Очень краткое содержание для читательского дневника
Действие повести начинается в 1811 году, а заканчивается после заграничного похода русских войск.
Дочь зажиточного помещика, Марья Гавриловна, была влюблена в армейского прапорщика. Родители её были недовольны этим, так как Владимир был беден.
Влюблённые тайно встречались и переписывались. Молодой человек предложил возлюбленной бежать и обвенчаться в церкви соседнего села.
Марья Гавриловна, приехав в церковь, ждала жениха, но он не появился, так как сбился с пути, попав в сильную метель.
В это время проезжал мимо церкви гусар Бурмин. Ради забавы он выдал себя за жениха, и его обвенчали с Марьей Гавриловной, которая от волнения была почти без чувств. Бурмин после венчания уехал из церкви.
Владимир, чувствуя себя виноватым, написал девушке, что больше никогда не будет с ней видеться. В 1812 году Владимир был ранен под Бородином и через некоторое время умер.
Бурмин стал кавалером Георгиевского креста и после войны, встретив Марью Гавриловну, влюбился в неё.
Объясняя ей, почему он не может на ней жениться, Бурмин рассказал историю о том, что ради шутки обвенчался с неизвестной девушкой, и теперь не надеется её найти. Марья Гавриловна воскликнула: «Так это были вы!» Тогда побледневший Бурмин бросился к её ногам.
Другие персонажи
Владимир Николаевич
–
бедный армейский прапорщик, возлюбленный Марьи Гавриловны, с которым она собиралась повенчаться в Жадрино.
Гаврила Гаврилович Р**
–
отец Марьи Гавриловны.
Прасковья Петровна
–
мать Марьи Гавриловны.
Конец 1811 года. Гаврила Гаврилович Р**, владелец поместья Ненарадова, радушный и гостеприимный хозяин, часто принимал у себя соседей, многие из которых приезжали посмотреть на его дочь – Марью Гавриловну. Воспитанная на французских романах, девушка была взаимно влюблена в бедного прапорщика Владимира Николаевича.
Родители Марьи были против их отношений, поэтому влюбленные тайно встречались, «были в переписке» . По законам французских романов они решили тайно повенчаться, а после броситься в ноги к родителям, которые будут тронуты их постоянством, простят и благословят.
По договоренности в назначенный день Марья должна будет выйти ночью в сад через заднее крыльцо, сесть в уже подготовленные Владимиром сани и ехать в село Жадрино, где в церкви ее будет ожидать возлюбленный.
Накануне побега Марья не спала всю ночь, собирала вещи, написала прощальные письма подругам и родителям. Перед рассветом девушка задремала, но просыпалась от пугающих видений: ей казалось, что побег обнаружил отец и в наказание бросил ее в темное подземелье, а после девушке привиделся окровавленный, умирающий Владимира. В ночь побега «на дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали» . Как и было договорено, девушка села в присланные возлюбленным сани и поехала в Жадрино.
Владимир день перед венчанием провел в делах: договорился с жадринским священником, встретился с другом и вечером отправился на венчание. Однако в поле героя настигла сильная метель, он заблудился и выехал к Жадрино только к рассвету. Церковь уже была заперта.
Утром следующего дня Марья как обычно вышла к родителям. Вечером же девушке внезапно стало плохо, «открылась сильная горячка» и она «две недели находилась у края гроба» . В доме никто не знал о побеге, «но Марья Гавриловна сама в беспрестанном бреду высказывала свою тайну» , впрочем, ее слова были бессвязны, поэтому мать поняла только то, что дочь «смертельно влюблена во Владимира Николаевича» .
Посоветовавшись, Гаврила Гаврилович и Прасковья Петровна решили одобрить выбор девушки. Родители сообщили Владимиру о своем согласии на брак. Однако к их удивлению в ответ юноша прислал «полусумасшедшее письмо» , в котором сообщил, что больше никогда не появится в их доме и просил забыть о нем. Вскоре Владимир уехал в армию. «Это было в 1812 году» . После случившегося Марья никогда не вспоминала о Владимире, только однажды увидев его имя в числе раненых под Бородином, упала в обморок.
