Сочинение по рассказу возвращение платонова рассуждение

Сочинение по рассказу возвращение платонова рассуждение

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Степан Разин Сурикова 6 класс эссе по обществознанию

    Название картины «Степан Разин» дает понять кто главный герой этого произведения, но с ним автор изображает и его побратимов. Казаки плывут по реке в неизведанном направлении на лодке

  • Образ и характеристика Чацкого в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение

    Произведение Грибоедова «Горе от ума» отражает конфликт политических взглядов консервативно настроенного общества с людьми нового поколения и новыми веяниями. Комедия отразила эту проблему ярко

  • Эзопов язык Салтыкова-Щедрина

    Отличительной особенностью произведений писателя является использование в них художественного иносказательного языка, называемого самим автором эзоповым, по имени известного баснописца Эзопа

  • Образ и характеристика Павла Петровича Кирсанова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

    Павел Петрович это один из ведущих персонажей произведения Отцы и дети. Он высокий, гордый и самолюбивый, родился в дворянской семье. В произведении его образ создан как пример аристократа либеральных взглядов.

  • Характер Тараса Бульбы (черты и качества характера) в повести «Тарас Бульба» Гоголя

    Тарас Бульба – это главный персонаж повести Николая Гоголя «Тарас Бульба». Этот герой повести очень необычно описывается самим писателем.

Герои

Алексей Иванов – чуть ли не наиболее часто встречающееся сочетание имени и отчества. Для Платонова герой – просто человек, каких множество, человек обычной судьбы. Он считает в конфликте правым себя, а виноватыми других, и живёт только для себя, без оглядки на близких. Его мимолётная связь с Машей оправдывается скукой, холодом, желанием «развлечь своё сердце». Он не думает о том, что Маша останется одна, он вообще не думает о её сердце.

По словам жены Алексея Любы, она искала в единственной за всю войну связи с мужчиной утешения, её душа потянулась к нему, потому что она умирала. Алексей уязвлён: «Я тоже человек, а не игрушка». Обида застилает ему разум. Он считает, что пережил на войне много больше, чем его жена: «Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя». Он ведёт себя как маленький, собираясь пожаловаться сыну-подростку на измену жены.

Пётр взрослее и отца, и матери, он усмиряет родителей: «У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие». Алексей называет его исправным мужичком, дедом. Петя действительно очень мелочен. Он озабочен единственной проблемой – выжить. От этого ругает Настю, которая толстую кожуру счищает с картошки, отца, в волнении раздавившего стекло керосиновой лампы. Петя заботится не только о тёплом пальто для матери и собирается идти работать кочегаром в баню, чтобы купить его, но и обучает Настю домашнему труду, чтению. Даже о Семёне Евсеиче он житейски замечает отцу, что Евсеич старее (то есть отцу не соперник) и пользу приносит.

У маленького Пети нет ни одного детского желания. Стресс, вызванный уходом отца, возрождает в нём ребёнка, нуждающегося в отце и призывающего его. Внутреннее смятение мальчика передается яркой деталью: впопыхах он надевает на одну ногу валенок, а на другую – калошу. Здесь из Петра он превращается в Петрушку, чей образ и заставляет отца сойти с поезда.

Одновременно происходит перерождение главного героя: в груди у него стало жарко, «будто сердце… пробилось на свободу». Теперь главный герой касался жизни обнажившимся сердцем, в котором рухнула преграда «самолюбия и собственного интереса».

Образы остальных мужчин оттеняют характер главного героя, их черты контрастируют с его личностью. Семён Евсеич, в отличие от Алексея, пережил настоящее горе, потеряв жену и детей, убитых в Могилёве. Его привязанность к чужим детям и жене – это тоже попытка выжить. Это и стремление принести пользу другим (ведь дети сидели целыми днями одни в темноте), и необходимость приложить к чему-то свою истерзанную душу. Алексей до своего перерождения не может понять и пожалеть своего мнимого соперника. Но ещё большее зло он видит в безымянном эвакуированном, с которым жена единственный раз хотела почувствовать себя женщиной, но не смогла, любя Алексея.

Женские образы рассказа пронзительны. В военное время в патриархальном укладе семей всё меняется местами. Мальчик превращается в мужичка-старичка, мужчина-воин – в капризного ребёнка, живущего, по словам Пети, на готовых харчах, а женщина – в главу семьи, мужчину. Люба научилась делать мужскую работу на заводе, исправлять электрические печи соседям за картошку и чинить обувь себе и детям. Одного она не смогла – принимать ответственность: «Я ничего не знаю».Казалось бы, положение Маши, дочери пространщика, более выгодное. Она открыта всему миру, свободна от обязательств, никому не обещана. Но её просторное сердце не умеет забывать людей, случайно ставших ей близкими. В начале рассказа Иванов не догадывается, что его жена, как и Маша, может любить и жалеть многих. В конце рассказа Иванов понимает, что даже физическая связь может не быть изменой, что всё дело в душе.

Неожиданное озарение

Тому, что случилось утром, можно дать название «настоящее возвращение». Платонов — краткое содержание и полный текст финала рассказа это доказывают — имел в виду под этим словом не просто приезд героя домой.

Проснувшись, Петрушка увидел Настю. Она сказала, что отец взял мешок и ушел. Мальчик все понял, схватил сестру за руку и побежал к вокзалу.

Алексей в это время вошел в тамбур тронувшегося поезда: он думал о Маше. Вдруг Иванов увидел детей, бежавших за поездом. Они падали, но поднимались и вновь двигались вперед, теперь уже к переезду. Неожиданно Алексей осознал, что это Петрушка и Настя. В груди стало горячо, а все его существо наполнилось «теплом и содроганием». Необычное ощущение охватило героя. «Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».

Он сбросил мешок на землю и сошел с поезда…

Анализ «Возвращения» Платонова позволяет понять, насколько сложным был процесс привыкания к мирной жизни вчерашнего солдата, долгое время видевшего лишь смерть и разрушения.

Тема урока: Почему состоялось возвращение к читателю рассказа А.Платонова «Возвращение»? Какие вечные проблемы поднимаются в рассказе?

Тип урока: урок открытия нового знания, урок-исследование

Цель урока: В ходе анализа текста определить идейное содержание рассказа и авторскую позицию, подвести учащихся к пониманию особенностей художественного мастерства и манеры А.Платонова; подготовить учащихся к написанию сочинения-отзыва о рассказе

Технологии урока: технология развития критического мышления, кейс – технология (технология исследования), технология продуктивного чтения, технология проблемного диалога, технология дифференциального обучения, ИКТ.

Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная, в группах

Опорные понятия: композиция, антитеза, сюжет, образ, конфликт, характеристика героя, язык повествования, историзм художественной литературы, художественная деталь

Новые понятия: бродячий сюжет, концепт, притча, исповедь, катарсис Межпредметные связи: история мировой культуры – сюжет возвращения в мировой художественной культуре

Популярные сочинения

  • Сочинение Рисование — мое любимое занатие, хобби

    У каждого человека есть увлечение, которое служит его отдушиной, позволяет ему расслабиться или, наоборот, зарядиться энергией. Нередко в будущем это превращается в любимую профессию

  • Сочинения по картинам Саврасова

    Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) ‒ один из наиболее известных российских художников, создатель жанра русского лирического пейзажа. Его картина «Грачи прилетели», олицетворяющая

  • Сочинение про Вредные привычки

    В мире существует многочисленное множество вредных привычек. Если рассматривать каждую из них по отдельности, становится понятно, что даже незначительная может принести вред нашему самочувствию

Популярные сегодня темы

Рассказ начинается со вступления. Автору исполняется сорок лет, а значит он за свою жизнь сорок раз праздновал Новый год. Первые три года своей жизни он не понимал сути происходящего. Самые первые его воспоминания

Мои дни в школе чаще всего проходят, в принципе, довольно однообразно, скучно и весьма заурядно: долгие уроки, коротенькие перемены, не всегда вкусный обед в школьной столовой и т.д. Но сегодня был особенный, яркий, веселый и запоминающийся день.

Император Александр Павлович вместе с казаком Платовым объездил Европу и смотрел всякие чудеса. Император был очень падок на них, а казак всё звал его домой, потому что считал, что дома не хуже.

История дяди Харитона

Платонов вводит в повествование вставную новеллу – историю некоего дяди Харитона. Эту историю рассказывает Петя. Харитон тоже вернулся с поля боя, узнал об измене жены – Анны. Супруга согласилась на связь с каким-то инвалидом, потерявшим обе руки. Сначала герой разозлился, но потом осознал, что и сам не чист: Харитон не соблюдал верность жене. Искреннее раскаяние и осознание собственных ошибок примирили супругов. Но в этой истории есть один горький момент: на самом деле герой не изменял жене. Герой поступил великодушно, простив свою возлюбленную.

Алексей, однако, не наделен настолько благородным характером. Герой изменял жене, возможно, даже не один раз. Но мужчина не рассказал Любе об своем грехе.

Сочинение-рассуждение по рассказу

Война искалечила жизни и судьбы миллионов людей. Нелегко пришлось и тем, кто выжил. Им предстояло вернуться с войны. И это оказалось не так просто, как закрыть одну дверь и открыть другую — в прежнюю, довоенную жизнь, к своей семье и детям. Война изменила людей, и жизни уже не суждено было стать прежней. Герою рассказа Платонова предстояло долгое возвращение не только домой, но и к самому себе.

Алексея Иванова война не отпускала. С одной стороны, тянуло домой, к жене и детям. А с другой — что-то задерживало, какой-то страх не давал покоя. Этот страх и сблизил его с Машей, которая тоже боялась возвращения к полузабытыми родственниками. Остановку на пару дней с Машей в ее городке Алексей объяснил себе как стремление помочить девушке освоиться, не оставлять ее в одиночестве. На самом деле его тянуло к молоденькой Маше, к ее запаху волос, широкому открытому сердцу. Скорее, это было желание немного отойти душой от войны, расслабиться, переключиться. Оставаться с Машей навсегда Иванов не собирался.

2 стр., 587 слов

Ребенок — зеркало семьи

… ребёнок, автоматически становиться гражданином своего государства, на территории которого он родился. Другой вопрос, как родители ..

самое главное в воспитании детей это безусловная любовь, важно показывать своим примером, что допустимо, а что нет. Ребенок — зеркало семьи Несколько интересных сочинений Каждый рождающийся ..

Дома Алексея ждали: жена и дети ежедневно встречали все поезда, шедшие с запада, в надежде поскорее увидеть мужа и отца. Долгожданная встреча состоялась, но все чувствовали себя скованно. Алексей и Люба научились жить друг без друга, и даже их дети стали вполне самостоятельными: 12-летний сын Петрушка научился вести хозяйство и заботился о матери и младшей сестре.

Счастье для семьи — дождаться солдата с войны живым и невредимым, счастье для солдата — найти свою семью в добром здравии и хотя бы относительном благополучии. Но Алексею этого мало

Ему важно знать, что Люба ждала его и была верна. Как она выживала в войну, как тяжело работала и растила детей, воспринимается им как что-то естественное и обычное: «Другие и по четверо детей воспитывали, и ничего»

Известие о том, что в отсутствие мужа Люба принимала материальную и эмоциональную помощь от других мужчин, вызвало у Алексея жгучую ревность. Как-то при этом он забыл о Маше и своей спонтанной остановке в ее городе. Ему все это вполне могла «списать» война, а «стерве» Любе прощения не было. Однако если Алексей на фронте ежедневно рисковал лишь своей жизнью, то на его жене лежала ответственность еще и за жизнь маленьких детей. Стоит ли винить ее в желании получить хотя бы каплю человеческого тепла и внимания? Да и о том эпизоде в своей жизни Люба давно пожалела и раскаялась. Потому и призналась во всем мужу.

Алексей не хотел принять жизнь такой, какой ее сделала война, а вот сын Петруша оказался мудрее: «Я все дочиста понимаю. Ты сам не понимаешь. У нас дело есть, жить надо». 12-летний мальчик не смог убедить отца, и наутро Алексей решил уехать от семьи к своей знакомой Маше. Петруша и Настя бежали за поездом, надеясь вернуть Алексея. И сердце отца дрогнуло, он сошел с поезда и отправился навстречу детям — своему продолжению, а значит, навстречу к самому себе. Именно в этот момент состоялось настоящее возвращение Алексея домой.

`

2 вариант

Андрей Платонович Платонов является одним из творцов русского слова начала 20-го века, литературная судьба которого сложилась достаточно печально. Пусть писателя всякими различными способами старались запретить, его творчество не проходило цензуру, но он несмотря на это оставил яркий след в русской литературе прошлого века. Его небольшие по объемам рассказы читаются и сегодняшними школьниками, и людьми всех социальных слоев. Это доказывает то, что слово можно назвать бессмертным, ведь оно не сгорит в огне, в водице не утонет, ветром не сдуется.

Но что же такого было в рассказах сына железнодорожника, выходца из семьи среднего класса? Наверное, искренность, естество, нечто настоящее и неискусственное, что и смогло побудить интерес советского читателя и современного к этакой прозе.

Андрей Платонов не старался писать вычурно, но зато это было и есть понятно каждому. Он писал о том, что чувствовал, прожил, знал и хотел об этом рассказать другим людям, которые такие же, как и он.

Одним из его знаковых произведений является рассказ «Возвращение». Относится этот небольшой по объемам рассказик к теме войны. Война – это самое страшное, что может быть. Она рушит семьи, отнимает отцов у детей, сыновей у матерей, разрывает близких надолго, а некоторых и навсегда, порождает злость, предательства и измены. Именно это хочет донести к своим читателям Андрей Платонович Платонов.

По сюжету рассказа солдат возвращается с войны в родной дом к своей жене и дети. По пути к хате он знакомится с девушкой, в которой отыскивает близкую по духу, интересам, взглядам, склонностям, настроениям душу. Они мило беседуют целую ночь. Вот мужчина прибывает в место назначения и отправляется в так знакомый дом. Там его встречают жена и дети. Но это происходит не так мягко, мило и прекрасно, как хотелось бы. Чувствуется, что несколько лет отсутствия его дома изменило отношения между ними. Они отдалились. Скоро солдат узнает, что жена изменяла ему, пока тот отсутствовал. Он в гневе решается уехать к Маше (та девушка из поезда). Вот он стоит на перроне, но бегущие к нему дети заставляют его остаться. Он прощает жену и остается дома из-за любви к детям.

Это произведение учит, что каким мы тяжким не было возвращение, необходимо прощать и понимать, любовь побеждает всегда. Война рушит судьбы, но каждый способен отыскать в себе силы, чтобы выстоять.

Часть третья

Сидя за столом, Алексей чувствует себя неуютно. Он спрашивает о том, что происходило в доме, пока его не было. Жена начала стесняться его так, словно они и не были женаты — настолько женщина отвыкла от присутствия любимого мужа в доме.

За столом Любовь и Алексей замечают, что Петя совсем мало ест. На это мальчик просто отвечает, что ему хотелось, чтобы родителям досталось побольше еды. Алексей удивлен тем, насколько мальчик повзрослел. Маленькая Настя убирает немного еды, говоря, что это она отдаст дяде Семену. Алексей спрашивает, кто это такой. Любовь отвечает, что неподалеку живет мужчина, который потерял во время войны своих самых близких людей — жену и детей. Узнав, что Петя и Настя растут без отца, он попросил Любовь разрешить ему приходить к ребятам, чтобы с ними играть. Любовь говорит, что это не причиняет неудобств, Семен просто очень скучает по своим детям. Алексея наводит это на подозрения, однако он ничего не говорит жене, а просто улыбается, делая вид, что ничего не тронуло его души.

Несколько интересных сочинений

  • Эпилог и его роль в романе Достоевского Преступление и наказание сочинение

    Эпилог романа «Преступление и наказание» Достоевского занимает особое место в произведении. Он пронизан светом духовности и надежды на прекрасное будущее

  • Лебедев в романе Идиот Достоевского характеристика и образ сочинение

    Лукьян Тимофеевич Лебедев — это второстепенный персонаж одного из самых известных литературных произведений русского классика Фёдора Михайловича Достоевского, романа «Идиот».

  • Ромашов в рассказе Поединок Куприна образ и характеристика сочинение

    Юрий Алексеевич Ромашов – главный герой известной повести русского писателя и переводчика Алексея Ивановича Куприна «Поединок».

  • Сочинение Степан Пробка в поэме Мертвые души

    Степан Пробка – крепостной крестьянин, находящийся в распоряжении одного из персонажей в произведении. Внешне Степан весьма крепкий мужчина

  • Сочинение Любовь в пьесе Гроза Островского

    Жизнь Катерины довольно непроста: постоянный гнет родни, незавидная жизнь в усадьбе, частые переживания – все это отражается на мыслях и чувствах героини.

На этом уроке вы познакомитесь с рассказом А. Платонова «Возвращение». Мы проанализируем текст рассказа, рассмотрим его подтекст и символический смысл художественных образов, которые использует автор. Поговорим о потерянном поколении.

Родился Платонов в Воронеже, в семье железнодорожника. В семье было одиннадцать детей, Андрей был старшим. Работать Платонов начал очень рано, в тринадцать лет. Нужно было кормить семью, помогать воспитывать братьев и сестер. В 1918 году будущий писатель поступает в Воронежский политехнический институт на электротехническое отделение. А уже в 1919 году он начинает активное сотрудничество со многими газетами в качестве поэта и корреспондента.

Вскоре он начинает писать прозу — рассказы, повести, романы. Творчество Платонова воспринималось в штыки советской властью, многие его произведения подвергались критике. Дело в том, что Платонов писал честную прозу о человеке, а это противоречило идеологии соцреализма.

Стилистические особенности

Творчество Платонова не имеет аналогов в литературе. Его язык странен и непривычен, но пронзителен, как будто слова идут из самого сердца. Писатель понимает и жалеет каждого своего героя, оправдывая его поступки.

Особое значение приобретают детали, которые обычно говорят о внутреннем состоянии героев, как уже упомянутые валенок и калоша на ногах Петрушки, или слёзы Любы, смешанные с тестом её пирога, или очки Семёна Евсеича, которые Настя надевает, чтобы штопать материны рукавицы, или раздавленное стекло керосиновой лампы.Огромное значение для Платонова имеют запахи. Алексей признаёт дом своим в тот момент, когда чувствует, что запах его не изменился за четыре года. Волосы Маши пахнут палыми листьями (обычный мотив в творчестве Платонова). Этот запах противопоставлен запаху дома, символизирует «снова тревожную жизнь».

Речь героев полна житейской образности, особенно Петина. Огонь в печи он уговаривает не гореть по-лохматому, а ровно, Насте не велит строгать мясо с картошки, чтобы «питание не пропадало». Вкрапления в детскую речь канцеляризмов проявляют трагедию страны, где ребята становятся стариками.

Ещё одна характерная особенность стилистики Андрея Платонова – описание не столько мыслей героев, которые бывают по-житейски мудрыми, как рассуждение о любви Алексея, сколько чувств, движений «обнажённого сердца».

Здесь вы найдете наиболее актуальные проблемы, касающиеся процесса взросления, из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. К каждой из них подобраны литературные аргументы из разнообразных книг. Таблицу со всеми ними вы можете скачать в конце статьи.

И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети»
затронул проблему взаимоотношения старого и нового поколений. Главный герой, молодой нигилист Евгений Базаров, противостоит дворянину Павлу Кирсанову и собственным родителям. Павел Петрович активно защищает старые устои, в то время как Евгений старается их разрушить, чтобы построить на этом месте новые. Представители разных поколений спорят буквально обо всём. Родители Евгения переживают из-за того, что не могут найти общий язык с сыном. Когда он умер, они приходят на его могилу и сильно жалеют о случившемся несчастье, ведь какими бы ни были взаимоотношения, родители почти всегда любят детей больше всего на свете.

Конфликт поколений можно встретить в драме А. Н. Островского «Гроза»
. К старому относятся Кабаниха и Дикой. К новому — Катерина, Варвара, Борис и Тихон. Из-за морального угнетения со стороны свекрови главная героиня Катерина чувствует себя несчастной, одинокой, замученной, и это подавленное состояние толкает её на измену. Её муж слаб, у него нет силы воли, поэтому он оставляет жену наедине с проблемами, а сам идет в кабак. Это только усугубляет положение молодой женщины. Борис тоже оказывается слабовольным, поэтому не может взять на себя ответственность за любовь. Дикой плотно держит его в тисках, не желая нарушать старые порядки, а именно – держать отроков в строгости. Героиня, оставшись в одиночестве, не в силах вынести такой жизни, поэтому бросается с обрыва. Тихон лишь после смерти Катерины находит в себе силы обвинить мать в случившемся

Этот пример показывает, что не правы обе стороны конфликта, и очень важно научиться вовремя осознавать свою неправоту и находить компромисс.

Первый семейный обед

Наконец все собрались за столом. Петрушка съел кусочек пирога и собрал все крошки. На предложение взять еще серьезно ответил, что сыт. Его слова: «Я хочу, чтоб вам больше досталось» — заставили родителей вздрогнуть. Отодвинула свой кусок и Настя. Она сказала, что это для Семена Евсеевича. Алексей напрягся — этот момент стал началом непростого разговора между супругами. Любовь Васильевна попыталась уйти от темы, коротко ответив, что мужчина потерял семью и теперь приходит к ним повозиться с детьми. Ей от этого спокойнее: она работает допоздна, а ребята под присмотром. Однако Иванову ответ не понравился.

Петрушка, почуяв неладное, перевел разговор на погоду, затем отдал распоряжения насчет завтрашнего дня. Они касались и отца, которому нужно было срочно встать на учет и получить карточки. Алексей вдруг почувствовал робость перед рано повзрослевшим сыном.

Щи ели молча, словно пытаясь насладиться тихим семейным счастьем — так завершает рассказ об обеде А. Платонов.

Стилистические особенности

Творчество Платонова не имеет аналогов в литературе. Его язык странен и непривычен, но пронзителен, как будто слова идут из самого сердца. Писатель понимает и жалеет каждого своего героя, оправдывая его поступки.

Особое значение приобретают детали, которые обычно говорят о внутреннем состоянии героев, как уже упомянутые валенок и калоша на ногах Петрушки, или слёзы Любы, смешанные с тестом её пирога, или очки Семёна Евсеича, которые Настя надевает, чтобы штопать материны рукавицы, или раздавленное стекло керосиновой лампы.Огромное значение для Платонова имеют запахи. Алексей признаёт дом своим в тот момент, когда чувствует, что запах его не изменился за четыре года. Волосы Маши пахнут палыми листьями (обычный мотив в творчестве Платонова). Этот запах противопоставлен запаху дома, символизирует «снова тревожную жизнь».

Речь героев полна житейской образности, особенно Петина. Огонь в печи он уговаривает не гореть по-лохматому, а ровно, Насте не велит строгать мясо с картошки, чтобы «питание не пропадало». Вкрапления в детскую речь канцеляризмов проявляют трагедию страны, где ребята становятся стариками.

Ещё одна характерная особенность стилистики Андрея Платонова – описание не столько мыслей героев, которые бывают по-житейски мудрыми, как рассуждение о любви Алексея, сколько чувств, движений «обнажённого сердца».

Военная тема является одной из самых популярных в литературе. Многие произведения повествуют о течении войны, о солдатах и героизме, а некоторые описывают послевоенное время. К последнему типу можно отнести работу Андрея Платонова «Возвращение». Автор раскрывает особую сторону военных действий и показывает как менялся человек. В основу сюжета положено возвращение домой капитана Алексея Иванова. Но точнее можно сказать, возвращение происходит не столько домой, сколько «в себя», к тому, каким ты был ранее.

Платонов не описывал военные действия, но показывал ход войны через другие факторы, например описания природы. То, каково было внутреннее состояние вокруг, как мир полон грусти и печали. Чем больше углубляешься в суть рассказа, тем больше понимаешь характер главного героя, могу сказать, что он был особо неприятен. Ведь Иванов даже после войны вел себя так, как на фронте. О своем возвращении он предупреждает семью с помощью телеграммы, а сам следуя домой, начинает идти за Машей. Маша была свободной и одинокой, её не связывали какие-либо обязанности. Поэтому Иванов и почувствовал себя с ней свободным.

После этой встречи с Машей читателю предоставляется возможность познакомиться с семьей капитана ближе. Жена его, Любовь Васильевна не спит, всё ждет его, ходит за всеми поездами, для неё эта встреча тревожна, а для него наоборот, как будто развлечение. Четыре года разлуки отразились и на детях, Петрушка, которому только 11 лет, уже имеет характер взрослого человека, Иванов понимает, что мальчику не хватало заботы, ласки и внимания.

Главный герой никак не может смерится с теми изменениями, которые произошли в его доме, не может понять сына, который руководит домашними делами, а также то, что этот мальчик все время помогал своей маме и сестре выжить. Можно сказать, что автор показывает насколько чужим стал Иванов для своей семьи, он не может душевно проникнуться. В его понимании, герой только он, так как воевал и видел много чего, а то, что это всё время семья держалась как могла-его не волнует.

В конце отец в силу своей гордости решает бросить свою семью, всё это отлично описано автором. Сев в поезд, Иванов не думал о том, каково будет его жене и детям. И вот, как только поезд тронулся, за ним побежали дети, и тут некие отцовские чувства в душе главного героя взяли верх и он остался.

Подробный пересказ

Алексей Иванов возвращается домой. Страшная война наконец-то закончилась и вот наш персонаж демобилизировался в звании капитана. На станции Алексей знакомится с Машей. Им предстоит ехать вместе, а после Алексей задержится в том городе, в котором когда-то родилась новая знакомая. Иванов дарит девушке прощальный поцелуй.

Вскоре поезд Алексея Иванова прибывает в город, на вокзале нашего персонажа встречает горячо любимый сын по имени Петрушка. Мужчина не узнает в нескладном, серьезном двенадцатилетнем подростке, которым успел стать Петрушка, сына. Жена в ожидании любимых мужа и сына стоит на крыльце родного дома. Алексей обнимает жену, которую так давно не видел, ощущает тепло любимой, давно забытое, но такое знакомое ощущение. Маленькая дочурка Алексея Иванова по имени Настя совсем не помнит его и поэтому вовсю заливается слезами. Вся семья собирает на стол, чтобы отпраздновать возвращение главы семейства. Петрушка руководит остальными членами семьи, а отец удивляется, насколько его сын не по-детски взрослый. Но Алексею ближе к сердцу маленькая и кроткая Настенька. Муж начинает расспрашивать жену о том, как семья жила в отсутствие главы семейства. Но жена совсем отвыкла от Алексея и поэтому стесняется его, совсем как невеста. И Иванов понимает, что почему-то долгие годы разлуки не заставляют его радоваться долгожданной встрече с родными, он почему-то не понимает членов своей семьи.

Наконец семья в полном составе рассаживается за большим обеденным столом. Алексей замечает, что дети совсем мало съели. А Петрушка равнодушно отвечает, что хочет, чтобы остальным осталось больше еды. Родители при этих словах вздрагивают и переглядываются. Дочь откладывает кусок для дяди Семена. Алексей интересуется, кто это. И ему рассказывают про Семена Евсеевича, у которого фашисты убили всю семью, поэтому он ходит к ним. Жена говорит, что знают о новом друге только хорошее, но Алексей недобро улыбается на эти слова.

Дети идут спать, а Алексей выпытывает у жены, как она жила, подозревает ее в измене. Сын подслушивает, он жалеет свою маму. Однако Любовь Алексеевна честно говорит, что ее с Семеном ничего не связывало. Она всегда любила мужа и верно ждала его со злосчастной войны. Однажды, когда, по словам жены, душа погибала, она позволила стать ей близким одному человеку, но тут же пожалела о содеянном. Она осознала, что счастлива лишь со своим мужем. Сын слышит стон отца и звук раздавленной лампы, отец слишком сильно сжал ее в руке. Петрушка сердится и выговаривает отцу все, что камнем лежит у мальчика на сердце. Ведь мать так ждала его, и вот он вернулся, а мама все равно несчастна. Отец злится в ответ, ведь сын совсем еще мальчишка и не понимает взрослых проблем. Но сын оказывается взрослым не по годам. Петрушка рассказывает отцу историю о Харитоне. Харитону изменяла жена, и они тоже ругались, но потом Харитон сказал, что у него на фронте тоже было много всяких, они с женой посмеялись и помирились. Хотя Харитон про свои измены все выдумал. Алексей с удивлением слушает сына.

Наутро Алексей собирается и отправляется на вокзал. Персонаж собирается ехать к Маше. Петрушка же, проснувшись поутру, обнаруживает дома младшую сестренку – мать на работе. Брат расспрашивает сестру об отце, а потом одевает и ведет за собой.

Поезд движется недалеко от родного дома Алексея, а наш герой стоит в тамбуре. У переезда он замечает очертания двух детей – ребенок постарше ведет за собой маленького, а малыш не успевает перебирать ножками. Алексей уже знает –это его дети. Дети уже отстали, но Петрушка не перестает тащить за собой Настеньку. Алексей кидает вещевой мешок на землю, спускается на нижнюю ступень вагона и сходит с поезда, возвращаясь к своей семье.

Это произведение учит добру, учит тому, что нужно уметь прощать, а еще тому, что главное в жизни любого человека – это его семья.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Тема, основная мысль, проблематика

Рассказ о послевоенной встрече семьи, каждый член которой пытается войти в русло мирной жизни. Основная мысль состоит в том, что война не только убивает физически, она разрушает семьи, делая родных людей чужими и коверкая каждую жизнь в отдельности. Для возвращения к истокам, к семейной любви необходима жертва.

Проблематика рассказа традиционна для Платонова. Поднимается проблема влияния войны на судьбы и личности людей, превращение мужчин в легкомысленных подростков, а детей – в маленьких старичков; проблема отдаления родных временем и расстоянием; проблема верности и измены, ответственности и прощения; проблема любви, которую герои считают откликом на горе и одиночество.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: