Проблематика
- Свобода и рабство. Такая антитеза касается абсолютно всех тем: от любви до образа существования. На что действительно стоит потратить свою жизнь: «ходи и смотри» или останься и обустраивайся? Возможно, мировоззрение кочевника и крестьянина чужды друг другу, но всё же каждому есть, что перенять для себя.
- Невозможность любви. Своенравная красавица не отвечает тем же чувством Лойке, но предлагает покориться. В глубине души чаровница знает, как поступит этот цыган. Можно ли говорить, что она сознательно обрекла себя на гибель, что желала умереть ради его страстной любви? Вероятно, да, ведь внутри Радды боролись две любви: к молодому человеку и к свободе, и эту битву она проиграла в пользу воли. Но была ли девушка рада такому исходу внутреннего конфликта? Едва ли. Потому она и сделала такое предложение. Лойко же не мог примириться с таким решением Радды, что подвигло его поступить именно так. Эти герои стоили друг друга: молодой цыган тоже понимал, что отец отомстит за неё – только смерть соединит горделивые сердца.
2 вариант
Главными героями данного замечательного произведения можно назвать цыган, которым встретили рассказчика, который и повествует о данной истории. Макару Чудре удается поведать невероятную историю того, как двое свободолюбивых цыган стали жертвой трагической любви. Согласно данной легенде, двое весьма темпераментных людей показывали свой нрав и стойкий характер, благодаря чему они не могли быть вместе. Несмотря на то, что герои любили друг друга самой искренней любовью, они выбрали тот путь, при котором никто не хотел идти на компромиссы. А это невозможно, ведь любовь, как понятие, предполагает тот факт, что любящие постоянно должны идти друг другу на уступки, иначе у них не выйдет хороших и долгих взаимоотношений.
Такой герой, как Макар Чудра был показан весьма независимым и свободолюбивым человеком, который кочевал вместе со своими приятелями по белому свету. Его можно назвать здоровым и могучим мужчиной, который не прятался от своих неприятностей, и старался идти наперекор своей судьбе. Больше всего на свете герой дорожит собственной свободой, и старается не сидеть на одном месте на протяжении большого количества времени. Ему свойственны перемены, он любит философствовать и рассуждать о жизни.
Лойко Зобара можно назвать весьма красивым молодым цыганом, который побывал во многих странах Европы, и стал весьма популярным человеком. Также, стоит отметить тот факт, что ему нравились лошади, и он не раз занимался их кражей у других влиятельных людей. Многие люди, у которых он украл этих животных, мечтают однажды ему отомстить, однако, еще никому не удавалось настичь свободолюбивого Лойко. Он также является блистательным музыкантом, которому удается поражать игрой на музыкальных инструментах различных людей. Также, он был влюблен в цыганку с весьма своенравным и гордым характером, после чего герой погибает.
Образ Радды получился весьма ярким, необычным и интересным. Автор наделил ее необычайно редкой красотой, однако она никому не позволяла любить ее, и отвергала всех ухажеров. Ее можно назвать весьма свободолюбивой, своенравной и непокорной девушкой, которая ни перед кем не хотела склонять голову. Она насмехалась над всеми людьми, которые признавались ей в своих чувствах. Это коснулось и Зобара, который стал жертвой ее издевок. Она хотела, чтобы он встал на колени, и преклонил перед ней голову. Однако, герой не стал этого делать, в результате чего Лойко решил убить девушку ножом. Произведение получилось весьма ярким, необычным и захватывающим. В нем содержится смысл того, что, порой, из-за несогласия идти на компромиссы, и иррациональную оценку ситуации, возникают весьма тяжелые и трагичные последствия.
Направление и жанр
Главные герои
Макар Чудра
Свободный и независимый цыган, кочующий со своим табором по всей земле. Это здоровый, могучий мужчина, сделанный как будто из железа. Ему не страшна любая непогода, он не прячется от порывов ветра. Дороже всего в его жизни – свобода, вольная цыганская жизнь. Он не любит долго засиживаться на одном месте, много повидал на своем веку, многое пережил. Любит поразмышлять о жизни, пофилософствовать. С гордостью о цыганах рассказывает легенду.
Лойко Зобар
Молодой, красивый цыган, известный чуть ли не во всех европейских странах. Страсть всей его жизни – лошади, и он имеет славу самого знаменитого конокрада. Многие владельцы лошадей мечтают разделаться с Лойко, но он неуловим. Не меньше лошадей, Зобар ценит свободу и волю, неуловимый, он носится по бескрайним степям, как ветер. Лойко отлично умеет играть на скрипке, поражая всех своим талантом. Всем сердцем он полюбил молодую цыганку, и погиб.
Радда
Молодая, гордая цыганка. Многих она покорила своей красотой, но никому не отдала предпочтения. Своенравная и непокорная, гордая красавица ни перед кем не хочет склонить головы, она считает, что достойна большего. Она насмехается над всеми претендентами на свою руку, издевается над ними, и всегда остается вольной птицей. Не избежал этой участи и Зобар. И хоть молодая девушка полюбила дерзкого цыгана, но и его хотела склонить к своим ногам. Лойко не подчинился, и заколол ножом Радду.
Смысл рассказа
2 вариант
Главными героями данного замечательного произведения можно назвать цыган, которым встретили рассказчика, который и повествует о данной истории. Макару Чудре удается поведать невероятную историю того, как двое свободолюбивых цыган стали жертвой трагической любви. Согласно данной легенде, двое весьма темпераментных людей показывали свой нрав и стойкий характер, благодаря чему они не могли быть вместе. Несмотря на то, что герои любили друг друга самой искренней любовью, они выбрали тот путь, при котором никто не хотел идти на компромиссы. А это невозможно, ведь любовь, как понятие, предполагает тот факт, что любящие постоянно должны идти друг другу на уступки, иначе у них не выйдет хороших и долгих взаимоотношений.
Такой герой, как Макар Чудра был показан весьма независимым и свободолюбивым человеком, который кочевал вместе со своими приятелями по белому свету. Его можно назвать здоровым и могучим мужчиной, который не прятался от своих неприятностей, и старался идти наперекор своей судьбе. Больше всего на свете герой дорожит собственной свободой, и старается не сидеть на одном месте на протяжении большого количества времени. Ему свойственны перемены, он любит философствовать и рассуждать о жизни.
Лойко Зобара можно назвать весьма красивым молодым цыганом, который побывал во многих странах Европы, и стал весьма популярным человеком. Также, стоит отметить тот факт, что ему нравились лошади, и он не раз занимался их кражей у других влиятельных людей. Многие люди, у которых он украл этих животных, мечтают однажды ему отомстить, однако, еще никому не удавалось настичь свободолюбивого Лойко. Он также является блистательным музыкантом, которому удается поражать игрой на музыкальных инструментах различных людей. Также, он был влюблен в цыганку с весьма своенравным и гордым характером, после чего герой погибает.
Образ Радды получился весьма ярким, необычным и интересным. Автор наделил ее необычайно редкой красотой, однако она никому не позволяла любить ее, и отвергала всех ухажеров. Ее можно назвать весьма свободолюбивой, своенравной и непокорной девушкой, которая ни перед кем не хотела склонять голову. Она насмехалась над всеми людьми, которые признавались ей в своих чувствах. Это коснулось и Зобара, который стал жертвой ее издевок. Она хотела, чтобы он встал на колени, и преклонил перед ней голову. Однако, герой не стал этого делать, в результате чего Лойко решил убить девушку ножом. Произведение получилось весьма ярким, необычным и захватывающим. В нем содержится смысл того, что, порой, из-за несогласия идти на компромиссы, и иррациональную оценку ситуации, возникают весьма тяжелые и трагичные последствия.
Художественные особенности рассказа М. Горького «Макар Чудра»
«Макар Чудра» относится к ранним романтическим рассказам Горького. Все произведение носит печать этого «романтического». Во-первых, этот рассказ является переложением старинной легенды. Писатель обращается к народному творчеству, берет из него необходимый материал и вводит в свое произведение. Во-вторых, герои Горького – сильные, гордые, благородные, смелые, самоотверженные, жаждущие подвига, вольнолюбивые цыгане. Мне кажется, неслучайно именно цыган писатель сделал главными героями своего произведения. Ведь это одни из самых романтических персонажей. Они всегда в дороге, преодолевают бескрайние просторы. Цыгане всегда готовы защищать свою свободу, эти люди никому не подвластны, кроме самих себя. У цыган свой мир, свои традиции. Можно сказать в полной уверенности, что это исключительные люди и исключительные герои. Очень необычен у цыган и внешний вид: яркие костюмы, множество блестящих украшений. А как красив этот народ! Макар Чудра так говорит о Радде: «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает». Еще одна особенность рассказа – это картины яркой, южной, просто сказочной природы. Эта природа вводит нас, как мне кажется, в необычный мир цыган: «С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задушевную мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов». Степь и море символизируют в рассказе безграничную свободу, простор, где нет ни границ, ни преград. Здесь человек сам себе хозяин. Но и степь, и море сулят много трудностей, они обманчивы в своем спокойствии. С ними может справиться только необыкновенный и сильный человек. Именно такие люди и «населяют» рассказ Горького. Надо сказать, что композиция этого произведения также необычна. Она представляет собой рассказ в рассказе. Старый цыган Макар Чудра выступает здесь в роли «второго» рассказчика. Сначала он просто говорит о жизни, размышляет, делится своими впечатлениями с «первым» рассказчиком – автором. Затем Чудра рассказывает ему легенду о Радде и Лойко. Повествование в рассказе ведется в форме диалога. Чудра постоянно обращается к своему спутнику, но мы не слышим ответов собеседника цыгана. Рассказчик здесь – просто слушатель: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся – лег и умирай – вот и все!» Но именно благодаря «слушателю» мы «видим» природу в рассказе, его глазами смотрим на цыгана и через его сознание воспринимаем все сказанное и рассказанное Чудрой. Интересен и конфликт рассказа. Это не противопоставление героя и общества или противопоставление «хорошего» героя и «плохого». В то же время, это и не внутренний конфликт героев. И Чудра, и Лойко, и Радда гармонично вписались в свой цыганский мир. Они полностью принимают его философию и мировоззрение. Эти герои не желают мести, они не тщеславны, им не нужны деньги и они не завистливы. Лойко «любит коней и ничего больше, и то недолго – поездит да и продает, а деньги, кто хочет, тот и возьми». И Радда кошель с деньгами бросает в грязь. В этом рассказе конфликт возникает между двумя романтическими, сильными героями. В этом его особенность. Каждый из этих героев больше всего на свете ценит свободу. Лойко так говорит об этом: «Я свободный человек и буду жить так, как хочу!» И Радда вторит ему: «А еще я люблю волю». И хотя герои полюбили друг друга, но они не могут уступить друг другу, им кажется, что при этом они потеряют свою свободу. Радда говорит Лойко: «Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня». Эти герои не могут жить друг без друга, но не могут и жить без свободы. Отсюда, из этой ситуации, есть только один выход – смерть одного или двух героев. Так и происходит – Лойко убивает Радду и сам гибнет от руки ее отца. Еще одной особенностью рассказа «Макар Чудра» является его афористичный язык. Лаконично и емко говорит Макар Чудра: «Ходи и смотри, насмотрелся, лег и умирай – вот и все», «…разве ты сам не жизнь?», «…всякий сам учится», «так нужно жить: иди, иди — и все тут», «Долго не стой на одном месте. Ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить ее…» Макар Чудра много прожил, много всего видел. Вся жизнь его теперь выражается в таких вот «жизненных» афоризмах, в которых виден опыт, мудрость прожитой жизни. Таким образом, рассказ Горького «Макар Чудра» — яркий романтический рассказ. Он повествует об исключительных героях в исключительных обстоятельствах. Это произведение призывает к яркой, смелой, насыщенной жизни, полной страстей и отваги сердца.
Сочинение 2
Одним из главных героев рассказа является цыган в солидном возрасте Макар, который вместе со своим табуром занимается кочеванием. Макар крупного телосложения, очень крепкий, будто бы железный, у него уже есть седина на голове.
Он свободолюбив, любит свою жизнь. Свобода для него самое главное в жизни. Цыган много чего повидал за свою жизнь, он не может сидеть на одном месте. Он побывал уже во многих местах практически во всех на земле. Пыткой для него стало то, что как-то ему пришлось сидеть в тюрьме. Он едва ли не свел счеты с жизнью, так как там не было возможности куда-либо идти. Он не мог выдержать сидеть на месте. Макар любит беседовать о жизни, поразмышлять.
Макар является рассказчиком, который повествует читателю историю о цыганской жизни, а также о двух цыганах, судьба которых закончилась трагически.
Этот герой является смелым и отважным цыганом, которого знали практически все в Европе. Он очень любит лошадей. Также воровал их. С Лойко готовы были расправиться очень многие владельцы коней, но не могли его поймать. Также цыган очень свободолюбивый, неуловимый, а также очень щедрый, мог дать в подарок ворованную лошадь. Также Лойко хорошо играет на скрипке. Лойко очень полюбил молодую красивую цыганку по имени Радда, но не увидел того ответа от нее, которого бы хотел. Даже силой не мог он овладеть ей. Лойко убил свою любимую женщину. В ответ ему же судьба распорядилась так, что он тоже погибает. Погибает цыган от руки отца девушки-цыганки Радды.
Молодая красотка Радда, которая покорила сердца многих мужчин. Она горда и непокорна не перед кем. Она посмеивается над всеми своими поклонниками. В их рядах был и цыган Лойко. Радда тоже была влюблена в него, но хотела, чтобы дерзкий и гордый цыган всегда был у ее ног. Она хотела, чтобы тот ей покорялся и преклонялся перед ней. Это унижало и злило гордого цыгана.
Цыган Лойко же не смог с этим смириться, и убил свою красавицу ножом прямо на глазах у всего табора.
Мужчина является отцом красавицы Радды. Он очень ее любит и ценит. А также отец позволяет делать дочке то, чего она сама желает. Он не смог совладеть с горем и в порыве гнева убивает Лойкко этим же ножом, которым тот заколол Радду.
Также в рассказе упоминается о второстепенных персонажах. Например, о дочке Макара, Нонне, о старом цыгане по имени Нур, который также видел убийство Лойко и Радды. Также говорится о богатом Магнате, который приходил свататься к цыганке Радде, но та не согласилась, даже за большие деньги.
Композиция
Особенностью композиции рассказа является его построение “рассказ в рассказе” (а если точнее – легенда в рассказе). Присутствие явного рассказчика даёт возможность автору высказывать и обрамлять философскими размышлениями основное повествование. Экспозиция рассказа – рассуждение 58-летнего цыгана Макара Чудры о жизни и её смысле, о женщинах и любви, о свободе и её понимании людьми.
Именно его рассказ и образ моря окольцовывает главное повествование. В начале рассказа мы видим описание свободной стихии, и в конце, когда Чудра заканчивает легенду, морская стихия снова всплывает в описании, как символ свободы. Немыслимая история любви, проникнутая романтизмом, из уст мудрого персонажа звучит правдиво и в то же время нереально. Образы, которые рисует рассказчик идеализированы: красота Радды, талант и умения Зобара, его натура и характер. Легенда в повествовании цыгана – как доказательство его философии жизни. Красивые фразы, трогающие за душу пусты без жизненных подтверждений, она является самым важным компонентом композиции.
Своеобразный колорит рассказу придаёт речь цыгана, его обращения к собеседнику “орёл” и манера говорить “с высоты” своего опыта. Мудрые слова вложил автор в завязку произведения, именно там содержится основная мысль рассказа: человек сам – жизнь, он волен и свободен выбирать. Вывод очевиден: чтобы быть счастливым нужно двигаться, не стоять на месте, не учить других, не оглядываться на людей.
Персонажи рассказа и их характеристика
В пещеру все-таки неохота
Самый рьяный противник прогресса почему-то возмущается, если ему из-за неполадок на транспорте приходится пройти километр пешком или у него в квартире вдруг отключают электричество или воду. Техника и автоматика сделала жизнь человека легче и удобней. Теперь можно почти мгновенно получить доступ к нужной информации, быстро и в комфортных условиях попасть в нужное место (в том числе и очень отдаленное), приобщиться к культурным ценностям.
Наука взяла человека под защиту. Нашему современнику уже трудно даже представить, что еще 100 лет назад, скажем, воспаление легких считалось смертельно опасным заболеванием (ведь теперь его вылечивают несколько уколов антибиотика!). В государствах победившего прогресса человек редко мерзнет и мокнет, а голодает исключительно в лечебных целях.
Прогресс предоставляет человеку множество возможностей познавать себя и мир. Современная техника позволяет регистрировать активность мозга, видеть атомы и управлять элементарными частицами. Горизонты познания значительно расширились. Кроме того, освобождение от тяжелого, малоэффективного физического труда высвободило время и силы для интеллектуальных занятий.
Человек и сам изменился под воздействием созданной техническим прогрессом среды. Сегодня он выше ростом, сильнее и здоровее даже ближайших своих предков, причем изменения эти произошли очень быстро (для сравнения: средняя продолжительность жизни охотника на мамонтов составляла 22 года; фабричного рабочего начала ХХ века – 31 год; ныне средняя продолжительность жизни значительно превысила 50 лет, а в развитых странах – 70 лет).
Творчество и жизнь М.Горького до Октябрьской Революции
В 1898 Горький уже стал известным писателем. В 1899 году он создает свое произведение «Фома Гордеев». Затем свет увидели «Мещане», «На дне», «Дачники».
Вместе с известностью к Максиму Горькому приходит и финансовая стабильность. Он наконец-то может позволить себе нормальное жильё. В Нижнем Новгороде писатель снял одинадцатикомнатную квартиру в особняке барона Н. Ф. Киршбаума.
Максим Горький женился в 1896 году на дочери разорившегося помещика красивой молодой Екатериной Волжиной. Она младше его на 8 лет. От нее у писателя появляются на свет двое детей. Дочь писателя умерла в возрасте пяти лет.
После тяжелого бронхита в 1896 году у писателя начал развивается туберкулез. Горький уезжает из на лечение в Крым.
В 1901 году писатель создает свою знаменитую пьесу «На дне». В ней Горький рассказывает о тяжелой жизни людей арендующих койки в ночлежном доме. Пьеса была успешно показана на театральных подмостках во многих странах мира.
Иван Москвин в роли Луки и Василий Качалов в роли Барона. Постановка МХТ, 1902 год.
Максим Горьки занимался благотворительностью. Тяжелое детство и юность подтолкну его к тому, что он помог получить образование более чем 1500 детей из бедных семей Нижнего Новгорода.
В 1906 году у Горького завязался роман с 32-х летней актрисой Марией Андреевой. С первой женой писатель не развелся окончательно, так как брак был церковный. Мария Андреева стала его гражданской женой. Именно она познакомила его с кругом социал-демократов. В ноябре 1905 года Максим Горький вступил в ряды Российской социал-демократической рабочей партии.
М. Горький активно поддерживает революционное движение. В 1906 году Максим Горький уезжает сначала в США, затем в Италию. Причиной отъезда стали не столько гонения, сколько ухудшившееся здоровье и роман с Марией Андреевой. В 1913 году, после амнистии писатель возвращается на Родину.
Возвращение Горького на родину
В 1913 году правительство объявило амнистию, так как в этом году 300-летие Дома Романовых отмечалось с большой торжественностью. Горькому больше не угрожали арестом, поэтому он решил вернуться домой
Он стал уделять пристальное внимание народным писателям. Вместе с группой единомышленников он создал альманах «Щит», призванный защитить евреев, против которых тогда начались погромы в России
Писал сам — почти сразу по возвращении вышли его «Детство» и «В людях». Первый рассказ был опубликован в 1914 году, второй — двумя годами позже.
Его петербургская квартира снова стала революционным штабом. Обсуждались многие вопросы, в том числе подготовка к восстанию. В 1917 году Ленин и Горький разошлись во мнениях. Писатель серьезно осудил ведущих деятелей Октябрьской революции, считая, что обретенная власть оказала на них деструктивное воздействие. Об этом он написал в газете «Новая жизнь», которую издавал сам. Там же он опубликовал свои «Несвоевременные мысли», которые потом были надолго запрещены и переиздавались только в 90-х годах прошлого века. Горький упрекнул большевиков в нарушении их декларированных ими свобод и был искренне опечален покушением на Ленина. После телеграммы Горького и личной встречи их отношения восстановились.
Певец революции
В 1901 году появилась «Песня о буревестнике», в которой Горький очень кратко и точно отразил настроение. России нужны были преобразования, и уже было ясно, что провести их мирно не удастся. Иногда это произведение воспринимается как призыв к бунту, даже если на самом деле это не так. Горький запечатлел атмосферу, но в то время он участвовал и в политической деятельности: посещал курсы в марксистских кружках, даже помогал писать листовки. За это его снова арестовали и запретили появляться в Нижнем Новгороде.
На писателя сильно повлияло знакомство с Лениным. Произошло это в 1902 году. Они быстро нашли общий язык и даже подружились. Горький заслужил уважение многих интеллигентов, когда разоблачил провокатора Матвея Головинского.
Короткий пересказ «Макара Чудры» Горького
Краткое содержание Макар Чудра:
Романтическая ночь у моря, горит костёр, старый цыган Макар Чудра рассказывает писателю историю про вольных цыган. Макар советует беречься любви, ибо полюбив, человек теряет волю. Подтверждением этого является быль, рассказанная Чудрой.
Был на свете Лойко Зобар, молодой цыган. Венгрия, Чехия и Словения знали его. Ловкий был конокрад, многие хотели убить его. Любил он только коней, деньги не ценил, мог отдать каждому, кто нуждался.
В Буковине стоял цыганский табор. У Данилы-солдата была дочь Радда — красавица, словами не сказать. Много сердец разбила Радда. Один магнат любые деньги кидал к её ногам, просил выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньём гнезде.
Однажды в табор приехал Зобар. Красивый он был: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце. Точно его ковали из одного куска железа с конём.» Заиграл он на скрипке, и многие заплакали. Радда похвалила скрипку Зобара, хорошо он играет. А тот ответил, что скрипка его сделана из груди молодой девушки, а струны из её сердца свиты. Радда отвернулась, сказав, что врут люди, когда говорят об уме Зобара. Подивился тот острому языку девушки.
Зобар загостил у Данилы, легли спать, а наутро он вышел с тряпкой, повязанной на голове, сказал, что конь его зашиб. Но все поняли, что это Радда, подумали, что разве не стоит Лойко Радды? «Ну, уж нет! Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, всё равно, лучше того, какова она есть, не быть ей!»
Жил в то время табор хорошо. И Лойко с ними. Мудр был, как старик, а на скрипке играл так, что сердце замирало. Если бы Лойко захотел, то люди бы жизни за него отдавали, так его любили, только Радда не любила. А он полюбил её крепко. Окружающие смотрели только, знали, «коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя — изувечат».
Однажды спел Зобар песню, всем она понравилась, только Радда посмеялась. Данило хотел проучить её кнутом. Но Лойко не позволил, попросил отдать её ему в жены. Данило согласился: «Да возьми, коли можешь!» Лойко подошёл к Радде и сказал, что полонила она его сердце, что берёт он её в жены, но она не должна перечить его воле. «Я свободный человек и буду жить так, как хочу». Все подумали, что смирилась Радда. Она обвила кнутом ноги Лойко, дёрнула, и упал Зобар как подкошенный. А она отошла и легла на траву, улыбаясь.
Убежал в степь Зобар, а Макар за ним следил, как бы парень над собой что не сделал сгоряча. Но Лойко лишь сидел неподвижно три часа, а потом к нему пришла Радда. Лойко хотел ударить её ножом, но она приставила к его лбу пистолет и сказала, что мириться пришла, любит его. А ещё сказала Радда, что волю любит больше, чем Зобара. Она обещала Лойко жаркие ласки, если он согласится перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать правую руку, как у старшей. Крикнул Зобар на всю степь, но согласился на условия Радды.
Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в своё сердце и не увидел там прежней вольной жизни. «Одна Радда там живёт». И он решил исполнить её волю, поклониться ей в ноги, поцеловать её правую руку. И ещё сказал, что проверит, такое ли у Радды крепкое сердце, как она хвалится.
Все и догадаться не успели, а он воткнул в её сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож, заткнула рану своими волосами и сказала, что ждала такую смерть. Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину Лойко, прямо против сердца. Лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног её раскинулся умирающий Лойко.
Писателю не спалось. Он смотрел на море, и, казалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывёт Лойко Зобар. «Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».
Это интересно: Романтический рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году, изучается в курсе литературы 11 класса. В качестве знакомства с произведением можно прочитать краткое содержание «Старуха Изергиль» по главам.
О научно-техническом прогрессе
О научно-техническом прогрессе
Вопрос о влиянии научно-технического прогресса на судьбы человечества очень важен. Развитие технической мысли во всём мире происходит очень быстрыми темпами; можно сказать, объединёнными усилиями учёных разных стран.
Основная проблема текста может быть обозначена следующим образом. В настоящее время появились новые отрасли в уже сложившихся науках и возникли науки совершенно новые, основанные на управлении с помощью автоматики, кибернетики, систем запрограммированного искусственного разума. Возникает сомнение: а не навредят ли эти запредельной сложности механизмы человечеству?
Комментируя данную проблему, следует сказать, что учёные по сути на себе, на своём здоровье, на нервах собственных и нервах своих близких испытывают судьбу сделанных открытий. И этот путь неизбежен.
Позиция автора такова. Возвращение к прежним, хотя и проверенным основным положениям в науке уже невозможно. И научно-технический прогресс, несмотря на сложнейшие пути его развития, всегда открыт во времени и пространстве. Иными словами, новые научные открытия всегда последуют за теми, которые уже сделаны. Самые, казалось бы, совершенные машины и механизмы назавтра устаревают. Причём изнашиваются не только в физическом смысле, но и морально они представляют собой вчерашний день по мнению людей, настроенных новаторски.
Однако новое не может быть принято всеми безоговорочно: оно должно пройти проверку временем и доказать своё право на существование. При этом разум должен контролировать новые разработки. Люди должны понимать полезность и необходимость каждого открытия. Разум — это образ, который выражает деятельность правительств, министерств, организаций, связанных с будущими открытиями. Разумное — это нужное.
Второй пример, подтверждающий правильность позиции автора, можно привести из реальной жизни. В середине прошлого века в сельском хозяйстве, достаточно консервативном по природе, применялись и технологии севооборота, и квадратно- гнездовой метод, и скрещивание разных особей внутри одного вида. На смену этим приёмам пришли иные: внедрение инородных генов в сложившийся организм, увеличение урожаев за счёт удобрений и даже использование стволовых клеток.
Это понятно: население мира увеличивается, но комфортность его жизни не должна снижаться. Этой цели и служит наука.
В заключение можно сказать, что научно-технический прогресс не должен влиять на общественные формы развития человечества. А если и повлияет, то в лучшую сторону.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Макар Чудра.
История создания – рассказ написан и опубликован в Тифлисе благодаря другу М. Горького Александру Калюжному, который заставил поверить автора в его талант и способности. Это первое опубликованное произведение автора.
Год написания – 1892.
Тема – смысл жизни, любовь, воля, ценность свободы, сила характера.
Композиция – автор использует форму рассказа в рассказе, благодаря этому рассказчик обрамляет повествование своими философскими замечаниями.
Жанр – рассказ.
Направление – романтизм.
- История создания
- Тема
- Композиция
- Главные герои
- Жанр