Сочинение образ ярославны в поэме слово о полку игореве 9 класс

Образ и характеристика ярославны в поэме слово о полку игореве сочинение 9 класс

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Ярославна – героиня «Слова о полку Игореве»»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Одним из гениальных произведений древней русской литературы по достоинству принято считать «Слово о полку Игореве». Данное произведение отражает конкретные исторические события, а именно поход Игоря Новгород-Северского на половцев в 1185 году.

Хотелось бы уточнить, что «Слово о полку Игореве» – это отнюдь не сухое повествование, написанное человеком, который опирается только на летописные сводки. Это произведение можно скорее назвать откликом на недавние события эпохи. Автор «Слова о полку Игореве» искренне переживает за героев, изображает их более чем реалистично, не прибегая к манере Бояна.

Что касается героев, то галерея образов очень разнообразна и богата. Читая произведение, мы видим подвиг русских воинов, героизм и мужество самого князя Игоря. Как бы странно это ни звучало, но не только сила русского оружия воспевается в «Слове о полку Игореве». Женские образы также играют важную роль в произведении.

       Начну, пожалуй, с того, что данный образ вошел в галерею классических образов отечественной литературы. Ярославна – типичная русская женщина, одна из многих жен славных воинов. Ей присущи такие качества характера, как верность и преданность мужу.

Она испытывает к нему искренние теплые чувства, неподдельное уважение. Эта с виду слабая женщина, обладает очень сильным характером, твердым внутренним стержнем. Ярославна вполне способна решиться на всё ради любви, не пожалеет даже собственной жизни ради Игоря.

Доказательством этому может послужить плач Ярославны. Именно этот элемент композиции раскрывает образ героини, изображает душевные переживания молодой женщины. Княгиня обращает свои мольбы к трём природным стихиям: ветру, Днепру, солнцу. Ярославна просит о пощаде, заклинает высшие силы спасти любимого мужа.

Обратите внимание

Нельзя спорить с тем, что косвенно жена помогает Игорю сбежать из плена, освободиться из цепких оков врага:

                            «И взыграло море. Сквозь туман

                            Вихрь промчался к северу родному –

                            Сам господь из половецких стран

                            Князю путь указывает к дому».

       Автор идеализирует образ княгини, воплощает в нём лучшие проявления женщины времен Древней Руси. На мой взгляд, вышесказанное наиболее ярко выражается в проявлении мудрости и женственности героини.

В моем понимании, Ярославна олицетворяет любовь, единство, семейный очаг. Несмотря на то, что героиня принадлежит к великому княжескому роду, её судьба неотделима от судьбы всего русского народа в целом.

Особую смысловую нагрузку имеют следующие строки:

                            «Ярославна, полная печали,

                            Как кукушка, кличет на юру:

                            “Что ты, Ветер, злобно повеваешь,

                            Что клубишь туманы у реки,

                            Стрелы половецкие вздымаешь,

                            Мечешь их на русские полки?»

       В данном отрывке присутствует сравнение Ярославны с птицей кукушкой. Это происходит неоднократно. Почему именно кукушка? Может быть, потому что героиня также одинока как эта птица. Плач Ярославны напоминает жалобный, тревожный клич. 

Плач женщины

Ярославна обращается к силам природы, она плачет, просит помощи. Покорно и смиренно стоит на ветру, похожая на птицу, желающую взлететь. Крылья птицы подрезаны (ее лишили самого ценного, что было в жизни). Она представляет себе полет, но не может взлететь. Горе женщины описаны автором во всем: в облике, в позе, в словах. Плач – это признание в любви и верности к своему мужу, отцу детей. Удивительно и то, как гениально передает автор уважение русской женщины к силам природы. Она искренне верит, что ее слово будет услышано. В плаче одной Ярославны слились воедино слезы вдов, скорбь матерей. Ярославна стала прообразом для многих женских персонажей русской литературы. Открытые, искренние, романтичные они будут напоминать княжну, хотя между ними пройдут целые столетия. Сильная натура преданной русской женщины – главный герой исторической повести.

Сила женской поддержки

Мудрость женщин на Руси всегда была темой художественных произведений. Автор «Слова…» создал образ, которые нашел отражение в последующие века. Безграничная любовь Ярославны поэтична. Плач женщины делает историческую летопись лирическим текстом. Слова любви долетели до мужа. Он набрался сил и сумел сбежать из плена. Природа, к которой обращалась Ярославна за помощью, становится верной спутницей. Князь возвращается в семью. Такая любовь сделал сюжет слова вечным и актуальным. Плач можно сравнить с молитвой, но это вера в силы человека и всего живого, что может существовать только вместе. Идея текста подтверждена мольбой женщины. Сила русского народа – в традициях, в единстве одной семьи и всех княжеств.

Ветер, солнце и река

Ярославна обращается сначала к ветру. Она возвеличивает природную стихию. Сколько силы и красоты у Ветра: лекговейные крылья, лелеянье воздуха. Ветру подчиняются подоблачные горы, корабли. Ветер развеял веселье женщины и поднял ковыль-траву.

Затем просьба женщины полетела к Днепру. Славная река пробила горы, разбила камни, протекла по половецким землям. Ярославна просит вернуть «ладу», чтобы слезы не переполнили море, не тревожили зори.

Третья просьба любящей женщины – к солнцу. Это самый яркий образ человеческих верований. Солнце у Ярославны – «солнышко», теплое, красное и доброе. Плачущая женщина укоряет светило: оно иссушило воинов «лады», сжало их луки жаждой.

Троекратное обращение свойственно сказкам. В сюжет «Слова…» плач вошел логично и естественно. Такой прием позволил автору показать образ русской женщины-матери, жены. Плач показал силу любви и преданности.

Исследования литературоведов

Памятник русской литературы полон загадок. Одна из них – имя героини. В тексте его нет. Читатель привыкает к слову Ярославну, ассоциируя его с именем, но это отчество. Настолько проникновенно пишет автор о женщине, что отчество и имя сливаются в восприятии. Доказательством таких выводов исследователей являются исторические факты. Игорь, князь г. Новгород-Северский женат на дочери князя Галицкого – Ярослава Владимировича, известного еще как Осмомысл.

Среди исследовательских источников есть версия, что женщину звали Ефросиньей, но доказательств данной находки нет. Выводы ученых строятся на именах сыновей – дети Ефросинии. Нет в памятнике литературы и точного указания на возраст персонажа. Приходится просто предполагать, что Ярославна молода по строчкам текста: «голос молодой», «кличет молодая». Женщина красива. Ее образ покорил художников, портрет стал одним из используемых в изобразительном искусстве. Мастерам кисти хотелось передать детали скрытых в тексте признаков женской привлекательности. Художники пытались передать красками душу и любовь.

Сочинение-рассуждение о значении плача Ярославны

Ярославна — очаровательная чуткая супруга бесстрашного и бравого воина и главнокомандующего Игоря, с которой связан один из самых запоминающихся эпизодов в древнерусской поэме, — плач Ярославны. Эта сцена выступает в роли символа чистой и неизмеримой любви женщины к мужу, преодолевающему тяготы судьбы во время военного похода.

Образ жены князя Игоря прячет за собой бесчисленное количество символов — бережное и эмоциональное отношение к семье как к дому, безграничную тоску после возможной потери, которая подкрепляется временем и искренними чувства. Человек, написавший данное произведение, раскрывает Ярославну читателю как верную и невозмутимую женщину, готовую преодолеть любые расстояния ради помощи, поддержки и демонстрации безмерной любви. Этот момент отлично раскрывается через желание превратиться в птицу ради реализации неумолимых грез и обращения к солнцу, ветру, реке в надежде отыскать утешение.

Каждое слово Ярославны томит любовь и нежность к супругу, оттого судьба склоняется к неподдельной искренности — Игорь бежит из плена. Силы, дарованные чувствами любимой, несут его к родным русским землям, в объятия, наполненные теплом.

Сочинение 2

Портрет Ярославны в данном произведении является собирательным образом, в котором воплощена демонстрация силы простой русской женщины. В те непростые времена роль женщины заключалась в хранении очага и ожидании супруга живым и здоровым с очередного военного похода или сражения. Она должна была поддерживать любимого человека во всех его начинаниях и быть его идейной вдохновительницей и опорой в делах.

Когда Ярославна узнает о том, что войско ее мужа разбито врагом, то она начинает плакать. Автор показывает силу ее переживаний через красоту лирических монологов девушки, которая просит силы природы дать ей надежду на возвращение мужа живым. Ей неинтересны политические неурядицы между различными князьями, она желает лишь быть счастливой в семейных делах. Писатель иллюстрирует, насколько сильной и терпеливой может быть простая хрупкая женщина. Ее вера в успех родного человека наделяет ее сильным характером, который проносится сквозь все произведение.

Женщина в то время, чей муж отправлялся на войну, должна была ждать его долгое время, показывая то, что ни время, ни расстояние, не способно уменьшить ее любовь к мужу. Она способна залечивать раны как физические, так и духовные, при помощи силы своей любви. В поэме Ярославне было все лишь шестнадцать лет, она была юна и прекрасна. Будучи дочерью князя, она имела имя Ефросинья, которое означало радость и счастье. Однако на Руси ей дали имя по отчеству собственного отца, которого звали Ярослав. На протяжении всего произведения она испытывает сложности, связанные с тем, что она не смогла предостеречь собственного супруга от столь необдуманного и резкого похода на врага. Исход этой битвы казался очевидным почти для всех, кроме тех людей, которые были готовы отдать свои жизни за честь стоять рядом с Игорем.

Действуя в интересах того, что он получит славу и известность, а вокруг его имени сложатся сказания и песни, Игорь принял решение вступить с врагом в неравный бой, и потерпел колоссальное поражение, возмутив врага тем, что он решился на данный необдуманный поступок. Однако, супруга его поддерживает и в этом, так как верит в победу мужа, и несмотря на злые предзнаменования природы и судьбы, благословляет его на этот поход, ожидая лишь победы и возвращения в целости и сохранности. Героиня показана сильной и терпеливой женой и другом для Игоря, которая невероятно его любит и поддерживает на протяжении всей истории.

Характер княгини

Женщина в произведении предстает истинной подругой для своего мужа. Она преданная, искренняя и самоотверженная. Ее плач льется над рекой, показывая настоящие чувства и скорбь от гибели Игоря. Ведь ранее женщины часто плакали, отдавая дань обычаям, ведь не всегда браки на Руси заключались по любви.

Княгиня же искренне сожалеет о том, что не может отправиться к любимому, как на крыльях. В нее автором заложен образ самоотверженной женщины, готовой на все ради своего супруга. Этот типаж еще неоднократно будет воспет в произведениях русской литературы многими авторами. Они показывают, насколько чистые, верные и преданные были женщины на Руси, как сильно они могли любить.

Поэтичный образ Ярославны полностью равноценен остальным персонажам. Здесь четко прослеживается противоречивость характера представительниц прекрасного пола. Характеристика княгини полностью это подчеркивает. Она предстает перед читателем:

  • сильной;
  • смелой;
  • мужественной;
  • могущественной.

Это делает ее равной многим мужчинам. Но вместе с тем она очень хрупкая, нежная, подчиняющаяся своему влиятельному князю. Ярославна очень мудра, то позволяет ей принимать власть супруга добровольно. Это, в свою очередь, приносит ей большие плоды — она воспринимается равной Игорю, женщина в полной мере получает от него любовь и уважение.

Управление силами природы

Если описывать этот женский образ в произведении кратко, то следует выделить момент, когда Ярославна плачет на стене Путивля. Она понимает, что не может помочь Игорю не только в силу своей женской слабости, но и потому что находится далеко от него. Но ее скорбь столь велика, что даже силы природы услышали ее.

Девушка просит солнце не сильно печь и не мешать ее возлюбленному. Ветер же она заклинает не вредить Игорю, а постараться помочь ему в битве. К Днепру же она обращается с просьбой донести ее чувства и любовь. Великий художник Серов смог запечатлеть момент, когда Ярославна говорила силам природы о своей скорби. Она мечтала обернуться кукушкой и долететь до того места, где ранен ее любимый.

Но этот плач не просто слезы одной женщины — это крик и скорбь всех русских людей. Ведь в той битве не только княгиня потеряла близкого человека. Многие оплакивали утрату любимых. Но до читателя дошли только слезы Ярославны. Автор смог создать поэтичную картинку, которая передала всю боль и отчаяние тех, кто мечтал о мире, домашнем очаге и присутствии рядом супруга.

В произведении, когда дается описание Ярославны, не указывается ни ее возраст, ни ее настоящее имя. Ученые делают предположение, что ее выдали замуж за Игоря в восемнадцатилетнем возрасте. Она была родом из знатных феодалов, но несмотря на это, прекрасно знала жизнь и тяготы простого люда. Автор выделяет, что княгиня поддерживала женщин в крепости в то время, когда мужья ушли на войну.

Характеристика 4

Произведение «Слово о полку Игореве» — настоящий памятник русской литературы, ведь его создание датируется 1185 годом. И пусть оно не дошло до наших дней в оригинале, это произведение по-прежнему содержит множество историзмов, древнерусских слов, которые позволяют изучать культуру и мировоззрение наших предков.

Обратимся к одному из наиболее ярких образов «Слова о полку Игореве», Ярославне. Из курса истории мы знаем, что эта женщина является женой князя Игоря. В произведении её образ достигает наивысшей художественности, становится собирательным образом каждой русской женщины, проводившей любимого человека, будь то муж, брат или сын, на военное сражение, и не только ожидающей его скорого возвращения, но и пытающейся повлиять на судьбу любимого человека.

Это раскрывается в эпизоде «Плач Ярославны». Ожидая возвращения попавшего в плен князя Игоря, жена его обращается за помощью ко всемогущим силам природы: солнцу, ветру, рекам. Природа в «Слове о полку Игореве» выступает одним из главных героев. Воду, небеса и русскую землю неизвестный автор одушевляет, изображая как живое существо, способное чувствовать, слышать, видеть, принимать решения и даже оказывать помощь. Женские причитания, сокрушения о пропаже любимого, ни в чем неповинного мужа, способны разжалобить даже суровую стихию. Русская земля внемлет просьбе несчастной жены, и князь Игорь вскоре возвращается на родину живым.

Образ Ярославны — это воплощение любви, преданности и силы русской женщины, способной повлиять на ход исторических событий, вызволить человека из беды искренней верой в чудеса. Единственное, что может сделать Ярославна в ожидании возвращения князя Игоря — это надеяться, просить у высших сил помощи и поддержки. Тем не менее, молитвы, как доказывает нам автор, обладают сокрушительной силой, которая приводит надежды и чаяния в жизнь. Молитва в «Слове о полку Игореве» — это не просто слова. «Плач Ярославны» — особенный обряд, скорбный и несчастливый, который, однако, может привести к результату просто потому, что человек очень надеется и очень просит родную землю о помощи.

Таким образом, если бы не любовь и преданность русских женщин, их умение ждать и верить в справедливость, воины не чувствовали бы силы и уверенности, находясь на поле брани. Поддержка любящей жены помогает князю Игорю: он возвращается на родную землю поражённым и искалеченным, но всё-таки живым.

9 класс

Характер Ярославны

В плаче девушка готова обратиться птицей и полететь в чужие края. Автор поэтично рассказывает о смелости красавицы. Укоряя и проклиная природу, не поддержавшую ее любимого, она не ругает врагов. Ярославна не пытается проникнуть в политическую подоплеку похода мужа. Она не рассуждает как Святослав о князьях, которые могли быть рядом на поле брани. Женщина готова идти против сил природы, рисковать всем, что у нее есть. Ей нужен Игорь дома, живой и здоровый. Смелость и откровенность – главные черты характера. Она не стесняется стоять на виду у всех и плакать в голос, прося помощи не у реальных людей, а у языческих божеств. Любить так смело могла только мужественная женщина, поэтому она стала примером для потомков, образцом для художников и поэтов.

Идеал женщины

Ярославна — молодая красивая княгиня. Настоящее имя ее неизвестно. Есть только догадки ученых. По некоторым источникам Ярославну звали Евфросиньей. Женщина ждет мужа с поля боя. Автор показывает одну Ярославну, но читатель в ее образе видит множество русских женщин, потерявших мужей. Плач – это обращение не одного персонажа, а всех жен и матерей, сестер и дочерей. Жены плачут, приговаривая:

«…милых чад не …осмыслить, ни … сдумать, ни … сглядеть».

Обильная печаль, черная тоска, великий стон – такие эпитеты подбирают поэты-переводчики «Слова» для описания горя женщин. Обобщающий образ – Ярославна.

Жену князя автор описывает несколькими строками, но она предстает как живая и реальная. Возможно, поэтому художники и скульптуры посвятили ей многочисленные творения. Характер Ярославны становится понятен через ее плач, звучащий уже много веков как песня любви, верности и нежности.

Цитатная характеристика

Описание образа Ярославны с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героини, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Ярославна — молодая жена князя Игоря. (Далее — цитаты по стихотворному переводу Н. Заболоцкого.)

«Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой».

Этот персонаж появляется в третьей части «Слова о полку Игореве», которую часто называют «Плач Ярославны». Ярославна, проводив в опасный военный поход своего мужа, князя Игоря, с волнением ждет известия от своего суженого. Когда приходит печальная новость о поражении княжеского войска, княгиня горького оплакивает не только своего мужа, но и всех воинов, павших на поле боя.

В образе молодой княгини можно увидеть все сильные качества русских женщин, которым в силу жизненных обстоятельств необходимо было быть невероятно стойкими и выносливыми. Они часто провожали своих мужей в дальние походы, на войну и каждый день молили высшие силы о благополучном возвращении своих суженых.

Ярославна — это образ верной, преданной жены, душа которой рвется навстречу своему супругу. Кажется, её любовь настолько сильна, что способна уберечь мужа от бед и лишений, победить саму смерть.

Исторический прототип

Женский образ «Слова о полку Игореве» был списан с реального исторического лица. Это была Ефросинья Ярославна, жившая во второй половине XII века. В произведении не упоминается настоящее имя героини, а только её отчество. Это связано с тем, что во многих древнерусских произведениях, в том числе и в «Слове…», женщин принято было называть исключительно по отчеству.

Ещё до замужества Ефросинья имела высокое положение в обществе. Её отцом был галицкий князь Ярослав Осмомысл, а матерью — суздальская княжна, дочь Юрия Долгорукого.

В юном возрасте Ефросинья вышла замуж за новгород-северского князя Игоря Святославича, предположительно в 1169 году. В этом браке у них родилось пятеро детей:

Значение «Плача Ярославны»

Одним из самых проникновенных лирических мотивов произведения по праву считается «Плач Ярославны», в котором молодая княгиня горького рыдает на городской стене, призывая силы природы спасти её любимого мужа.

Ярославна, как было принято в Древней Руси, с особым почтением относилась к природе, олицетворяла её. В ней она видела высшую силу — могучую и справедливую — способную помочь ей в горе.

Так, сначала Ярославна обращается к ветру. Он упрекает его: вместо того, чтобы вольно летать над синим морем, он помогает половецким стрелам уничтожать княжеское войско.

«— Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?»
«Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем мое веселье
В ковылях навек развеял ты?»

Далее Ярославна обращается к Днепру — мощной водной стихии, способной с лёгкостью пробивать каменные глыбы. Ярославна просит Днепр сохранить князя Игоря в далёкой стороне, не дать ему погибнуть.

«— Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!».

Княгиня также взывает к солнцу, которое всем дарит тепло и свет. Ярославна упрекает светило в том, что оно обожгло княжеское войско своими лучами, иссушило их походные луки.

«— Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?».

Троекратное обращение Ярославны, больше свойственное сказкам, очень гармонично вошло в основной сюжет «Слова…». Благодаря этому приёму удалось передать всю силу любви и преданности Ярославны, в которой воплотились образы жён и матерей.

«Плач Ярославны» отражает положение женщин, живших во времена Древней Руси. Они во всём покорялись мужской воле, и превыше всего в женщинах ценилось такое качество как безусловная преданность. Известный культуролог Лихачёв так написал об этом:

В лице Ярославны автор показал всех женщин, которые ощутили боль потери дорогих сердцу людей. Княгиня не знает, жив её супруг или нет, но в её сердце так много бескорыстной любви к нему и искренней веры в спасение, что она обращает свою молитву силам стихии, желая помочь супругу оказаться на воле. Об этом писал Д. С. Лихачев:

Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве»

Тема: Слово о полку Игореве

«Слово о полку Игореве» — гениальный памятник древ­нерусской литературы. Необыкновенная поэтичность, су­ровость и яркость слова, сдержанная сила чувств привле­кали и привлекают к этому произведению литераторов, музыкантов и живописцев разных эпох.

Неизвестному ав­тору удалось не только рассказать нам о событиях, ока­завших значительное влияние на объединение русских князей в дальнейшем, но и впервые в мировой литературе создать художественные образы великих князей, их дру­жин, жен русских воинов.

Образ Ярославны в «Слове» трагичен и печален, с одной стороны, но полон нежного лиризма и поэзии — с другой. Лучшие качества женщины и жены воплотил автор в этом образе. Ярославна предстает перед нами верной, нежной, преданной супругу и бесконечно любящей женой.

В тоске о муже она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путивля.

Этот плач традиционен и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, горя, задушевного отчаяния! В тяже­лую для мужа минуту она всем сердцем стремится ока­заться рядом с ним, облегчить его страдания, помочь: «Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле».

Понимая, что люди не в силах помочь ее горю, Ярослав­на обращается к силам природы, заклиная и умоляя их не губить любимого мужа и доблестного воина Игоря Свя­тославовича. В этом языческом обращении к ветру, Днеп­ру и солнцу слышится надежда на справедливость и дове­рие.

Кто же может защитить теперь Игоря и его дружину от злых половцев, если не эти всемогущие божества? «Возлелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я споза­ранку к нему слез на море», — просит она у Днепра Славутича.

Но, несмотря на уважительность обращения, слышен и упрек силам природы за свершившееся: «Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады?» — спрашивает Ярославна у ветра.

«Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Поче­му же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, го­рем им колчаны заткнуло», — обращается Ярославна к солнцу. Материал с сайта //iEssay.ru

Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве» целен и самодостаточен. В ее плаче слышна «печаль обильная» и тоска, которая «разлилась по Русской земле» после по­ражения славных воинов в походе против половцев.

Образ Ярославны вдохновлял многих поэтов и писате­лей, служил прообразом героинь Пушкина, Тургенева, Тол­стого и многих других мастеров слова. Жуковский и Забо­лоцкий, каждый по-своему, перевели плач Ярославны на современный им русский язык. Но непередаваемо ощуще­ние от прочтения древнерусского текста, автор которого был наделен талантом тонкого и чуткого восприятия пре­красного.

На этой странице материал по темам:

  • образ ярославны с цитатами
  • плача ярославны у заболоцкого жуковского
  • характер ярославны в слове о полку игореве
  • образ ярославны в слове о полку игореве с цитатами
  • «слово о полку игореве» характеристика ярославны
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: