Портрет героя в рассказе уроки французского распутина сочинение

Характеристика главных героев рассказа в. распутина «уроки французского»

Краткое содержание

Деревенский мальчик, от лица которого ведётся повествование, переезжает в районный центр для продолжения школьного обучения. В его небольшом селе была только начальная школа, поэтому тем, кто хотел учиться дальше, приходилось ездить в район за 50 км.

У матери паренька-рассказчика было трое детей. Действие происходило в послевоенные годы, поэтому об отце в повествовании почти не упоминается. Страна тяжело отходила от последствий войны. Продуктов было немного, люди голодали. И если в деревне ещё можно было найти где-то пропитание, то в большом районном центре с этим было сложнее.

Жил мальчик у маминой знакомой тёти Нади. У женщины были и свои дети. Росли они тоже без отца, поэтому семья жила очень бедно. Иногда мать посылала мальчику нехитрые посылки с провизией. В основном это были:

  • хлеб;
  • картошка;
  • творог.

Игра на деньги

Учился главный герой хорошо, почти на одни пятёрки. Плохо давался ему только французский язык, который преподавала классная руководительница Лидия Михайловна. Мальчик понимал, что если не будет хорошо питаться, то и учиться тоже не сможет, поэтому всячески растягивал присланный из дома пятак, покупая на него молоко несколько раз в месяц.

Однажды Федька, сын тёти Нади, позвал квартиранта с собой, обещая показать что-то интересное. Они пришли на поляну, где ребята, которые были примерно одного возраста с рассказчиком, играли на деньги.

Герой стал наблюдать за игрой. Её правила показались ему несложными. Нужно было всего лишь кидать специальной шайбой по монетам таким образом, чтобы они перевернулись. Кто больше перевернул, тот и выиграл.

На следующий день синяки на лице мальчика заметила учительница Лидия Михайловна. Паренёк хотел было соврать, что упал, но его одноклассник Тишкин рассказал, как было дело. Было страшно, что учительница поведёт нерадивого ученика к директору Василию Андреевичу. За игру на деньги в то время могли легко исключить из школы. Но она велела мальчику просто остаться после уроков.

Занятия с учительницей

Отпираться было поздно, да и смысла не было, поэтому герой рассказал Лидии Михайловне всю правду. К счастью, она его только попросила больше не играть на деньги и пообещала ничего не рассказывать директору. Но учительница сказала, что теперь каждый день после уроков он будет дополнительно заниматься с ней французским.

В школе учились в две смены, поэтому занятия пришлось проводить дома у Лидии Михайловны. Жила она в учительской квартире, расположенной через стенку от директора школы. Сначала паренёк очень робел в гостях у педагога, потом немного осмелел, ему даже понравились занятия. Он начал понимать слова и правильно их произносить. Учительница была далеко не глупым человеком. Она понимала, что ребёнок:

  • голодный;
  • неухоженный;
  • бесконтрольный.

Однако она видела потенциал в юном ученике и всячески старалась ему помочь. Пыталась подкормить его ужином, но мальчик всегда отказывался

Тогда педагог пошла на хитрость. Она научила мальчика игре на деньги, в которую сама играла в детстве. Ребёнок сначала стеснялся, потом привык и стал обыгрывать учительницу. Так у мальчика опять появились деньги, чтобы покупать себе молоко и хлеб.

Однажды за игрой их застал директор. Они так увлеклись, что не заметили, как зашёл Василий Андреевич. Он долго кричал и возмущался, но смелый педагог взяла всю вину на себя. Этот поступок не прошёл для неё бесследно. В скором времени преподавательница уволилась и уехала на родную Кубань, по которой очень скучала.

Вскоре мальчику по почте пришла посылка. В ней были макароны, сахар и другие продукты. А главное — два огромных красных яблока, которые ребёнок не то что ни разу не пробовал, но даже никогда не видел. И хоть на посылке не было обратного адреса, сразу стало ясно, от кого она.

Уроки французского: сочинение по рассказу

class=»entry-content clearfix»>

Все произведения Валентина Распутина связаны с судьбами земляков, их печалями, надеждами, радостями и переживаниями. Его героям присуща честность, доброта, упорство в достижении целей. Очередной рассказ Валентина Распутина Уроки французского является ярким примером человеческой доброты, понимания и отзывчивости. По данной работе мы напишем итоговое сочинение, рассмотрев портрет героя, и подкрепив наши мысли аргументами из литературы.

Уроки французского сочинение

Рассказ Распутина Уроки французского это не просто произведение о школьной учительнице, это настоящий пример уроков доброты, которым каждый из нас должен следовать. Данная работа Распутина является биографической, где автор показывает роль мудрой учительницы в своей жизни.

Из произведения мы узнаем о судьбе подростка, которого мать отправляет на учебу в райцентр. В холодные и голодные послевоенные годы матери приходится отдавать последнее, чтобы выучить сына. Все было бы хорошо, да только тетка обворовывала племянника, поедая его продукты. Мальчику приходилось голодать, а чтобы как-то выжить, он играет на деньги со школьными мальчишками.

Портрет героя

На момент повествования главному герою Уроков французского было около одиннадцати лет. Мальчику приходилось ходить в старой одежде, из которой он уже вырос, и жить впроголодь. Стеснительный, молчаливый, но вместе с тем, наблюдательный и способный ребенок всеми силами старается добиться поставленных целей. Из-за малокровия ему приходится пить молоко, да только на него постоянно не хватает денег. Понимая, что мать и так живет впроголодь, он не просит у нее денег, а решает самостоятеьно заработать деньги игрой.

Будучи по натуре честным мальчиком, он не мог молчать, увидев жульничество в игре, за что его постоянно избивают. Это и заметила учительница. Разобравшись во всем, она решает помочь ребенку, но мальчик отказывается от еды. Он слишком гордый. И Лидия Михайловна идет на хитрость, и приглашает его домой под предлогом улучшить знания по французскому языку. Ни посылка с продуктами, ни попытки Лидии Михайловны накормить голодного ребенка во время уроков французкого, ситуации не меняют. Мальчик отказывается от помощи, и учительнице приходится идти на хитрость, предлагая ученику играть с ней на деньги. Таким образом мальчик смог заработать какие-то деньги и покупать себе молоко. Это длилось до тех пор, показа этим занятием их не застал директор школы. За свой поступок учительница была уволена, после чего Лидия уезжает на Родину и даже там не забывает о своем подопечном, отправив ему посылку с крупными яблоками, которые мальчик до этого видел лишь на картинках.

На примере учительницы Валентин Распутин показал бескорыстие, самоотверженность, и желание помочь людям в трудную минуту. Уроки доброты помогли выжить ученику в непростое время, и не потерять себя и своих человеческих качеств.

Аргументы из литературы

Однако Уроки французского не единственный пример доброты и того, как учитель влиял на дальнейшую судьбу своих учеников. Данная проблематика поднималась многими писателями, и в доказательство этого мы приведем и другие аргументы из литературы.

Так в произведении Первый учитель Айтманова мы видим учителя, который спасает сироту и отправляет девочку учиться в город. В будущем героиня становится доктором наук, а построенную школу назовет именем своего первого учителя.

А еще мы знаем, что учитель может быть не просто наставником, но и настоящим героем, готовым пожертвовать собой, чтобы ободрить и поддержать своих учеников в плену. Примером учительского подвига является повесть Обелиск, написанная Быковым.

Правда не все учителя в произведениях русских писателей являлись примером для подражания. Так в Недоросле Фонвизина учителя были малообразованые, и во всем потакали своему воспитаннику. И в романе Пушкина Евгений Онегин учитель показан также не с лучшей стороны. Шутя давая уроки и не обращая внимания на мораль и проступки своего воспитанника, учитель взрастил самонадеянного мужчину, которого не волнуют судьбы других.

Настоящий учитель — это друг, наставник и пример для подражания, подобно молодой учительнице из Уроков французского, которая жертвуя своим будущим, воспитала из голодного мальчика настоящего человека.

Основная мысль и анализ

Свое знаменитое произведение Валентин Распутин написал в 1973 году. Практически сразу оно было опубликовано в газетном издании «Советская молодежь». Этот рассказ отчасти автобиографичен, так как у писателя была учительница, которая сыграла в его жизни огромную роль. Даже имя героини он позаимствовал у нее.

Эта женщина прочитала творение писателя, оно напомнило ей собственную историю. Она отыскала своего бывшего ученика, при встрече они долго вспоминали, через какие трудности прошли. Все это легло в основу замечательного литературного сочинения. В своей повести Распутин затрагивает много важных тем:

  • людская доброта;
  • значение учителя в жизни ребенка;
  • неравнодушие.

Главная мысль, которую хотел донести автор, заключается в том, что, помогая другим, человек помогает себе.

Вариант 6

В рассказе «Уроки французского» В. Г. Распутин описывает жизнь главного героя — мальчика, который вынужден был жить у чужих людей и зарабатывать на жизнь самостоятельно. Он показывает, какие качества помогли герою выжить в сложных условиях и стать успешным в учёбе.

Во-первых, главный герой отличается высокой самостоятельностью и настойчивостью. Он не просил у других помощи и не жаловался на свою жизненную ситуацию. Вместо этого он самостоятельно нашёл способ заработка денег и продолжал учиться даже в трудные времена. Эти качества помогли ему преодолеть трудности и достичь своих целей.

Во-вторых, герой относился к учёбе с большой ответственностью. Он понимал, что образование — это ключ к будущему, и старался учиться на отлично. Даже при тяжёлой жизненной ситуации он не забросил школьные задания и не позволял себе отставать от других учеников.

В-третьих, герой проявлял гордость и самостоятельность в своих поступках. Он не принимал помощь от других, даже если ему было трудно. Он старался решать свои проблемы самостоятельно и не просил у других сочувствия или жалости.

Таким образом, главный герой рассказа «Уроки французского» представляет собой пример настойчивости, ответственности и гордости. Его личностные качества помогли ему преодолеть трудности и достичь успеха в учёбе. Важный урок, который можно извлечь из этой истории — это урок милосердия, который преподала Лидия Михайловна. Благодаря её доброте и заботе о герое, он понял, что в жизни не всё можно решать самостоятельно и что иногда необходима помощь и поддержка других людей.

Мне нравится444Не нравится270

Второстепенные герои рассказа В. Распутина «Уроки французского»

Несмотря на небольшой объем, рассказ Валентина Распутина отличается насыщенностью красок повествования и достаточно большим количеством второстепенных персонажей, которые так или иначе формируют образ главного героя, являются катализаторами его личностного роста и помимо того, представляют собой несколько распространенных типичных образов.

Например, ребята, с которыми учится главный герой, а впоследствии еще и сталкивается с ними на площадке за игрой на деньги.

Попав впервые на пустырь, где ребята после школы собираются для игры в «чику», он сразу для себя отмечает Вадика: «Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного — рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей челкой. Я вспомнил: он ходил в седьмой класс».

Совет

Вадик является типичным представителем вожака, отличающегося не умом, а силой и хитростью. Его боятся из-за того, что он старше, его уважают из-за его силы. Его боятся, так как ему присущи коварство и желание удержать первенство и авторитет любой ценой. Его конфликт с главным героем как раз и связан с успехами последнего в игре.

Когда герой начинает выигрывать и бесхитростно этому радуется, не скрывая гордости, авторитет Вадика, как лучшего игрока оказывается под угрозой, и он решает проблему единственным известным ему способом – силой, предварительно обманув его в игре.

Персонаж Вадика контрастирует с честностью и добросовестностью самого главного героя, и вызывает у него в то же время желание защищать чувство собственного достоинства.

Естественно, что у таких вожаков как Вадик всегда есть прихвостни.

В данном случае это Птаха: «За Вадиком, как тень, следовал большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу Птаха». Лодырь – переросток, застрявший на второй год в пятом классе очевидно представляет единственно возможным для себя примкнуть к сильному лидеру, чтобы самому не оказаться в изгоях.

Еще один персонаж – Тишкин. Тихоня-подхалим как флюгер, вертится туда, куда «ветер дует». Именно он сдает учительнице главного героя, рассказывая в подробностях о причинах его синяков.

Тишкин выступает как образ слабака-приспособленца, готового подстраиваться под любые условия и не имеющего никаких моральных принципов.

Кроме образов ребят, с которыми главный герой столкнулся в городской школе, важно отметить еще образ его матери. Она сама воспитывает троих детей, трудится, живет непростой и бедной жизнью

Обратите внимание

Она хочет для детей лучшего будущего, потому находит возможность отправить старшего сына, отличающегося хорошими способностями к учебе, в городскую школу, осознавая, что, во-первых, остается без его помощи по хозяйству, а во-вторых, должна будет как-то обеспечить ему еду и кров в городе.

На протяжение всего рассказа главный герой в кратких, скупых фразах проявляет искреннюю благодарность к своей матери.

Хотелось бы еще остановиться на образе директора школы. Застав учительницу и мальчика за игрой на деньги, он не стал разбираться в ситуации, выяснять мотивы героев, обстоятельства. Он просто слепо проследовал букве «педагогического» закона – наказал «виноватых». Его образ – это образ типичного управленца советских времен, которого не волнуют личные проблемы подчиненных, несмотря на то, что он педагог и работает с детьми.

Как видно, каждый из второстепенных персонажей внес свое дополнение в раскрытие личности главного героя, побуждая его образ динамично развиваться на протяжении всего рассказа.

Отзыв на рассказ «Уроки французского» В. Распутина

Сочинение-рассуждение: «Уроки французского» В. Распутина

Анализ «Уроки французcкого» В. Распутина

Подробная характеристика героев

В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин раскрывает тему отношений между учеником и учителем. Лидия Михайловна изображается писателем как действительно талантливый педагог и наставник.

Видя, что мальчик не хочет принимать помощь просто так, она находит способ помочь ему через игру на деньги. Этим женщина в буквальном смысле спасает мальчика от голода, не задевая его гордость.

Главные герои:

  1. Мальчик-повествователь. Мальчик 11 лет из бедной деревенской семьи. Худой от постоянного недоедания. Одинокий, диковатый, скромный и очень способный ученик. Живёт отдельно от семьи, по которой очень тоскует. Честный, мужественный, смелый, упорный с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие денег, учёбы в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи. Самостоятельный и умный не по годам. Гордый, не жалуется и не принимает еду от учительницы, желающей помочь.
  2. Мать мальчика. Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волевая, умная, но неграмотная. Благодаря ей, автор имел возможность учиться, несмотря на голод и бедность. Она приняла решение отдать сына в школу в районный центр, передавала еду и иногда – немного денег.
  3. Лидия Михайловна, учительница французского языка. Красивая, добрая молодая женщина около 25 лет. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косинку» в глазах, короткие чёрные волосы. Родом из Кубани. Родилась и выросла в городе, обеспечена, ни в чём не нуждается. Она сумела рассмотреть голодного и очень способного мальчика, хитростью помогала ему едой и деньгами. Призналась, что с детства вела себя не по правилам, приносила много проблем родителям. По её словам, человек стареет, когда перестаёт быть ребёнком.
  4. Василий Андреевич, директор школы. Строгий человек с манерой громко разговаривать. В школе дети очень его боялись. Провинившегося ученика в присутствии всех учащихся директор школы заставлял объяснить, что его толкнуло на плохой поступок. Застав учительницу с автором, играющих на деньги в «пристенок», директор от возмущения не находит слов. Разбираться в сути поступка педагога он не стал, посчитав это преступлением.

Второстепенные персонажи:

  1. Дядя Ваня. Шофер, который по работе возит в райцентр груз. Один раз в неделю дядя Ваня привозит мальчику продукты.
  2. Федька. Сын хозяйки квартиры, где жил главный герой. Федька познакомил его с компанией, играющей в «чику» на деньги. Федька и его семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе.
  3. Вадик. Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и обижает тех, кто младше и слабее. Дружит с хулиганом Птахой. Избивают главного героя несколько раз за то, что он играет лучше всех.
  4. Птаха. Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.
  5. Тишкин. Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

В рассказе «Уроки французского» герои настолько разнятся своим внутренним и внешним содержанием, что перед читателем предстаёт целая галерея персонажей.

Поступки главных героев «Уроки французского» стали их жизненными уроками. Описание небольшого отрезка жизни главных героев «Уроков французского» – очень трогательное и сильное в рассказе Валентина Распутина.

Рассуждения по теме

В основу произведения легла автобиографическая история автора, поэтому неудивительно, что повествование ведётся от лица мальчика-подростка. В 1947 году, когда по сюжету разворачивается эта история, Распутин был ребёнком примерно такого возраста, так что не понаслышке знал всю тяжесть быта и разруху послевоенных лет.

Возможно, сегодня многие вещи, описанные в рассказе, покажутся читателю смешными или даже неприемлемыми, но тогда было так. Мужчин было мало, женщины в одиночку воспитывали своих, а иногда и чужих детей. Старшие в семье смотрели за младшими, а за ними самими смотреть было некому. Подростки росли сами по себе:

  • работали и учились;
  • старались помочь матерям;
  • ввязывались в неприятные истории.

Описанная в рассказе игра на деньги — это самое безобидное, куда мог ввязаться подросток. В реальности всё было куда страшнее. Не все ребята были такими упорными учениками и честными людьми, как главный герой рассказа. В стране процветала детская преступность.

Возможно, поэтому автор решил описать именно хорошего мальчика, чтобы показать, что не все поступались своими принципами даже в угоду пустому желудку. Герои произведения «Уроки французского» учат взаимовыручке и доброте, что делает этот рассказ интересным даже для современного читателя.

Внешнее описание

Внешность главного героя всячески напоминает читателю его материальное положение. Автор затрагивает в произведении тему нищеты.

Мальчик был «тощий». Он имел «диковатый» вид. Уже в одиннадцать лет он был «одинокий», потому что жил без матери. Это явилось следствием его «неопрятности».

Одет главный герой был в «старый, застиранный пиджачишко на обвислых плечах». Этот «кургузый» пиджак был впору лишь на груди, рукава были очень малы. Штаны его, которые были перешиты из отцовских галифе, были светло-зеленого цвета. Мальчик был единственным из класса, кто носил «чирки», которые затем сменились кирзовыми сапогами.

Второстепенные персонажи

В рассказе «Уроки французского» персонажей второстепенного плана также немало. Автор дает им следующую характеристику:

  1. Василий Андреевич — директор школы, он громко разговаривает, поэтому ученики относятся к нему со страхом. Провинившихся детей он заставлял объяснять причину своего проступка, делая это прилюдно. Застав учительницу и школьника за постыдной игрой, он, не разбираясь в сути проблемы, объявляет ее преступницей.
  2. Дядя Ваня — водитель. Мужчина периодически привозит главному герою продукты. Это добрый и ответственный мужчина.
  3. Вадик — ученик 7 класса, ему автор создал образ хитрого и злого подростка. Он с насмешкой относится к младшим ребятам, обижает слабых. Своим лучшим другом считает хулигана по прозвищу Птаха, старается во всем подражать ему. Вместе с ним Вадик несколько раз избивает главного героя за то, что тому удается выиграть в «пристенок».
  4. Тишкин — одноклассник рассказчика. Это трусливый мальчик, присутствующий на всех играх, но не осмеливающийся принять в них участие. Он рассказывает учительнице, откуда у его друга синяки, а также как он зарабатывает деньги на пропитание.
  5. Федька — сын владелицы квартиры, где проживает рассказчик. Подросток знакомит его с компанией ребят, которые занимаются игрой в «чику» на деньги. Федька и его родные частенько воруют у главного героя продукты, когда тот уходит учиться или играть.

Вариант 3

Из рассказа мы узнали, что наш главный герой жил в послевоенное время. В то время люди были нищими и голодными, так как война разорила людей и страну. Унесла жизни многих людей. Герой рассказа – крохотный мальчишка из простой семьи, который ходил в школу в районный центр. Учился он в 5 классе. Его мама самостоятельно кормит троих детей, так как отец не вернулся с фронта. И уже юный маленький мужчина изо всех сил пытается помочь своей маме, парень видит как ей тяжело. Она не доедает, что бы лишний кусочек хлеба отдать своим детям. Он помогает нянчить младших, убирает дом. Парень подрос и ему пора уезжать учиться в город, там он сильно голодал, но никому об этом не говорил. Он рано утром вставал, что бы повторить материал перед школой.

Герой рассказа очень хороший парень. Он все умеет делать и убрать и приготовить. Юноша стеснителен и очень воспитан, никогда не позволит себе лишнего. Трудолюбив и чистоплотен. Живет и учится в городе один, а самые родные люди остались в селе. Он понимает, что на него надеется его семья, только он сейчас сможет прокормить свою семью. Юноша очень скучает по своим родным, друзьям и деревни.  В учеба у него не было ни каких проблем, так как он очень старательный, умный и одаренный. Все схватывает на лету. Ему не нужно повторять учебный материал по сто раз. Занимается на отлично по всем предметам, кроме французского языка. Вот он к сожалению давался ему тяжело, но он не отступал.

Главного героя можно описать как, сильного и волевого человека. Мальчик упорно идет к своей цели, научиться французскому языку. У него проблемы с дикцией. Главный герой очень старается, и когда у него появляется шанс позаниматься языком индивидуально с педагогом, он с большой радостью соглашается. И когда проходит несколько занятий, произношение становится на много лучше.

В конце концов, о герое можно сказать, что он очень целеустремленный, сильный характером, волевой человек. Он хорошо понимает, что его семья может рассчитывать только на него. Юноша не останавливается ни перед одним препятствием. Все проблемы ему по плечу, у него присутствуют черты большой храбрости. Эти черты он приобрел от отца, который ушел на войну и от героини-матери.  С него нужно брать пример.

6 класс

Вариант 4: Важность самопознания в романе «Уроки французского»

В романе «Уроки французского» подчеркивается важность самопознания для личностного роста. Путешествие главного героя на протяжении всей истории продиктовано его желанием узнать, кто он есть на самом деле

Его путешествие отражает то, как самопознание необходимо для достижения личностного роста и счастья.

Главный герой начинает рассказ застенчивым и неуверенным в себе, пытающимся вписаться в среду своих сверстников. Однако по мере того, как он обнаруживает свою страсть к французскому языку и обретает уверенность в себе, он превращается в более напористого и уверенного в себе человека. Эта трансформация олицетворяет силу самопознания, поскольку оно может изменить человека к лучшему.

Кроме того, путь героя к самопознанию не всегда бывает легким. На этом пути он сталкивается с трудностями и препятствиями, но эти трудности только укрепляют его решимость. Это путешествие показывает, что личностный рост не всегда дается легко, но в конечном итоге он того стоит.

Наконец, самопознание героя — это универсальная тема, с которой могут соотнестись читатели. Каждый человек проходит через периоды самопознания, будь то открытие своих увлечений или открытие того, кто он есть на самом деле. Читатели могут сопереживать путешествию героя, что делает историю более впечатляющей и значимой.

Мне нравится2Не нравится

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: