Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева
Федор
Иванович Тютчев был противоречивым человеком. Он всегда очень болезненно ощущал
собственную двойственность, душу, расколотую пополам. Особенно ярко эта
личностная черта проявилась в любовной лирике.
Роман
Тютчева и Елены Денисьевой стал основой многих стихотворений поэта. В них —
исповедь о любви. Позже критики выделили эти произведения в отдельный цикл,
который назвали «денисьевским».
Любовь
является нам здесь в своей трагической сущности. Это «самоубийство»,
«блаженство и безнадежность», «поединок роковой». Развивается любовь – исчезает
счастье покоя, начинаются страдания:
Не
говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной,
как и прежде, дорожит…
О
нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть,
вижу, нож в руке его дрожит.
Отношения
любящих сложны, чувства крайне противоречивы. Они не могут друг без друга, но и
вместе им очень тяжело. Потрясенный этим противоречием, герой восклицает:
О,
как убийственно мы любим,
Как
в буйной слепоте страстей
Мы
то всего вернее губим,
Что
сердцу нашему милей!
Вся
беда человека состоит в том, что он не может противостоять страсти. Любовь –
это стихия, подобная морской или огненной. Ее невозможно ни предотвратить, ни
остановить. Поэтому Тютчев порой изображает страсть как настоящую катастрофу:
Он
мерит воздух мне так бережно и скудно…
Не
мерят так и лютому врагу…
Ох,
я дышу еще болезненно и трудно,
Могу
дышать, но жить уж не могу.
Такая
страсть — погибель для человека. Но самое ужасное, как пишет поэт, видеть
мучения любимой женщины, которые всегда сильней, чем собственные. С болью
Тютчев отмечает:
Давно
ль, гордясь своей победой,
Ты
говорил: она моя…
Год
не прошел – спроси и сведай,
Что
уцелело от нее?
Поэт
осуждает себя. Он виноват во многом. Четырнадцать лет Тютчев вел двойную жизнь,
не оставляя ни жену, ни подругу. Светское общество жестоко вмешивалось в их
отношения с Денисьевой, всячески оскорбляя и пороча бедную женщину.
Возлюбленная поэта очень страдала. Вот как он пишет об этом:
Судьбы
ужасным приговором
Твоя
любовь для ней была,
И
незаслуженным позором
На
жизнь ее она легла!
Конечно,
не только страдания приносила любящим страсть. В их жизни были минуты
подлинного счастья, блаженства. Вот что поэт рассказывает о своих чувствах в
стихотворении «Последняя любовь»:
О,
как на склоне наших лет
Нежней
мы любим и суеверней…
Сияй,
сияй, прощальный свет
Любви
последней, зари вечерней!
Однако
драматических моментов в отношениях Тютчева и Денисьевой было гораздо больше.
Вот, например, такой эпизод:
Она
сидела на полу
И
груду писем разбирала –
И,
как остывшую золу,
Брала
их в руки и бросала…
Золе
перегоревшей страсти уподобляет любовные письма поэт. Лирическая героиня
стихотворения находится в странном состоянии. Ей, вероятно, кажется, что все
минувшее происходило не с ней:
Брала
знакомые листы
И
чудно так на них глядела –
Как
души смотрят с высоты
На
ими брошенное тело…
Герою
горько видеть ее такой. Но изменить ситуацию он не в силах, поэтому вынужден
наблюдать за возлюбленной, выражая лишь душевное участие и отмечая про себя:
О,
сколько жизни было тут,
Невозвратимо-пережитой!
О,
сколько горестных минут,
Любви
и радости убитой!..
Раздвоенный
эпитет в этой строфе утверждает неизбежность разрыва любящих, но разлучила их
не утрата чувства, а смерть Елены Денисьевой от чахотки. Вспоминая ее последние
часы, Тютчев создает одно из самых скорбных стихотворений цикла:
Весь
день она лежала в забытьи,
И
всю ее уж тени покрывали.
Лил
теплый летний дождь – его струи
По
листьям весело звучали.
Жизнь
природы продолжается, она так прекрасна, а любимая поэта неотвратимо угасает.
Безумно жаль ее, но мы больше сочувствуем лирическому герою, которому еще
предстоит пережить смерть возлюбленной:
И
вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно
она проговорила
(Я
был при ней, убитый, но живой):
«О,
как все это я любила!»
Финальная
строчка – кульминация стихотворения. Это последнее признание в любви к миру и к
близкому человеку. «О Господи! – восклицает герой, — и это пережить… И сердце
на клочки не разорвалось»…
Любовная
лирика Тютчева потрясает своей психологической глубиной и выразительностью
женского образа, наделенного индивидуальными чертами.