Очень краткое содержание
В доме княгини Веры Шеиной намечается праздничный обед в честь ее именин. Она совсем не ждала подарка в виде золотого браслета, для украшения которого ювелир использовал камни-гранаты. Замужняя женщина догадалась, что это дорогое изделие было послано ей тайным воздыхателем. Мужчина 7 лет ухаживает за княгиней. В своих письмах он объяснялся Вере в любви и старался знать все о Шеиной. Они не были знакомы. Жена предводителя дворянства с ним не пересекалась. Кто он такой, можно было догадываться разве что по его инициалам, оставленным в конце писем. Ранее родственники Веры считали историю о ее воздыхателе смешным анекдотом. Теперь муж и брат Шеиной были возмущены очень дорогим подарком. Поклонником главной героини повести оказался мелкий чиновник Желтков, которого разыскали близкие родственники княгини. После возвращения браслета они стали требовать, чтобы тот больше не писал и не отправлял подарки Вере. По словам Желткова, он перестанет любить княгиню, только если умрет. Чиновник обратился к мужу Веры с просьбой разрешить ему позвонить его жене. Шеина сказала Желткову, чтобы тот о ней забыл и больше ее не тревожил. Следующим утром княгиня открыла газету и узнала о самоубийстве своего воздыхателя. В прощальном письме покойного, полученном Верой ближе к вечеру, тот написал, что любит ее и попросил помянуть его исполнением Второй сонаты Бетховена. Муж разрешил княгине поехать на похороны Желткова. Женщине вдруг стало понятно, что она так и не познала в своей жизни великой любви. В этот же день к ней в гости зашла подруга-пианистка, к которой Вера обратилась с просьбой исполнить Вторую сонату Бетховена. Музыка растревожила душу женщины и она заплакала, чувствуя небесное прощение Желткова.
Генерал Аносов
Далее по сюжету идет рассказ старого генерала о любви. Читатель познакомился с ним еще в четвертой главе, и тогда уже описание его жизни занимало больше места, чем описание жизни Веры — то есть история этого персонажа гораздо важнее. В анализе повести «Гранатовый браслет» следует заметить: образ мыслей генерала Аносова достался ему от самого Куприна — в слова персонажа писатель вложил свое представление о любви.
Генерал считает, что «люди в наше время разучились любить». Он видит вокруг себя лишь корыстные отношения, иногда скрепляемые браком, и приводит в пример свою жену. Тем не менее он еще не утратил идеала: генерал верит, что та истинная, самоотверженная и прекрасная любовь существует, однако не ожидает увидеть ее в реальности. То, что знает он — «два случая похожих» — жалко и нелепо, хотя в этой бытовой житейской нелепости и неуклюжести проглядывает искра истинного чувства.
Поэтому генерал Аносов, в отличие от мужа Веры Николаевны и брата Николая Николаевича, относится к истории с любовными письмами серьезно. Он уважает чувство таинственного поклонника, потому что за курьезом и наивностью сумел разглядеть образ истинной любви — «единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной».
Итог
Заканчивая анализ «Гранатового браслета», стоит сказать, что если для читателя вопрос о том, было ли чувство Желткова воплощением истинной любви или лишь маниакальной одержимостью, остается открытым, то для Куприна же все было очевидно. И в том, как Вера Николаевна восприняла самоубийство Желткова, и в чувстве, и в слезах, которые были вызваны сонатой Бетховена из последнего его письма — это осознание того самого огромного, истинного чувства, которое «случается только один раз в тысячу лет».
(анализ повести А.И.Куприна “Гранатовый браслет”)
В повести А.И.Куприна “Гранатовый браслет” рассказывается о том, что в литературе встречается гораздо чаще, чем в жизни – о чистой и благородной безответной любви. Пылкая влюблённость или быстро прогорает и приходит отрезвление, как в неудачной женитьбе генерала Аносова, или переходит «в чувство прочной, верной, истинной дружбы» к мужу, как у княгини Веры.
И потому усомнился старый генерал – та ли это любовь: «любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть». Именно так любит маленький небогатый чиновник с неблагозвучной фамилией. Восемь лет – немалый срок для проверки чувств, и, однако, за все эти годы он ни на секунду не забывал её, «каждое мгновение дня было заполнено Вами, мыслью о Вас…» И, тем не менее, Желтков всегда оставался в стороне, не унижаясь и не унижая её.
Благородство Желткова заключается в его ненавязчивости, того, что он не заставляет её страдать. Другие могли бы вешаться на шею, подстрекать на развод, преследовать её. Желтков же, понимая, что он не её сословия, что у него нет состояния, и что она уже замужем, а разводиться в то время было сложно, держится в стороне.
И близкие княгини Веры признали в нём благородного человека: брат Николай Николаевич: «Я сразу угадал в вас благородного человека»; муж князь Василий Львович: «этот человек неспособен обманывать и лгать заведомо».
И этот человек, лишившись возможности «хотя бы изредка видеть её», выполнил её просьбу «прекратить всю эту историю» единственно возможным для него способом: прекращением собственного существования – «Вот она идёт, всё усмиряющая смерть, а я говорю – слава тебе!…»
А всё таки я думаю: не прав человек, зациклившийся на своём несчастном чувстве, которого «не интересует в жизни ничто». И какое-то позёрство есть в его самоубийстве в том же городе, чтобы «его Мечта» пришла поглядеть на него и послушала сонату D-dur № 2, op.2. Largo Appassionato, L. Van Beethoven.