Творчество н.в. гоголя и поэма «мертвые души»

Творчество н.в. гоголя и поэма "мертвые души"

Списки мужиков

Чичиков изучает списки крепостных, которых приобрел у помещиков губернского города. Листочки, испещренные буквами, оживают. Перед глазами появляются народные характеры. Они трудятся изо всех сил, затем пьют, сидя в кабаках. Мимо них мчится Русь-тройка. Запряженную лошадьми кибитку сделал «расторопный ярославский мужик». Он работал топором и долотом, но экипаж получился таким, что дух замирает. Ямщики управляют так, что непонятно, на чем они сидят. Сколько духу в крепостных, которые несутся по Руси, не боятся ни ночи, ни ветра, ни холода. У них не спрашивают, когда, куда везти хозяина, они четко выполняют порученное, превращая тех, кто ими руководит в бездушных жестоких людей.

Крестьянство в поэме можно разделить на две части: порабощенные и смелые. Автор верит в талант русского народа, в силу его души, крепость чувств. Написать сочинение «Образы крестьян» в «Мертвых душах», используя предложенные рассуждения, станет легче. Материал доказывает, что крестьяне светлее и чище «мертвых» помещиков, торгующих их трудом и душами.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Мертвые души»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Мертвые души»

для самых компанейских —

Главные герои «Мертвые души»

для самых занятых —

Читательский дневник «Мёртвые души»

для самых любопытных —

Анализ «Мёртвые души» Гоголь

для самых крутых —

Читать «Мертвые души» полностью

Тест по произведению

  1. /19

    Вопрос 1 из 19

Самые популярные материалы декабря для 9 класса:

Портрет Ленского

Татьяна — любимая героиня Пушкина

Сочинение на тему «Доброта»

Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»

Основные темы лирики Лермонтова

Характеристика Максима Максимыча в «Герое нашего времени»

Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Печорин, Грушницкий, Вернер

Характеристика автора «Евгения Онегина»

Анализ «Узник» Лермонтова

Образы крестьян в поэме Гоголя «Мертвые души» | Гоголь Николай

Интeрeс к творчeству Гоголя нe ослaбeвaeт и в нaши дни. Нaвeрноe, причинa в том, что Гоголь сумeл нaиболee полно покaзaть чeрты хaрaктeрa русского чeловeкa, вeличиe и крaсоту России.

«Мeртвыe души» нaчинaются с изобрaжeния городской жизни, нaбросков кaртин городa и описaния чиновничeского общeствa. Пять глaв поэмы отвeдeны нa изобрaжeниe чиновников, пять — помeщиков и однa — нa биогрaфию Чичиковa. В рeзультaтe воссоздaeтся общaя кaртинa России с огромным числом дeйствующих лиц рaзных положeний и состояний, которыe выхвaтывaются Гоголeм из общeй мaссы, вeдь помимо чиновников и помeщиков Гоголь описывaeт и других городских и сeльских житeлeй — мeщaн, слуг, крeстьян. Всe это склaдывaeтся в сложную пaнорaму жизни России, ee нaстоящee.

Посмотрим, кaкими Гоголь изобрaжaeт крeстьн.

Гоголь отнюдь нe склонeн их идeaлизировaть. Вспомним нaчaло поэмы, когдa Чичиков въeхaл в город. Двa мужикa, рaссмaтривaя бричку, опрeдeлили, что одно колeсо нe в порядкe и Чичиков дaлeко нe уeдeт. Гоголь нe скрыл, что мужики стояли около кaбaкa. Бeстолковыми покaзaны в поэмe дядя Митяй и дядя Миняй, крeпостной Мaниловa, просящийся нa зaрaботки, a сaм идущий пьянствовaть. Дeвочкa Пeлaгeя нe умeeт отличить, гдe прaво, гдe лeво. Прошкa и Мaврa зaбиты и зaпугaны. Гоголь нe обвиняeт их, a, скорee, добродушно смeeтся нaд ними.

Описывaя кучeрa Сeлифaнa и лaкeя Пeтрушку — дворовых слуг Чичиковa, aвтор проявляeт доброту и понимaниe. Пeтрушкa охвaчeн стрaстью к чтeнию, хотя eго большe привлeкaeт нe то, что он читaeт, a сaм процeсс чтeния, кaк это из букв «вeчно выходит кaкоe-нибудь слово, котороe иной рaз чeрт знaeт что знaчит». Мы нe видим в Сeлифaнe и Пeтрушкe высокой духовности и нрaвствeнности, но они ужe отличaются от дяди Митяя и дяди Миняя. Рaскрывaя обрaз Сeлифaнa, Гоголь покaзывaeт душу русского мужикa и стaрaeтся понять эту душу. Вспомним, что он говорит о знaчeнии почeсывaния в зaтылкe у русского нaродa: «Что ознaчaло это почeсывaниe? и что вообщe оно знaчит? Досaдa ли нa то, что вот нe удaлaсь зaдумaннaя нaзaвтрa сходкa со своим брaтом… или ужe зaвязaлaсь в новом мeстe кaкaя зaзнобушкa сeрдeчнaя… Или просто жaль остaвлять отогрeтоe мeсто нa людской кухнe под тулупом, с тeм чтобы вновь тaщиться под дождь и слякоть и всякую дорожную нeвзгоду?»

Вырaзитeлeм идeaльного будущeго России являeтся Россия, описaннaя в лиричeских отступлeниях. Здeсь тожe прeдстaвлeн нaрод. Пусть нaрод этот состоит из «мeртвых душ», но он облaдaeт живым и бойким умом, это нaрод, «полный творящих способностeй души…». Имeнно у тaкого нaродa моглa появиться «птицa-тройкa», которой бeз трудa упрaвляeт ямщик. Это, нaпримeр, ярослaвский рaсторопный мужик, который «одним топором дa долотом» смaстeрил чудо-экипaж. Его и других мeртвых крeстьян купил Чичиков. Пeрeписывaя их, он рисуeт в своeм вообрaжeнии их зeмную жизнь: «Бaтюшки мои, сколько вaс здeсь нaпичкaно! что вы, сeрдeчныe мои, подeлывaли нa своeм вeку?» Мeртвыe крeстьянe в поэмe противопостaвлeны живым крeстьянaм с их бeдным внутрeнним миром. Они нaдeлeны скaзочными, богaтырскими чeртaми. Продaвaя плотникa Стeпaнa, помeщик Собaкeвич описывaeт eго тaк: «Вeдь что зa силищa былa! Служи он в гвaрдии, eму бы бог знaeт что дaли, трeх aршин с вeршком ростом».

Обрaз нaродa в поэмe Гоголя постeпeнно пeрeрaстaeт в обрaз России. Здeсь тожe просмaтривaeтся противопостaвлeниe нaстоящeй России идeaльной будущeй России. В нaчaлe одиннaдцaтой глaвы Гоголь дaeт описaниe России: «Русь! Русь! Вижу тeбя…» и «Кaкоe стрaнноe, и мaнящee, и нeсущee, и чудeсноe в словe: дорогa!» Но эти двa лиричeских отступлeния рaзрывaются фрaзaми: «Дeржи, дeржи, дурaк!» — кричaл Чичиков Сeлифaну. «Вот я тeбя пaлaшом! — кричaл скaкaвший нaвстрeчу фeльдъeгeрь с усaми в aршин. — Нe видишь, лeший дeри твою душу: кaзeнный экипaж!..»

В лиричeских отступлeниях aвтор обрaщaeтся к «нeобъятному простору», «могучeму прострaнству» русской зeмли. В послeднeй глaвe поэмы бричкa Чичиковa, русскaя тройкa прeврaщaeтся в символичeский обрaз России, стрeмитeльно нeсущeйся в нeвeдомую дaль. Гоголь, будучи пaтриотом, вeрит в свeтлоe и счaстливоe будущee Родины. Гоголeвскaя Россия в будущeм — вeликaя и могучaя стрaнa.

Свободолюбие мужика

Абакум Фыров сбежал от своего помещика, и хотя его постигла участь бурлака, он свободен и счастлив.

Н.В.Гоголь предупреждает:

Краткое содержание произведения вы, надеемся, помните. Предлагаем вам анализ этого образа, который дает ключ к пониманию всей поэмы.

Произведение является художественным исследованием общественной жизни, современной писателю, ее коренных проблем. Главное место в композиционном отношении занимает изображение двух миров — помещичьего и чиновничьего. Однако именно трагическая судьба народа является идейным стержнем произведения.

Писатель, беспощадно бичуя существовавший в стране общественный порядок, был твердо убежден в том, что русской земле уготовано славное будущее. Он верил в ее грядущий расцвет. У Николая Васильевича эта убежденность появилась из живого ощущения огромного творческого потенциала, который таится в недрах русского народа.

Мнение критика Шевырева

В оценке значимости и художественной ценности «Мертвых душ» критик Шевырев – извечный антагонист Белинского и «натуральной школы» — больше всего выделяет двойственность творчества Гоголя и его внутреннюю противоречивость, которая находит отображение в его произведениях.

Шевырев предполагает, что в первую очередь, в поэме стоит обратить внимание на резкую и явную противоположность внешнего мира и его содержания с прекрасным миром искусства. По мнению критика, только один Гоголь сумел настолько гармонично воплотить подобную противоречивость жизни в искусство, и сумел сделать это с пользой для людей и полным пониманием того, что именно необходимо выделить в этой неустанной борьбе между реальностью и вымыслом, без которой невозможно создать высокохудожественное произведение того уровня и смыслового наполнения

По мнению критика, только один Гоголь сумел настолько гармонично воплотить подобную противоречивость жизни в искусство, и сумел сделать это с пользой для людей и полным пониманием того, что именно необходимо выделить в этой неустанной борьбе между реальностью и вымыслом, без которой невозможно создать высокохудожественное произведение того уровня и смыслового наполнения.

Поэма «Тарас Бульба»

Поэма «Тарас Бульба» рассказывает о событиях, происходящих в Украинской Сечи в XVI веке. Главный герой — Тарас Бульба, характерный представитель казацкой знати и отец двух сыновей — Андрия и Остапа. Произведение описывает их приключения, их патриотизм и желание защищать свою землю от врагов.

Поэма «Тарас Бульба» является исторической повестью, где Гоголь изображает славу и красоту Украины, ее культуру и национальный дух. Она отмечена яркой и энергичной манерой изложения, наполнена страстью и героическими сценами. В ней чувствуется мощная эмоциональность и подлинное влечение к своей родине.

Критика Белинского: глубина общественной идеи

По мнению Белинского, «Мертвые души» стоят выше всего, что было в русской литературе. Главной причиной это является то, что это же ставшее бессмертным произведение содержит в себе глубину общественной идеи и высокую художественную выразительность образов и картин.

Гоголь сумел совместить в одной поэме живые, чрезвычайно важные национальные мотивы и высокохудожественные идеалы, которые помогли ему подчеркнуть и в необходимый момент выделить заложенные писателем в поэму идеи.

Белинский подчеркивает, что в поэме нет ничего комического и вызывающего смех, и очевидно, что у автора не было желания насмешить читателя, он преподносит выдуманные им события глубоко и серьезно, так как желает, чтобы подтекст его поэмы был услышан правильно, и чтобы истина стала по-настоящему открытой и очевидной для людей.

Белинский убежден, что данную поэму нельзя рассматривать со стороны привычной для гоголевского творчества сатиры, сам жанр «Мертвых душ» и замысел произведения, включающий целых три тома, говорит о том, что писатель желает, чтобы к образам и событиям поэмы относились с полной серьезностью и вниманием

Его творчество

В декабре 1828 года он переехал в Санкт-Петербург, где будучи недавним выпускником Нежинской гимназии, он никак не мог найти работу: ему либо предлагали слишком маленькое жалованье, либо вообще отказывали.

В июне того же года он уехал за границу (в основном был в Европе). Там он пробыл 12 лет (до 1848 г.), но периодически приезжал в Россию.

•Портрет. •Невский проспект. •Записки сумасшедшего. •Нос. •Шинель.

Писательство с этого времени становится основной деятельностью Николая Гоголя. Он относится к нему очень серьезно, видя в нем весь смысл своей жизни. Продолжая общаться с передовыми литераторами того времени А.Пушкиным и В. Жуковским, он постоянно посещает литературные круги. Все это имеет огромное влияние на его творчество. Автор работает усиленно, практически без передышки, не отдавая свое предпочтение какому-то определенному жанру. В этот период он пишет много произведений, которые потом стали известны.

Тогда же о нем заговорили и критики

На него обратил внимание и В.Белинский, который признавал талант молодого литератора

Говоря о творчестве Николая Васильевича Гоголя, нужно в первую очередь обратиться к временам школы писателя. Его писательские данные, были получены врожденно от родителей, и были закреплены в Нежинском лицее, где и проходил обучение известный писатель. В лицее была особая нехватка обучающего материала, для того чтобы юноше, желающим узнать больше, утолить жажду познания. Для этого дополнительно приходилось выписывать сочинения известных, на тот момент писателей. Ими были Жуковский и Пушкин. Гоголь также проявил инициативу стать главным редактором местного школьного журнала.

Развитие творчества Н.В. Гоголя шло от романтизма на пути к реализму. И всячески эти два стиля перемешивались на протяжении всей жизни писателя. Первые попытки литературного написания никуда не годились, так как жизнь в России угнетала его, и его мысли и мечтания устремлялись к родной его сердцу Украине, где прошло детство писателя.

Произведения Гоголя всегда были напитаны духом Украины, с нотками юмора, полны гуманности и трагизма.

Основные работы Николая Васильевича Гоголя

Одной из самых известных работ Гоголя является роман «Мертвые души», который был опубликован в 1842 году. В этой книге писатель описывает жизнь помещика Чичикова, который путешествует по России, покупая «мертвые души» — крестьян, умерших до последней ревизии. Роман прославил Гоголя и утвердил его статус великого русского писателя.

Еще одно знаменитое произведение Гоголя — пьеса «Ревизор». Она была впервые опубликована в 1836 году и сразу же вызвала огромный успех. В этой комедии автор иронично и сатирично изображает коррупцию и нечестность государственных чиновников. Пьеса стала одним из главных событий в истории русского театра и считается шедевром русской комедийной литературы.

Кроме того, Николай Гоголь написал цикл повестей, названный «Вечера на хуторе близ Диканьки». Этот сборник был опубликован в 1831 году и состоит из нескольких сказочно-юмористических рассказов, в которых автор описывает жизнь украинских крестьян и местных обычаев. Приятная и легкая в чтении, эта книга стала известна широкому кругу читателей и помогла Гоголю завоевать популярность.

Кроме этих произведений, Николай Гоголь написал еще много других важных и интересных работ, таких как роман «Тарас Бульба», повести «Вий», «Шинель», «Нос» и многие другие. Каждое его произведение вносит свой вклад в развитие русской литературы и оставляет неизгладимый след в сердцах читателей.

Размышления о русском народе

К числу самых проникновенных страниц относятся лирические размышления Гоголя об энергичном, живом характере трудолюбивой нации. Они согреты пламенем патриотизма. Николай Васильевич хорошо осознавал то, что творческие таланты и изобретательный ум русского народа станут могучей силой лишь тогда, когда его соотечественники будут свободными.

Персонажи, представляющие Русь, достаточно разнообразны. Это и Пелагея, малолетняя девочка, и безымянные, беглые или умершие, работники Плюшкина и Собакевича, которые не действуют в поэме, а только упоминаются мимоходом. Перед читателем проходит целая галерея персонажей. Все они представляют многоцветный образ России.

Мастеровитость, природная смекалка, широкий размах души, чуткость к меткому, разящему слову, богатырская удаль — во всем этом, а также во многом другом у Николая Васильевича проявляется истинная душа русского народа. Острота и сила его ума сказались, по Гоголю, в меткости, бойкости русского слова. Об этом Николай Васильевич пишет в пятой главе. Цельность и глубина народного чувства вылились в задушевность русской песни, о чем автор упоминает в одиннадцатой главе. В главе седьмой Гоголь говорит о том, что щедрость и широта души сказались в безудержном веселье, с которым проходят народные праздники.

2 вариант

Именно в этой поэме Гоголь с точностью смог показать ту самую Русь, где прекрасно описано ее могущество и величии, в то же время были четко отображены все ее пороки. Гоголь писал это произведение с надеждой на улучшения будущего страны.

Писатель обозначил много действующих лиц в данном произведении. Здесь есть и зажиточные помещики, воры, люди берущие взятки и многие другие, которые сосредоточили в руках власть государства.  Так же читателю открывается и другая сторона жизни, это жизнь крепостных людей.

Конечно же автор показал как именно помещики относились к своим крестьянам, они считали их своими рабами, и обращались не как с людьми, а как с вещами.  К примеру мальчик по имени Прошка, он был всегда голоден, и постоянно слышал от своего хозяина какой он глупый мальчик и дурачок.  Хозяева крепостных, вели себя так, будто они имеют право управлять душами своих крестьян. Большинство из них считали их за скот, они могли продать их или просто отдать кому-то в подарок.  Возможно, именно поэтому в народе на протяжении многих столетий формировалось пьянство и ничтожность.

Образ Митяя и Миняя были самым точным примером тех самых крестьян, которые благодаря своим поступкам ярко описывали тупость и отставание от нормальной жизни рабочего класса.  Так же в пример можно поставить девчонку Пелагее, которая не могла даже отличить право от лево. Так же смешно показал Гоголь разговор двух мужиков, которые рассуждали, сможет ли колесо доехать до Москвы.

Такие персонажи не только смешат читателя, но и вызываю грусть. Конечно же Гоголь не обвиняет крестьян в том что они становятся такими, но этим хочет показать их силу несмотря на темноту в душе.

Писатель выражает свою любовь к трудолюбивому народу, он восхищается талантливыми мастерами, сила духа простого народа восхищала Гоголя и в то же время они казались абсолютно беспомощными. Так, к примеру, сапожник Максим, мечтающий о своем уютном домике, по итогу просто спивается на лавочке. Но особенно запомнился образ Абакума, который пристал к бурлакам. Тем самым узнав все прелести вольной жизни.

Те крестьяне, которым удалось бежать, не смогли устроить своей жизни, им постоянно приходится прятаться. Находиться в бегах не легкая задача.  Но эти самые мертвые души как их называл автор, были живее многих чиновников, которые проживают в условиях, где омертвляются простые человеческие души.  Где царила полная несправедливость и безнравственность.

Зачем Чичикову мертвые души?

Чичиков не просто хитрый, но и прагматичный. Его изощрённый ум готов из ничего «слепить конфетку». Не имея достаточного капитала, он, будучи неплохим психологом, пройдя хорошую жизненную школу, владея искусством «польстить каждому» и выполняя завет отца «беречь копейку», затевает великую спекуляцию. Она заключается в простом обмане «власть имущих», чтобы «нагреть руки», иначе говоря, выручить огромную сумму денег, обеспечив тем самым себя и свою будущую семью, о которой Павел Иванович мечтал.

Имена купленных за бесценок мертвых крестьян заносились в документ, который Чичиков мог отвести в казенную палату под видом залога в целях получения кредита. Он заложил бы крепостных, как брошь в ломбарде, и мог перезакладывать их всю жизнь, благо никто из чиновников не проверял физического состояния людей. За эти деньги делец купил бы и настоящих работников, и имение, и зажил бы на широкую ногу, пользуясь благосклонностью вельмож, ведь богатство помещика представители знати измеряли в количестве душ (крестьян тогда на дворянском сленге именовали «душами»). Кроме того, герой Гоголя рассчитывал снискать доверие в обществе и выгодно жениться на богатой наследнице.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Варвара и Кудряш в пьесе Гроза Островского

    Почти все герои «темного царства» являются жертвами местных самодуров. Однако, хоть Варвара и Кудряш исключениями не будут, их позиция жертвы, в отличие от остальных пассивных обитателей царства, достаточно активна.

  • Сочинение по картине Левитана Ранняя весна (описание)
  • Сочинение по рассказу Тургенева Бежин луг 6 класс

    В Чернском уезде Тульской губернии главный герой охотился на тетеревов. Он заблудился, и только под вечер вышел к месту, которое называется Бежин луг. Часто в своих рассказах И.С. Тургенев описывает

  • Мое отношение к Печорину (9 класс) сочинение

    Роман «Герой нашего времени» — явление незаурядное, он занимает особое место в художественной литературе XIX века. М.Ю. Лермонтов в своем произведении вынуждает читателя пытаться понять поступки героев

  • История создания повести Невский проспект Гоголя

    На протяжении трех лет с 1830 года Гоголь ходил на занятия, которые проводились на территории Академии искусств. Там он был вольноприходящим студентом, поэтому посещал далеко не все мероприятия и занятия

    13 стр., 6346 слов

    СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ МЕРТВЫЕ ДУШИ

    … Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем Чтобы вывести это сочинение введите команду /id46660 Смысл названия поэмы Мертвые души Гоголя сочинение Название данного произведения Гоголя, в первую … произведения, незамысловато можно интерпретировать название «Мертвых душ», связанное с развитием основных событий в произведении. Но смысл названия поэмы Н.В. Гоголя гораздо глубже, чем может …

Гоголю принесло известность произведение «Мертвые души»

Одним из наиболее известных и значимых произведений Николая Васильевича Гоголя стала «Мертвые души». Эта повесть, описывающая жизнь и судьбу главного героя, Чичикова, получила широкое признание среди читателей и критиков.

«Мертвые души» является первым романом Гоголя и одним из вершинных произведений его творчества. Оно было опубликовано в 1842 году и сразу же вызвало огромный резонанс. Книга стала отражением социальных проблем и нравов России того времени.

В центре сюжета находится идея покупки «мертвых душ». Главный герой — Павел Иванович Чичиков — путешествует по губерниям Российской империи и скупает у помещиков те крестьян, которые уже умерли, но они до сих пор числятся в государственных записях. Он пытается использовать эту сделку для своих личных интересов и продвижения в обществе.

С помощью живописного и богатого языка, Гоголь создает яркие образы и делает читателя соучастником событий. Он раскрывает пороки и лицемерие общества, а через образы помещиков и крестьян осуждает крепостничество и социальные неправильности того времени.

Большая часть романа была никогда не найдена, и первая часть — «Акт первый» осталась единственной вышедшей в печать. Однако эта часть романа сохранила свою ценность и признана одним из самых важных литературных произведений XIX века.

«Мертвые души» сразу после публикации влияло на литературу и культуру России. Его цельность, глубина и оригинальность стали примером для многих писателей и поколений. Влияние этого произведения на развитие литературы трудно переоценить, и оно до сих пор остается актуальным.

Начало

Трудно сказать, что побудило юного Николая написать такое странное произведение, вероятно, увлечённость немецким романтизмом. Но поэма не удалась. И как только появились первые отрицательные отзывы, молодой автор вместе со своим слугой Якимом скупил все оставшиеся экземпляры и просто сжёг их.

Такой поступок стал чем-то вроде кольцеобразной композицией в творчестве. Николай Васильевич начал литературный путь с сожжения своих произведений и закончил его сожжением. Да, Гоголь жестоко обращался со своими произведениями, когда чувствовал какую-то неудачу.

Все истории, описанные в двух томах, были приняты с восторгом. Пушкин, который был авторитетом для Николая Васильевича, написал:

Путь к православию

Как у многих, гоголевская дорога к православию была непроста. Он мучительно, ошибаясь и сомневаясь, искал свою дорогу к истине. Но ему было мало, самому найти эту дорогу. Он хотел указать её другим. Он хотел сам очищаться от всего дурного и предлагал это сделать всем.

С юных лет мальчик изучал и православие и католицизм, сравнивая религии, отмечая схожесть и различия. И этот поиск истины отразился во многих его произведениях. Гоголь не только читал Евангелие, он делал выписки.

Сама христианская книга носила действительно поучительный характер. Автор разъясняет, что происходит на литургии. Какое символическое значение имеет то или иное действие. Но этот труд был не завершён. Вообще, последние годы жизни писателя — это поворот от внешнего к внутреннему.

Николай Васильевич много ездит по монастырям, особенно часто посещает Введенскую Оптина пустынь, где имеет духовного наставника, старца Макария. В 1949 году Гоголь знакомится со священником, отцом Матвеем Константиновским.

Протоиерей Матфей — это единственный прижизненный читатель гоголевской рукописи 2-й части. Возвращая чистовой подлинник автору, священник непросто дал отрицательную оценку прозаической поэме, он посоветовал уничтожить её. По сути, вот кто повлиял на судьбу произведения великого классика.

Осуждение Константиновского, и ряд других обстоятельств, подтолкнули писателя отказаться от творчества. Гоголь начинает анализировать свои работы. Он почти отказался от пищи. Мрачные мысли одолевают его всё сильнее.

Поскольку всё происходило в доме графа Толстого, Гоголь попросил его передать рукописи митрополиту Московскому Филарету. Из лучших побуждений граф отказался выполнять такую просьбу. Тогда глубокой ночью Николай Васильевич разбудил слугу Семёна, чтобы тот открыл печные задвижки и сжёг все свои рукописи.

Похоже, что именно это событие предопределило скорую смерть писателя. Он продолжал говеть и отвергал любую помощь друзей и врачей. Он будто очищался, готовясь к смерти.

Нужно сказать, что Николай Васильевич покинутым не был. Литературное сообщество присылало лучших врачей к постели больного. Был собран целый консилиум из профессуры. Но, видимо, решение начать принудительное лечение было запоздалым. Николай Васильевич Гоголь умер.

Нет ничего удивительного в том, что писатель, так много писавший о нечистой силе, углубился в веру. У каждого на земле свой путь.

Самобытным писателем и замечательным сатириком в истории русской литературы является Николай Гоголь. Его талантливые книги знакомы каждому не только в нашей стране, но и за ее пределами. По его произведениям уже снято много художественных кинолент, а в театрах проходят спектакли по его произведениям. Литературное гоголевское наследие велико и значительно. В творчестве Н.Гоголя есть произведения, которые относятся как к романтическому направлению, так и к реалистическому. Известно, что самобытный писатель родился в месте, где было много имений уже известных литераторов. Это и повлияло на формирование Николая Гоголя. Родился он в Полтавской губернии, где в 1809 году Великие Сорочинцы являлись культурным центром провинции.

Сарказм и сочувствие

В словах великого классика о народе проявляется разное настроение. Автор смеется и плачет. Он жалко и обидно за тех, кто отупел и одичал от своего нищенского существования. Гоголь показывает результат рабства. Человек теряет то, что дано ему от природы превращается в куклу без мыслей и жизни. К таким персонажам следует отнести таких представителей крестьянства:

  • Дядя Митяй;
  • Девчонка Пелагея;
  • Прошка;
  • Мавра.

Сарказм звучит в строчках о каждом из этих персонажей. Пелагея не знает направлений (право, лево), забитые до ужаса крепостные Плюшкина (Мавра и Прошка).

То же отношение к мужикам, прислуживающим главному герою. Петрушка когда-то любил читать, соединять буквы в слова. Сейчас он опустившийся пьяница, лентяй и неряха.

Сочувствие всегда стоит рядом с сарказмом. Селиван беседует с животными, в них он нашел настоящих друзей, способных выслушать и поддержать.

Есть сцены, соединяющий юмор с сарказмом. Они, по мнению некоторых литературоведов, выставляют «идиотизм» крестьян. Самая яркая из таких сцен – встреча двух экипажей. Мужики не мог разделить бричку Чичикова, столкнувшуюся с губернаторской дочкой. Павел Иванович успевает погрузиться в мечтания и размышления о женщине, пока глупые крестьяне толкают экипажи в разные стороны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: