Сочинение образ матери в поэме реквием ахматовой

Сочинение образ матери в поэме реквием ахматовой

Тема

  • Тема памяти. Ахматова поднимает тему народной памяти, чтобы никто никогда не забыл о страшном людском горе, описанном в поэме. Поэтесса считает, что вечная скорбь должна послужить наглядным примером того, к чему может привести безнаказанная жестокость. Об этом необходимо помнить, чтобы эта трагедия более никогда не повторилась на земле. Анна Ахматова, как мать, призывает в свидетели всех тех, кто вместе с ней стоял в очередях, и просит об одном – воздвигнуть памятник тем, кто стал невинной жертвой кровавого режима.
  • Тема материнского страдания. Лирическая героиня всем сердцем любит своего единственного сына, и для нее становится страшным ударом известие о его аресте. Собственная беспомощность и невозможность хоть как-то облегчить участь своего ребенка еще более усугубляют душевное состояние женщины. Она в красках представляет себе, как тусклый свет пробирается в крошечное тюремное окошко, как в веренице печальных узников идет и ее сын, ни в чем не повинный человек. Неопределенность, ожидание приговора буквально сводят с ума мать, которая ни на что не может повлиять. Ей остается лишь стоять в бесконечной очереди вместе с другими женщинами, чьи любимые люди оказались за решеткой. Общее страдание объединяет несчастных, возвышает их над остальными людьми, делает сопричастными к страданиям самой Богородицы, которая много лет назад оплакивала горячо любимого сына, принявшего мученическую смерть.
  • Тема родины. Ахматовой, как истинному патриоту, было тяжело наблюдать за тем, во что превратилась ее родная страна. Она описала это так: «И безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами и под шинами черных марусь». Она видит в России того самого мученика, который смиренно сносит все страдания. Страна, словно беззащитный тюремный узник, корчится под ударами тяжелых сапог. Ее страдания заключаются в народном горе, которое можно сопоставить разве что со страданием матери, потерявшей сына.
  • Тема народной скорби и страданий. Эта тема полностью раскрывается в описании огромной очереди, которая, словно живой организм, живет, волнуется, испытывает страх и боль. Эта очередь соткана из человеческих страданий, изувеченных судеб, безнадежности. Независимо от возраста и социального положения, женщины в этой очереди имеют много общего – они скованы одной бедой, которая никому из них не сделала поблажки.
  • Тема времени. В произведении гармонично переплетены несколько исторических эпох, которые Ахматова объединяет общей бедой. Она показывает, что материнское страдание, жестокость, безнаказанность существуют в этом мире вне времени: они происходили много веков назад, и продолжают существовать в современных реалиях. Лирическая героиня сравнивает себя со стрелецкими женами, которые рыдали у стен Кремля. Она чувствует неразрывную связь со всеми женщинами, которым довелось пережить утрату близких людей.
  • Тема любви. Ахматова показывает всю глубину любви женщин, которые готовы пожертвовать всем ради того, чтобы поддержать любимых людей в час суровых испытаний. Перед такой самозабвенной любовью бессильны все палачи, все тюрьмы мира.

Темы поэмы «Реквием»

Центральная тема произведения – тема памяти, возврат к воспоминаниям прошлого, сохранение пережитого, прочувствованного и увиденного. И это не только память одного человека, но и народная память людей, объединенных общим горем:

Плач матерей по сыновьям в продолжение темы памяти звучит в стихах, начиная со Вступления. Затем возникает мотив смерти, порождаемый ожиданием казни, неизбежностью неотвратимого конца. Перед читателем предстает образ матери, которую олицетворяет Богоматерь, пережившая страшную гибель сына.

Тема страдающей Родины, неотъемлемо связанной с судьбами своего народа, раскрывается Ахматовой в «Реквиеме»:

Ведь Родина та же мать, переживающая за своих сыновей, несправедливо обвиненных и павших жертвами жестоких репрессий.

И сквозь все горести блещет тема любви, побеждающая зло и жизненные невзгоды. Женская самозабвенная любовь способна преодолеть любые препятствия в борьбе с системой.

Темы, раскрываемые в поэме «Реквием»:

  • памяти,
  • матери,
  • Родины,
  • страдания народа,
  • времени,
  • любви.

Жанр, размер, направление

В ХХ веке в литературе появилось новое модное явление, которое быстро покорило весь литературный мир. Это был модернизм, который уверенно покорил вершину литературного Олимпа. Это направление было настолько масштабным и емким, что произошло его неизбежное дробление на большое количество разнообразных течений. Для своего творчества Анна Ахматова выбрала акмеизм – литературное течение, для которого была характерна предметность образов и предельная ясность слога.

Акмеисты считали своим долгом придавать неприглядным жизненным явлениям наилучшую форму, всячески облагораживать человеческую природу, делая акцент лишь на лучших ее качествах. Поэма «Реквием» стала прекрасным образцом этого нового течения, поскольку в полной мере соответствовала его главным моральным и эстетическим принципам: классической строгости стиля, ясным образам, стремлением автора передать даже самые ужасные проявления человеческой жестокости мелодичным языком поэзии и тем самым предостеречь потомков от роковых ошибок своих неразумных предков.

Не меньший интерес представляет и жанр «Реквиема» — поэма. Композиционно произведение Ахматовой можно отнести к эпическому роду, поскольку оно состоит из пролога, основной части и эпилога. Кроме того, оно охватывает несколько исторических периодов, которые связаны друг с другом самым тесным образом. В своем произведении Анна Ахматова показала, насколько частым и глубоким в отечественной истории  было проявлением материнского горя. Поэтесса призывала ни в коем случае не забывать о тех страшных событиях, чтобы не допустить повторения трагедии.

Для поэмы «Реквием» характерен динамичный стихотворный размер, в строках – различное количество стоп. Это связано с тем, что Анна Ахматова писала свое произведение в разное время, отрывками, в результате чего стилистика фрагментов отличалась, как и восприятие от прочтения поэмы.

Главные герои и их характеристика

  • Лирическая героиня. Ее прототипом была сама Ахматова. Это женщина с достоинством и силой воли, которая, тем не менее, «кидалась в ноги палачу», ведь безумно любила своего ребенка. Она обескровлена горем, ведь уже потеряла мужа по вине все той же зверской государственной машины. Она эмоциональна и открыта перед читателем, не скрывает своего ужаса. Впрочем, все ее существо болит и страдает за сына. О себе она отстраненно говорит: «Эта женщина больна, эта женщина одна». Впечатление отстраненности усиливается, когда героиня говорит о том, что не могла бы так переживать, и за нее это делает кто-то другой. Раньше она была «насмешницей и любимицей всех друзей», а теперь само воплощение муки, призывающее смерть. На свидании с сыном безумие достигает своего апогея, и женщина сдается ему, но вскоре к ней возвращается самообладание, ведь сын ее все еще жив, а, значит, надежда есть, как стимул жить и бороться.
  • Сын. Его характер раскрыт менее полно, но о нем нам дает достаточное представление сравнение с Христом. Он также невиновен и свят в своей смиренной муке. Он изо всех сил пытается утешить мать на единственном свидании, хоть от нее и не укрывается его страшный взгляд. О его горькой участи сына она лаконично сообщает: «И когда, обезумев от муки, шли уже осужденных полки». То есть, молодой человек держится с завидным мужеством и достоинством даже в такой ситуации, раз пытается поддержать самообладание близких людей.
  • Женские образы в поэме «Реквием» наполнены силой, терпением, самоотверженностью, но в то же время невыразимой мукой и тревогой за судьбу близких. Эта тревога иссушает их лица, как осеннюю листву. Ожидание и неизвестность губят их жизненные силы. Но их изможденные горем лица полны решимости: они стоят и в холод, в зной, лишь бы добиться права увидеть и поддержать родных. Героиня нежно нарекает их подругами и пророчит им сибирские ссылки, ведь не сомневается, что все те, кто могут, последуют за своими близкими в ссылку. Их образы автор сравнивает с ликом богоматери, которая молча и кротко переживает мученическую смерть сына.

Анна Ахматова сама поставила тот памятник, о котором говорила в эпилоге. Смысл поэмы «Реквием» и заключается в том, чтобы воздвигнуть бессмертный монумент в память о загубленных жизнях. Безмолвное страдание невинных людей должно было вылиться в крик, который будет раздаваться в веках

Поэтесса обращает внимание читателя, что в основе ее произведения лежит горе всего народа, а не ее личная драма: «И если зажмут мой измученный рот, которым кричит стомильонный народ…». Об идее говорит и название работы – это заупокойный обряд, музыка смерти, сопровождающая похороны

Мотив гибели пронизывает все повествование, то есть эти стихи – эпитафия тем, кто несправедливо канул в Лету, кого тихо и незаметно убили, замучили, изничтожили в стране победившего бесправия.

Жанр, размер

Произведение «Реквием» относится к модернизму. Именно модернизму свойственно искать новые литературные формы, с помощью которых автор старается подчеркнуть свою уникальность и индивидуальность. Если рассматривать течение модернизма, то творчество Анны Андреевны относилось к акмеизму.

Поэму «Реквием» правильнее будет отнести к эпической поэме, поскольку произведение получилось достаточно объемным. В нем присутствует пролог, основная часть и эпилог. Для написания поэтесса использует несколько стихотворных размеров. Так же в нем присутствует несколько настроений и тонов повествования, благодаря этому определяется динамичность.

Композиция

Особенность композиции связана, прежде всего, изначальным замыслом Ахматовой – создать цикл законченных, но при этом совершенно не зависимых друг от друга произведений. В результате получился необычный эффект: при прочтении кажется, что поэма написана хаотично, стихийно, как будто автор урывками дополнял ее, складывал сложную мозаику из отдельных фрагментов.

  1. Пролог произведения включает в себя две первые главы – «Посвящение» и «Вступление». С их помощью автор вводит читателя в курс описываемых событий, показывая, о каком историческом отрезке и о каких событиях пойдет речь.
  2. В последующих четырех стихах Ахматова проводит параллель между горькой участью матерей в разные исторические эпохи. Она делится и своей трагической историей, описывая арест сына, раздирающее душу одиночество, вспоминая дни беззаботной, легкомысленной юности, когда она еще не подозревала, какие тяжелы испытания приготовила ей судьба.
  3. В 5-й и 6-й главах мать предчувствует скорую кончину горячо любимого сына, ее мучает неизвестность.
  4. Приговор и известие о предстоящей ссылке сына в Сибирь.
  5. Мать, пребывая в глубоком отчаянии, взывает к смерти, чтобы та пришла к ней.
  6. В 9-й главе описывается долгожданное свидание с сыном, которое состоялось в тюремных стенах. Эта встреча оставляет глубокий след в душе матери.
  7. Распятье. Всего в нескольких строках мать передает душевное состояние сына, который умоляет ее не рвать себе душу и не рыдать на его могиле. Ахматова проводит параллель между арестом сына и распятием Христа, который принял мученическую смерть, будучи ни в чем не виновным, как и ее сын. А свою тоску и безысходное отчаяние она сравнивает с подобным состоянием самой Богородицы, которая была свидетельницей жестокой казни любимого сына, и при этом ничего не могла изменить: ни отменить казнь, ни даже облегчить последние страдания несчастного Христа.
  8. Эпилог. В завершении поэмы Анна Ахматова призывает читателей не оставаться равнодушными к тем страшным событиям, свидетельницей которых ей довелось стать. Опасаясь забвения, она просит воздвигнуть памятник народному страданию, чтобы никогда более не допустить подобного беззакония.

Анализ каждой главы «Реквием» А. Ахматовой

Стихи, составляющие произведение «Реквием», написаны в период с 1935 по 1940 год. Напечатана поэма в России через два десятилетия после кончины Анны Андреевны, в 1988 году.

Краткое содержание произведения раскрывает перед нами картину жизни отдельного периода жизни поэтессы, полного трагизма, отчаяния и мытарств.

Открывают повествование прозаические строки «Вместо предисловия», объясняющие весь замысел.

Читатель оказывается в ленинградской тюремной очереди 30-х годов, где все находятся в оцепенение и говорят «шепотом».

И на вопрос женщины с «голубыми губами»:

А это вы можете описать?

Поэт говорит:

Могу.

Написанные в предисловии строки стихотворного эпиграфа поясняют смысл «Реквиема», написанного народным языком и обращенного к народу. Поэт говорит о своей сопричастности к бедствиям страны:

Тема Предисловия продолжается в поэтическом Посвящении. Масштабность происходящего усиливается, природа и окружающая историческая действительность подчеркивают отчаянное состояние людей и обособленность от безмятежной жизни:

Мучительно ожидание решения суда, от которого будет зависеть дальнейшая судьба родного человека.

Далее следует Вступление, в котором с большой поэтической силой изображается сердечная боль, осатанелые годы и город, как безучастный свидетель происходящего:

Но горестные чувства испытывают не только люди, но и родина, Россия, отзывающаяся на страдания:

Здесь же появляется библейский образ, вестник Апокалипсиса:

Во вступительной части Реквиема намечаются наиболее важные мотивы и главные образы, получающие развитие в последующих главах поэмы. Появляется лирическая героиня, наблюдающая как сына уводят «на рассвете». Мгновенно приходит одиночество:

Автор вглядывается в себя со стороны, вспоминая радости прошедшей жизни:

Описываются биографические подробности жизни Ахматовой, временные рамки, безграничная нежность и любовь к сыну:

В седьмой главе «Приговор» простыми словами описываются нечеловеческие переживания, попытки осознать и смириться с ужасной действительностью.

Но принять и вынести произошедшее невозможно, поэтому восьмая глава носит название «К смерти». Опечаленная героиня не видит другого выхода, как уход из жизни. Она стремится к забвению и призывает смерть:

В девятой главе повествуется о последнем свидании в тюрьме и подступающем безумии:

Следующая часть «Распятие» служит смысловым и эмоциональным центром поэмы. Здесь проводится параллель со страданиями Богоматери, потерявшей сына Иисуса. С Марией отождествляет Ахматова себя и всех несчастных матерей:

В эпилоге, состоящем из двух частей и несущем сильную смысловую нагрузку, автор обращается к людям. В первом более коротком стихотворном фрагменте Анна Андреевна направляет свои слова всем, пережившим сходные чувства. Она молится за всех, стоявших с нею в тюремных очередях:

Во второй части речь идет о поэзии, роли поэтов и их предназначении. Поэтесса говорит о себе, как о выразителе голосов стомиллионного народа:

А памятник себе она видит у тюремных стен, где столько пережито, прочувствовано и оплакано:

О чем поэма?

«Реквием» во многом является автобиографическим произведением. В нем описывается арест единственного сына Ахматовой, которая навещала его с передачами в тюрьме. Молодой Лев Гумилев оказался под арестом только потому, что его отец Николай Гумилев был казнен по обвинению в контрреволюционной деятельности, что по тем временам было одним из самых страшных приговоров. За подобную статью в 30-х годах прошлого века в СССР уничтожались целые семьи: кого-то расстреливали, кого-то отправляли в лагеря, кого-то признавали «врагом народа» и не давали никакого шанса на полноценную жизнь в обществе. В итоге Льву Гумилеву довелось пережить на своем веку три ареста, один из которых завершился сибирской ссылкой в 1938 году. В 1944 году он воевал в штрафном батальоне, но после вновь был арестован и посажен за решетку. Как и мать, Лев Гумилев был реабилитирован лишь после смерти Сталина в 1953 году.

В прологе поэмы читатель становится свидетелем того, как поэтесса сообщает сыну страшный приговор – ссылку в Сибирь. Она остается в полном одиночестве, поскольку ей запрещено отправиться след за сыном. Словно в  беспамятстве, она бродит по лицам города, припоминая события двухлетней давности, когда она с ужасом ожидала приговора. Ахматова, как и сотни других женщин, часами выстаивала в огромной очереди, чтобы хоть что-то узнать о судьбе сына. Далее она повествует о том, как произошел арест, как ей пришлось свыкаться с мыслью о своем одиночестве. В течение долгих семнадцати месяцев она со страхом и внутренним трепетом ожидает приговора, и вот этот час настает – ее кровиночку отправляют в Сибирь, где суждено отсидеть немалый срок в нечеловеческих условиях. Однако это даже радует несчастную женщину, поскольку у нее остается слабая надежда на то, что сын выживет, и вернется к ней. Затем она описывает свидание со Львом и то чувство страшной безнадежности, которое она испытала при взгляде на сломленного духом сына. В эпилоге произведения Ахматова описывает, через какие муки прошли все те женщины, которым довелось часами стоять в очередях в надежде увидеть родного человека. Поэтесса уверена, что необходимо поставить памятник всем матерям и женам, которым пришлось пройти через все круги ада.  Он должен служить вечным напоминанием того, какая страшная жестокость царила в те времена.

История создания

Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Первоначально Анна Андреевна планировала написать цикл стихов, посвящённых реакционному периоду. В число жертв тоталитарного произвола попали самые близкие и родные люди поэтессы – её бывший супруг Николай Гумилёв и их общий сын Лев Гумилёв. Мужа расстреляли как контрреволюционера, а сын был арестован только потому, что носил отцовскую «позорную» фамилию.

Осознав, что царящий режим беспощаден, Ахматова спустя время изменила свой первоначальный замысел и приступила к написанию поэмы. Самым плодотворным периодом работы стали 1938–1940 годы. Поэма была завершена, но по понятным причинам не опубликована. Более того, Ахматова сжигала рукописи «Реквиема» сразу после того, как прочитывала их самым близким людям, которым безгранично доверяла.

В 60-е годы, в период оттепели, «Реквием» стал постепенно распространяться среди читающей публики благодаря самиздату. В 1963 году один из экземпляров поэмы попал за границу, где впервые был опубликован в Мюнхене.

Полная версия «Реквиема» была официально допущена к печати лишь в 1987 году, с началом в стране перестройки. Впоследствии произведение Ахматовой вошло в обязательную школьную программу.

Смысл названия поэмы достаточно глубок: реквием – это религиозный термин, означающий проведение заупокойной церковной службы у католиков по умершему человеку. Своё произведение Ахматова посвятила всем узникам – жертвам режима, которым властью была уготована смерть. Это душераздирающий стон всех матерей, жён и дочерей, провожающих своих любимых людей на плаху.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Реквием»

Образ матери в поэме Ахматовой «Реквием»

В те времена она потеряла самых близких ей людей: мужа и сына. Мужа Николая казнили, а сын Лев оказался в тюрьме. Она наблюдала за лицами матерей, стоящими у ворот тюрьмы, в мороз, в жару, в дождь. В их глазах была боль, отчаяние и …любовь. Эта боль не имеет границ, никто не способен ее выдержать, лучше умереть, чем испытать материнское горе. Анна Ахматова, находясь в этих унизительных очередях, вымаливая вместе с подругами по несчастью хоть какую-то информацию о своём сыне, писала эти строки.

Вернее, не писала, а хранила их в своей памяти, ведь в то время за эти слова и мысли она могла оказаться там же, где и её сын. Жизнь главной героини потеряла смысл без родной кровиночки.

Внутри неё борются все чувства одновременно: бессилие, гнев, мужество, усталость, тоска и порой кажется, что она сходит с ума. Она готова на всё ради единственного сына. Но хуже всего неизвестность… Ахматова в чем-то сравнивает героиню с Богоматерью, с её болью и страданием, которые она испытывала, сопровождая своего единородного сына Иисуса на Голгофу.

Поэма написана для матерей, страдающих от непередаваемой боли, живущих бесконечным ожиданием. В то время, когда Анна писала поэму, она сама была истощена и измучена, морально и физически. Ахматова в своих строках хотела донести до читателя такую истину, что даже если у человека вырвать, отобрать самое дорогое, что у него есть в жизни, душу убить просто невозможно.

В поэме автор как-бы отображает весь народ в целом в образы сына и матери. Ни с чем нельзя сравнить эту материнскую боль, разрывающую душу и сердце. Какие ощущения испытывает мать, когда ничем нельзя помочь своему ребенку? Отчаяние, бессилие, злость… Остаётся только молиться за своих сыновей и ждать. Какие мысли только не лезут в голову: уж если всё равно умирать, то почему не сейчас? И кончились бы эти муки и воспоминания. И слёз давно уж нет. Но надо как-то жить дальше, но сил тоже нет.

Анна Ахматова в заключении с некой горькой иронией пишет, что если уж она заслужила себе памятник после смерти, то не надо устанавливать его в каком-нибудь живописном месте, он должен стоять у этих красных стен тюрьмы. Эти два года своей жизни, Анна с десятками других матерей провела здесь и это время показалось для всех них вечностью. В основу произведения заложена личная трагедия автора — Ахматовой. Главным образом в этой поэме является образ матери.

Он непростой, так как состоит из трех образов-самого автора поэмы, всех матерей в общем и России, используя для этого прим олицетворения. В сюжете, как впрочем, и в жизни, ее первого супруга Николая арестовали, и женщина много лет не знала о его жизни, но потом выяснилось, что его расстреляли. Образ матери -это образ всех женщин в то время с тяжелой судьбой, которые выносят очень много на своих хрупких плечах, которые подвергаются страданию и плачут на теми бедами, которые им выдались.

Ведь тогда могли посадить в тюрьму не за что, и узнать о судьбе арестованных людей было очень сложно. В то время на людей сыпались разные обвинения, от которых оправдаться не получалось, так как те не выдерживали пыток.

Сотни тысяч жен и матерей сходили с ума, пока ожидали приговора, который сломает им всю жизнь. Также под арест попал и их сын, хотя на тот момент смерти отца ему был о всего десять лет.

Как же выжить бедной матери такое горе, сколько слез она пролила из-за этой несправедливости и нечестности. Мать теряет смысл жизни, она готова наложить на себя руки.

Но находит в себе силы и мужество жить дальше. Боль и страдания матерей не сравнить ни с чем. Затем это горе доводит ее до безумства. У героини уже кончились слезы, она страшно устала, она якобы собрана, но чувствуется то, что она словно отстранена от реальности. В поэме в образе матери олицетворяются образы всех женщин. Они разные внешне, они несхожи характерами, но всех их объединяет одно горе, у всех них печальная судьба. В поэме Ахматовой вся суть в безграничной любви к своим близким людям.

Она, как и все женщины, оказавшиеся в такой страшной ситуации, ничем не могут помочь и исправить этот кошмар, но они очень любят и очень верны, и готовы согреть в моменты и периоды тяжелых испытаний, которая приготовила им жизнь. Также автор просит помнить и никогда не забывать о беде народа, о невинных жертвах. И стараться не допустить в жизни такой трагедии, такого горя.

Вариант 1

Образ матери в поэме Реквием Ахматовой – это один из самых ярких и трогательных образов в литературе. В поэме Ахматова описывает свои личные переживания во время сталинских репрессий, когда она потеряла многих близких людей, в том числе свою мать. Образ матери в поэме символизирует любовь, заботу и жертвенность, которые она испытывала к своей дочери.

Первый раз образ матери появляется в начале поэмы, когда Ахматова описывает свои воспоминания о матери. Она говорит о том, как мать учила ее любить и жить, и как она всегда была рядом, когда ей было трудно. Эти воспоминания создают образ матери как человека, который всегда был рядом и поддерживал свою дочь.

Второй раз образ матери появляется в середине поэмы, когда Ахматова описывает свою боль и горе после того, как ее мать была арестована. Она говорит о том, как она чувствовала себя одинокой и беспомощной без матери, и как ей было трудно принять тот факт, что ее мать больше не вернется.

Третий раз образ матери появляется в конце поэмы, когда Ахматова говорит о том, как она продолжает любить свою мать, несмотря на то, что она больше не жива. Она говорит о том, как она чувствует ее присутствие в своей жизни и как она никогда не забудет ее любовь и заботу.

Четвертый раз образ матери появляется в эпилоге поэмы, когда Ахматова говорит о том, как она надеется, что ее мать знает, что она всегда любила ее и что она никогда не забудет ее. Этот эпилог заканчивается словами “Мать моя! Я не знаю, что мне делать. / Мать моя! Я не верю, что ты умерла”. Эти слова символизируют бесконечную любовь и скорбь, которые Ахматова испытывает к своей матери.

Пятый раз образ матери появляется в последнем стихотворении поэмы, когда Ахматова говорит о том, как она надеется, что ее мать услышит ее голос и поймет, что она всегда любила ее. Это стихотворение заканчивается словами “Мать моя! Мать моя! Я знаю, что вы услышите меня”. Эти слова символизируют надежду и веру в то, что любовь и связь между матерью и дочерью не могут быть разрушены даже смертью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: