Композиция
Особенностью композиции является то, что пьеса не имеет экспозиции, а начинается с завязки. В произведении присутствует кольцевая структура: оно начинается и заканчивается сообщением о том, что “приехал ревизор”. Хлестаков оказывается в центре событий совершенно случайно, некоторое время не понимая, отчего в городе так хорошо его встречают. После он принимает условия игры, поддерживая роль, которую ему навязали. Впервые в литературе главный герой – лживый, беспринципный, низкий и отвратительно изворотливый персонаж. Произведение хорошо воспринимается в форме пьесы при чтении благодаря авторским ремаркам и замечаниям, которые раскрывают психологию героев, их внутренний мир. Гоголь создал удивительную коллекцию образов в одной небольшой пьесе, многие из них стали нарицательными.
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина
Вопросы для повторения
— Особенности композиции. С какой целью нарушает Лермонтов хронологическую последовательность? Какое значение имеет в романе смена места действия и взгляда на происходящее (Печорин — Максим Максимыч — автор)? Какова роль автора и рассказчиков в романе?
— Как проявляется в романе романтизм?
Возможен и другой путь повторения содержания романа.
— Кто более прав в отношении друг к другу: Печорин или Максим Максимыч?
— Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов?
— Отчего любят Печорина, если он приносит страдания?
Каждый из предложенных выше проблемных вопросов подчинен решению одного общего вопроса: действительно ли Печорин — герой своего времени?
Перечитывание, в том числе наизусть, отрывков из романа
ПАРУС
Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном. Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы, — он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
Тема, связанная с морской стихией, в творчестве М. Ю. Лермонтова — это тема одиночества, изгнанничества, странничества.
Печорин — герой своего времени.
Художественные особенности романа.
Роль пейзажа в раскрытии характера, мировосприятия, настроений Печорина.
Связь проблематики романа с лирикой поэта.
Роль второстепенных персонажей в раскрытии образа Печорина.
Приемы создания образа Печорина.
Смысл названия романа.
Роль композиции романа в раскрытии образа Печорина.
Онегин и Печорин как выразители своих эпох.
Мастерство М. Ю. Лермонтова в создании характера героя (на примере любого персонажа).
Печорин и Грушницкий. Сравнительная характеристика героев.
Мое отношение к Печорину.
Лермонтов в своем поколении в романе.
Онегин и Печорин как выразители своих эпох.
Женские образы в романе.
II. Мое отношение к Печорину противоречиво.
1. Печорин не сумел защитить в себе лучшее.
2. Он не проявлял решительности в главном: в борьбе за общественные идеалы, за людей.
4. Печорин считал всех ниже себя.
III. Лермонтов всю жизнь шел к людям.
Чтение и рецензирование сочинения
Почувствовать и по достоинству оценить литературное произведение — значит соотнести изображенное с изображаемым, то есть нарисованные картины жизни с самой реальной действительностью. |
В. Г. Белинский
Печально я гляжу на наше поколенье!
Принцип действенности должен быть воплощен в жизни общества.
Я сам свой самый высший суд (А. С. Пушкин).
Нельзя не видеть высокой культуры, широкого кругозора и разносторонней образованности героя Лермонтова.
Сочинение написано хорошим литературным языком.
Современное прочтение классики
Мельников А. А. Пейзаж в художественном произведении // Литература в школе. —1995. — № 2.
Образ Печорина олицетворяет собой особенности молодого поколения, жившего в 30-х годах 19 века.
Выходец из аристократического общества, Печорин стоит на ступень выше представителей своего класса того времени. Это умный и образованный молодой человек, но чересчур самовлюблённый и самоуверенный в себе.
Он очень точно и ярко даёт оценку окружающим его людям, но делает это со злой иронией и сарказмом, подчёркивая недостатки и слабые стороны человека. Ему ничего не стоит унизить и оскорбить, использовать в своих корыстных целях и даже убить.
Ко всем событиям, происходящим в его жизни, Печорин относится с чувством пресыщения и разочарования избалованного человека.
У Печорина нет верных и преданных друзей, так жертвы как он не способен вникать в чувства и мысли другого человека.
Хотя он с долей критики относится к себе, беспристрастно оценивая свои нелицеприятные поступки, Печорин слишком горд и доволен собой.
Печорин – рассудительный человек, все его поступки подвластны разуму, но не велению сердца.
Отношение Печорина к женщинам – это ещё один способ удовлетворить своё честолюбие. Ему доставляет огромное удовольствие подчинить человека своей воле, внушить ему чувство страха и преклонения, влюбить в себя, а добившись этого – унизить и наслаждаться страданиями своей жертвы с чувством собственного превосходства.
В натуре Печорина борются противоречивые чувства: стремясь к великому, он совершает низкие подлые поступки, и винит в этом общество, в котором он живёт.
Вся трагическая сущность Печорина в том, что он не смог найти своего предназначения в жизни, не сумел использовать свои благородные порывы души на благо окружающего общества.
Друзья и враги Печорина
Печорин Григорий Александрович — главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — персонаж уникальный. Возможно не столько сам по себе, сколько из-за выбранной автором формы повествования, ведь большую часть произведения представляет так называемый «журнал Печорина», и читатель вынужден смотреть на мир глазами героя.
Друзья и враги… Это сродни условности категорий добра и зла: они весьма приблизительны и в иных обстоятельствах склонны меняться друг с другом местами.
Двойственность натуры Печорина не раз подчеркивается: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…»
И еще одна исчерпывающая характеристика: «Печальное нам смешно, смешное — грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».
Цитат довольно; попробую развить мысль. Печорин — человек в высшей степени эгоцентричный. Беда его это или вина — разговор отдельный и особый. Но факт остается фактом: главной фигурой собственной жизни он видит исключительно себя самого. Прочие персонажи прочно занимают второстепенные места.
У такого человека не может быть настоящих друзей, как, наверное, и настоящих врагов. Дружба подразумевает сильную душевную привязанность, вражда — явную внутреннюю недоброжелательность. У Печорина в этом плане все примерно однополярны. Он с равной долей иронии говорит и о приятелях своих (Вернер, например), и о недругах (Грушницкий).
Единственный человек, кто ненадолго становится ему ближе того круга, в котором он держит всех остальных людей, — Вера. И то, подозреваю, благодаря такому стечению обстоятельств, при которых он может навсегда утратить возможность видеть любящую его женщину. Не объяснись Вера с супругом, не обмолвись ему об измене, вероятно, Печорин бы не испытал той бури страстей, что выпала ему при попытке догнать… пытаюсь подобрать нужное слово. Любовницу? Грубо и пошло. Возлюбленную? Он никого не любит. Наверное, уместнее всего было бы назвать Веру подругой Григория Александровича. С поправкой на взаимоотношения полов. Потому что, пожалуй, к ней он относится действительно по-дружески: боится, что она больна всерьез, испытывает жалость, видя ее ревность — иначе говоря, пытается щадить ее чувства, что для него совершенно не характерно. Она пытается его понять, не впадая в бессмысленные истерики, на закатывая сцен и не требуя каких-то действий. Веру отличает от других его дам то, что она, при всей потребности выдавать желаемое за действительное, отдает себе отчет в том, что никакой счастливой перспективы у нее с ним нет и быть не может. Вероятнее всего, Печорин благодарен ей, видя, что качество это довольно редкое.
При первом взгляде на произведение можно было бы сухо обрисовать круг условно близкого общения героя так: Максим Максимыч, Грушницкий, Вернер. Собственно, это те люди, с которыми Печорин довольно долго оставался на одной ограниченной территории. Те, с которыми он вступает в диалог один на один. Но едва ли кого-то из них можно всерьез считать его другом или врагом. Максим Максимыч — старый товарищ, с которым они вместе служили в крепости. При подобных обстоятельствах многие становятся друзьями на всю жизнь… Но эпизод встречи персонажей в части «Максим Максимыч» четко показывает, что для Печорина эти взаимоотношения можно было бы назвать «от делать нечего друзья», хотя по части «Бэла» мы видим, что он многое рассказывал старшему своему сослуживцу, делился довольно личными, казалось бы, соображениями. Но, повторюсь, «Максим Максимыч» отражает суровую действительность: для Печорина время, проведенное в крепости, минуло в прошлое, и оживлять воспоминания он не намерен.
Вернер близок Печорину по духу в том числе отсутствием излишней сентиментальности и умением мыслить хладнокровно, он так же не вполне вписывается в местное общество. Казалось бы, он также делает шаг к сближению — взять хотя бы эпизод перед дуэлью, где он пытается остановить героя, — но тот снова дает понять, что он — сам по себе.
Что касается Грушницкого, тут и говорить особенно нечего. О дружбе речи нет, это лишь былое приятельство, а для врага он слишком мелок.
Печорин не способен ни к любви, ни к дружбе по той простой причине, что ему самого себя хватает с лихвой. Он боится сильных чувств. Причины к этому, видимо, есть, но они остались где-то в далеком прошлом. На момент повествования перед читателем находится человек циничный и язвительный, но думающий, что мешает воспринимать его фигурой ярко отрицательной. Подсознательно он считает — и небезосновательно! — что душевная близость с кем-либо сделает его более уязвимым. И далее — уже по Пушкину: «Любите самого себя, достопочтенный мой читатель! Предмет достойный: ничего любезней верно нет его».
Сочинение В чем трагедия Печорина?
С помощью произведения «Герой нашего времени», автором которого является Михаил Юрьевич Лермонтов, мы узнаем новый литературный образ, который когда-то открыл Александр Сергеевич Пушкин в своем персонаже «Евгении Онегине». Это образ «лишнего человека», его автор показывает нам на примере офицера Григория Печорина. Трагедии этого героя заметны уже с первой части.
Григорий Печорин — типичный представитель выше упомянутого образа. Печорин молодой, красивый и умный, но ему кажется что его жизнь однообразна и скучна. Что бы он не пробовал, ему всё начинает надоедать, и наш герой незамедлительно начинает поиски незабываемых впечатлений. Примером этого служит поездка на Кавказ, именно там Печорин познакомился с Максимом Максимычем, а затем — с Азаматом, так же не заставило себя долго ждать знакомство с сестрой Бэлой.
Григорий Печорин никак не может утолить свою жажду скуки даже охотой, и он, влюбившись в Белу, похищает её с помощью брата героини Азамата. Молоденькая девушка так же не равнодушна к русскому офицеру. На первый взгляд, взаимная любовь – нет ничего лучше? Но вскоре нашему герою и это надоедает
Печорин грустит, а вместе с ним и Белла, обделена невниманием и хладнокровием любимого по отношению к ней, грустит так же Максим Максимыч, наблюдая за всем этим
Бела погибает, и ему остается только уехать от туда. От вечной скуки Печорина и поисков новых приключений пострадали невиноватые люди. А «лишний человек» . путешествует дальше.
Этого достаточно, чтобы понять, насколько Печорин самовлюбленный, и ради себя готов погубить судьбы других. Он всегда хочет большего. Печорин не знает чего он хочет от жизни, достигнув цели, он идет дальше, не зная, куда приведет следующий путь. Даже в случае с Бэлой, где царила взаимная любовь и романтика, Печорин все не остановился, он пошел дальше по неизведанному пути скуки и апатии.
Он не может найти свое призвание только потому, что Печорину плевать даже на самых близких, а не потому что ему просто все быстро надоедает, что можно наблюдать в части «Максим Максимыч»
Люди, которые не виделись годами найдут общий язык, но только не в случаи с Печориным, для него важно просто поскорее закончить разговор и уйти. В каждом из нас живет свой Печорин, «лишний человек»
Эти черты, которые нам демонстрирует Печорин, навсегда останутся в людях, в какой стране или эпохе они бы не жили.
Рассуждение 3
Определенные моральные ориентиры и установки свойственны каждому поколению. Не существует людей, у которых не было бы всего этого. Многие поколения раз за разом претерпевает различные изменения под воздействием окружающих обстоятельств.
Огромное количество литераторов по всему земному шару описывают свое поколение с точки зрения культуры, литературы и других сфер жизни человека. В произведении Герой нашего времени показан типичный представитель дворянского сословия тех лет. В меру противоречивый образ разбавляется реалистичным описанием его плюсов и минусов, а также поведение.
У каждого поколения есть свои герои. У кого-то это герой войны, а у кого-то деятели искусства. Михаил Шолохов в произведении Тихий Дон показал пример героя того времени — Григория Мелехова. Он смог раскрыть свой образ не только через описательные черты, но еще и непосредственные поступки, описанные автором.
2 стр., 614 слов
Сочинение язык вековой труд целого поколения
… лет, когда школьник возьмет ручку, чтобы написать эссе к Международному дню родного языка, в очередной раз подтвердится истина, что «язык есть вековой труд целого поколения». … поправляя, поучая всех своих знакомых; не обязательно люди, понявшие всю ценность языка, стараются написать художественное произведение, научную работу. Ведь труд нашего поколения отразится не только в написанных книгах. …
Если говорить о поколениях после войны, то у них немного сменились ориентиры, и они стали подражать другим образам. У людей, росших в шестидесятые годы, явным кумиром был Юрий Гагарин, отождествляющее в те времена тогдашних идеалов.
Каждое поколение пытается создать что-то новое с опорой на старое. Поначалу люди отвергают всё старое, однако со временем они восстанавливают это, сохраняя и приумножая уже накопленные знания.
Портрет современного поколения до конца не сформирован, так как тяжело понять, какие события на него повлияют. Влияние массовой культуры также не лишено какого-либо смысла, так как она колоссальное
Массовая культура определяет сознание современного поколения, в то время как раньше люди старались быть более локальными, принимая во внимание традиции и окружение
С приходом в нашу жизнь интернета ситуация изменилась, так как огромное количество информации, которая есть в сети, влияет на мышление подростков, формируя их картину мира. Информационный голод прошлых поколений сменился на переизбыток информации, характерный для современных людей.
Скорее всего, из-за переизбытка информации люди будут гораздо более избирательно относится к и употреблению. Скорее всего, это найдет свое отражение в творчестве современных писателей. Тему переизбытка информации в современных поколениях поднимал известный писатель Пелевин. Он считал, что именно это очень сильно влияет на мировосприятие, формируя ложные или правильные представления.
Вывод
Поколения сменяют друг за другом, и из-за отсутствия какого-либо понимания, случаются серьезные проблемы, связанные не только с мировоззрением, но и взглядом на окружающую действительность.
Погиб ли Печорин? Мистерия смерти героя «Героя нашего времени»
Печорин, главный герой романа «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова, остается одной из наиболее загадочных литературных фигур. Происхождение его смерти, несмотря на различные интерпретации, остается мистерией, которая до сих пор не была полностью разрешена.
Есть несколько версий о том, как именно Печорин погиб. Одна из них говорит о его суициде, т.к. герой не находил смысла в существовании и стремился избавиться от своей пустоты. Другая версия предполагает, что Печорин был убит фаталистическими обстоятельствами, связанными с его склонностью к риску и непредсказуемому поведению.
Можно также рассматривать смерть Печорина как итог его внутреннего конфликта и непримиримого противоречия между его стремлениями и реальностью общества. Герой, ненавидящий своих соотечественников и чуждый им, приходит к трагическому исходу в условиях, где не может найти места для своей свободной и независимой личности.
Точная причина смерти Печорина остается неясной, как и сам герой, и это преднамеренное решение автора. Лермонтов позволяет читателю самому толковать финал романа, оставляя таким образом множество интерпретаций и различных теорий о смерти Печорина.
Можно ли назвать его гибель трагедией или победой над бессмысленной жизнью? Возможно, оставив этот вопрос без ответа, Лермонтов хотел показать нам сложность и многогранность человеческого существования.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ревизор.
Год написания – 1835 год, последние правки в пьесу Н. В. Гоголь внёс в 1842 году – это окончательный вариант.
История создания – идею для сатирической пьесы подарил Гоголю А. С. Пушкин, который рассказал историю о П. П. Свиньине (издателе журнала “Отечественные записки”), которого приняли за высокопоставленное лицо, приехавшее с ревизией.
Тема – пороки общества, чиновничество и его бездеятельность, лицемерие, духовная бедность, общечеловеческая глупость.
Композиция – Кольцевая структура, отсутствие экспозиции, “психологичные” авторские ремарки.
Жанр – комедия социально-сатирической направленности.
Различные формы испытания судьбы в романе «Герой нашего времени»
Печорин — главный герой романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова — испытывает свою судьбу в различных формах, каждая из которых показывает его характер и отношение к жизни.
- Испытание любовью. Печорин не может оставаться долго в одной связи из-за своей непостоянности, что становится его основной проблемой. Он любит женщин, но не готов жертвовать своей свободой ради них. Иногда ему приходится разорвать отношения и таким образом испытать свою судьбу.
- Испытание дружбой. В романе Печорин переживает ряд дружеских отношений. Он находит в друзьях единственную поддержку и помощь, но и тут он не может сохранять долго свои связи. Испытание дружбой показывает, что Печорин не способен настоящей дружбе и не может сохранять отношения на долгое время.
- Испытание природой. В романе много разных описаний природных явлений, которые сопровождают Печорина на его путешествиях. Он не чувствует страха перед опасными ситуациями, но природа сильнее и может повлиять на его судьбу. Таким образом, испытание природой раскрывает характер Печорина и показывает, что он не может контролировать окружающий мир.
- Испытание войной. В романе показаны события войн на Кавказе, в которых Печорин принимал участие. Он видел страдания людей и хотел помочь им, но не нашел способа сделать это. Испытание войной показывает, что Печорин не может решать проблемы и не найдет своего места в жизни.
Таким образом, испытывая свою судьбу в различных формах, Печорин показывает свой характер и особенности. Но он не может преодолеть свои проблемы и найти свое место в этом мире.
Сочинение по роману М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени»: в чем проблема Печорина?
10.01.2020
В статье вы найдете школьное сочинение на тему «В чем главная проблема Печорина?», по роману Лермонтова «Герой нашего времени».
Григорий Александрович Печорин – главный персонаж известного романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Он – богатый молодой дворянин лет двадцати пяти. Печорин – офицер, его военное звание – прапорщик. Он вырос в высшем свете в Петербурге, блестяще образован, хорош собой. Кроме того, он умен, храбр, проницателен и поэтому нравится женщинам. Однако при всех этих достоинствах герой никак не может найти себе места в жизни: он холоден, рассеян и, судя по всему, не видит смысла в своем существовании. В чем же причина, что молодой человек, который имел много возможностей реализовать себя, не только не принес пользы обществу, но и причинил немало вреда окружающим?
Для этого нужно проанализировать объяснения, которые по этому поводу дают сам Печорин и другие действующие лица истории. В первой части романа «Бэла» штабс-капитан Максим Максимыч, который был начальником героя во время его службы в кавказской крепости, в разговоре с рассказчиком назвал его «немножко странным». Однако читатель так и не получает обстоятельного объяснения, в чем же именно заключались «странности» Печорина. Простодушный штабс-капитан таковыми считает резкие перепады настроения, чрезмерную храбрость на охоте и преувеличенный страх перед посторонними звуками. Но все эти качества никак не могут ни объяснить, ни оправдать предательство Печорина по отношению к Бэле.
Затем он сам объяснил Максиму Максимычу свое поведение. Однако его рассуждения не разрешают проблему и оставляют много вопросов относительно внутреннего мира Печорина. Герой уверяет, что он испорчен светом, однако никто не заставлял его «наслаждаться… всеми удовольствиями», чтобы они ему потом «опротивели». Разочарование в науках, разумеется, тоже не оправдание его дерзкого поведения. Печорин утверждает, что его «воображение беспокойное, сердце ненасытное» и ему «все мало». Но к сожалению, герой даже не пытается ввести в свою неуемную жажду жизни и в погоню за впечатлениями хотя бы какие-нибудь рамки. Похищение Бэлы он объясняет тем, что она ему нравится. Нельзя не признать, что это слова избалованного ребенка, который не считается с правилами и элементарными приличиями. Сиюминутный каприз привел к разрушенным судьбам.
В повести «Княжна Мери» Печорин снова говорит о своих нравственных проблемах. Во всех своих бедах он обвиняет общество. По его словам, он стал «нравственным калекой» под влиянием окружающих людей, которые видели в нем лишь одни дурные наклонности. Печорин сказал княжне, что из-за холодности и равнодушия света он сам подавил в себе все хорошие качества. В этих словах нет ничего определенного. Это лишь общие рассуждения о морали и проблемах великосветского воспитания. Печорин не привел ни одного конкретного жизненного примера, который бы объяснил его равнодушие, холодность и пренебрежение к тем, кто его любил. Рассказчик не зря заметил, что среди молодых дворян развилась мода на «скуку», привнесенная англичанами. Именно поэтому все попытки Печорина объяснить свои «несчастья» выглядят натянутыми и неубедительными.
Я считаю, что источник проблем Печорина – слишком легкая жизнь, то есть, отсутствие тех проблем и трудностей, которые закаляют характер. Все достается ему слишком легко, на его долю совсем не выпало ни страданий, ни душевной боли. Даже любовные драмы обошли его стороной – он нравится женщинам и может завоевать любую. «Я ничем не жертвовал для тех, кого любил», — говорит он сам. А ведь перенесенное страдание развивает «сострадание» — способность понимать и чувствовать боль других людей, потому что когда-то что-то подобное происходило и с тобой. Сострадание не позволяет совершать плохие поступки по отношению к другим. Вот это и есть главная проблема Печорина – отсутствие сострадания.
Роль Предисловия
Так как роман М. Ю. Лермонтова оценивался неоднозначно, а особенно критике подвергался образ Григория Печорина, который, по мнению читателей, не мог походить на «героя времени», писателю пришлось написать Предисловие, в котором он рассказал подробнее о своем герое.
В Предисловии М. Ю. Лермонтов отмечал, что, несмотря на то что многие «обижались» тому, что им в пример ставят «безнравственного человека», некоторые видели в портрете Печорина себя или своих знакомых.
М. Ю. Лермонтов говорит, что Печорин – портрет поколения, причем портрет, «составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Вариант 2
Печорин родился в богатой семье, он никогда и ни в чем не нуждался. Но, жизнь в достатке надоела парню. Ему наскучила беззаботная жизнь. За деньги он мог купить все, что угодно. Печорин решил пойти учиться. Но и учеба ему быстро надоела. Он решил, что благодаря науке нельзя стать знаменитым.
Печорин решает отправиться в армию на Кавказ. Он там познакомился с Максим Максимычем. Это был довольно странный человек и неординарный. Печорину нравилось с ним общаться.
Однажды главный герой познакомился с девушкой. Он в нее влюбился и украл из отцовского дома. Печорин долго добивался ее внимания, а когда Белла ответила ему взаимностью, Печорин резко охладел к ней. Его она больше не интересовала. Он спокойно отнесся к ее смерти и после никогда о ней не вспоминал.
Печорин добровольно перешёл в другую часть. Здесь его приключения продолжились. Парень отбил девушку у своего друга. Он это сделал назло. Грушницкий вызвал Печорина на дуэль. Действие происходило в горах. Печорин застрели своего друга и тот камнем падает со скалы. Волей судьбы мужчина влюбился в Веру, и ему казалось, что это единственная женщина, которая ему нужна. Он думал, что встретил свою любовь. Но, Вера была замужем. Ее супруг узнав о дуэли, в кротчайшие сроки увез Веру из города.
Печорин перебрался в Тамань, там он остановился в доме одной бабушки, которая воспитывала слепого мальчика. Со временем он начал замечать то, что мальчик уходит в непонятном направлении по ночам. Печорин из любопытства начал за ним следить и выяснил интересную вещь. Мальчик вместе с одной девочкой встречаются с непонятными людьми. Григорий Печорин решает провести расследование и вывести всех на чистую воду. Но вскоре он понял, куда попал. Печорина чуть не убили. Он нарвался на контрабандистов. После этой истории он решил покинуть Тамани.
Приключения случались с ним на каждом шагу. Однажды он играл в карты и начал спор с Вуличем. Печорин заявил своему оппоненту, что тот в течение дня умрет. Вулич ради интереса несколько раз приставил пистолет к виску, но тот не выстрелил. Чуть позже оказалось, что пророчество Печорина сбылось и Вулича убили во время пьяной потасовки.
Жизнь Печорина может показаться читателю разнообразной и насыщенной. Он пережил много приключений. Но, его беда в том, что он не может быть счастливым на одном месте. Получив желаемое, он утрачивает к нему интерес. Печорин находится в постоянном поиске новых эмоций и приключений.
Влияние эпохи
«Герой нашего времени» – роман, написанный во время смены эпох. 30-40 годы XIX века – время, когда в обществе процветали скептицизм, сомнения, страх перед будущим. Именно это отразилось в главном персонаже и сделало его черствым, циничным и бездушным. Кажется, что само время обеспечило Печорину злую судьбу – он обречен на бездействие. «Герой нашего времени» рассказывает о том, что личность в то время не имеет пути к самореализации, что будь ты офицером или доктором, юнкером или штабс-капитаном – духовно расти некуда. Все попытки осознать себя, стать честным человеком, бороться за нравственность, заканчиваются плачевно. Именно это наглядно показывает читателю судьба Печорина.
Влияние общества
Печорин называет себя «нравственным калекой». Он понимает это, и принимает себя таким. Сам он говорит о том, что его стоило бы пожалеть. Но таким его сделало общество. Когда он пытался проявить добрые чувства – люди не принимали их. Общество ждало от него только негативно. Никто не был с ним ласков и все только оскорбляли его. В итоге он стал таким, каков есть сейчас. Все это Печорин раскрывает в беседе с Мери, сердце которой хотел завоевать лишь из «спортивного интереса», для того, чтобы обойти Грушницкого. Есть в этом доля правды, или это только лишь умелая манипуляция юной девушкой? Вероятно, играя на чувствах девушки, Печорин и правда раскрывает свою душу, высказывая проблему целого поколения.
Жизнь и судьба Печорина
По сути, Печорин является центром художественных образов автора. Все остальные персонажи невольно расположены вокруг него и осуществляют помощь в раскрытии его поистине многогранного характера.
Героя можно назвать мыслящим, чувствующим, страдающим, имеющим довольно сложный внутренний мир и испытывающим частые терзания – допустим, Печорин высказывается о том, что чувствует в себе великую силу. Однако, по всему видно, что он не готов применить ее, поскольку затрудняется в определении области применения.
Чувствуется и тот факт, что герой ждет обновления, но, тем не менее, обречен на бездействие. Имеет место и конфликт – некогда принадлежавший к аристократии, Печорин, теперь испытывает неприязнь к этой социальной прослойке, старается отгородиться от нее. Ведь теперь его приоритеты сменились, и он чувствует себя совершенно иным человеком.
Печорин отличается непринятием мира, но не старается делать его лучше – ведь он склонен к индивидуализму и даже эгоизму. Эти черты характера всегда готовы сыграть с ним злую шутку.
Герой думает, что разворачивает бурную деятельность – но, на самом деле, это лишь жалкие потуги.
Да, у Печорина есть потенциал, но у него нет самого главного – цели в жизни. Потому, его судьба достаточно трагична – ведь он уже не может вернуть время вспять и вновь стать своим в той среде, от которой отрекся, которую возненавидел – но, в то же время, и не может стать полноправным «новым» человеком.
Видя отсутствие гармонии, социальное и духовное рабство, Печорин никак не может найти себе приюта в этом мире. Возможно, потому свет и добро, к которому он неустанно стремится, остаются все такими же далекими, недосягаемыми.
Непростая судьба героя позволяет сделать вывод, что автор намеревался воссоздать образ так называемого «лишнего» человека, которому чужда эпоха, в которой он существует – к слову, таким же образом является и Евгений Онегин у Пушкина.
Тем не менее, Печорин решает если не изменить мир, то хотя бы сделать анализ своих ошибок и несчастий и оставить хоть что-нибудь для потомков.
Герою не чуждо стремление к саморазвитию и самопознанию – мало того, он достаточно умен, потому умеет генерировать логические умозаключения. Присутствует и еще одна точка зрения относительно внутреннего мира Печорина – он осознает тот факт, что он не тот, каким самому себе кажется.
А, как известно, внутренняя дисгармония не способна стать почвой для развития и счастливой доли. Она способствует лишь внутреннему разрушению. В душе героя вновь и вновь зарождаются сомнения, умозаключения становятся более несвязными, в результате, он просто теряется… Теряется на фоне собственных мыслей и идей – ведь Печорин не может понять, правильны ли они и стоит ли следовать им.
Налицо весьма глубокий внутренний конфликт, прекратить который не представляется возможным.
Возможно, в чем-то Печорин и превзошел свое время – и именно поэтому он так и не смог смириться с действительностью. Мало того, не было людей, подобных ему во взглядах и целях – а быть может, и существовали они, но герой сам не стал сближаться с ними ввиду того, что был закоренелым индивидуалистом.
Иногда кажется, что герой путает эгоизм с индивидуальностью и выдает его за свою «особенность».
Так или иначе, богатый духовный мир Печорина скорее вредит ему, нежели помогает. Конфликт с обществом и самим собой становится еще больше и еще сложнее.
Стародум и Правдин
Образ Стародума в «Недоросле» противопоставляется не только отрицательным персонажам, но и положительному Правдину. Герои имеют, казалось бы, схожие взгляды на необходимость перевоспитания помещиков, оба являются носителями идей гуманизма и просвещения, оба считают важным благонравие и моральные ценности человека. Однако Правдина главным регулирующим механизмом становится буква закона – именно она определяет кто прав, а кто виноват – даже наказание Простаковой осуществляется только после появления соответствующего приказа. Он – прежде всего, чиновник, для которого ум человека, его достижения и рассуждения более важны, чем личные пристрастия. Стародум же более руководствуется сердцем чем умом – показательной является история о его друге, образованном умном человеке, который не захотел служить родине, думая больше о себе, чем о судьбе отечества. Тогда как Цыфиркин вызывает у Стародума сочувствие и благосклонность – учитель не имеет хорошего образования, но добр и честен, чем и привлекает мужчину.
Таким образом, при сопоставлении образов Правдина и Стародума, становится понятно, что чиновник – это современная рациональная личность эпохи Просвещения, для него важна справедливость закона, опирающаяся на гуманность и честность. Стародум же выступает образом, представляющим мудрость поколений – он осуждает устаревшие ценности помещиков, но не возносит на пьедестал рационализм новых дворян, придерживаясь вневременных, «вечных» человеческих ценностей – чести, сердечности, доброты, благонравия.