Образ россии в поэме николая васильевича гоголя «мертвые души»

Образ россии в поэме николая васильевича гоголя «мертвые души»

Образ России в поэме гоголя «Мертвые души» – взгляд в будущее

Вся поэма посвящена критике государственного порядка. Она пронизана фразами, вселяющими надежду на улучшение жизни, изменение взглядов, приоритетов. Гоголь проводит параллель между угнетенностью, забитостью народа и его талантами, трудолюбием. Каждый персонаж – это урок, показывающий влияние пороков на жизнь человека, всей страны.

Понятие родины автор возвышает над невзгодами, трудностями. Многие сцены показывают, что несмотря на низменность персонажей – жителей России, страна непременно станет лучше. На это указывает окончание композиции: красивая тройка, несущаяся к светлому будущему.

Гоголь верит в непоколебимость, силу России. Поэма говорит, что родина непременно воспрянет, ситуация изменится, люди станут добрее, сменят свои приоритеты.

Настоящее России

Типичными образами настоящей России являются помещики губернского городишка N. Дворянские сословия, обленившись, жируют, грабя своих крепостных.

Маниловы мечтают о встречах и беседах с друзьями, но не могут назвать ни одной интересующей их темы. Они ждут только повышения по службе, которое придет само собой. Стать генералом Манилов собирается, потому что найдет приятного собеседника. Об их встречах узнают другие знатные вельможи, итог – высокое звание. Маниловы не думают о службе, труде, подвигах, все появляется как по мановению волшебной палочки. На самом деле в поместьях маниловых все постепенно приходит в упадок. Витают только мысли хозяина, остальное гибнет и стареет.

Собакевичи заняты едой. Они набивают животы разнообразными блюдами, не смотрят на количество съеденного. На их фоне голодные мужики выглядят по-другому. Они работают до изнеможения, но не могут накормить свои семьи. Голод и обжорство – образ жизни собакевичей.

Плюшкины – самый неприятный тип дворянства. От своей алчности они потеряли все человеческое. Живут как пауки, страшные и жестокие. Тащат в свое логово все, что смогут унести, не гнушаются воровства. Они уже не понимают, зачем им нужны эти вещи, но страсть к накопительству превыше разума.

Ноздревы ездят по балам, пьют и буянят

Для них важно пошуметь, поврать, подраться и напиться. Нет дела, к которому бы они относились с уважением

Настоящее России – это помещики, не создающие для страны ничего. Они ищут, на чем поживиться, разрушая все вокруг себя. Они олицетворяют косность и застой в умах русского дворянства.

Культурный контекст создания поэмы «Мертвые души»

Создание поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголем происходило в период, когда Россия переживала сложные социальные и экономические изменения. В связи с отменой крепостного права, начались массовые свободные продажи крестьян, что стало причиной появления явления, называемого «мертвые души». Это были крестьяне, которые продавались вместе с землей и пожизненно регистрировались на новых хозяинах. В таком контексте появление поэмы Гоголя, которая касалась именно этой темы, было актуальным явлением для современного общества.

Создание «Мертвых душ» также происходило в контексте развития русской литературы и культуры в целом. Гоголь был писатель, отличавшийся своей оригинальностью и новаторством. Его произведения отличались глубиной анализа социальной действительности, остротой сатиры и философской глубиной. «Мертвые души» стали одним из самых ярких произведений Гоголя, которые оказали влияние на литературу и культуру России и мира в целом.

Таким образом, создание «Мертвых душ» Н.В. Гоголем было не только отражением социальных и экономических изменений в России, но и вписывалось в контекст развития русской культуры и литературы

Это было явлением, которое открыло новые возможности для развития литературы и привлекло внимание к проблемам современного общества

Противоречия, отразившиеся в поэме

Юрьев Никита, учащийся 9 класса

Каждый гений неповторим в богатстве и разнообразии своего внутреннего мира. Но в главном — в любви к своей великой и многострадальной Родине. В завершении одиннадцатой главы первого тома Гоголь показывает образ величественной Родины.

Остается только удивляться прозорливости автора, сумевшего в своем далеком прошлом увидеть то, что произойдет лишь через сто лет. Только пламенный патриот, каким был Николай Васильевич Гоголь, смог увидеть и показать всему миру, что ждет Россию. А мы, читая его произведения, восхищаясь его юмором, чистотой и глубиной мыслей и языка, учимся у писателя любить родину и быть ей полезными.

Отношение Гоголя к России

В период создания поэмы «Мертвые души», несмотря на отмену крепостного права, надежд на то, что Русь все же воскреснет в своем былом величии оставалось мало. Однако, огромный патриотизм, любовь к своему народу и непоколебимая вера в могущество Руси, позволили Гоголю реалистично описать ее великое будущее. В последних строках, Гоголь сравнивает Русь с трехглавой птицей, летящей навстречу своему счастью, которой уступают дороги все остальные народы и государства.

Образ Руси и крестьян в поэме – это единственные «живые» персонажи, которые находясь в заточении «мертвых душ» все же смогли устоять и продолжить свою борьбу за существование и за свободу. Торжество свободной Руси автор планировал более подробно описать во втором томе своего произведения, которому , к сожалению, так и не судилось увидеть мир.

Популярные сегодня темы

Первый человек, который встречается в пьесе – это простой мещанин по фамилии Кулигин. По своей натуре он мечтатель и смог даже освоить профессию механика. Правда не сильно углубляясь в детали.

В произведении «Охота жить» идет характеристика двух героев. Вообще оно состоит из нескольких небольших рассказов. Сначала речь идет об одиноком старике, который уже давно живет глубоко в лесу и чувствует при этом себя превосходно.

Самую лучшую мою подругу зовут Лена, мы учимся с ней не просто в одном классе, но даже сидим за одной партой. Внешне мы с ней очень разные.

Произведение рисует картину жизни купцов в период бурного экономического роста, начавшегося в России после отмены крепостного права.

Произведение Льва Николаевича Толстого является частью известной трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Трилогию называют автобиографической

Сочинение 4

Мертвые души Гоголя являются знаковым произведением русской литературы и представляют собой уникальное изображение России в XIX веке. В поэме Гоголь описывает различные аспекты жизни в России, такие как бедность, коррупция, социальные проблемы, а также традиции и национальный характер.

Одним из главных образов в поэме является образ крестьянства, которое было наиболее многочисленным слоем населения России в то время. Описывая жизнь крестьян, Гоголь показывает их нищету, унижение и безысходность. В то же время, он поражается их простотой и душевностью, что отражает национальный характер русского народа.

Другим важным образом в поэме является образ дворянства, которое было элитой России. Описывая эти слои общества, Гоголь показывает их жестокость, лицемерие и коррупцию. Также он высмеивает их попытки следовать европейской моде и культуре, не понимая смысла и значения собственной национальной культуры.

Общее впечатление от поэмы Мертвые души Гоголя заключается в том, что она представляет Россию как страну, где социальная несправедливость и бедность идут рука об руку с богатством и коррупцией. Однако, Гоголь также показывает национальный характер русского народа, его простоту, душевность и способность к преодолению жизненных трудностей, что делает поэму чрезвычайно интересным и значимым произведением.

Сочинение 3

Н. В. Гоголь в своей поэме «Мертвые души» стремился показать все стороны жизни русского человека. Полностью задумку писатель так и не смог осуществить, так как до нас дошел только первый том, в котором изображенная Россия полна пороков, особенно среди господ.

Автор показывает частое невежество господствующих сословий на примере поместного дворянства. Гоголь описал целую галерею образов, полных пороков и невежества. Здесь расточитель Манилов и бережливая Коробочка, пройдоха Ноздрев и хозяйственный Собакевич. Особняком стоит скряга Плюшкин, до уровня ничтожности которого не смог опуститься еще никто из помещиков. Несмотря на все недостатки этих героев, каждый из них у автора – индивидуальность, неповторимая личность. Но у всех много общего: культурная необразованность, низкий интеллект, страсть к деньгам, жестокость к крепостным, безнравственность. В поэме автор характеризует не только отдельных помещиков, то и чиновников города в целом. Все они нечисты на руку, стремятся обогатиться за счет народа. Они не боятся наказания за свои деяния, потому что во всю силу работает круговая порука, потому что вся страна – подобие города N. На примере чиновников этой провинции Гоголь изображает пороки всего самодержавно-крепостнического строя.

В поэме автор не ограничивается обличением господствующих сословий. Он затрагивает тему путей исторического развития России. Становится понятно, что к середине XIX столетия деньги в стране встают для всех на первый план. Предприимчивые люди готовы на любые уловки ради материального блага. Примером такого предпринимателя становится главный герой поэмы – Чичиков. Он относится к сословию поместных дворян, но доход от усадьбы ему неинтересен. Главное его стремление – собрать капитал, причем делает он это незаурядными способами, удивляя своей изобретательностью. Но автор не восторгается своим героем, а высмеивает его пороки, как недостатки других помещиков.

Ничтожность высших сословий не может не отражаться на жизни простого народа. Это хорошо показано в «Повести о капитане Копейкине», на примере истории раненого офицера, который не мог добиться от чиновничества ответа на прошение. Ожидание хоть какой-нибудь помощи оборачивается для капитана высылкой из столицы.

Деградация, которой способствовало крепостное право, коснулась и крестьян. В поэме показаны люди из народа, крепостные мужики, уровень духовности которых совершенно ничтожен, развитие которых пало жертвой многовекового гнета. Автор иронизирует над ними, рассказывая о крепостном Петрушке, что любил читать книги, о содержании которых даже не задумывался. Однако крепостничество не смогло затоптать свободолюбие русского народа, его богатырский дух, талантливость и трудолюбие. Гоголь восхваляет русских мастеров, восхищается «живым и бойким русским умом». Именно эти качества помогают еще верить в будущее страны.

Подводя итоги, автор рассуждает о судьбе России, утверждает, что есть в ней еще нерастраченные силы, которые смогут удержать ее на плаву. Несмотря ни на что, Гоголь верит в Русь, сравнивает ее с тройкой, которой уступают дорогу другие страны.

Образ России и народа в поэме Гоголя «Мертвые души» | Гоголь Николай

«Мeртвыe души» Н. В. Гоголя — это нe только сaтирa нa Россию Чичиковых и Собaкeвичeй, но это тaкжe и лиричeскaя поэмa о России — родинe вeликого нaродa. Гоголь писaл «Мeртвыe души» нe кaк спокойный созeрцaтeль жизни, a кaк горячий пaтриот, увeрeнный в вeликом будущeм России, понимaвший свой нaрод и нeнaвидeвший всe то, что мeшaло рaзвитию нaродных сил.

В помeщичьeй и чиновничьeй срeдe Гоголь нe обнaружил ни одного порядочного чeловeкa. Онa нaсeлeнa мeрзaвцaми, мошeнникaми и пошлякaми. Полным контрaстом прeдстaeт в изобрaжeнии писaтeля Россия нaроднaя, в которой он, по слову Бeлинского, увидeл «плодовитоe зeрно русской жизни». Чeм дaльшe движeтся сюжeт «Мeртвых душ», тeм большe рaсширяeтся поэтичeский диaпaзон поэмы, ярчe вырисовывaeтся поэтичeский облик нaродa и России. Гоголь чувствуeт душу русского нaродa. В поэмe с подъeмом и восхищeниeм говорится о eго удaли, смeлости, о любви к свободной жизни. Рaссуждeния Чичиковa о крeпостных и бeглых крeстьянaх имeют глубокоe знaчeниe. Крeстьянe, нeсмотря нa крeпостноe прaво, нe стaли рaбaми по нaтурe. Они бeгут из помeщичьих усaдьб нa окрaины России. Абaкум Фыров подaлся нa Волгу, рaботaeт и гуляeт с вaтaгой бурлaков. Писaтeль нe вeрит в покорность и смирeниe мужикa. «Бог вeдaeт, трудно знaть, что думaeт дворовой крeпостной чeловeк в то врeмя, когдa бaрин eму дaeт нaстaвлeния», — многознaчитeльно зaмeчaeт писaтeль. Нeпокорныe мужики сeлeний Вшивaя Спeсь и Боровки снeсли с лицa зeмли зeмскую полицию. Гоголь дaлeк от рeволюционных нaстроeний, но в дaнном случae он восхищaeтся своим нaродом.

Интeрeсeн рaсскaз Собaкeвичa о достоинствaх умeрших крeстьян, «словно бы они всe живы и здоровы». Дaвно ужe нeт нa свeтe нeпрeвзойдeнного умeльцa — пeчникa Милушкинa, или искуснeйшeго кaрeтникa Михeeвa, или чудо-сaпожникa Мaксимa Тeлятниковa, или Пробки Стeпaнa, могучeй силищи мужикa, или бойкого Ерeмeя Сорокоплeхинa, приносившeго оброку до пятисот рублeй, a пaмять о них живa. Чичиков, возврaтившись в город, с нeобычным для нeго искрeнним волнeниeм и юмором рaзмышляeт о горeстной судьбe мужиков. Конeчно, понимaeшь, что это рaссуждeния нe Чичиковa, это лиричeский голос сaмого aвторa, который восхищaeтся русским нaродом.

Чeловeк из нaродa овeян у Гоголя поэзиeй, чaсто вызывaeт aссоциaции с пeснeй. Пeсня, в которую нaрод вклaдывaл своe сeрдцe, свою пeчaль и свою мeчту о свободной, счaстливой жизни, проходит лиричeским лeйтмотивом чeрeз всe эпизоды, гдe прeдстaeт пeрeд нaми обрaз Руси и ee нaродa. Любовь писaтeля к своeй родинe и к своeму нaроду нaиболee полно вырaзилaсь в пророчeском уподоблeнии России со стрeмитeльно нeсущeйся тройкой: «Чудным звоном зaливaeтся колокольчик; грeмит и стaновится вeтром рaзорвaнный в куски воздух; лeтит мимо всe что ни eсть нa зeмлe, и косясь, посторaнивaются и дaют eй дорогу другиe нaроды и госудaрствa».

Гeрцeн высоко цeнил пaтриотизм Гоголя, он писaл, что «Мeртвыe души» — «удивитeльнaя книгa, горький упрeк соврeмeнной Руси, но нe бeзнaдeжный». Интeрeсно, что Гоголь сaм дaл эскиз обложки для своeй книги. Слово «поэмa» он выдeлил сaмыми крупными буквaми нa фонe голов двух богaтырeй. Это был кaк бы подзaголовок. А вeсь рисунок прeдстaвлял бричку Чичиковa, бутылки, бокaлы, тaнцующую пaру и вьющиeся вокруг зaвитки со зловeщими чeрeпaми — вeсь этот рисунок сдeлaн чeрным по свeтло-жeлтому. И лишь слово «поэмa» нaрисовaно свeтлым по чeрному.

Обложкa точно пeрeдaвaлa основную идeю произвeдeния. Чeрной силe «мeртвых душ» противостояло свeтлоe, жизнeутвeрждaющee нaчaло — мeчтa о счaстливой России и свободном русском нaродe. «Широкиe чeрты чeловeкa вeличaво носятся и слышaтся по всeй русской зeмлe», — писaл Гоголь.

Смысл названия «Мертвые души»

В названии «Мертвые души» заключен куда более важный и глубокий смысл, чем это отображено автором в первом томе произведения. Уже долгое время говорят о том, то Гоголь первоначально задумал написать эту поэму по аналогии со знаменитой и бессмертной «Божественной комедией» Данте, а как известно, она состояла из трех частей – «Ад», «Чистилище» и «Рай». Именно им и должны были соответствовать три тома гоголевской поэмы.

В первом томе своей самой знаменитой поэмы автор задумывал показать ад российской действительности, устрашающую и по-настоящему ужасающую правду о жизни того времени, а во втором и третьем томе – уже подъем духовной культуры и жизни России. В какой-то степени название произведения – это символ жизни уездного города N., а сам город является символом целой России, и таким образом – автор указывает на то, что его родная страна находится в ужасном состоянии, и самое печальное и страшное в том, что это происходит из-за того, что души людей постепенно охладевают, черствеют и умирают.

2 вариант

Не секрет, что Н.В.Гоголь горячо любил свою родину. Размышляя над созданием поэмы «Мёртвые души», он желал «показать хотя с одного боку всю Русь…». Обличая людские пороки, создавая яркие лирические отступления писатель раскрывает образ России в поэме. Изначально автор указывает на величие и прелесть своей родины, стремление молодых людей к наукам, красоту её природы и архитектуры.

Но сложно было бы описать страну, не затронув её населения

Н.В.Гоголь уделяет большое внимание характеру и нравам помещиков, которых посещает Чичиков. Благодаря этому мы понимаем, что на момент создания произведения Россия переживает не лучший период: страну населяет множество несправедливых, эгоистичных и лицемерных людей

Так, в образе Манилова нам изначально предстаёт радушный и гостеприимный помещик. Однако он совершенно равнодушен к своему хозяйству и крестьянам, погружён в собственные мечты, для осуществления которых не предпринимает никаких действий, лишь ожидая их внезапного исполнения.

Собакевич — также человек, не лишённый радушия. Внешне он похож на медведя — зверя, символизирующего Россию. В то время как Собакевич заботится о собственной сытости, лишения терпят его крепостные и даже приятели. Собакевич неуступчив и упёрт.

Коробочка — образ самой настоящей русской женщины. Её бережливость, грамотное ведение хозяйства вызывают уважение, но привычка прибедняться и отсутствие образования совсем не красят помещицу.

Ноздрёв — кутила и пьяница. Он так же легко расстаётся с людьми, как и сходится с ними. Предательство друзей и даже собственных детей ничего для него не значит. Ноздрёвы — одно из самых печальных, и, увы, распространённых явлений на Руси.

Плюшкин — персонаж, вызывающий сочувствие. Потеря того, что было дорого помещику, вызывает в нём желание любой ценой удержать при себе то, что осталось, нажить ещё больше. Хозяйственность была положительной чертой Плюшкина, но она же и убила в нём человеческий облик.

Образ самого города N, в котором автор отражает всякий уездный город России, пестрит серыми и жёлтыми оттенками, бедностью и воровством. Н.В. Гоголь иронично описывает городские пейзажи, но от этого не становится менее печально.

Итак, к концу произведения автор, создав удивительный образ тройки, мчащейся в светлое будущее, передает в нём свои надежды на спасение России. Его родина сильна и непоколебима и не может, несмотря на все испытания, не воспрянуть однажды и не переменить настоящего положения дел к лучшему.

Описание Живой руси в поэме

Гоголь описывает Русь как многострадальное, бедное государство, которое истощили все ранее пережитые препятствия и собственный алчный народ. Однако гоголевская Русь полна сил и энергии, которые еще теплятся в ее душе, она бессмертная и полна могущества. С большим писательским мастерство в поэме изображен русский народ.

Мы знакомимся с обездоленными крестьянами, бесправными людьми, великими тружениками, которые вынуждены терпеть гнет таких помещиков, как Манилов, Собакевич и Плюшкин. Приумножая богатство помещиков, они живут в нужде и бедноте. Крестьяне – безграмотные и забитые – однако никак не «мертвые».

Обстоятельства заставили их приклонить свои головы, но не окончательно покориться. Гоголь описывает истинно русских людей – трудолюбивых, смелых, выносливых, которые долгие года, не смотря на утеснения, сохранили свою личность и продолжают лелеять жажду свободы. Русский народ в произведении является отображением своего государства. Он не мириться с рабским положением: некоторые крестьяне решаются на побеги от своих помещиков в Сибирскую глушь и на Поволжье.

В десятой и одиннадцатой главе Гоголь поднимает тему крестьянского бунта – группа заговорщиков убила помещика Дробяжкина. Никто из мужиков на судебном заседании не выдал убийцу – это говорило в первую очередь о том, что народу было свойственно понятие чести и достоинства.

Описание жизни крестьянства приносит нам понимание того, что Русь в поэме Гоголя – по-настоящему живая, полна внутренних сил! Писатель свято верит в то, что наступит момент когда святая и праведная Русь скинет из себя таких алчных гнилых личностей подобных Плюшкину, Собакевичу и другим, и засияет новыми огнями чести, справедливости и свободы.  

Образ России в «Мертвых душах» – кратко

До начала путешествия Павла писатель подробно рассказывает о пейзажах. Русская земля для него – душа народа, передающая его величие, символизирующая огромные возможности простых людей. Как характеризует автор Россию в произведении:

  • Историческое развитие государства. Многие эпизоды указывают на смену ценностей в обществе. Задание каждого помещика – заработать больше денег, найти новые источники дохода. Даже мертвый крестьянин вызывает у людей желание получить прибыль. Яркий пример предприимчивого, беспринципного человека – главный герой Павел;
  • Характеристика народного труда. Гоголь много говорит о красоте городов, дворцов, созданных руками русского человека. Поэма повествует о трудолюбии простого народа. Тяжелый труд крестьян не оценивается по достоинству;
  • Стремление к лучшей жизни. В эпизодах встречается упоминание о желании молодежи изменить свою жизнь, получить образование, переехать в Петербург, найти хорошую работу. Писатель верит в процветание, положительные перемены в стране;
  • Красивейшая природа. Гоголь сравнивает пейзажи с произведением искусства. Для него Русь – родина, у которой есть душа. С описанием красот противоречит характеристика домов, жилища. Они позиционированы как бедные, ветхие, разбросанные по земле. Сюжет передает ощущения народа того времени – неудовлетворенность, подозрительность, финансовая нестабильность;
  • Особенности зажиточных людей. Через описание помещиков творец характеризует основные пороки, мешающие развитию страны. Герои греховны, безнравственны, алчны. Знакомство с каждым человеком – своеобразный тест личности. После общения Чичиков делает вывод о недостатках, низменности действующего лица.

Городом Н писатель именует все просторы России. Однако приоритетом для граждан является не красота, духовные ценности или нравственные принципы. Они стремятся к богатству, игнорируя общественные, культурные нормы.

Прошлое России

Образ России в поэме «Мертвые души» просматривается через события, предшествующие странствованию Чичикова.

У России большая история. Автор любовно описывает то, что создано русским человеком. Красивые города, дома и дворцы. Молодежь стремится в Петербург за знаниями, за службой, за новой жизнью.

Дерзкая дивная природа России схожа с творениями искусства, она обвивает здания, поднимается в вышину и теряется в облаках. Природа скрывает бедные домишки, разбросанные по огромной стране. В России все противоречиво.

Народ так долго был угнетаем, что не умеет провести обычную сходку. У него получается «препорядочная путаница». Мужики не знают, кому верить. Они погружаются в свое ремесло, заливают горе водкой, гибнут по кабакам.

Патриотизм знати заменяется постройкой избы на русский манер. Огромное количество благотворительных обществ появляется и сразу пропадает.

Страна держится за прошлое, видя в нем пример для процветания. Но автор верит, связь с прошлым сильна только у богатых с «мертвой душой». Другие образованные люди надеются на лучшее развитие событий и меняют настоящее.

Настоящее России

Типичными образами настоящей России являются помещики губернского городишка N. Дворянские сословия, обленившись, жируют, грабя своих крепостных.

Маниловы мечтают о встречах и беседах с друзьями, но не могут назвать ни одной интересующей их темы. Они ждут только повышения по службе, которое придет само собой. Стать генералом Манилов собирается, потому что найдет приятного собеседника. Об их встречах узнают другие знатные вельможи, итог – высокое звание. Маниловы не думают о службе, труде, подвигах, все появляется как по мановению волшебной палочки. На самом деле в поместьях маниловых все постепенно приходит в упадок. Витают только мысли хозяина, остальное гибнет и стареет.

Собакевичи заняты едой. Они набивают животы разнообразными блюдами, не смотрят на количество съеденного. На их фоне голодные мужики выглядят по-другому. Они работают до изнеможения, но не могут накормить свои семьи. Голод и обжорство – образ жизни собакевичей.

Плюшкины – самый неприятный тип дворянства. От своей алчности они потеряли все человеческое. Живут как пауки, страшные и жестокие. Тащат в свое логово все, что смогут унести, не гнушаются воровства. Они уже не понимают, зачем им нужны эти вещи, но страсть к накопительству превыше разума.

Ноздревы ездят по балам, пьют и буянят

Для них важно пошуметь, поврать, подраться и напиться. Нет дела, к которому бы они относились с уважением

Настоящее России – это помещики, не создающие для страны ничего. Они ищут, на чем поживиться, разрушая все вокруг себя. Они олицетворяют косность и застой в умах русского дворянства.

Значение поэмы «Мертвые души» для изучения образа России

«Мертвые души» Н.В. Гоголя – это фундаментальное произведение русской литературы, которое ярко и остро передает образ России в начале XIX века. Роман рассматривается как один из самых красочных образцов социальной и культурной жизни России, который можно отнести к панораме всей страны.

В поэме Гоголь изображает Россию как место, где соединенны прекрасное и уродливое, добро и зло, бедность и богатство. В историческом развитии России Гоголь находил двуединство, которое, по его мнению, лежит в основе русской души. Это проявляется в судьбах его персонажей, их характерах и поступках, а также в описании природы и обстановки, создаваемой автором.

В «Мертвых душах» можно обнаружить все то, что характерно для России той эпохи: маленькие городки с бесхозными помещиками, купечеством, холопством и крестьянами, неспособными выйти из рук государственных чиновников, которые подчас были бесцеремонными и жестокими. Именно такой портрет и создает Гоголь, блестяще и точно изображая образ России того времени.

Вывод 1: В поэме «Мертвые души» актуально и насыщенно передан образ России в начале XIX века

Вывод 2: Гоголь в своем произведении показывает двуединство русской души, которая соединяет разные противоположности

Вывод 3: «Мертвые души» являются не только культурным наследием России, но и важной исторической и социальной хроникой того времени.

Настоящее России

Типичными образами настоящей России являются помещики губернского городишка N. Дворянские сословия, обленившись, жируют, грабя своих крепостных.

Маниловы мечтают о встречах и беседах с друзьями, но не могут назвать ни одной интересующей их темы. Они ждут только повышения по службе, которое придет само собой. Стать генералом Манилов собирается, потому что найдет приятного собеседника. Об их встречах узнают другие знатные вельможи, итог – высокое звание. Маниловы не думают о службе, труде, подвигах, все появляется как по мановению волшебной палочки. На самом деле в поместьях маниловых все постепенно приходит в упадок. Витают только мысли хозяина, остальное гибнет и стареет.

Собакевичи заняты едой. Они набивают животы разнообразными блюдами, не смотрят на количество съеденного. На их фоне голодные мужики выглядят по-другому. Они работают до изнеможения, но не могут накормить свои семьи. Голод и обжорство – образ жизни собакевичей.

Плюшкины – самый неприятный тип дворянства. От своей алчности они потеряли все человеческое. Живут как пауки, страшные и жестокие. Тащат в свое логово все, что смогут унести, не гнушаются воровства. Они уже не понимают, зачем им нужны эти вещи, но страсть к накопительству превыше разума.

Ноздревы ездят по балам, пьют и буянят

Для них важно пошуметь, поврать, подраться и напиться. Нет дела, к которому бы они относились с уважением

Настоящее России – это помещики, не создающие для страны ничего. Они ищут, на чем поживиться, разрушая все вокруг себя. Они олицетворяют косность и застой в умах русского дворянства.

Нравственно-философские проблемы в поэме

Одной из главных тем, затронутых в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя, является нравственно-философская проблема. Автор ставит вопрос о том, что такое истинный человеческий дух и как он проявляется в обществе.

В поэме Гоголь обращается к проблемам морали и этики, к различным взглядам на жизнь и смерть, на доступность любви и богатства, на место смысла и осмысленности жизни. Лишенные собственных ценностей персонажи только бродят по земле, отдыхая только на растительности и земле, ведут себя невоспитанно и бестактно, общаются с любой живой душой как с равным.

Таким образом, изображая своих персонажей, Гоголь обращается к вопросам нашей жизни, нашей идентичности и нашего истинного места в мире

Важно понимать, что автор скрупулезно прорабатывает множество нравственно-философских проблем, таким образом, подчеркивая их важность и значимость для каждого человека

В целом, главные нравственно-философские проблемы, к которым автор обращается в «Мертвых душах», это проблемы одиночества, меркантильности, зазнайства и неуверенности в своих силах. Но Гоголь не только акцентирует проблемы, но и помогает нам найти ценность в нашей жизни, делая вывод о том, что одинокость и непонимание — это не конец, но лишь начало новой философии.

Роль природы в образе России Гоголя

В поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголь использует природу не только как фон для действия, но и как символический образ, который помогает читателю лучше понять Россию и ее народ.

Природа в поэме описывается как своеобразное источник жизни, который дает утешение и помощь в трудные моменты. Например, когда Чичиков путешествует по России, он всегда останавливается, чтобы насладиться красотой природы и отдохнуть от многих забот.

Гоголь также использует природу как символ, который отражает настроение и характер России. В поэме природа описывается как неоднородная и противоречивая — одновременно и жизнерадостная, и угрюмая. Это отображает сложность национального характера России, где у людей есть и светлые, и темные стороны.

Таким образом, в поэме «Мертвые души» природа играет важную роль в создании образа России. Она помогает читателю лучше понять настроения и характер народа, а также служит своеобразным источником жизни и утешения для главного героя — Чичикова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: