Евгений Онегин
Но большинство литературоведов считают, что именно этот герой — первое «лишнее лицо» в прозе и поэзии русских авторов. Онегин — дворянин, «наследник всех своих родственников». Он получил очень приемлемое образование, но не обладает глубокими знаниями. Писать и говорить по-французски, непринужденно вести себя в обществе, цитировать несколько цитат из произведений античных авторов — этого достаточно, чтобы произвести благоприятное впечатление в мире.
Онегин — типичный представитель аристократического общества. Он не умеет «много работать», но умеет сиять в обществе. Он ведет бессмысленное и праздное существование, но это не его вина. Евгений стал тем, чем был его отец, отдававший по три мяча в год. Он живет, как и большинство представителей русской знати. Однако, в отличие от них, в какой-то момент он начинает чувствовать усталость и разочарование.
Раздел 3. Примеры лишнего человека в литературе
В литературе существует множество примеров проявления понятия «лишний человек». Ниже представлены некоторые из них:
1. «Евгений Онегин» — Александр Сергеевич Пушкин
Главный герой романа, Евгений Онегин, является примером лишнего человека в русской литературе. Он становится изгоем в своей собственной общественной среде из-за своего пренебрежительного отношения к конвенциям, отсутствия амбиций и стремления к своей безразличной и одиночной жизни.
2. «Идиот» — Федор Михайлович Достоевский
Принц Лев Николаевич Мышкин, главный герой романа «Идиот», также можно отнести к категории лишнего человека. Его доброта, честность и отсутствие просчетов и стремления к власти противоречат жестокости и корыстности общества, в котором он оказывается.
3. «Обломов» — Иван Алексеевич Гончаров
Илья Ильич Обломов, главный герой романа «Обломов», становится ярким представителем типичного лишнего человека. Он предпочитает бесконечное и бездейственное существование в своей постели, вместо активной и продуктивной жизни в обществе. Его безразличие к миру вокруг него приводит к его изоляции и отчуждению.
4. «Война и мир» — Лев Николаевич Толстой
Граф Николай Ильич Ростов, один из персонажей эпического романа «Война и мир», также отражает идею лишнего человека. В своей свободолюбивости и желании проживать каждую минуту, а не следовать общественным нормам и ожиданиям, он часто бывает неуклюжим и несовременным.
Эти примеры демонстрируют различные аспекты и значимость понятия «лишний человек» в литературе, что дает возможность более глубокого понимания человеческой природы и взаимодействия с обществом.
Печорин
Итак, Евгений Онегин. А.С. Пушкин уже в первой главе своего романа рисует законченный образ светского молодого человека. Он не лучше и не хуже прочих: образован, подкован в вопросах моды и приятных манер, ему свойствен светский лоск. Праздность и мелкая суета, пустопорожние разговоры и балы — вот чем заполнена его однообразная, блестящая внешне, но лишённая внутреннего содержания жизнь.
Григорий Александрович Печорин, как и Онегин, принадлежит к дворянскому кругу. Он богат, имеет успех у женщин и, казалось бы, должен быть счастлив. Однако Печорин постоянно переживает острое чувство недовольства собой и окружающими, всякое дело очень скоро становится для него скучным, даже любовь утомляет его. Находясь в чине прапорщика, он не стремится к большему, что свидетельствует об отсутствии у него честолюбия, а также и о его отношении к службе.
Демону наскучило зло, но творить добро он не может. А его любовь погибает вместе с Тамарой:
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде во вселенной.
Рудин
Однажды в доме Ласунской появляется некто Рудин. Этот человек склонен к полемике, чрезвычайно пылок, и остроумием своим покоряет слушателей. Гости и хозяйка дома зачарованы удивительным красноречием Рудина. Ласунская предлагает ему пожить в ее доме.
Для того чтобы дать четкую характеристику Рудину, Тургенев рассказывает о фактах из его жизни. Этот человек родился в небогатой семье, но никогда не имел стремления заработать, выбраться из нужды. Сперва жил на гроши, которые присылала ему мать. Затем существовал за счет богатых друзей. Рудин еще в юности отличался необыкновенным ораторским мастерством. Он был человеком довольно образованным, потому как весь свой досуг проводил за чтением книг. Но беда в том, что за речами его ничего не следовало. Ко времени знакомства с Ласунской он стал уже человеком, изрядно потрепанным жизненными невзгодами. К тому же стал болезненно самолюбив и даже тщеславен.
Впору слагать под школьными окнами частушки:
«Крови требует с утра гадина голодная —
Подпишитесь на нас в telegram
Вечно у тебя другие виноваты. Они же дети! Наш класс – дружная семья и всё у нас общее: раз ВСЕ лезут к тебе одному, — значит, либо ты врёшь (я же не видела, как это было, а НАС МНОГО, все они вместе говорят против тебя, вот и не могут быть неправы), либо ищи проблему в себе! — ПРАВДА, РЕБЯТА?!
(ГДЕ ПУЛЕМЁТ?! ПРОШИТЬ МАРТЫШКУ. БОЖЕ, НЕ ДАВАЙ МНЕ ОРУЖИЯ В РУКИ. )
Потом сын неделю проболел. Вышел – класс встретил его хоровым воплем:
— Покупай Алине чашку.
— Какую чашку? – опешил ничего не понимающий Серафим.
— Ты разбил Алинину чашку на Восьмое марта! – авторитетно заявила есенинская женщина. – Алина говорит, что видела, как ты разбивал, а значит, это так и есть. — Правда, ребята? Наш класс – дружная семья! Вот как ты девочек уважаешь – чашку Алины на Восьмое марта разбил.
Серафим решил не заморачиваться и побегать наравне со всеми… На бегу нечаянно задел стену… — Это же просто ужас! – пафосно возмутилась Надя. – Серафим, ты нарочно НАМ ВСЕМ стараешься навредить? Скажи, ты хочешь сломать или испачкать НАШУ СТЕНУ?!
— Я не буду сдавать свой дневник за то, что другие балуются.
— Ах так, ты не будешь сдавать свой дневник. Тогда в угол становись!
должен стать в угол, если балуютсядругие ?!
— Потому что наш класс – дружная семья! Ах, ты не стал в угол? Тогда я в журнал тебе двойку поставлю! – фря-садюга входит во вкус. – И учти: с двумя двойками ты уже – двоечник, а двоечнику пятёрок никогда больше не видать. Ты останешься на второй год, и мы будем жаловаться на тебя директору, потому что у меня все дети послушные, а ты один бессовестный! (Для справки: по уставу этой школы, оценки должны начинать ставить со второго семестра второго класса…)
Надо, надо мне
идти к завучу и/или к директору — бороться за права человека… Чтобы всему педсоставу жарко стало… Всем дам, и оптом и в розницу. Хуже уже не будет… Устроила сегодня грозу в школе, всех и каждого припекла до костей. Кипиш был хороший, долго будут помнить! Забыл сын дома тетрадку для математического факультатива… Факультатив должен был идти пятым уроком (6 уроков в пятницу, это в первом-то классе!) — вот я как раз к пятому уроку и прибежала: с тетрадкой и заодно к завучу зайти. Фифуля наша классная временно легла в больницу на сохранение. Замещала её другая учительница – Наталья Васильевна. Картина маслом: Серафим вышел из класса мокрый, красный, растерзанный, брюки разорваны и в грязи, и видно, что плакал. Это первый раз такой случай, он никогда ещё не плакал при них, я запрещала, говорила: дома в моих объятиях поревёшь, — я пожалею, а перед ними — много чести. Видно, сегодня был особенный день, — Серафим в одиночку отбивался от СЕМЕРЫХ…
Тяжёлый случай. Медицина здесь бессильна. Синхронный приступ амнезии и генеральской глухоты… — В том числе и ваш Никита. Сорвавшаяся с цепи бешеная хабалка загорланила на весь школьный коридор: — Да ну тебя с твоим враньём, за***ла уже, от****сь (рядом, у раздевалки слушают, раскрыв рот, уборщицы, охранник, ДЕТИ. ), пошла в ***… Я пошла, но не туда, куда это существо указало, а в атаку: — Сама иди отсюда вон! — Чего?! Ты — мне?!
— Мы с тобой
Сидят подоспевшие за детьми родители – нужные люди
Тут опять подошла Наталья Васильевна, я пересказала всё это ей, снова к завучу поднялась и ещё всю учительскую оповестила…
Теперь сижу, глотаю травяной чай, медленно выпускаю пар и — с трудом — пытаюсь успокоиться…
Но, пока я жива – за сына горло перегрызу.
Популярные сегодня темы
Одна из самых добрых и легких картин Василия Сурикова была написана в его родном городе Красноярске и представлена в 1891году, которая сразу завоевала всемирную известность. Она была написана после тяжелого периода художника
Всю нашу жизнь нас окружает большое количество людей. Некоторые из них появляются на короткий срок, а другие сопровождают нас всю жизнь. Какие-то люди играют для нас малозначительную роль
Скалозуб – состоявшийся человек, имеющий высокий уважаемый чин. Как человек он показан верным своим идеалам, готовым всегда отстоять как свою честь, так и честь своих близких
Что такое красота души человека? Прочитав вопрос, наверное каждый задумается над этим. Ведь красота, это то, что мы видим, что нам нравится. А душу мы увидеть не можем.
Г.Н. Троепольский является автором произведения о дружбе «Белый Бим черное ухо». В нем идет речь о добре и человеческой жестокости. Так же рассказывается история дружбы мужчины и собаки по имени Бим
2 вариант
Кто такой «лишний человек» и откуда он взялся в литературе 19 века? Это, как правило, интеллигентный, образованный, неординарный человек, часто дворянского звания, который не вписывается в высшее общество. Он не хочет жить той пустой жизнью, которой оно живёт. Не может реализовать себя и свои возможности.
Страдает от этого, ищет смысл жизни. Общество не принимает и не понимает его. Он вынужден уезжать за границу, поступать на военную службу. Но и там он не находит себе покоя, не находит единомышленников. Растрачивает себя, свои таланты на пустое времяпровождение.
Общественно-политическая система 19 века стоит на пороге кризиса. Она наложила отпечаток на жизнь каждого человека, живущего в российском государстве. Декабрьское восстание подавлено, декабристы сосланы в ссылки в Сибирь и в Якутию. Цензура за печатными изданиями. Революционные настроения из Европы просачиваются и в Россию.
Она начинает медленно что-то понимать. Русский народ всегда долго запрягает, зато едет потом быстро.
Интеллигенция жить по-старому уже не хочет, а по-новому не знает, как это сделать. Вот Онегин – умный, образованный красавец, понимает, что в России что-то надо менять, но как это сделать – не знает. Да и не хочет. Он по натуре не бунтарь. Читает не любовные романы, а соцалиста-утописта Адама Смита. Соседи в деревне считают его странным человеком и сторонятся.
Печорин в «Герое нашего времени Лермонтова» — фаталист, верит в судьбу. Циничный, порой жестокий человек, скептик приносит боль и страдания окружающим его людям. Также, как и Онегин, доводит до дуэли бывшего друга, заранее зная, что убьёт этого человека.
Евгений Базаров – имеет блестящее образование, поддерживает идеи декабристов, разбирается в общественных проблемах. Но старое поколение не понимает, не принимает и не хочет жить по его идеям. Им неплохо живётся в своём сельском болоте. Ничего менять они не хотят. Они отвергают Базарова.
И Чацкий из комедии Грибоедова «Горе от ума». Само название говорит само за себя. Общество и его отвергло. Даже любимая девушка предала его.
Лишний человек неудобен для существующего общества. Он не хочет жить по-старому, его ум требует деятельности, он хочет другой жизни, не бессмысленной и никому не нужной, а полноценной. Но как построить эту, новую жизнь, он не знает.
Общество всегда отвергает людей, которые на него не похожи, чем-то отличаются. Жизнь «лишних людей» предопределена – они либо погибают, либо умирают.
Но они рождались, и будут рождаться «лишние люди», неудобные для общества. Они будут теребить его, будут дёргать, будут заставлять задуматься о смысле своей жизни, зачем они пришли в этот мир.
Примечания
Амплуа и архетипы персонажей | |
---|---|
Амплуа | Action hero · Final girl · Байронический герой · Инженю · Комик · Неврастеник · Порок · Резонёр · Субретка · Травести · Трагический герой |
Архетипы | Безумный учёный · Благородный дикарь · Благородный разбойник · Герой поневоле · Дева в беде · Дева-воительница · Король под горой · Плохой парень · Прекрасный принц · Роковая женщина |
Смотреть что такое «Лишний человек» в других словарях:
лишний человек — Ср. Я неудачник, лишний человек. Что вы хотите, батенька, от нас, осколков крепостничества. Мы вырождаемся. А.П. Чехов. Дуэль. 3. Ср. Понимаете так, мол, что не он виноват (что он лишний человек), а виноват Тургенев, выдумавший неудачника,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Лишний человек — крыл. сл. Лишние люди. Лишний человек Выражения эти вошли в литературную речь после появления «Дневника лишнего человека» (1850) И. С. Тургенева. В русской литературе XIX в. «лишние люди» типы дворян, порвавших с крепостнической идеологией,… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Лишний человек — («Лишний человек») социально психологический тип, запечатленный в русской литературе 1 й половины 19 в.; его главные черты: отчуждение от официальной России, от родной среды (обычно дворянской), чувство интеллектуального и нравственного… … Большая советская энциклопедия
«Лишний человек» — ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК лит. тип. Наименование ему было дано И. Тургеневым в пов. Дневник лишнего человека (1850), но герои такого рода появились значительно раньше (Онегин, Печорин, Бельтов, романтики, поведение и взгляды на жизнь к рых не обусловлены… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Лишний человек — Лишній человѣкъ. Ср. Я неудачникъ, лишній человѣкъ. Что вы хотите, батенька, отъ насъ, осколковъ крѣпостничества. Мы вырождаемся. А. П. Чеховъ. Дуэль. 3. Ср. Понимаете такъ, молъ, что не онъ виноватъ (что онъ лишній человѣкъ), а виноватъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
«лишний человек» — персонажныйтип, сложившийся в рус. литературе первой пол. 19 в. (сам термин закрепился в критическом обиходе после появления повести И. С. Тургенева «Дневник лишнего человека», 1850) и запечатлевший характерные особенности дворянской… … Литературная энциклопедия
лишний человек — ли/шние люди В русской литературе 19 в.: тип человека, не умеющего найти применение своим силам в общественной жизни … Словарь многих выражений
«ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК» — «ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК», социально психологический тип, запечатленный в русской литературе 1‑й половины XIX в.; его главные черты: отчуждение от официальной России, от родной среды (обычно дворянской), чувство интеллектуального и нравственного… … Литературный энциклопедический словарь
Лишний человек (лишние люди) — ЛИШНИЙ, яя, ее; лишне, лишни. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Лишний человек («Дневник лишнего человека») — Смотри также … Словарь литературных типов
Тема Лишнего человека в русской литературе 19 века
Русская литература наделила мировое словесное искусство разноплановыми подходами к пониманию художественного образа, одним из которых является понятие «лишнего человека».
«Лишние люди» появляются в отечественной литературе в XIX веке. Их мы можем встретить у М.Лермонтова, А. Пушкина, И. Тургенева и др. Каждый из классиков вкладывал в этот образ свое понимание и создавал неповторимый характер героя. Однако общие черты в понятии «лишнего человека» присутствуют.
«Лишним человеком» в литературе в XIX веке принято характеризовать человека интеллигентного, образованного, одаренного, как правило, дворянина, но из-за определенных обстоятельств вступившего в конфликт с обществом. По этой причине он испытывает страдание, поиск смысла жизни не приводит к успеху, жизнь разменивается на нестоящие того хлопоты, понимание между ним и миром не налаживается. Общество не понимает его взглядов, он не принимает тенденции социума – круг замыкается. Литературный герой теряется в омуте событий, окружающих его, и исход его печален: в расцвете жизненных сил он погибает.
В литературе образ человека, вступившего в неразрешимый конфликт с обществом, появился не случайно. Общественно-политические события того времени наложили отпечаток на жизнь каждого человека и государства в целом. Новые государственные реформы, смена старого режима правления на соответствующий требованиям времени, революционные настроения – всё переворачивает неподготовленное сознание передового дворянина.
Такие жизненные перипетии мы можем встретить в произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Одноименный персонаж – Онегин – богемный любимец, пресытившийся светской, а по сути, пустой, жизнью. Из-за понимания, что жизнь нужно изменить, но отсутствия способности и желания это делать, Онегин исчезает из поля зрения читателя. Именно этот характер В. Белинский охарактеризовал как «национальный».
Таким образом, в отечественной литературе прочно закрепился тип «лишнего человека». Активные, революционно настроенные представители дворянства, борющиеся за лучшую жизнь, но не понимающие пути её достижения, и в итоге, терпящие трагическое поражение – такими в общих чертах мы видим этих героев.
Почему роман герой нашего времени называют психологическим. «Герой нашего времени» – первый русский социально-психологический роман
Почему роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» назван критиками социально-психологическим?
Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» является одним из первых русских произведений, в котором изображено испорченное светское общество. На мой взгляд, М.Ю.Лермонтов ставил перед собой цель раскрыть сущность дворянской среды 19 века. И стоит заметить, что автор оригинально подходит к задаче: описывая характерные черты одного из представителей дворянского общества, автор изображает особенности целого поколения. Не зря многие критики назвали этот роман социально-психологическим.
М.Ю.Лермонтов еще в заглавии отразил главную тему реалистического произведения. Несмотря на двоякое значение романа, читателю, просмотревшему предисловие книги, становится ясно: автор говорит о «герое» как о человеке, который воплощает в себе характерные, типичные черты определенного времени. Автор задался целью показать натуру людей 19 века через описание «истории души» одного из типичных представителей этого общества. Не случайно большую часть романа составляет «Журнал Печорина», в котором рассказчиком выступает главный герой. Именно в дневнике Печорина отражается внутренний мир героя: что его беспокоит, как он относится к окружающим, что подвигло его на тот или иной поступок. Из автобиографии Печорина мы понимаем, что главный герой является типичным представителем общества 19 века. Ведь он с детства воспитывался в этом обществе, поэто
Вы видите только 30% текста. Оплатите один раз, чтобы читать целиком более 5000 сочинений сразу по всем предметам
Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.
- 2 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
- 2 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
- 0 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
- 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
- 3 из 3 К5 Следование нормам речи
- ИТОГО: 10 из 14
Анна Геннадьевна Маслова
1. Тема сочинения раскрыта с опорой на авторскую позицию, сформулирована собственная точка зрения, но не все тезисы убедительно обоснованы. 2. В сочинении используются теоретико-литературные понятия для анализа произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют. 3. Текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются. Есть только отдельные упоминания о персонажах, но нет конкретных примеров психологических описаний внешности, поступков, мыслей героя, нет краткого пересказа и анализа эпизодов, нет цитат с комментариями к ним. 4. Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов. 5. Речевые ошибки отсутствуют.
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/geroj-nashego-vremeni-pervyj-russkij-psihologicheskij-romanhttp://infourok.ru/geroy-nashego-vremeni-m-yu-lermontova-perviy-psihologicheskiy-roman-v-russkoy-literature-3889779.htmlhttp://neznaika.info/check/lit-write/3188.html
голоса
Рейтинг статьи
Герой нашего времени – первый русский психологический роман сочинение
Первым романом, основополагающее место которого занимает анализ личности человека, где рассматриваются его переживания, стремления, разбираются его поступки и мотивации, был роман «Герой нашего времени».
Автору удалось исследовать то, как окружение влияет и непосредственно формирует личность человека, образ главного герой составлен по крупицам из изображений всего поколения молодежи тех времен.
Основной задача романа состоят в том, чтобы как можно ярче и детальнее показать состояние души Печорина, забраться в самые потаенные уголки, разобраться, что им движет. Несмотря на то, что хронология истории жизни главного действующего лица в романе нарушена, это никак не отражается на строгой и четкой хронологии повествования.
Главный герой обладатель критического мышления, незаурядного ума, воли и огромного стремления к свободе. Поражают его точнейшие оценки выходок людей.
Дневник Печорина очень важен нам для того, чтобы понять личность героя. Именно в своем дневнике Печорин словно «разоблачает» себя, становится понятно, чем обусловлена его злопамятность, желчность и скрытность.
«Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», – так пишет главный герой.
Хочется также отметить и то, что главному герою не чужды добрые побуждения, Печорин способен чувствовать сердцем, это проявляется в сценах гибели Белы, в объяснении с княжной Мэри.
Но Печорин делает все, чтобы скрыть свои истинные и искренние устремления за равнодушием.
Безусловно, он человек воли, силы, но только он скорее отрицательный герой нежели положительный. Его деяния направлены не на создание, а на уничтожение. Пустота высшего света, социально-политическая жизнь того времени «создали» главного героя, заглушили его возможности.
Многие действующие лица романа так или иначе страдают от действий Печорина. Бела лишается возможности вернуться домой, а затем погибает, княжна Мэри и Вера несчастливы, контрабандисты уезжают со своего места.
Печорин осознал, что в условиях господства такого общественного строя, хоть какие-то деяния, направленные на общее благополучия просто бессмысленны. Именно это и является основной причиной его маловерия, нигилизма и скепсиса. Главный герой просто – напросто страдает от бесцельной жизни, инстинктивно ищет идеал, но не видит его.
Причины возникновения
Персонажи, о которых идет речь в этой статье, стали появляться на страницах произведений русских писателей в Николаевскую эпоху. В 1825 году произошло восстание декабристов. Последующие десятилетия правительство пребывало в страхе, но именно в это время в обществе появился дух свободы, стремления к переменам. Политика Николая I была довольно противоречива.
Царь вводил реформы, призванные облегчить жизнь крестьян, но при этом делал все для укрепления самодержавия. Стали появляться различные кружки, участники которых обсуждали и критиковали действующую власть. Помещичий образ жизни для многих образованных людей вызывал презрение. Но беда в том, что участники различных политических объединений принадлежали к тому обществу, к которому вдруг воспылали ненавистью.
Однако нигилистические взгляды Евгения Базарова не излагаются прямо и подробно, и их приходится выстраивать, опираясь на отрывочные высказывания героя. Стоит вспомнить, что разговор о нигилизме начинает не сам Базаров, а Аркадий Кирсанов. Споры с Павлом Петровичем Базаров ведет лениво, спокойно, с холодной и безразличной усмешкой, не стремясь навязать и распространить свои идеи; только в отношениях с Одинцовой проявляется страстная натура Базарова, но это страсть касается исключительно личной жизни, но не мировоззрения. Отрицание Базарова универсально и охватывает все сферы жизни, но в одних случаях герой высказывается прямо, а в других предпочитает выражать свои мысли молчанием и намеками. С одной стороны, нигилизм Евгения является результатом его научных исканий, а с другой — разумным анализом требований времени.
Отношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой похожи на поединок двух сильных и волевых личностей, ведь неожиданно для Базарова за внешностью светской львицы открывается умная и независимая женщина, во многом равная главному герою. В начале они вызывают друг у друга взаимный интерес, который затем разрастается в близкое к любви чувство. Однако страстное решающее объяснение Базарова вызывает у Анны Одинцовой не ответные эмоции, а опасения: в ней стремление к покою и эгоизм оказываются важнее настоящей любви. Таким образом, в отличие от прежних литературных героев, Базаров не спасается бегством от близкой женщины, а открывает в себе, даже вопреки собственным убеждениям, способность любить и признавать эту любовь.
Полезный материал по теме: