Сочинение описание митраши в рассказе кладовая солнца пришвина

Кладовая солнца анализ. сочинения по темам

Тема, основная мысль и композиция

Эта повесть о связи человека и природы, об истинной человечности, которая и делает человека царем природы, покровительствующим всему живому на земле, другом всему живому. Основная мысль – прославление дружбы и коллективизма. Конечно же, идея связана с победой в войне, которая в момент действия повести, в 1942 г., была только надеждой. Пришвин вводит образ друга и врага, это собака, «вернейший друг человека», и волк, «злейший враг его, самой злобой своей обречённый на гибель». Это образ фашистов, хотя ни о них, ни о военных действиях в повести не упоминается.

Кажется, что название не связано ни с темой, ни с основной мыслью, а просто обозначает место действия. Но это не так, ведь солнце – друг и божество всего живого, его кладовая – лежащие близко друг с другом умершие травы – символ товарищества и даже братства.

Повесть состоит из 12 частей. Первая часть играет роль экспозиции, в ней рассказывается о хорошей трудовой жизни осиротевших детей. Вторая часть – это завязка. В ней рассказано о том, как весной дети собирались за перезимовавшей под снегом полезной клюквой. Митраша во всём подражает отцу. Он берёт с собой компас, манки, чтобы приманивать птиц, двустволку. Настя, как мать, берёт полотенце для тяжёлой корзины, вчерашнюю картошку, хлеб и молоко.

Митраша мечтает найти кроваво-красную палестинку, то есть нетронутую полянку, где полно клюквы. Отец рассказывал ему, что она находится возле Слепой елани – коварного болота.

В третьей части дети приходят в борину (сосновый бор посреди болота) Звонкую. Они выбирают путь малозаметной тропой на север. В четвёртой части напряжение нарастает. У Лежачего камня, где отдыхают дети, происходит сразу несколько конфликтов между деревьями, токующими тетеревами, тетеревом и вороном. Они будто провоцируют ссору детей, которые спорят о пути и расходятся, при этом все запасы еды остаются у Насти.

Пятая часть – ретроспективный эпизод о собаке Травке, живущей в картофельной яме возле сторожки Антипыча, умершего два года назад.

Шестая глава тоже ретроспективна и посвящена борьбе с волками на Сухой речке, «волчьей крепости». Всех волков перестреляли, оградив место охоты флажками, так что они утратили «волчий смысл». И только Серый помещик перемахнул через флажки и делал так еще пять раз. Тех пор он порезал овец больше, чем вся волчья стая. В начале весны Серый помещик был злой и голодный. Он услышал вой Травки.

В седьмой главе первоначальный сюжет возобновляется. Травка по следу зайца дошла до Лежачего камня и решила сперва пойти по следу детей, унюхав, что именно у Насти была еда. Так она однажды верхним нюхом нашла в лесу Антипыча.

Восьмая глава кульминационная. Митраша по едва заметной тропе дошёл до Слепой елани и решил сократить путь, ведь человеческая тропа уходила влево от стрелки компаса. «Маленький человечек» увяз по грудь в болоте и позвал сестру, услышав её крик. Но ветер был со стороны девочки, и она не услышала брата. Только сороки и вороны предвкушали его скорую гибель.

В девятой главе сходятся сюжетные линии Насти и Митраши, как должны были сойтись их тропы на полной ягод палестинке. В Насте проснулась жадность к кислой клюкве, и она набрала полную корзину, забыв о еде и о брате.

Потерявшая человеческий облик, забывшаяся Настя очнулась, только столкнувшись со змеёй. Потянувшись за хлебом для пришедшей Травки, Настя осознала, как много времени прошло, и в отчаянье позвала брата. Это тот самый крик, который слышал Митраша в главе 8.

В десятой главе Травка, завывшая по Настиному горю, услышала, как лиса гонит зайца, и решила из-под лисицы поймать его, потом сама погнала на Слепую елань.

В одиннадцатой главе ещё одна кульминационная точка: в погоне за зайцем травка оказывается рядом с Митрашей, который называет её по имени, узнаёт в нём Антипыча и подползает к мальчику, невольно помогая вылезти ему из болота.

В двенадцатой главе наступает счастливая развязка. Митраша готовится убить зайца, но сначала убивает Серого помещика, с которым столкнулся в кустах. Брат и сестра встречаются. Утром односельчане выходят на их поиски, но дети возвращаются навстречу с добычей. Соседи не сразу поверили, что Митраша убил волка. Он превращается в героя, а через два года становится высоким красавцем. А Настя отдала всю свою клюкву сиротам из Ленинграда, мучаясь от своей жадности. В конце рассказчик открывает свою личность разведчика болотных богатств.

Правда жизни в сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»

Михаил Михайлович Пришвин писал: «…И нет ни­чего в природе такого прекрасного, чего бы не было в человеке самом — это поле битвы добра и зла, и чело­век только и тем человек, что борется и через борьбу свою становится победителем».

Эгоизм и отзывчивость, любовь к окружающим и ненависть — между этими огромными жизненными величинами совершаются поступки всех героев повес­ти — животных, людей.

Кто же из этой борьбы выйдет победителем? Образы Насти и Митраши сопоставимы с образами ели и сосны, которые растут в необычном для этих деревьев месте — болоте. Главные герои по­вести — сироты. Сиротливо выглядят и два хвойных дерева. Автор проводит параллель между деревьями и детьми.

Совет

Настя и Митраша ссорятся и мирятся, словно деревья ветками, словами ранят друг друга. Как часто ссорятся ребята, так часто они проводят время и в дружной домашней работе. И деревья словно мостики перекинули друг к другу ветки. А разлад между де­ревьями случается, если вдруг налетит внезапный ве­тер.

Так и на Митрашу налетит ветер, овеет его упрям­ством, и начнет он ссорится с Настей, «хорохорить­ся». Но утихомиривает Настя этот ураган просто — погладит по голове братишку, и «отцовский задор по­кидает хозяина».

У ребят еще мало жизненного опыта, поэтому возле Лежачего камня ребята не остановились, не задума­лись об опасностях. А ведь преодолеть их можно толь­ко сообща и с разумом.

Настя и Митраша, отправившись за клюквой, рас­ходятся от Лежачего камня каждый своим путем. Настя идет по «людской тропе», где ходят все люди. Но на этот путь она ступила с большой корзиной. И це­лью ее является — набрать как можно больше ягоды, взять как можно больше от жизни.

Нагребая ягоды в корзинку, Настя забывает о брате. «Да она и о себе са­мой забыла и помнит только о клюкве, и ей хочется все больше и больше».

Она идет уже не по «человече­ской» тропе: «А теперь, следуя ощупью за клюк­вой, — куда клюква поведет, туда и она, — Настя не­заметно сошла с набитой тропы».

Но Настя, словно на святой земле, на «палестинке» очнулась, вспомнила о брате. А Митраша Слепую елань принял за поляну. Вот так и в жизни нас подсте­регает замаскированное зло, которое мы не в силах сразу распознать.

Ребята отправились за клюквой. А может быть ав­тор хотел, чтобы они узнали правду жизни? Жизнь — Кладовая солнца, но сокровища открываются непро­сто и не каждому. Все постигается на собственном опыте.

Только попав в сложную ситуацию, на грани жизни и смерти, взвесив ложное и истинное, по-на­стоящему начал ценить родного человека Митраша.

Обратите внимание

Настя одержала над собой трудную победу: из-за жад­ности она едва не потеряла брата, поэтому собранную клюкву она отдала эвакуированным детям.

Через плохое и хорошее проходят герои повести. Впереди у них Сухая речка, где объединяются обе тро­пинки. Не случайны слова автора: «…обе сходились на Сухой речке и там, за Сухой, больше уже не расхо­дясь, в конце концов выводили на большую Переславскую дорогу».

Сочинения по русскому языку и литературе

Главными героями произведения являются сестра и брат – Настя и Митраша. У каждого из них есть свои недостатки и свои достоинства. Митраша был младше сестры на два года. Он был упрямым и сильным не по годам мальчиком, очень плотным, лобастым, с широким затылком. Лицо Митраши был сплошь усыпано веснушками, а его задорный носик глядел вверх. Брат Насти был упрямым, но очень целеустремленным и трудолюбивым.

Митраша был взрослым не по годам. Он участвовал во всех собраниях и пытался разобраться в том, что обсуждали на этих собраниях взрослые. Мальчик любил природу и умел пользоваться ее благами. Однажды, когда мальчик оказался в лесу, он слишком увлекся и, сам того не замечая, оказался в беде.

Митраша очень любил свою старшую сестру. Подражая отцу, он все время ее учил и наставлял ее. А когда сестренка не слушалась, Митраша начинал злиться и хорохориться. Но все равно я уверен, что Митраша – это очень хороший человек, который вырастет достойным и трудолюбивым мужчиной.

Настя и Митраша были очень умными детьми. Они не только сами вели домашнее хозяйство, но и часто участвовали в общественных работах. Дети работали на скотных дворах, на колхозных полях и лугах. У них и дома было много домашних животных, с которыми они справлялись не хуже взрослых.

Митраша и Настя были очень похожи друг на друга и в то же время сильно отличались. Брат был очень упрям и именно из-за этого попал в беду. Настя пыталась отговорить брата идти по заболоченной дороге, но тот ее не послушался. Настя разозлилась и бросила брата в лесу. Но тот, попав в Слепую Елань, не растерялся и, подозвав собаку, спасся. Настя тоже пострадала бы в лесу. Если бы она не опомнилась, ее укусила бы змея.

На фоне красивой природы и всех ее богатств жадность Насти воспринимается как упрек автора тем людям, которые отступают от истинного и пренебрегают человеческими ценностями. Зло, с которым сталкивается Настя, помогает ей осознать свой нехороший поступок и понять, в какой опасности она оставила своего брата.

Вариант №2

Природа в буквальном смысле – жизнь человека. Ведь все, что нас окружает: воздух, вода, птицы, животные, деревья. – это неотъемлемая часть нашей жизни. Когда мы лежим на траве, мы наслаждаемся небом, в котором летают птицы. Мы умиляемся милым котикам и собачкам. Мы ездим отдыхать на моря. Летом, когда жарко, мы идем с друзьями на речку. И не стоит забывать, что дышим мы только благодаря природе. Не зря говорят: лес – легкие земли.

Но человек порой забывает об этом. Множество фабрик, заводов, предприятий выбрасывают в воздух углекислый газ и другие вредные вещества. Сотни, тысячи тон нефти выливаются в моря и океаны во время кораблекрушений. Браконьеры уничтожают виды животных и птиц, которые занесены в «Красную книгу». А самое главное человек уничтожает лес. Ведь деревья перерабатывают углекислый газ, который разрушает озоновый шар земли. Без него вредные солнечные радиоактивные лучи, будет приносить вред здоровью человека, так же будет растапливать ледники, в результате чего случаются цунами и повышается температура земли.

За последние сто лет в мире случилось больше катаклизмов, чем за последние две тысячи лет. Это уже о чем-то говорит.  Человек, ведь использует планетой в своих целях, как хочет. Полезные ископаемые скоро закончатся. Пропадут леса, высохнут реки и моря, пропадут животные и птицы. И что потом будет делать человек? Когда Земля превратится в сожженную солнцем пустыню.

Сейчас люди создают организации по защите природы

Которые берут во внимание все выше затронутые проблемы. Они создают заповедники, организовуют всемирные субботники, садят деревья

Одной из этих организация является «Гринпис». Данная организация опекается такими проблемами, как глобальная перемена климата, уменьшение объема лесов от тропиков до Арктики и Антарктики, чрезмерный вылов рыбы, коммерческий китобойный промысел, контроль радиационного загрязнения, развитие экологических электростанций, загрязнение природы опасными химическими веществами, забота об Арктике и Антарктике.

Нужно заботиться о природе бескорыстно и не думая о награде. Ведь если присмотреться, природа – это уже награда. Просто нужно уметь рассмотреть это волшебство. Человек тоже является частью природы. Если природа исчезнет — исчезнет и человек. И хочется попросить людей беречь природу. Потому что штучно воссоздать ее не получиться.

Вариант 3

Герои Митраша и Настя брат и сестра. Это достаточно сильные и морально устойчивые люди ведь у них хватило сил жить дальше после печальных событий в их жизни. Они стали, сиротами потеряв мать, которая болела и умерла. Отец воевал, но, к сожалению, с войны его не дождались.

Герои были еще детьми. Насте было 12 лет, а Митраше 10. Но потеря родителей в таком возрасте не ломила их, а наоборот подготовила к взрослой жизни. Дети были очень трудолюбивыми и работали практически каждый день до позднего часа. Еще при жизни отец научил сына обрабатывать дерево и делать из него посуду. Этот навык не был забыт и пригодился мальчику. Все местные жители обращались к Митраше за посудой, и он охотно изготавливал ее для них. Настя в свою очередь полностью была похожа на мать. Девочка занималась хозяйством, а также кормила своего брата.

Внешне ребята не были схожи на брата и сестру. Настя была красивой девочкой, стройной, умной, покладистой. Митраша также был умен и трудолюбив, но телосложением был не похож на сестру. Он был крепкий паренек с широким затылком. Лица детей имели множество веснушек, пожалуй, единая общая черта.

Также дети имели совершенно разный характер. Настя имела очень добрый, но дисциплинированный характер. Ей это позволяло с легкостью управлять своим братом. Когда Митраша нервничал или злился, Настя могла просто погладить его и злость отступала, Митраша больше не спорил, а наоборот повиновался.

Митраша не смотря на юные годы, имел уже сложенный характер. Мальчик уже был мужчиной и смотрел в лицо проблемам в жизни.  Парень был уверен в себе и к тому же упрям во всем. Его было сложно переубедить, возможно, это удавалось только сестре. Каждую ситуацию он принимал и рассудительно решал ее.

Для автора произведения и для окружающих людей, эти дети были эталоном, примером для подражания. Люди восхищались их силой и стойкостью. Когда они стали сиротами, они не сложили рука, а продолжили жить, только уже взрослой жизнью.

Беда, которая произошла на болоте, по мнению самой Насти, была ее виной. Возможно, виной стало любимое занятие девочки, сбор клюквы. Настя мучила себя этим и не могла забыть данную беду. Настя очень открытый человек и вся ее суть в том, что она живет для остальных, а только в последнюю очередь для себя. Главным человеком, для которого она старается, является ее брат.

Митраша в данной ситуации более с холодным разумом, чем его сестра. Паренек сделал выводы после случившегося. Мальчик здорово был напуган и очень жалел о том, что случилось. То, тем не менее, для него очень чужды проявления слабости и страха.

Другие сочинения:

Сочинение 4

Михаил Михайлович писал в основном о природе. Всю жизнь Пришвин восхищался первозданной, неброской красотой родного края. Его рассказы заставляют читателя более внимательно и бережно относиться к растениям и животным, естественным ресурсам. Учат постигать суровую правду вечной борьбы за жизнь и ответственность за происходящее. К таким произведениям относится «Кладовая солнца», написанная в 1945 году. Автор затрагивает тему дружбы, взаимовыручки. Призывает людей беречь и охранять окружающий мир.

Одним из главных героев является «мужичок в мешочке», как ласково называли мальчика в школе. Вместе с сестрой проживал в большом доме, доставшимся сиротам в наследство после смерти родителей. Дети имели большое по тем временам подсобное хозяйство: корову, теленка, поросенка, козу, овец и птиц. Хотя Митраше было всего десять лет, а Насте двенадцать, брат с сестрой отлично справлялись со всеми делами.

Несмотря на невысокий рост, мужичок в мешочке был плотного телосложения, имел недюжинную силу. Так же, как и у Насти, все лицо мальчика было обсыпано веснушками. Но по характеру они различались. Митраша был упрямый, часто горячился, отстаивая собственное мнение. Старался, подражая отцу, иногда командовать сестрой. А в целом был добрым, трудолюбивым. Детство без родителей и чувство ответственности заставили его рано повзрослеть. Видимо, общее горе сплотило сирот, сделало их дружными и самостоятельными. От отца передалась юноше любовь к бондарному ремеслу. Делал бочки, лоханки и другую утварь. Снабжал ими соседей.

Когда отец был еще жив, мальчик часто расспрашивал его о болоте, Слепой елани. Он мечтал попасть на палестинку, где клюквы, по рассказам отца, росло видимо-невидимо. И однажды ребята отправляются за ягодой. Впереди их ждет опасное приключение.

Не послушавшись Насти, юноша идет на север. Тропа еле заметна, поэтому Митраша через некоторое время оступился и начал тонуть. Собрав силу воли, он не поддался панике, а всеми силами пытался выкарабкаться из трясины. И даже понимая, что самому не выбраться, не теряет надежды спастись. На помощь невольно приходит Травка, собака покойного лесника Антипыча. Благодаря силе, выносливости и смекалке, мужичку в мешочке удается остаться в живых. Более того, юноша подстрелил Серого помещика-грозу близлежащих деревень, который много лет держал в страхе всех владельцев домашней скотины. А самое главное, мальчик достойно прошел испытание и неожиданно обрел верного друга в лице собаки.

Вариант 2

Послевоенные годы выдались самыми тяжелыми особенно для детей, а о тех кто остался сиротками и говорить не приходится. В одном селе жили брат с сестрой мать их умерла, а отец погиб на войне. И пришлось детям самим вести хозяйство. Настя вставала ранним утром, готовила, ходила за скотиной, занималась уборкой. Брат научившись у отца мастерить деревянную посуду менял у соседей на что-нибудь нужное в хозяйстве. Сельчане зная как детям трудно приходится, старались помочь, кто чем может.

Вот как-то весной собрались ребята в лес за клюквой, в это время ягода бывает сладкая. Как только сошел снег ее видимо не видимо на полянках, которые называют кладовые солнца. Дети вспомнили про одно место, где этой ягоды можно насобирать целое ведро с одного метра. Сперва они шли вместе пока не дошли до развилки. Там Настя пошла по широкой дорожке, а Митраша выбрал на узкую тропинку. Заблудиться он не боялся, так как взял с собой и компас и даже ружье. За то что мальчик был собранный и всегда старался запастись нужными вещами его прозвали «мужичок в мешочке».

В лесу через который шли ребята жила собака Травка, когда-то она принадлежала леснику, а после его смерти осталась одна. Тоскливо ей было и она частенько выла. Этот вой услышал волк и решил ее поймать, но в тот самый момент когда ее можно было схватить собака помчалась за зайцем.

Митраша шел незаметной тропкой и попал в болото, хорошо сообразил бросить ружье плашмя, на нем и держался пока его случайно не нашла Травка. Тут из-за кустов появился волк, Митраша не долго думая выстрелил и убил его. Пока брат бродил по болоту Настя насобирала ягод.

Вернувшись домой дети рассказали о своем приключении. Мало кто им поверил, но некоторые особо любопытные отправились в лес и привезли волка. Теперь «мужичка в мешочке» зауважали еще больше.

Вовсе не обязательно быть взрослым и опытным, чтобы убить матерого волка с которым не могла справиться специальная бригада, достаточно немного везения.

В чем суть и смысл сказки-были «Кладовая солнца»?

Смысл сказки-были заключается в выборе правильного пути. Главным героям предстоит выбрать, соревноваться между собой за первенство или действовать сообща, сократить ли дорогу, сойдя с тропки. Собака Травка должна выбрать, погнаться ей за зайцем или пойти за человеком, довериться неизвестному мальчику, или продолжить охоту.

Суть «Кладовой солнца» М. Пришвина кратко:

Действия разворачиваются в военное время в селе, рядом с которым раскинулось болото. Главные герои – дети Настя и Митраша остались сиротами, и вынуждены сами справляться с большим хозяйством. Однажды они решают отправиться на болото за клюквой. Митраша вспоминает, как отец ему рассказывал о полянке, полной ягод. Но она находится возле самого опасного места – Слепой елани.

На рассвете дети отправляются в путь. Но на одной из развилок они спорят, какой дорогой пойти. Брат хочет отыскать полянку, о которой рассказывал отец. Настя хочет пойти проторенной дорожкой. Они ругаются и расходятся по разным тропинкам. Настя выходит дорожкой на ту самую полянку из отцовского рассказа, и забыв обо всем, с жадностью собирает клюкву в корзинку. Митраша тем временем сходит с тропинки и попадает в Слепую елань. Болото засасывает его по грудь.

Настю заставляет вспомнить о Митраше змея, на которую она случайно натыкается. Уже смеркается. Она зовет брата, и тот откликается. Но из-за ветра непонятно, откуда идет крик. Настя плачет. Тем временем на след детей выходит гончая собака Травка. Ее хозяин, старый и мудрый лесник Антипыч умер. Травка живет возле его развалившейся хижины. Собака тоскует о хозяине и ищет Антипыча в других людях.

Травка хотела поохотится и погналась за зайцем. Но учуяв детей, она решает, что людской ласки ей хочется больше. Она находит сначала Настю, затем Митрашу. С помощью Травки мальчик выбирается из трясины. Гончая охотится для нового хозяина. Но на лай Травки спешит волк Серый помещик, гроза всего села. Волк оказывается рядом с кустом, где сидит Митраша. Мальчик убивает Серого помещика из отцовского ружья. Дети благополучно возвращаются домой. Настя, жалея о своей жадности, отдает всю клюкву детям из детдома. Разведчики болотных богатств, от лица которых рассказана история, используют богатства болота (торф) во благо. Болото и есть та самая «кладовая солнца».

Главная мысль

М

Пришвин в своем произведении «Кладовая солнца» обращает внимание читателей на красоту и гармонию природы

Главная мысль сказки – все в природе взаимосвязано. Нужно научиться пользоваться ее благами, быть внимательным к мелочам, подмечать закономерности. Наблюдение за животными и птицами, цветами, деревьями может подсказать верный путь и даже спасти жизнь.

Мораль

Сказочная повесть дает понять, что нельзя поступать опрометчиво, и разлучатся в лесу. Мораль сказки «Кладовая солнца» в пословицах:

  • «Не зная броду, не суйся в воду». Митраша хотел сократить путь, сошел с тропки в болоте, и угодил в самую топь.
  • «Жадность — всякому горю начало». Насте так хотелось насобирать побольше клюквы, что она забыла о своем брате. Ее чуть не укусила гадюка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: