Сочинение-описание картины «московский дворик», поленов (2 варианта — кратко и подробно)

Картина «московский дворик» василия поленова

Описание картины «Московский дворик»

Москва конца 19 века поражает провинциальным укладом жизни. В древнем русском городе не было дворцовых площадей, роскошных фонтанов и монументальных зданий. Старая Москва – это бесчисленные дворянские гнезда, перемежающиеся с купеческими домами, торговые лавки и белые, устремленные в небесную высь церкви. Именно такой увидел Москву столичный художник Василий Поленов.

Знакомству с московской жизнью предшествовало несколько поездок за границу. Молодой Поленов побывал в Париже, Венеции, Риме. На чужой земле он искал вдохновение для исторических полотен. Италия произвела на него сильнейшее впечатление. Сравнивая Венецию с «волшебным сном», живописец восторгался родиной любимого им художника Паоло Веронезе. А «городом на семи холмах» Поленов был разочарован: он назвал Рим «мертвым» и «отжившим».

Приезд Поленова в Москву открыл новые грани его таланта. Написанная в 1877 году картина «Московский дворик», стала для художника знаковой в изображении простой русской жизни. В поисках квартиры, в которой он мог бы спокойно работать, Василий Дмитриевич случайно выглянул из окна понравившегося ему дома и увидел самобытную картину русской жизни. Крестьянские дети увлеченно играют на траве, женщина, согнувшись от тяжести, несет ведро воды, по двору бегают куры, а запряженная в телегу лошадь послушно ждет своего хозяина.

Запечатленный Поленовым сюжет лишен исторического драматизма. Ведь не смотря на то, что крепостное право было уже отменено, простой народ жил в большой нужде и не имел возможности поправить свое бедственное положение

Но художнику было важно показать не реалии времени, а самих русских людей, обладавших поистине христианским терпением. Неслучайно крестьянка и дети одеты в белое

Этот цвет символизирует смирение и чистоту души.

Однако стоит заметить, что лица людей не прорисованы. Мы не видим глаза ребенка, изображенного на переднем плане картины. А в них, скорее всего, затаилась тихая грусть. Поленов мастерски расставил акценты: солнечные головки детей, кричащий малыш и сияющие купола собора – вот то, что заставляет зрителя воспринимать картину как единое целое. Все остальное – лишь сочная по своим краскам декорация к основной идее сюжета.

Глубокая вера в силу и мощь русского народа двигала кистью художника. Возрождение крестьян к новой жизни он связывал неразрывно с религией. Век от века православие на Руси помогало людям переносить невзгоды, побеждать болезни. Поленов не мог себе представить, что пройдет не так много времени, и у людей отнимут величайшую ценность земного бытия – веру в Бога. Но в 80-ых годах 19 столетия по всей Руси стоял колокольный звон, блистали маковки церквей, и жизнь наполнял чудесный свет, льющийся с небес. Божественной благодатью пропитан каждый мазок «Московского дворика».

Синее бездонное небо царит над всем этим крошечным мирком. А солнечные лучи одинаково ласково касаются детей, молодой листвы, покосившегося сарая, барского дома и каменных стен собора. Высокое мастерство живописца позволило Поленову передать свежесть и чистоту летнего воздуха, в котором разлит легкий аромат травы и первых цветов. Картина «Московский дворик» стала первым произведением художника, выставленным на Передвижной выставке, и тем самым открыла ему путь к славе.

«Московский дворик», Поленов

Год написания: 1878Размер: 64,5 × 80,1 смМестонахождение: Третьяковская галерея, Москва

Вариант 1 — Кратко

6 предложений/ 102 слова

Городской пейзаж Василия Поленова «Московский дворик» — это живописный вид, который открывался из окон квартиры художника, располагавшейся в доме на Дурновском переулке. На полотне изображён уютный дворик, огороженный от всего остального мира деревянным забором.

Здесь на зелёной лужайке весело играют дети, вдалеке напротив сарая пасутся куры, рядом стоит запряжённая в телегу лошадь. На верёвках во дворе сушится бельё, у забора стоит прикрытый крышкой колодец, откуда местные жители черпают воду.

Слева можно увидеть два жилых дома, один из которых имеет собственную ограду, а за окружающим дворик забором различить крыши и стены других московских построек. В их числе и Храм Спаса Преображения на Песках.

Вариант 2 — Подробно

21 предложение/ 271 слово

Пейзаж Василия Поленова «Московский дворик» — это удивительное по своей эмоциональной силе полотно, которое реалистично отражает особенности городской жизни в России второй половины XIX столетия. Основой для его создания послужил вид из окна квартиры художника, находящейся в доме на Дурновском переулке.

Солнечным летним днём на широкую лужайку перед домами вышли погулять дети. Двое из них весело катаются по зелёной траве. Слева стоит светловолосая девочка и с интересом изучает лепестки только что сорванной ей ромашки. Позади неё справа на земле одиноко сидит малыш и плачет, но никто не обращает на него внимания, поскольку взрослые, очевидно, заняты хозяйством.

Так, вдалеке можно увидеть женщину, несущую в руках ведро с водой. Свободной рукой она указывает стоящему рядом ребёнку на пасущихся здесь же на лужайке кур. Справа от них в ожидании хозяина застыла запряжённая в телегу лошадь.

Со всех сторон дворик окружают жилые и хозяйственные постройки. На переднем плане слева можно увидеть высокий деревянный забор, за которым растут пышные деревья, а чуть поодаль — крышу жёлтого особняка. За ним расположен ещё один розовый дом, а справа от него — сарай. Дальше снова следует забор, отделяющий уютный дворик от остального городского мира.

А там вдали пестреют крыши уже других — чужих, незнакомых домов и купола церквей. Особенно выделяются на фоне голубого, почти безоблачного неба белоснежные своды Храма Спаса Преображения на Песках.

От картины Поленова веет теплом и уютом. На ней художник изобразил жизнь во всей её простоте. Оттого здесь так много бытовых деталей. Ни одна мелочь не ускользнула от внимательного взгляда мастера. Вероятно, именно поэтому картина «Московский дворик» так понравилась зрителям. Многие москвичи увидели в ней отражение своей повседневной жизни, её простую красоту, навеки запечатлённую на холсте.

см. также:Все сочинения-описания картин

Сочинение по картине В.Д.Поленова «Московский дворик» план-конспект урока по чтению по теме

Сочинение по картине Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик».

Учитель: сегодня вы познакомитесь с картиной известного художника В.Д. Поленова «Московский дворик»

Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927) — один из самых популярных художников второй половины XIX века. Его пейзажные работы «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень», «Ранний снег» принесли ему широкую известность и всеобщее признание.

«Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит,» — писал художник. И он сумел доказать это своим творчеством.

Поленов был не только художником—пейзажистом, он писал картины и исторические картины, и картины на бытовые сюжеты. Он был и театральным декоратором, и графиком, и архитектором.

В конце своего творческого пути он стал педагогом.

С детства проявились у Поленова художественные наклонности, этому способствовало семейное воспитание. Его отец и мать страстно любили искусство. В семье увлекались музыкой, пением, живописью. Именно поэтому профессиональными художниками стали не только Василий Дмитриевич, но и его сестра.

О его картине «Московский дворик» известный собиратель произведений искусства П.М. Третьяков писал: «Поленов поставил очень милую вещь, не пейзаж и не жанр, а вроде того и другого: московский или провинциальный барский дворик, заросший травой. Типично и красиво написано.» Третьяков купил картину в свое собрание. У всех и везде картина встречала теплый прием.

Но сам художник был недоволен, считал: что-то в картине не так. Но что? И через год, с согласия Третьякова, Поленов дописывает картину. Делает он это не в мастерской, а прямо под открытым небом на пленэре. И картина изменилась. Она наполнилась светом и воздухом, в ней отразились не только живое впечатление от природы, но и настроение, чувства художника.

Стремясь к совершенству, к тому, чтобы делать все как можно лучше, Поленов через год после окончания работы над картиной вновь «переписал» в ней воздух, сделав его более естественным.

II. Работа над картиной

— Что вы видите?

— Что можно сказать о жизни за двориком?

— Что можно сказать о жизни во дворе?

— А можно ли путешествовать внутри картины?

— Предлагает ли нам это сделать автор?

(Тропинки: от широкой дорожки налево к колодцу, потом, вернувшись, можно пойти прямо к двухэтажному домику, можно вместе с бабой пойти к курам и сарайчику, а можно прямо от колодца мимо детишек—между детишками—пройти к лошадке, а от нее на задворки, к забору, туда, где сушится белье и т.д.)

— Кто из вас может нас провести по этому дворику?

— Какие звуки можно услышать в этом дворике этим ясным летним днем?

(кудахчут куры, плачет ребенок, колокольный звон, жужжат стрекозы, шмели и мухи, скрипит ведро в руках у бабы, перебирает ногами или жует траву лошадка и т.д.)

— А есть ли в этом дворике какие-то запахи?

— Если есть представьте эти летние запахи.

(трава, цветы: мальвы, ромашки, прогретые доски колодца и забора, пахнет лошадкой, курами, навозом и т.д.)

— А что же делает дворик таким уютным?

(маленький чудесный мир: летний ясный солнечный день; нежное голубое небо, сверкающий на солнце купол, ослепительно белые стены церкви и колокольни, прогретую траву и то, что художник изображает уголок Москвы, который (хотя и находится совсем рядом с шумными улицами, большими храмами) сохранил прелесть деревенской жизни (колодец, лошадка, куры, выгоревшие на солнце детские головки, большое пространство, поросшее травой).

— Чем вас привлекает эта картина?

(чистотой и звучностью цвета, создает настроение покоя и тишины).

III. Устное составление описания картины.

Попробуйте устно составить свой рассказ.

IV. Написание сочинения учащимися.

Пример сочинения

Картина у Василия Дмитриевича Поленова получилась очень светлая, тёплая, наполненная умиротворением. На репродукции я вижу много пространства: дворик, поросший зеленью, кажется пустынным. Фигурки людей и лошади только усиливают впечатление. Сейчас дворики выглядят иначе. Пространство покрыто асфальтом и бетоном, а лошадей с телегами в городах не осталось.

Картина нравится мне тем, что она залита светом. Женщина одета в белое, на детях тоже светлая одежда. Только на девочке, которая поднесла палец к губам, тёмная юбка. Возможно, это платье или сарафан с синеватым подолом. Людей на полотне немного. Из дома вышла женщина с ведром. Она идёт, согнувшись от тяжести.

У тропинки играют дети. У них светлые головки, что придаёт сходство с ангелочками. С другой стороны от дорожки плачет малыш, но к нему никто не подходит: все заняты своими делами. Скорее всего, художник изобразил будний день, потому что в выходные на улицах было больше народа. Телега, стоящая у дома, наводит на мысль, что кто-то приехал в гости к хозяевам. Женщина несёт воду, ведь водопроводов в то время не было. Ребятишек отправили на улицу, чтобы не мешали взрослым.

С левой стороны виден забор, а за ним растут деревья. Возможно, там находится яблоневый сад. Из-за домов возвышается великолепная церковь с белыми стенами. Золотые купола на фоне ярко-голубого неба выглядят особенно привлекательно. Я думаю, что во время колокольного звона все жители окрестных домов прислушиваются и восхищаются мелодичными звуками.

Позади лошади с телегой виднеется верёвка, на которой развешано бельё. В траве растут яркие цветы, похожие на ромашки. По двору гуляют куры. Их фигурки отбрасывают чёткую тень. Можно сделать вывод, что денёк выдался погожий. От лошади с телегой тоже есть тень на траве, по её расположению несложно понять, что на холсте изображено утро, плавно переходящее в полдень.

На заднем плане есть деревянные постройки. Наверное, это сараи для кур и прочей живности. Сейчас такого в Москве уже не увидишь. По моему мнению, ценность картины в том, что благодаря ей мы можем увидеть, какими были московские дворы в конце позапрошлого века. Художественное произведение точно и подробно передаёт детали крестьянского быта.

https://youtube.com/watch?v=EzWkyOIXJiY

Очень русский художник

Через год Поленов решил вернуться к этой работе. Он включил в картину элементы живой природы и повседневной жизни. Именно в этот момент начал формироваться образ «Московского дворика» таким, каким мы его видим сегодня. Двор, на который выходило окно художника, стал лишь стартовой точкой для создания произведения искусства.

Однако первоначальный вариант картины Поленов сохранил и подарил его Ивану Тургеневу, отметив, что «проза писателя сочетается с настроением его картины». Это дарственное произведение искусства является свидетельством глубокой дружбы и уважения между художником и литератором.

«Московский дворик» стал моментом рождения настоящего русского художника, хотя Поленову прочили иной творческий путь. Критик Стасов отговаривал художника возвращаться в Россию, а тем более переезжать из Петербурга в Москву.

Поленов был непреклонен.

Василий Дмитриевич Поленов «Московский дворик», 1878 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Поленова вдохновляло все отечественное – от величественных белокаменных соборов до заросших деревянных церквей, от бескрайних усадебных садов до ярких боярских теремов. Его влекло тепло домашнего уюта и настоящей русской атмосферы.

В «Московском дворике» ему удалось отлично передать атмосферу родного двора. Поленов тщательно работал над изображением деталей окружения. Тонкие переходы цветов и светотени создавали иллюзию объема и глубины. Теплые тона придавали картине особую гармонию и душевность.

Как истинный мастер пейзажа и жанровой живописи, Василий Поленов нашел вдохновение в повседневной жизни и окружающей среде. Традиционный двор московской старины будто отражает душу русской деревни, служит источником теплых воспоминаний и чувства родной земли.

Василий Дмитриевич Поленов «Бабушкин сад», 1878 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Интересно, что это же место, но только с другого ракурса Поленов запечатлел на картине «Бабушкин сад». К сожалению, сейчас «дворик» выглядит полной противоположностью поленовского пейзажа. Почти ничего не сохранилось. Остался лишь храм. Вместо уютного дворика – магазины и кафе, вместо сада – офисы. Чуть дальше возвышаются современные многоэтажки, закрывая ясное голубое небо – тот самый воздух, который так обожал художник. Следов поленовского русского духа и деревянной милой сердцу Москвы не осталось и в помине.

На обложке: Картина Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик» в Государственной Третьяковской галерее / Adavyd / ru.wikipedia.org

2 вариант

«Московский дворик» В.Д. Поленова — это удивительное произведение искусства, которое воссоздает атмосферу старинного московского двора. Картина восхищает своей детализацией и яркостью цветов, передавая нам не только образ места, но и его настроение.

Первое, что привлекает взгляд, это яркие краски и насыщенность палитры. Каждый элемент картины, будь то деревья, цветы или домики, наполнен своей уникальной красотой. А художественная техника Поленова, позволяющая создать пастозные штрихи, придает картине особую глубину и объем. Он умело передает разные фактуры и текстуры, будь то гладкая поверхность дерева или мягкость лепестков цветов.

Второй важный аспект этой картины — это атмосфера, которую она передает. Живописный дворик, утопающий в зелени, позволяет нам окунуться в уют и спокойствие прошлых времен. Нежное солнышко проникает сквозь листву деревьев, создавая игру света и тени. Мы можем почувствовать тепло и умиротворение, которые присущи этому месту. Волнение и суета большого города остаются позади, и мы можем наслаждаться моментом покоя и гармонии.

Еще одной важной деталью картины являются персонажи. Их многообразие и разнообразие вызывают интерес и любопытство

Мы можем увидеть детей, играющих во дворе, женщин, занимающихся своими делами, и мужчин, важно беседующих. Каждый персонаж имеет свою уникальную позу и выражение лица, что придает картине живость и динамичность. Мы можем погрузиться в их повседневную жизнь и представить себя там, в этом дворике.

В заключение, «Московский дворик» В.Д. Поленова — это произведение искусства, которое захватывает своей красотой и атмосферой. Картина оживляется перед нашими глазами, позволяя нам окунуться в старинную московскую атмосферу и насладиться теплом и спокойствием

Она напоминает нам о важности умиротворенных моментов в нашей суетливой жизни

История одного шедевра: “Московский дворик” Василия Поленова

Картина: “Московский дворик

Дата написания картины: 1878 год

Размер холста: 64,5 × 80,1 см

Место постоянного экспонирования: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Сопоставление вида московского дворика с картины Василия Поленова 1877 года и карты Хотева 1852 года

Москва — большая деревня. Вот и весь сюжет. На полотне изображен вид из окна дома, где жил Поленов. В Москву он приехал, чтобы собирать материал для своей очередной картины, а до этого художник много лет провел в Европе, где учился у местных мастеров.

Храм Спаса Преображения на Песках, 1882

“Бабушкин сад”, Василий Поленов. 1878 год

По этим картинам можно представить себе, какой была Москва в 1870-х. В XVIII — XIX веках главной градостроительной единицей города были не улицы и площади, а дом и двор. Особняки, занимая порой целые кварталы, были окружены садами и дворовыми постройками.

“Московский дворик”, Василий Поленов. 1878 год

Василий Поленов и Савва Мамонтов

Судьба художника

Поленов родился в Петербурге, но в детстве жил с семьей на Русском севере, в Карелии. Любил он смотреть на ширь полей, гущь лесов и бег рек. Поэтому как только заработал на первый дом — сразу купил землю и построил дом по собственному эскизу. Ныне это усадьба-музей Поленово в Тульской области.

Усадьба “Поленово”. Главный дом. Тульская область

Впоследствии Поленов как заслуженный мастер делал, что хотел. Практически полная свободна творчества. Хочешь — по твоим эскизам дом построят. Хочешь — оперу твою поставят. Хочешь — благотворительность устроят. Все, что душе Василия Дмитриевича угодно.

Скончался Поленов жарким июльским днем (его любимое время года, когда березовый лист полон). И похоронили его на крутом берегу с видом на Оку, откуда он так часто писал родные просторы.

На первом плане мы видим деревенского мальчугана, стоящего у перекрёстка тропинок. Слева от него бревенчатый колодец, за которым ровный деревянный забор, сдерживающий нависшие над ним деревья. Справа две собачки и маленькая девочка, уютно устроившаяся на зеленой лужайке с белыми цветочками, едва выглядывающими из травы, которые сочетаются с одеждой жителей двора

Она плачет, пытается обратить на себя внимание, но ее никто не замечает. Также мы видим запряженную лошадью повозку, ожидающую отправку в город

Животное пригрелось на солнышке и склонило голову от наслаждения такой природой.

На заднем плане женщина в белом одеянии с ведром в руках гоняет кур. Как же интересна деревенская жизнь! Каждая минута наполнена действием.

Подальше мы видим светлый дом с голубой крышей, напоминающей усадебку, со старой деревянной пристройкой. Там хранят всё необходимое для домашнего хозяйства. Кажется, что этот сарай старый и ветхий, и скоро завалится.

Особую благодать этому месту добавляет церковь, золотые купола которой сияют на солнце. Остроконечная фигурная башенка добавляет праздничности; ощущение защищённости присутствует у местных жителей. Можно представить, как тишину этого места нарушает звон колоколов, наполняя сердце людей верой в себя и завтрашний день.

На уровне горизонта, полупрозрачным тоном нарисована ещё одна церковь, половину которой скрывают деревья и покосившееся доски забора. Перед ними растянуты веревки, на которых сушится свежевыстиранное белье.

Краски подобраны светлые и приятные для глаза. Радуют смотрящего красотой природы и быта этого дворика. Картина получилась живописной и динамичной. Жизнь есть в каждом уголке: в ясном небе, свежей травке, детях и животных.

Небо ясное, день выдался солнечным, хотя невозможно представить себе это место пасмурным. Лишь легкие белые облачка плывут по небу.

Художник хотел передать простую красоту деревенской жизни, такой, какая она есть, сделав картину максимально реалистичной. Пейзаж наполнен светом и воздухом летнего дня, вызывает чувство радости и тепла.

  • Турбин выйди из класса сочинение егэ

      

  • Сочинение на тему сказки венского леса

      

  • Сочинение наш час эпоха мабільнай сувязі

      

  • Сочинение муравей невелик а горы копает

      

  • Катаев сын полка сочинение

2 вариант

Картины мастера пейзажей Василия Поленова всегда интересовали публику своей неординарной подачей материала. Известный знаток живописи Павел Третьяков называл работы художника красивыми и очень милыми вещами.

Сама композиция не поражает оригинальностью. «Московский дворик» роскошью интерьера не блещет. Небо с парой облаков, невысокая трава на главном плане и церковь на заднем плане. Все привычно и обыденно.

Типичность картине добавляют крестьяне явно не купеческого происхождения. Запряженная тяговая лошадь общему пейзажу также представительности не делает.

Рассмотрим краски, которые использовал Василий Поленов. Зеленый цвет преобладает при подаче «Московского дворика». Создается впечатление, что этот жизнерадостный оттенок полностью доминирует в картине. Ведь зеленый цвет всегда будет равняться с зеленью и свежестью.

Само слово «дворик» изначально кажется чем-то мрачным и скучным. На самом деле мы видим довольно большое открытое пространство. Создается впечатление, что далее располагается большое поле. Причем очень обширное поле.

В плане композиции Василий Поленов не прогадал. Обыденная обстановка на фоне церковных куполов выглядит эффектно

Важно ординарное совместить с необычным. Художник Поленов это четко понял

Интересна сама зелень травы на картине. Даже на крышах построек видна растительность. Зелень оказалась отличной площадкой для игры детей

Не важно, какого они были происхождения. На картине явно видно, что они рады очередной забаве

Интересной становится закрытая конструкция слева картины. Колодец же так не запечатывают. Погреб подобным образом не организовывают. Что же это? Сложно рассуждать о том, что все равно не понятно. Художнику виднее.

Дорожку от зеленого поля к ближайшей постройке благоустроенной трассой не назовешь. Создается впечатление, что туда на лошадях никогда не ездили. А как же тогда тяговая лошадь на заднем плане? И все же дорога без ухабов явно не избита копытами.

Сами дома на картине показывают разный уровень жизни местных жителей. Рядом с белоснежным жилищем находится серая треугольная постройка. Хотя никто не отрицает, что она может принадлежать зажиточным хозяевам.

Недаром Павел Третьяков назвал картину «Московский дворик» милой вещью. Пейзаж реально выглядит красиво и без какой-либо степени агрессии. Зеленое поле, дети, крыши церквей. Что может быть лучше для успокоения души.

5, 7 класс

Мнение критиков и искусствоведов

Искусствоведы практически единодушно считают, что автору удалось мастерски изобразить окраины Москвы конца XIX века. Ветхие, покосившиеся сараи и крестьянские постройки здесь соседствуют с высокими церковными куполами и почтенными дворянскими особняками. Главные действующие персонажи пейзажа – это маленькие дети, которые безмятежно играют на лужайке-пустыре и не ведают бед.

Также мы можем видеть их мать-крестьянку, а также тягловую лошадь, запряженную в телегу. Интересно, что дети, крестьянка и лошадь располагаются в разных углах картины, поэтому из них можно составить условный треугольник, символизирующий патриархальную дореволюционную Россию. Доминирующие цвета пейзажа – зеленый, светло-коричневый, белый, телесный и голубой.

Некоторые другие мнения искусствоведов о картине:

  • Некоторые искусствоведы считают, что на картину повлиял европейский импрессионизм. Следы этого влияния можно заметить в изображении детей и их матери – они нарисованы не слишком четко, даже чуточку небрежно (кроме ребенка на самом ближнем плане – он нарисован достаточно четко). Некоторое влияние импрессионизма можно найти также в выборе цветовой палитры;
  • При этом влияние импрессионизма не стоит переоценивать. Композиционно картина вполне вписывается в канон школы русского реализма – например, диагональное расположение дорог встречается на картине многих русских художников того времени;
  • Дети представляют интерес еще и потому, что они были добавлены на картину гораздо позже. Как уже было сказано ранее, первоначальный вариант пейзажа был безлюдным – и лишь спустя почти год художник перерисовал первоначальную картину, добавив на него людей. Вполне возможно, что идея изображение детей и матери в импрессионистской технике – это более позднее решение, которое художник придумал во время перерисовки полотна.

[править] Описание

Картина объединила сразу два вида живописи — это пейзаж и жанровая сценка. Она представляет собой зарисовку московского городского пейзажа второй половины XIX столетия. Погожий летний день. Голубое небо в светлых облачках создает атмосферу воздушности. Двор зарос травой — она передана художником во всевозможных оттенках, от светлых солнечных бликов до темной тени; кое-где — цветы, но не яркие, не выращенные садовником благоухающие красавцы, а неброские, полевые, взошедшие нежными и робкими вкраплениями. Среди невысокой, но еще не пожухлой травы расположились дети, чуть дальше — куры, тоже выпущенные на дворик. Прясо — покосившаяся избенка-сарайчик с проваленной крышей — надо бы починить, да пока пусть так постоит; чай, не фасад, не на улицу выходит, во двор… Поодаль слева — женщина несет ведро воды. Справа телега с запряженной лошадью, но еще не готовая к выезду; а пока лошадь может спокойно пожевать травку…

На заднем плане видна каменная церковь. Это московский Храм Спаса Преображения на Песках. Церковь сохранилась по сию пору. К тому времени, когда Поленов запечатлевал ее на своем полотне, она насчитывала более полутора лет — была возведена в 1711 году на месте сгоревшей деревянной.

Всё обыденно на этом полотне, вроде ничего особенного. Но эта обыденность завораживает — она трепетна и лирична, а безмятежность и теплота летнего утра переданы с такой любовью, с такой гармоничной проникновенностью, что вырастают до самых высоких нот обобщения русской пейзажной живописи и обращены прямо к сердцу зрителя.

Чуть позже, в том же 1878 году Поленов создал картину «Бабушкин сад», где изобразил тот же дворянский дом, выходящий в этот двор, с другого ракурса.

«Московский дворик» родился почти случайно и вопреки обстоятельствам

Пожалуй, удивительней всего в истории создания «Московского дворика» то, что написал его отнюдь не москвич, а человек, который и Москвы-то тогда еще фактически не знал. Поленов родился в Петербурге, там он учился параллельно в Академии художеств и на юридическом факультете университета, потом целых 4 года жил за границей, а самый авторитетный в тогдашней России художественный критик Владимир Стасов убеждал Поленова: «Москва Вам ровно ни на что не нужна, точь-в-точь, как и вся вообще Россия. У Вас склад души ничуть не русский, не только не исторический, но даже и не этнографический. Мне кажется, что Вам лучше всего жить постоянно в Париже или Германии». Но что же всё-таки привело Василия Дмитриевича в Москву? Поленов долго искал собственный путь в искусстве. Он выпустился из Академии как исторический живописец, его отец, историк и археолог, боготворил Александра Иванова и хотел бы видеть в сыне его последователя, а мать, ученица Карла Брюллова, наседала на Василия в письмах: «Не разменивай себя на мелочи, пиши, благословясь, большую картину». Родители ждали от него чего-то академического и масштабного. Пейзаж тогда не воспринимался как равноправный художественный жанр, и Поленов немного стыдился своей внутренней склонности как раз к пейзажу. И потому задумал взяться за большую историческую картину «Пострижение негодной царевны». Сюжетную интригу заимствовал из русской истории: когда у царя Алексея Михайловича умерла жена Мария Милославская, был объявлен смотр красивым боярским дочкам – кто более всех подойдёт на роль новой царицы. По наущению бояр (по-видимому, Нарышкиных), самая пригожая претендентка была «выведена из строя»: нянька, убиравшая девицу перед итоговыми смотринами, так сильно сдавила ей голову кокошником, что та лишилась чувств и была признана порченой. Царь женился на Наталье Нарышкиной (это она произведёт на свет будущего императора Петра I), ну а «негодную» невесту, как водится, спровадили в монастырь.

Вот для этой картины (от которой до нас дошло только название – не сохранилось даже наброска композиции) Поленову и понадобилась Москва. Он много дней провёл за этюдами соборов и теремов Московского Кремля (, , , , , ), а жильё себе подыскал близ Арбата. Квартира в Трубниковском переулке сперва показалась ему хмурой и неуютной. Поленов намеревался было откланяться, но в последний момент выглянул в окно, увидел внутренний дворик с хозяйственными постройками и купола чуть поодаль – и остался. «Этого дома уже больше нет, – писал художник позднее. – Он находился на углу Дурновского и Трубниковского пер. Я ходил искать квартиру, увидел на двери записку и зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».

Специалисты уточняют: тогда, в 1877-м году, Поленов написал не картину, ставшую столь известной, а этюд вертикального формата, в несколько ином ракурсе и с менее лучезарным колоритом. А к «Московскому дворику», который мы знаем теперь, он вернулся почти через год, в марте 1878-го, возвратившись с русско-турецкой войны. На театр военных действий Поленова лично вызвал великий князь и будущий император Александр III. С войны Поленов привезёт награды – медаль и золотой крест, но не картины

А ведь гордившаяся императорским вниманием семья ждала от Поленова полотна о доблести русского оружия. И друг Репин ругал его за то, что кичится (так казалось одному Репину) близостью к самодержцу и что не привёз зарисовок военных действий. Но все эти чужие требования и чаяния не совпадали с внутренним настроем Поленова

Он чувствовал призвание к пейзажу. Вернувшись в ту же квартиру в Москве, Поленов поставил на мольберт свой прошлогодний этюд. Расширил композицию, добавил фигуры, но главное, насытил свою пейзажно-жанровую картину, свой «Московский дворик» таким светом, таким реальным ощущением летнего воздуха и такой непосредственностью счастья, которая и теперь передаётся посетителям Третьяковской галереи. «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», — был убеждён Поленов

Но все эти чужие требования и чаяния не совпадали с внутренним настроем Поленова. Он чувствовал призвание к пейзажу. Вернувшись в ту же квартиру в Москве, Поленов поставил на мольберт свой прошлогодний этюд. Расширил композицию, добавил фигуры, но главное, насытил свою пейзажно-жанровую картину, свой «Московский дворик» таким светом, таким реальным ощущением летнего воздуха и такой непосредственностью счастья, которая и теперь передаётся посетителям Третьяковской галереи. «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», — был убеждён Поленов.

Сочинение: описание картины В.Д. Поленова «Московский дворик»

Именно такой увидел Москву столичный художник Василий Поленов. Знакомству с московской жизнью предшествовало несколько поездок за границу. Молодой Поленов побывал в Париже, Венеции, Риме. На чужой земле он искал вдохновение для исторических полотен. Италия произвела на него сильнейшее впечатление. Приезд Поленова в Москву открыл новые грани его таланта.

В поисках квартиры, в которой он мог бы спокойно работать, Василий Дмитриевич случайно выглянул из окна понравившегося ему дома и увидел самобытную картину русской жизни. Крестьянские дети увлеченно играют на траве, женщина, согнувшись от тяжести, несет ведро воды, по двору бегают куры, а запряженная в телегу лошадь послушно ждет своего хозяина. Запечатленный Поленовым сюжет лишен исторического драматизма. Ведь не смотря на то, что крепостное право было уже отменено, простой народ жил в большой нужде и не имел возможности поправить свое бедственное положение.

Но художнику было важно показать не реалии времени, а самих русских людей, обладавших поистине христианским терпением. Неслучайно крестьянка и дети одеты в белое

Этот цвет символизирует смирение и чистоту души. Однако стоит заметить, что лица людей не прорисованы. Мы не видим глаза ребенка, изображенного на переднем плане картины.

А в них, скорее всего, затаилась тихая грусть. Поленов мастерски расставил акценты: солнечные головки детей, кричащий малыш и сияющие купола собора — вот то, что заставляет зрителя воспринимать картину как единое целое. Все остальное — лишь сочная по своим краскам декорация к основной идее сюжета.

Глубокая вера в силу и мощь русского народа двигала кистью художника. Возрождение крестьян к новой жизни он связывал неразрывно с религией.

Век от века православие на Руси помогало людям переносить невзгоды, побеждать болезни. Поленов не мог себе представить, что пройдет не так много времени, и у людей отнимут величайшую ценность земного бытия — веру в Бога.

Но в 80-ых годах 19 столетия по всей Руси стоял колокольный звон, блистали маковки церквей, и жизнь наполнял чудесный свет, льющийся с небес. Синее бездонное небо царит над всем этим крошечным мирком. А солнечные лучи одинаково ласково касаются детей, молодой листвы, покосившегося сарая, барского дома и каменных стен собора.

Высокое мастерство живописца позволило Поленову передать свежесть и чистоту летнего воздуха, в котором разлит легкий аромат травы и первых цветов.

Сочинение по картине Поленова «Московский дворик»

Часто это были картины на историческую тему, его привлекали жанровые картины, а также он увлекался написанием портретов. Любил Поленов создавать и пейзажи. И вот в 1877 году художник создает, как оказалось, настоящий шедевр, что принес ему огромную славу став его визитной карточкой. Это была картина Поленова Московский дворик, которую он в 1878 году представил на выставке, назвав работу наброском, картинкой. Поленов Московский дворик описание картины Картина Василия Поленова Московский дворик переносит нас в далекое прошлое, ведь сегодня сложно в Москве отыскать подобные места.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: