Вариант 2
Манилов является одним из помещиков, которых посещает главный герой произведения.
Персонаж представляет собой отставного офицера непонятного возраста, поскольку является и не старым, и не молодым мужчиной, находясь в самом расцвете жизненных сил.
Внешность помещика не является яркой и запоминающейся, однако отличается приятным видом с заманчивой улыбкой, белокурыми светлыми волосами и голубыми приторными глазами. Автором подчеркивается хорошая фигура помещика с внушительным ростом, то есть Манилов, с точки зрения писателя, является видным человеком. Гардероб помещика является добротным, однако, лишенным некоей изюминки, при этом характеризуя Манилова в качестве убежденного европейца. Главный герой Павел Чичиков подмечает, что помещик имеет не только приятный внешний вид, но и отличается добрым лицом и довольно сладкими манерами, речами и улыбкой.
Несмотря на это, во внешнем облике Манилова отсутствует жизненная жажда, огонь, характер, поскольку он не проявляет интерес ни к чему, помимо наслаждения от курения трубки и бессмысленных мечтаний, несбыточных планов.
При этом, автор отмечает, что персонаж Манилова является льстецом, болтуном, ленивцем со смешной аристократичностью, излишней вежливостью, приторной заботой и учтивостью.
По характеру Манилов является заискивающим с окружающими человеком, подстраивающимся и стремящимся к симпатии с их стороны. Однако в некоторых моментах герой проявляет скромность и деликатность, а также впечатлительность, молчаливость и задумчивость, а также доверчивость и наивность. Кроме того, при определенных обстоятельствах персонаж отличается отсутствием находчивости, поскольку легко теряется, конфузится при возникновении трудных ситуаций.
Отличительная черта Манилова заключается в его улыбке, которая является порой весьма заманчивой, символизируя его спокойствие в отношении жизненного существования, а также характеризуя нежного героя, находящегося в постоянном положительном настрое и безмятежности.
Расслабленность и лень Манилова приводят к упадку его родового поместья, поскольку крепостные крестьяне помещика постоянно его обманывают, воруют, увлекаются распитием алкогольных напитков.
Таким образом, Манилов изображается в произведении в качестве человека без возраста, проживающего свою жизнь в одинаковом ритме, нежелающего и неспособного изменить и собственно себя, и мир вокруг себя.
Другие сочинения:
Внешность персонажа
Помещик с приятной фамилией Манилов – не пожилой мужчина, как говорит автор «средних лет». Его лицо запоминается чрезмерной слащавостью. Он напоминает автору приторные сладости, излишки сахара.
Черты внешности персонажа:
- голубоглазый;
- белокурый;
- улыбающийся приятно и заманчиво.
Глаз у мужчины чаще не видно. Когда Манилов смеется или улыбается, закрывает глаза, жмуриться. Автор сравнивает помещика с котом, у которого чешут за ушком. Почему такие глаза? Ответ прост, издавна считается, что глаза – зеркало души. У персонажа поэмы нет души, поэтому нечего отражать.
Интересная у помещика одежда:
- зеленый «шалоновый» сюртук;
- теплый картуз с ушами;
- медведи в коричневом сукне.
Отсутствие мыслей и чувств во внешности удивительно не сочетается с приятной наружностью. После общения с Маниловым сложно вспомнить его лицо, оно расплывается и теряется в памяти как облако.
Отношение к хозяйству Манилова
Персонаж, мягко говоря, не отличается практичностью, что ярко показано на примере описания его усадьбы.
Дом героя стоит на открытом пространстве, доступном всем ветрам, пруд зарос зеленью, деревня обеднела. Перед Чичиковым открываются жалкие, безжизненные виды. Повсюду царит ветхость и запустение.
Хозяйство Манилов не занимался, на поля он никогда не выезжал, не знал о количестве крепостных и скольких из них уже нет в живых. Ведение дел помещик поручил приказчику, а сам полностью устранился от решения насущных проблем.
Он никак не может взять в толк, зачем Чичикову могли понадобиться мертвые души, но в то же время он счастлив предаваться фантазии, как было бы здорово пожить рядом с ним на берегу реки. Приказчик, ведущий хозяйство Манилова, безнадежный пьяница, а слуги только и тем и занимаются, что спят и бездельничают.
Манилов – единственный, кто не стал продавать мертвые души, а решил отдать их даром.
Кроме того, помещик берет на себя все расходы по оформлению купчей. Данный поступок наглядно демонстрирует непрактичность героя. Единственное, чем руководствуется Манилов – бессмысленное подхалимство перед Чичиковым, как и перед любым другим человеком.
Вариант 6
В поэме «Мертвые души» Николая Гоголя образ Манилова является одним из наиболее выразительных и противоречивых образов. Манилов — типичный представитель помещиков, которые, с одной стороны, заботятся о своих крестьянах, а с другой стороны, лишь номинально выполняют свои обязанности и не проявляют настоящей заботы о своих подопечных.
В поэме Манилов описывается как «совершенно необыкновенный человек, нечто вроде редкой птицы». Он является существом душевно-больным, которое склонно к угнетению и меланхолии. Манилов склонен к иллюзиям и мечтаниям, что, однако, не мешает ему оставаться приятным в общении.
Манилов является человеком с двойным дном. Он проявляет заботу о своих крестьянах, однако, не в состоянии помочь им в реальности. Он заботится о духовных потребностях крестьян и хочет, чтобы они были образованными и умели читать, но при этом не обращает внимания на их материальные нужды.
Манилов, как и другие помещики, привык пользоваться своими подопечными как неким ресурсом, пусть и духовным. Для Манилова крестьяне — это не люди, а только имена в списке, которые он может использовать в своих разговорах. Он никак не проявляет интереса к реальной жизни своих крестьян, не желает улучшить их материальное положение.
Таким образом, образ Манилова в поэме «Мертвые души» представлен как противоречивый и неоднозначный. Манилов является характерным представителем помещиков, неспособных на действительную заботу о своих крестьянах. Он склонен к иллюзиям и мечтаниям, что в свою очередь делает его приятным собеседником.
Мне нравится437Не нравится267
Характеристика Манилова 4
Мягкость и доброта — особенные черты характера, обладатель которых нередко оказывается замечательным человеком, к которому тянутся все, кто его окружает. Но если этими качествами человек наделен в избытке, он становится бесхарактерным, пустым. Эту проблему Н.В.Гоголь затрагивает в своей поэме «Мёртвые души», раскрывая её в образе помещика Манилова.
Несмотря на стремление писателя обличить в своём произведении пороки русских помещиков, Манилов предстаёт перед читателем вежливым, обходительным хозяином: «…в первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!»…». Создаётся хорошее впечатление о данном персонаже и при описании его семьи, где царит уют, взаимопонимание и поддержка. Близкие Манилова всегда находят в нём участие, учителя его сыновей с благодарностью и восхищением отзываются о добром помещике.
Однако при обращении к эпизодам, где Н.В.Гоголь иллюстрирует устройство быта в имении Манилова, становится ясно, что мягкость характера способна действовать против него. Это отражается в обустройстве сада, усадьбы, где «всегда чего-нибудь не хватает». Автор отмечает также отсутствие заинтересованности помещика в ведении собственного хозяйства, из-за чего оно не приносит ему достаточного дохода: крестьяне пьянствуют и ленятся. Проявляет апатию к жизни и сам Манилов, предпочитающий вести размеренный образ жизни, проводить всё своё время в мечтаниях, которые, по замечанию писателя, «лишены задора»
С первого взгляда кажется, что этот вежливый помещик никому не причиняет вреда, но вместе с тем он не приносит и пользы, в то время как Н.В.Гоголь был убеждён, что каждый человек в силах сделать что-то фундаментальное, важное, то, что принесёт пользу его собственной родине. Но, к сожалению, даже благородные по своей натуре люди не способны были предпринять усилия для повышения благосостояния страны: им мешала лень и мягкость характера
Итак, мы понимаем, что в характере Манилова раскрывается собирательный образ каждого помещика, бесцельно живущего на земле. Такие люди о многом мечтают, но из-за отсутствия внутренней основы, стержня, столь необходимого для свершения великих дел, они бездействуют. Можно сделать вывод, что лень и апатия, присущие Манилову — это не меньший порок, чем те, которыми обладали другие помещики в произведении, ведь подвергаясь его соблазну, человек попусту растрачивает свою единственную жизнь.
Вариант 5
Манилов — это один из самых интересных персонажей в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Манилов является типичным представителем зажиточной земской знати, постоянно живущей на кредит. Он всячески стремится поддерживать свой социальный статус, но при этом он боится рисковать и предпринимать действия, которые могут нарушить его общественное положение. В этом смысле, Манилов является символом тех людей, которые всю свою жизнь живут во лжи и обмане, чтобы сохранить свой общественный имидж.
Когда Чичиков впервые приезжает к Манилову, он становится очевидцем этой лживой жизни помещика. Манилов, пытаясь сделать впечатление на Чичикова, говорит о своих богатствах, о своем влиятельном положении, и тому подобное. Однако, Чичиков сразу понимает, что все это ложь, и Манилов живет только на кредит.
Несмотря на свои лживые показания, Манилов является человеком с добрым сердцем, который старается помочь Чичикову в покупке мертвых душ. Он выражает свое сочувствие Чичикову и даже предлагает ему жить у себя, если у него нет места для ночлега. В этом можно увидеть проявление доброты и гостеприимства Манилова, но в тоже время, его страх, что его могут обвинить в сотрудничестве с Чичиковым, открывает его истинную сущность.
Таким образом, образ Манилова в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя является символом людей, живущих на кредит, которые стремятся поддерживать свой социальный имидж, даже если это приводит к лживому поведению и обману. В то же время, его доброта и гостеприимство показывают, что даже в таких людях есть что-то доброе и человеческое.
Мне нравится493Не нравится291
Образ Манилова
Н. В. Гоголь написал поэму “Мертвые души” в 1842 году. В этой поэме он пытался описать всю Русь. Главный герой– аферист Чичиков. Он приезжает в город НН и знакомится со знатью в городе, чтобы выкупить у них «мертвые души» крестьян. Самым первым из знати Н. В. Гоголь представляет нам помещика Манилова. От лица Чичикова автор начинает описывать нам первого героя.
Фамилия Манилов интересно обыгрывается Гоголем. Она изображает лень и мечтательность. Так кто же он, Манилов, и как его характеризует автор?
Манилов – очень сентиментальный, настоящий помещик, первый торговец мертвых душ. Когда Чичиков приезжает к нему, помещик проявляет весь свой характер.
Во-первых, безразличие Манилова подчеркивает тот момент, что его делами постоянно занимается пьяный приказчик. Во-вторых, общность суждений и полное безразличие к небольшим деталям — главные черты характера Манилова.
Он постоянно мечтает, но мечты его в основном, не соответствуют реальности. Например, он мечтал построить подземный тоннель и мост через его пруд, но в итоге не сделал ничего.
Сначала помещик нам кажется довольно приятным и умным, но потом читатель понимает, насколько скучно с данным человеком, так как он полностью не имеет своего мнения и может говорить только обычные и приятные фразы. Манилов считает, что он хорошо воспитан, образован и благороден. Но автор показал, что в его кабинете года два валяется книга с закладкой на одном и том же месте. В разговоре с Чичиковым он показывает великодушие и любезность. Когда Манилов цепляется за каждую тему, раздумья его уносят в различные гениальные планы и мечты.
Манилову присущ странный восторг; также, по мнению Манилова, чиновники — это «препочтеннейшие люди».
Данный герой не может думать о своей жизни и принимать собственные решения. Все в его жизни заменено словоблудием. Но все-таки Манилов это хороший семьянин, который искренне любит свою семью, и радостно приветствует любого гостья.
Я считаю, что Манилов – приятный и интеллигентный человек, но как личность — очень скучный. Мне кажется, несмотря на то, что он бездейственный, ленивый и неопрятный, его душу нельзя назвать мертвой. Он любит свою семью и гордится ею. Это значит, частица души еще осталась в нем, хотя где-то очень глубоко. А Н. В. Гоголь показал нам человека ленивого и пустого, которого еще можно исправить. Автор показал нам насколько тошно быть ленивым и бездейственным. У человека пропадает цель в жизни, он просто отдается ненужным мечтаниям. Поэтому никогда нельзя ограничиваться пустой болтовней, а стараться воплощать свои мечты в жизнь.
Анализ сказки Орел-меценат Салтыкова-Щедрина сочинение
Ключевой темой произведения является тема просветительства в общественной жизни, рассматриваемая писателем с использованием приемов острой, смелой сатиры на примерах птичьих образов.
Сочинение по картине Пластова Летом 5 класс (описание)
Пластов невероятно талантливый художник, большинство его картин являются шедеврами. Одной из таких, является картина «Летом».
Характеристика мужика в Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил
С детских лет всем знакомы сказки. Они бывают разные, но в любой волшебной истории добро должно одержать победу над злом. Писатель Салтыков-Щедрин обращается к теме сказок, но наполняет их иным смыслом
Манилов как муж и хозяин
Деловая беседа Чичикова с хозяином показывает его беспомощность в вопросах управления имением. Помещик ничего не знает о том, сколько душ он имеет, когда была последняя ревизия, сколько крестьян умерло с тех пор. По мнению многих исследователей творчества Н. В. Гоголя, автор намекает Александра I в последние годы его царствования. На схожесть этих образов указывает его доброта, душевность, сентиментальность, глобальные планы и полное бездействие. Манилов похож на всех и от этого безлик, автор не даёт ему даже имени, не раскрывает биографии – будто бы её и нет.
Время как будто не имеет отношения к нашему герою: он человек без возраста, проживающий каждый день одинаково, не способный ничего изменить в себе и вокруг себя. Вот почему в описании имения фигурирует пруд, заросший, превращающийся в болото. Именно оно – аллегория всей жизни Манилова. В ней нет течения, она бессмысленна, но болото способно затянуть, в нём можно погибнуть. Именно так и случилось с Маниловым: он погряз в этом, а его семья с радостью принимает такой образ жизни. Многие сцены очень живо характеризуют уклад семьи помещика. Читателю представляется картина, как Манилов воркует со своей женой, будто бы они переживают медовый месяц. Он манерно открывает рот, откусывает кусочек яблочка из рук супруги, угощается орешками. Сладость и слащавость переполняют образ героя, автор называет это “чёрт знает что” и предупреждает о желании сбежать от “смертельной скуки”.
Общение с Маниловым
Фамилия персонажа выбрана автором из так называемых «говорящих». Помещик «манит» своей слащавостью, лестью и подхалимством. От общения с помещиком быстро устают. Его приятная на первый взгляд улыбка становится приторной и вызывающей скуку.
Автор предлагает распределить общение по минутам:
- 1 минута – приятный человек;
2 минута – не знаешь что сказать;
3 минута – «Черт знает что такое».
После этого человек отходит в сторону от Манилова, чтобы не впасть страшную грусть и скуку. В разговоре нет живых слов, ярких выражений, задора. Все тускло, однообразно, неэмоционально, но, с другой стороны, вежливо и педантично. Красивый диалог не несет информации, он бессмыслен и пуст.
История создания
Идею «Мертвых душ» Гоголю подсказал , как следует из книги Гоголя «Авторская исповедь». Сам Пушкин эту идею перехватил у некоего господина во время ссылки в Кишинев. Некто рассказал Пушкину о городке в Бессарабии, где уже давно не умирает никто, кроме военных.
В начале XIX века в этот городок из центральных российских губерний сбежало много крестьян. Беглецов разыскивала полиция, но те брали себе имена умерших, так что выяснить, кто есть кто, было невозможно. В результате выходило, что в этом городе долгое время не регистрировались смерти. По статистике люди перестали умирать. Власти начали расследование, и выяснилось, чтоб беглые крестьяне, у которых не было бумаг, присваивали себе имена умерших.
Сам Гоголь впервые упоминает о том, что работает над «Мертвыми душами», в письме к Пушкину от 1835 года. Год спустя Гоголь едет в Швейцарию, потом в Париж и в Италию, где продолжает работать над романом.
Отдельные главы из незаконченного еще романа Гоголь при встрече читал Пушкину и другим собственным знакомым. В 1842 году произведение впервые вышло в печать. Роман не закончен. Сохранились неполные черновики нескольких глав второго тома.
Манилов
Образ Манилова появляется во 2 главе. После того, как поэма была опубликована, появился термин «маниловщина», обозначающий крайнюю степень тунеядства, ставшего образом жизни. Н.В. Гоголь наделил всех помещиков говорящими фамилиями. Фамилия Манилова раскрывала всю его истинную сущность, он был мечтателем, которого манили несбыточные идеи.
Точный возраст этого помещика не указывается, говорится только о том, что он был мужчиной средних лет. Внешность его не выделялась ничем примечательным: светлые волосы, голубые глаза, упитанное телосложение. Сразу заметно, что этот человек привык к комфорту. Его приторные, отшлифованные долгим временем, речи вначале располагают к себе новых знакомых, и он даже кажется отличным хозяином. Однако затем становилось понятно, что Манилов занимается лишь построением планов и ничего не делает для их осуществления, а все его дела ведёт приказчик, который тоже не слишком печётся о благополучии крепостных.
За внешней слащавостью, обходительностью и приветливостью Манилова скрывается его бесхарактерность, ограниченность в мышлении и крайнее безразличие. Ему совершенно нет дела до своего хозяйства, в его деревне царит запустение, а в неогороженном доме всегда холодно и неуютно. На фоне всего этого упадка иронично смотрится беседка с названием «Храм уединенного размышления». О чём говорить, если хозяин поместья уже два года читает одну и ту же книгу и никак не может её осилить. Манилов живёт в своём мире, где нет места для быта или проблем. О таких, как он Н.В. Гоголь говорит: «Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».
Характер героя
Казалось бы, характер помещика строится на его воспитании. Он образован и благороден, но на самом деле у этого персонажа нет характера. В какой момент Манилов перестал развиваться, непонятно. В кабинете лежит книга, которую читает хозяин уже больше 2 лет, причем чтение стоит на одной странице. Господин очень гостеприимен. Он принимает всех как радушный хозяин. В каждом видит только хорошее, на плохое просто закрывает глаза. Становится веселее при приближении к дому брички с гостями, улыбка расплывается по всему лицу. Чаще Манилов не разговорчив. Он предается мечтам и беседует сам с собой. Мысли улетают далеко, и только Бог знает, о чем он думает. Самое главное, что мысли и мечты не требуют реализации. Они как дым, развеваются и тают. Произносить эти мысли мужчине просто лень. Ему нравится создавать горки из золы от сигарет, которые рушатся как песочные замки.
Какие черты характера можно считать основными:
Образ Манилова в поэме «Мертвые души»
Манилов в основном молчит, постоянно курит трубку и упивается своими фантазиями. Его молодая жена, чувства к которой не угасли за 8 лет супружеской жизни, занимается воспитанием двух сыновей с оригинальными именами – Фемистоклюс и Алкид.
При первом знакомстве Манилов производит на всех очень благоприятное впечатление, так как благодаря своему добродушному нраву во всех людях он видит только хорошее, а на недостатки, присущие каждому человеку, закрывает глаза.
Что такое «маниловщина»? Образ Манилова родил это понятние, которое означает благодушное и мечтательное отношение к жизни, однако оно сочетает в себе еще и праздность.
Манилову свойственно настолько погружаться в свои мечтания, что жизнь вокруг него как бы замирает. На его столе два года лежит одна и та же книга, заложенная на 14-й странице.
Владельцу поместья свойственно бескорыстие — когда состоялся визит Чичикова к Манилову с целью покупки мертвых душ (умерших, но числящихся живыми по ревизским сказкам крестьян), Манилов пресекает попытки гостя заплатить за них деньги. Хотя поначалу очень удивляется такому предложению, у него даже выпадает трубка изо рта и временно теряется дар речи.
Павел Иванович Чичиков, в свою очередь, удивляется тому, что Манилов и приказчик не могут сразу ответить на вопрос, сколько крестьян у них умерло со времени предыдущей переписи. Ответ один: «Много».
Образ Манилова примечателен тем, что он дал хождение такому понятию, как «маниловщина», что означает благодушно-мечтательное отношение к жизни, сочетающееся с праздностью и бездеятельностью.
Фамилия Манилов заставляет подумать о чем-то сладком, безмятежном. Она происходит от слова «манить», что иронически обыгрывает автор. В этом образе Н. В. Гоголь создает пародию на особенность русского характера, склонность к мечтам и бездействию.
Манилов, характеристика которого занимает существенную часть повествования, тем не менее, может быть описан очень коротко и емко: человек ни то ни се.
Особые качества
У помещика нет имени. На удивление, но автор не дает даже намека. Необычные имена у детей есть, жену зовут Лизонька, а у героя ничего кроме фамилии. В этом его первая неуловимость. Автор говорит, что такие люди известны под именем: «ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Что еще можно отнести к особым чертам и характеристикам:
Прожектерство. Манилов мечтает, стоит планы, которым не суждено сбыться. Их сложно представить в чьей-то другой голове: подземный ход, надстройка для обзора Москвы.
Сентиментальность. Все вызывает в душе мужчины умиление, причем без разбору. Он не проникает в суть события. Радуется всему, что видит. Такое отношение вызывает удивление. Нельзя радоваться голым лесам, разбросанным домам. «Щи от чистого сердца» вызывают ухмылку у внимательного читателя. «Майский день – именины сердца» – сложно даже понять смысл восторженного чувства.
Особых качеств у мужчины много – красивый почерк, аккуратность, но они только подчеркивают, что из Манилова мог выйти толк, но все развеялось и умерло.
Заключение
В произведении красной линией подчеркивается духовная пустота и ничтожность Манилова, скрывающиеся за сахарной оболочкой героя и его усадьбой. Этого персонажа нельзя назвать отрицательным, но к числу положительных его также нельзя отнести. Он — человек без имени отчества, который не имеет никакого значения для окружающего мира.
Героя можно охарактеризовать емкой цитатой из «Мертвых душ» — «черт знает что такое». Манилов не может рассчитывать на возрождение, потому что внутри него пустота, которая не может возродиться или преобразиться. Мир этого героя состоит из ложных фантазий и является, по сути, бесплодной идиллией, ведущей в никуда.
Фамилия Манилов заставляет подумать о чем-то сладком, безмятежном. Она происходит от слова «манить», что иронически обыгрывает автор. В этом образе Н. В. Гоголь создает пародию на особенность русского характера, склонность к мечтам и бездействию.
Манилов, характеристика которого занимает существенную часть повествования, тем не менее, может быть описан очень коротко и емко: человек ни то ни се.