Вскоре умер Гаврила Гаврилович, оставив Марью наследницей всего имения. Дочь с матерью переехали в ***ское поместье. «Женихи кружились» вокруг Марьи, но она никому не подавала надежды. Девушка берегла все, что напоминало ей о бывшем возлюбленном, который к тому времени погиб в Москве.
После блистательной победы русских над Наполеоном в соседнее поместье приезжает раненый полковник Бурмин. Мужчина начинает ухаживать за девушкой, их симпатия взаимна, однако Марья никак не может понять, что удерживает его от признания. В это время все соседи уже давно говорила об их свадьбе, «как о деле уже конченном» .
Наконец Бурмин решается признаться Марье в чувствах. Мужчина говорит, что страстно влюблен в девушку, однако у него есть страшная тайна, которая способна стать «непреодолимой преградой» между ними: «я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь» .
Как оказалось, В 1812 году мужчина ехал в Вильну к своему полку. На одной из станций началась сильная метель, но «непонятное беспокойство овладело» им, и мужчина отправился в самую бурю. По дороге ямщик заблудился и, ориентируясь на огонек, они выехали к деревянной церкви. В храме Бурмина приняли за жениха и он, посчитав невесту хорошенькой, из-за своей «непонятной, непростительно ветрености» согласился венчаться. Однако когда после окончания обряда им сказали поцеловаться, девушка вдруг вскрикнула: «Ай, не он! не он!» и упала в обморок. Бурмин быстро вышел из церкви и беспрепятственно уехал прочь.
Взволнованная Марья спросила, не знает ли он, что случилось с его женой, но Бурмин даже не помнил названия станции, с которой ехал.
«- Боже мой, боже мой! — сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, — так это были вы! И вы не узнаете меня?
Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…»
Богатая невеста
В семнадцать лет стройная и красивая Маша, единственная наследница состоятельного помещика, считалась в округе богатой невестой. Как и все деревенские барышни того времени, девушка воспитывалась на любовной французской литературе. Владимир, в которого она влюбилась, соответствовал образу романтического героя.
Молодые люди придумывают схему побега, планируют тайное венчание, воображают, что в конце концов получат родительское прощение. Всё в духе сентиментального романа. Однако осуществлению замысла помешала метель.
Прошло три года. Владимир скончался от ран в московском госпитале. Маша, окружённая претендентами на её руку и сердце, разыгрывает роль женщины, которая, подобно героиням средневековых новелл, оплакивает гибель возлюбленного.
Сочинение Бурмин в повести Метель Пушкина (характеристика и образ)
Александр Сергеевич Пушкин верил в человеческую судьбу. Он чувствовал, что у каждого человека судьба уже предопределена высшими силами. И именно эти высшие силы управляют человеческой жизнью и событиями, которые происходят в его жизни. Данную тему автор и раскрыл в своей повести «Метель». В произведении описаны образы обычных, ничем не привлекательных людей. Но, если в привычный ход их жизни вмешается что-то непредвиденное, то она может складываться весьма необычно.
Одним из центральных таких обычных героев является Бурмин. Он был военным и, несмотря на свой молодой возраст около 26 лет, имел чин гусарского полковника. Участвовал в Наполеоновских войнах, где и получил ранение и орден Святого Георгия 4-й степени. Так же читатель узнает, что герой имеет состоятельное поместье, в котором и проводит свой отпуск. В ранней молодости он был проказником и повесой. Но с годами окружающие люди наблюдали в нем тихий и скромный нрав.
На лицо он был весьма бледным, но милым. Это привлекало многих женщин. Мать Марьи Гавриловны так же привлекала личность Бурмина, она называла его достойны женихом для своей дочери. Когда герой знакомится с Марьей, то сразу влюбляется в нее и признается в любви. Он рассказывает ей историю о том, что несколько лет назад обвенчался с незнакомой девушкой. Таким образом он жестоко с ней пошутил. Он переживает из-за этого и считает, что у него не осталось надежды отыскать ее, чтобы объясниться. После разговора с возлюбленной, тот бледнеет и падает к ее ногам, потому что узнает, что обманутая им женщина – Марья Гавриловна.
На примере легкомысленного поступка Бурмина, Пушкин старался показать, насколько бывает судьба человека попадает в круговорот. Порой кажется, что в жизни наступает момент, когда ничего вернуть и исправить нельзя. Но высшая сила, Бог, дает человеку эти шансы. Он возвращает его к определенному событию и человеку, чтобы тот мог исправить свои ошибки. Так же интересно и то, что Бог контролирует тот момент, с кем соединить свою жизнь. Не зря ведь, Марья тогда не дождалась своего жениха Владимира и вышла замуж за Бурмина. Так было предначертано им.
Анализ оды «Вольность» Пушкина 3 вариант
Пушкин стал автором целого ряда стихотворений, оказавших огромное влияние на будущих декабристов. Одним из них стало произведение «Вольность», написанное поэтом в 1817 г., сразу же после окончания Царскосельского лицея. Оно очень быстро распространилось в списках.
Автор сам обозначил жанр своего стихотворения – ода. Оно написано в торжественном стиле, изобилует возвышенными словами и фразами. Произведение имеет четко выраженную гражданскую направленность. Молодой поэт был горячим сторонником идеи всеобщего равенства и братства и открыто высказывал свои взгляды.
Пушкин уже в молодости почувствовал и оценил силу своего поэтического дара. Он хотел использовать его не для прославления великих деяний или описания утонченных чувств («разбей изнеженную лиру»), а для утверждения высшей ценности – Свободы. Поэт видит свой гражданский долг в порицании тирании. Своими произведениями он стремится пробудить дремлющий в народе дух справедливого сопротивления.
Пушкин понимает, что его задача невероятно трудна. Весь мир опутан цепями рабства, высшие законы попраны «неправедной Властью». Редкими исключениями являются государства, где правители подчиняются «Вольности святой». Их власть основана не на произволе, а на уважении и признании законов, одинаково равных для всех граждан. В таком обществе нет места несправедливости и обману, так как суровая, но справедливая рука правосудия настигнет любого преступника, невзирая на его знатность или богатство.
Политические воззрения Пушкина еще довольно наивны. Он признает существование некоего высшего Закона. Поэт относится отрицательно и к безграничной власти народа, и к абсолютной монархии. Обе формы, по его мнению, приводят к произвольному толкованию всех законов.
Пушкин приводит два ярких примера: казнь Людовика XVI и Павла I. Оба монарха не считались с законами и управляли государствами единолично. В какой-то момент это переполнило чашу народного терпения. Возмездие опять же вышло из законных рамок и приняло характер обычного самосуда. Пушкин нисколько не оправдывает тиранов, он описывает их словами: «самовластительный», «увенчанный злодей». Но и народная расправа подлежит осуждению. Казнь Людовика связана с образами «плахи Вероломства» и «преступной секиры», а убийство Павла совершено низкими людьми, которые были «вином и злом упоенны» и вторглись «как звери».
В этих примерах Пушкин дает всем царям и правителям наглядный урок. Он уверен, что уважение к Высшему закону приведет к всеобщему благу. Народ, который чувствует, что им управляют в строгом соответствии со справедливостью, никогда не поднимет руки на своего монарха. По мнению поэта, в этом заключается залог счастливого существования всего мира.
Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту
Как исполнилось предсказание гадалки для А.С. Пушкина
В ноябре 1836 года в дом Пушкина на Мойке почтальон доставил письмо, написанное по-французски.
Оно было издевательского характера, в нем Пушкина избрали заместителем великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена. Подписано неким И. Борхом.
Такие же анонимные письма были разосланы по адресам друзей и знакомых Пушкина.
На пасквиль можно было бы не обращать внимания, но Пушкин не выдержал. Он был взбешен, но не подозревал о женских кознях, он думал об интригах мужчин, завидовавших ему и желавших опорочить имя его жены.
И он думал, что знает, кто мог стоять за этим. Он написал барону Гек-керну обвинительное письмо, в котором утверждал, что для защиты чести своей жены не остановится ни перед чем.
Он был абсолютно убежден, что Наталья честна. Накануне он сказал одному из своих друзей: Если кто-нибудь сзади плюнет на мое платье, так это дело моего камердинера вычистить платье, а не мое
Жена моя — ангел, никакое подозрение коснуться ее не может… Пушкин собирался послать вызов на дуэль Дантесу.
Конфликт попытался разрешить сам император. Николай I не хотел смерти поэта. Да, он тоже был увлечен его женой, но как честный человек мог только открыто признаться в своих чувствах.
Он сказал об этом Наталье Николаевне, просил ее быть осторожнее, беречь свою репутацию и не подвергать опасности ревнивого мужа. Дантес же поспешил жениться на Екатерине Гончаровой.
Дантес принял вызов. Ее условия были такие: стреляться на расстоянии двадцати шагов друг от друга, если выстрелят оба и не будет результата, то дуэль повторяется…
Перед балом. Художник Н. П. Ульянов
Вариант 3
Весна — самое ожидаемое время года. Тает снег, небольшие части земли начинают виднеться из-под него. В эту пору только начинает расцветать трава, а весеннее солнце придает ей наиболее красочный оттенок. Из-под земли начинают расти первые цветы, которые наполнены весенним ароматом.
В лесу и на полянах хорошо виднеются первоцветы. Подснежники — самые ранние из них. Это имя дают разным растениям. В наших краях это ветреница, а на юге подснежниками называют галантус.
Ветреницы вырастают целыми полянами. Сначала вырастают листья, которые своим зеленым цветом украшают белые цветки.
У этих маленьких цветков головки похожи на опущенные колокольчики. Распустившись, цветок раскрывает свои округлые лепестки, становясь похожим на белую звезду. Цветок очень красив своей формой и ярко белоснежным цветом. Запах подснежника может немного и резкий, но очень приятный. Свежесть его аромата может повысить настроение.
Предвестники весенней поры — ещё одно название цветков. Цветок является символом хорошего настроения, яркого и светлого солнца, свежего весеннего ветра.
Ветреница является первым, но не единственным первоцветом. Следом за ним начинают вырастать мать-мачеха, ландыши, медуница. Эти цветки тоже необычайно красивы.
Цветок держится на маленьком, но прочном корешке. Если попытаться сорвать цветок, то корень выйдет вместе с ним. После того, как цветок был сорван, на его месте не вырастут новые. Подснежники — хоть и не редкий, но вымирающий вид, который занесен в красную книгу. Нужно стараться беречь эти цветы и не срывать их, так как они могут скоро исчезнуть. Вместо того, чтобы срывать, лучше просто полюбоваться ими на лесной поляне.
Планета знаний. 4 класс. Короткое. Возьмите 10 или 15 предложений
Происхождение Александра Сергеевича
Алена: Тогда первый вопрос, какое происхождение было у А.С. Пушкина? Правда ли что среди его предков есть полководец, а также что есть предки из Африки?
Елена: Приходят такие картинки, что некая фигура, очень значимая, восседает на коне, и я понимаю, что это высшее должностное лицо, которое управляет боевыми действиями.
И следующая картинка приходит как ассоциация с африканскими танцами, я вижу людей…, и я понимаю, что это приходит подтверждение на вопрос, да, действительно, предками А.С. Пушкина являлись люди, была кровь и африканского происхождения, и так же был полководец.
Алена: Тот след, который идет из Африки, этот след идет от колониальных негров или это что-то другое?
Елена: От колониальных, показывают сейчас родовую ветвь, она уходит глубоко.
Алена: То есть, можем говорить о том, что одним из предков Пушкина был представитель колониальной Африки?
Елена: Да.
Алена: Какое было детство у Пушкина. Хотелось бы уточнить, какое было детство именно со стороны восприятия Александра Сергеевича?
Елена: Вижу сейчас ребенка очень счастливого и сосредоточенного. Ребенку сейчас с двух с половиной, вот так сейчас продвигают по возрасту, до четырех лет.
Ребенок с двух с половиной лет видит большие книги, они большие сами по себе, старый переплет, бумага совсем другого свойства нежели сейчас, бумага шелестит интересно. Он внимательно изучает, внимательно читает, самостоятельно изучает буквы.
И книги действительно открываются передо мной, разные языки. И он настолько увлеченно занимается, ему это нравится, весь светится ребенок. Но ребенок в данной ситуации сам Александр юный.
Алена: Кто занимался воспитанием, кто достаточно много находился рядом с Пушкиным?
Елена: Вижу женщину, приходит понимание мама, далее вижу женщину постарше, взрослая, почти бабушка, от нее исходит много любви и внимания к Александру, много времени проводят вместе.
Так, была еще одна женщина, приходит понимание что это родственница, идет слово — сестра по материнской линии, она какой-то период очень много находилась рядом, а потом фигура резко уходит в сторону.
Получается, в основном это была мама и бабушка. Седоволосая пожилая женщина читала ему, водила пальчиком по буквам, показывала, учила азбуке.
Вообще удивительный ребенок, ощущение, что ему ничего пояснять не надо, он уже все знает. Открывает книгу и знает этот язык, спокойно может на нем говорить, как дар божий. Такая сейчас идет фраза — «Искра божья».
Алена: Как относился Александр Сергеевич к этим женщинам?
Елена: Приходит фраза: с нежной и трепетной любовью. Он их очень любил, уважал и в тот период было воспитание с большим уважением к взрослым. Он уважал своих родителей, был очень чутким ребенком, очень отзывчивым, ласковым, внимательным, предупредительным.
Он не требовал к себе очень много внимания, потому как сосредоточен на себе
Все внимание в себе. Внутри огромные знания
2. Смысл названия.
Краткий пересказ сюжета повести А. С. Пушкина «Метель»
Владимир и Мария были влюблены, но родители не разрешали им обвенчаться. Тогда молодые люди решились на тайное бракосочетание в небольшой церквушке. В эту ночь разгулялась страшная метель, и жених сбился с дороги. Мария же прибыла в назначенное время и её обвенчали с незнакомцем, которого она даже не разглядела. Её возлюбленный Владимир вскоре погиб в военных действиях, а сама девушка осталась сиротой при богатом наследстве. Всем женихам она давала отворот поворот, пока на её пороге не возник офицер в отставке Бурмин.
Сердце женщины дрогнуло и вновь зарделось любовью. Офицер тоже полюбил красавицу, но был вынужден признаться ей, что много лет назад шутки ради женился в сильную метель на девушке, лица которой даже не видел. И так как он женат, он не может сделать ей предложение. Взволнованная Мария, понимает, что это и есть тот самый незнакомец, с которым её случайно обвенчали. Влюблённые обретают счастье.
Для лучшего восприятие краткого содержания пушкинской «Метели», знакомство с ней лучше начинать с изучения основных и второстепенных персонажей повествования.
Вариант 1
Повесть “Метель” А.С. Пушкина – это произведение, которое описывает события, происходящие во время сильной метели. Одним из главных персонажей является Бурмин – молодой человек, который оказывается вместе с другими пассажирами в затерянной станции. Бурмин – это образ человека, который не только физически, но и морально сильный. Он проявляет свои лидерские качества, когда начинает организовывать спасение всех, кто оказался в затерянной станции. Бурмин – это образ человека, который не боится принимать решения и брать на себя ответственность за других.
Бурмин – это также образ человека, который не оставляет своих принципов и убеждений. Он не соглашается на предложение другого пассажира оставить одного из них, чтобы остальные могли выжить. Бурмин убежден, что каждая жизнь имеет равную ценность, и он не готов пожертвовать одним, чтобы спасти других. Это показывает его высокую мораль и человечность.
В целом, Бурмин – это образ человека, который проявляет свои лучшие качества в экстремальных условиях. Он становится лидером и организатором спасения, не боится принимать решения и брать на себя ответственность за других, а также не оставляет своих принципов и убеждений.
Популярное
Всё пойдёт по Пушкинской матрице 1877 |
Версия от Николая Выхина. СЛОВО О ПУТИНЕ 1564 |
Развитие справедливости 1472 |
Культура чувств в настоящем времени предана забвению. Подавление чувств, и главного — чувства меры 1447 |
Развитие концепций 1415 |
Основы цивилизационного управления. Царская информация 1414 |
Окончание «Размышлений по поводу материала «Что за перевалом СВО»» 1353 |
Голландия. Элемент глобальной сети 1300 |
Мычание русофобов 1248 |
Финанцизм – диктатура, которая становится реальностью 1247 |
Звезда Надежды и Любви 1247 |
О взаимоотношениях мужчины и женщины 1189 |
КОБ как запретный плод 1121 |
Заветы Ломоносова 1118 |
БРИКС и концепция глобализации 1059 |
ВДНХ: казаться а не быть… 1012 |
Пётр Первый и Ньютон 960 |
Вид человек разумный в России, ещё только на пути к разуму 923 |
КОБ: развитие, профанация 832 |
«Всё идёт» по Апухтину 807 |
Практика – критерий истины 723 |
Мировой проект Руси и фарш человеческий 622 |
Бунт маленького человека в поэме “Медный всадник”
Тема маленького человека поднималась в литературе различными авторами неоднократно. Великие писатели размышляли на эту тему. А. С. Пушкин рассматривает в своем произведении «Медный всадник краткое содержание» бунт маленького человека, а не просто его мысли. Этот бунт сопоставлен с бунтом природы – наводнением.
Человек и государство
Каждый человек – член общества. Он живет своей жизнью, имеет стремления, которые присущи каждому – иметь кров над головой, хлеб на столе, быть счастливым и делать счастливыми любимых людей. Каждый работает на той или иной работе. Так и Евгений – герой поэмы. Где-то работает, носит какую-то фамилию. Пушкину даже не интересно, кем именно – это еще раз доказывает, что Евгений – «маленький человек».
Но из каждого такого маленького человека и складывается государство, его непрерывная работа, его нормальное функционирование. Поэтому роль маленького человека в обществе все-таки нельзя назвать ничтожной. Каждый делает свое дело и может рассчитывать на нормальные условия для жизни.
Евгений – собирательный образ жителей Петербурга. Он думает о насущных делах, его не волнуют «вечные темы», «государственные вопросы». Он хочет обеспечить себе нормальную жизнь, жениться, быть счастливым. Масштаб его мыслей ограничен собственным существованием. Поэтому он и называется «маленьким человеком». Он не умеет мыслить в масштабах государства, но ему это и не нужно. За государство должны думать правители. Но нельзя им забывать и о маленьком человеке.
Правители и маленький человек
Медный всадник стоит и смотрит величественно, свысока на город и государство, на миллионы таких маленьких людей. Правитель мыслит в масштабах страны, он не может думать о каждом таком маленьком человеке. Но кто же тогда позаботится об этом маленьком человеке? Ему приходится выживать в странных и иногда страшных условиях. Когда маленькие люди устают от такой жизни – они пытаются способ достучаться до правительства.
Одним из таких способов и является бунт. Маленькие люди собираются вместе по всей стране и говорят государю о том, как сложно им живется. А если царь не слышит их, то им приходится идти на крайние меры. Но когда стихия выходит на тропу бунта не в силах ей противостоять никто – ни обычные люди, ни цари.
Бунт маленького человека и бунт стихии
В «Медном всаднике» бунт человека сопоставляется с бунтом стихии. Ее усмирили, заковали в гранитные оковы, Нева течет в них долгие годы, смирившись с судьбой. Но в один прекрасный момент она начинает «метаться, как больной», а потом и вовсе выходит из берегов, бунтуя против сложившейся системы. Так и множество маленьких людей, объединившись, могут стать стихией, неся в государство настоящий бунт. Пушкин во многом описал историю страны, описывая в «Медном всаднике» бунт Невы и размышления Евгения.
Мистика в жизни Пушкина
С детства он отличался непоседливостью. С матерью был вялый, М ленивый, а вот М с бабушкой в деревне выказывал живость и подвижность.
Он то хватался за книги, и его нельзя было от них оторвать, то уносился во двор играть со сверстниками, и его невозможно было загнать домой.
Воспитывавшая его бабушка по матери Мария Алексеевна Ганнибал отмечала в своем дневнике: Не знаю, что выйдет из моего старшего внука.
Мальчик умен и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком… из одной крайности в другую бросается, нет у него середины.
В этой вялости и непоседливости взрослым трудно было угадать талантливого ребенка, с удивлением взиравшего на открывшийся ему мир, желавшего как можно быстрее познать его.
Мальчугана интересовало все — содержимое умных книг, дворовые игры, сказки бабушки Арины Родионовны, рассказы взрослых, которые он мог слушать часами.
Он как губка впитывал в себя картины окружающего мира, впечатления старших. И в своем познании метался от одной увлекательной истории к другой.
Александр родился в Москве, в районе Немецкой слободы, ныне улица Бауманская, 6 июня 1799 года.
На улице Старая Басманная до нашего времени сохранился домик его дяди, поэта Василия Львовича Пушкина. Семья Пушкина принадлежала к старинному, но обедневшему дворянскому роду.
Его отец, отставной майор Сергей Львович, любитель чтения, впечатлительный, вспыльчивый и непрактичный в делах хозяйства, принимал в своем доме известных литераторов — Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева.
Мать — Надежда Осиповна была внучкой Ибрагима Ганнибала, арапа, ребенком вывезенного из Африки для Петра I.
Пушкин получил домашнее образование, его обучали гувернеры и преподаватели французы. В детстве Александр французский язык знал лучше русского и первые стихи писал на французском языке.
Для продолжения образования его зачислили в только что открывшийся Царскосельский (Александровский) лицей в Петербурге, в котором он провел 6 лет и впоследствии вспоминал о нем с большой благодарностью.
Его друзья-лицеисты писали стихи, но признавали первенство Пушкина. Он произвел фурор, когда в 1815 году на переводном экзамене в присутствии Г. Р. Державина прочитал Воспоминание в Царском Селе.
Это стихотворение было опубликовано в журнале Российский Музеум. Имя юного лицеиста Пушкина тотчас стало известно в Петербурге.
С юным дарованием желали познакомиться известные поэты старшего поколения: В. А. Жуковский, К. И. Батюшков, П. А. Вяземский.
И несмотря на то, что Пушкин еще был лицеистом, его приняли в литературное общество Арзамас.
После окончания лицея в 1817 году Пушкин получил чин коллежского секретаря, и его определили в Коллегию иностранных дел. Но служба интересовала его мало.
Он с большим удовольствием посещал театр, сблизился с молодыми мыслящими людьми, ставшими впоследствии декабристами, вступил в члены литературно-театрального общества Зеленая лампа, писал стихи и гулял.
Дом на Немецкой улице в Москве (улица Бауманская, дом. 57-6), где родился А. С. Пушкин. Фото 1899 г.
Царскосельский лицей. Рисунок XIX в.
Императорский Царскосельский лицей (с 1843 г. — Александровский лицей) — высшее учебное заведение в дореволюционной России, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 г.
Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе. Художник И. Е. Репин