечислить все имеющиеся профессии на земле. Есть лишь одна, без которой не может обойтись общество — это учитель.
-
Были ли в жизни обломова обретения или его судьба лишь цепь утрат погасаний сочинение
-
Красота в глазах смотрящего сочинение на английском
-
Сочинение на тему language learning is great fun
-
Сочинение по фильму ржев
- Старый гений аргумент сочинение
Два типа русской женщины
Женщины в романе Гончарова «Обломов» – это два основных типа русской женщины, которые были превалирующими в российском обществе 19 века и существуют и в наши дни, хотя и в несколько модифицированном виде.
Агафья – представительница классического типа русской женщины, хранительница очага, всегда уступающая мужу по активности, всегда согласная с мнением мужа и обожающая его во всех его проявлениях. Она словно часть той самой далекой и «прекрасной» Обломовки, своеобразного рая для каждого русского человека – места, где можно ни о чем не заботиться, проводя время в спокойном отдыхе и приятных мечтах и раздумьях. В отличие от Ольги, Агафья не находится в вечном поиске знаний, собственного счастья или цели жизни, не пытается изменить мир вокруг себя – она принимает все, что ей дается, и любит мир, в котором она живет. Некоторые исследователи указывают на скудоумие Пшеницыной, однако ее нельзя назвать дурой – она все делает так, как велит ей сердце. И если Ольга пыталась изменить, сломать Обломова, вывести его из полусна и омертвения, то Агафья наоборот старается всячески сохранить вокруг Ильи Ильича атмосферу «обломовщины», состояние инертности и сонной размеренной и сытой жизни, близкой ей самой – то есть, по своему, заботится о непрерывном счастье мужа.
Ольга является новым для российской ментальности типом русской женщины. Воспитанная под влиянием прогрессивных идей Европы, девушка видит перед собой целый мир, не заканчивающийся сковородками и штопаньем одежды мужу. Она не перестает учиться, постоянно просит Штольца и Обломова рассказать ей что-то новое, непрерывно развивается и стремится вперед – к новым знаниям, обретению высшего человеческого счастья. Однако образ Ольги трагичен – русское общество еще не было готово к появлению сильных женщин-деятелей, какой могла бы стать Ильинская. Судьба даже самой умной и начитанной девушки была предопределена и оканчивалась банальным домашним хозяйством и семьей, то есть пресловутой «обломовщиной» – тем, чего так боялся Штольц и чего хотела избежать в отношениях с Обломовым Ольга. После замужества со Штольцем Ольга меняется, ее все чаще одолевает скука и печаль, причина которых кроется во внутреннем неприятии бытовой однообразной рутины, давящей на девушку.
В символическом смысле женские образы в романе олицетворяют времена года. Легкая, мечтательная, деятельная Ольга представляет собой весну (отношения с Обломовым) и лето (замужество со Штольцем). Тихая, добрая, хозяйственная Агафья – плодородную сытую осень и усыпляющую, спокойную зиму. На первый взгляд Ильинская и Пшеницына противопоставляются как женщина нового российского общества и женщина общества патриархального. Однако обе героини только на первый взгляд разные, на самом деле они взаимодополняют друг друга, отображая не только природный цикл становления и угасания женской природы, но и раскрывая затронутые автором вопросы поиска женского счастья и особенностей женской судьбы.
Портретные характеристики
В романе Ивана Гончарова выделяется 2 женщины — это Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Каждая из них в определенный период жизни любила Илью Ильича, однако проявление чувств у них было разное, поэтому и роль в жизни главного героя у каждой героини своя.
Эти 2 образа в романе противопоставляются, что особенно видно в том, как автор описывает внешний вид героинь, раскрывает их внутренний мир и особенности характера. При этом обе женщины вызывают симпатию у читателя, так как являются положительными персонажами.
Ольга кажется серьезной, любознательной девушкой. Она обожает узнавать что-то новое, что раньше было неизвестно человеку. Ильинская много думает, на это указывает даже ее внешний вид. У девушки тонкие, сжатые губы и морщинка над бровью, такая, словно там покоилась мысль. Взгляд у нее ее зоркий, бодрый, такие глаза ничего не пропустят мимо себя. В ее образе нет безусловной красоты, но девушка привлекает своими манерами, грациозностью и изяществом. Сквозь них можно увидеть ее всю глубину души девушки, ее гармоничность.
Ольга была родом из дворянской семьи, она образована и у нее примерное воспитание. Вся серьезность и мудрость сменяется поэтичностью и чувственностью в момент, когда она начинает петь. Она обожает пение и расслабляется с его помощью.
Агафья предстает перед читателем, как исконно русская красавица. У нее нежная, светлая кожа и фигуристое тело. Девушка родом из простой семьи, образования она не получила. Но она и не стремится к знаниям. Любимым занятием для Пшеницыной всегда было хозяйство — готовка и создание уюта в доме. Женщина отличается спокойствием, добротой, покладистым характером, ей необходимо заботиться о ком-то, чтобы чувствовать себя полноценно.
Идея создания образа Ольги
Ильинская — дворянского происхождения, она внешне очень гармонична: несколько высока, с правильными чертами лица и формами тела. Ее познакомил с Ильей Ильичем их общий друг Штольц. Ольге нравится богатство ума Ильи Обломова, однако претит его стиль жизни: лень и пустые рассуждения. Она ставит для себя сверхзадачу — вернуть Илью Ильича к нормальной жизни, перевоспитав его.
Девушка представляет собой идеал жены-подруги, жены-соратницы. Ильинская, в противовес матери Обломова и Пшеницыной, представляет новые, современные, активные женские образы в романе. Обломова же смущает ее напор.
Ольга всецело увлечена своим замыслом – перевоспитать Илью Ильича. Она усматривает в этом свою миссию. В ее понимании и жизнь, и любовь являются, по крупному счету, исполнением долга. Поэтому свое рассудочное стремление – изменить Обломова — она принимает за любовь, не дополняя его душевным теплом. При этом Ольга сама признает, что ранее к своим близким людям она никогда не предъявляла настолько серьезные критерии. Обломова смущают новые аспекты в их отношениях.
Литературный критик Писарев назвал типаж Ольги — «женщиной будущего». Ведь ей присущи, с одной стороны — естественность, а с другой – органичное соединение размышления и действия.
Ольга Ильинская
Другой женский образ — Ольга Ильинская. Она покорила сердце Ильи Обломова своей красотой, неприемлемостью всякого кокетства, непохожестью на других девушек. Этот персонаж наиболее полно раскрыт писателем Гончаровым. Женские образы в романе «Обломов» обрели в нем наиболее яркую составляющую.
В Ольге органично уживались ум, интеллигентность, простота и свободный нрав. Ее личность — многогранна. Девушку привлекают литература, музыка. Она воспринимает красоту природы. Именно знакомство с ней сделало, казалось бы, невозможное: заставило Илью Ильича оторваться от дивана, начать общаться с людьми и даже попытаться наладить свою жизнь.
Сочинение Женские образы в романе Обломов
Иван Гончаров написал замечательное произведение под названием «Обломов». В нем он раскрыл не только глобальные проблемы духовной и социальной жизни общества, но и затронул не менее важную тему среди людей – любовь.
Главными героинями произведения являются Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Обе женщины были влюблены в главного персонажа романа – Илью Обломова. Но любовь и трепетное отношение к молодому человеку у каждой из героинь носило свой, личный характер. Именно эта разность чувств сильно повлияло на судьбу Обломова. Эти две молодые женщины являются прямой противоположностью друг друга, у них разный темперамент, манера поведения и внутренний мир.
Ольга и Агафья – это положительные, приятные в общении девушки, притягивающие и вызывающие симпатию. Образ Ольги Ильинской являет перед читателем сильную духом, начитанную и целеустремленную женщину. Все в ее внешнем облике и в манере поведения говорит о стремлении познавать и добиваться поставленных задач. Ольга не была красавицей, но притягивала к себе взгляды благодаря грациозной походке, стройному телу, плавным, размеренным движениям, глубиной души и артистизму. Девушка была воспитана в семье дворян, любила читать, получила достойное образование. Ольга была серьезна и практична, очень любила петь. Агафья же прямая противоположность бодрой и активной Ольги Ильинской. Это молодая девушка, с пышной фигурой, округлыми формами и светлой кожей была наоборот, натурой кроткой, спокойной и послушной. Агафья считала своим долгом заботиться о ком-то, быть преданной и верной любимому человеку. Она выросла в простой семье, была менее образована, чем Ольга и считала тягу к знаниям менее важным. Для Агафьи главное – это домашний быт и ведение хозяйства.
Главные героини произведения Гончарова «Обломов» — это образ исконно русской женщины девятнадцатого столетия. Спокойная и покорная Агафья, она никогда не перечит желаниям своего супруга, всегда согласна с его мнением и поведением. С ней легко и просто, ее общество – это маленький мир, в котором можно расслабиться и не думать о насущных проблемах. Агафья, в отличие от Ольги довольна своей жизнью, не пытается изменить мир вокруг себя, она не стремиться к познанию чего-то нового и неизведанного. Большинству читателей может показаться, что Пшеницына глупа. Но это не так. Если Ольга постоянно пытается изменить и расшевелить Обломова, то Агафья, наоборот, всячески сохраняет его размеренный, рутинный ритм жизни, который близок ей по духу.
Образ Ольги Ильинской является прямой противоположностью образу Агафьи. Ее взгляд на мир походит на европейский, она стремиться изменить мир и постоянно совершенствуется в своих познаниях. Домашние дела и заботы о муже Ольга отставляет на второй план, ведь на первом месте у нее познание лучшей жизни и великого счастья в созданном ею мире. Но, несмотря на все стремление и противоборство с женскими обязанностями, в конце романа, Ольга начинает заниматься домашними делами и полностью погружается в семейную жизнь. Ее одолевает тоска и печаль от постоянства жизни со скучным супругом, но она не уходит от него.
Эти две женщины, хотя и разные по своему происхождению, характеру и жизненных целей, на самом деле прекрасно дополняют друг друга, отображая силу женской природы и красоты. Именно это хотел передать автор.
Женские и мужские идеалы в романе
В романе «Обломов» И. А. Гончарова представлены два противоположных идеала: образ Ильи Обломова и образ его друга Владимира. Оба героя по-разному видят свою жизнь и роль в обществе. Однако женские образы в романе также важны и интересны наравне с мужскими.
Женский образ Любови Обломовой является примером типичной женщины XIX века. Она посвятила свою жизнь семье и мужу, и не задумывается о собственном развитии и самореализации. Любовь считает, что жизнь женщины заканчивается на замужестве и рождении детей. Такой образ женщины создает контраст с мужским идеалом Владимира, который уделяет время собственному развитию, любви к книгам и искусству.
С другой стороны, противоположный женский образ представлен Татьяной, которая является независимой, энергичной и самостоятельной женщиной. Татяна работает, зарабатывает деньги и ведет активный образ жизни. Она не ждет от мужчин ничего, но и сама ничего не даёт, она лишь ищет жизненный взаимоотношения на равных и уважает право каждого на свои интересы.
Таким образом, роман «Обломов» представляет важные заметки о том, как менялись идеалы и роли мужчин и женщин в XIX веке. Гончаров показывает нам, что мужчины должны быть образованными, активными и развиваться, а женщины не должны ограничивать свою жизнь замужеством и семьей, но и не должны забывать о семейных ценностях и любви к близким людям.
Отличия в любви
В романе Гончаров раскрывает тему любви через образы женщин, а не мужчин в нем, ведь они более чувственные и эмоциональные. Ольга и Агафья отличаются не только по натуре своей, но и по умению любить, поэтому в романе «Обломов» 2 типа любви:
- С одной стороны, кажется, что любовь Ильинской — светлое, всепоглощающее чувство, из-за которого она готова тайком от тетушки побежать на свидание с Обломовым. А с другой: ее любовь была эгоистичной. Она не думала ни о планах, ни о чувствах Ильи, а старалась изменить его самого и его жизнь в лучшую, на ее взгляд, сторону.
- Любовь Агафьи была совершенно другого рода чувством и проявлялась в иной форме. Женщина обожала своего мужа таким, какой он есть. Она обустроила для него комфорт и воссоздала Обломовку прямо в своем доме. Агафья принимала и достоинства, и недостатки Ильи Ильича, продолжала любить его, несмотря ни на что, и создавала максимальный уют, даже когда было трудно. Пшеницына сделала все, чтобы ее муж жил, не задумываясь о бытовых вопросах.
Ольга и Обломов
Ольга и Илья Ильич были разными людьми, оттого и предсказуемым был их разрыв. Обломов понимал, что они оба влюблены лишь в выдуманные в своих головах идеальные образы друг друга. Они оба осознавали, что создать крепкий союз можно, только когда полностью понимаешь, принимаешь человека и поддерживаешь его. Илья, понимая это, боялся создавать семью с Ольгой, ведь в будущем все могло превратиться в борьбу за первое место и вечные попытки доказать свое мнение, потому что ни он, ни она не были готов меняться и уступать любимому человеку.
Союз с Пшеницыной
Союз с Агафьей же оказался крепким, в женщине было все, в чем нуждался Илья Ильич. Вот только ее чувства были сродни слепой материнской любви, которая готова на все. Так и Агафья была ладна потакать всем прихотям и капризам супруга, чтобы обожаемый ею «ребенок» всегда был дома и не покидал его ради соблазнов окружающего мира
Внимание и заботу Агафьи наиболее точно описывает цитата из романа «За другими жены так не смотрят — ей-богу! Она все увидит, ни одного нештопанного чулка нет — все сама». Но столь сильная опека всегда имеет пагубное влияние. Результатом внимания Агафьи стала сильная болезнь, а вскоре и кончина Ильи.
Результатом внимания Агафьи стала сильная болезнь, а вскоре и кончина Ильи.
Смерть Обломова выбила женщину из колеи, она не могла смириться утратой и часто ходила на кладбище к покойному мужу. Их общего сына ради его же блага она отдала в семью Штольца на воспитание.
Знакомство Обломова и Ильинской
Жизнь Ильи Ильича Обломова после его ухода с гражданской службы протекала по одному и тому же сценарию – он все свое время проводил дома и старался никуда не выходить. Периодически к нему приезжали знакомые – одни с корыстными целями обогатится за счет Обломова, другие чтобы обменятся новостями. Однако ни у первых, ни у вторых не получалось изменить привычки Обломова и заставить его вести более активный способ жизни.
Единственный человек, которому удалось добиться хотя бы каких-либо изменений, был Андрей Штольц – друг детства. В один из очередных визитов он активно берется за реформацию жизни своего друга. Была весна, природа возрождалась и впечатляла своей силой и красотой. В одних из таких прелестных весенних вечеров Илья Обломов тоже возродился к жизни. Андрей Штольц познакомил его со своей знакомой Ольгой Ильинской.
В этот момент жизнь Ильи Ильича изменилась до неузнаваемости. Именно в этот момент он испытал дотоле неведомое чувство – любовь. Некоторое волнение у Обломова возникло уже при первой его встрече с девушкой.
Он был очарован ее внешней красотой, манерой поведения и ее отношением к его персоне. С тех пор Ольга уже не покидала мысли Ильи Ильича. Сама же Ольга не была пленена Обломовым. У нее возник интерес к нему как к новой персоне
Обломов привлек ее внимание своей неловкостью, странным поведением, он показался ей милым чудаком, но любви с первого взгляда у девушки не возникло
Следующая их встреча произошла на даче Ильинских – впечатлительный Обломов не смог скрыть свое восхищение девушкой, чем создал неловкую ситуацию. Именно с этого момента Ольга начинает рассматривать Обломова не только в роли знакомого.
Следующее событие еще более убедило девушку в привязанности к ней Обломова. Когда Ольга музицировала, Обломов настолько растрогался, что выдал свои истинные чувства по отношению к девушке. Смутившись своего поступка, он стремительно покидает общество Ольги. Это событие можно по праву считать началом отношений между Обломовым и Ильинской.
Развитие отношений
Дальнейшее развитие их отношений происходило в лучших традициях романтизма – встречи на природе, длительные прогулки. Илья Ильич все чаще и чаще становиться гостем в доме возлюбленной. Ольга стала тем человеком, ради которого Илья Ильич отказался от своей излюбленной Обломовщины. Он часто стал появляться в обществе, в основном это было то общество, где можно было увидеть Ольгу, но для домоседа Ильи Ильича – это стало прорывом. Такие перемены очень удивляли всех его знакомых и слуг.
Однако, в глубине души Илья Ильич остался все таким же ленивым Обломовым. Увлеченный новым чувством, он решился встать с дивана, но окончательно измениться он не решился – его дела в родовом поместье так и остались нерешенными, как ни звал его Штольц поехать заграницу, Илья Ильич так и не сдвинулся с места, хотя у него уже было все готово к поездке.
Письмо Обломова Ильинской
Илья Ильич был полностью пленен Ольгой. Он отдался чувству любви целиком и хотел, чтобы любовь Ольги была идентична его чувству, но, по мнению, Ильи Ильича такого не происходило – Обломов считал, что любовь Ильинской неискренняя, девушка на самом деле не любит Обломова, а играет с ним в это чувство из жалости.
Обломов стал все чаще и чаще замечать, что окружающие значительно превосходят его, а поэтому и возник вполне логичный вопрос – почему Ольга с ним, а не с одним из этих замечательных людей.
Результатом таких размышлений Ильи Ильича стало письмо, в котором Обломов решает проанализировать их союз и после этого объявить девушке о расставании.
На одном дыхании письмо было написано и в скором времени отдано Ильинской. Илья Ильич не смог преодолеть свое любопытство, поэтому он спрятался и принялся подсматривать за тем, как девушка читает письмо.
Ольга была в недоумении от решения Обломова. Она очень расстроилась и расплакалась. Прятавшийся Илья Ильич ощутил угрызения совести, он понял, что его упреки в отсутствии любви необоснованны – возлюбленные помирились.
Вариант 2
Отдельное место в романе занимает любовная тематика, которую писатель раскрывает, используя в произведении женские образы Агафьи Пшеницыной и Ольги Ильинской, двух типов женщин, существовавших в России в XIX веке.
Героини появляются в жизни Обломова в определенные периоды его жизни и объединяет их чувство любви к Илье Ильичу, но выражают они свою любовь к Обломову по-разному.
Ольга Ильинская – двадцатилетняя дворянка из знатного рода, умна, грациозна, красива. Хорошо воспитана, интеллигента, увлекается пением, музыкой, чтением. По характеру искренняя и спокойная девушка, но в то же время горда и самолюбива.
Ольга страстно влюбляется в Обломова и, погрузившись в бурный роман, наивно пытается переделать Илью Ильича в целеустремленного мужчину. Находясь под влиянием прогрессивных взглядов, девушка постоянно находится в процессе обучения и познания всего нового. Таким она хочет видеть и своего возлюбленного. Но в один момент девушка осознает, что Обломов никогда не изменится и не вернется из своего сонного состояния, поэтому расстается с ним. Для нее неприемлема тихая семейная жизнь, ограниченная домашним хозяйством, детьми и редкими выходами в свет. Через некоторое время Ольга соглашается на брак со Штольцем, человеком энергичным и живым, как и она сама. Но, к сожалению, после свадьбы Ольгу все чаще одолевают скука и тоска в связи с ее нежеланием поддаваться бытовой рутине.
Агафья Пшеницына – обнищавшая вдова 30 лет, оставшаяся после смерти мужа с двумя детьми. Это женщина без образования, из обычной семьи, не умеющая писать, но при этом добрая, простодушная, бескорыстная и очень трудолюбивая. После расставания с Ольгой, Обломов снимается комнату в доме Агафьи, а затем и женится на ней. Спустя время, в семье Обломова и Агафьи рождается сын.
Агафья представляет собой консервативный образ русской женщина, хранящей семейный очаг и во всем соглашающаяся с мужем
Она горячо любит Обломова со всеми его достоинствами и недостатками, окружает заботой, вниманием материнской любви. Но эта слепая любовь приводит Обломова к неизлечимой болезни, в результате которой он скончался
Сына Обломова ради его блага Агафья решает после смерти мужа отдать на воспитание в семью Штольцев.
Повествуя о жизни главного героя романа, автор параллельно раскрывает разные женские судьбы, мечтающие о личном счастье, но так и не познавших его.
Кроме основных женских образов романа, писатель описывает в произведении еще двух женщин: кухарку Анисью и мать главного героя.
2 стр., 951 слов
Философия Обломова. Обломов — мирный зритель боя. (Гончаров И. А.)
… болоте «обломовщины». Философию Обломова можно назвать «философией покоя». кккн перенял ее от жителей Обломовки и пронес сквозь всю свою жизнь. Илья Ильич прославляет пищу и сон. Обломов не способен … его – значило бы изменить своей истинной личности. Но Ольга – не единственная женщина в жизни Обломова. Брак с Агафьей Пшеницыной имел абсолютно иной характер, нежели бурная, яркая, запоминающаяся …
Кухарка изображается автором простой крестьянкой средних лет, доброй, ласковой и хозяйственной женщиной. Будучи уже в зрелом возрасте, она становится женой слуги Захара, с которым счастливо живет до своей смерти от холеры.
Также второстепенным персонажем произведения является образ матери Обломова, которую он вспоминает во сне. Это практически необразованная женщина дворянского рода, заботливая, но при этом ленивая. Она не занимается хозяйственными делами, день напролет чаевничает и бездельничает. Мать безумно любит своего Илюшу и не позволяет ему никакой самостоятельности, оберегая от сложностей, в итоге Обломов становится ленивым мужчиной, равнодушным ко всему происходящему вокруг него.
Таким образом, в произведении на примере главного героя писатель не только описывает негативное явление в жизни общества под названием «обломовщина», но и помогает читателю раскрыть образ Обломова через его любовные переживания с помощью описания в романе близких к герою женщин.
Психологический портрет Агафьи Михайловны
Агафья Михайловна — давняя приятельница Обломова и его семьи. Живущая на соседней улице, она приходит на помощь главному герою, когда тот оказывается в непростой ситуации.
В характере Агафьи Михайловны заметно два основных качества — заботливость и порядочность. Она готова пожертвовать собственным временем и силами, чтобы помочь тем, кто ей дорог. К тому же, она всегда говорит правду в лицо, не боясь даже обидеть человека.
Несмотря на свою отзывчивость, Агафья Михайловна порой становится слишком настойчивой в своих советах. Она не раз уговаривает Обломова принимать серьезные жизненные решения, часто забывая о его индивидуальности и личных проблемах.
В целом, Агафья Михайловна — это типичный представитель общества 19 века, чьи ценности весьма отличаются от современных. Она живет по правилам и считает, что такой подход является единственно верным. Ее главная цель — дать хорошее воспитание своей дочери и занять достойное место в обществе.
Ильи Ильича
Для того чтобы охарактеризовать главного героя в целом, а также любовь в жизни Обломова, цитаты из текста можно привести разные. Особенно интересна следующая: «Какая тут возня! А снаружи так все тихо, покойно!». Андрей и Ольга считают, что если ты лежишь спокойно на диване, а не бежишь, как угорелый, по жизни, то ты непременно ленивый и не думаешь ни о чем. Однако в душе Обломова происходили такие битвы, каких не могла себе представить Ильинская. Он задумывался о таких сложных вопросах, его мысли так далеко заходили, что Штольц обезумел бы. Илье не нужна была жена, которая устраивает истерики, сама не знает, чего хочет. В глубине души он искал спутницу, которую не только сам Илья Ильич бы любил, но и которая со своей стороны принимала его таким, какой он есть, не пытаясь переделать. Такова идеальная любовь в жизни Обломова.
Так и получается, что герой любил Ольгу искренне, так, как никто другой не любил и полюбить не сможет, а она хотела его врачевать, после чего, когда он будет на одном «уровне» с ней, полюбить. И Ильинская жестоко расплатилась за это, когда не стало Обломова, поняла, что любила его именно таким, какой он есть, со всеми очевидными недостатками.
Предложение руки и сердца
Жена Обломова
Расставшись с Ильинской, Обломов через год женится на Пшеницыной. У них рождается сын, которого в честь Штольца называют Андреем.
Разочаровавшаяся в своей первой любви, Ильинская в итоге выходит замуж за Штольца. В самом конце романа тот приезжает навестить Обломова и застает друга больным и окончательно разбитым. Из-за малоподвижного в раннем возрасте у него случился инсульт, Илья Ильич предчувствует свою скорую смерть, просит Штольца не бросить его сына.
Онлайн чтение книги Очерки и рассказы ПОД ВЕЧЕР. Очерк
Спустя два года главный герой умирает во сне. Его сына берут на воспитание Штольц и Ильинская. Верный слуга Обломова Захар, который пережил своего хозяина, хоть и был значительно старше его, с горя начинает пить и просить милостыню.
Заключение
Основная причина погрязания Ильи Ильича в «обломовщине» и постепенный распад его как личности кроются не в чрезмерной заботе Агафьи, а в самом герое. Уже в начале произведения он не ведет себя как человек, интересующийся окружающим миром, его душа давно живет в мире грез, а сам он даже не пытается вернуться к реальной жизни. Любовь, как чувство возрождающее, должна была бы разбудить героя, высвободить его из «обломовской» полудремы, однако, уже было поздно (вспомним слова Ольги, которая говорила, что он уж давно умер)
Изображая любовь Обломова к Ольге, а затем к Агафье, Гончаров предоставляет читателю широкое поле для размышлений о природе и смысле любви в жизни каждого человека, важности этого чувства в судьбе самого читателя
Представленный материал пригодится учащимся 10 класса перед написанием сочинения на тему «Любовь в жизни Обломова».
Тест по произведению
Второстепенный персонаж Агафьи Матвеевны Пшеницыной является одним из характерных женских образов произведения и представляет собой полную противоположность главной героине романа Ольге Ильинской.
Автор изображает героиню настоящей русской женщиной пышных форм, глубоко религиозной. Агафья описывается в виде прекрасной хозяйки дома, любящей чистоту и домашний уют, доброй, скромной, покорной женой главного героя Обломова.
Женщина совсем не образована и во многих жизненных вопросах не осведомлена, обладает весьма узким кругозором, но при этом умеет умело это скрывать, предпочитая либо молчать, либо мило улыбаться. Интересы Агафьи ограничены ведением домашнего хозяйства, занятиями на кухне, общением с прислугой или с торговцами.
Писатель акцентирует внимание на положительных качествах героини, окружившей мужа любовью и постоянной заботой, оберегающей его от любых проблем и переживаний. Это именно та тихая спокойная гавань, долгожданное умиротворенное счастье, о котором всю жизнь мечтал Обломов
Любовь Агафьи к Обломову значительно отличается от чувства, которое испытывала к нему Ольга. Пшеницына любит мужа не за что-то, а за возможность находиться рядом с ним и ощущать его искреннюю благодарность за ее самопожертвование ради него.
Главный герой, измученный отношениями с Ольгой Ильинской, обретает с преданной ему Агафьей спокойное благополучие, погружаясь в рутину своего иллюзорного мечтательного мира. С другой стороны, образ Пшеницыной иллюстрирует и раскрывает драматизм жизненных идеалов Обломова, застрявшего в пучине бездействия и лени. Именно умиротворяющая атмосфера семейного быта, созданная Агафьей для любимого мужа, и приводит в финале романа к скоропостижной смерти Обломова, отказывающего исполнять рекомендации докторов. У супругов рождается сын, которого Агафья обожает, но решает отдать на воспитание друзьям Обломова Штольцам, поскольку считает, что только они смогут дать ребенку неординарного человека необходимое воспитание и образование.
Повествуя о жизни Обломова с Агафьей, писатель невольно сравнивает Пшеницыну с Ильинской и выявляет парадоксальную истину о том, что обычная верующая женщина, охваченная всеобъемлющим чувством любви, во всем превосходит успешную, образованную, умную карьеристку, и может быть совершенно счастлива в своей бескорыстной любви.