Вариант 3
Произведение «Детство» Максима Горького оставило у меня глубокое впечатление из-за одного главного персонажа – деда Василия. Меня удивила его жестокость и жадность, и я не могу найти для него ни одного оправдания. Мальчик Алексей и его мама оказались в доме деда из-за трагической случайности, но им пришлось очень туго, хотя родители Варвары, казалось, никогда не желали ей зла. Но если бабушка Акулина честно трудилась и старалась смягчить пребывание дочери и внука в отчем доме, то дед был очень жесток: он проявлял агрессию, жадничал, позволял себе поднять руку на жену и внуков, стал особенно скупым после утери своего состояния.
Я не вижу в поступках и поведении деда Василия хоть грамм любви к Алексею и другим внукам, хотя тот заверяет об обратном. Василий пытается примириться с Алексеем и рассказать ему, что ему самому было нелегко в юности, но он стойко сносил все испытания. Но только если этот рассказ и несколько успокоил обиду Алексея, то я все равно считаю недопустимыми события, произошедшие до этого примирения: дед засек внука до полусмерти. И большого воспитательного эффекта это не дало, а только поселило страх и горечь в детском сердце.
Мне нравится3.3 k.Не нравится1.9 k.
Роль детства в жизни человека: вариант 2
Детство — это поворотный период в жизни человека, который закладывает фундамент для будущего. В этот период человек начинает формировать свою личность, приобретает навыки общения и знания об окружающем мире. Несомненно, детство играет огромную роль в формировании жизни человека.
На протяжении всего детства человек взаимодействует с различными людьми и приобретает навыки общения, которые необходимы во взрослой жизни. Это обучение включает в себя выражение мыслей и эмоций, понимание чужой точки зрения и умение находить общий язык. Навыки общения имеют решающее значение во всех сферах жизни.
Кроме того, детство — это время, когда человек начинает изучать окружающий мир. Они получают знания о природе, приобретают навыки чтения и письма, знакомятся с культурой и историей своей страны. Такое обучение позволяет им лучше понимать мир взрослых и принимать взвешенные решения.
Однако самый важный аспект детства — это любовь и забота, которые человек получает от своих близких. Родители и опекуны поддерживают их в процессе развития, учат их состраданию и доброте и дают им ценные жизненные уроки. Эти ценности остаются с человеком на протяжении всей его жизни, делая его лучше.
Примером может служить мой личный опыт. Я вырос в семье, где родители уделяли много внимания моему образованию и развитию. Благодаря этому, я смог получить хорошее образование и достичь успеха в жизни. Таким образом, детство играет важную роль в жизни человека, и от того, каким оно было, зависит его будущее.
В заключение следует отметить, что детство играет важную роль в жизни человека, формируя его личность, навыки общения и знания о мире. Оно дает необходимые навыки и знания, которые готовят их к взрослой жизни, но самое главное — оно прививает любовь и заботу, которые остаются на всю жизнь.
Мне нравится320Не нравится166
Главные герои
Образ и характеристика каждого персонажа находятся в данной статье. Здесь же мы приводим лишь самые основные сведения о жизни и характере героя.
- Николенька Иртеньев — главный герой, мальчик из дворянской семьи. Он очень тонко чувствует мир, умен не по годам, но сам процесс учебы скучен для него. Николенька старается во всем найти суть, смысл, но часто ошибается из-за обостренной чувствительности и вспыльчивости. Он добр, но ведом: его легко сбить с пути, ведь он часто подражает старшим или более сильным ровесникам.
- Мама — в самой повести автор не показывается характер женщины напрямую, но мы можем проследить ее влияние на сына. Благодаря доброму материнскому сердцу, мальчик стал таким чутким и сострадательным.
- Папа – рассудительный и строгий мужчина. Герой любит его не меньше, отец сохраняет авторитет перед сыном в любой ситуации.
- Наталья Савишна — экономка, бывшая няня мамы Николеньки. По своей натуре очень альтруистичная женщина, готова всю себя отдать ради семьи, которой служит.
- Карл Иванович — учитель Николеньки, очень добрый и заботливый человек, желающий для мальчика только лучшего.
Основная тема повести — становление личности. Человек приобретает индивидуальность, начиная с самого детства. События в раннем возрасте в дальнейшем влияют на судьбу людей, определяют ее во многом. Толстой показывает диалектику души героя – процесс его развития. Каждой черте, каждому жесту есть объяснение, и искать его нужно именно в детстве.
Еще одна немаловажная тема – воспитание
Героя окружают заботой и вниманием с юных лет, он чувствует себя нужным. Поэтому хорошие качества зачастую мешают ему поступать дурно
Это не заслуга генетики, он просто хорошо воспитан, и, усваивая манеры в городской среде, он постепенно становится все более рассудительным и дальновидным.
Материнская любовь – тоже центральная тема в повести. Именно мама научила сыновей тонко чувствовать мир вокруг них, наградила детей обостренным чувством справедливости и сочувствия. Получая ласку и теплоту материнского участия, они и сами стали милосердными, внимательными и неравнодушными людьми, которые были в состоянии признать ошибки и загладить вину.
Тема семьи – тоже очень важный аспект. Взаимоотношения родственников во многом определяют будущее детей. Видя процветающий дом и благополучие, они стремятся построить свою жизнь по образу и подобию родных.
Роль учителя
Толстой понимает всю важность воспитателя для воспитанника. Карл Иванович не распускает учеников, проявляет твердость, но при этом он искренне расположен к ним
Старик любит и уважает детей, не позволяя себе грубостей в отношении них.
Вариант 4: Сочинение по повести «Детство» — Сила памяти
Память — мощный инструмент в «Детстве» Льва Толстого. Через размышления Николая о своем прошлом читатель получает представление о его характере и мотивах. Повесть наполнена яркими и подробными описаниями воспоминаний Николая, которые часто имеют сновидческий характер.
Произведения Толстого создают ощущение ностальгии и тоски по давно ушедшему времени. Воспоминания Николая о своем детстве овеяны грустью и сожалением, поскольку он понимает, что никогда не сможет вернуться в то идиллическое время. Однако воспоминания также дают ему утешение и успокоение, напоминая о людях и переживаниях, которые сформировали его таким, какой он есть.
Более того, роман наводит на мысль о том, что память не всегда надежна. Толстой намекает на разрыв между восприятием Николаем событий и реальностью того, что произошло на самом деле. Размышляя о своем прошлом, Николай вынужден столкнуться с неудобными истинами и переоценить свои отношения с другими людьми.
В конечном счете, память в «Детстве» изображается как обоюдоострый меч. Она может дать утешение и понимание, но может также исказить и обмануть.
Мне нравитсяНе нравится
Практическое значение работы
Трилогия Л. Н Толстого >, >, >, как и многие последующие его произведения, соединила в себе объективные наблюдения над жизнью с отражением субъективного мира художника, через сознание которого преломляется всё, о чём он повествует. Трилогия не является автобиографической. Но Толстой в ней постоянно использует автобиографический материал. В трилогии встречаются персонажи, прототипами которых явились родные Толстого, его друзья, учителя. В центре её стоит Николенька. Иртеньев, душевный мир которого, в его постепенном росте и раскрытии, отражает внутреннюю жизнь самого Толстого в период детства, отрочества, юности. В дальнейшем все герои Л. Н Толстого Нехлюдов в >, Андрей Болконский. Пьер Берухов в >, Левин построены по этому принципу. Этот материал будет очень полезен в школе при изучении творчества Л. Н Толстого. Т. к. до сих пор в школьных учебниках трилогия трактуется как автобиография и даётся только в обзорном плане. Этот материал можно использовать на уроках для повышения интереса у учащихся к этому раннему произведению великого писателя. На факультативных занятиях по литературе, на литературных вечерах, посвящённых Л. Н. Толстому.
Главная мысль
В своем произведении Толстой хотел показать влияние окружающего мира и людей на формирование личности. Как каждое событие выстраивается в четкую картинку и отражается на формировании сознания человека. Каждый незначительный, казалось бы, эпизод может стать мотивом для судьбоносного поступка в будущем. Такова идея повести, из которой можно извлечь мораль: в воспитании подрастающего поколения нельзя пренебрегать ничем
Все, что делается с ребенком, очень важно, ведь основы людского мировоззрения формируются с детства
Смысл повести в том, что роль семьи в обществе невозможно переоценить. В этом социальном институте человек обретает нравственные ориентиры, там он обретает себя. И то, каким он будет, зависит, прежде всего, от его родителей, родственников, которые должны подобрать для подрастающего поколения правильное и здоровое окружение.
История создания автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность»
В 1851 г. Лев Толстой, служивший на Кавказе, задумал создать произведение о духовном становлении человеческой личности и написал повесть «Детство», получившую продолжение в еще двух произведениях. В трилогии, ставшей дебютом молодого автора, отражены духовные искания самого Льва Толстого.Основой для написания многих эпизодов повестей стали детские воспоминания автора и рассказы близких людей о его жизни.
В своем дневнике в юности Толстой составлял для себя «правила жизни», в основе которых лежала ответственность за свои поступки. Среди этих правил была запись высказывания Марка Аврелия: «Кто не осознает движения собственной души, обречен на злосчастье, не внимателен к тому, что происходит в душе другого человека». Толстой считал, что понимание другого происходит через познание себя, развивая интуитивную способность почувствовать то, что чувствует другой.
Началась публикация трилогии в журнале «Современник» с повести «Детство» (1852 г.), которая была подписана «Л.Н.». Ободренный успехом Толстой опубликовал «Отрочество» (1854 г.) под инициалами «Л.Н.Т.», после вышла «Юность» (1857 г.), уже подписанная полным именем автора. Так началась творческая карьера писателя Льва Николаевича Толстого. Предполагалась еще четвертая часть «Молодость», но она так и не была завершена, а стала материалом для последующих произведений.В каждой повести описаны определенные периоды жизни, играющие важную роль в становлении личности главного героя произведения Толстого.
В первой повести «Детство» показан своеобразный и сложный мир детской души от момента пробуждения в ней сознательности. Детство Николеньки Иртеньева окружено любовью и заботой близких, протекает в безмятежном патриархальном мире помещичьей семьи. Переживания и чувства мальчика связаны с игрой, занятиями в классной комнате, охотой, балом, смертью матери. Повествование в повести «Детство»заполнено добрыми чувствами, миросозерцанием, гармонией с миром.
В «Отрочестве» показано начало формирования личности, когда основные черты только намечаются, находясь в состоянии «брожения» внутренних противоречий, но уже определился путь, по которому пойдет в своем развитии мятущаяся душа, познавшая скептицизм, неопытность, самоуверенность, зарождение тщеславия. Мышление героя становится аналитичным, он задумывается о душе, жизни и смерти, счастье и несчастье, причинах социальной несправедливости.Это время духовного кризиса, подросток осознает свое «я», но растет его разобщенность с близкими людьми.
В заключительной повести «Юность» намечается становление личности героя, у него формируется новое видение жизни, в основе которого лежит мысль о нравственном совершенствовании. Повесть «Юность» была начата Толстым в 1855 г., когда он служил в действующей армии во время осады Севастополя, закончена в 1857 г. в Ясной поляне. В повести Львом Толстым использованы дневниковые записи и факты собственной биографии: время поступления и учебы в Казанском университете, общение с товарищами-сокурсниками, отчисление за провалы на экзаменах.
Толстой в юности
Сочинение на тему Золотая пора детства 7 класс
Детство самое прекрасное в жизни человека. В это время он растет и развивается, познает мир и новые слова, учиться ходить и говорить. Кроме всего этого, ребенок ещё и формирует свой характер, поведение, нрав. В детстве ребенок может найти себе хороших и преданных друзей, которые останутся с ним на всю жизнь.
Наверное, каждый взрослый мечтает хоть на секунду вернуться в свое детство. Освободиться от обязанностей и ежедневной работы. Просто бегать во дворе со своими сверстниками и не о чем не думать. Испытать первые эмоции и чувства. Любому взрослому хотелось бы сново посмотреть на мир детскими счастливыми и любопытными глазами. Ведь детство беззаботно.
Многие известные люди сохранили в себе частичку детства. Своего уникального разума. Благодаря этому , они стали самыми настоящими гениями и исполнили свои детские мечты.
Великие писатели и поэты сочинили множество рассказов про детство. В своих рассказах они показывали душу ребенка. Все светлое что в нем есть. Но и были рассказы, в которых у ребенка случалось горе. И это событие учило его больше помогать людям, бережно относится к своим родным и делать добрые дела.
Не смотря на всю радость ребенка, он может быть раним и уязвим. Обычно это может быть смерть одного из родителей или любимой бабушки, предательство лучшего друга. Все эти плохие события оставляют шрам на маленьком сердце ребенка. Но это и помогает ему в дальнейшем. Чтобы другие люди не испытывали такой же боли, ребенок станет ещё добрее и будет помогать людям. Так формируется его характер.
Я считаю что детство действительно является золотой порой в жизни каждого. Самым светлым и насыщенным открытиями временем. В детстве формируется особое мировоззрение ребенка, его характер и индивидуальность. В это время формируется особая личность, отличающаяся от всех.
Похороны Натальи Николаевны
Самые тяжелые воспоминания оставили в душе Николеньки похороны матушки. Много людей собралось на них, зачем-то все плакали, жалели сироток, молились. Николенька вскрикивает сквозь годы о том, что они не имели права плакать о ней и говорить так. Ведь, по сути, никому не было дела до их горя и ее смерти. Да и сам Николенька осознать происходящее не мог. Он пишет, вспоминая о том времени, что презирал себя за то, что не ощущал чувства горечи.
Николенька видит в гробу свою маменьку и не может примириться с тем, что это восковое и желтое лицо принадлежит той, которую мальчик любил сильнее всех на свете. В ужасе страшно кричит крестьянская девочка, когда ее подносят к покойнице. Кричит и выбегает из комнаты и главный герой, пораженный отчаянием перед загадкой смерти и горькой истиной.
Выделялась среди присутствующих седая старушка, которая не плакала, а только стояла на коленях в уголке и бесшумно молилась. Это была Наталья Савишна, человек, истинно любивший умершую. Она скончалась через некоторое время — умерла спокойно и тихо, приготовившись за месяц к своим похоронам. И теперь ее могилка находится в именье, недалеко от места, где похоронена мать Николеньки.
Анализ произведений русской литературы 7 класс
-
А.С. Пушкин. Детские и юношеские годы жизни поэта
(494)26 мая 1799 года родился А.С. Пушкин. Первым языком, которым в совершенстве овладел Саша, был французский (в семье говорили только на этом языке), что открыло ему доступ к обширной библиотеке отца, где он проводил большую часть своего времени. Маленький Пушкин много времени проводил за книгами, поэтому уступал своим сверстникам в физическом…
-
Анализ «Повести временных лет»
(634)1) История создания «Повести временных лет».
«Повесть временных лет» — одно из древнейших летописных произведений русской литературы, созданное в начале XII века монахом Киево-Печерской лавры Нестором-летописцем. В летописи рассказывается о происхождении Русской земли, о первых русских князьях и о важнейших исторических событиях. Особенность «Повести… -
Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских»
(783)1) История создания «Повести о Петре и Февронии Муромских».
Во времена Ивана Грозного Московский митрополит Мака- рий поручил собирать по русским городам предания о прославившихся своими благочестивыми поступками праведных людях. Впоследствии церковный собор провозглашает их святыми. Священник Ермолай получил поручение написать сочинение о муромских… -
Анализ «Поучения Владимира Мономаха»
(536)1) Личность Владимира Мономаха.
Князь Владимир Мономах (1053-1125), прежде чем стать старшим на Руси киевским князем в 1113 году, княжил во многих русских землях, много воевал: то с воинственными соседями- русичами, то с половцами, периодически нападавшими на русские земли. Постепенно внутренние распри утихли, половцы присмирели. Простые люди с уважением… -
Анализ баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
(634)1) История создания баллады «Петь о вещам Олеге». В 1822 году в период южной ссылки А.С. Пушкин обращается к летописи и на её основании создаёт балладу «Песнь о вещем Олеге».
— Что общего между летописным источником и балладой А.С. Пушкина? (общий сюжет, основанный на исторических событиях)
— В чём отличие отрывка из летописи и баллады? (летопись —… -
Анализ баллады В.А. Жуковского «Лесной царь»
(625)1) Особенности жанра. Баллада — стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие; реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Этот жанр возник во Франции в конце XIII века. Он был популярен в Германии в конце XVIII —…
-
Анализ былины «Вольга и Микула Селянииович»
(894)1) Вспомните, какие циклы былин существуют, (киевский и новгородский) К какому циклу былин относится былина «Вольга и Микула Селянинович»? (к киевскому циклу былин) Поясните свою точку зрения, (князь Вольга едет собирать дань с земель, которые ему пожаловал стольно-киевский князь Владимир)
2) Прочитайте выразительно начало былины. Определите, что в былине относится… -
Анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
(1032)1) Кто главный герой былины? (Илья Муромец)
2) Дайте характеристику Илье Муромцу. (Выходец из народной среды, бесстрашный. Илья Муромец — воплощение духа русского народа, в частности — крестьянства, его общинности. Реального исторического прототипа образа Ильи найти до сих пор не удалось. Имя Ильи Русского встречается в летописях уже в XII… -
Анализ былины «Садко»
(763)1) Определите основную тему былины «Садко», (о жизни купца)
2) К какому циклу относится былина «Садко»? (к новгородскому, так как сам Садко из города Новгорода)
3) Опишите главного героя былины — Садко. (Стал Садко поторговывать,
Стал получать барыши великие.
Во своих палатах белокаменных
Устроил Садко всё по-небесному:
На небе солнце — и в палатах солнце,
На небе месяц —… -
Анализ оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»
(511)
Образ Николая Иртеньева
«диалектика души» главного героя повести, его духовное становление. Особенности повествования (преобладание описаний и рассуждений над действием, внутренние монологи)
В образе Николая Иртеньева показана натура своеобразная и сложная, выделяющаяся среди остальных персонажей повести своей осознанностью жизни и редким качеством стараться честно относиться к собственным поступкам. Он с любопытством изучает свою душу, склонен к психологическому анализу, с исключительной наблюдательностью следит за жизненными явлениями, вдумывается и старается разобраться в них.
Ему присущ особого рода эгоизм – редкий интерес к сложному внутреннему «я». Его обостренное самолюбие проявляется в чрезмерной мнительности,застенчивости. Он терзается, завидуя другим людям, живущим без самокопания, понимая, что их жизнь проще для них самих и для окружающих. Он постоянно мучается, что подумают окружающие. Ему кажется, что за оплошности его все осуждают.
Стремясь к одобрительному мнению,юноша склонен к фальши, позерству и притворству, часто беспричинно врет, причем он подсознательно понимает, что так поступают и его приятели. В мыслях Николая наблюдается душевный разлад:его «ум с сердцем не в ладах». Эта двойственность заставляет его задумываться о поисках успокоения и согласия в своей мятущейся душе. Еще в детстве он приучился отличать в своей и чужой жизни добро и зло, пытался определить свои идеалы. Николай пишет для себя планы жизни, в которых доминирует идея нравственного самосовершенствования, помогающая преодолеть двойственность души. Он стремится создать себя как личность.С образом Иртеньева связана мысль Толстого об огромных духовных возможностях человека. Способность героя преодолевать привычные установки, не застывать в развитии, постоянно меняться, стремиться к обновлению дает нравственную силу для противостояния окружающей среде.
В заключительной части трилогии Толстого, как и в первых двух повестях,сюжет схематичен, повествование построено как «поток сознания» главного героя. Внутренняя речь героя, пронизанная психологизмом, представляет собой монолог-исповедь. Процесс проговаривания про себя, созревания мысли,образы, возникающие в его воображении, важнее того, что говорится Николаем. Разговаривая с другими, он придерживается установленных манер. Разговаривая с самим собой, он искренен и открыт.
Уже в первом произведении сформировался художественный мир Льва Толстого. Образ Николая Иртеньева открывает галерею типичных толстовских образов: людей со сложным внутренним миром, склонных к углубленному самоанализу, постоянно ищущих свое место, смысл жизни, в которой всегда много переломных моментов. Монологи Толстого помогают понять его героев. Как и другие образы любимых героев Толстого, образ Николеньки Иртеньева воплощает в себе мысль о «диалектике души» человека, о заложенных в нем противоречиях, их преодолении и преображении личности.
Сборник идеальных эссе по обществознанию
Эссе по отрывку Л.Н.Толстого » Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!»
В тексте Л.Н.Толстой поднимает проблему важности детских воспоминаний. У каждого человека было детство, в нем было много положительных моментов, в детстве были единственными побуждениями в жизни — невинная веселость и безграничная потребность любви
Но вернутся ли к нам когда-нибудь сила веры, свежесть и беззаботность , которые окружали нас в детстве?
Автор пишет о своем детстве, он показывает нежное отношение матери к нему. Предложения 19-26 служат подтверждением моих слов. Также автор иллюстрирует беззаботность, сладость , легкость и простоту детства. Рассказчик знакомит нас со своим внутренним миром того времени, миром, который наполнен любовью и верой. Предложения 28-31 подтверждают мои слова.
2 стр., 908 слов
Примеры сильного человека из жизни
… отвечать злом на зло. Также читают: Картинка к сочинению Примеры сильного человека из жизни Популярные сегодня темы Замечательное сказочное произведение под названием … множество воспоминаний, и они знали друг друга с самого детства. Его звали Влад. Оба товарища занимались одним видом спорта … что это один из самых известных романов У. М. Теккерея. Он весь наполнен сатирой. Автор нападает на самые …
Позиция автора ясна: он считает, что детство очень важная пора в жизни каждого человека. Он размышляет о том, что какое время может быть лучше детства.
Я согласен с мнением Л.Н.Толстого. В детстве начинается наше формирование для входа во взрослую жизнь. Детство — лучшая пора в жизни каждого человека. Во взрослой жизни много проблем, бед, ссор, несчастий. Взрослые люди с теплом вспоминают свое детство, тогда они были далеко от всего этого. Недавно я перечитывал повесть М.Горького » Детство». Автор иллюстрирует читателям свое детство, свои интересы того времени, ситуации, произошедшие с ним и наложившие на него свой отпечаток. Горький тоже считает, что детство — лучшее время в жизни каждого из нас, детство пролетает незаметно и начинается взрослая, сложная , колючая жизнь.
В последнее время я очень часто стал вспоминать свое детство. Тогда жизнь казалась мне очень простой и беззаботной, но когда я начал взрослеть я понял, что жизнь — очень сложная вещь, это испытание для каждого человека, это трудности, которые необходимо преодолеть. В детстве я хотел поскорее стать взрослым, я считал, что взрослая жизнь намного лучше и интереснее детской. Но только со временем я осознал насколько сильно я ошибался. Я вспоминаю свое детство с радостью и теплом. Хотел бы я в него вернуться? Да! Но увы- это уже невозможно.
Я считаю, что детство — это лучшая пора в жизни человека. К сожалению многие в детстве не ценят это золотое время и хотят поскорее повзрослеть. А повзрослев понимают, что ошибались, но вернуться назад невозможно. Воспоминания о детстве греют человека духовно и поднимают дух. Детство у всех было по своему уникальное, оно наложило на каждого свой отпечаток и по своему изменило , сформировало внутренний мир, характер, мировоззрение у каждого из нас.
Вывод: чему учит?
Данная повесть учит ценить свою семью, свой дом и быть внимательней ко всему, что нас окружает. Быть рядом с людьми, которых мы любим, учиться на ошибках, чтобы делать жизнь своих близких лучше с каждым днем.
Также автор учит читателя ответственности. Рождение ребенка – это очень важный и ответственный шаг, который делает вся семья, а не одна только мама. Каждый родственник, каждый друг семьи должен принимать участие в воспитании детей, быть внимательным к их нуждам, ведь это наше общее будущее.
Сами же дети должны извлечь нравственные уроки: любить и уважать родных, думать своей головой, а не повторять чужие ошибки. Нужно ценить себя, не унижаясь перед другими детьми и не пытаясь завоевать их дружбу, если сами они относятся к вам надменно. Также ребенок должен научиться объективно оценивать мир вокруг и людей, не позволяя первым и неверным впечатлениям затмить доводы разума.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Основные герои трилогии
- Николенька Иртеньев – главный герой всех трех рассказов трилогии, растет в дворянской семье, умен не по годам, тонко чувствует мир.
- Иртенева Наталья Николаевна – мать Николеньки, образ этой героини автор прямо не показывает, но мы видим ее влияние на сына, благодаря ей он стал добрым и чутким человеком.
- Иртеньев Петр Александрович — отец Николеньки, граф, рассудительный, строгий, авторитетный человек.
- Наталья Савишна – домработница, самоотверженно служащая семье, на которую она работает.
- Карл Иванович — учитель Коленьки, добрый и заботливый.
- Сен-Жером — француз по происхождению, учитель в доме Иртеневых, сначала у него с Николенькой очень плохие отношения, постепенно они идут к лучшему, главный герой признается, что хорошо выполнял свои обязанности, но был самовлюбленным и тщеславный.
- Бабушка — графиня, величавая, уважаемая, добрая и веселая с внуками, особенно близка им после смерти дочери.
- Валахина Сонечка — дочь знакомой Иртеневых госпожи Валахиной. Николенька был влюблен в эту девушку.
- Семенов, студент-разночинец, учился у Николеньки, часто прогуливал занятия, пользовался уважением среди студентов, залезал в долги, продавался рекрутам.
- Дубков — адъютант, друг Володи Иртеньева, ограниченный, но в то же время искренний и честный, любящий шампанское и женщин, игру в карты.
- Епифанова Авдотья Васильевна — соседка Иртеневых, вторая жена отца Николеньки, любит красиво одеваться, но дома неряшлива, с Николенькой у нее неприятные отношения, отношения с отцом Николеньки дошли до состояния молчаливой ненависти и отвращения, несмотря на то, что она изо всех сил старалась завоевать своего возлюбленного.
- Зухин — друг Николеньки по университету. Огненный, деятельный, не любил науки, хотя легко все схватывал. Сначала Николенька испытывал к нему чувство милосердия, но позже видит в нем положительные качества.
- Ивин Сережа — родственник и ровесник Иртеневых, Николенька испытывает симпатию к Сереже, но не находит взаимных чувств.
- Иртеньев Володя — старший брат Николеньки, провоцирует брата на соперничество, несмотря на это, у братьев хорошие отношения.
- Иртенева Любочка — старшая сестра Николеньки, имеет сходство с матерью поведением и голосом.
- Катенька — дочь гувернантки Любочки Иртеневой, первой любви Николеньки.
- Князь Иван Иванович — тип аристократа прошлого века, уважаемый, с высокими нравственными принципами, добрый, образованный, но несколько высокомерный.
- Любовь Сергеевна — возлюбленная Нехлюдова, Николенька считает ее некрасивой, неинтересной, отношения с Николенькой натянутые.
- Мими (Мария Ивановна) — гувернантка Иртеневых, мать Катеньки, по словам Николеньки, тупая женщина, отец Николеньки когда-то был в нее влюблен.
- Михайлов Яков — приказчик, слуга Иртеневых, вел себя спокойно и с достоинством, был предан своим господам.
- Дмитрий Нехлюдов — князь, друг Володи Иртеньева, с которым он знакомится в университете, а затем лучший друг Николеньки.
Анализ «Детства»
Трилогия «Детство. Отрочество. Юность», анализ которой мы проведем, открывается «Детством». Толстой, работая над ним, пережил настоящую творческую лихорадку. Ему казалось, что до него никто ещё так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства. Маленький герой — Николенька Иртеньев, — живя в атмосфере патриархально-помещичьего быта, воспринимает окружающий его мир в его безмятежности, как счастливое, идилличное и радостное существование. Для этого есть много оснований: все его любят, вокруг ребёнка царит теплота и человечность во взаимоотношениях людей, растущий человек живёт в согласии собой и открывающимся перед ним миром; он переживает чувство гармонии, которой писатель необычайно дорожит. Нельзя не залюбоваться такими персонажами книги, как учитель Карл Иванович, няня Наталья Савишна. Толстой проявляет поразительное умение прослеживать мельчайшие движения человеческой души, смену переживаний и чувств ребёнка. Н. Г. Чернышевский назвал эту особенность писателя «диалектикой души». Она проявляется и тогда, когда юный герой познает самого себя, и тогда, когда он открывает окружающую его действительность. Таковы сцены детских игр, охоты, бала, занятий в классной комнате, смерти матери и Натальи Савишны, обстоятельства, когда раскрывается сложность человеческих взаимоотношений, несправедливость, несогласие людей друг с другом, когда обнаруживаются горькие истины. Нередко ребёнок проявляет аристократические предрассудки, но он же учится их преодолевать. Формируется искренность маленького героя, его доверие к миру, естественность поведения. В повести «Детство» весьма ощутим автобиографический элемент: многие эпизоды напоминают детство Толстого, ряд открытий ребёнка отражает взгляды и искания самого писателя. В то же время автор стремится к обобщенности в раскрытии поры детства, и потому был очень огорчен тем названием — «История моего детства», — которое дали повести издатели журнала «Современник», где она была напечатана. «Кому какое дело до истории моего детства? » — писал он Некрасову, отстаивая типичность изображенного.