Тема
Смысл названия “Мёртвых душ” двоякий: это само явление – продажа мёртвых крепостных душ, переписывание их и передача другому хозяину и образ людей, подобных Плюшкину, Манилову, Собакевичу – их души мертвы, герои глубоко бездуховны, пошлы и аморальны.
Главная тема “Мёртвых душ” – пороки и нравы общества, жизнь русского человека 1830-х годов XIX века. Проблемы, которые поднимает автор в поэме, стары, как мир, но показаны и раскрыты они так, как свойственно исследователю человеческих характеров и душ: тонко и масштабно.
Главный герой – Чичиков – скупает у помещиков давно умерших, но ещё числящихся крепостных крестьян, которые нужны ему только на бумаге. Таким образом он планирует разбогатеть, получив оплату за них в опекунском совете. Взаимодействие и сотрудничество Чичикова с такими же мошенниками и шарлатанами, как он сам, становится центральной темой поэмы. Желание разбогатеть всеми возможными способами свойственно не только Чичикову, но и многим героям поэмы – это болезнь века. То, чему учит поэма Гоголя, находится между строк книги: русскому человеку свойственен авантюризм и тяга к “лёгкому хлебу”.
Глава 4
Герой заезжает в трактир на обед. Хозяйка старуха радует его тем, что есть поросенок с хреном и со сметаной. Чичиков расспрашивает женщину о делах, доходах, семье. Старушка рассказывает обо всех здешних помещиках, кто что ест. Во время обеда в трактир приехали двое: белокурый и черномазый. Первым в помещение вошел белокурый. Герой уже почти начал знакомство, как появился второй. Это был Ноздрёв. Он за одну минуту выдал кучу информации. Он спорит с белокурым, что осилит 17 бутылок вина. Но тот не соглашается на пари. Ноздрёв зовет Павла Ивановича к себе. Слуга занес в трактир щенка. Хозяин рассмотрел, нет ли блох, и велел унести назад. Чичиков надеется, что проигравшийся помещик продаст ему крестьян подешевле. Автор описывает Ноздрёва. Внешность разбитного малого, каких много на Руси. Они быстро заводят дружбу, переходят на «ты». Ноздрёв не мог сидеть дома, жена быстро умерла, за детьми присматривали нянька. Барин постоянно попадал в переделки, но через некоторое время снова появлялся в компании тех, кто его поколотил. Все три экипажа подъехали к имению. Сначала хозяин показал конюшню, наполовину пустую, затем волчонка, пруд. Белокурый сомневался во всем, что говорил Ноздрёв. Пришли на псарню. Здесь помещик был как среди своих. У каждого щенка он знал кличку. Один из псов лизнул Чичикова, сразу сплюнул от брезгливости. Ноздрев сочинял на каждом шагу: в поле зайцев можно ловить руками, лес за границей купил недавно. Осмотрев владения, мужчины вернулись в дом. Обед был не очень удачным: что-то пригорело, другое не доварилось. Хозяин налегал на вино. Белокурый зять стал проситься домой. Ноздрёв не хотел его отпускать, но Чичиков поддержал желание уехать. Мужчины перешли в комнату, Павел Иванович увидел в руках хозяина карты. Он начал разговор о мертвых душах, просил подарить их. Ноздрёв требовал объяснить, зачем они ему нужны, доводы гостя его не удовлетворяли. Ноздрёв назвал Павла мошенником, чем очень обидел. Чичиков предложил сделку, но Ноздрёв предлагает жеребца, кобылу и серого коня. Гостю ничего этого было не надо. Ноздрёв торгуется дальше: собаки, шарманка. Начинает предлагать обмен на бричку. Торговля переходит в спор. Буйство хозяина пугает героя, он отказывается пить, играть. Ноздрев распаляется все больше, он оскорбляет Чичикова, обзывает
Павел Иванович остался на ночлег, но ругал себя за неосторожность. Ему не следовало начинать с Ноздревым разговор о цели своего приезда
Утро начинается снова с игры. Ноздрёв настаивает, Чичиков соглашается на шашки. Но во время игры шашки как будто двигались самостоятельно. Спор почти перешел в драку. Гость побледнел как полотно, увидев замахнувшегося Ноздрёва. Неизвестно, чем бы закончилось посещение имения, если в дом не зашел незнакомец. Это был капитан-исправник, который сообщил Ноздрёву о суде. Он нанес помещику телесные повреждения розгами. Чичиков уже не дождался завершения беседы, он выскользнул из помещения, прыгнул в бричку и велел Селифану мчаться во весь дух подальше от этого дома. Мертвых душ купить не удалось.
Композиция
Поэма состоит из полного первого тома и нескольких сохранившихся глав второго тома. Композиция подчинена главной цели: раскрыть картину русской жизни, современной автору, создать галерею типовых персонажей. Поэма состоит из 11 глав, насыщена лирическими отступлениями, философскими рассуждениями и чудеснейшими описаниями природы.
Всё это время от времени прорывается сквозь основной сюжет и придаёт произведению неповторимую лиричность. Произведение заканчивается колоритным лирическим размышлением о будущем России, её силе и могуществе.
Первоначально книга была задумана как сатирическое произведение, это повлияло на общую композицию. В первой главе автор знакомит читателя с жителями города, с главным персонажем – Павлом Ивановичем Чичиковым. Со второй по шестую главы автором даётся портретная характеристика помещиков, их неповторимый уклад жизни, калейдоскоп причуд и нравов. Следующие четыре главы описывают жизнь чиновничества: взяточничество, самоуправство и самодурство, сплетни – уклад жизни типичного русского города.
Говорящие фамилии в поэме “Мертвые души”
Как и у многих героев у Плюшкина – говорящая фамилия. Он все гребет под себя, копит запасы, которыми не пользуется. Его амбары наполнены снедью, а крестьяне умирают один за другим от голода. Плюшкину и в голову не приходит спасти от голода изможденных людей. Фамилия Плюшкина стала нарицательной, она обозначает жадного и скупого до невозможности человека.
Другие персонажи “Мертвых душ” также имеют говорящие фамилии. Манилов – мечтательный человек, оторванный от реальности. Его фамилия ассоциируется с глаголами “манить”, “заманивать”
В Сабакевиче автор выделяет животное начало: он сравнивает его с медведем, а также особое внимание уделяет его чревоугодию. Из-за женщины с фамилией Коробочка Чичиков терпит крах своего дела
Он словно попадает в западню, откуда уже нет выхода.
Данная статья поможет школьникам написать сочинение по теме “Характеристика Плюшкина”. В статье дается подробное описание Плюшкина, его усадьбы, а также называются причины его деградации как личности. Он – типичный помещик России того времени. Собакевич, Манилов, Коробочка и Плюшкин – мертвые души!
Том первый: поэма, плутовской роман или лирическая повесть
Кажется, любое произведение, выходящее из-под пера Н.В. Гоголя, превращалось в целый мир. Сейчас бы мы это назвали «вселенной Гоголя». Сборник рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки» стал одним огромным мифом о Малороссии, отсылки к которому позднее встречаются у всех украинских писателей.
В 1835 г. Гоголь задумал лирическую повесть о приключениях скупщика мертвых душ. Как и «Ревизор», Гоголь начал писать «Мертвые души» с подсказки А.С. Пушкина. Поэт посоветовал другу «поездить по России», чтобы «описать российскую действительность и вывести множество характеров».
Сама история о помещике, который закладывал в казну мертвые души как живые, не нова для современников Гоголя. Эта была достаточно распространенная мошенническая схема. Интересно, что в то время Чичикова воспринимали как отрицательного персонажа. Когда мы в школе в 90-е гг. обсуждали поэму, Чичиков воспринимался уже совсем по-другому. Такой предприимчивый мошенник, безобидный жулик. Сколько таких «чичиковых» в 90-е появилось…
Платон Александрович Белецкий «Гоголь в дороге», 1952 годМестонахождение: Музей Н.В.Гоголя, Великие Сорочинцы, Украина
История о мошеннике, которого принимают за благонамеренного и дельного человека, дает Гоголю идею «переквалифицировать» повесть в плутовской роман. О том, что «сюжета хватит на целый роман и, кажется, история будет смешной», Гоголь пишет Пушкину. По воспоминаниям современников, поэту хватило первых трех глав, чтобы от смеха перейти к печальному выражению лица и воскликнуть: «Боже! Как же грустна наша Россия!». После этого Гоголь снова переосмыслил сюжет и в следующих главах перемежал грустные моменты с комичными.
В 1836 г. Гоголь написал Жуковскому, что «сместил центр произведения». Россия больше не являлась фоном, «вся Русь» стоит в центре сюжета, а главный герой – «личность» страны. Автор поменял и жанр произведения – «Мертвые души» стали поэмой.
Ильяс Сайярович Айдаров «Николай Васильевич Гоголь», 2013 год
В 1837 г. Гоголь уехал в Италию. Он тяжело переживал гибель Пушкина. Хотя работа над поэмой шла тяжело, Гоголь обещал себе закончить произведение. Завершение и издание «Мертвых душ» автор считал духовным заветом, исполнением воли погибшего друга.
В 1839 г. Гоголь вернулся в Россию и прочитал рукопись своим друзьям. Те посоветовали внести несколько правок, касающихся сатирической части поэмы и особенно «Повести о капитане Копейкине» в X главе. В ней писатель раскрывает бездушность бюрократического аппарата государства, алчность чиновников, злоупотребление властью, царский произвол. Гоголь не хотел полностью убирать эту часть, но, чтобы пройти цензуру, «приглушил» обличительные моменты.
В 1841 г. поэма была готова к печати, но еще год писатель боролся с цензурными препонами. Гоголя, как и после выхода «Ревизора», обвиняли в ненависти к России. В 1842 г. книгу наконец-то напечатали
Но чтобы перенаправить внимание читателя на приключения Чичикова, а не на проблемы России, по требованию цензоров Гоголь должен был сменить название
В печать поэма вышла под названием «Похождение Чичикова, или Мертвые души». Мне нравится, как Николай Васильевич вышел из сложной ситуации. Он сам взялся за оформление обложки и крупными буквами написал «Мертвые души», а сверху мелко – «Похождения Чичикова».
Пётр Михайлович Боклевский «Павел Иванович Чичиков»Иллюстрация к поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души»
Завязка сюжета и перспективы развития повествования
Первый том романа «Мертвые души» вышел в свет 1 января 1842 года. В завязке сюжета основной герой истории, Чичиков, приезжает в небольшой городок, где он начинает свои манипуляции с местными помещиками. Основная идея романа заключается в сатирическом разоблачении нравов русской общественности и подрыве феодальной системы.
Чичиков стремится к наживе и проявляет наглость и хитрость для своих целей. Он придумывает план покупки мертвых душ — крепостных крестьян, которые все еще остаются на книжных регистрах и облагаются налогами. За этих «мертвых душ» Чичиков намеревается получить кредиты и богатство. Этот хитромудрый план развивается во всей его сложности и интрижности на протяжении всего повествования.
Роман «Мертвые души» стал не только отражением нравственного и социального состояния России в первой половине XIX века, но и знаковым произведением в истории русской литературы. Гоголь смело выступил против феодальной системы и показал ее недостатки через карикатурные образы героев.
Один из ключевых вопросов, которые задает Гоголь в романе, — это проблема морали и духовности. Чичиков, своими безнравственными действиями, нарушает традиции и нормы общества. Он становится символом нравственной разложенности, а его попытка обмануть систему — показателем духовного и нравственного кризиса общества. |
Также важным аспектом развития повествования является художественная форма романа. Гоголь использовал обилие различных приемов и стилей, включая элементы фолклора, гиперболу и иронию. Все это придает тексту особую уникальность и яркость. Роман сыграл значительную роль в развитии русской прозы и стал одним из первых произведений, в котором автор стилизует и смешивает речь разных слоев общества. |
Тема «Мертвых душ» всегда оставалась актуальной в различные периоды истории. Роман не только анализирует прошлое, но и задает вопросы о будущем. Критика социальной несправедливости, коррупции и морального разложения, которую вносит Гоголь в свое произведение, до сих пор остается актуальной и вызывает отклик у современных читателей. Таким образом, роман «Мертвые души» не только стал классикой русской литературы, но и по-прежнему остается знаковым произведением, задающим важные вопросы о русском обществе и его будущем.
↑ Плюшкин, его «души» и Чичиков.
Предложение Чичикова платить подати за умерших крестьян совершенно изумило Плюшкина, от радости он даже потерял дар речи. Но на его «деревянном лице» радость исчезла мгновенно: он озаботился тем, как это сделать, и стал опять вздыхать о расходах, связанных с оформлением купчей крепости. Услышав, что и это Чичиков берет на себя, Плюшкин подумал, что он служил в офицерах, потому что, по его мнению, они глупы. Это убеждение было у него давнее и неискоренимое: всех военных он считал «картежниками и мотишками»; не доверял Плюшкин и соседу-капитану, набивавшемуся в его родственники; своему зятю-офицеру: он только «мастер притопывать шпорой».
Всех своих дворовых Плюшкин подозревает в воровстве; черты «великодушия»Чичикова тоже стали казаться ему невероятными, и он, к радости Чичикова, поспешил со сделкой. «Ведь черт его знает, может быть, он просто хвастун, как все эти мотишки; наврет, наврет, чтобы поговорить да напиться чаю, а потом и уедет!» – подумал Плюшкин
От удовольствия, что так ладится продажа, Плюшкин решил угостить Чичикова«ликерчиком», в котором, было, «козявки и всякая дрянь… напичкались», но хозяин сор повынимал и теперь он годится к употреблению. Отказ Чичикова привел Плюшкина в еще более благостное настроение. «Пили уже и ели! – сказал Плюшкин. – Да, конечно, хорошего общества человека хоть где узнаешь: он не ест, а сыт; а как эдакой какой-нибудь воришка, да его сколько ни корми… Ведь вот капитан приедет: “Дядюшка, говорит, дайте чего-нибудь поесть!” А я ему такой же дядюшка, как он мне дедушка».
Для окончательного завершения сделки потребовалось доверенное лицо в городе, потому что Плюшкин боялся оставить дом — «народ или вор, или мошенник». Оказалось, что сам председатель палаты — его «однокорытник» («вместе по заборам лазили»), и на этом деревянном лице «вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего. <…> Но напрасно обрадовавшиеся братья и сестры кидают с берега веревку и ждут, не мелькнет ли вновь спина или утомленные бореньем руки, — появление было последнее. Глухо все, и еще страшнее и пустыннее становится после того затихнувшая поверхность безответной стихии. Так и лицо Плюшкина вслед за мгновенно скользнувшим на нем чувством стало еще бесчувственней и еще пошлее».
Чичиков наблюдает, как Плюшкин распоряжается по хозяйству и въедливо упрекает своих дворовых Прошку и Мавру в воровстве: он уверен, что Прошка может что-нибудь стащить в кладовой, а Мавра — «подтибрить» листок бумаги, и стращает служанку («…на страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками»).
Глава седьмая
Who is капитан Копейкин?
В современных изданиях «Мёртвых душ» приводится третий, как раз-таки разрешённый цензурой, вариант «Повести…». Начинается она следующими словами почтмейстера:
…После кампании двенадцатого года <…> вместе с ранеными прислан был и капитан Копейкин. Под Красным ли или под Лейпцигом, только, можете вообразить, ему оторвало руку и ногу. Ну, тогда ещё не сделано было насчёт раненых никаких, знаете, эдаких распоряжений; этот какой-нибудь инвалидный капитал был уже заведён, можете представить себе, в некотором роде, гораздо после. Капитан Копейкин видит: нужно работать бы, только рука-то у него, понимаете, левая. Наведался было домой к отцу; отец говорит: «Мне нечем тебя кормить, я <…> сам едва достаю хлеб». Вот мой капитан Копейкин решился отправиться <…> в Петербург, чтобы просить государя, не будет ли какой монаршей милости…
Добравшись до Петербурга, капитан Копейкин ждёт четыре часа в прихожей одного вельможи, «государственного человека», который вполуха выслушивает его просьбу и велит прийти на днях. Разумеется, вельможа делает это не задумываясь, лишь бы отделаться от очередного просителя. Но восторженный Копейкин решает, что ему вот-вот дадут кучу денег, и перед очередным визитом проматывает последние накопления:
Зашёл в Палкинский трактир выпить рюмку водки, пообедал <…> в «Лондоне», приказал подать себе котлетку с каперсами, пулярку спросил с разными финтерлеями; спросил бутылку вина, ввечеру отправился в театр, одним словом, понимаете, кутнул. На тротуаре, видит, идёт какая-то стройная англичанка, как лебедь <…>. Мой Копейкин <…> побежал было за ней на своей деревяшке, трюх-трюх следом; «Да нет, — подумал, — пусть после, когда получу пенсион; теперь уж я что-то расходился слишком».
Никакого «пенсиона» капитан Копейкин так и не добивается. Вместо этого он получает один-единственный бесполезный совет: «Старайтесь покамест помочь себе сами, ищите сами средств». И, разозлившись на вельможу в частности и на всю императорскую власть вообще, Копейкин отправляется восвояси, а потом становится разбойником. Короче, перед нами эдакая издевательская версия «Дубровского», где главный герой одержим не любовью и местью, а желанием каждый день обедать в лучшем ресторане Петербурга.
С такими подробностями «Повесть…» и правда кажется смешнее и самобытнее. Но это всё ещё не объясняет: почему Гоголь так сильно дорожил этим фрагментом, а цензоры настолько не хотели его видеть?
Копейкин в представлении Петра Боклевского Фото: Wikimedia
Быт и привычки
Плюшкин не славится гостеприимством, ему крайне важно, чтобы гость как можно скорее покинул дом. Имея огромные запасы продуктов, тканей, кожи, мехов, посуды и много другого, помещик доводит свой дом до крайней степени запустения, опускается сам и заставляет своих крестьян прозябать в нищете
Он мастер на ругань, клевету и обман. Ежедневно унижая своих дворовых подозрением в воровстве и растрате, он унижает себя, подчёркивает собственное самодурство и глупость.
Речь и манеры персонажа говорят о его нежелании мириться с наличием других людей в своём окружении, возможно, полное отшельничество, стало бы спасением для такого типажа. Тяжёлый нрав и невозможность жить с таким хозяином подтверждает тот факт, что крестьяне у Плюшкина не только мрут, как мухи, но и бегут от помещика.
Более семидесяти беглых душ (помимо мёртвых) продал он Чичикову. Даже искусный мошенник и хамелеон Павел Иванович не может подобрать нужной манеры в общении, так как перед ним человек явно опустившийся (при встрече у церкви он обязательно подал бы подобному существу подаяние), с резким вздорным характером. Чего стоило предложение Плюшкина угостить гостя чёрствым пряником или старой настойкой, в которой плавали насекомые. Дополняет картину отвратительная привычка помещика собирать по деревне всякий мусор и забытые крестьянами вещи. “Рыболов вышел на охоту” – так говорили в деревне, когда он двигался по улице в поисках “наживы”.
Эта цитата говорит о том, что крестьяне привыкли к отвратительной манере “собирательства” помещика, насмехались над ним и открыто презирали. Привычка приносить в свой дом то, что другие выбросили, потеряли (мусор, хлам, тряпьё) характеризует персонажа, как человека, который достиг высшей степени деградации, не поддающейся пониманию, оправданию. Попытка ли это заполнить внутреннюю пустоту либо душевный недуг – есть ли разница, если от этого страдают другие люди?!
Анализ эпизода «Чичиков у Плюшкина» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)
Поэма «Мертвые души» — самое значительное произведение Н. В. Гоголя, вершина его творчества и качественно новое явление в русской литературе. Герцен назвал это произведение «криком ужаса и стыда», поскольку, создавая целую галерею образов помещиков и городских чиновников, Гоголь именно их считает «мертвыми душами», потерявшими человеческое лицо и способность по-настоящему видеть, слышать, думать. Прибегая к приему преувеличения или заострения отдельных, наиболее характерных черт человека, Гоголь глубоко и ярко обнажает внутреннюю сущность своих персонажей.
Ужасную деградацию человека Гоголь изобразил на примере Плюшкина, въехав в деревню которого Чичиков заметил «какую-то особенную ветхость»: крыши крестьянских изб — как решето, окна в них — без стекол и заткнуты тряпками, бревна, из которых сложены дома, истлели и почернели от времени. Огромные клади давным-давно собранного хлеба поросли травой и кустарником. Не менее трагическое зрелище представлял и хозяйский дом, глядевший «каким-то дряхлым инвалидом». Лишь старый сад, заглохший и одичалый, освежал эту картину, поскольку только в нем чувствовалась жизнь.
Впервые увидев Плюшкина, Чичиков не сразу признал в нем хозяина, настолько нищенски он был одет. По этой потерявшей человеческий облик фигуре невозможно было определить: мужик это или баба, а не то что узнать в ней богатейшего помещика, имеющего более тысячи душ крепостных и кладовые, которые ломились от накопленного добра. Очень неприятен облик хозяина, но еще отвратительнее жизнь, которую он влачит. В складах и амбарах у него преет и гниет хлеб, овощи, кожа, а он ходит еще каждый день по улицам своей деревни, собирая по углам у своих же крепостных всякий хлам: старые подошвы, тряпки, гвозди, черепки, и тащит все это к себе в комнату, отчего в доме у него все было ветхо, грязно, убого. Потеряв связь со временем, с действительностью, Плюшкин не понимает ценности вещей и хранит как величайшие драгоценности кусок сургуча, «рюмку с какой-то жидкостью и тремя мухами», свечные огарки, клочки бумаги, зубочистки, перья, высохший лимон…
Но Плюшкин не всегда был таким: «…было время, когда он только был бережливым хозяином! был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости…» Когда же умерла жена, помещик «стал беспокойнее… подозрительнее… скупее…» Теперь некогда богатое поместье превратилось в развалившееся хозяйство, друзей и знакомых помещик разогнал, на детей стал смотреть, как на дармоедов, и избавился от них, выгнав из дома, даже собственная душа его напоминает пыльную, гниющую кучу в углу комнаты. Это жалкое подобие человека не вызывает в нашем сердце никакого сочувствия, а лишь отвращение и чувство брезгливости. Материал с сайта //iEssay.ru
Гоголь видит истоки трагедии Плюшкина во всегдашней бедности и скупости его чувств, ведь недаром даже в пору процветания его хозяйства и семьи писатель сравнивает этого помещика с трудолюбивым пауком. Теперь же ему остаются только ссоры и склоки с дворовыми, в которых он сплошь и рядом видит воров и мошенников, и жалкое побирательство. Немудрено и то, что у такого хозяина крепостные либо умирали, как мухи, либо бежали, куда глаза глядят. Сам Чичиков лишь потому удостоился доброго слова Плюшкина, что, сразу оценив обстановку, сказался благодетелем, согласным взять на себя расходы по всем умершим и беглым крестьянам.
Таким образом, Гоголь не только сталкивает перед нами фрагменты жизни Плюшкина: когда «все текло живо» и когда он превратился в «прореху на человечестве». В поисках истоков оскудения души и процесса внутреннего опустошения гениальный писатель ярко и красноречиво изображает пагубность крепостного строя и те ужасающие последствия, которые он несет обществу в целом и отдельным его представителям в частности.
На этой странице материал по темам:
- смотреть эпизод чичиков у плюшкина
- помещик плюшкин, потерявший человеческий облик
- почему в складах и амбарах у него преет и гниет хлеб
- краткий анализ чичиков и плюшкин
- урок чичиков у плюшкина анализ эпизода
Сравнение Чичикова и Плюшкина
Сравнение Чичикова и Плюшкина — это интересная тема для анализа. Оба героя являются главными персонажами романов «Мертвые души» и «Мастер и Маргарита» соответственно. Однако, несмотря на некоторые сходства, они сильно отличаются друг от друга.
Чичиков — это типичный обыватель, который стремится к богатству и социальному статусу. Он не обладает никакими выдающимися качествами, но при этом обладает хитростью и умением общаться с людьми. Он не ищет идеалов и не задумывается о моральных принципах, его единственная цель — нажить деньги.
Плюшкин же — это герой, который на первый взгляд кажется эксцентричным и чудаковатым. Он не стремится к богатству и не интересуется социальным статусом. Его интересует только его коллекция, которая для него является ценностью выше всего. Он не общается с людьми и не пытается найти свое место в обществе.
Таким образом, Чичиков и Плюшкин — это два совершенно разных героя, которые отражают разные стороны человеческой натуры. Чичиков — это человек, который стремится к богатству и социальному статусу, а Плюшкин — это человек, который живет в своем мире и не интересуется внешними ценностями.
История создания Мертвых душ
Поэму «мертвые души» Николай Гоголь начал в 1835 году и продолжал над ней работать до конца жизни. В самом начале писатель выделял для себя, скорее всего, смешную сторону романа и создал сюжет Мертвых душ, как для длинного произведения. Бытует мнение, что основную идею поэмы Гоголь позаимствовал у А.С. Пушкина, так как именно этим поэтом впервые была услышана реальная история о «мертвых душах» в городе Бендеры. Гоголь работал над романом не только у себя на родине, но и в Швейцарии, Италии и Франции. Первый том «Мертвых душ» был закончен в 1842 год, и в мае уже был издан под названием «Похождения Чичикова или Мертвые души».
Впоследствии работы над романом, первоначальный замысел Гоголя значительно расширился, именно тогда и появились аналогия с тремя частями «Божественной комедии». Гоголь задумал, что его герои прошли своеобразные круги ада и чистилища, чтобы в конце поэмы духовно возвысится и возродиться. Свою идею автору так и не удалось реализовать, полностью была написана только первая часть поэмы. Известно, что работу над вторым томом поэмы Гоголь начал в 1840 году, а к 1845 году у него уже были готовы несколько вариантов продолжения поэмы. К сожалению, именно в этом году автор самостоятельно уничтожил второй том произведения, он бесповоротно сжег вторую часть «Мертвых душ», будучи недовольным написанным. До сих пор неизвестна точная причина такого поступка писателя. Существуют черновые рукописи четырех глав второго тома, которые были обнаружены после вскрытия бумаг Гоголя.
Таким образом, становится понятно, что центральной категорией и одновременно главным замыслом поэмы Гоголя является душа, наличие которой делает человека полноценным и настоящим. Именно это является основной темой произведения, и Гоголь старается указать на ценность души на примере бездушных и черствых героев, которые представляют особый социальный слой России. В своем бессмертном и гениальном произведении Гоголь одновременно поднимает тему кризиса России и показывает с чем напрямую это связано. Автор рассказывает о том, что именно душа – это природа человека, без которой в жизни нет никакого смысла, без которого жизнь становится мертвой и что именно благодаря ей можно отыскать спасение.
Реакция читателей и критиков
Выход первого тома романа «Мертвые души» в 1842 году вызвал восторг и недоумение среди читателей и критиков. В то время, Гоголь уже был известным и уважаемым писателем, и его фанаты с нетерпением ждали продолжения произведения. Однако, когда они узнали о том, что главный герой, Чичиков, путешествует по стране, покупая мертвые души, многие были озадачены и не понимали, что писатель хотел этим сказать.
Критики также были разделены по мнению о романе. Некоторые из них похвалили Гоголя за его талант и оригинальность, отметив, что «Мертвые души» выходит за рамки обычной литературы и открывает новые горизонты в жанре русского романа. Другие же критики были критичны к произведению, указывая на его мрачный и аморальный сюжет, а также наследственный упадок главного героя.
Несмотря на различные мнения, «Мертвые души» сразу вызвали огромный интерес у читателей, которые стремились понять глубокий смысл произведения и обсуждали его в литературных кружках и салонах. С течением времени, роман Гоголя стал одной из самых известных и изучаемых книг русской литературы, получив признание не только в России, но и за ее пределами.
Несмотря на первоначальные сомнения и споры, «Мертвые души» стали вехой в русской литературе и важным вкладом Николая Гоголя в развитие жанра романа. Это произведение не только открыло новые возможности в искусстве повествования, но и затронуло важные социальные и философские вопросы, которые до сих пор актуальны и интересны для современных читателей.
Посещение Собакевича и Плюшкина
Собакевич Михайло Семёнович, следующий помещик, у которого побывал Чичиков, оказывается простым, неотёсанным человеком, жёстким крепостником. Однако крестьяне у помещика живут в хороших избах, что особенно удивляет Чичикова. Хозяин отлично знает каждую душу,принадлежащую ему, ремесло и человеческие качества крестьян. Собакевич сам похож на огромного зверя, он груб и прямолинеен, зато деловит и не склонен бросать слова на ветер. Забота о крестьянах со стороны хозяина – не что иное, как инвестиция в будущее, хозяину нужны сильные здоровые работники. Человеколюбие – не свойственно Собакевичу, он любит хорошо поесть и обсудить своих соседей. Чичиков заключает сделку на не очень выгодных условиях, благодаря тому, что помещик сообразителен и так же предприимчив, как и он сам.
Встреча Чичикова с Плюшкиным произвела на великого махинатора очень неприятное впечатление. Сам помещик был одет в нечто несуразное, он утратил человеческий облик: на нём были старые вещи, женский головной убор. После смерти супруги Плюшкин стал деградировать, и его стремление к экономии перешло в чудовищную жадность и болезненное накопительство.
В нашей статье мы раскрыли отношение Чичикова к каждому из помещиков. Этот материал будет полезен при написании творческой работы по теме при изучении творчества Н. В. Гоголя.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Мертвые души»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Мертвые души»
для самых компанейских —
Главные герои «Мертвые души»
для самых занятых —
Читательский дневник «Мёртвые души»
для самых любопытных —
Анализ «Мёртвые души» Гоголь
для самых крутых —
Читать «Мертвые души» полностью
Тест по произведению
-
/19
Вопрос 1 из 19
Самые популярные материалы декабря для 9 класса:
Анализ «Хамелеон» Чехов
Печорин – «герой нашего времени»?
Анализ письма Татьяны к Онегину
Чацкий и фамусовское общество
Смысл названия романа «Герой нашего времени»
Анализ стихотворения Лермонтова «Нищий»
Судьба Печорина
Характер Онегина
Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт»
Дуэль Онегина и Ленского