Характеристика плюшкина в поэме “мертвые души”: описание внешности и характера

Описание деревни плюшкина (усадьба)

Усадьба Плюшкина в «Мертвых душах»: описание и особенности

Описание усадьбы

Усадьба Плюшкина в «Мертвых душах» описывается как небольшое здание из белого кирпича, расположенное на опушке леса. Дом имеет один этаж и несколько комнат, выходящих на просторный и ухоженный двор.

Двор усадьбы окружен кустами крыжовника, а посредине расположен круглый цветник. Вокруг дома находятся плодовый сад и огород, где возможно вырастить любые овощи и фрукты.

Внутри дома все помещения украшены дорогими предметами, такими как ковры, вазы, кристаллы и мебель высокого качества. В гостиной находится огромный камин, являющийся центром пространства.

Особенностью усадьбы является большое количество книг в библиотеке, которую можно найти в одной из комнат. Книги разного жанра и направления, являются прекрасным дополнением интерьера и позволяют почитать вечерами на удобном диване.

Основные особенности усадьбы Плюшкина:
Материал дома: Белый кирпич
Число этажей: Один
Расположение: На опушке леса
Окружение: Плодовый сад и огород, кусты крыжовника
Интерьер: Дорогие предметы, большая библиотека, камин в гостиной

Гоголь о Плюшкине

Свою характеристику Плюшкина Гоголь подытоживает уничтожающей фразой:

И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно! Могила милосерднее ее, на могиле напишется: «Здесь погребен человек!», но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости.

Внешность, речь

Рисуя портрет Плюшкина, Гоголь до предела сгущает краски: Чичиков даже не мог «распознать, какого пола была фигура: баба или мужик». Нормального человеческого облика лишила этого помещика его невероятная скупость. Крестьяне окрестных деревень дали ему прозвище «заплатанной».

Одежда Плюшкина была похожа на капот, на голове он носил колпак, какие носят дворовые бабы, так что Чичиков принял его за бабу, но услышав его сиплый голос, всё же решил, что это не женщина. По ключам, висевшим у этой фигуры за поясом и по тому, что она ругала мужика, приехавшего на телеге, Чичиков подумал, что это ключница, но затем решил, что это ключник, так как у него на лице была небритая щетина. Когда выяснилось, что это помещик Плюшкин, Чичиков был удивлён ветхим нарядом этого богатого человека, у которого крепостных крестьян более тысячи. Нельзя было понять, «из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, которая идёт на сапоги». На шее вместо галстука было повязано непонятно что: то ли чулок, то ли подвязка, то ли набрюшник.

Плюшкин был худощавым стариком, ему шёл седьмой десяток. Подбородок его выступал далеко вперёд, а маленькие глазки «бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши», которые высунулись из норок и высматривают, нет ли здесь опасности. На лице его постоянно заботливое выражение. Когда он задумывался или был в недоумении, жевал губами, будто что-то ел.

Речь Плюшкина при разговоре с Чичиковым состояла почти из одних жалоб на нищету. Дворовых своих людей он постоянно ругал.

Описание деревни, усадьбы, дома Плюшкина

Деревня, принадлежавшая этому помещику, была большая. Во всём были видны запустение и ветхость. Брёвна мостовой при езде по ним поднимались то вверх, то вниз, как клавиши фортепьяно. Избы были ветхие, с крышами, походившими на решето, с окнами без стёкол. Около изб были огромные клади очень застоявшегося господского хлеба. Цветом они походили «на старый, плохо выжженный кирпич», на их верхушке росли какие-то растения, а сбоку — даже кустарник.

В селе стояли две церкви — опустевшая деревянная и каменная, вся истрескавшаяся, испятнанная. Там, где прервалась цепь изб, был пустой огород, обнесённый городьбою, местами изломанной.

Множество обветшалых строений (погребов, амбаров, и т. п.) стояло во дворе около господского дома, тоже обветшавшего. Помещичий дом был непомерно длинным, местами в два этажа, местами в один. На стенах дома кое-где была видна штукатурная решётка. Окна этого длинного дома были забиты досками или заставлены ставнями, только два были открыты. Всю это безрадостную картину оживлял только большой заросший сад позади дома.

В доме Чичиков увидел ужасный беспорядок, всё было в пыли и паутине. На бюро лежала всякая всячина: засохший лимон, ручка кресла, кусочек тряпочки, пожелтевшая зубочистка и много подобного мусора. В углу комнаты виднелась куча предметов, которые недостойны были лежать на столе. Куча была покрыта толстым слоем пыли. Пыль была и на люстре, висевшей в холстинном мешке и сделавшейся похожей на кокон, в котором сидит червяк.

Архитектура здания

Усадьба Плюшкина в «Мертвых душах» — это пятиэтажное здание, с красными стенами, белыми колоннами и большой крышей. Архитектурный стиль здания является классическим, с элементами барокко и напоминает дома аристократов XVIII века.

Влажный воздух и сырость портившие образ жилища Плюшкина настолько, что здание нужно было держать постоянно в ремонте, заменять потолки и полы, и отштукатуривать и покрывать фасад в новой краске.

Внутри здания были бесконечные коридоры, лестницы и комнаты, переполненные разнообразными предметами декора: картины, часы, мебель и другие атрибуты роскоши.

Архитектура здания ясно показывает жизненный путь Плюшкина: изначально он имел богатство, но из-за своих жадности и алчности он превратил свой дом в путаницу, которую трудно было понять и приводить в порядок.

Внешность персонажа

Гоголь дал подробную портретную характеристику Плюшкина в «Мертвых душах». Когда Чичиков впервые увидел его, это был неопрятный, грязный человек, одетый в дранье. Его внешний облик настолько отличался от классического представления о зажиточном помещике, что гость даже не смог сразу осознать, кто перед ним стоит — мужчина или женщина. Это отражается в цитате, которую кратко бросил герой в отношении Плюшкина: «…Ой, баба! ой, нет! Конечно, баба! …». Изначально Чичиков и вовсе принял хозяина дома за замызганную служанку.

Помещику, если верить Википедии, больше 60 лет. Он стар, но его нельзя назвать немощным и больным. В его внешности автор отмечает несколько особенностей:

  • Непонятный пол, спрятанный под странным тряпьем.
  • Телосложение худое, а тело бледное.
  • Подбородок — единственная броская черта внешности помещика. Он очень длинный и острый.
  • Волосы у мужчины жесткие и седые, они торчат словно щетка. Герой практически не бреется, поэтому его лицо заросло бородой.
  • Лицо бесчувственное. Глазки крохотные, но живые, любопытные. За счет них герой напоминает маленького зверька.
  • На момент знакомства с Чичиковым у мужчины уже выпали все зубы.
  • Но самым ужасным и отпугивающим в Плюшкине был его наряд. На одежду героя было страшно смотреть, она вызывала брезгливость, отвращение и выглядела настолько заношенной и старой, что Чичиков даже стеснялся назвать на это костюмом. Это было некое одеяние, которое внешне, скорее, походило на заношенный до дыр халат. Чичикову же это скорее напомнило лохмотья бездомного мужчины, но никак не помещика.

Дом и семья

Описывая историю жизни персонажа, Гоголь указывает на то, что ранее скряга-помещик был совершенно другим человеком. Недолгое время у Плюшкина была любимая супруга, они жили в любви, гармонии и достатке. Женщина родила ему троих детей. Соседи часто советовались с помещиком насчет того, как вести хозяйство, и он помогал им, предлагал, что лучше сделать. Но в один день супруга Степана скончалась. Ему было очень тяжело пережить горе утраты. Зона комфорта была разрушена, и с каждым новым днем он был все меньше похож на себя прежнего, а его образ жизни изменился в худшую сторону.

Характер героя становился все более и более скандальным и придирчивым. Степан начал ссориться с детьми, и сын со старшей дочерью покинули его дом, не дожидаясь отцовского благословения. Младшенькая же дочь скончалась. Это происшествие еще сильнее ударило по Плюшкину. О сыне Степана известно лишь, что он в обиде на отца, поэтому не роднится с ним и давно не посылает весточки о себе. А старшая дочь, наоборот, пытается общаться с ним и поддерживать отношения. Иногда девушка даже привозит ему внуков, да вот только помещика они мало интересуют.

Усадьба Плюшкина находится в не очень хорошем состоянии. Она по всем параметрам кажется заброшенной: ворота и изгородь повалены, повсюду беспорядок, даже собака не охраняет двор. Ветхость дома поражает, это здание никто не ремонтировал уже долгие годы. Окна в нем заколочены, снаружи видна плесень. Внутри дом кажется таким же неуютным и неприветливым. В нем темно и холодно, свет попадает только в комнату хозяина. Главной особенноостью имения является то, что внутри все напоминает помойку. Степан Плюшкин ничего не выбрасывают из дома, ведь он считает, что все может пригодиться. Поэтому в помещениях накопись груды хлама, который явно никому не нужен.

Крепостных у Плюшкина довольно много — около тысячи душ, но ко всем он относится пренебрежительно и жестоко. Люди Степана напоминают во многом его самого — старая одежда и разваленные дома, но в отличие от хозяина они вечно голодные и худые. Писатель вспоминает, что иногда некоторые из них решаются сбежать, ведь жить так дальше невыносимо.

Образ помещика был создан, чтобы показать, какие ужасные изменения могут настигнуть человека с годами. Из обаятельного и успешного юноши он превратился в слабоумного подозрительного старика. Его имя породило понятие «синдром Плюшкина», при котором человек занимается постоянным накопительством.

Значение усадьбы в литературе

Усадьба – это не только здание и земля, но и символ богатства и власти. Часто она служит местом действия в литературе, так как является частью культурного наследия одной страны или региона. Усадьба часто становится не просто фоном событий, а важным элементом целостного образа произведения.

Роман Николая Гоголя «Мертвые души» не является исключением – усадьба Плюшкина играет важную роль, как атрибут менталитета российского дворянства эпохи. Она является символом богатства отставшего дворянства, показывает безысходность своих обитателей и неспособность аристократов приспособиться к новым реалиям во время царских реформ.

Усадьба Плюшкина также является аллегорией разложения России в целом – когда правительство не способно создать нужные предпосылки для развития экономики и общества, то богатство страны превращается в ископаемый ресурс, который будет быстро исчерпан. Таким образом, усадьба Плюшкина стала символом корыстной беспечности и наивной уверенности в свое благополучие.

Таким образом, усадьба Плюшкина стала ярким примером того, как архитектура может быть использована в литературе, чтобы показать богатство, прекрасный трон и славу, которые когда-то были присущи столь многим господним усадьбам России. Этот образ является важный элементом культурной памяти России и отражает богатое прошлое этой величественной страны.

Гоголь – мастер деталей

Нелепость и тяжесть обстановке придавало то, что стены комнаты были густо увешаны несуразными картинами, изображающими совершенно несочетающиеся вещи: какое-то сражение (Гоголь упоминает тонущих лошадей, солдат в треуголках и барабаны), натюрморт с арбузом, фруктами, цветами, мордой кабана и чем-то напоминающим охотничий трофей. Потолок комнаты был “увенчан” люстрой, которая превратилась в грязный кокон из-за пыли, паутины и грязи. Во всей обстановке читается отношение Плюшкина к себе, к жизни, к деньгам и к другим людям. Несколько точных чётких предложений характеризует помещика, как ограниченного, психически нецелостного, жадного, скупого и отвратительного человека.

Сравнение усадьбы Плюшкина с другими поместьями в «Мертвых душах»

В «Мертвых душах» Н.В. Гоголь описывает несколько поместий, но усадьба Плюшкина является наиболее выразительной и запоминающейся. Несмотря на то, что усадьбы других персонажей также имеют свою индивидуальность, они показываются как более скромные и неизысканные, в отличие от роскошного поместья Плюшкина.

В отличие от усадьбы Манилова, которая описывается как увядшая и заброшенная, усадьба Плюшкина сияет изобилием и богатством. Здесь описывается не только величественное здание, но и огромный парк с разнообразной растительностью, ручьями и озерами.

Усадьба Коробочкина, несмотря на свою новизну и современность, не может сравниться с усадьбой Плюшкина по красоте и изысканности декора. В поместье Коробочкина описываются модные две фужери императорского фарфора, которые кажутся пустышками, по сравнению с богатыми и многочисленными скульптурами и картины, находящиеся в усадьбе Плюшкина.

Таким образом, усадьба Плюшкина выделяется среди других поместий в «Мертвых душах» своей богатой внутренней культурой и изяществом декора.

2 вариант

Плюшкин – самая мертвая душа в поэме. Пасть ниже, чем человек, собирающий в свой дом мусор, потерянные вещи, разное тряпье просто невозможно.

Данный помещик является скупердяем, человеконенавистником, отшельником и жмотом до боли в зубах. Несмотря на то, что он владеет огромным поместьем, которое приносит соответствующий доход, он не продает его и даже не тратить, а лишь только складирует. Наблюдать гниение сена, других продуктов у него вполне нормально. Он постоянно обзывает своих людей ворами и жуликами, совершенно им не доверяет. За что те в свою очередь неприкрыто над ним насмехаются. В его же деревне люди не уважают его и глумятся над его отвратительной привычкой собирать за всеми остатки. Народ всегда шутил, когда он начинал это делать: «Рыбак вышел на рыбалку» — говорили они.

Плюшкин явный социофоб и скорее всего образ жизни отшельника его бы и спас, а даже возможно бы и воскресил, но, увы, для него это неисполнимо. И даже самому Чичикову, гению подстройки под абсолютно любого собеседника, потрясающему манипулятору с трудом удалось хоть как-то склонить его на свою сторону. Жадность в образе Плюшкина возведена в апогей и доходит до крайней точки: жадности к себе. Он ходит в настолько бедной одежде, что любой гражданин, находившийся рядом с ним, непременно дал бы ему подачку. Чичикову он предстоит как нечто смешанное между мужчиной и женщиной, сначала герой думает, что это явная старая баба, из-за платья, вылезающего из-под его верхней одежды. Гоголь описывает помещика, как человека бедного, даже нищего, сутулого, беззубого, неухоженного и очень худого. Глаза его, «как две мышки виднелись из-под бровей, следили за собеседником зорко и неотрывно. Низкие убеждения по поводу людей, сделали его взгляд подозрительным, отталкивающим и возможно даже пугающим. Вся его фигура не вызывает жалости, а лишь только сильное отвращение.

Однако Плюшкин не всегда был таким. Раньше это был статный, важный, уважаемый, добрый и любимый в публике помещик. Его хозяйство процветало, поместье росло, крестьяне были довольны условиями. Он часто принимал с визитами и учил гостей искусству, культуре, мастерству управления столько большим поместьем. У него была отличая жена, которую он очень любил. Она была умна, гостеприимна и помогала ему вести дела. Но она рано умерла, и после этого Плюшкин встал на тропу нравственной смерти: поругался со всеми друзьями, знакомыми, соседями, стал более скуп и недоверчив. Ускорило его падение сначала смерть дочери, потом другая его дочь сбежала с молодым офицером, а сын, вопреки его наказанию, поступил в полк. Так, постепенно, он и стал тем, кем является.

Образ Плюшкина помогает читателю понять, что на самом деле для Гоголя значит понятие «мертвая душа».

Дом помещика

На подъезде к дому самого помещика картина нисколько не изменилась в лучшую сторону. Усадьба, хозяйственные постройки, их количество и размах говорили о том, что когда-то здесь кипела жизнь, велось огромное хозяйство (у Плюшкина около 1000 душ!). Несмотря на такое количество душ, деревня казалась мёртвой, нигде не велась работа, не было слышно человеческих голосов, не встречались прохожие. Несуразность и заброшенность того, что некогда было помещичьей усадьбой, хозяйской крепостью настолько испугала Чичикова, что желание поскорее решить вопрос и покинуть это место не давало ему покоя.

Сад, находящийся за строениями, был единственным приятным зрелищем, несмотря на неухоженность и несуразность. Он представлял собой сборище деревьев, которые годами оставались без ухода, обломанные, спутанные, забытые человеком. Старая покосившаяся беседка в глубине заросшего шатра из разнообразных деревьев говорила о том, что когда-то здесь была жизнь, а ныне всё умирает. Гниль и тлен – будущее, которое ожидало своего часа, всё вокруг медленно угасало.

Впечатление гостя от обстановки дома

Когда Чичиков вошёл в коридор, он почувствовал запах погреба, отвратительный смрад – результат тщательной работы хозяина, который стаскивал в угол гостинной комнаты всё, то, что находил в деревне. Первое впечатление от увиденного в передней: будто бы шла подготовка к мытью полов и всю мебель собрали в кучу перед уборкой. Чудовищное нагромождение предметов интерьера, картин, поломанных стульев, часов, тряпья и продуктов. Посуда, покрытая пылью, годами не видавшая мытья, обломки мебели, куски разных предметов, бумажки, тряпьё – всё это встретило гостя в единственной освещённой комнате.

Автор подчёркивает тот факт, что Чичиков был, мягко говоря, неприятно поражён увиденным, а хозяин, который появился некоторое время спустя, даже не извинился за обстановку, в которой он принимает гостя. Для Плюшкина такой порядок вещей стал частью жизни, он превратился в бесполое, бездушное, пустое существо.

Внутренняя обстановка

Описание деревни Манилова из поэмы «Мертвые души» вызывает ощущение нелепости во всем, включая убранство господского дома. Начнем с того, что рядом с дорогой и даже изящной мебелью, стоявшей в гостиной, располагались пара кресел, на обшивку которых в свое время не хватило ткани. И вот уже несколько лет хозяин всякий раз предупреждал гостя, что они еще не готовы. В иной комнате мебели не было вовсе вот уже восьмой год — с момента женитьбы Манилова. Точно так же за ужином на стол могли поставить рядом роскошный бронзовый подсвечник, выполненный в античном стиле, и какого-нибудь «инвалида» из меди, всего в сале. Но никто из домашних на это

Так же смешно выглядел и кабинет хозяина. Он был, опять-таки, непонятного серо-голубого цвета — что-то подобное тому, что автор уже упоминал, давая общее описание деревни Манилова в начале главы. На столе года два лежала книга с закладкой на одной и той же странице — ее никто никогда не читал. Зато по всей комнате был разложен табак, а на подоконниках предстали ряды горок, выложенных из золы, остававшейся в трубке. Вообще, мечтать и курить — это были главные и притом любимые занятия помещика, совершенно не интересовавшегося своими владениями.

Гоголь – мастер пейзажей и человеческих душ

Картина, нарисованная автором, мастерски подчёркивает атмосферу и подготавливает читателя к тому персонажу, с которым даже видавший всякое Чичиков, знакомится и крайне впечатляется. Хозяин деревни – Плюшкин настолько ужасен в своём пороке, что утратил не только душу, но и человеческий вид. Он оборвал связи с детьми, утратил понимание чести и морали, живёт примитивно, бессмысленно и заставляет страдать других. Такое отношение к своей жизни характерно и для бедных, и для зажиточных слоёв населения России того времени. У крестьян этой деревни нет возможности вести достойный образ жизни, они уподобились своему хозяину, смирились и живут так, как получается.

К работе над своим главным произведением — поэмой «Мертвые души» — Н.В. Гоголь приступил в 1835 году и не прекращал ее до самой смерти. Он ставил перед собой задачу — показать отсталую поместно-крепостническую Россию со всеми ее пороками и недостками. Большую роль в этом играли мастерски созданные автором образы представителей дворянства, составлявшего основной социальный класс в стране. Описание деревни Манилова, Коробочки, Собакевича, Ноздрева, Плюшкина позволяет понять, насколько различны, но в то же время типичны, бедны духовно были люди, являвшиеся главной опорой власти. Это при том, что каждый из представленных помещиков считал себя лучшим среди остальных.

Встреча с хозяином

Описание деревни Манилова из «Мертвых душ» будет неполным без знакомства с самим хозяином. Он стоял на крыльце и, узнав гостя, тут же расплылся в самой веселой улыбке. Еще при первой встрече в городе Манилов поразил Чичикова тем, что в его внешности, казалось, было много сахара. Теперь же первое впечатление только усилилось.

В действительности помещик сначала представал человеком очень добрым и приятным, однако спустя минуту это впечатление совершенно менялось, и вот уже возникала мысль: «Черт знает что такое!». Дальнейшее поведение Манилова, чрезмерно заискивающее и построенное на желании угодить, это полностью подтверждает. Хозяин расцеловался с гостем, словно они были приятелями целый век. Затем пригласил в дом, всячески пытаясь выказать уважение к нему тем, что никак не хотел входить в дверь раньше Чичикова.

Рассмотрите интерьер одной из помещичьих усадеб, изображенных писателем в поэме «Мертвые души» (усадьба Степана Плюшкина)

Степан Плюшкин завершает в «Мертвых душах» галерею помещиков.

Интерьер (от фр. — внутренний) — описание внутреннего убранства помещений, характеризующее эпоху, страну, общественное положение их владельца, его художественно-эстетические и социально-бытовые вкусы.

Описание интерьера Плюшкина, наверное, нужно начать еще с того момента, когда Чичиков только подъезжал к его дому. «Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях…». Это и дома без окон, и опустевшие, истрескавшиеся сельские церкви, заросшие сады. Не зря я привела описание деревни, в которой жил Плюшкин, потому что сам дом хозяина Чичикову «показался теперь еще печальнее».

«Зеленая плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах. Толпа строений: людских, амбаров, погребов, видимо ветшавших, — наполняла двор; возле них направо и налево видны были ворота в другие дворы. Все говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере, и все глядело ныне пасмурно», — именно таким увидел дом Плюшкина Чичиков.

Все описание внешнего вида этой усадьбы проникнуто тоской, ужасен не только внешний вид дома, но и внешний вид хозяина этой усадьбы. Да и назвать усадьбой это жилище вряд ли возможно.

Недаром Чичиков сначала принял хозяина дома за ключницу, настолько натура Плюшкина уже потеряла свой облик.

Все описанное Чичиковым действительно угнетает, такое ощущение, что в этом доме нет ни единой живой души. Внешний заброшенный вид этого дома говорит о его хозяине, о его душевном разложении, что позже мы увидим. Но сразу можем сказать, что в таких условиях может жить только пропащий человек.

Все напоминает мрачный склеп, в котором хозяин дома похоронил себя заживо.

Внутренний интерьер дома выглядит ни чуть ни лучше. В еле озаренной светом комнате виден беспорядок, нагромождение мебели, «на одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину». «Лежало множество всякой всячины», — наверное, одни эти слова уже о многом говорят.

Действительно вещи в большинстве своем были абсолютно ненужными, сломанными, затхлыми, пожелтевшими от старости. Плюшкин абсолютно безразличен к своему жилищу, все обрастает плесенью, паутиной и пылью.

Все вещи беспорядочны и лишены своего прямого смысла, как и сама жизнь Плюшкина. Он – заложник своего жилища, при этом сам Плюшкин, как мне кажется, не страдает от ущербности своего существования.

Бережливость и скупость Плюшкина переросли в нечто большее, покупщики перестали с ним торговаться, «сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень…»

На это Плюшкин масло обращал внимание, его больше волновало «где лежало перышко или сургучик»

Так его жилище превратилось в кладбище ненужных вещей, и предположу, что сам Плюшкин чувствовал себя при этом комфортно.

Похожие публикации:

Творчество поэтов-декабристов

Николай I, признавая талант и влияние Пушкина на читателей, замыслил обезоружить его. Он решил превратить Михайловского изгнанника в придворного поэта. Пушкин срочно вызывается в Москву, где происходила коронация. 8 сентября 1826 года поэ …

Выводы

Итак, можно сделать следующие выводы. С одной стороны, заимствования без меры засоряют речь, делают ее не для всех понятной. Чрезмерность, неуместность, необоснованность употребления заимствований приводит к образованию нелепых, псевдоуче …

Журнал “Гражданин” В.П.Мещерского. Воспоминания
М.А.Александрова о деятельности Достоевского на посту редактора “Гражданина”.

После окончания начатого за границей романа “Бесы” Достоевский в начале 1873 года вернулся к журнальной деятельности, приняв на себя редактирование газеты-журнала “Гражданин” (1873-1874), с платой по 250 рублей в месяц, кроме гонорара за …

Кто такой Плюшкин?

В «Мёртвых душах» Плюшкин – образ полупомешанного скупца, который в своих жадности и скупердяйстве дошёл до того, что, дрожа над копейками, теряет тысячи.

Чичиков у Плюшкина

Каждый день одетый в ветхое тряпьё владелец тысячи крестьянских душ Плюшкин бродит средь изб своих крепостных, выискивая старые подмётки, гвозди, обломки лопат. Он сносит этот ненужный хлам в кучу, где он без дела покрывается пылью, тогда как близ его дома лежат рядами огромные клади господского хлеба. Хлеб этот можно выгодно продать и выручить большие деньги, но Плюшкин настолько погряз в экономии грошовых мелочей, что не замечает громадных убытков, которые из-за этого несёт.

См. краткое содержание и полный текст «Мёртвых душ», а также статьи: Образ Плюшкина (кратко), Цитаты, подтверждающие скупостью Плюшкина, Внешность Плюшкина, Одежда Плюшкина, Плюшкин в «Мертвых душах», Усадьба Плюшкина, Сад Плюшкина, Интерьер дома Плюшкина, Хозяйство Плюшкина, Семья Плюшкина, Обед Чичикова у Плюшкина, Торг Чичикова с Плюшкиным, Плюшкин – прореха на человечестве.

Имя Плюшкина впервые звучит в пятой главе «Мёртвых душ». О нём упоминает в своём разговоре с Чичиковым во время обеда Собакевич:

– У меня не так, – говорил Собакевич, вытирая салфеткою руки, – у меня не так, как у какого-нибудь Плюшкина: восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха!– Кто такой этот Плюшкин? – спросил Чичиков.– Мошенник, – отвечал Собакевич. – Такой скряга, какого вообразить трудно. В тюрьме колодники лучше живут, чем он: всех людей переморил голодом.– Вправду! – подхватил с участием Чичиков. – И вы говорите, что у него, точно, люди умирают в большом количестве?– Как мухи мрут.– Неужели как мухи! А позвольте спросить, как далеко живет он от вас?– В пяти верстах.– В пяти верстах! – воскликнул Чичиков и даже почувствовал небольшое сердечное биение. – Но если выехать из ваших ворот, это будет направо или налево?– Я вам даже не советую дороги знать к этой собаке! – сказал Собакевич. – Извинительней сходить в какое-нибудь непристойное место, чем к нему…

Чичиков заинтересован этими словами. Он полагает, что у Плюшкина должно быть много мёртвых душ, пока ещё не учтённых в ревизских сказках. Чичиков благоразумно избегает дальнейших расспросов у самого Собакевича, но, выехав из его имения, немедленно наводит справки о Плюшкине у первого же встреченного мужика:

…ему хотелось заехать к Плюшкину, у которого, по словам Собакевича, люди умирали, как мухи, но не хотелось, чтобы Собакевич знал про это. Когда бричка была уже на конце деревни, он подозвал к себе первого мужика, который, попавши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече, подобно неутомимому муравью, к себе в избу.– Эй, борода! а как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома?Мужик, казалось, затруднился сим вопросом.– Что ж, не знаешь?– Нет, барин, не знаю.– Эх ты! А и седым волосом еще подернуло! скрягу Плюшкина не знаешь, того, что плохо кормит людей?– А! заплатанной, заплатанной! – вскрикнул мужик.Было им прибавлено и существительное к слову «заплатанной», очень удачное, но неупотребительное в светском разговоре, а потому мы его пропустим. Впрочем, можно догадываться, что оно выражено было очень метко, потому что Чичиков, хотя мужик давно уже пропал из виду и много уехали вперед, однако ж все еще усмехался, сидя в бричке.

(Далее следует гоголевское лирическое отступление о метком русском слове.)

Описание деревни Плюшкина (цитаты)

Узнав у мужика дорогу, Чичиков направляется в деревню Плюшкину. Ехать до неё недалеко. Чичиков и

не заметил, как въехал в средину обширного села со множеством изб и улиц. Скоро, однако же, дал заметить ему это препорядочный толчок, произведенный бревенчатою мостовою, пред которою городская каменная была ничто. Эти бревна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз, и необерегшийся ездок приобретал или шишку на затылок, или синее пятно на лоб, или же случалось своими собственными зубами откусить пребольно хвостик собственного же языка.

Принадлежащее богачу Плюшкину село поражает своей ветхостью и заметной даже беглому взгляду нищетой крестьян:

Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребр. Кажется, сами хозяева снесли с них дранье и тес, рассуждая, и, конечно, справедливо, что в дождь избы не кроют, а в вёдро и сама не каплет, бабиться же в ней незачем, когда есть простор и в кабаке, и на большой дороге, – словом, где хочешь. Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном; балкончики под крышами с перилами, неизвестно для каких причин делаемые в иных русских избах, покосились и почернели даже не живописно. Из-за изб тянулись во многих местах рядами огромные клади хлеба, застоявшиеся, как видно, долго; цветом походили они на старый, плохо выжженный кирпич, на верхушке их росла всякая дрянь, и даже прицепился сбоку кустарник. Хлеб, как видно, был господский. Из-за хлебных кладей и ветхих крыш возносились и мелькали на чистом воздухе, то справа, то слева, по мере того как бричка делала повороты, две сельские церкви, одна возле другой: опустевшая деревянная и каменная, с желтенькими стенами, испятнанная, истрескавшаяся.

Отношение автора к герою

Плюшкин — самый богатый из тех помещиков, к которым ездил Чичиков. Гоголь, подробно описав запустение в его усадьбе и доме, подчёркивает, что «подобное явление редко попадается на Руси, где всё любит скорее развернуться, нежели съёжиться». Так что Плюшкин, по мнению писателя, — личность, нетипичная для России. Он называет его прорехой на человечестве и поражается, до какой ничтожности дошёл этот человек. Гоголь призывает юношей, выходящих в суровую жизнь, забирать с собой все человеческие чувства, иначе старость будет бесчувственна и холодна.

Автор показывает, что в Плюшкине осталась малая искорка живой души. Когда Чичиков спросил, нет ли у него какого-нибудь знакомого в городе, чтобы он совершил купчую за Плюшкина, тот вспоминает, что действительно председатель палаты — его школьный приятель. Старик вспомнил юность, и на его лице появилось «какое-то бледное отражение чувства». Значит, в этой душе, порабощённой страстью к наживе, осталась крошечная живая её часть. Известно, что писатель предполагал показать в следующих частях поэмы возрождение души Плюшкина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: