Проблемы
В рассказе «Сигнал» автором поднимаются такие важные проблемы, как: озлобление человека, доведенного до крайнего отчаяния; желание противостоять несправедливости, и, напротив, фатализм и смирение перед суровой действительностью.
- Озлобление человека. Люди, доведенные до отчаяния, опасны и лишены веры в будущее. В таком состоянии даже самый благонамеренный человек может совершить непоправимую ошибку. Поэтому унижение личности в любом проявлении чревато срывом и его самыми неожиданными и ужасными последствиями.
- Поиск справедливости. Многие люди ради своих абстрактных идеалов готовы свернуть конкретные шеи, не задумываясь о последствиях своих действий. Иногда даже стремление к справедливости приводит к распространению произвола и беспорядка.
- Фатализм. Люди, которые смиряются с обстоятельствами, никак не влияют на них, а значит, не способствуют решению проблемы. Семен никому не делает зла, но и проблемы он не решает. Лишь экстренная ситуация вывела его из покорного оцепенения и заставила решительно действовать. Добро невозможно преумножать безучастием.
Рассмотреть все эти вопросы удается благодаря персонажам и ситуациям, в которые они попадают. Тем не менее, прямых наставлений Гаршин не дает, призывая читателя поразмышлять самостоятельно.
Система образов
Несомненно, соединение традиций двух жанров отразилось и на системе образов, и на характеристике главного персонажа. Центральный герой, как и в любом житии, один. Но наряду с ним появляется ряд персонажей, выполняющих служебные функции по отношению к нему: Андрейяш и Батый, признающие превосходство героя над другими властителями; шведский король, испытывающий его военное искусство и силу; враги-немцы, захватывающие русские земли, которых побеждает Александр; послы из Рима, искушающие его принятием иной веры и оказывающиеся посрамленными мудростью героя; митрополит Кирилл и суздальцы, оплакивающие гибель князя как личное горе. Особое место занимают шестеро воинов-новгородцев, отличившихся в Невской битве. Их подвиги служат подтверждением мысли о полководческом даре князя и могуществе русского войска, малыми силами побеждающего врага. Многие из упомянутых персонажей уместны более в воинской повести, чем в житии, поскольку они подчеркивают мирские, а не религиозные добродетели Александра: мужество, решительность, полководческий дар, силу и храбрость в бою, заботу о своих людях — и лишь затем упование на помощь высших сил, верность православию. Иначе говоря, главный герой жития приобретает черты, свойственные образу положительного героя-князя в воинских повестях, в то же время главным способом его изображения остается идеализация, характерная для жития.
Анализ рассказа Сигнал Гаршина
Рассказ «Сигнал» был написан Гаршиным в 1877 году. Герои рассказа – маленькие люди Семён и Василий, оба рабочие. Их можно назвать традиционной литературной парой «типичных людей». Их не интересуют глобальные вопросы, они живут маленькими делами: огород, жалование, плохое отношение начальства – это всё, что занимает героев. Однако в этих беседах без намёка на анализ действительности Семён и Василий (главные герои произведения) задаются тем же вопросом, что и автор картины «Илья Муромец». Это обусловлено тем, что в юности Семён был на войне, но не командиром и даже не рядовым солдатом, а денщиком, поэтому не мог даже малость повлиять на итог битвы.
Обоих притесняет начальство, но Семен молча сносит обиды, а Василий возмущается. Василий гордится тем, что в отличие от других размышляет и стоит за правду, но в представлении автора, озлобившись, человек становится преступником.
Казалось бы, Семён – типичный маленький человек, но для Гаршина это не так. Для него Семён – человек широкой души. Его подвиг был не в том, что он уничтожил врага, но в том, что после войны никак не изменился: не стал злее и грубее. Однако стоит заметить, что при этом Семён стал пассивным человеком с верой в предопределённость жизни. Эти черты и не нравятся собеседнику Семёна – Василию. Позиция Василия при этом заключается в том, что он не хочет подчиняться судьбе, а поэтому стоит в оппозиции к людям и обстоятельствам.
Для Гаршина борьба – это условия, в которых озлобившийся человек даже в праведном своём порыве может стать виновником в смерти окружающих людей. Семён и Василий в этом контексте противопоставляются друг другу. Семён, не зная опасности, бросается спасать поезд с людьми, а Василий, в свою очередь, готов признать лишь только стремление Семёна, но его правоту – никогда. Семён в любой момент готов пожертвовать собой ради других. Это вызывает неприятие у Василия, на почве данного противостояния и возникает главный конфликт текста.
Не только в этом, но и во всех своих произведениях Гаршин поднимает вопрос морали, правде и лжи, добре и зле, описывая при этом не столь значительные события в жизни людей. В маленьких рассказах автора описана та реальность, в которой существовал и сам писатель, и его читатели.
Произведения Гаршина отразили дух эпохи. Его последователями можно назвать Короленко, Чехова и Бунина. Они продолжили искать ответы на вопросы, обозначенные Гаршиным – писателем, которого по праву можно считать мастером малой прозы.
Сочинение на тему: «Судьба человека» М. Шолохова
Судьба человека Шолохова — это произведение, где автор раскрывает на примере жизни героя тему судьбы человека. В работе автор показал жизнь героя, которому пришлось пережить годы войны.
Написал Шолохов свою работу быстро, а в ее основу лег рассказ одного человека, прототипа главного героя, который поделился своей историей из жизни. Эта история стала его исповедью, о которой не смог молчать писатель.
Обратите внимание
Вот он и подарил миру произведение, где рассказал о пережитых страданиях, о непобедимости простого солдата, в чьем характере проявляются истинные русские черты.
Мы же напишем сочинение на тему Судьба человека, которое поможет ученикам написать свою итоговую работу по литературе.
Судьба человека краткое сочинение рассуждение
М. А. Шолохов написал рассказ в 1956 году. Начинается произведение встречей автора с героем рассказа Соколовым. Это был человек, глаза которого словно засыпанные пеплом, наполнены смертной тоской. И Соколов увидел собеседника, которому захотелось излить душу и он рассказал о своей судьбе. При этом мы видим, что в судьбе одного героя отразилась судьба всего народа.
Прочитав произведение, хочется отметить, что это был обычный человек трудяга. Ему пришлось жить в период гражданской войны, пережил он и голодные двадцатые. После осел в Воронеже, встретил жену и мечтал о семье, где будет много детей. Но, пришла война и разрушила все его планы.
Отправился на фронт и Соколов. Однако попадает в плен к фашистам. Пришлось хлебнуть ему горькой судьбы, живя за колючей проволокой концлагеря. Слушая его рассказ о нечеловеческих условиях, в которых жили пленные, мы понимаем всю жестокость врага.
Даже истощенный голодом Соколов, думает прежде всего не о себе, а о своих товарищах, неся еду и разделяя ее пополам со своими товарищами.
Нашему герою удалось пережить плен, он вернулся домой. Только его никто не встречает. На месте его дома — теперь воронка от бомбы. Война не только принесла ему тяжелые испытания пленом, но и одиночество, боль, забрав навсегда жену, дом, надежду на счастье. Отстояв право на свободную жизнь, выборов независимость Родины, наш герой теряет сразу все.
Поражает то, что несмотря ни на что, этот человек не сломлен, не ожесточен, его добрая натура продолжала в нем жить и дальше. Да, он не может понять, за что судьба с ним так жестока, за что такие муки, но живая душа все равно стремится к жизни.
Важно
И вот судьба, словно смилостивившись над ним, послала встречу с маленьким мальчиком, у которого война забрала родных и близких. Два одиночества встретились, чтобы воссоединиться. Соколов усыновил ребенка, подарив ему всю свою теплоту.
И здесь мы видим истинное проявление человечности.
Шолохов Судьба человека: герои произведения
Главным героем рассказа Шолохова является Андрей Соколов — это добрый, умный и гуманный человек, который имел безграничную любовь к Родине и был привязан всей душой к родному краю.
Этого человека не сломала война, не ожесточила, а его душа не очерствела. Он сумел выдержать все тяготы военного времени, сохранив отзывчивость души и свое человеческое достоинство.
По одноименному рассказу Шолохова был снят фильм.
- судьба человека сочинение
- сочинение на тему судьба человека
- сочинение судьба человека
- М Шолохов Судьба человека
- сочинение жестокость и милосердие судьба человека минимум количество слов 350
Эпитеты к слову человек
Честный, смелый, мужественный, стойкий, агрессивный, пьяный, порядочный, талантливый, креативный, старый, молодой, креативный, бездарный, светловолосый, кареглазый, высокий, низкий, умный, глупый, аккуратный, скромный, трусливый, понимающий, тонкий, ленивый, трудолюбивый, романтичный, черствый, темноглазый, русский, хороший, чудесный, прекрасный, отрицательный, гадкий, мрачный, веселый, грустный, удачливый, счастливый, здоровый, галантный, интеллигентный, городской, сельский, деревенский, любимый, любящий, милый, уважаемый, обожаемый, светлый, волоокий, простой, чопорный, светский, дружелюбный, воинственный,
Тема
Стилистика произведения
Своеобразна стилистика памятника, тесно связанная с традициями, легшими в его основу. Бесспорно, ведущим оказывается житийное начало, проявлявшееся в широком использовании церковнославянизмов, цитат из Библии, ретроспективной исторической аналогии. В то же время, несомненно и влияние воинской стилистики, обнаруживающееся в воинских формулах, использованных в картинах битв. Наибольшее сходство было обнаружено Д.С. Лихачевым с описанием военных действий в Галицкой летописи, что дало повод говорить о западнорусском происхождении автора «Повести о житии Александра Невского», который был весьма образованным книжником и хорошо знал, кроме воинской и агиографической традиций, переводные произведения («Девгениево деяние», «Александрию», «Историю иудейской войны» И. Флавия и др.).
Создавая биографию своего современника задолго до его канонизации, автор «Повести о житии Александра Невского» воспользовался как образцом традицией житий — единственного древнерусского жанра, дававшего жизнеописание героя. Но реальная жизнь, которую он описывал, требовала привлечения литературных форм и средств, свойственных распространенному и хорошо известному автору жанру — воинской повести. Соединение двух жанровых традиций при сохранении ведущей роли признаков жития привело к созданию новой агиографической разновидности — жития князя-воина, в дальнейшем воплощенной также в «Слове о житии и преставлении Дмитрия Ивановича, царя русского» и «Житии Довмонта Псковского».
Андрей Соколов простой человек – труженик. Он шофёр, тем самым зарабатывает на жизнь.
У главного героя есть своя семья. Любящая жена Ирина, дочери Ольга , Анастасия и сын Анатолий всегда с нетерпением каждый день ждут его с работы.
Он прекрасный семьянин, любит своих детей и жену. Старается обеспечить своих близких всем самым необходимым, потому очень много и самоотверженно работает.
Когда началась война всё переменилось. Этому человеку нелегко пришлось в жизни. Он уходит на фронт, попадает в плен, сталкивается с нечеловеческими условиями существования. У него есть выбор. Если бы Андрей согласился доносить на своих товарищей, то мог бы обеспечить себе более — менее нормальное существование. Но А. Соколов выше такого поступка
Однажды на работах он неосторожно высказался о немцах. Его высказывания нельзя назвать репликой, брошенной в адрес врага, это был крик души:
39 стр., 19083 слов
Эпос войны в произведениях Шолохова «Судьба человека» …
… из вариантов изучения эпоса войны в творчестве Шолохова на уроках литературы в старших классах. Цели и задачи данной выпускной квалификационной работы предполагают следующую ее структуру. Введение, где … войны в произведениях Шолохова «Судьба человека» и «Они сражались за Родину». В качестве приложения предлагается разработка урока литературы в старших классах на тему: А. Соколов – образ простого …
«Да, одного квадратного метра этих каменных плит много для могилы каждого из нас».
Заслуженной наградой была возможность повидать семью, но приехав домой, Соколов узнаёт, что семья его погибла, а на месте, где стоял родной дом, глубокая воронка, поросшая бурьяном.
Сын Андрея погибает 9 Мая 1945 года, когда все радуются Победе, Андрей же стоит у гроба своего единственного сына в скорби.
Сколько в своей жизни выдержал Андрей Соколов, но не озлобился на судьбу, на людей, остался человеком с доброй душой, чутким сердцем, способным любить и сострадать.
Стойкость, мужество проявил он в борьбе за жизнь. Дух отваги и товарищества – эти качества не только остались неизменными в характере Соколова, но и преумножились. Всё, что осталось в жизни Соколова, воспоминания о семье и нескончаемая дорога. Но и жизнь не может состоять из одних чёрных полос. Судьба Соколова свела его с мальчуганом лет шести, таким же одиноким, как и он сам. Никому не нужен был этот чумазый мальчишка Ванятка. Только Соколов пожалел сироту, усыновил Ванюшу, отдал ему всю нерастраченную отцовскую любовь.
Рассказ Шолохова учит нас быть мужественными, любить и защищать Родину, как бы не поступала с тобой судьба. Всегда найдётся тот, кто подарит тебе любовь, тем самым сделает твою жизнь счастливой.
Литературная деятельность
Литературный дебют Надежды Лохвицкой состоялся в 1901 году, когда ее семья решила взять инициативу в свои руки и отнести одно из стихотворений начинающей писательницы в редакцию журнала «Север». Первый опыт оказался удачным, и спустя 3 года Лохвицкая опубликовала свое первое прозаическое произведение «День прошел».
Известность к Надежде Александровне пришла в 1910 году после выхода в свет ее первого сборника «Юмористические рассказы». К тому времени она взяла творческий псевдоним Н. А. Тэффи, и широкая публика узнала ее под этим именем. Ее творчество оказалось настолько популярным, что стали в продаже появились духи и шоколадные конфеты «Тэффи».
Надежда Лохвицкая стала признанным мастером миниатюрного рассказа, очень непростого литературного жанра. Из-за небольшого объема произведения автору приходится точно подбирать каждое слово, каждую фразу, делать акцент на самом главном.
Тэффи была знаменита своими сатирическими стихами и фельетонами, она была постоянным сотрудником журнала «Сатирикон». Сатира писательницы была весьма оригинальной: она была остроумной, но при этом совершенно беззлобной и даже сострадательной.
«Мастер и Маргарита» — М.А. Булгаков
Большинство глав романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» посвящено описанию событий, происходящих в Москве, которая символизирует в повествовании всю Россию 30-х годов. В романе упоминаются постоянные аресты и доносы, а также наличие цензуры в творческом мире. Многие люди оказывались арестованными незаслуженно. Идеологическая обработка народного сознания, существование массового репрессивного аппарата – одни из проблем романа «Мастер и Маргарита». Многие люди, чтобы оказаться угодными власти, доносили на своих соседей и даже на близких людей, обвиняли их в «вредительстве» и подозревали в том, что они являются шпионами. В литературной среде, представленной в романе организацией МАССОЛИТа, создаются лишь те произведения, которые важны власти, те произведения, которые противоречат принципам власти, подвергаются критике, а авторы получают за них наказание.
В романе четко прослеживается мысль о том, что политический режим и события, происходящие в стране, не могут не оставить следа на жизни представителей народа. Жизнь каждого советского гражданина зависит от исторической эпохи. Жизнь героев-жителей Москвы зависит от единоличного правления И.В. Сталина.
Обращаясь к историческому периоду, о котором писатель знал не понаслышке, М.А. Булгаков демонстрирует читателям то, что было на самом деле. Роман «Мастер и Маргарита» наполнен различными фантастическими элементами, которые связаны с Воландом и его свитой, однако реалии московского в частности и советского в целом существования видны очень четко. М.А. Булгаков не мог говорить явно о сталинских репрессиях из-за цензурных преследований, однако время 30-х годов отражено в романе. Конечно, роман «Мастер и Маргарита» не мог опубликоваться в период правления И.В. Сталина, однако М.А. Булгаков не избавлялся от идеи показать истинную правду. С литературной цензурой, не позволяющей публиковать произведения, М.А. Булгаков был знаком очень тесно. На создание романа повлияли политические, творческие и личные трудности, с которыми столкнулся М.А. Булгаков.
Рискуя своей свободой и жизнью, писатель оставляет память о тех страшных событиях советской истории. Роман «Мастер и Маргарита» становится историко-литературным памятником эпохи 30-х годов. Булгаковский роман носит характер предупреждения, в нем видны советы, которые дает автор последующим поколениям.
Сочинение о рассказе Шолохова
Подробный пересказ
Иванов Семен трудился охранником на железной дороге. Вернувшись с войны против турков, Семен долго не мог найти работу. Единственный сын умер. Пришлось ему с супругой переезжать в новые края, хорошей жизни искать. Во время скитаний Семен повстречал офицера, с которым вместе проходили службу. Офицер руководил железнодорожной станцией, он определил Семена к себе на работу сторожем. Выделили Иванову вагончик, и стали они с супругой обживаться. Огород посадили, хозяйство наладили. Семену нравилась эта работа, его участок пути был всегда в идеальном порядке.
Подружился Иванов со своим соседом, звали его Василий. Он постоянно ругал всех начальников в своих несчастьях, считал, что они наживаются на его трудах. Чувства ненависти к людям переполняли Василия. Семен же, все тяготы переносил стойко и мужественно, считал, что на все воля Божья. Семен был полной противоположностью своего соседа.
Пошел как-то Семен в лес, тальниковых веточек настругать. Мастерил он из них дудочки, а потом продавал на местном базаре, хоть какая-то лишняя копейка в дом. На обратном пути он услышал металлический скрежет у станции, подумал сторож, что кто-то дорогу расхищает, подойдя ближе, Семен увидел, как Василий ломом, крушит железнодорожные пути. Сосед сдвинул рельсу, и, заметив Семена, скрылся в лесу.
Семен знал, что вот-вот пойдет пассажирский поезд. Попробовал голыми руками вернуть рельс на место, не получается, тут инструмент нужен. До станции бежать далеко, не успеет, сойдет состав с рельсов. Кричал он соседа Василия, да он не пришел. Раздался гудок приближающегося поезда. Семен испугался, будет авария. Надо бы подать сигнал машинисту, чтобы тормозил, а нечем. Снял тогда Семен шапку, достал оттуда белый платок, поранил свою руку острием ножа, смочил платок в крови и машет поезду. Просит сторож, Бога помочь ему в этом. Чувствует мужчина, поплохело ему, сознание теряет, но об одном думает, лишь бы машинист сигнал увидел. Упал Семен, а его платок, чья-то рука перехватила и машет. Машинист разглядел сигнал, остановил состав. Сбежались люди, на путях человек в крови лежит, а рядом Василий с платком стоит. Арестовывайте меня, сказал Василий, это я аварию учинил.
Это произведение о великой отваге простого человека, он не испугался пожертвовать своим здоровьем, рискнуть своей жизнью, для того, чтобы другие люди жили. Рассказ учит порядочности и мужеству.
Читать краткое содержание Сигнал. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Аргументы из народной мудрости
- «Устоишь сегодня — завтра вздохнешь свободно», — гласит русская пословица. В ней говорится о том, что если человек проявляет мужество и стойкость сегодня, то есть в настоящем, то в будущем он испытает радость свободы.
- «Стойкость горька, но плод ее сладок», — говорится в русской пословице. В ней имеется в виду, что выстоять, проявить мужество непросто, но плод стойкости всегда сладок.
- «Стойкость — основа победы», — говорится в чеченской пословице. Чеченский народ считает, что победа основывается на стойкости. Если человек проявляет мужество, готов вынести тяжкие испытания, значит он обязательно одержит победу.
- «Стойко бейся за каждый овраг и лес, чтобы враг нигде не пролез», — утверждает русская пословица. Она учит стойко биться за свою землю, защищать каждый ее кустик, каждый овраг и озеро, чтобы враг не имел возможность
- «Стойкий солдат не знает слова «назад», — говорит в пословице карельский народ. Он утверждает, что стойкий солдат никогда не повернет назад, а стойко и мужественно будет биться до конца.
- «Мужество смелых познается на поле боя», — говорится в таджикской пословице. В ней имеется в виду, что боле боя – это лучшее место для проверки стойкости и мужества солдат. Именно на войне проявляются эти ценные качества.
- «Мужество украшает человека», — говорится в армянской пословице. По мнению армянского народа, мужество является украшением любого человека, особенно если это мужество проявляется в бою.
- «Человеку с мужеством никакое дело не страшно», — говорится в русской пословице. Она утверждает, что человеку, чье сердце наполнено мужеством, по силам любое дело.
- «Если есть у тебя мужество, дело не будет тяжелым», — гласит русская пословица. Она убеждает нас в том, что дело не будет тяжелым для того человека, чье сердце обладает мужеством.
- «Бой не опасен, если ты мужеством красен», — говорится в пословице. Она утверждает, что для того, кто обладает невероятным мужеством, ни один бой не будет казаться опасным.
«Война и мир» Толстого — тема патриотизма в произведении
Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» является величайшим творением не только русской, но и мировой литературы. Его называют эпопеей, поскольку он описывает масштабные события и содержит характеристики огромного количества персонажей.
Эпопея — крупное художественное произведение, в котором разворачиваются важные исторические события и описывается целая эпоха.
В романе повествуется более чем о 550 персонажах. Среди них представители всех слоев общества эпохи Александра I:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- дворяне;
- крестьяне;
- купцы;
- мещане;
- чиновники;
- солдаты и офицеры;
- верховные правители.
Примечание
Главным персонажем романа «Война и мир» является простой русский народ.
В произведении поднимается огромное количество тем:
- социальных;
- исторических;
- философских;
- нравственных;
- бытовых.
Но центральной проблемой, проходящей через все произведение и преломляющейся через характеры всех героев, является тема патриотизма.
Патриотизм — это чувство любви и уважения к своему Отечеству, связанное с глубокими духовными переживаниями.
По-настоящему серьезным испытанием, как для отдельных личностей, так и для народа в целом, является война. Она пробуждает в человеке самые разные качества, хранящиеся в глубине его души. Кто-то не выдерживает этого испытания, проявляет малодушие и трусость, предает себя и свой народ. Для других же война становится источником духовного роста и обретения истины.
Пример
На войне происходит взросление и возмужание Пьера Безухова, прозрение Андрея Болконского.
Отечественная война 1812 года легла тяжелым бременем на русский народ, но позволила проявить многим его представителям такие важные духовно-нравственные качества, как:
- патриотизм;
- сострадание;
- взаимовыручку;
- смелость;
- веру.
Отечественная война 1812 — война между Россией и Францией, продолжавшаяся с июня по декабрь 1812 года. Ее причиной стали агрессивные планы императора Наполеона. Для русского народа эта война была освободительной и привела к мощному духовно-патриотическому подъему.
«Деревянные кони» — А.А. Лиханов
В повести А.А. Лиханова «Деревянные кони» поднимается тема войны.
В одном эпизоде продемонстрировано, как деревенские жители собственными силами воздвигли памятник тем людям, которые жертвовали своими жизнями во время войны с врагом. В повествовании показано, что жители деревни не стали ждать, когда представители власти станут инициаторами создания памятника участникам Великой Отечественной войны, жители сами захотели увековечить подвиг своих близких людей, которые принимали непосредственное участие в войне. Герои фиксировали на созданном памятнике фамилии, имена, отчества, дату рождения и дату смерти всех деревенских жителей, которые отдали свои жизни за Родину. Всего планок, на которых писалась информация о каждом жители деревни, было 64. В повести показано, что представители народа с помощью создания памятника хотели оставить память о тех страшных событиях, с которыми пришлось столкнуться всему русскому народу. Жители воздвигли не просто памятник, посвященный военным событиям, они воздвигли памятник, посвященный каждому жившему в деревне человеку, отдавшему жизнь во время войны за сохранение благополучия Родины. Желание создать памятник солдатам связано с желанием запомнить и передать последующим поколениям информацию о тех деревенских жителях, которые участвовали в войне. То, что к созданному памятнику пришли все жители деревни, говорит о том, что для них этот памятник играл действительно важную роль, что для них память о погибших в войне деревенских солдатах была особенно важна. Воздвижение памятника связано с искреннем желанием жителей деревни рассказать последующим поколениям о героических подвигах участников войны.
Мальчик-рассказчик, который наблюдал за людьми, пришедшими к созданному памятнику, отмечал: «Я содрогнулся: первый раз в жизни я видел такое горе. Горе не одного человека, не двоих, не одной семьи, а горе целой деревни». В повести выражается мысль о том, что всем поколениям необходимо помнить о военных событиях, чтобы осознавать, с каким горем и с какими трудностями приходилось сталкиваться людям во время войны. А.А. Лиханов подчеркивает необходимость сохранения исторической памяти и выражает мысль о том, что сохранять память о подвигах русского народа – обязанность и долг человека.
Средства выразительности
Женщины и дети на войне
Вклад в Великую победу над Германией внес каждый советский человек независимо от пола и возраста. Женщины и дети работали не только в тылу, в госпиталях и на заводах, но и участвовали в сражениях на поле брани. История знает немало таких случаев, описаны они и в литературе.
- «А зори здесь тихие» Бориса Васильева – самая известная книга о женщинах-бойцах. Герои повести – пять молодых девчонок и их командир старшина Васков. Девушки преодолевают свой страх, храбро сражаются, выполняя сложные и опасные для жизни задания. Роль жены и матери подошла бы этим молодым девушкам куда лучше, чем роль солдата. У одной из героинь, Риты Осяниной, есть сын, которого она была вынуждена оставить родителям, чтобы взять оружие в руки. Судьба героинь складывается трагически, все они погибают. Кто-то сражает вражеская пуля, а кто-то тонет в болоте.
- Когда Гитлер вероломно напал на нашу страну, многие подростки, не достигшие призывного возраста, обращались в военкоматы и просились на фронт. Были те, кто приписывал себе годы, чтобы попасть в войска. Так поступил Булат Шалвович Окуджава, будущий известный бард, поэт и писатель. О том, как он уходил на фронт и с чем столкнулся на войне Окуджава рассказал в автобиографической повести «Будь здоров, школяр». Провоевать ему довелось недолго, в 1942 году Булат Шалвович получил ранение и был комиссован, но его книга стала одним из самых ярких и честных произведений о детях войны.
- Мечтает о фронте и военных подвигах юный герой повести Льва Кассиля «Улица младшего сына», мальчик Володя Дубинин. Из-за возраста его не могут отправить на войну, но паренек не опускает руки и старается внести свой посильный вклад в общую победу. Володя становится добровольцем и помогает партизанам, проявляя себя как истинный боец, способный на подвиг.
Главные герои и их характеристика
Негативное влияние войны на общество
- Вторая мировая война была самой жестокой и разрушительной в истории. Она повлекла огромное количество человеческих жертв, особенно со стороны Советского Союза. Солдат-победитель, прошедший всю Европу и принесший свободу своему и другим братским народам, возвращался на пепелище. Об этом пишет в одном из своих стихотворений поэт Михаил Исаковский. Оно начинается строками: «Враги сожгли родную хату, сгубили всю его семью». Поэтическое произведение рассказывает о солдате, который воевал в далекой Венгрии, на груди его светилась медаль за взятие Будапешта, а дома ждали лишь могильные бугорки и разруха.
- Любая война разрушительна. А гражданская война губительна вдвойне. Ведь это противостояние между жителями одной страны, одного народа. Реалии гражданской войны в России отражены в произведении Шолохова «Тихий Дон». Писатель показывает нам «трагедию донского казачества», долгое время мирно жившего на территории России. В братоубийственной бойне между белыми и красными этот народ теряет всё, что у него было. Рушатся семьи, родные люди становятся врагами, мужчины гибнут за навязанные им идеалы. На осиротелой казацкой земле уже никогда не будут жить так, как жили раньше. Судьбы героев трагичны. Многие погибают. Но и тем, кто остается в живых, жизнь не приносит радости и счастья.
- Что дает война каждому конкретному человеку, проливающему кровь за страну на полях сражений? Этим вопросом невольно задаешься, читая «Повесть о Капитане Копейкине», являющуюся составной частью «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя. Бедному вояке и инвалиду война принесла лишь увечья, навсегда лишив его здоровья, а значит, и возможности счастливо жить. А что он получил взаимен? Лишь только равнодушие! Всё что остается бедняге – ходить по кабинетам, демонстрируя свою инвалидность и пытаясь разжалобить чиновников и выбить пенсию. К сожалению, описанное в повести — это не только плод фантазии Гоголя. С таким отношением сталкивались участники разных войн. Мы много говорим о любви и уважении к ветеранам и их подвигу. Но это лишь слова, а на деле «капитаны Копейкины» есть в реальной жизни. В СМИ время от времени появляется информация о ещё живых ветеранах Великой Отечественной войны, находящихся в бедственном положении.
- «У нас нет военнопленных, есть только предатели», — такой была позиция советской власти после окончания Великой Отечественной войны. Многие солдаты попали в плен, честно сражаясь в рядах Красной Армии, натерпевшись горя в неволе, и вернулись домой в страну-победителя. И здесь их отправили в лагерь! Замечательная благодарность за героизм и победу! Подобная история рассказывается в книге Валерия Шаламова «Последний бой майора Пугачева». В несправедливости по отношению к герою книги автор винит не только политиков. Он стремится показать, что война негативно влияет на атмосферу в обществе, на психику людей, делая их более жестокими и черствыми.