Вариант 2
Пинигина Дарья
Основным персонажем произведения является восьмидесятилетняя пожилая женщина по имени Пинигина Дарья Васильевна, представленная писателем в образе коренной жительницы острова Матеры.
Дария Васильевна описывается в повести в качестве высокой, поджарой старухи с бескровным лицом, беззубым ртом, сухими губами, прожившей нелегкую человеческую жизнь, но не растерявшую собственную энергичность. Невзирая на свой возраст Дария Пинигина самостоятельно занимается своим большим хозяйством в виде огорода, домашней живности и бытовой работы. Характерными чертами героини являются ее правдивость, совестливость и справедливость, которые притягивают к ней местных жителей острова, любящих приходить на чашку чая из любимого самовара Дарьи Васильевны. Героиня отличается особой любовью к родным местам, где покоятся ее предки, и предпочитает оставаться на Матере, несмотря не затопление острова.
Павел Миронович
Также ключевым героем повести писатель представляет сына Дарьи Пинигиной, Павла Мироновича, пятидесятилетнего мужчины, работающего в совхозе в должности тракториста, устав от постоянной перемены от совхозного бригадира до заведующего гаража. Павел характеризуется в повести в образе простого, честного, трудолюбивого человека, хорошо относящегося к матери и старающегося оказать ей любую помощь. Павел Миронович имеет семью, состоящую из жены и трех сыновей, младший из которых, Андрей, вернувшись из армии, проживает совместно с родителями. В ситуации с островом, связанной с его затоплением и переселением местных жителей, Павел ощущает огромную жалость к Матере, устает от собственных переживаний и радуется, когда понимает, что наступает определенность.
Андрей Пинигин
Сын Павла, Андрей Пинигин, является одним из второстепенных героев произведения, и представляет собой молодого двадцатидвухлетнего мужчину, здорового на вид, недавно вернувшегося из армии, отличающегося гордо поднятой головой и солдатской выправкой
Андрей характеризуется в повести как разумный, взрослый человек, выстраивающий свою собственную жизнь по заранее разработанному им плану, желающего осуществлять трудовую деятельность на важном для государства объекте, где работает передовая молодежь, не тратя силы на жизнь в глухомани
Богодул
Также второстепенным персонажем повести представлен старик Богодул, поселившийся на острове в давние времена, но не являющийся его коренным жителем. Богодул позиционирует себя как представитель польской нации, не любит изъясняться на русском языке, но обожает использование в своей речи матерных слов и выражений. Внешность старика напоминает сказочного лешего, отличаясь лохматой головой, красными глазами, огромными ручищами и отсутствием почти круглый год обуви на ногах. Местные жительницы с симпатией относятся к Богодулу, однако мужики его сторонятся, не понимая чудаковатость натуры Богодула.
Петруха
Одним из жителей Матеры является Петруха, второстепенный герой повести, сорокалетний мужчина, сын одной из старух Катерины, имеющий данное при рождении имя Никита Алексеевич Зотов. Петрухой его называет местное население, поскольку по жизни мужчина проявляет себя как никчемный беспутный разгильдяй, не работающий, не имеющий имущества, кроме своей ненаглядной гармошки, любящий поболтать и выпить, отличающейся ленью и бестолковостью. После начала переселения Петруха устраивает пожар собственной избы с целью получения компенсации, представив его как несчастный случай, а затем поджигает и дома соседей.
Катерина Зотова
Кроме того, в образе жителей острова в повести изображаются Катерина Зотова, мать Петрухи, являющаяся милой и доброй старушкой, супруги Егор и Настасья, переехавшие в город с Матеры в связи с затоплением, где старик Егор, истосковавшись по родине, умирает, а Настастья возвращается на остров к оставшимся жителям, а также старуха Сима с внуком Колей, оставленным ей ее немой дочерью и Борис Андреевич Воронцов, занимающий должность председателя совхоза.
Хозяин остров
На протяжении повести писатель использует образ Хозяина острова, описанного в виде невидимого, сказочного существа, охраняемого Матеру, осуществляющего еженощно осмотр обреченного островного поселения.
Главные герои
Дарья Пинигина
Деревенская жительница, женщина преклонных лет.
Жизнь этой женщины была тяжёлой: она пережила войну, похоронила троих детей, муж без вести пропал в тайге. Героине больше 80 лет, здоровья хватает на ведение немалого хозяйства. Нехватка любви, заботы, участия делает её строгой и суровой. Дарья очень страдает от необходимости бросать родной дом и переезжать в город. С сыном у неё нет тёплых отношений, какая-то стена разделяет их, они не пытаются понять друг друга, будто бы разговаривают на разных языках. Все пожилые женщины деревни любят собираться в её доме и пить чай. От других старух её отличает сильный характер и болезненная связь с прошлым.
Павел Пинигин
Сын Дарьи, тракторист, 50-летний мужчина.
Мужчина 50 лет, работящий, трудолюбивый. Глубокий след в его душе оставила война, это не даёт ему жить, он движется по инерции, иногда сбиваясь с пути, выпадает из жизни. Павел любит мать, помогает ей, не ругается и не осуждает. Ему тоже не хватает простых человеческих чувств. Он, его жена, дети просто плывут по течению. Трагедия родной деревни не так трогает сына Дарьи, в его душе нет места для новой боли, ему хочется покоя и определённости.
Андрей Пинигин
Сын Павла Пинигина, 22-летний парень.
Внук Дарьи, около 22 лет, вернулся из армии
Жизнь в деревне ему не интересна, он жаждет участвовать в каком-нибудь масштабном проекте, делать нечто значимое и важное для своей страны. Быть вместе с передовой молодёжью, участвовать в чём-то исторически важном, обзавестись семьёй, двигаться вперёд – вот планы Андрея, из-за которых он увольняется с завода в посёлке
Человек должен управлять судьбой, а не она им – так считает герой.
Богодул
Деревенский житель, одинокий старик.
Странный одинокий житель Матёры. Старик, заросший, как зверь, практически круглый год ходит босиком, живёт в заброшенном здании, грубо выражается. Зимой “приживается” у кого-то из деревни, ночует в банях. Старухи любят Богодула, жалеют его, несмотря на слухи о том, что в прошлом он кого-то убил. Старик защищает деревню, останавливает снос кладбища, он своеобразный “домовой” в Матёре.
Настасья и Егор
Пожилая семейная пара, соседи Пинигиных.
Первыми переезжают в город. Егор не выдерживает расставания с родиной и умирает. Настасья возвращается в деревню и живёт там с остальными старухами до конца. После смерти детей она временами “чудит”: рассказывает странные вещи про мужа, разговаривает с вещами в доме. Расставание с родной деревней сильно повлияло на её душевное состояние: Настасья ищет подтверждения, что она прожила жизнь не зря.
Катерина Зотова
Жительница Матёры, подруга Дарьи Пинигиной, пожилая женщина.
Добрая, славная женщина. Всю жизнь она любила женатого человека, от которого и родила сына. Страдает от своего непутёвого сына, который пьянствует, не работает, постоянно врёт. Пытается оправдать его, верит, что сын исправится, образумится. Остаётся на острове до последнего вместе с остальными стариками.
Петруха
Сын Катерины, пьяница, настоящее имя – Никита.
Сын Катерины, “прижитый” от женатого мужика. К своему “статусу” он привык, не пытается быть хорошим. Посмешище в деревне, Петруха постоянно врёт, чтобы прибавить себе значимости, пьёт, не работает. Его настоящее имя – Никита – забыто, даже мать не называет его по имени.
Деревня погибает
Меньше других торопятся покинуть Матеру одинокие старухи, которые не хотят уезжать. Они становятся свидетелями того, как деревню начинают поджигать. Оставленные дома тех, кто уже перебрался в город, постепенно сгорают.
При этом, когда пожар утихомирился, и все начинают обсуждать, нарочно он случился или случайно, то все сходятся во мнении, что загорелись дома невзначай. Поверить в такое сумасбродство, что кто-то мог поднять руки на еще совсем недавно жилые постройки, никто не решается. Особенно не верится, что поджечь дом могли сами хозяева, когда уезжали с Матеры на большую землю.
2 вариант
Андрей Платонович Платонов является одним из творцов русского слова начала 20-го века, литературная судьба которого сложилась достаточно печально. Пусть писателя всякими различными способами старались запретить, его творчество не проходило цензуру, но он несмотря на это оставил яркий след в русской литературе прошлого века. Его небольшие по объемам рассказы читаются и сегодняшними школьниками, и людьми всех социальных слоев. Это доказывает то, что слово можно назвать бессмертным, ведь оно не сгорит в огне, в водице не утонет, ветром не сдуется.
Но что же такого было в рассказах сына железнодорожника, выходца из семьи среднего класса? Наверное, искренность, естество, нечто настоящее и неискусственное, что и смогло побудить интерес советского читателя и современного к этакой прозе.
Андрей Платонов не старался писать вычурно, но зато это было и есть понятно каждому. Он писал о том, что чувствовал, прожил, знал и хотел об этом рассказать другим людям, которые такие же, как и он.
Одним из его знаковых произведений является рассказ «Возвращение». Относится этот небольшой по объемам рассказик к теме войны. Война – это самое страшное, что может быть. Она рушит семьи, отнимает отцов у детей, сыновей у матерей, разрывает близких надолго, а некоторых и навсегда, порождает злость, предательства и измены. Именно это хочет донести к своим читателям Андрей Платонович Платонов.
По сюжету рассказа солдат возвращается с войны в родной дом к своей жене и дети. По пути к хате он знакомится с девушкой, в которой отыскивает близкую по духу, интересам, взглядам, склонностям, настроениям душу. Они мило беседуют целую ночь. Вот мужчина прибывает в место назначения и отправляется в так знакомый дом. Там его встречают жена и дети. Но это происходит не так мягко, мило и прекрасно, как хотелось бы. Чувствуется, что несколько лет отсутствия его дома изменило отношения между ними. Они отдалились. Скоро солдат узнает, что жена изменяла ему, пока тот отсутствовал. Он в гневе решается уехать к Маше (та девушка из поезда). Вот он стоит на перроне, но бегущие к нему дети заставляют его остаться. Он прощает жену и остается дома из-за любви к детям.
Это произведение учит, что каким мы тяжким не было возвращение, необходимо прощать и понимать, любовь побеждает всегда. Война рушит судьбы, но каждый способен отыскать в себе силы, чтобы выстоять.
Проблематика повести Распутина
Повесть «Прощание с Матёрой» Распутина затрагивает широкий диапазон проблем, прежде всего проблем нравственных. Центральное место занимает вопрос о сохранении духовной памяти, об уважении к тому, что создано на земле созидательным трудом многих поколений.
С этим связан и вопрос о цене прогресса. Недопустимо, по мнению писателя, совершенствовать технические достижения путём разрушения памяти о прошлом. Прогресс возможен только тогда, когда движение вперёд техники неразрывно связано с духовным развитием человека.
Немаловажен и вопрос о духовных скрепах людей, об отношениях «отцов и детей». Мы видим в произведении три поколения. К старшему относятся старухи (Настасья, Сима, Катерина, Дарья). Именно они хранительницы памяти, семьи, дома, земли.
К среднему – Павел Пинигин, Петруха, Клавдия. Среди них есть люди, не испытывающие уважения к прошлому, и это одна из ключевых мыслей в анализе «Прощание с Матерой». Так, Петруха ради получения денег поджёг собственную избу, которую собирались вывезти в музей. Даже свою мать он «забывает» на острове. Неслучайно старуха Дарья называет его беспутным. В этом слове заложена мысль о том, что человек сбился с жизненной дороги. Символично, что Петруха почти забыл собственное имя (ведь Петруха – кличка, на самом деле его зовут Никита Алексеевич). То есть без уважения к своим предкам, без памяти о прошлом у человека нет и будущего. Гораздо сложнее образ Павла Пинигина. Это сын старухи Дарьи. Он любит Матёру, он хороший сын и хороший работник на своей земле. Но Павел, как и все, вынужден переехать в новый посёлок. Он постоянно ездит через Ангару в Матёру, чтобы навестить мать и закончить дела, но работать должен уже в посёлке. Павел показан как будто на перепутье: со старой жизнью почти разорваны связи, на новом месте ещё не обжился. В финале повести он заблудился в густом тумане на реке, что символизирует неясность, неопределённость дальнейшей жизни.
Молодое поколение – Андрей, внук Дарьи. Он устремлён в будущее, стремится быть в водовороте событий, хочет успеть и тоже поучаствовать в строительстве ГЭС. С его образом связаны такие понятия, как молодость, энергия, сила, действие. Он любит Матёру, но она для него осталась в далёком прошлом. Старуху Дарью особенно задевает, что, уезжая из деревни, Андрей не попрощался с ней, не прошёлся по острову, не посмотрел в последний раз места, где он вырос и провёл детство.
Объяснение сюжета
Смысл произведения заключен уже в самом названии «Прощание с Матерой». Название деревни ассоциируется со словом мать. Но под Матерой автор подразумевает не только деревню, но и Дарью, ставшую хранительницей памяти предков.
Символический смысл несет в себе и слово прощание. Оно означает не просто вечную разлуку, но и последнее раскаяние.
- экологии;
- взаимоотношения отцов и детей;
- исторической памяти;
- патриотизма.
Содержится в «Прощании с матерой» и глубокий философский смысл. Автор размышляет на тему смысла жизни, предназначения человека.
Главная героиня Дарья считает, что жить нужно по совести, соблюдая нравственные законы, не нарушая связи поколений. Такие взгляды на жизнь и у других стариков. Но молодежь думает по-другому. Им не нравится жить в глухой деревне, они мечтают о новой, городской жизни. Поэтому им не жаль Матеру и дома, построенные их родителями.
Никто не позаботился и о перенесении останков предков. Человек должен помнить о прошлом. Уничтожение памяти приведет лишь к черствости и равнодушию.
«Шантарам», автор Грегори Дэвид Робертс.
Когда нужны перемены? Они необходимы тогда, когда человек ощущает потребность в поиске нового себя. Перемены нужны были и герою романа. Лин, живя в Австралии, стал наркоманом, начал воровать и попал в тюрьму. Он столкнулся с жестокостью в заключении и решил бежать. Герою это удается. Лин начинает новую жизнь в Индии: лечит бесплатно людей в трущобах. Он прилагает много усилий, чтобы поправить здоровье бедняков, взращивая к себе добродетель и принося пользу обществу. Герой жертвует комфортом, страдает, но не покидает индийские трущобы. Он добровольно жертвует собой, что способствует духовному перерождению Лина. Герой смог измениться и познать счастье. Из этого примера следует, что перемены нужны, а особенно тогда, когда человек осознает, что оступился.
Посягательство на святое
По причине запуска ГЭС, власти планируют затопить остров. Местных жителей, планируют переселить в новый поселок, но старики не хотят уезжать с насиженных мест, и до последнего тянут с переездом. Однажды к старухе Дарье, где гостюют Сима и Настасья, приходит Богодул и рассказывает о том, что громят сельское кладбище.
Они идут туда, где орудуют рабочие, готовя погост к затоплению. Они замахнулись на святое, снося оградки и кресты. Местные жители вне себя от гнева и прогоняют рабочих с кладбища. А после восстанавливают кресты и оградки. Для них память о родных, похороненных здесь, свята.
Другие сочинения по этому произведению
«По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар»)Авторское отношение к проблематике повести В. Распутина «Прощание с Матерой»Идейно-художественные особенности повести В. Распутина «Прощание с Матерой».Образы жителей Матеры (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой»)Повесть «Прощание с Матерой»Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В. Н. Распутина «Прощание с Матерой»)Проблема памяти в повести В. Распутина «Прощание с Матерой».Проблема экологии в современной литературе по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой»Проблематика повести В. Распутина «Прощание с Матерой»Проблемы культуры, природы, человека и пути их решенияПроблемы экологии в одном из произведений русской литературы XX векаРецензия на повесть В. Г. Распутина «Прощание с Матерой»Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века. (В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой».)Символика в повести В. Распутина «Прощание с Матерой»Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин «Прощание с Матерой», А. Солженицын «Матренин двор»)Тема защиты природы в современной прозе (Распутин, Айтматов)Тема русской деревни в современной прозе (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой»)Человек и природа в современной литературе (анализ 2-3 произведений)Анализ повести «Прощание с Матерой» Распутина В.Г.«Прощание с матерой» Валентина Распутина (Опыт рецензии)Мифологическая символика в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»Любовь к малой родине «Прощание с Матёрой» В РаспутинаСудьба народа и природы в произведениях В. Распутина (по повестям «Прощание с Матерой», «Пожар»)ПовестьРоль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века«Прощание с Матерой» – драма народной жизни в философско-нравственном аспектеСудьба русской деревни в повести Распутина «Прощание с Матерой»Патриотизм это не любовь к идее – по повести «Прощание с Матерой»В. Г. РАСПУТИН. «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ» (рецензия)Особенности проблематикиТема русской деревни в повести Распутина «Прощание с Матерой»Жизненный и творческий путь Валентина Григорьевича РаспутинаРецензия на повестьПочему возникает щемящее чувство утраты с уходом МатёрыСудьба малой родины в повести Валентина Распутина “Прощание с Матёрой”Мои размышления над романом Распутина «Прощание с Матерой»Народ, его история в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой»Сюжет повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой»Апокалипсис сотворенный людьми (по романам «Прощание с Матерой» и «Пожар»)
Композиция
С первых строк повести начинается знакомство с Матерой, стоящей на одноимённом острове. Происходит знакомство с главной героиней, настоящей хранительницей старых традиций.
Происходит завязка повести
. Все живут в ожидании прощания с родной деревней. Страшным кульминационным моментом является разрушение кладбища. Именно здесь выясняются нравственные ценности человека. Дарья считает, что только люди, в которых нет совести, способны на такие кощунственные действия. Она осуждает молодежь, готовую легко покинуть родные места. Она свято хранит и чтит память предков. В ее речь писатель вкладывает слова о том, что у того, кто потерял память, предал свое прошлое, у того нет и жизни.
Печальна и развязка повести
, где Павел, сын Дарьи, осознает неправильность такого решения. Он начинает понимать, что человек, вырванный с корнем со своей родной земли против воли, на другом месте, каким бы он ни был хорошим, будет лишь квартирантом.
Анализ повести Прощание с Матёрой произведения Распутина
Когда в середине XX века приступили к возведению Братской ГЭС. Маленькие деревни предполагалось затопить, а жителей переселить. Для государства не имели никакой ценности отдаленные небольшие поселения. Их безжалостно уничтожали не думая о дальнейших судьбах живущих в них людей. Рвали связь поколений, рушили уклад и традиции деревенского народа.
Такое безнадежное положение народа и русской деревни стало главной темой в произведении “Прощание с Матерой”. Писатель повествует о поведении людей во время трудных ситуаций. Поднимаются, актуальные во все времена, проблемы взаимоотношения поколений, совести, поиска смысла жизни.
Центральное место в повести занимает Матера – маленькая деревенька, которая обречена на затопление. Жители об этом знают, но в их сердцах теплится надежда на изменение ситуации в лучшую сторону.
Переломным моментом в жизни деревни и человеческой нравственности становится отстраненное отношение молодежи ко всему происходящему. Молодому поколению не терпится уехать из глухой деревни, они находятся в предвкушении от жизни в городе. Все святое в молодом поколении гибнет вместе с их пренебрежительным отношением к родным местам.
Отношение стариков ко всему происходящему абсолютно противоположное. Они не могут так просто расстаться со своим деревенским укладом жизни, не могут покинуть своих родных, которые покоятся в деревенской земле.
Идею высокой нравственности продвигает автор на примере поступков героев. Ради получения наживы Петруха, вопреки всему, палит свой дом. Тогда как представительница старшего поколения перед отъездом наводит в своём доме чистоту, таким образом, проявляя заботу и уважение к своему прошлому.
По жанровой принадлежности произведение относится к “деревенской прозе”. Данную повесть ещё можно определить, как притчу с глубоким философским содержанием рассказанную в направлении реализма. Автор пытается встать на сторону стариков и донести до молодого поколения, что неправильно в погоне за новыми целями предавать свое прошлое. Своё мнение автор вкладывает в речь Дарьи, которая говорит: “нет жизни у тех, кто не имеет памяти”. Можно заключить, что данная повесть это крик души тех людей, которых вынуждают забыть свое прошлое. Произведение “Прощание с Матерой” на реалистичном примере даёт понять, какое место занимает традиция в жизни каждого поколения.
Прототипы Матеры
Писатель Валентин Распутин детские годы провел в селе Аталанке, расположенном в Иркутской области на реке Ангара.
Прототипом деревни Матера, предположительно, стал поселок Горный Куй, находившийся по соседству. Все это была территория Балаганского района. Именно его затопили в ходе строительства Братской ГЭС.
Характеристика литературного героя Матера – остров и деревня. Название означает “мать”, “материнская земля”. Для ее жителей М. символизирует весь мир, обеспечивает нормальный естественный ход жизни. В земле М. лежат предки ее жителей, которые передали эту землю детям в пользование, а эти дети должны передать своим и т. д. В повести показаны те времена, когда деревня “повяла,…откоренилась, сошла с привычного хода”. Ниже по Ангаре строили электростанцию. От этого вода в реке поднималась и постепенно должна была затопить М. Жителей острова переселяли на “большую землю”, в город. М. показана как ковчег, хранительница нравственных законов, человеческой души: “…от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке”. В финале повести М. исчезает в глубине вод вместе с верными ее жителями – старухами, Богодулом и Колькой. Эти люди не смогли “вписаться ” в новую жизнь, бесплодно суетную, не дающую человеку возможности оглянуться и побыть наедине с собой.
(Пока оценок нет)
Другие сочинения:
- Листвень Характеристика литературного героя Листвень (царский листвень) – дерево лиственницы, возвышавшееся над Матерой. Л. – полноправный герой повести. Без него невозможно было представить остров. Могучий и властный, Л. стоял на бугре, заметный отовсюду и знаемый всеми. На Матере существовало поверье, Read More ……
- Прощание с Матерой Простоявшая триста с лишним лет на берегу Ангары, деревня Матера повидала на своем веку всякое. “Мимо нее поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночевку торговые люди, снующие в Read More ……
- Петруха Характеристика литературного героя Петруха (Никита Алексеевич Зотов) – беспутный сын Катерины, “несчастный пьяница”. Никто не называл его по имени, а все кликали по прозвищу П., данное ему за простоватость и никчемность. П. очень хочет покинуть Матеру и начать новую Read More ……
- Воронцов Характеристика литературного героя Воронцов – председатель поссовета в новом поселке. Отвечает за санитарное состояние Матеры перед затоплением. Первое его столкновение с жителями острова происходит по поводу разорения санитарной бригадой кладбища. Старик Карпов разъясняет герою разницу между ним и стариками Read More ……
- Богодул Характеристика литературного героя Богодул – приблудившийся к Матере старик. Очень любил русский мат, за что его и прозвали “богохулом” (“богодулом”). Летом герой иногда отлучался с Матеры, зимой же жил здесь безвылазно, все больше у старух, иногда ночевал в бане. Read More ……
- Просматривая жизненный и творческий путь Валентина Григорьевича Распутина, испытываешь особое, захватывающее чувство на тех этапах его жизни, где происходит чудесное превращение деревенского мальчика в великого писателя: вот только он был школьником, как все, студентом, каких несколько миллионов, журналистом, начинающим писателем, Read More ……
- Павел Пинигин Характеристика литературного героя Павел Пинигин – сын Дарьи Пинигиной 50-ти лет. П. – представитель среднего поколения в повести. Он не может также безоглядно, как Андрей, оторваться от Матеры, от ее жизненных принципов, усвоенных с молоком матери. П. страдает Read More ……
Матера (Прощание с Матерой Распутин)
Богодул
Также второстепенным персонажем повести представлен старик Богодул, поселившийся на острове в давние времена, но не являющийся его коренным жителем. Богодул позиционирует себя как представитель польской нации, не любит изъясняться на русском языке, но обожает использование в своей речи матерных слов и выражений. Внешность старика напоминает сказочного лешего, отличаясь лохматой головой, красными глазами, огромными ручищами и отсутствием почти круглый год обуви на ногах. Местные жительницы с симпатией относятся к Богодулу, однако мужики его сторонятся, не понимая чудаковатость натуры Богодула.