Образ кулигина в пьесе а.н. островского ‘гроза’

Обзор россии в поэме мертвые души

Мечта Кулигина

Кулигин мечтает построить перпетум мобиле, или вечный двигатель. Он хотел бы получить за него миллион от англичан. Но в отличие от большинства людей, этот миллион он хочет потратить не на себя, а на благо города. Он хочет обеспечить мещанство работой. Но пока его мечта не сбывается, и он вынужден создавать что-то на благо города. Так как своих средств у него на это нет, он вынужден просить проспонсировать его идеи богачей города. Например, он обращается к Дикому. Но тот не принимает его идей, отвергает его, и даже обвиняет в попытке воровства и присвоении себе финансов. Весь город высмеивает его и считает настоящим чудаком. Поэтому все мечты Кулигина не могут быть реализованы, пока он находится в Калинове.

Пьеса «Гроза» показывает людей с различных точек зрения. Разное мировоззрение делает их непохожими друг на друга, рождает столкновение интересов и непонимание. Но Кулигин — один из положительных персонажей, для которого честь, достинство, ум не являются пустыми словами. Он верит в себя и имеет рвение к новому, прогрессивному. Он искренне хочет улучшить жизнь горожан, которые не понимают и не принимают его. Держа в руках мертвое тело Катерины, Кулигин с разочарованием обращается к жителям города.

Оценили «Грозу» Островского (см. её краткое содержание и анализ) те критики, которые «луч света», озаряющий «темное царство», усмотрели в «знании», в «образовании»… Только оно может победить «темное царство», с мрачными остатками старины. Представителем такого знания, которое уже начинает борьбу с мраком, является в пьесе Кулигин – механик-самоучка. Самым нелепым воплощением старого мрака представлена странница Феклуша
.

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль. Серия 2

Кулигин – сторонник знания, сторонник культуры; он уже вырос из того мрачного «натурализма», который даже самодура-Дикого делает «рабом природы», как жалкого, первобытного дикаря. Дикой боится грозы: он видит в ней проявление гнева Божьего и потому бороться с грозой, при помощи громоотвода, считает «грехом» . Поклонник Ломоносова , Кулигин усвоил его точку зрения, которая мирила «науку» и «религию», – и величие Бога стремилась доказывать при помощи изучения естественных наук. В своем «Послании о пользе стекла » Ломоносов выражает это, новое для России, отношение человека к природе. Он нападает на «слабый ум» своих современников, которые считали «грехом» всякую попытку истолковать, что такое град и молния, которые «неурожай» объясняли «гневом Божьим» и считали «грехом» давать ему естественные объяснения:

Когда в Египте хлеб довольный не родился, То грех ли то сказать, что Нил там не разлился?

Кулигин, страстный поклонник Ломоносова, подобно своему учителю, опоэтизировал свое научно-религиозное понимание жизни природы. Художник в душе, человек, приверженный к религии и к тем убогим искрам знания, которыми подарила его судьба, он трезво смотрит на действительность и борется с нею во имя общественных интересов. Он наивен с верой в то, что ему удастся изобрести «перпету-мобиль» (вечный двигатель) – но он трогателен с этой верой в свои силы. Сам Петр Великий выписывал из-за границы мастеров для изобретения этой фантастической машины, в возможность которой он верил так же наивно и твердо, как впоследствии Кулигин, – этот, в XIX веке, представитель петровской Руси.

Кулигин составляет исключение в городке Калинове по своей жажде образования, по своему интересу к миру культуры. Это натура мягкая, восторженная и чуткая. Он любит природу, любит поэзию, он чует возможность иной, более благородной и осмысленной жизни и не может примириться с грубостью и жестокостью нравов своего города. Одаренный талантом изобретателя, умственно-пытливый, Кулигин является показателем тех прекрасных жизненных сил, который зреют в русском народе и могуче обнаружатся тогда, когда кончится власть темного царства деспотизма и насилия.

Образ Кулигина в пьесе А.Н. Островского ‘Гроза’

В 1859 году А.Н. Островский написал пьесу «Гроза», в которой он поднял проблему перелома общественной жизни, проблему смены социальных устоев, проник в самую сущность противоречий своего времени, нарисовал колоритные образы самодуров, их быт и нравы. В противодействие самодурству выступают два образа — Катерины и Кулигина. Это сочинение посвящено второму.

Кулигин — это мещанин, механик-самоучка. В первом действие, в разговоре с Кудряшом, он предстает перед нами поэтичным ценителем природы, Кулигин восхищается Волгой, называет необыкновенный вид чудом. Мечтатель по натуре, он, тем не менее, понимает несправедливость строя, при котором все решает грубая власть силы и денег: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — говорит он Борису Григорьевичу: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Сам Кулигин совсем не такой, он добродетельный и мечтает о благополучии народа: «Только бы мне, сударь, перпету-мобиль найти!.., я бы все деньги для общества и употребил…»

В следующий раз Борис встречает Кулигина в третьем действии на вечерней прогулке. Кулигин снова восхищается природой, воздухом, тишиной. В тоже время он расстраивается, что в городе сделали бульвар, а люди не гуляют, он говорит, что у всех давно ворота заперты и не от воров: «…а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства!» Кулигин вроде бы и возмущен всеми устоями «темного царства», но сразу после своей гневной речи он произносит: «Ну, да Бог с ними!» словно отступаясь от своих прежних слов. Протест его почти немой, и выражается только в возражениях, он не готов, подобно Катерине, к открытому вызову. На предложение Бориса писать стихи Кулигин тут же восклицает: «Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так сударь за мою болтовню достается». Однако стоит отдать ему должное, за то, с каким упорством и в тоже время учтивостью он просит у Дикого деньги на материалы для солнечных часов на бульваре: «…для общей пользы, ваше степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Бог с вами, Савел Прокофьич! Никакой я грубости вам, сударь, я не делаю; Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело».

К сожалению, Кулигин натыкается только на грубость и невежество со стороны Дикого. Тогда он пытается уговорить Савелия Прокофьича хотя бы на громовые отводы, так как грозы в их городе частое явление. Но не добившись никакого успеха, Кулигину ничего не остается, кроме как уйти, махнув рукой. мечтатель протест самодурство общество

Кулигин — человек науки, который с уважением относится к природе, тонко чувствует ее красоту. В четвертом действии он обращается к толпе с монологом, пытаясь в нем объяснить людям, что не нужно бояться грозы и других природных явлений, напротив надо ими восхищаться, любоваться: «Не гроза это, а благодать!.. любоваться бы надобно да дивиться премудрости…» Но люди и не желают его слушать, все они, согласно старым обычаям, продолжают верить, что всё это к беде, что это Божья кара.

Кулигин хорошо разбирается в людях, способен к сопереживанию и может дать правильные, дельные советы — все эти качества он отлично проявил в разговоре с Тихоном: «Вы бы ей простили, да не поминали никогда…Она бы вам, сударь, была хорошая жена; гляди — лучше всякой…Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить… Врагам-то прощать надо, сударь!»

Именно Кулигин вытащил мертвую Катерину из воды и принес ее Кабановым: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед Судией, который милосерднее вас!». После этих слов Кулигин убегает, он переживает это горе по-своему и не в силах делить его с людьми, которые являются виновниками самоубийства бедной девушки.

Лично мне очень симпатичен образ Кулигина. Он — как некая белая ворона в городе Калинове, резко отличается от остальных жителей образом своих мыслей, рассуждениями, ценностями, стремлениями. Кулигин осознает несправедливость устоев «темного царства», пытается бороться с ними, мечтает улучшить жизнь простых людей. Он думает о социальном переустройстве города. И возможно, найди Кулигин хотя бы несколько единомышленников и материальную поддержку, ему бы удалось значительно изменить Калинов в лучшую сторону. Именно это нравится мне в Кулигине больше всего — его стремление к благополучию народа.

Вариант 7

Роль Кулигина в пьесе «Гроза» играет важную роль в развитии сюжета и раскрытии характера других персонажей. Кулигин — это простой и прямолинейный человек, который живет по принципу «честности и порядка». Его реплики и действия помогают нам лучше понять других героев и их внутренние конфликты.

С самого начала пьесы герой проявляет свою прямоту и простоту, когда он называет Катерину «Красавицей». Его слова отражают его чувство удивления и восхищения перед ее красотой и изяществом. Он также выражает свое наблюдение о том, что красота часто оказывается опасной и ведет к несчастью.

Дальше в пьесе Кулигин несколько раз упоминает о своей жене, Катерине, и о том, как он ее не любит. Это выражение показывает, что Кулигин не испытывает настоящей любви к своей жене и считает ее неинтересной

Он также говорит, что она не сможет привлечь его внимание, даже если будет самой красивой женой. Эта фраза указывает на отсутствие эмоциональной связи и нежности в их отношениях

В дальнейшем Кулигин описывает свою жизнь, благодаря которой становится понятно, что он проживал свободно и беззаботно, как птица в полете. Это позволяет нам лучше понять его характер и стремления. Он также выражает свою любовь к детям и желание проводить время с ними, что говорит о его доброте и нежности.

Кроме того, Кулигин играет роль посредника и примирителя между Катериной и остальными членами ее семьи. Он пытается уговорить ее мать прекратить свои наезды на нее, а также обединить Кабановых и Кулыгиных вместе. Его добрые и миролюбивые попытки помочь стабилизировать семейные отношения являются показателем его желания поддерживать гармонию и мир.

Однако, несмотря на все свои добрые намерения, Кулигин не всегда может помочь и исправить ситуацию. В конце пьесы он не может остановить Катерину, когда она решает бежать с Борисом. Его невозможность помочь ей в ее отчаянном поиске свободы и счастья подчеркивает его ограниченные возможности и силу.

Таким образом, роль Кулигина в пьесе «Гроза» заключается в направлении намерений других персонажей и предоставлении контраста к их сложным внутренним конфликтам. Он выступает как символ простоты и прямоты, но его действия не всегда приводят к желаемым результатам. В целом, Кулигин вносит свою лепту в развитие сюжета и помогает нам лучше понять человеческую природу и ее противоречия.

Мне нравится1.5 k.Не нравится925

Что ты чувствуешь по отношению к урокам литературы? +1
+1
+1
+1
+1
+1
+1

Образ и характеристика

Кулигин – местный житель города Калиново. Мужчина средних лет. Работает механиком, мечтает изобрести вечный двигатель.

Кулигину 50 лет.

«Пятьдесят лет я гляжу за Волгу и все наглядеться не могу…».
«Механик, самоучка-механик…»

Образован. Высокоэрудированный. С легкостью цитирует известных авторов. Его кумир Ломоносов. Он искренне им восхищается, надеясь, что когда-нибудь и к нему слава придет.

«Поначитался-таки Ломоносова, Державина…Мудрец был Ломоносов, испытатель природы…А ведь тоже из нашего, из простого звания…».

Романтичная, мечтательная натура. Кулигина восхищает все вокруг. Особенно он любит восторгаться местными пейзажами, а они в Калинове просто великолепны. Радуется каждой травиночке, распустившемуся цветку. Природа вызывает у него немое благоговение перед ней, душевный трепет перед ее неповторимостью.

«Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита».

Разговорчивый. Для Кулигина поговорить милое дело. Рот у него не закрывается. Он сам прекрасно знает за собой эту привычку доставать всех разговорами, но удержаться лишний раз при встрече со знакомыми людьми, не может.

«Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать».

Хочет быть полезным. Все нереализованные идеи Кулигина, направлены на улучшение жизни города. Один из таких примеров солнечные часы.

«…Подойдете и видите, который час».
«Какие такие там у тебя громовые отводы?».

Смелый. Кулигина можно назвать смелым человеком. Все люди напуганы грозой, а он нет. Искренне не понимает, как можно дрожать от страха, когда грохочет гром.

«А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! Я вот не боюсь…»

Честный. Кулигин не привык врать и выкручиваться. Он всегда говорит правду и только правду. Наверное, это многим не нравится, но зато ему не стыдно за свои слова. Зачем обманывать людей, давая ложные надежды. Пусть лучше сразу все узнает, чем потом.

Добрый, хороший. В городе его все знают. Никто слова плохого в его адрес не бросит. «Да меня здесь все знают; про меня никто дурно не скажет». Видя, как страдает Тихон, убеждает его, что на врагов не стоит держать зла. Увидев на берегу тело Катерины, не выдерживает, бросая слова в адрес семейства Кабановых об их отношении к погибшей.

Мечтает создать перпетуум-мобиле. Но эта идея, скорее всего так и останется на уровне мечты изобретателя. В маленьком городке его задумки не могут оценить по достоинству. Поддержки со стороны местных жителей нет, стремления его для них непонятны. Научные работы не нужны людям. Они просто не видят в них практической пользы. Но для Кулигина главное жить идеями. Без них он загнется от тоски, потеряет внутреннее своеобразие.

Добросовестный. Мечтает зарабатывать честным трудом.

«Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство?».

Кулигин («Гроза»): характеристика (кратко)

В следующий раз мы встречаемся с Кулигиным, когда он беседует с Борисом Григорьевичем — порядочным образованным молодым человеком и племянником Дикого. Кулигин невольно интересуется, как это Борис живет в подчинении у своего дяди — жуткого деспота и грубияна, которому и возразить невозможно на его бессмысленные упреки. Борис отвечает, что ему действительно трудно ужиться здесь, точно что лишний. Выслушав историю Бориса Григорьевича, Кулигин понимает, что сделать с этим ничего нельзя, так как хорошо знает общественные устои в Калиновке и видит, какие жестокие нравы в этом городе.

Порыв к знанию и свету

Механик кажется кротким, но он и свободолюбив.

Неудивительно, что именно ему досталась роль своеобразного древнегреческого хора, который выражал и общее мнение, и позицию автора сочинения.

Мастер жаждет света для всех жителей города.

Так или иначе, порыв к знанию, свету, переменам прорывается в монологе Кулигина о жестоких нравах. Анализ его позволяет иначе посмотреть и на эксперименты и проекты самоучки.

Провинциальный интеллигент способен тонко чувствовать происходящее вокруг:

Называя нравы жестокими, персонаж дважды повторяет свою оценку. Сам по себе такой речевой прием не редок. Но здесь он действительно позволяет усилить впечатление от сказанного.
Бедность, грубость и ничего больше — таково описание часовщиком мещанства. Герой чувствует, что отсюда невозможно выбиться, и предлагает другим разделить это мнение.
Знает калиновский мыслитель и причину безысходности. Он называет ее: честно зарабатывать невозможно, богачам выгодно закабалять простых людей, чтобы нажиться на них еще больше.
Мастер приводит пример из жизни калиновцев. Он рассказывает о том, как относится к народу купец. Когда люди нажаловались на Дикого городничему, Савел Прокофьич быстро разъяснил чиновнику позицию. Жалобы названы пустяками, о которых и думать не стоит. А из копеек, которые не доплачены работникам, складываются тысячи. От этого купцу и хорошо.
Но и при такой хищнической философии нет и между купцами единства, взаимоотношениям их даже внутри собственной среды не позавидуешь. Каждый норовит подпортить другому торговлю

И, что важно, не из желания прибыли, а просто из зависти. Здесь герой четко выражает отношение к «хозяевам жизни».
А дальше он дает понять порочность сложившейся системы

Когда купцы начинают играть друг против друга по-крупному, они привлекают к делу государственных чиновников. «Приказные» и рады стараться. За взятку они напишут на гербовой бумаге любую кляузу.
«Несть конца мучениям» у Кулигина, и это, безусловно, касается не только судебных процессов между враждующими купцами. Это и оценка всего происходящего вокруг. Становится предельно ясно, что интеллигент хочет вырваться из затхлого мира.

Монолог дает понять, что Кулигин многим отличается от других жителей городка. Мысли его, слова, манера говорить свидетельствуют, что мнимые или действительные личные качества Кабанихи, Дикого ни в какое сравнение не могут идти с качествами интеллигента.

В произведении, которое Достоевский назвал одним из лучших у автора, Островский широко использовал прием антитезы.

И Катерину, и Кулигина можно легко противопоставить как другим персонажам, так и друг другу (исходя хотя бы из формы протеста). Но в первую очередь в произведении противопоставлены две идеи.

Это идея отмирающего мира и идея неостановимого прогресса.

https://youtube.com/watch?v=hdqzB0-sK-g

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Полное имя — Кулигин.

Возраст — около 50 лет.

Род занятий — часовщик-самоучка.

Семья — не указано.

Социальное положение — мещанин.

Происхождение — родом из простого, небогатого семейства.

Воспитание — воспитан порядочным, честным человеком с высокими нравственными принципами.

Образование — традиционное для мещанских семейств, многие знания приобрёл самостоятельно.

Внешность — мужчина средних лет.

Характер — добрый, отзывчивый, милосердный, способный заботиться о других, умный, разговорчивый, мечтательный, честный, ответственный.

Положительные черты — добросовестный, добрый, честный, бесстрашный, умный, образованный, разносторонне развитый.

Отрицательные черты — отсутствуют.

Произведение — «Гроза».

Роль образа Кулигина

Кулигин не является главным героем пьесы, однако его роль является очень важной. Это первый герой, с которым знакомится читатель в самом начале произведения

Он противопоставляется остальным жителям города, ведь в отличие от них, неспособных видеть ничего кроме своих мелких проблем, он старается думать не только о себе, но и о судьбах других людей.

По своим взглядам Кулигин очень близок к Катерине, он также, как и она не согласен с положением людей в городе, с атмосферой обмана и лицемерия, которая царит здесь. С одной стороны он очень дипломатичен и сам признает, что за его болтливость ему часто достается, с другой – он не боится высмеивать порядок, заведенный в доме Кабанихи.

Этот герой всегда присутствует в ключевых моментах пьесы. В его уста Островский вкладывает свои мысли по поводу происходящих событий. Именно Кулигин вытаскивает из омута Катерину, которая совершила самоубийство, он несет ее по городу в сопровождении местных жителей, которые в конце пьесы встали на его сторону. именно ему принадлежат слова в конце произведения, адресованные Кабанихе о том, что Катерина теперь предстала перед судом того, кто намного милосерднее.

Кулигина можно сравнить с Катериной, только в отличие от нее он не способен на такой яркий протест, как она. Катерина, не выдержав давления окружающих и поняв бессмысленность своего существования, бросается в омут, Кулигин же продолжает жить в Калинове, и становится нравственным судьей для многих жителей города.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Значение Кулигина в пьесе «Гроза». Образ этого героя является нравственным мерилом в произведении. Он один из немногих, кто пытается противостоять обществу и защитить Катерину. Кулигин – добрый и честный человек, который, в отличие от главной героини, не способен на такой яркий протест , как она.

Монолог Кулигина «Жестокие нравы» – сочинение

Монолог Кулигина рассказывает о том, как обстоят дела в городе Калинове. Герой говорит, что город населён мещанами, да чиновниками и одни живут за счёт других. Кулигин сам будучи мещанином понимает, что богачи зарабатывают на бедных, на их труде и ничего изменить нельзя, такова жизнь.

Кулигин обеспокоен тем, что простым работягам постоянно не доплачивают, но его собеседник Дикой не видит необходимости обсуждать такие пустяки, так как он считает это нормальным. Купцы обманывают представителей низшего сословия ради собственной выгоды.

Кулигин говорит о том, что они даже между собой не ладят, каждый старается насолить другому, все завидуют тому, у кого лучше идёт торговля. Так же Кулигин говорит о продажности чиновников, о том, что они за определённую плату могут любую бумажку написать на любого человека. За это купцы денег не жалеют.

Так и протекает жизнь в городе по словам Кулигина, в нём царит продажный мир купечества, в котором каждый старается навредить другому ради собственной выгоды. Жителями движет зависть и корысть, желание заработать больше конкурентов. Таких понятий как совесть и честь в купеческом мире просто не существует.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Выдающаяся личность Юрий Гагарин

    Среди знаменитых и выдающихся людей 20 века особое место занимает Юрий Гагарин – первый в мире человек, полетевший в космос. С его биографией знаком каждый человек на территории бывшего Советского Союза

  • Отзыв на сказку Аленький цветочек Аксакова

    Сказка Сергея Аксакова «Аленький цветочек» была написана со слов своей ключницы Пелагеи. В строках произведения слышится тихий голос женщины. Это русская версия сказки «Красавица и чудовище»

  • Сочинение Пантелей Прокофьевич в романе Тихий Дон Шолохова образ и характеристика

    В сочинении мы поговорим о Пантелее Прокофьевиче из романа Шолохова «Тихий Дон». Семья, в которой он был настоящим хозяином.

  • Характеристика мальчиков из рассказа Бежин луг Тургенева образы 6 класс

    Образы крестьянских детей описаны в произведении со всем присущим автору мастерством. На протяжение всего повествования писатель всячески проявляет свою симпатию к простому русскому народу.

  • Сочинение Описание господского дома Собакевича в поэме Мертвые души

    Описание господского дома Собакевича в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души играет важную роль в понимании характера героя. Усадьба помещика, обстановка дома является своеобразным отражением его характера.

Мировоззрение Кулигина

Кулигин является представителем «новых взглядов». Он прогрессивен и готов к чему-то новому. Постоянно что-то изобретает и пытается внедрить в жизнь что-нибудь новое, что сделает жизнь всего города удобнее и проще. То, как он относится к миру, то как и что он думает, не совпадает с мировоззрением остальных жителей города. Он читает много книг, но это не делает его консерватором, а скорее наоборот, дает возможность размышлять, двигаться вперед, быть прогрессивным и смелым на возникновение и воплощение различных идей. Он привык жить не только для себя. Это тоже отличает его от большинства жителей города, для которых странно и дико то, что кто-то хочет сделать доброе дело на благо народу, а не только ради собственных интересов.

Вариант 2

Сказка говорит о том, что все в этом мире переплетено. Отдельные небольшие части создают нечто большее. Убрав отдельную часть системы, можно нарушить общий порядок происходящего.

Также, можно сказать, что автор делает намек на бюрократию, где отдельные низшие элементы подвергаются насилию ради обеспечения спокойствия высших слоев общества.

Можно  придать тот смысл, что нечто красивое и прекрасное создается с большим трудом на основании действия многих составляющих.

Вдобавок, следует упомянуть о том, что сказка развивает в детях страсть к любознательности, ведь мальчик самозабвенно ринулся изучить сложный мир табакерки. Что-то новое познается лишь череду приключений и неких испытаний, давая познать, что новые знания даются нелегко.

Краткое содержание

Мальчику Мише отец подарил табакерку. Он начал рассказывать, как там все устроено: колокольчики, молоточки, пружинки.

В дальнейшем, ему приснился сон, будто он попал внутрь этой табакерки. Все детали ее перед ним предстали как маленькие человечки, которые денно и нощно трудятся. Жалуются на притеснения «старших». Мальчик спросил принцессу-пружину о том, почему человечков бьют, на что она ответила о необходимости этого ради создания красивой музыки. Миша решил удостовериться в ее словах и прижал пружину, но она сразу же лопнула…

Автор

Владимира Одоевского по праву называют одним из основоположников классической детской литературы, то есть изначально он понимал важность написания специализированных художественных произведений для детского возраста. Несмотря на то, что произведения писателя имели словесную оболочку, удобоваримую для детей, часто они имели совсем недетский подтекст, осуждающий несправедливости общества, людские пороки, недостатки государственности как системы

Одним из таких ярких произведений  является сказка «Город в табакерке»

Несмотря на то, что произведения писателя имели словесную оболочку, удобоваримую для детей, часто они имели совсем недетский подтекст, осуждающий несправедливости общества, людские пороки, недостатки государственности как системы. Одним из таких ярких произведений  является сказка «Город в табакерке».

Изобретатель

Он мечтает изобрести перпетуум-мобиле, за который сможет получить миллион и организовать рабочие места для людей. Он так и говорит: «А то руки есть, а работать нечего». Себя он называет «механиком-самоучкой» и просит Дикого дать ему десять рублей на солнечные часы, которые хочет сделать в парке. А потом говорит ему о спасительном громоотводе, который тоже можно установить в городе. Но жадный и туповатый помещик не желает расставаться со своими средствами, которые любит больше жизни. Все уговоры оказались бесполезными. Однако удивляешься почтительности, терпеливости и упорству Кулигина вести разговоры с Диким, до которого, правда, достучаться ему так и не удалось.

Образ России в поэме Мертвые души Гоголя

Где можно увидеть образ старой России как ни в поэме «Мертвые души». В ней показана ее суть, все естество России того времени, чем она живет, чем существует. И в этом романе показана только отрицательная ее сторона (положительную автор не стал показывать), где показаны одни пороки, безнравственность, греховность, всю слабую сторону одной медали.

Такая сторона особенно проявлялась в богатых слоях общества, да и простые люди небыли лишены этого.

Гоголь старался показать это в своем романе для любого читателя. И как считают критики, ему не полностью это удалось в своем первом томе; — Они полагают, может быть, он полностью это раскрыл во втором, потерянном тому «Мертвых душ», кто знает.

Несмотря на то, что все эти люди играют отрицательных героев романа, все они личности, каждый индивидуален по своему, но тем ни менее у них есть нечто общее. То, что их всех объединяет это необразованность, бескультурье, небольшой интеллект, огромная страсть к деньгам и наживе, жестокость и невежественное обращение к крепостным и просто маленьким людям.

Такова была Россия во времена Гоголя, такой он ее видел, и где-то актуальной остается и по сей день. Чиновники этой небольшой провинции, как и везде иногда не чисты на руку, господствует коррупция, стремление каждого мало-мальски высокого чиновника обогатиться за счет простого народа, отсутствие боязни наказания за свои поступки, полная безнаказанность во всех сферах, и полная круговая порука.

И вся Россия это – именно этот город N. Главное здесь материальное богатство, деньги и власть.

Но как говорилось ранее, простой народ также является частью Росси и они показывают другую сторону России, но так же не блестящую ее сторону.

Безграмотность, уровень духовности неимоверно низок на тот момент.

Как и над богатым сословием смеялся автор, так же высмеивает и простой люд. Иронизируя недотепу Петрушку, который страсть как любил читать книги, но к сути от прочитанного не вникал.

Положительной стороной крепостничества это стремление к свободе, талантливость и трудолюбие.

Настоящее России

Типичными образами настоящей России являются помещики губернского городишка N. Дворянские сословия, обленившись, жируют, грабя своих крепостных.

Маниловы мечтают о встречах и беседах с друзьями, но не могут назвать ни одной интересующей их темы. Они ждут только повышения по службе, которое придет само собой. Стать генералом Манилов собирается, потому что найдет приятного собеседника. Об их встречах узнают другие знатные вельможи, итог – высокое звание. Маниловы не думают о службе, труде, подвигах, все появляется как по мановению волшебной палочки. На самом деле в поместьях маниловых все постепенно приходит в упадок. Витают только мысли хозяина, остальное гибнет и стареет.

Собакевичи заняты едой. Они набивают животы разнообразными блюдами, не смотрят на количество съеденного. На их фоне голодные мужики выглядят по-другому. Они работают до изнеможения, но не могут накормить свои семьи. Голод и обжорство – образ жизни собакевичей.

Плюшкины – самый неприятный тип дворянства. От своей алчности они потеряли все человеческое. Живут как пауки, страшные и жестокие. Тащат в свое логово все, что смогут унести, не гнушаются воровства. Они уже не понимают, зачем им нужны эти вещи, но страсть к накопительству превыше разума.

Ноздревы ездят по балам, пьют и буянят

Для них важно пошуметь, поврать, подраться и напиться. Нет дела, к которому бы они относились с уважением

Настоящее России – это помещики, не создающие для страны ничего. Они ищут, на чем поживиться, разрушая все вокруг себя. Они олицетворяют косность и застой в умах русского дворянства.

Заключение

В заключение темы «Гроза». Характеристика Кулигина» нужно отметить, что к изобретателю тянется местный народ, и каждый может открыть ему душу, даже Тихон Кабанов. Кулигин защищает Катерину — это видно из его слов после ее самоубийства. Он сказал Кабанихе и ее сыну, что теперь они могут делать с ней все что угодно, однако душа ее уже перед Судьей, который будет помилосерднее их. В конце Кулигин буквально убегает от этих людей, так как ему действительно невыносимо больно и неприятно находиться с ними рядом.

Оценили «Грозу» Островского (см. её краткое содержание и анализ) те критики, которые «луч света», озаряющий «темное царство», усмотрели в «знании», в «образовании»… Только оно может победить «темное царство», с мрачными остатками старины. Представителем такого знания, которое уже начинает борьбу с мраком, является в пьесе Кулигин – механик-самоучка. Самым нелепым воплощением старого мрака представлена странница Феклуша
.

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль. Серия 2

Кулигин – сторонник знания, сторонник культуры; он уже вырос из того мрачного «натурализма», который даже самодура-Дикого делает «рабом природы», как жалкого, первобытного дикаря. Дикой боится грозы: он видит в ней проявление гнева Божьего и потому бороться с грозой, при помощи громоотвода, считает «грехом» . Поклонник Ломоносова , Кулигин усвоил его точку зрения, которая мирила «науку» и «религию», – и величие Бога стремилась доказывать при помощи изучения естественных наук. В своем «Послании о пользе стекла » Ломоносов выражает это, новое для России, отношение человека к природе. Он нападает на «слабый ум» своих современников, которые считали «грехом» всякую попытку истолковать, что такое град и молния, которые «неурожай» объясняли «гневом Божьим» и считали «грехом» давать ему естественные объяснения:

Когда в Египте хлеб довольный не родился, То грех ли то сказать, что Нил там не разлился?

Кулигин, страстный поклонник Ломоносова, подобно своему учителю, опоэтизировал свое научно-религиозное понимание жизни природы. Художник в душе, человек, приверженный к религии и к тем убогим искрам знания, которыми подарила его судьба, он трезво смотрит на действительность и борется с нею во имя общественных интересов. Он наивен с верой в то, что ему удастся изобрести «перпету-мобиль» (вечный двигатель) – но он трогателен с этой верой в свои силы. Сам Петр Великий выписывал из-за границы мастеров для изобретения этой фантастической машины, в возможность которой он верил так же наивно и твердо, как впоследствии Кулигин, – этот, в XIX веке, представитель петровской Руси.

Кулигин составляет исключение в городке Калинове по своей жажде образования, по своему интересу к миру культуры. Это натура мягкая, восторженная и чуткая. Он любит природу, любит поэзию, он чует возможность иной, более благородной и осмысленной жизни и не может примириться с грубостью и жестокостью нравов своего города. Одаренный талантом изобретателя, умственно-пытливый, Кулигин является показателем тех прекрасных жизненных сил, который зреют в русском народе и могуче обнаружатся тогда, когда кончится власть темного царства деспотизма и насилия.

Пьеса «Гроза» Островского знакома каждому. Это гениальное по своей значимости произведение. Автор поднял в нем животрепещущие вопросы того времени, выставив на суд читателя колоритность характеров героев.

Образ и характеристика Кулигина в пьесе «Гроза» является второстепенным. Знакомство с данным персонажем происходит в самом начале произведения. С первых минут читатель проникается искренней симпатией к механику-самоучке, вынужденному выживать в атмосфере устаревших патриархальных порядков и законов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: