Популярные сегодня темы
Основным персонажем сатирического произведения является зайчишка, представленный писателем в образе заумного философа.
Жанровая направленность произведения представляет собой реалистическую прозу, ключевая тематика которой определяется в виде изображения жизни нескольких поколений одной семьи в период угасания капиталистического строя.
Картину «Буря на море ночью» маринист Айвазовский написал в 1849-м году. Это одна из многих картин о море, ставшая очень известной.
Федор Михайлович Достоевский – гений психологического романа и настоящий классик отечественной литературы. Его произведения, остающиеся самыми читаемыми в мире по сей день
Поэма Мороз красный нос рассказывает нам историю простую, но в тоже время фантастическую, а смысл её заключается в описании простой бытовой жизни. В данной простоте автор и раскрывает главную идею произведения и его смысловую цель.
Салтыков-Щедрин. Все произведения
- Баран-непомнящий
- Бедный волк
- Богатырь
- Верный Трезор
- Ворон-челобитчик
- Вяленая вобла
- Господа Головлёвы
- Деревенский пожар
- Дикий помещик
- Добродетели и Пороки
- Дурак
- Здравомысленный заяц
- Игрушечного дела людишки
- История одного города
- Карась-идеалист
- Кисель
- Коняга
- Либерал
- Медведь на воеводстве
- Недреманное око
- О корени происхождения Глуповцев
- Орёл-меценат
- Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
- Помпадуры и помпадурши
- Пошехонская старина
- Премудрый пескарь
- Пропала совесть
- Рождественская сказка
- Самоотверженный заяц
- Сказка Гиена
- Соседи
- Христова ночь
- Чижиково горе
Михаил Салтыков-Щедрин: Здравомысленный заяц
1
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Здравомысленный заяц
* * *
Хоть и обыкновенный это был заяц, а преумный. И так здраво рассуждал, что и ослу впору. Притаится под кустом, чтоб не видать его было, и сам с собой разговаривает.
– Всякому, говорит, зверю свое житье предоставлено. Волку – волчье, льву – львиное, зайцу – заячье. Доволен ты или недоволен своим житьем, никто тебя не спрашивает: живи, только и всего. Нашего брата, зайца, например, все едят – кажется, имели бы мы основание на сие претендовать? Однако, ежели рассудить здраво, то едва ли подобная претензия могла бы назваться правильною. Во‑первых, кто ест, тот знает, зачем и почему ест; а во‑вторых, если бы мы и правильно претендовали, от этого нас есть не перестанут. Сверх препорции все равно не будут есть, а сколько надо – непременно съедят. Статистические таблицы, при министерстве внутренних дел издаваемые…
На этом заяц обыкновенно засыпал, потому что статистика имела свойство приводить его в беспамятство. Но выспится и опять примется здраво рассуждать.
– Едят нас, едят, а мы, зайцы, что год, то больше плодимся. Стало быть, и нам пальца в рот не клади. И летом, и зимой, посмотри на поляну – то и дело, что зайцы вдоль и поперек сигают. Заберемся мы в капустники или в овсы, или около молодых яблонь пристроимся, – пожалуй, и от нашего брата солоно мужичку придется. Да, и за нами, за зайцами, глаз да глаз нужен. Недаром статистические таблицы, при министерстве внутренних дел издаваемые…
Новый сон, новые пробуждения, новые здравые мысли. Без конца заяц умную свою канитель разводил; и так прикинет, и этак смекнет – и все у него хорошо выходило. И что всего дороже – ни карьеры он при этом в виду не имел, ни перед начальством оригинальностью взглядов блеснуть не рассчитывал (он знал, что начальство, не выслушавши его, съест), а просто‑напросто сам для себя любил солидно, по‑заячьи, обо всем рассудить. Дескать,
Неправо о вещах те думают, Шувалов, Которые стекло чтут ниже минералов…
Вот, мол, у нас как!
Сидел он однажды таким манером под кустиком, да и вздумал перед зайчихой своей здравыми мыслями щегольнуть. Встал на задние ножки, ушки на макушку взбодрил, передними лапками штуки‑фигуры выделывает, а языком, слово за словом, точно горох, так и сыплет.
– Нет, говорит, мы, зайцы, даже очень хорошо прожить можем. Мы и свадьбы справляем, и хороводы водим, и пиво в престольные праздники варим. Расставим верст на десять сторожей да и горланим. А волк услышит да и прибежит: «Кто песни пел?..» Ну, тут, натурально, кто куда поспел! Успел улепетнуть – в другом месте пиво вари; не успел – съест тебя волк, как пить даст! И ничего ты с этим не поделаешь. Зайчиха! правду ли я говорю?
– Коли не врешь, так правду говоришь, – ответила зайчиха, которая уже за десятым мужем за этим зайцем была, и все прежние девятеро у нее на глазах напрасною смертью погибли.
– Подлый народ эти волки – это правду надо сказать. Все у них только разбой на уме! – продолжал заяц. – Сколько раз я и говорил, и в газетах писал: «Господа волки! вместо того, чтоб зайца сразу резать, вы бы только шкурку с него содрали – он бы, спустя время, другую вам предоставил! Заяц, хошь он и плодущ, однако, ежели сегодня целый косяк вырезать, да завтра другой косяк – глядь, ан на базаре‑то, вместо двугривенного, заяц уж в полтину вскочил! А кабы вы чередом пришли: „Господа, мол, зайцы! не угодно ли на сегодняшнюю волчью трапезу столько‑то десятков штук предоставить?“ – „С удовольствием, господа волки! Эй, староста! гони очередных!“ И шло бы у нас все по закону, как следует. И волки, и зайцы – все бы в надежде были. И мы бы, и вы бы, и с одной стороны, и с другой стороны… ах, господа, господа!»
Говорил‑говорил заяц и чуть было совсем не зарапортовался, как вдруг услышал, что неподалёчку, в траве, что‑то шуршит. Смотрит, ан зайчиха‑то его давно стречка дала, а лиса‑кляузница легла на брюхо да и ползет на него, словно поиграть с заинькой собралась.
– Вон ты какой, заяц, умный! – первая заговорила лиса, – так ты сладко растабарываешь, что век бы я тебя слушала, и все бы слушать хотелось!
Умен был заяц, а спервоначалу и он обомлел. Стоит на задних лапках, как вкопанный, не то в сторону глазами косит, куда бы стречка дать, не то обдумывает: «Вот оно, когда пришлось с здравой точки зрения на свое положение взглянуть…»
– Голодна, тетенька? – спросил он, стараясь как можно меньше робеть.
1 Читать дальше
Почему Чацкий обречен на одиночество сочинение
В комедии Грибоедова «Горе от ума» как в зеркале отразились все социально – нравственные проблемы российского общества того времени. Здесь сталкиваются «век минувший» и «век нынешний». Представителем новых идей, обличающих пороки московского дворянства, является Чацкий. Смело, и яростно критикуя гостей и друзей Фамусова, он становится их врагом. В самом названии произведения частично кроется ответ, почему Чацкий остаётся одинок в своих устремлениях.
Александр Чацкий образованный, думающий, остроумный и смелый молодой дворянин. Он со всей решимостью готов противостоять нравам барского общества. Для него чужд смысл жизни этих людей – богатство, высокие чины, выгодная женитьба, весёлое безделье. «Вчера был бал, а завтра будет два», это всё, что делают в Москве, с негодованием отмечает Чацкий. Он не принимает их взгляды на служение Отечеству. Прислуживание начальству ради карьеры, считает низким и подлым делом. Чацкий считает просвещение благом для человека, а его противники мечтают собрать все книги, «да и сжечь». Фамусов предостерегает, что чтение книг приводит к «вольнодумию» и считает Александра опасным человеком.
В своих монологах Чацкий смело отстаивает свою гражданскую позицию. Он страстно обрушивается с критикой на своих противников, высмеивая их пошлость и нравственное ничтожество. Привыкшие к своему традиционному жизненному укладу, они негодуют и не понимают Александра. Его речи о просвещении, о науке, о свободолюбии принимаются за мысли человека, который «не в своём уме». Фамусовское окружение распускает слух о сумасшествии Чацкого.
Не такой как все, Чацкий, отвергнут обществом. В финальной сцене он восклицает, что сложно выйти невредимым и не потерять рассудок тому, «кто подышит с вами воздухом одним»! Ему лучше бежать туда, где для рассудка и чувства «есть уголок», подальше от этих порочных людей. Трагедия личности Чацкого была предопределена. Человек, решивший бросить вызов системе, остаётся в одиночестве. Но это не значит, что его борьба была напрасной, Россия стояла на пороге перемен и, возможно, Чацкий примкнёт к движению «декабристов».
О творчестве автора
Изучая творчество Салтыкова-Щедрина, вряд ли можно найти в нём хоть одну детскую сказку. В своих сочинениях автор часто использует такой литературный приём, как гротеск. Суть приёма заключается в сильном преувеличении, доведении до абсурда как образов персонажей, так и событий, которые с ними происходят. Поэтому произведения Салтыкова-Щедрина могут показаться жуткими и чересчур жестокими даже взрослому человеку, не говоря уже о детях.
Одним из наиболее известных произведений Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина является сказка «Самоотверженный заяц». В ней, как и во всех его творениях, заложен глубокий смысл. Но прежде чем начать анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц», нужно вспомнить её сюжет.
Литература
“Антоновские яблоки” Бунина сочинение
Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин писал на различные темы современной ему русской жизни: быт русского дворянства и крестьян, судьба уходящего в прошлое дворянского уклада жизни, любовь. Легкая грусть пронизывает творчество Бунина, идущая от несколько…
“Энеида” Вергилия сочинение-анализ
Поэма Вергилия «Энеида» – это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама. Эней после падения Трои основал Римскую державу.Поэма полна пафоса величия и гордости за Великий Рим. Эней изображен суровым воином, основная цель которого – построить новое, мощное государство. Основание Рима Энеем подается как воля…
Тема
Основная тема сказки «Дикий помещик» заключается в социальном неравенстве, огромной пропасти между двумя существовавшими в России классами: помещиками и крепостными крестьянами. Порабощение простого народа, сложные отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми – главная проблематика данного произведения.
В сказочно-аллегорической форме Салтыков-Щедрин хотел донести до читателей простую идею – именно мужик является солью земли, и без него помещик является лишь пустым местом. Мало кто из помещиков задумывается над этим, а потому отношение к мужику презрительное, требовательное и зачастую откровенно жестокое. Но только благодаря мужику помещик получает возможность пользоваться всеми благами, которые он имеет в достатке.
В своем произведении Михаил Евграфович делает вывод, согласно которому именно народ является поильцем и кормильцем не только своего хозяина-помещика, но и всего государства. Истинным оплотом державы служит не класс беспомощных и ленивых землевладельцев, а исключительно простой русский народ.
Именно эта мысль не дает писателю покоя: он искренне сетует на то, что крестьяне уж слишком терпеливы, темны и забиты, и не осознают в полной мере всей своей силы. Он критикует безответственность и терпение русского народа, который ничего не предпринимает для улучшения своего положения.
Несколько интересных материалов
Во все времена не прекращалась вражда пороков и добродетелей. Пороки проживали веселую и беззаботную жизнь. Добродетели проживали свои скучные будни и были примером для подражания. Добродетели тоже хотели творить дела как пороки.
Основными персонажами произведения являются девочки, названными писателем Рукодельница и Ленивица. Девочка по имени Рукодельница описывается в качестве трудолюбивой, работящей девочки, выполняющая любую домашнюю работу. В отличие от нее Ленивица
Однажды царю понадобилось отлучиться, он попрощался с царицей и уехал. Она очень скучала за ним. Через некоторое время царица родила дочку, вскоре приехал царь. Увидев его молодая мама не перенесла
В некотором царстве-государстве у Прокурора родился сын с особенными глазами. Один глаз у него был недреманным, а второй – дреманным. Первым он видел даже малейшие пустяки, а вторым ничего не замечал.
Как это не парадоксально, но крупные злодеяния попадают на скрижали Истории, а маленькие злодейства порицаются и презираются. Старый служака Топтыгин 1-й, произведённый Львом в чин майора, желал на эти скрижали попасть путём кровопролития.
-
Детский телефон игрушка с проводом для переговоров
-
Игрушка из ниток для кота
-
Книжка игрушка с пазлами
-
Устное народное творчество дымковская игрушка
- Игрушка автобус на радиоуправлении
Несколько интересных сочинений
- Образ и характеристика Княгини Лиговской в романе Герой нашего времени Лермонтова
Есть во всех почти русских произведениях персонажи, которые упоминаются лишь единожды за роман. К ним у меня всегда особый взгляд, потому как автор не будет вставлять эпизодических героев просто так, он наделяет их какой-то задачей
- Сочинение Любовь Ильи Обломова и Ольги Ильинской 10 класс
Иван Александрович Гончарова писал второй роман трилогии «Обломов» двенадцать лет. Роман давался Гончарову тяжело. Задуман он как обличающий такие черты русского человека как лень
- Анализ повести Короленко Слепой музыкант
Для начала следует отметить, что при работе над «Слепым музыкантом» Короленко практически не использовал недостоверных данных. Ведь писатель довольно часто сталкивался с лишенными зрения людьми
- Сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы в рассказе Челкаш Горького
Максим Горький писал свои произведения в стиле реализм, в первоначальных его произведениях чувствуются нотки романтики. Персонажи повестей и рассказов живут в гармонии с природой. Все герои творений Горького очень интересные личности
- Анализ произведения Вампилова Студент
В начале произведения «Студент» идет описание погоды, на которую смотрит безразличный к происходящему на лекции студент. Видно, что он чем-то озабочен, и пытается отвлечься, глядя в окно.
Главный герой «Сказки про храброго зайца Длинные-Уши-Косые-Глаза-Короткий-Хвост» Д.Н.Мамина-Сибиряка из сборника «Аленушкины сказки» — обычный заяц, живший в лесу вместе с другими зайцами. Он, как и все его сородичи, боялся всего и всех – лесных шорохов, взлетающей птицы и, конечно, волка. Шло время и вот однажды зайцу надоело бояться. Он громогласно объявил всем жителям леса, что никого теперь не боится.
Собрались другие зайцы – и умудренные жизненным опытом, и молодые зайчата, и зайчихи. И все недоверчиво слушали новоявленного храбреца. А когда поняли, о чем он говорит, то стали потешаться над ним, настолько нелепыми были его слова. Где это видано, чтобы заяц никого не боялся? А герой сказки до того расхрабрился, что пригрозил съесть самого волка! Волк в это время как раз проходил мимо и, услышав речи хвастуна, решил подойти поближе, глянуть, кто это там такой смелый, да и съесть его.
Увидев волка, расхрабрившийся заяц сначала замер от испуга, а потом, пытаясь спастись от хищника, резко подпрыгнул, и совершенно случайно приземлился прямо на голову волку, после чего задал стрекача и долго не мог остановиться от страха. Он думал, что волк гонится за ним, а волк в это время бежал совершенно в другую сторону. Удар по его голове был очень сильным, и волк решил, что в него стреляли.
Когда оставшиеся на поляне зайцы пришли в себя, то отправились на поиски храбреца. Они с трудом нашли его и стали хвалить за храбрость. Заяц понял, что волк от него убежал и с той поры стал верить, что он действительно никого не боится. Таково краткое содержание сказки.
Главный смысл сказки про храброго зайца состоит в том, что жизнь в значительной степени зависит от собственного отношения кого-либо к окружающему миру. Если все время бояться и опасаться разных неприятностей, то эти неприятности всё время будут вертеться в голове и мешать жить. А если найти в себе силы побороть страх, то удача будет на твоей стороне. Сказка учит не бояться опасностей, а стараться преодолевать их, активно бороться с надуманными страхами.
В сказке мне понравился главный герой, храбрый заяц. Ему надоело все время чего-то бояться и он решил стать смелым, а вскоре и на деле сумел доказать свою храбрость, напугав волка.
Какие пословицы подходят к сказке?
У страха глаза велики.
Храбрость превосходит силу.
В образе зайца передан русский народ, который предан до последнего своим царским господам – волкам. Волки же, как истинные хищники, издеваются и едят зайцев. Заяц торопится на помолвку к зайчихе и не останавливается перед волком, когда тот просит. За это волк наказывает его сидеть под кустом и ждать участи, в последствии и его свата тоже сажает. В сказке показано как можно больше самодурство царей.
Анализ
Для того чтобы дать полноценное представление о произведении, нужно провести анализ сказки «Самоотверженный заяц» по плану:
- Характеристика эпохи.
- Особенности творчества автора.
- Персонажи.
- Символизм и образность.
Структура не является универсальной, но она позволяет выстроить необходимую логику. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, анализ сказки «Самоотверженный заяц» которого необходимо провести, часто писал произведения на злободневные темы. Итак, в XIX веке была очень актуальна тема недовольства царской властью и гнёта со стороны правительства. Это нужно учитывать, проводя анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц».
Разные прослойки общества реагировали на власть по-разному. Кто-то поддерживал и пытался присоединиться, кто-то, наоборот, всеми силами старался изменить сложившуюся ситуацию. Однако большинство людей окутывал слепой страх, и они ничего не могли делать, кроме как повиноваться. Это и хотел донести Салтыков-Щедрин. Анализ сказки «Самоотверженный заяц» должен начинаться с того, чтобы показать — заяц символизирует именно последний тип людей.
Люди бывают разными: умными, глупыми, смелыми, трусливыми
Однако всё это неважно, если в них нет силы для того, чтобы дать отпор угнетателю. В образе зайца волк высмеивает благородную интеллигенцию, которая проявляет свою честность и преданность по отношению к тому, кто их угнетает
Говоря об образе зайца, которого описал Салтыков-Щедрин, анализ сказки «Самоотверженный заяц» должен объяснять мотивацию главного героя. Слово зайца — честное слово. Он не мог его нарушить. Однако это и приводит к тому, что жизнь зайца рушится, ведь он проявляет свои лучшие качества по отношению к волку, который изначально поступил с ним жестоко.
Заяц ни в чём не виновен. Он просто бежал к невесте, а волк самовольно решил оставить его под кустом. Тем не менее заяц переступает через себя, чтобы сдержать данное слово. Приводит это к тому, что вся семья зайцев остаётся несчастной: брат не сумел проявить смелость и сбежать от волка, заяц не мог не вернуться, чтобы не нарушить своё слово, а невеста остаётся одна.
О творчестве автора
Изучая творчество Салтыкова-Щедрина, вряд ли можно найти в нём хоть одну детскую сказку. В своих сочинениях автор часто использует такой литературный приём, как гротеск. Суть приёма заключается в сильном преувеличении, доведении до абсурда как образов персонажей, так и событий, которые с ними происходят. Поэтому произведения Салтыкова-Щедрина могут показаться жуткими и чересчур жестокими даже взрослому человеку, не говоря уже о детях.
Одним из наиболее известных произведений Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина является сказка «Самоотверженный заяц». В ней, как и во всех его творениях, заложен глубокий смысл. Но прежде чем начать анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц», нужно вспомнить её сюжет.
Вариант 6
Эгоизм – это стремление к удовлетворению своих интересов и желаний, не учитывая интересы других людей. Я определяю это понятие так, потому что эгоистическое поведение характеризуется отсутствием заботы о других и склонностью к самодовольству.
Примером эгоизма из русской литературы может служить образ главного героя романа “Преступление и наказание” Федора Достоевского – Родиона Раскольникова. Он, желая подняться на социальной лестнице и добиться своей цели, убивает старую зажиточную знакомую. При этом Раскольников оправдывает свой поступок тем, что убийство станет “началом” для новой жизни, которая будет построена по его желанию. Таким образом, Раскольников является примером эгоиста, который не учитывает интересы других людей и рассматривает их только как средства для достижения своих целей.
Примером эгоизма из жизни может служить поведение человека, который, например, садится в общественный транспорт и занимает два места, не уступая свое место более нуждающимся. Такой человек проявляет эгоистические черты, не учитывая интересы других пассажиров, которым приходится стоять или искать свободное место.
В целом, эгоизм – это негативное качество, которое может привести к нарушению социальных норм и повлечь за собой негативные последствия для окружающих
Поэтому важно помнить, что удовлетворение своих интересов должно осуществляться в рамках уважения к другим людям и их правам
2 вариант
Произведение «Дикий помещик», которое было написано Салтыковым-Щедриным, носит жанр сказки. Щедрин боялся цензуры, так как в то время это была очень распространённая проблема, поэтому решил использовать форму сказки, чтобы передать свою мысль и позыв, не попадая под руку цензуры. В итоге его план сработал и его рассказ, который поднимает проблему рабства, прошёл цензуру под видом безобидной сказки для детей. Сказка носит сатирический характер, главной её целью было высмеивание государства и самодержавия в целом. Автор пытался высмеять всю абсурдность ситуации, когда крестьяне, которые являлись двигателем прогресса и держали на плаву всех дворян, жили в нищете, а те самые дворяне купались в роскоши. Основой темой этого произведения является пропасть, которая разделяет дворян и крестьян. Автор хотел показать нам проблему рабства в России, которая была очень распространена в то время.
В своей сказке, Щедрин показал нам, что без крестьянина помещик становится никем. Именно благодаря мужикам дворяне имеют свои статусы, титулы и привилегии, но никак не наоборот. В этом и заключалась идея автора. Но, к сожалению, помещики так не считали, и поэтому относились к крестьянам с особой жестокостью, недоверием и призрением к ним. Для них крестьяне были всего лишь орудием труда, их не считали даже за людей.
Своей сказкой Салтыков-Щедрин пытался донести до народа, что именно он является главным во всей этой иерархии. Народ решает судьбу как помещиков, так и всего государства, так как прекрати народ работать — всё рухнет. Именно крестьяне являются лицом России, а не толстые и ленивые дворяне.
Михаил Евграфович не мог спокойно жить с мыслью о том, что народ является главный в государстве, но почему-то народ работает для государства, а не наоборот. Всё дело в терпеливости русского человек. Крестьяне боятся выступить против более высшего слоя населения, так как никто не оценивает свои силы в полной мере. Наш народ слишком терпелив, чтобы что-то менять. Это и критикует Щедрин в своём произведении, он призывает народ к действию, даёт им пишу для размышления и пытается улучшить положение крестьян в России. Но, увы, наш народ неспособен к таким серьёзным изменениям, и поэтому они попросту не готовы и не хотят перемен. Крестьяне хоть и являются сильны духом, но безответственны, поэтому они боятся пойти против системы и измени ь свою жизнь в лучшую сторону. Они готовы и дальше жить в грязи и нищете, лишь бы ничего не менялось.
Об авторе
Салтыков-Щедрин совмещал литературную деятельность с государственной службой. Родился будущий писатель в Тверской губернии, но после окончания лицея уехал в Петербург, где получил должность в Военном министерстве. Уже в первые годы работы в столице молодой чиновник начал томиться бюрократизмом, ложью, скукой, царившими в учреждениях. С большим удовольствием Салтыков-Щедрин посещал различные литературные вечера, на которых преобладали антикрепостнические настроения. О своих взглядах он оповестил петербуржцев в повестях «Запутанное дело», «Противоречие». За что и был сослан в Вятку.
Жизнь в провинции дала возможность писателю наблюдать во всех подробностях чиновничий мир, жизнь помещиков и угнетенных ими крестьян. Этот опыт стал материалом для написанных позже произведений, а также формирования особых сатирических приемов. Один из современников Михаила Салтыкова-Щедрина однажды сказал о нем: «Он знает Россию, как никто другой».
«Карась-идеалист»
В этой сказке воззрения представителей интеллигенции высказывает Салтыков-Щедрин. Сатирические приемы, которые можно встретить в произведении «Карась-идеалист» — это символизм, использование народных поговорок и пословиц. Каждый из героев — собирательный образ представителей того или иного социального класса.
В центре сюжета сказки — дискуссия Карася и Ерша. Первый, что уже понято из названия произведения, тяготеет к идеалистическому мировоззрению, вере в лучшее. Ерш же — это, напротив, скептик, иронизирующий над теориями своего оппонента. Есть в сказе и третий персонаж — Щука. Эта небезопасная рыба символизирует в произведении Салтыкова-Щедрина сильных мира сего. Щуки, как известно, питаются карасями. Последний, движимый лучшими чувствами, отправляется к хищнице. В жестокий закон природы (или веками устоявшуюся иерархию в обществе) Карась не верит. Он надеется образумить Щуку рассказами о возможном равенстве, всеобщем счастье, добродетели. А потому и погибает. Щуке, как отмечает автор, слово «добродетель» не знакомо.
Сатирические приемы здесь использованы не только для того, чтобы обличить жесткость представителей отдельных слоев общества. С помощью них автор пытается донести безрезультатность моралистических диспутов, которые распространены были среди интеллигенции XIX столетия.
Вариант 2
Произведение «Самоотверженный заяц» М.Е. Салтыкова-Щедрина повествует о взаимоотношении между сильной и слабой стороной характера.
Главными героями рассказа являются волк и заяц. Волк – это властный тиран, который повышает свою самооценку за счет слабости других. Заяц – по своей природе, трусливый персонаж, идущий на поводу у волка.
Рассказ начинается с того, что зайчик торопился домой. Волк заметил его и окликнул. Косой еще сильнее прибавил шаг. За то, что заяц не послушался волка, тот приговаривает его к смертной казни. Но, желая поиздеваться над слабым и беспомощным зайчиком, волк сажает его под куст в ожидании смерти. Волк пугает зайца. Если он ослушается его и попытается сбежать, то волк съест всю его семью.
Заяц напуган больше не за себя, а за свою зайчиху. Он спокойно покоряется волку. А тот просто издевается над жертвой. Он отпускает беднягу к зайчихе всего на одну ночь. Заяц должен сделать потомство – будущий обед для волка. Трусливый заяц должен вернуться к утру, иначе волк съест всю его семью. Заяц покоряется тирану, и делает все, как приказано.
Заяц – это раб волка, выполняющий все его прихоти. Но автор дает понять читателю, что подобное поведение не доводит до добра. Исход все равно для зайца оказался плачевным. А ведь он даже не попытался бороться с волком и проявить храбрость своего характера. Страх затуманил его мозг и поглотил всего без остатка. Заяц оправдывал себя перед своей совестью. Ведь всему его роду присуща трусливость и угнетение.
Автор описывает в лице зайца большую часть человечества. В современной жизни мы боимся принимать решения, нести ответственность, идти наперекор устоям и сложившимся обстоятельствам. Это самый распространенный тип людей, духовно ограниченных и не верящих в собственные силы. Ведь проще приспособиться к плохим условиям. А исход остается плачевным. Хорошо будет только тирану. Борьба – это залог успеха.
Мы, вместе с зайцем, должны бороться с насилием и несправедливостью. Ведь на каждое действие находится свое противодействие. Только так можно победить.