Сочинение три правды в пьесе на дне горького 11 класс

«три правды в пьесе м. горького «на дне»»

ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5 — 11 КЛАСС

11 класс

Сочинения по русской литературе

ТРИ ПРАВДЫ И ИХ ТРАГИЧЕСКОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ (по пьесе М. Горького «На дне»)

В пьесе «На дне» М

Горький стремится не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму

Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов — трагическое столкновение трех правд, трех представлений о жизни.

Первая правда — правда Бубнова, ее можно назвать правдой факта. Бубнов убежден, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние». Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда — жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств.

Правда Луки — правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актеру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загробном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. «Все ищут люди, все хотят — как лучше, дай им, Господи, терпенья!» —   искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет — найдет… Помогать только надо им…» Лука несет людям спасительную веру

Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно..

было уважать…»

Третья правда — правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. «Какая польза тебе, если я тебя пожалею?» — спрашивает он Клеща. А затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит — гордо!» Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, который способен перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания, — о человекобоге.

Три правды в пьесе трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому — и одновременно момент столкновения разных правд — монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек. И сразу возникает вопрос: этот пьяный, опустившийся человек — тот же самый, который «звучит гордо»? Положительный ответ — сомнителен, а если отрицательный — то как же быть с тем, что «существует только человек» ? Значит, Сатин, говорящий этот монолог, — не существует? Получается, что для того чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого — это ведь тоже правда.

Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе то, что М. Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, заставил задуматься о человеке, его свободе. Он говорит своей пьесой: надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, но не погубить в себе доброту, сострадание, милосердие.

ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница

Оглавление

Основная мысль произведения

Структура пьесы условно поделена на несколько эпизодов из существования людей:

  1. Правда факта (Бубнов).
  2. Правда утешения и лжи (Лука).
  3. Правда веры (Сатин).

В первой истории изображен человек, который разочаровался в этой жизни. А как иначе? Бубнов когда-то имел всё благодаря собственному заведению. Это была спорая работа, которая приносила неплохой доход. Да вот только официальной владелицей считалась его жена. Когда раскрывается измена супруги, барон уходит и остается ни с чем. Отсюда исходит и правда Бубнова в пьесе «На дне»: никому нельзя доверять, каждый идет только к своей цели, конец у всех один — смерть, а значит, и нет смысла врать.

История номер 2 совершенно противоположна раздумьям Бубнова. Лука, который несет в себе еще одну мысль произведения, верит в Бога. Он учит жалости, любви ко всем людям, показывает сострадание к окружающим. Главное его назначение в этой жизни — помочь в трудной ситуации, дать надежду на лучшее. Лука старается найти подход к каждому:

  • уверенность в умиротворенности после смерти для Анны;
  • удачная сибирская жизнь для Васьки Пепла;
  • лечебницу, где бесплатно исцеляют от алкогольной зависимости, для Актера.

Третья история, пожалуй, является ключевой во всем произведении. Горький пытается донести собственную точку зрения через Сатина. Вера в самого себя — эта мысль должна быть заложена в каждом человеке. Если люди будут знать, что смогут достичь всего, чего только захотят, желаемое обязательно исполнится. Сатин не боится доставить боль другому резкими словами. Он не будет «увиливать» и искать подходящие фразы.

Развитие понятия истины в произведениях М.Горького

Понятие истины является одним из центральных вопросов, затрагиваемых в произведениях М.Горького. Автор освещает его через призму различных персонажей и ситуаций, показывая, что истина может иметь множество аспектов и трактовок.

Первая правда — истина Луки

Персонаж Лука изображается как добрый и отзывчивый человек, который помогает нуждающимся и оказывает содействие людям в их поиске Бога. Он учит людей состраданию и жалости, и его слова приносят утешение и надежду. Однако, Лука также использует ложь во благо, считая, что исцеление — это путь веры, и что правда иногда может иметь негативные последствия.

Вторая правда — истина Сатина

Сатин уверен в силе человека и верит, что каждый должен полагаться только на себя и свои силы. Он считает, что человек способен создать свой собственный мир и устанавливать в нем свои законы, подобно Богу

Эта правда подчеркивает важность самостоятельности и веры в себя

Третья правда — мир ночлежки

Мир, в котором происходит действие пьесы, представляет собой общество людей, покорившихся судьбе, но еще способных бороться. Здесь мы видим различные трактовки истины со стороны героев, и понимаем, что нет одного правильного пути

Важно рассматривать ситуацию со всех сторон, чтобы найти выход из трудного положения

Анализируя эти три правды, М.Горький призывает людей жить честно, отвергая ложь. Он подчеркивает значение милосердия, сострадания, доброжелательности и готовности помочь другим

Важно быть терпимыми к окружающим и уметь передавать правду таким образом, чтобы она не причиняла вреда

Таким образом, произведения М.Горького развивают понятие истины, показывая его многогранный характер

Автор призывает к честности, милосердию и готовности помощи, подчеркивая важность самостоятельности и веры в себя

Вариант 2

Пьеса А. М. Горького «На дне» является одним из сильнейших драматических произведений того времени. Эта пьеса касается главных вопросов существования человечества, его восприятия мира.

В пьесе описаны эпизоды из жизни людей, живущих в одной ночлежке. Каждый из них когда-то кем-то был, и вот теперь они оказались на «дне». Некоторые из них живут в иллюзорном мире, некоторые просто плывут по течению, но среди них встречаются и те, кто готов отстаивать свою правду.

Однажды неизвестно откуда, в ночлежке появился Лука, ничем не приметный снаружи, но своим понятием о жизни всколыхнувший души людей. С виду добрый и сострадательный человек, но невозможно понять, что у него на душе, о себе он рассказывает мало и неохотно, вместе с тем пытается влезть в душу каждого человека. Ему интересно абсолютно всё: и отчего плачет над книгой Настя, и почему так себя ведёт Василиса, ему до всего есть дело. Своими словами он пытается каждому помочь, ободрить, поддержать, успокоить. Это его правда, Лука считает, что его философия необходима людям. Он вселил постояльцам ночлежки веру в будущее, заставил по-другому взглянуть на жизнь, и ушёл также внезапно, как и появился. И что это дало людям? Горькое разочарование несбыточных надежд, а слабохарактерный Актёр и вовсе лишил себя жизни.

Другая правда у Бубнова. Скептически ко всему относящийся, он отрицает всех, и себя, в том числе. Его правда в том, что социальные различия не играют никакой роли, все они смываются, как краска с рук, казалось бы въевшаяся навсегда. Опустившись на «дно» жизни, все становятся одинаковыми, как родились голенькими, так и умрут, как бы не старались приукрасить себя при жизни. Бубнов не признаёт никакой жалости, ни к кому, и ни к чему, все окружающие для него равноценны и лишние, как и он сам.

Правда Сатина состоит в возвеличивании человека, жалость Луки для него неприемлема, он считает, что жалость только унижает человека, а в его понятии: «Человек-звучит гордо!». Он восхищается человеком, как сильной и волевой личностью, способной перекроить весь мир по своему разумению. Сатин убеждён, что сила человека в нём самом, не нужно ни на кого надеяться, и никого жалеть, гордый человек способен на всё.

Его правда и в рассуждениях о работе, где Сатин утверждает, что если труд для человека будет доставлять удовольствие, то и жизнь его будет приятной, а если будешь работать по обязанности, то снова станешь рабом, рабство унизительно, гордый и свободолюбивый человек должен стремиться к достижению высших целей.

Пьеса Горького заставляет каждого человека задуматься о собственном существовании, и самому решить, как жить в этом мире. Все эти три персонажа правы по-своему, что говорит о том, что единой правды нет, и быть не может. Каждый человек индивидуум, и каждый судит по-своему, оценивая правду этих героев.

Конечно, каждый должен обладать добротой и человеколюбием, состраданием, но при этом не унижая человеческого достоинства, и иметь в себе силы противостоять несправедливости и жестокости.

Вы здесь

Тема правды в пьесе Горького «На дне» – Лука

Образ странствующего человека в возрасте шестидесяти лет автор присвоил Луке. Он пришел в ночлежку недавно, другие герои пьесы уже живут здесь долгое время. На чем основана правда Луки:

  • Сострадание к ближнему;
  • Необходимость искренне верить в Бога;
  • Надежда на лучшее в любой ситуации;
  • Ложь во благо.

После знакомства с гостями ночлежки Лука вступает с ними в полемику. Он старается утешить каждого обездоленного, вселить веру в светлое будущее обреченным людям. Актер страдает от алкоголизма — Лука рекомендует ему лечебницу, где помогут решить его проблему. Пепел получает совет отправиться в Сибирь.

Правда Анны в пьесе «На дне» характеризует ее как затравленную, забитую женщину. Она умирает от тяжелой болезни, мечтает о смерти, чтобы освободиться от мучений. Лука пытается вселить ей веру в загробный мир, где она обретет покой, счастье. Главным оппонентом в споре с Лукой является Бубнов.

Анализ произведения

Проблемы

В пьесе богатая проблематика. Максим Горький попытался в одном произведении указать актуальные, на то время, нравственные проблемы, которые, впрочем, существуют и по сей день.

  1. Первой проблемой является конфликт между обитателями ночлежки, причем не только друг с другом, но и с жизнью
    . По диалогам между героями можно понять их взаимоотношения. Постоянные ссоры, расхождение во мнениях, элементарные долги приводят к вечным перепалкам, что является ошибкой в данном случае. Ночлежникам нужно научиться жить над одной крышей в гармонии. Взаимопомощь облегчит быт, изменит общую атмосферу. Проблема общественного конфликта заключается в разрушении любого социума. Бедняки объединены общей проблемой, но, вместо её решения, они создают новые общими усилиями. Конфликт с жизнью заключается в отсутствии адекватного ее восприятия. Бывшие люди обижены на жизнь, из-за чего не предпринимают дальнейшие шаги к созданию другого будущего и просто плывут по течению.
  2. Другой проблемой можно выделить острый вопрос: «Истина или сострадание
    ?». Автор создает повод для размышления: показать героям реалии жизни или посочувствовать такой судьбе? В драме кто-то страдает от физического или психологического насилия, а кто-то умирает в муках, но получает свою долю сострадания, и это уменьшает его мучения. У каждого человека свой взгляд на происходящую ситуацию, и реагируем мы исходя из своих ощущений. Писатель в монологе Сатина и исчезновении странника четко дал понять, на чьей он стороне. Лука выступает в роли антагониста Горького, пытаясь вернуть обитателей к жизни, показать истину и утешить страдающих.
  3. Также в пьесе поднимается проблема гуманизма
    . Точнее, его отсутствия. Возвращаясь снова к отношениям между обитателями, и их отношению к самим себе, — можно рассмотреть данную проблему с двух позиций. Отсутствие гуманизма со стороны героев друг к другу можно увидеть в ситуации с умирающей Анной, на которую никто не обращает внимания. Во время издевательства Василисы над сестрой Наташей, унижения Насти. Появляется мнение, что, если люди оказались на дне, значит, более никакая помощь им не нужна, каждый сам за себя. Эта жестокость к самим себе обуславливается их нынешним образом жизни – постоянные пьянки, драки, несущие в себе разочарование и потерю смысла в жизни. Существование перестаёт являться высшей ценностью, когда цели к ней нет.
  4. Проблема безнравственности
    поднимается в связи с образом жизни, который жители ведут исходя из социального расположения. Работа Насти девушкой по вызову, игры в карты на деньги, употребление алкоголя с вытекающими последствиями в виде драк и приводов в полицию, воровство – все это последствия нищеты. Автор показывает данное поведение как типичное явление для людей, оказавшихся на дне социума.

Темы

Несмотря на, казалось бы, достаточно простой сюжет и отсутствие крутых кульминационных поворотов, произведение изобилует темами, которые дают почву для размышлений.

Тема надежды тянется через всю пьесу до самой развязки. Она витает в настроении произведения, но ни разу никто не упоминает о своем намерении выбраться из ночлежки. Надежда присутствует в каждом диалоге обитателей, но лишь косвенно. Как когда-то каждый из них попал на дно, так когда-нибудь они и мечтают оттуда выбраться

В каждом теплится маленькая возможность снова вернуться к прошлой жизни, где каждый был счастлив, хоть и не ценил этого.

Тема судьбы также является немало важной в пьесе. Она определяет роль злого рока и его значение для героев

Судьба может быть в произведении той движущей силой, которую нельзя было изменить, что свела всех обитателей вместе. Или тем обстоятельством, всегда подверженным измене, которое нужно было преодолеть, чтобы суметь достичь больших успехов. По жизни обитателей можно понять, что они приняли свою судьбу и пытаются изменить её лишь в противоположную сторону, считая, что падать ниже им некуда. Если же кто-то из жильцов пытается предпринять попытку изменить свое положение и выбраться со дна – претерпевает крах. Возможно, автор хотел показать таким образом, что они заслужили такую участь.

Тема смысла жизни выглядит достаточно поверхностно в пьесе, но, если вдуматься, то можно понять причину такого отношения к жизни героев лачуги. Каждый считает нынешнее положение дел – дном, из которого не выбраться никуда: ни вниз, ни, тем более, наверх. Герои, несмотря на разные возрастные категории, разочарованы в жизни. Они потеряли к ней интерес, и перестали видеть какой-либо смысл в собственном существовании, что уж говорить о сочувствии друг к другу. Они не стремятся к другой участи, потому что не представляют её. Лишь алкоголь иногда придаёт существованию краски, отчего ночлежники любят выпить.

Тема правды и лжи в пьесе является основной задумкой автора. Данная тема является философским вопросом в произведении Горького, о котором он размышляет устами героев. Если говорить о правде в диалогах, то, её границы стираются, ибо порой герои говорят несуразные вещи. Тем не менее, в их словах скрываются секреты и тайны, раскрываемые нам по ходу сюжета произведения. Автор поднимает данную тему в пьесе, так как рассматривает истину как способ спасения обитателей. Показать героям реальное положение дел, открыв глаза на мир и на их собственную жизнь, которую они теряют каждый день в хижине? Или скрывать правду под масками лжи, притворства, потому что им так легче? Ответ каждый выбирает самостоятельно, но автор дает понять, что ему по душе первый вариант.

Тема любви и чувств затрагивает в произведении, поскольку даёт возможность понять взаимоотношения обитателей. Любовь в ночлежке, даже между супругами, абсолютно отсутствует, да и вряд ли имеет возможность там появиться. Само место словно пропитано ненавистью. Всех соединила лишь общая жилплощадь и чувство несправедливости судьбы. В воздухе витает равнодушие, как к здоровым, так и к больным людям. Лишь перебранки, словно грызутся собаки, веселят ночлежников. Вместе с интересом к жизни потеряны краски эмоций и чувства.

Вариант 1 (кратко)

(505 слов) Драма Максима Горького «На дне» раскрывает человеческие судьбы в трагическом свете: само название произведения даёт понять, что герои находятся в отчаянном положении. От этого по-настоящему значительными становятся монологи, в которых они раскрывают свои взгляды на мир.

Все действующие лица произведения относятся к типу «маленького человека», который в начале XX века привлекал особенно пристальное внимание. Его своеобразие у Горького заключается в том, что это «голый человек», с которого «всё слиняло» — звания, чины, различия в общественном положении

Уже в конце 1901-1902 года, когда была написана пьеса, городская беднота вызывала интерес не просто как социальное явление, но и как источник особой, новой правды времени. Тема поиска истины – одна из главных в произведении. Наиболее ярко формулируют своё миропонимание три героя: Лука, Бубнов и Сатин.

Лука – странник с тёмным прошлым. Он верит в то, что правда губительна для человека, потому что обнажённая неприглядность жизни отнимает надежду: «Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…». Герой утверждает, «во что веришь, то и есть». Его слова нужны тем, кто оказался в безнадёжном отчаянии, «на дне» жизни, перед лицом смерти. Анна, умирающая от чахотки, благодарит старика за жалость и обещание покоя – но оно не помогает ей смириться с уходом из жизни. Актёр, которому Лука рассказывает про лечебницу для отравленных алкоголем, воодушевляется новой идеей, но и мечта «начать жизнь снова» не уберегла его от петли в финале произведения. Лука предлагает провести жизнь в забытьи, его убеждения основаны на любви и жалости к людям.

Бубнов выступает против лжи в любом её проявлении и уверен, что обо всём надо говорить с грубой простотой: «По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?». Но его прямолинейность не идёт никому во благо, потому что он с безразличием относится к человеку. Бубнов не верит, что возможно сопротивляться воле судьбы: эта идея метафорично выражена в словах о людях-«щепках», ненужных после строительства «дома» и плывущих по реке. Это отчаянный фатализм, в котором нет места состраданию, а правда похожа на удар, причиняющий боль. Именно после слов Бубнова о правде Клещ впадает в отчаяние

Позиция Сатина занимает в произведении особое место: он поднимается над всем, что окружает его в повседневности, мыслит масштабно, его идеал – свободный и гордый человек. Сатин понимает, что неправда Луки спасительна для тех, кто гибнет, но отвергает её. В основе убеждений героя лежит вера в величие человеческого духа. Сатин – гуманист, отвергающий рамки эпохи, мыслящий независимо и смело. Монолог героя резко выделяется на фоне остальных его реплик и всей интонации диалогов, его патетические тона, размышления о вечном человеческом достоинстве вступают в контраст с обстановкой нищей ночлежки, где нашли приют одинокие и усталые люди

Этот акцент привлекает внимание читателя, заставляет вспомнить о том, что правда – вечное, высокое понятие. Только гордость, твёрдость, пренебрежение мелочной суетой помогают «чувствовать себя человеком», оказавшись «на дне»

В пьесе Максима Горького «На дне» раскрываются три взгляда на правду, но авторские симпатии на стороне Сатина. Горький верит, что преодоление страданий возможно только благодаря свободе и силе духа. По мнению писателя, только уважение к человеку способно разрушить мир «рабов и хозяев». В правде Сатина слышится голос новой эпохи, надежда на обновление мира силами бесстрашных и свободных людей.

Вариант 2

Однажды неизвестно откуда, в ночлежке появился Лука, ничем не приметный снаружи, но своим понятием о жизни всколыхнувший души людей. С виду добрый и сострадательный человек, но невозможно понять, что у него на душе, о себе он рассказывает мало и неохотно, вместе с тем пытается влезть в душу каждого человека. Ему интересно абсолютно всё: и отчего плачет над книгой Настя, и почему так себя ведёт Василиса, ему до всего есть дело. Своими словами он пытается каждому помочь, ободрить, поддержать, успокоить. Это его правда, Лука считает, что его философия необходима людям. Он вселил постояльцам ночлежки веру в будущее, заставил по-другому взглянуть на жизнь, и ушёл также внезапно, как и появился. И что это дало людям? Горькое разочарование несбыточных надежд, а слабохарактерный Актёр и вовсе лишил себя жизни.

Его правда и в рассуждениях о работе, где Сатин утверждает, что если труд для человека будет доставлять удовольствие, то и жизнь его будет приятной, а если будешь работать по обязанности, то снова станешь рабом, рабство унизительно, гордый и свободолюбивый человек должен стремиться к достижению высших целей.

Пьеса Горького заставляет каждого человека задуматься о собственном существовании, и самому решить, как жить в этом мире. Все эти три персонажа правы по-своему, что говорит о том, что единой правды нет, и быть не может. Каждый человек индивидуум, и каждый судит по-своему, оценивая правду этих героев.

Конечно, каждый должен обладать добротой и человеколюбием, состраданием, но при этом не унижая человеческого достоинства, и иметь в себе силы противостоять несправедливости и жестокости.

Жанр, направление, композиция

Пьеса написана в жанре, имеющем название «социально-философская драма». Автор затрагивает именно такие темы и проблемы

Его направление можно обозначить как «критический реализм», хотя некоторые исследователи настаивают на формулировке «соцреализм», так как писатель акцентировал внимание публики на социальной несправедливости и вечном конфликте между бедными и богатыми. Таким образом, его работа приняла идеологический оттенок, ведь в то время противостояние между знатью и простым народом в России только накалялось

Композиция произведения линейная, так как все действия хронологически последовательны и образуют единую нить повествования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: