Маковский Владимир «Свидание» описание картины, анализ
Художник изобразил на картине встречу матери с сыном. Мать — типичная крестьянка — приехала из деревни в город чтобы проведать своего сына, который находится в подмастерьях. Печальный взгляд выдаёт ее тяжёлое чувство отчасти от редких встреч с сыном, отчасти от усталости. Видно, что рассталась она с сыном и отдала его в подмастерья по причине большой нужды в семье.
Мальчик с жадностью кушает калач, который принесла ему мать. Выглядит он болезненно и не по годам серьёзно — видно, что условия работы очень плохие — на улице зима, а у него нет обуви, из одежды только грязная рубаха и штаны, сверху накинут такой же грязный фартук.
Встреча матери и сына проходит тоже в довольно грязной комнате с земляным полом. Художник нарочно использовал тёмные цвета при написании этой картины, чтобы передать особый трагизм ситуации: по всему похоже, что следующей встречи может и не быть. Часто используемый художниками-передвижниками сюжет о трагедии простых русских людей всегда находит отклик в сердцах зрителей, заставляя их сочувствовать и сопереживать героям картин.
Год написания картины: 1883.
Размеры картины: 40 x 31,5 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: жанровая живопись.
Стиль: реализм.
Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Интересные сочинения по картинам
Художница Т.А. Маврина сделала целый цикл картин под названием «Кот Учёный». В своих произведениях она изображала кота не привычно ярким. Таким приёмом Т.А. Маврина подчёркивала особенность животного.
Прекрасная картина талантливого советского и российского художника Дмитрия Дмитриевича Жилинского «Желтый букет» привлекает своей теплотой и удивительной гаммой красок.
Решетников Павел Фёдорович родился в июле 1906 года в творческой семье. С ранних лет мальчик работал, так как денег на пропитание не хватало. 1929 год Решетников поступает в Высший художественно-технический институт.
Тема покорения Сибири близка и понятна художнику. Ведь он родом из Красноярска. Он писал картину долго и тщательно. На это ушло четыре года. Ермак — это боевой казачий атаман.
Аркадий Иванович Рылов родился 29 января 1870 г. Отец мальчика был простым сельским нотариусом. В юном возрасте его отправили в Петербург, обучатся искусствам. Его обучали известные мастера искусства
Источник
Сочинение описание картины Видение отроку Варфоломею
На картине Нестерова важное значение имеет пейзаж. Он насыщен желтым цветом, что указывает на осеннее время года
Погода выглядит солнечной, теплой, хотя самого солнца автор не изобразил. Небо окрашено в бледно-голубой цвет, а на его фоне ярко выделяются и, словно васильки на лугу, тянутся кверху ярко-голубые купола старой деревянной церкви. Неподалеку от церкви расположились огороды. К ней тянется узенькая тропинка, справа от которой простирается засеянное поле.
На заднем плане виднеется небольшое поселение, а за ним во всю ширь растянулись бескрайние просторы. Справа и слева по краям полотна изображены густые леса, благодаря чему картина приобретает дополнительную глубину. По левому краю извилистой лентой пробегает небольшая речушка.
На первом плане изображены главные герои произведения – отрок Варфоломей и старец
Лицу мальчика автор придал трепетное печальное выражение, при этом взгляд его, обращенный к мудрому старцу, наполнен восхищением и чутким вниманием. Ребенок очень худой, что особенно подчеркивает тонкое личико и небольшие синяки под глазами
Руки у мальчика сложены вместе как если бы он молился. Одеяние мальчика очень простое – обычная крестьянская одежда, при этом она чистая и светлая, как душа ребенка, который ее носит. Также, словно повторяя образ юного отрока, рядом растет тоненькая березка и здесь же стоит маленькая сосенка. Они символизируют собой молодость и беззащитность.
Картина позволяет ощутить настоящий простор, пейзаж реалистичен, но в то же время в образах героев наблюдается элемент сказочности. Вокруг ощущается полнейшая тишина, а на душе становится немного грустно, но все же хорошо и спокойно.
7, 8, 9 класс
Облик сына
Мальчик с ранних лет вынужден обучаться ремеслу в подмастерьях. Жизнь в городе его совсем не радует. Посмотрим на его внешность. Первое, что бросается в глаза, — ребенок без обуви. Если судить по тому, что на улице холодное время года, то, вероятно, мальчик мерзнет, но совсем этого не показывает. На мятую рубашку повязан грязный от работы фартук. Наверное, мать застала его за делом, и ему пришлось оторваться, чтобы пообщаться с ней.
Ребенок очень голоден. Он жадно ест принесенный матерью гостинец. Анализ этого эпизода включается в сочинение по картине «Свидание» Маковского. Парню живется несладко: он недостаточно накормлен, не обеспечен одеждой и обувью.
Лицо мальчика очень серьезное. Жизненные обстоятельства вынудили его стать не по годам взрослым. Ребенок рано познал все трудности бедной, нищенской жизни. Взгляд этого парня вызывает чувство жалости и переживания за него. После краткосрочного свидания с матерью ему снова придется приступить к тяжелой работе. Он будет вспоминать семью и снова ждать долгожданной встречи.
В. Е. Маковский и художники-передвижники
Значение героя
Если Кирсанов, Вера Павловна, Лопухов — обычные люди нового поколения, то Рахметов — человек неординарный, выделяющийся даже на фоне революционеров будущего. Это «высшая натура», представитель «другой породы». При составлении описания Рахметова в романе «Что делать?» следует подчеркнуть, что, будучи лучшим представителем своего сословия, он сумел прочувствовать идеи демократии, разделить их, пропустить сквозь себя. В этом сила характера Рахметова.
От многого ему пришлось отказаться ради того, чтобы заняться делом всей его жизни. Этот человек лишен страхов и сомнений, он упорно идет вперед, кажется, будто он выкован из металла — настолько он жесток и тверд.
В качестве действующего лица он появляется в главе произведения «Особенный человек», уже в этом наименовании прослеживается авторская мысль. Это человек новой формации, сильный телом и духом, воспитавший себя и прошедший непростой путь к тому, кем он является в данный момент. Герой помогает Чернышевскому более глубоко раскрыть свои идеи, показать, что справедливость — категория, не имеющая отношения к принадлежности к тому или иному сословию, богатству, роду занятий. Она должна находить отклик в душе каждого. Только в этом случае светлое будущее, где все равны и счастливы, станет возможным.
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Григорьева Вратарь от лица болельщика зрителя 7 класс
Вы знаете, как я люблю футбол? Это моя жизнь. Утром, как только встанет солнце, я несусь на наше импровизированное поле сломя голову. Наше поле, это небольшая площадка, которую мы соорудили сами.
- Сочинение по картине Левитана Владимирка описание
Художественное творение живописца посвящено пути, по которому двигались на каторжные работы в Сибирь приговоренные к наказанию.
- Сочинение по картине Свидание Маковского 4, 7 класс
В далёком 1883, Владимиром Маковским была написана прекрасная картина под названием Свидание. Она вместила в себя тему обнищания и страданий бедного народа, а также заботу и силу материнской любви.
- Сочинение по картине Село Хмелевка Ромадина 9 класс
Николай Михайлович Ромадин один из самых ярких и запоминающихся художников СССР. Его работы были отмечены многими наградами. Одна из таких наград, это премия Сталина.
- Сочинение по картине Остроухова Первая зелень
Илья Семенович Остроухов родился и вырос в Москве, поэтому ему очень близка природа средней полосы России. Где суровые зимы сменяют теплые долгожданные весна, а на смену знойному лету приходит золотая осень
Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание»
Сперва, исходя из названия, может показаться, что на холсте изображено что-то романтичное, быть может, молодая влюбленная пара, но все совсем не так, когда зритель видит изображение, он погружается совсем в иной мир. Картина писалась художником под впечатлением обнищания жизни народа, автор попытался через свое произведение выразить все тяготы русского народа. То, как тяжело ему приходится выживать в такое тяжелое время. Перед нами типичная ситуация, мать и сын.
Свидание Сочинение по картине Свидание Маковского 4, 7 класс В далёком 1883, Владимиром Маковским была написана прекрасная картина под названием «Свидание». Она вместила в себя тему обнищания и страданий бедного народа, а также заботу и силу материнской любви. На полотне изображена долгожданная встреча матери и сына, которые по стечению обстоятельств живут далеко друг от друга, так как мать отдала сына работать в подмастерья в город, потому что не хватало денег, чтобы существовать. Одета женщина просто, обычный тулуп из-под которого выглядывает часть красного платья, голова покрыта шерстяным платком, это указывает на то, что на дворе властвует зима.
Сочинение описание картины Осенние дожди. Пушкин Попкова
Попков был приверженцем «сурового стиля». Так картина под названием «Осенние дожди. Пушкин» написана именно в данном стиле.
На картине изображен Александр Сергеевич Пушкин. Он одет в темный фрак и черные лаковые туфли. Полы его костюма колышутся на ветру. Его руки сложены на груди, а лицо повернуто к зрителю в профиль. Черный, кучерявый волос развивается на небольшом ветру. Александр Сергеевич стоит на пороге дома. Его окружат две высокие массивные колоны. На одну из них, Пушкин оперся плечом и о чем-то задумался. У его ног лежат пожелтевшие листья.
На улице осеняя пора. Посмотрите вокруг. Вся картина изображена в ярко-желтых тонах. Хоть на улице и слякотная осень, но от игры красок становится только теплее. Идет небольшой дождь. На первой ступени набралась небольшая лужа, в которой отражаются желтые листья деревьев. А на последней ступени, стоит небольшая, красивая, белоснежная лавочка. Все небо серое и мрачное. Такое явление очень частое именно осенью. Через всю картину простирается зигзагом речка. У ее берегов пасется белоснежная лошадка. Далее горизонт размыт, но мы видим, что художник изобразил зелено-желтые поля и холмы.
Больше всего в данной картине меня впечатлило настроение Пушкина и природа. Ведь вы только присмотритесь, как красиво Попков изобразил кустарники. Такое чувство, что это охапка желтых цветов, которую так и хочется поставить в вазу.
У картины нет печально настроения. Мне очень нравится сама работа. От нее не веет холодом и слякотью. Все наоборот, глядя на данную цветовую гамму, получаешь огромный заряд положительной энергии. Особые, теплые чувства ощущаешь, когда смотришь на кустарники растущие около дома. Их яркий цвет, как пламя, согревает в столь дождливую осеннюю погоду.
Попков Виктор Ефимович талантливый российский художник. Его работами восторгаются и до нынешнего. Виктор Ефимович родился в 1932 году. Семья была из рабочего класса. Они чудом пережили войну. Но родители Попкова твердо решили, что мальчику нужно дать полноценное образование, а не быть простым рабочим. С юных лет мальчик интересовался живописью. И по окончании школы поступает в Художественно-графическое педагогическое училище. Проучившись около двух лет, Виктор Ефимович решает поступить еще в Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова. Данное учебное заведение его привлекало тем, что именно оно, продолжало применять старинные инструменты в живописи. Жаль только, что жизнь замечательного художника оборвалась так рано и нелепо. В 1974 году, он был застрелен инкассатором, за то, что попросил, что бы Попкова подвезли.
Сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень»
Остроухов Илья Семенович – это настоящий мастер в написании пейзажей. Он нарисовал множество картин о природе, но его лучшей работой является «Золотая осень». Я сама больше люблю лето, но глядя на эту картину, я понимаю, что каждое время года прекрасно по своему, нужно только суметь разглядеть эту красоту.
На картине изображена лесная поляна. Все деревья одеты в одежду из золотых листьев. В этом убранстве они похожи на царей, а поляна выглядит, как настоящий тронный зал. Эта картина вызывает восхищение и трепет перед величием природы. Ведь казалось бы еще недавно, все эти деревья были сплошь зелеными, а народ под их ветвями располагался на пикник в летний знойный день.
И вот уже ни на одном дереве не видно ни единого зеленого листочка. Кажется, что пришел волшебник и взмахом волшебной палочки перекрасил их все до единого в желтый цвет. Из летней зелени на картине я вижу только траву, и то она виднеется лишь в некоторых местах, а в основном и она уже пожелтела от упавших листьев, которые укрывают ее золотистым ковром.
И так хочется переместится в эту картину и пробежаться по листьям, услышать, как они шуршат под ногами, почувствовать прилив сил и энергии, которые дает эта природа
Или наоборот, осторожно ступить в это золотое царство, чтобы не потревожить его величие и красоту, чтобы насладиться этим незабываемым моментом, как это делают две сороки, изображенные в центре картины
Эта картина, которую нарисовал Остроухов, кажется мне по настоящему живой. Художник столь трепетно прорисовал каждую деталь, что кажется, если долго стоять перед ней, то можно увидеть, как дует ветерок, от которого листья взлетают над землей и кружатся в воздухе, услышать щебет птиц, которые еще не отправились в теплые края, увидеть, как листья один за другим опадают с деревьев и ложатся на землю. Это удивительная картина, призывающая любить природу и заботиться о ней.
Описание картины Маковского Свидание
Картина написана в конце 19 века. Она передаёт житейский быт бедных крестьян.
На репродукции картины «Свидание» можно рассмотреть долгожданную встречу матери и сына. На переднем плане изображены главные герои: пожилая женщина и её взрослый не по годам ребёнок. Задний фон смешан из оттенков грязного цвета, создавая картину мрачного помещения.
По тоскливому взгляду женщины понятно, что она не видела своё чадо довольно долгое время. Она одета в несколько слоёв одежды, из чего следует, что на репродукции, за предполагаемым «окном», зима. Одеяние её выглядит скудно и бедно. Очевидно, что несчастная мать шла из деревни на встречу с сыном. В силу своей бедности она смогла принести только один подарок – хлеб.
Рассматривая мальчика, можно увидеть, что он одет в специальную рабочую форму подмастерья. Становится понятно, что он отправлен в город на обучение и живёт вдали от семьи. Он смиренно стоит и молчит, поедая единственный подарок матери, будто боится, что его лакомство отберут. То, как он жадно поедает хлеб, означает, что живёт он в плохих условиях. Его босые ноги, стоящие на холодном полу, грязное одеяние и суровое огрубевшее детское лицо показывают, что, несмотря на его юный возраст, все считает его полноценным взрослым рабочим.
По грязному заднему фону понятно, что их свидание проходит в мастерской, где и живёт мальчонка. На переднем фоне, рядом с главными героями, стоит ветхий деревянный бочонок, на котором стоит кувшин. Внизу разбросаны грязное тряпьё для уборки комнаты. По отсутствию рабочего оборудования можно понять, что встреча происходит в общей комнате. Из еле заметного окна сочится дневной свет. Становится понятно, что условия для работы там не самые лучше, тем более для мальчика.
Такое обилие мрака и черноты показывает не только загрязнённую обстановку в мастерской, но и чувства матери и сына. Художник очень точно показал всю боль и горечь, отражённую в лицах персонажей. Дети вынуждены отдаляться от дома в столь юном возрасте и жить во мраке и грязи. Также видно, на что способны матери ради своих «повзрослевших» детей. Маковских отлично передал не только чувства крестьян, но и их быт. Грязные мрачные одежды на взрослой женщине, специально накинутые друг на друга для сохранения тепла. Испачканное лицо и форма мальчика показывает как относились даже к детям того времени.
Сочинение по картине Попкова Осенние дожди. Пушкин 8 класс
Картина В. Попкова «Осенние дожди. Пушкин» — это волшебное смешение красок, с помощью которых художник передал прохладу, очарование осенней поры. Главное, раскрыл загадку, чем это время года вдохновляло А.С. Пушкина.
Самый яркий цвет полотна — черный. Его вобрал в себя основной силуэт картины. На переднем плане художник представил великого русского гения А.С. Пушкина, который правым плечом опирается на грязно-серую колонну здания, открывающего вид с возвышенности. Поэт будто прячется от холодного ветра. Порывы осенних воздушных масс беспощадно развивают его фрак, поднимают желтые листья, часть которых касается поверхности крыльца, на котором стоит поэт. Некоторые мечутся по нему то влево, то вправо. Устремленный вдаль взгляд писателя, его желание не покидать крыльцо длительное время, на которое указывают скрещенные на груди руки, устойчивая поза — все это говорит о его чувствах к родной природе, несмотря на дождь и холод.
Цветовая гамма картины не отличается большим разнообразием, однако богатство желтого и серого тонов способствует изображению дождливого осеннего дня с невероятной реалистичностью и ярким фоном. Второстепенное цветовое решение имеет оттенок синего цвета в виде включений в изображение гор, которые дополняют пейзаж.
Признаки дождя присутствуют повсюду. Это мокрые ступени крыльца, на которых кое-где видны небольшие лужи. Все воздушное пространство заполняет моросящий дождь, гонимый ветром. Ступени представляют собой плавный спуск к густой кроне деревьев ярко-желтого цвета. На всей протяженности крыльца обе его стороны также сопровождают густые насаждения, глядя на которые можно утверждать, что осень вступила в полную силу.
В конце постройки изображена изящная одинокая лавочка. Берега, покрытые сухой травой, открывают вид лишь на часть реки, изгиб которой проходит перед крыльцом здания. На ее дальнем берегу справа едва заметен размытый силуэт пасущейся белой лошади. Все остальное пространство заполнено лесом, в который изредка включены озера. На горизонте широкой темно-сизой неровной полосой протянулись горы. Они упираются хмурое низкое небо, которое серыми клочками нависло над лесом. Открывшаяся панорама со стороны дома, представляющая унылый осенний день, для талантливого поэта имеет особый интерес. Судя по его профилю, мечтательной позе, он восхищается красотой осени, имеющей особенное очарование.
Сочинение по картине Маковского «Свидание»
В. Е. Маковский и художники-передвижники
Владимир Егорович Маковский — известнейший российский художник, представитель товарищества Передвижных художественных выставок.
Мастера, работающие в этом объединении, отстаивали в своем творчестве принципы, противоположные художественному академизму.
Они ратовали за критический реализм в искусстве, их полотна были проникнуты мотивами реальной жизни и чертами быта, а не псевдонародными и мифологическими сценами, которые все еще ценились в Академии художеств.
В сочинении по картине «Свидание» Маковского скажем, что работа была написана в 1883 году, в период, который принято считать расцветом творчества художника.
Это было время последствий отмены крепостного права, развития идей народничества, земских нововведений. Это было время литературы Льва Толстого, Федора Достоевского, Антона Чехова. В художественном творчестве подходило к концу время таких мастеров, как А. Иванов, В. Тропинин, К. Брюллов. А среди передвижников уже работали В. Перов, И. Крамской, А. Саврасов, И. Репин, Суриков, Н. Ге и др.
Тематически для работ большинства художников-передвижников характерны так называемые жанровые сценки, которые отражали реальную жизнь народа во всех ипостасях и во всех социальных слоях. Такой демократический подход мы находим и в большинстве картин Маковского.
Перед тем как описывать картину Маковского «Свидание», в своем сочинении надо сказать, что именно своим историзмом полотна передвижников особенно ценны для потомков. Сегодня по ним мы и судим о реальностях того времени. Дополняют своими материалами об эпохе, конечно, литературное творчество, публицистика, переписка известных исторических личностей. Но согласитесь, как этого было бы мало, не будь в нашем распоряжении картин передвижников.
Колористика и сюжет картины
В сочинении по картине «Свидание» Маковского опишем общее цветовое решение картины. Полотно выдержано в довольно мрачных тонах. Встреча матери и сына проходит, видимо, в сенях перед мастерской. Полы каменные, стены из грубых, разного цвета досок. Стоит бочка с кувшином для питья — сюда, вероятно, приходят освежиться рабочие.
Вообще, создается впечатление, что детали фона не столь важны для художника. В центре полотна — только его герои. Эта картина об их жизни.
Одежда героев
Мальчишку отдали на обучение к какому-то мастеровому. Тогда многие крестьянские семьи так делали — тут мальчик не только получал хоть какие-то гроши, но и необходимые для будущей работы профессиональные навыки.
Правда, как мы помним по рассказам Чехова и Горького, ребятишек, отданных «в люди», часто использовали в качестве слуг, лакеев, нянек в домашнем хозяйстве.
Но мальчик, изображенный на картине, занят в общем деле: на нем заляпанный фартук, рукава рубахи засучены, он босой.
А вот рядом его мать. Вернее, мы не знаем точно, матерью ли она приходится мальчику. Но по ее лицу — сострадательному и покорному своей скорбной доле — мы понимаем это.
Лицо женщины словно застыло в своем обыденном несчастье и бедности, ей жалко сына, она не знает, долго ли он выдержит, так тяжело трудясь и так скудно питаясь. Но делать нечего — надо терпеть. А там, глядишь, и Бог поможет. Иного выхода ведь нет.
Вся поза этой женщины говорит нам об этой ее безысходности. Так ведь и рассуждали простые русские люди, и так показывает нам это художник.
Оба персонажа, как необходимо отметить в нашем кратком сочинении по картине Маковского «Свидание», выписаны с особой тщательностью.
Мы видим, что мать одета в верхнюю одежду, на голову повязан платок, у ног лежит узелок — значит, ради того, чтобы навестить сына, ей пришлось проделать не короткую дорогу.
Котомку простые люди, случись им идти куда-то пешком, раньше часто носили на палочке, которую клали на плечо. Палку это можно было использовать и как посох. Обычно так делали в селах — значит, думаем мы, семья мальчика, скорее всего, живет в селе.
Общее впечатление
В заключении сочинения по картине В. Е. Маковского «Свидание» скажем о том, чего, на наш взгляд, не хватило картине. Ей не хватило настоящего трагизма.
Настоящим горем могло бы быть детство, закованное в бедность — но такое, чтобы зритель действительно почувствовал, что это детство. Что ребенок все-таки остается ребенком, и когда он тяжело болен, и когда он устал, и когда он голоден.
Но вряд ли сам мастер, выросший в обеспеченной интеллигентной семье художников, где никогда не знали беспросветной нищеты и борьбы за существование, мог сострадать так, чтобы показать нам всю горечь написанной им сцены.
О картинах Маковского часто говорят, что созданные им жанровые сценки написаны мастерски, порой юмористичны, всегда достоверно рассказывают нам о характерах персонажей. Они все интересны, но поверхностны. Так говорят. И кажется, это верно.
Сочинение №2
Краткая биография
- 24 февраля 1917 г. – Родилась в Смоленске.
- 1934 – После окончания школы приехала в Киев, где поступила в художественный техникум.
- 1936 – Техникум ликвидировали, поэтому перешла учиться в художественный институт, в котором ждал первый успех (лучшая на курсе студенческая работа, изображающая обнаженную натурщицу) и встреча с будущим мужем. Домашних уроков оказалось вполне достаточно для поступления. Как студент театралки учится вживаться в предстоящую роль, так и Татьяна постигала умение отражать на холсте и бумаге окружающую среду со всеми деталями и оттенками цвета, а также передавать настроение.
- 1940 – Студенческие работы талантливой студентки отправлены на Всесоюзную выставку.
- 1941 – Оказавшись под Саратовом из-за эвакуации, занималась сельскохозяйственными работами наравне с местными жителями. В редкие минуты отдыха по просьбе окружающих ее женщин рисовала для поминок портреты их родственников, погибших на войне.
- 1944 – Вернулась в Киев, где появилась огромная картина «Хлеб», отразившая радость колхозников после неурожайных лет. Ее размножили миллионными тиражами открыток и плакатов, а автора приняли в Союз художников и преподавателем художественного института.
- 1949 – Отметили за 1-й шедевр «Хлеб» Сталинской премией. Воодушевленная наградой, художница в том же году представила на суд публики работу «Перед стартом», но критика была такой разгромной, что надолго отшибло желание заниматься живописью.
- 1951 – За картину «Весна» получила 2-ю Сталинскую премию.
- 1956 – Написала «Утро». Позировала старшая дочь, которую зрители видят в центре композиции разминающейся перед открытым балконом. Аккуратно сложенная на стуле форма, приготовленный матерью завтрак, ворвавшиеся в комнату лучи солнца. По этой картине школьники учились составлять рассказы и писать сочинения, ее вырезали из журнала «Огонек» и помещали на стены или наклеивали в альбомы. Она несла тепло, радость и светлую энергию нарождающегося дня. Простой сюжет взбадривания после сна неожиданно был воспринят как символ оттепели после сталинской эпохи ужаса и тотального страха, символ перехода к прекрасной, долгой и гармоничной жизни. Но сама Яблонская впоследствии считала «Утро» неудачным по живописному исполнению.
- 1958 – Участвовала во Всемирной выставке в Брюсселе.
- 1960 – Присудили звание Народного художника Украины.
- 1968 – Резко критиковала на съезде художников Украины «опеку» искусства партийными органами. За «неправильную идеологию сняли с выставки» произведение «Жизнь продолжается», а Яблонскую лишили всех должностей. Через несколько месяцев А.Д. Скабу, инициатора наказаний, самого сняли с должности секретаря ЦК по пропаганде.
- Конец 1960-х – Уничтожен тираж проиллюстрированной художницей книги Ивана Драча из-за обвинения в украинском национализме, что подвигло независимую и скептично относящуюся к официальной критике Яблонскую сменить вид живописи.
- 1970-е – Появились камерные импрессионистского стиля пейзажи и этюды, выполненные пастелью.
- 1982 – Присудили звание Народного художника СССР.
- 1987 – За серию портретов удостоена Золотой медали Академии художеств Советского Союза.
- 1997 – Наградили орденом «За заслуги».
- 1999 – Организованы выставки графики и темперных работ. Поразил инсульт, приковавший художницу к инвалидному креслу. После этого живописные работы из-за физической слабости создавались уже не маслом, а пастелью.
- 2001 – Присудили звание Героя Украины за выдающиеся достижения и заслуги в живописи. Силы угасали, писать приходилось левой рукой, но картины наполнены радостью, которую художнице удавалось извлекать из, казалось бы, совсем обыденных мелочей.
- 2004 – Украинская Академия художеств наградила Золотой медалью.
- Июнь 2005 – Последний рисунок пастелью – «Колокольчики».
- 17 июня 2005 – Умерла в возрасте 88 лет.
Татьяна Яблонская в годы творчества