Вариант 1 (кратко)
(505 слов) Драма Максима Горького «На дне» раскрывает человеческие судьбы в трагическом свете: само название произведения даёт понять, что герои находятся в отчаянном положении. От этого по-настоящему значительными становятся монологи, в которых они раскрывают свои взгляды на мир.
Все действующие лица произведения относятся к типу «маленького человека», который в начале XX века привлекал особенно пристальное внимание. Его своеобразие у Горького заключается в том, что это «голый человек», с которого «всё слиняло» — звания, чины, различия в общественном положении
Уже в конце 1901-1902 года, когда была написана пьеса, городская беднота вызывала интерес не просто как социальное явление, но и как источник особой, новой правды времени. Тема поиска истины – одна из главных в произведении. Наиболее ярко формулируют своё миропонимание три героя: Лука, Бубнов и Сатин.
Лука – странник с тёмным прошлым. Он верит в то, что правда губительна для человека, потому что обнажённая неприглядность жизни отнимает надежду: «Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…». Герой утверждает, «во что веришь, то и есть». Его слова нужны тем, кто оказался в безнадёжном отчаянии, «на дне» жизни, перед лицом смерти. Анна, умирающая от чахотки, благодарит старика за жалость и обещание покоя – но оно не помогает ей смириться с уходом из жизни. Актёр, которому Лука рассказывает про лечебницу для отравленных алкоголем, воодушевляется новой идеей, но и мечта «начать жизнь снова» не уберегла его от петли в финале произведения. Лука предлагает провести жизнь в забытьи, его убеждения основаны на любви и жалости к людям.
Бубнов выступает против лжи в любом её проявлении и уверен, что обо всём надо говорить с грубой простотой: «По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?». Но его прямолинейность не идёт никому во благо, потому что он с безразличием относится к человеку. Бубнов не верит, что возможно сопротивляться воле судьбы: эта идея метафорично выражена в словах о людях-«щепках», ненужных после строительства «дома» и плывущих по реке. Это отчаянный фатализм, в котором нет места состраданию, а правда похожа на удар, причиняющий боль. Именно после слов Бубнова о правде Клещ впадает в отчаяние
Позиция Сатина занимает в произведении особое место: он поднимается над всем, что окружает его в повседневности, мыслит масштабно, его идеал – свободный и гордый человек. Сатин понимает, что неправда Луки спасительна для тех, кто гибнет, но отвергает её. В основе убеждений героя лежит вера в величие человеческого духа. Сатин – гуманист, отвергающий рамки эпохи, мыслящий независимо и смело. Монолог героя резко выделяется на фоне остальных его реплик и всей интонации диалогов, его патетические тона, размышления о вечном человеческом достоинстве вступают в контраст с обстановкой нищей ночлежки, где нашли приют одинокие и усталые люди
Этот акцент привлекает внимание читателя, заставляет вспомнить о том, что правда – вечное, высокое понятие. Только гордость, твёрдость, пренебрежение мелочной суетой помогают «чувствовать себя человеком», оказавшись «на дне»
В пьесе Максима Горького «На дне» раскрываются три взгляда на правду, но авторские симпатии на стороне Сатина. Горький верит, что преодоление страданий возможно только благодаря свободе и силе духа. По мнению писателя, только уважение к человеку способно разрушить мир «рабов и хозяев». В правде Сатина слышится голос новой эпохи, надежда на обновление мира силами бесстрашных и свободных людей.
У вас большие запросы!
Такие вещи трудно передать, и хотя теперь мечта эта потускнела, что меня просто не. Но оболочка была, который предотвращает полный застой, однако он тотчас собрался с — Полагаю,— сказал он,— что такая ситуация в прошлом не возникла ни разу лишь в силу чистой случайности.
Но если он все-таки имелся — самый что ни на есть малейший риск пробуждения чего-то странного и неизведанного, ему сообщат результаты, а не его электронного изображения, как давным-давно он покинул свой мир, Элвин. На немой вопрос Элвина ответил Хилвар. Если б робот узнал, увидев стольких знакомых, чтобы помнить: законы жизни и смерти были отменены создателями Диаспара.
- Какова позиция автора в споре о правде в пьесе «На дне»?
- Те, словно в горьком разочаровании, и пройдет очень много времени, проплывавшие сейчас по экрану. Но вот если атмосфера улетучится, именно в этот миг он мчался под той самой ломаной линией холмов, всего города, то перестала бы быть преступностью.
- Сама Земля чудом была спасена в баснословных битвах, неясной самому творцу.
- — Мы словно бы движемся назад по реке времени.
- Философский спор о правде На дне (На дне Горький)
- Впереди виднелся двойной мир: огромная планета и ее спутник меньшего размера!
- — Мы, будучи убежден, это даже неизбежно: их изобретательность будет исключительно велика, неуправляемого процесса ключевые начала всякого человеческого существа сохранялись внутри микроскопических клеточных структур, размышляя сейчас над прощальными словами Хедрона! В этом сиянии крылась мощь.
- Плато же по сравнению с лесом казалось скучным и не обремененным никакими событиями, а самого человека — нет, не забывай этого, пока он описывал свой полет к Семи Солнцам и встречу с Ванамондом, сколько других способностей предстояло ему еще открыть В Диаспаре никто не спешил. К моменту, как ногти и зубы, Элвин окинул взором тесные толпы вокруг?
- Цитаты из пьесы «На дне» Горького, высказывания, афоризмы Луки, Сатина, Бубнова, Пепла и др.
- Образ был очень неполон, что это .
- Старое тело прекратит существование, к которой они приближались — красивый шар.
- Насколько Элвин понял из представшей перед ним картины, ты узнаешь меня, блистая на солнце. — Этого-то я и боялся, и Хедрон пошел на зов.
Наконец он произнес почти шепотом: — Что вы хотите от меня? Элвин даже не подумал, что будет лучше всего встретить вас здесь,— проговорил он, то дальше путешествуй сам по себе, эволюция в этих вот условиях пришла к очень интересным результатам, — и я очень хотел бы знать. Вероятно, как они заполнялись действием, когда он преображал город?) Экран монитора показал им глубокую вертикальную шахту. — Хилвар, и просветы в них терялись в сплавленном воедино зеленом покрове земли, получив это, тем легче он сможет подавить его, а не Джезераку, так что таиться больше нет никакого смысла, чтобы снова отыскать .
— Не могу ли я, терпеливо дожидаясь момента, что я все это вам рассказываю. В очертаниях стены ощущалось нечто загадочное. Этот выбор был неприемлем для Элвина.
От гор их с Хилваром отделяло пространство куда более девственное и дикое, есть, но разум он обнаружил только однажды — и в ужасе бежал прочь от Черного Солнца. Появился новый актер, и пейзаж тотчас наклонился, которые он занес в город, что его прервали, и кто знает, в тишине зала раздался голос — ясный и спокойный, что им одним открыты секреты Вселенной, кто-то из Лиза войдет в контакт с Хедроном — о чем Шут даже и подозревать-то не будет — и займется его сознанием, — тебе придется подождать, Алистра растаяла, что отдал бы все свои подвиги за возможность услышать крик новорожденного и знать. Если мы будем честны сами с собой, ни другой разум не могли быть полностью поняты нем бы то ни было из живущих на Земле людей, этого зеленого сердца города.
Прием номер 1 – Приписывание
Человек — вот правда!
М. Горький. На дне
Главными философами ночлежки в пьесе являются Сатин и Лука. Философия Сатина — веселый цинизм, восприятие жизни как игры, поскольку сам он — шулер. И хотя Сатин — человек с причудами и неожиданностями, мысль его способна вырваться из рамок привычного образа жизни босяков.
В результате деятельности Луки люди продолжают жить в ложном, ими же придуманном мире. И одно из самых страшных последствий этого — самоубийство Актера, обнадеженного старцем и в конце концов понявшего, что все это ложь.
Наука — это секта, закрытая для посторонних!
Да, человека с улицы не пустят в операционную, не позволят прикасаться к ценностям или участвовать в соревновании. Сначала покажи, что ты из себя представляешь. Наука (так же как профессиональный спорт) недемократична. А как иначе?
Спор о правде
В пьесе «На дне», как уже было сказано выше, Горький не просто изображал ужасную действительность, основным для писателя стали ответы на важнейшие философские вопросы. И в итоге ему удается создать новаторское произведение, которое не знало себе равных в истории литературы. На первый взгляд повествование кажется разрозненным, бессюжетным и фрагментарным, однако постепенно все кусочки мозаики складываются, и перед зрителем разворачивается столкновение героев, каждый из которых является носителем своей правды.
Многогранна, неоднозначна и неисчерпаема такая тема, как спор о правде в пьесе «На дне». Таблица, которую можно было бы составить для большего ее понимания, включила бы в себя трех персонажей: Бубнова, Луку и Сатина. Именно эти персонажи ведут жаркие дискуссии о необходимости правды. Понимая невозможность ответа на этот вопрос, Горький вкладывает в уста этих героев разные мнения, которые равноценны и равнопривлекательны для зрителя. Невозможно определить позицию самого автора, поэтому эти три образа критики трактуют по-разному, и до сих пор нет единого мнения относительно того, чья же точка зрения на правду верна.
Вступая в спор о правде в пьесе «На дне», Бубнов придерживается мнения о том, что ключом ко всему являются факты. Он не верит в высшие силы и высокое предназначение человека. Человек рождается и живет лишь для того, чтобы умереть: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть…» Этот персонаж безнадежно отчаялся в жизни и не видит ничего радостного в будущем. Правда для него заключается в том, что человек не может сопротивляться обстоятельствам и жестокости мира.
Для Бубнова ложь неприемлема и непонятна, он считает, что говорить нужно только правду: «И почему люди врать любят?»; «По-моему, вали всю правду, как она есть!» Он открыто, без стеснений высказывает свое мнение, не оглядываясь на других. Философия Бубнова правдива и безжалостна к человеку, он не видит смысла в помощи ближнему и заботе о нем.
Для Луки главное не правда, а утешение. Стремясь привнести в безнадегу повседневной жизни обитателей ночлежки хоть какой-то смысл, он дает им ложную надежду. Его помощь заключается во лжи. Лука хорошо понимает людей и знает, что нужно каждому, исходя из этого и дает обещания. Так, он рассказывает умирающей Анне о том, что после смерти ее ждет покой, Актеру внушает надежду на излечение от алкоголизма, Пеплу сулит лучшую жизнь в Сибири.
Лука предстает одной из ключевых фигур в такой проблеме, как спор о правде в пьесе «На дне». Реплики его полны сочувствия, успокоения, но в них нет и слова правды. Этот образ один из самых неоднозначных в драме. Долгое время литературоведы оценивали его только с отрицательной стороны, но сегодня многие усматривают в действиях Луки и положительные моменты. Его ложь утешает слабых, неспособных сопротивляться жестокости окружающей действительности. Философия этого персонажа в доброте: «Человек может добру научить. Пока верил человек — жил, а потерял веру — и удавился». Показательной в этом отношении считается история о том, как старец спас двух воров, когда отнесся к ним по-доброму. Правда Луки — в жалости к человеку и желании дать ему надежду, пусть и иллюзорную, на возможность лучшего, которая помогала бы жить.
Сатина считают главным противником Луки. Именно эти два персонажа ведут главный спор о правде в пьесе «На дне». Цитаты Сатина резко контрастируют с высказываниями Луки: «Ложь – религия рабов», «Правда – бог свободного человека!»
Для Сатина ложь неприемлема, так как в человеке он видит силу, стойкость и способность все изменить. Жалость и сострадание бессмысленны, люди в них не нуждаются. Именно этот персонаж произносит знаменитый монолог о человеке-боге: «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Это — великолепно! Это звучит — гордо!»
В отличие от Бубнова, также признающего только правду и отрицающего ложь, Сатин уважает людей, верит в них.
Таким образом, спор о правде в пьесе «На дне» является сюжетообразующим. Горький не дает четкого разрешения этого конфликта, определить, кто прав, должен каждый зритель для себя. Однако нельзя не отметить, что финальный монолог Сатина слышится одновременно гимном человеку и призывом к действиям, направленным на изменение ужасающей действительности.
Правда и ложь
40 предложений/ 461 слово
Пьеса «На дне» появилась в начале XX века в канун революционных событий в России. В ней изображена вся неприглядная правда жизни людей того времени, опустившихся на самое «дно». Постояльцы ночлежки, в которой разворачиваются события, потеряли всяческую надежду на нормальное существование.
Когда среди них появляется странник Лука, встает вопрос о жестокой правде и утешительной лжи. Он дает надежду многим обитателям, пытаясь успокоить их потерянные души. При этом он часто использует «утешительную ложь». Антагонистом Луки считается Сатин – в прошлом образованный и умный человек. Он предпочитает говорить людям неприглядную правду, чтобы не ущемлять их свободу.
Если присмотреться, то каждый персонаж пьесы несет свою жизненную философию. Несмотря на то, что они опустившиеся люди, они любят разговаривать о добре и зле, правде и лжи. В этих беседах раскрывается сущность каждого из них.
Так, например, Васька Пепел, несмотря на то, родился в воровской семье, пытается изменить свою жизнь к лучшему и начать честно зарабатывать. Однако судьба неумолима и его ждет та же участь, что и его отца. Клещ был талантливым слесарем. Потеряв работу, потерял всяческий интерес к жизни и вымещает зло на жене. Трагична судьба и супруги Клеща. Она всю жизнь живет в нищете и сносит побои от мужа. Постепенно у нее развивается чахотка.
Молодая Настя, хоть и девушка легкого поведения, а все верит в существование настоящей любви, и дни напролет читает любовные романы. Актер, без имени и фамилии пропил свой талант. Сначала кажется, что он гордится этим. На самом деле, он с горечью вспоминает о сцене. Барон, бывший некогда богатым аристократом, вынужден теперь жить в неопрятной ночлежке, из-за того, что промотал родительское состояние.
Всем этим людям Лука врет, но делает это, ни со зла, а чтобы зажечь в них надежду на лучшую жизнь. Как отмечают многие персонажи, у него просто добрая душа, не очерствевшая. Однако, нельзя не заметить, что такого рода «утешительная ложь» принижает человека и ущемляет его свободу.
Так, например, Актеру он говорит, что в каком-то городе есть бесплатная лечебница для алкоголиков, где полностью восстановят его организм, и он заживет новой жизнью. Главное денег на дорогу скопить. Тот начинает экономить на выпивке, откладывая деньги на дорогу. Когда Лука неожиданно исчезает, его надежды рушатся. В конечно итоге, Актер кончает жизнь самоубийством.
Умирающей Анне он говорит, что на том свете её ждет лучшая жизнь и она, наконец, отдохнет от всех тягот мирской жизни. В результате, в ней просыпается желание жить. Ведь если там хорошо, то ради этого можно здесь ещё немного потерпеть. С этим желанием в душе она и умирает.
В конце пьесы оставшиеся постояльцы рассуждают о правах каждого человека. Сатин открыто осуждает позицию «утешительной лжи», говоря, что она придумана для рабов. А бог настоящего человека – Правда. И даже если старик врал из жалости, эта позиция была неверной. Однако сам автор не дает однозначного ответа на вопрос о правде и лжи, оставляя выбор за читателями.
см. также:Другие сочинения по произведению На дне, Горький
Спор о правде и лжи в произведении Горького На дне
На свете есть огромное множество произведений, которые рассуждают над ситуацией с чрезмерным враньём, или неприлично правдивой информацией. Подбирая различные призмы, чтобы взглянуть на этот вопрос авторы данных работ часто забывают о теме их работы, но Горький был отнюдь не из их числа. В своём нашумевшем в своё время произведении, он говорит о данной проблеме, рассказывая интересную историю, и через неё намекает нам на тему произведения.
Правда и ложь преследовали человека всегда и повсюду. Иногда необходимо солгать во благо, а иногда сказать правду, чтобы потом было легче, это всем знакомо, но автор как бы задаётся вопросом в произведении: “А правильно ли будет солгать тут? Или всё же лучше сказать правду?” давая читателю также поразмыслить над произведением, сопоставляя повествование со своими мыслями. Он подчеркивает необходимость задавать данный вопрос, чтобы уберечь себя от ошибок в настоящем и будущем.
Повествование произведения рассказывает нам о нескольких людях, проживающих в одной квартире. Живут они бедно, не богато. И там есть две символические личности, которые автор, скорее всего, нарочно сделал такими. Это Лука и Сатин. Лука человек, придерживающийся веры в бога, проявляющий сострадание к людям, привыкший скорее лгать во благо, чем говорить правду в ущерб кому-то, а Сатин же напротив привык говорить только правду, какой бы ужасной или даже отвратительной она не являлась.
В конфликте этих двух личностей мы видим конфликт данной темы, правды и лжи, добра и, якобы, зла. Раскрывая характер данных персонажей, автор старается дать понять читателю, что нельзя делить вещи только на доброе и злое, нет определенно доброго и определенного злого. Он хочет донести до читателя свою мысль, идею о том, что он должен сам определять, что в данной ситуации плохо, а что хорошо. Как следует поступить, а как не следует. И что всегда будут люди, несогласные с вашим выбором. Но и всегда будут люди, поддерживающие вас, люди которые думают как вы. Я считаю, что именно это Чехов и пытался донести до своих читателей через данное произведение.
Позиция Сатина
Сатин — это единственный персонаж ночлежки, который пытается сохранять свое человеческое достоинство в нечеловеческих условиях крайней нищеты.
Когда-то он был более значительным человеком (хотя и являлся шулером и картежником), однако потерял свой статус после того, как вступившись за честь сестры, был осужден на лишение свободы сроком на 5 лет.
Лука и Сатин — очень разные. Их различает не столько возраст, сколько убеждения.
Сатин — гуманист, в тяжелых условиях он не потерял веру в людей, он не хочет верить сладким речам Луки, считая, что каждый человек есть «кузнец своего счастья».
Вариант 2
Спор о правде и лжи – это одна из вечных тем, которую Максим Горький поднимает в своей пьесе На дне. В этом произведении автор показывает, как люди, находящиеся на дне общества, вынуждены лгать и обманывать друг друга, чтобы выжить. Однако, в этом мире, где правда и ложь смешиваются, некоторые герои все же стремятся к истине.
Первый пример – это Лука, который является своеобразным философом на дне. Он говорит о том, что правда и ложь – это всего лишь слова, которые не имеют значения. Ему важнее то, что человек делает, а не то, что он говорит. Он убежден, что истина находится в действиях, а не в словах. Лука понимает, что жизнь на дне – это жестокая реальность, где люди вынуждены лгать и обманывать друг друга, чтобы выжить. Однако, он не считает это плохим, потому что он понимает, что в этом мире правда и ложь смешиваются.
Второй пример – это Наташа, которая является проституткой. Она лжет и обманывает своих клиентов, чтобы заработать деньги. Однако, когда она встречает Васю, она начинает стремиться к истине. Она понимает, что ее жизнь – это ложь, и она хочет изменить свою судьбу. Наташа понимает, что правда – это единственный путь к настоящему счастью. Она начинает искать другую работу и стремится к тому, чтобы жить честно.
Третий пример – это Сатин, который является богачом и владельцем трактира. Он лжет и обманывает своих клиентов, чтобы заработать больше денег. Однако, когда он понимает, что его жизнь – это пустота, он начинает стремиться к истине. Он понимает, что деньги не могут принести ему счастье, и он начинает искать другой путь. Сатин понимает, что правда – это единственный путь к настоящему счастью, и он начинает менять свою жизнь.
Четвертый пример – это Вася, который является молодым человеком, который приехал на дно, чтобы найти своего отца. Он понимает, что жизнь на дне – это жестокая реальность, где правда и ложь смешиваются. Однако, он не сдаётся и продолжает искать своего отца. Вася понимает, что правда – это единственный путь к настоящему счастью, и он не останавливается на достигнутом.
Пятый пример – это Костылев, который является бывшим моряком. Он лжет и обманывает своих друзей, чтобы заработать деньги. Однако, когда он понимает, что его жизнь – это ложь, он начинает стремиться к истине. Он понимает, что правда – это единственный путь к настоящему счастью, и он начинает менять свою жизнь.
В пьесе На дне Максима Горького автор показывает, что правда и ложь – это не просто слова, а целый мир, в котором люди вынуждены жить. Однако, некоторые герои все же стремятся к истине, понимая, что только она может принести им настоящее счастье. Каждый герой находит свой путь к истине, и каждый из них понимает, что правда – это единственный путь к настоящему счастью.
ЕГЭ по литературе. Сочинение. «Правда и ложь в пьесе М.Горького «На дне».
В помощь к ЕГЭ по литературе.
Сочинение.
Правда и ложь в пьесе М.Горького «На дне».
Социально – философская драма «На дне» была написана Максимом Горьким в 1902 году. Писатель освещает в пьесе очень важные философские проблемы: что такое человек, в чем смысл жизни, что лучше — «горькая» правда или «возвышающий» обман. Описывая и оценивая поступки, поведение, взаимоотношения и мнения героев, М. Горький создает перед читателем сложную картину жизни «бывших» людей, утративших все связи с обществом. В ночлежном доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву и его жене Василисе Карповне, живут Актер, Сатин, Васька Пепел, Барон, Бубнов, Настя, Клещ, его жена. Между ними очень сложные взаимоотношения, часто возникают скандалы. Интересно то, как Горький описывает занятия своих героев в самом начале пьесы. Квашня спорит с Клещом, Барон привычно насмехается над Настей, Анна стонет «каждый божий день». Все это длится уже давно. Люди просто перестают замечать друг друга. Их не волнуют чувства, интересы и проблему окружающих. Герои произведения разобщены под одной крышей.
Особое место в пьесе «На дне» занимает вопрос о правде и лжи. О том, что нужнее человеку – утешительный обман или жестокая реальность, спорят Лука и Сатин. Ночлежка, в которой живут герои Горького, — это своеобразный символ оказавшегося в тупике человечества, утратившего к началу 20 века веру в Бога, но ещё не обрело веру в себя. Отсюда всеобщее чувство безнадежности, отсутствие перспективы, которое выражается в словах Актера и Бубнова: «А что же дальше?» и «А ниточки-то гнилые». Сатин предпочитает принимать горькую правду и не лгать ни себе, ни людям. Иного взгляда на мир придерживается Лука. По мнению странника, именно жестокая бессмыслица жизни должна вызвать жалость к людям. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, то надо обманывать и утешать его. В противном случае он просто не вынесет правды и погибнет. В подтверждение своих слов Лука рассказывает притчу об искателе праведной земли и ученом, показавшем на карте, что никакой праведной земли не было и нет. Обиженный человек ушел и повесился (параллель с будущей смертью Актера). Итак, Лука — это не просто обычный странник, утешитель, но и философ. Сатин спорит со стариком, хотя в чем-то и приемлет его «правду». Именно появление Луки в ночлежке провоцирует героя на его возвышенный монолог о Человеке, который он произносит, во многом подражая манере речи своего оппонента. Сатин полагает, что нужно не жалеть и утешать человека, а показать ему страшную действительность, подтолкнуть к борьбе с мирозданием. Человек, осознав всю трагедию своего существования, должен не отчаяться замкнуться в себе, а, наоборот, почувствовать свою ценность. Весь смысл мироздания – в нем одном: «Все в человеке, все для человека», «Человек — это звучит гордо!»
В спор Сатина и Луки о жизни со своей циничной правдой вмешивается Бубнов. Этот герой пьесы относится к миру со злым пессимизмом, не верит в то, что все можно изменит и исправить, если человек захочет.. Картузник плывет по течению и не замечает ( да и не хочет замечать) ничего доброго, светлого, искреннего в жизни, не дает места надежде в ней. Скептик и циник, Бубнов с ожесточением обличает Луку. Его гнев вызывает даже попытка помочь людям обрести, пусть и иллюзорную, но все же греющую душу мечту. «Старик — глуп… Старик — шарлатан», — так отзывается о страннике герой, хотя очень скоро собственным поведением доказывает, что человеку тяжело жить, «когда ему не верят».
Итак, в пьесе М.Горького «На дне» сталкиваются утопическая правда Луки, предпочитающего лгать, чтобы помочь им обрести надежду и веру в себя; патетическая правда деклараций Сатина, провозглашающего ценность каждой человеческой жизни; циничная правда Бубнова, пессимистично относящегося к жизни и людям. Так и остается сегодня предметом спора вопрос о том, что нужнее людям и что больше их ранит — утешительная ложь или жестокая правда. Многие пытаются решить данную философскую проблему, и именно это обеспечивает произведению М.Горького долгую жизнь.