Образ родины в русской поэзии

Тема родины в творчестве ахматовой сочинение по литературе

Патриотическая тема

Образ родной земли является ключевым в поэзии Ахматовой с 1917 года до конца жизни. Теме любви к России посвящено несколько сборников стихов поэтессы и знаменитая поэма «Реквием».

Первые произведения о Родине

Сборник стихов «Белая стая» был опубликован в сентябре 1917 года. Критики отмечали, что произведения А. Горенко стали более сдержанными и философскими. Анна Андреевна писала не только о собственных переживаниях, но и о бедах всего русского народа. Первую мировую войну и революцию она называла «тучей над тёмной Россией». А. А. Ахматова предчувствовала грядущую политическую и социальную катастрофу. Атмосферу приближающейся беды она передаёт при помощи описания природных явлений:

  • «пахнет гарью, птицы не поют…»;
  • «дымилось тело вспаханных равнин…»;
  • «в жёстком свете скудного дня…»;
  • «ведь настали, тускло пламенея, дни последние весны…».

Название сборника стихотворений выбрано вовсе не случайно. Белый цвет в творчестве Ахматовой символизирует скорбь и печаль, а птицы — веру.

Сборник 1921 года

С 1917 по 1920 г. сочинения Ахматовой почти не публиковались. Только в 1921 году вышел сборник «Подорожник», включающий в себя 38 стихотворений. В нем вновь освещается тема Родины. В стихах Ахматовой поднимаются вопросы вынужденной эмиграции. Культурных деятелей, сбежавших из России, она называет «отступниками». К самым знаменитым стихотворениям сборника «Подорожник» можно отнести:

  1. «Ты — отступник: за остров зелёный».
  2. «Теперь прощай, столица».
  3. «Земная слава как дым».
  4. «Я слышу иволги всегда печальный голос».

О смысле названия сборника спорят многие литературные критики и историки. Одни полагают, что подорожник является символом запустения и гибели культурных традиций в государстве. Другие, напротив, видят в названии образ народного лекарства от многих болезней.

Поэма о трагедии народа

Лучше всего тема Родины у Ахматовой раскрывается в поэме «Реквием». Это произведение было написано в 1938—1940 гг. К этому времени Анна Андреевна пережила смерть бывшего мужа и арест единственного сына. Лев Гумилев несколько лет отбывал наказание в трудовом лагере, хотя был виновен только в том, что его родители не поддерживали советскую власть. А. Горенко безрезультатно боролась за освобождение сына.

В основу поэмы легла не только личная трагедия женщины, но и горе всех матерей в России. В «Реквиеме» раскрывается сразу несколько тем:

  • любовь к стране;
  • материнская скорбь;
  • протест политическому режиму в России;
  • народная память.

Ахматова призывает читателей не забывать о жертвах политических репрессий. Только вспоминая об этих несправедливых событиях, можно не допустить повторения страшной трагедии.

Анна Андреевна писала про Россию не так, как другие поэты. Она никогда не критиковала власть в жёсткой форме, но и не пыталась ей угодить. До конца жизни поэтесса осталась верна своему литературному стилю, образу жизни и любви к Родине.

https://youtube.com/watch?v=GYRWX4F_pww

Сочинение Тема Родины в творчестве Ахматовой (в лирике, поэзии, стихах)

Впервые раскрытие темы Родины можно увидеть у А.Ахматовой в сборнике стихов «Белая стая», который публикуется в 1917 году. Это был сложный период, как для страны, так и для самой Анны, что существенно влияет на ее творчество. Стихи этого сборника пронизаны ощущением катастрофы в судьбе России. Ахматова, не влезая в политические дела, выражала свое отношение ко всему через стихи.

«Белая стая» — это стихи, в которых описана жертвенная любовь к Родине, в произведении «Молитва» прослеживаются сильные переживания за судьбу России, здесь видно, что Ахматова готова многим пожертвовать, чтобы что-то изменить в ее судьбе, хотя она и осознает, что очень оторвана от народа и желает слиться с ним. Меняется и сама стилистика стихотворений, они становятся очень строгими, сдержанными, иногда даже философскими.

В 1921 году публикуется еще один сборник стихов Ахматовой «Подорожник». Особенностью произведений здесь является то, что страшные события в жизни России, такие как революция и война осмысляются через личное отношение поэта. Многие поэты того времени уезжали из страны, Ахматова же не предала Родину и осталась. Она не воспевала революцию в своих стихах, но и ненависти в них не было, скорее, в них раскрывалась проблема нравственности людей и проблема их выбора. Ахматова все больше сливается с народом, в ее произведениях все чаще встречается местоимение «мы», она едина с патриотами, которые остались и не покинули Россию.

Очень сильно прослеживается связь с народом в поэме «Реквием», которая посвящена репрессированному народу. Повествование в ней соотносимо с историей России. Эта поэма не только самая личная, но и наиболее всеобщая. Здесь личное горе главной героини перекликается с горем тысяч женщин.

Все стихотворения Ахматовой, написанные в годы войны, наполнены настроением народа, сражающегося за Россию. Совсем исчезает из творчества поэта личная лирика. В своих произведениях Ахматова выражает веру в победу и огромную любовь к России. Цикл произведений «Ветер войны» наполнен восхищением мужеством и силой народа, но так же здесь описаны и чувства российских женщин и простых солдат.

Тема Родины терпит сложные изменения в произведениях Ахматовой, так же как и изменяется само понятие Родины для поэта. Изначально Родиной для Ахматовой было Царское Село, в котором проходило ее детство и юность. Позже Родиной для нее становится Петербург, а в годы войны и репрессий, Ахматова начинает ассоциировать себя, как частичку русского народа и считает Родиной уже всю страну.

Всю жизнь Ахматова переживает за судьбу России, она принимает все испытания и не жалеет, что не покинула Родину, уехав вслед за своими друзьями из страны.

Вариант 1

Анна Ахматова, вопреки тяжким временам для страны, прошедшей через Первую мировую войну и революционные потрясения, оставалась верна искусству. В своих стихах она часто воплощала человеческие страдания и трудности, пронизанные любовью к своей Родине. Ее произведения наполненные патриотическим духом проникают прямо в сердце.

Например, в стихотворении «Когда в тоске самоубийства…» автор показывает нам страх перед революцией и войной. Она описывает реакции людей одурманенных надеждами, связанными с приходом гостей из Германии. Кто-то ждет благоприятных изменений, кого то это пугает. Эмоции людей колеблются от страха до полного отчаяния, близкого к тоске самоубийства. Героиня постоянно слышит соблазнительный голос, предлагающий ей бросить Родину и уехать за границу.

Перед ней стоит сложный выбор, но, несмотря на все соблазны спокойной и уютной заграничной жизни, она, будучи истинным патриотом, остается верной своей стране. Ахматова отказывается поддаваться голосу, и не хочет слышать соблазнительные обещания. В стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю…» поэтесса отражает противопоставление эмигрантов и патриотов отчизны, тех кто остался в родной стране в трудные для нее времена. Однако, она не осуждает тех, кто покинул страну, но утверждает, что они выбрали «темную дорогу» и столкнутся с длительной и печальной тоской по России. Остальные, выбрали благородный и правильный путь, выбранный ради настоящей преданности Родине.

Ахматова это воплощение истинного патриота своей страны. Все трудности и лишения лишь усилили ее связь с родиной, позволяя ей глубже выражать свои мысли и чувства в своей лирике.

Проблемы и основные темы

Поэт делится своими представлениями о Родине. Детские воспоминания наполнены сценами жестокости и бесправного существования крестьян. Мальчик постоянно видел слезы любимой сестры и матери, которые страдали от жестокости и безнаказанности главы семейства. В сердце поэта царит негодование, поэтому он мечтает увидеть падение ненавистного строя. Строки затрагивают тему тяжелой судьбы простых людей. Крепостные сравниваются с барскими псами, тем самым подчеркивается их бесправное существование. Особую горечь поэту доставляет тот факт, что местные помещики считают происходящее нормой и жестокость прививается детям с малых лет. Отец ведет себя как тиран и чувствует себя в имении единоличным хозяином. Только он может дышать свободно и распоряжаться собственной жизни. Некрасов поднимает вопросы социального неравенства. Он буквально кричит о недопустимости ситуации, когда люди получают право ломать судьбы окружающих и близких.

Вариант 2

Патриотическая лирика была популярна среди многих поэтов серебряного века, однако далеко не у всех была наполнена трагизмом, присущим произведениям А. А. Ахматовой. Теме Родины А.А. Ахматова посвятила более десятка произведений, каждое из которых отличается эмоциональностью и проникновенностью. Эти стихотворения увидели свет в годы революции и гражданской войны, которые потрясли Россию.

Впервые патриотическую тематику в своем творчестве А. А. Ахматова раскрыла в стихотворном сборнике “Белая стая”, написанном в 1917 году. Произведения, вошедшие в сборник, описывают положение в стране без политического подтекста. По мнению А. А. Ахматовой, революция стала настоящей катастрофой, которая привела Россию к возможной гибели.

Поэтесса в те годы, как и многие, задавалась вопросом, остаться на Родине или мигрировать за рубеж. Будучи патриоткой, А. А. Ахматова не решилась покинуть Россию. Об этом она размышляла в стихотворении “Не с теми я, кто бросил землю…”, противопоставляя себя многочисленным мигрантам, спасающимся за рубежом. Но делает она это без осуждения и агрессии. Поэтесса испытывает лишь жалость к несчастным беглецам.

Стихотворение «Ты отступник…» опубликованное в 1921 году является автобиографичным. Оно посвящено Б. Анрепе, покинувшему Россию в годы гражданской войны. В строках произведения читается упрек. Лирическая героиня негативно относится к человеку, предавшему не только ее, но и родную страну.

В своих произведениях А. А. Ахматова стремилась связать себя с простым народом. Наиболее сильна эта связь в поэме “Реквием”, в которой несчастье лирической героини перекликается с трагедией тысяч обреченных людей. Каждая строка произведения наполнена болью и отчаянием.

С годами тема Родины в произведениях А. А. Ахматовой значительно видоизменяется и эволюционирует. Это связано с изменениями в душе поэтессы и ее восприятии окружающего мира. В юности своей родиной она считала Царское село, где провела детские годы, позже она прониклась Санкт-Петербургом, а в военные года она наконец ощутила себя частью огромного народа и прониклась любовью к необъятной России.

Она переживает за дальнейшую судьбу страны, но несмотря на все царившие в ней бедствия, ни капли не жалеет о том, что осталась на Родине. Более того, поэтесса не отреклась от страны даже после того, как ее муж и сын были репрессированы советской властью.

История создания

Стихотворение «Родина» было написано Н. А. Некрасовым в 1846 году после посещения родового поместья в селе Грешнево Ярославской губернии, где прошло детство поэта.

Н. А. Некрасов всю жизнь вспоминал проведенные там годы со злобой и отвращением. Жизнь помещиков протекала среди постоянных пиров, разврата и издевательств над крестьянами. Взявший на себя обязанности исправника, отец поэта часто брал ребенка с собой, и тот невольно становился свидетелей жестоких сцен расправ над «провинившимися» крестьянами.

Мать и сестра поэта, гордые и прекрасные женщины, вынуждены были страдать и всю жизнь подчиняться воле тирана-отца. Эти детские впечатления нашли отражение в печальном и жестоком стихотворении «Родина».

Впервые текст был опубликован только в 1856 году, так как долгое время не допускался к печати цензурой из-за явного сходства сюжета и героев с тиранией монархического строя и угнетаемым им народом.

Тема Родины в лирике Ахматовой сочинение

Однако с течением времени лирика поэтессы, родившейся на рубеже веков, жившей в период тяжелейших общественных потрясений, неизбежно обрела высокое гражданское звучание. Уже в годы первой мировой войны в ее творчестве звучат мотивы самопожертвования и любви к Родине. В те трудные годы революции многие поэты и писатели были вынуждены принять столь нелегкое решение — покинуть страну. Несмотря ни на что Ахматова даже не ставила перед собой какого- либо выбора. Прибегая к приему антитезы, автор противопоставляет эмигрантов и патриотов, не оставивших родную землю в кровавый час. Участь же оставшихся, по мнению поэтессы, куда выше и достойнее. Репрессии 30-х годов коснулись многих друзей и единомышленников, разрушили семью поэтессы. Отчаянием и болью пронизаны строки поэмы: Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне… Голос ее в то время сливается с голосами тысяч вдов репрессированных.

Тема

Произведение относится к пейзажной лирике, поскольку автор с любовью описывает места своего счастливого детства, деревню, родину.

Центральная тема произведения – неразрывная связь лирического героя с родными местами. По сути, данное стихотворение является признанием в любви к малой родине, где прошли счастливые детские годы автора.

Вернувшись на родину, он ищет знакомые места, но за годы разлуки многое изменилось или частично стёрлось из памяти: зарос купол церкви, вырыт новый канал, погост расположен на другом берегу реки. Это навевает лёгкую грусть, однако не мешает лирическому герою испытать радость от встречи с родным краем.

Параллельно с любовью к малой родине в произведении раскрывается тема сыновней любви. В родных местах похоронена мать лирического героя, и первым делом он стремится найти её могилу.

Во время прогулки по родным местам, автор впитывает дорогие его сердцу пейзажи, которые навсегда останутся в его душе. В финале произведения он признаётся в любви к родине, ощущая с ней «самую жгучую, самую смертную связь».

Тема родины в творчестве А Ахматовой

К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она по­лучила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахма­товой. Тема Родины стала одной из основных в ее поэзии прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России и для самой Ахматовой эпоху. Это также связано с личностью поэта, с тем, что, восприняв судь­бу России, как свою, она не уехала из страны, а, выдержав все испытания, осталась до конца верна своей Родине, не из­менив при этом и самой себе.

Тема Родины меняется в разные периоды творчества поэта. Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.

С изменением в тематике стихов меняется и общая стилистика ахматовского слога: стиль Ахматовой становится очень строгим, аскетичным.

Лучше б мне частушки задорно выкликать,

А тебе на хриплой гармонике играть.

И ходить на кладбище в поминальный день

И смотреть на белую Божию сирень.

Но ни на что не променяем пышный

Гранитный город славы и беды,

Широких рек синеющие льды,

Бессолнечные мрачные сады

И голос Музы еле слышный.

Ты — отступник: за остров зеленый

Отдал, отдал родную страну,

Наши песни, и наши иконы,

И над озером тихим сосну.

Героиня этого стихотворения поставлена перед нравствен­ным выбором. И она выбирает Россию, принимая ее судьбу как свою:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Никто нам не хотел помочь

За то, что, город свой любя,

А не крылатую свободу,

Мы сохранили для себя,

Его дворцы, огонь и воду.

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькает крыло,

Все голодной тоской изглодано,

Отчего же нам стало светло?

Горло петелькой затянул.

Тянет свежесть с Москва-реки

В окнах теплятся огоньки…

В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощутив свою жизнь как часть народно-национального бытия, пишет стихотворения, которые отражают душевный настрой сража­ющейся России.

Таким образом, тема Родины в творчестве Ахматовой пре­терпевает сложную эволюцию. Само понятие Родины меня­лось в поэзии Ахматовой. Сначала Родиной для Ахматовой было Царское Село, конкретное место, где прошли ее детские и юношеские годы. Потом Родиной становится Петербург. В годы великих испытаний и народных бедствий, в период реп­рессий Сталина и в период Великой Отечественной войны Ах­матова сливается с русским народом, ощущает себя его час­тью, считая своей Родиной всю страну. К концу жизни Ахма­това приходит к осознанию Родины как просто русской земли.

В течение всей своей жизни Ахматова не перестает пере­живать, страдать за Россию. Она с христианским смирением принимает все, что происходит- с Россией, не жалея о том, что не уехала из страны. Ахматова считает, что быть поэтом и творить можно только на Родине.

Новые публикации

Русская «Победа» на стенах Сантьяго 21.12.2023

Российские художники стали участниками международного фестиваля уличного искусства в столице Чили. Мастера граффити из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска и Нижневартовска украсили стены Сантьяго российскими и чилийскими символами, дали мастер-класс для российских соотечественников и обсудили совместные проекты с коллегами из Латинской Америки.

Время экономики знаний 20.12.2023

Российские предприятия стали активнее обращаться к потенциалу отечественной науки. Занять конкурентную нишу на отечественном рынке, особенно с учётом текущей обстановки, компаниям помогают разработки вузов и научно-исследовательских организаций.

«Откуда хвосты у прихвостней»: Лингвист назвала топ лучших книг о русском языке 20.12.2023

Составлен топ полезных, а главное, увлекательных книг о русском языке. Отличным русским они рассказывают о законах развития устной и письменной речи, истории известных слов и выражений, а также о тайнах и загадках языкознания.

Знай русский! Садитесь или присаживайтесь? 19.12.2023

Кто из нас не слышал в свой адрес любезные приглашения «Садитесь, пожалуйста!» или «Пожалуйста, присаживайтесь!»? При этом одни относятся к данным предложениям спокойно, других они сбивают с толку, а некоторые ухмыляются, негодуют и даже обижаются.

«Если Россия начинается с псковской земли, то и защита русской культуры должна начаться здесь» 18.12.2023

В Пскове прошёл международный фестиваль против отмены русской культуры, одним из организаторов которого стал Псковский музей-заповедник. Его директор Светлана Мельникова уверена, что именно музеи сегодня сохраняют мосты между культурами разных стран.

Рафаэль Гусман: «Студенты в Испании знают: русский язык даст им значимость» 15.12.2023

В недружественных странах Европы остаются уголки, где не только не отменяют русскую культуру, но думают о будущем культурного диалога с Россией. В испанской Гранаде прошли два мероприятия, посвящённых русской литературе, – международный семинар по современной российской литературе и конкурс молодых переводчиков произведений русских писателей и поэтов.

Какие песни поёт Африка о России? 15.12.2023

В Африке музыка всегда была важной частью социальной, политической и религиозной жизни. С помощью песен в различных жанрах музыканты часто пытаются донести свою точку зрения о политике, властях и происходящем в мире

Примечательно, что в последнее время начинают появляться африканские исполнители, симпатизирующие России и поющие о ней.

Как Россия стала Новым Светом для европейцев 15.12.2023

260 лет назад русская императрица Екатерина II подписала манифест, дозволяющий иностранцам селиться в России. И вот поначалу сотни, тысячи, а потом и сотни тысяч европейцев обрели на территории Российской империи новую родину, а вместе с ней и новую – зачастую более успешную – жизнь.

Темы и мотивы лирики Ахматовой

В целом творчество Анны Ахматовой можно разделить на три этапа. Каждый из периодов характеризуется своей темой и мотивами, поэтому читатель с легкостью может отличить раннее творчество поэтессы, где в основном звучат любовные мотивы, от стихотворений более позднего периода, где поднимается тема Родины и раскрывается гражданская позиция. Давайте остановимся на лирике Ахматовой и ее своеобразии более подробно.

Ранняя лирика

Первый этап в творчестве поэтессы представлен ее ранними работами. Первые стихотворения Ахматовой вошли в сборники Вечер и Четки. Они представлены небольшими миниатюрами. Одни из них сюжетные, другие представлены простыми размышлениями. Но каждый ее стих наделен внутренней драматичностью и нежностью. Эйхенбаум смог увидеть в раннем творчестве поэтессы небольшой роман, где главными героями были Он и Она. Это не безликие персонажи. Каждый из них имеет свою историю отношений и психологический портрет. Читая стихи Ахматовой, понимаешь почему писательницу признали мастером любовной лирики. Ведь все ее раннее творчество пронизано мотивами любви и любовной тематикой с легким налетом мелодраматизма.

Любовная лирика

Тематикой любви пронизаны все стихотворения Ахматовой. Чаще всего любовная лирика раскрывается в критические моменты. Поэтесса передает чувства в момент разрыва или встречи, передает ощущения лирического героя в период отказа или признания, во время взлета или падения. При этом в своих произведениях она затрагивает не только отношения между противоположным полом, но и показывает любовь к окружающему миру.

Стоит прочитать несколько стихов, чтобы понять насколько разнообразна любовная лирика Ахматовой, и в каком разнообразии красок она показана. Ее лирика подобна энциклопедии любви, где поэтесса сумела передать настроение, эмоции и волнение женского сердца.

Особенностью в любовной лирике Ахматовой является отсутствие целостности стихотворения. Часто они представлены историей о любви, где не найти ни конца, ни начала истории. Это эмоциональный взрыв, отражающий настроение лирической героини. В каждой работе женщины смогут найти кусочек истории из своей жизни, может поэтому женщины с удовольствием зачитываются произведениями писательницы.

Тема Родины в лирике Ахматовой

После первых сборников, Анна Ахматова пишет стихотворения, где просматриваются исторические ассоциации, и подниматься тема поэзии и поэта. В своих работах поэтесса затрагивает тему России. Одним из примеров является стихотворение Ты знаешь, я томлюсь в неволе.

Тему Родины писательница поднимает и в годы Первой мировой войны. Но в отличие от других поэтов, Ахматова понимает, что военное время приносит горе и потери, война — это убийство и зло, поэтому в ее творчестве звучат антивоенные нотки.

А дальше революционные события. Время разрухи и лишений. Ахматова не покидает страну, отказываясь от эмиграции. Она продолжает посвящать свои работы Родине, где чувствуется истинный патриотизм. Одним из примеров таких работ является стихотворение Не с теми я, кто бросил землю. Любовь к стране читатель видит и в стихе Молитва, где героиня готова на все, лишь бы туча стала светлым облаком, а страна засияла в лучах славы.

Позже она посвятит теме Родины и другие свои работы, как например, стихотворение Мужество, написанный в годы Великой Отечественной войны, где каждая строчка пронизана надеждой и верой на лучшее будущее. О Родине поэтесса пишет и в своей поздней лирике, например в стихотворении Родная земля.

Гражданская лирика поэтессы

Изучая своеобразие лирики Ахматовой, мы видим ее рост и взросление. Если поначалу это была камерная, интимная лирика, то со взрослением она приобретает философский смысл, окутываясь гражданскими мотивами. Эти мотивы прослеживаются в стихах поэтессы в годы Первой мировой войны и в революционный период. Однако вершиной гражданской лирики Анны Андреевны стало предвоенное и военное время середины XX века. Теперь поэтесса достойно принимает все удары судьбы и призывает к народному мужеству. Ее знаменитая работа Реквием — настоящий памятник народной трагедии. В ней поэтесса делится не только со своим горем, но и трагедией всей нации. Это плач по сыну, и по всем тем, кого уводили на рассвете. Это обвинение и обличение власти, рассказ о страданиях простых невинных людей.

После войны Ахматова продолжает писать на тему Родины, однако теперь поэтесса пишет свои воспоминания. Она размышляет над прошлым, о судьбе русского народа. Как написала Анна Ахматова, она была счастлива прожить эти годы и видеть произошедшие события, которым не было равных. Ее же стихи стали ниточкой, которая связывает писательницу со временем.

Детство и юность автора

Поскольку произведение имеет автобиографическую основу, анализ «Родины» Н. А. Некрасова, даже кратко, следует делать после рассмотрения событий из детства творца и его ранней лирики. Литературные критики относят творение именно к этому периоду.

В 1824 году семья Некрасова переехала в поместье, которое находилось в плачевном состоянии. Отец Николая Алексеевича был вынужден занять место исправника. Эта должность вынуждала мужчину много ездить по соседним деревням. Он часто брал маленького Николая с собой. Также в его обязанности входило решение проблем, из-за чего юный поэт с ранних лет наблюдал за позором, унижением и притеснением простого народа.

Мама — Елена Андреевна Закревская, родилась в богатой польской семье, но вступила в брак по любви. Именно она привила маленькому Николаю любовь к литературе и музыке, познакомила мальчика с творчеством Шекспира, Данте и Пушкина. Первые творения Некрасова появились, когда автору было всего 6 лет.

Переломное время в творчестве Некрасова наступило в 1838 году, когда он встретил Глущицкого. Знакомые гимназисты побудили жажду знаний. Несмотря на угрозы отца, Николай Алексеевич выбрал свою тропу — поступление в училище Петербурга. Долгое время поэт был лишен всего, в том числе и еды, но это стало основой формирования его характера.

1840 год характеризуется изданием первого сборника «Мечты и звуки». Но творения не были оценены критиками. Что нельзя сказать о серии стихов о жизни крестьян, в которую входит произведение Некрасова «Родина». Анализ показывает, что стихотворение стало новым этапом в творчестве.

Сочинение Тема Родины в творчестве Ахматовой (в лирике, поэзии, стихах)

Впервые раскрытие темы Родины можно увидеть у А.Ахматовой в сборнике стихов «Белая стая», который публикуется в 1917 году. Это был сложный период, как для страны, так и для самой Анны, что существенно влияет на ее творчество. Стихи этого сборника пронизаны ощущением катастрофы в судьбе России. Ахматова, не влезая в политические дела, выражала свое отношение ко всему через стихи.

«Белая стая» — это стихи, в которых описана жертвенная любовь к Родине, в произведении «Молитва» прослеживаются сильные переживания за судьбу России, здесь видно, что Ахматова готова многим пожертвовать, чтобы что-то изменить в ее судьбе, хотя она и осознает, что очень оторвана от народа и желает слиться с ним. Меняется и сама стилистика стихотворений, они становятся очень строгими, сдержанными, иногда даже философскими.

В 1921 году публикуется еще один сборник стихов Ахматовой «Подорожник». Особенностью произведений здесь является то, что страшные события в жизни России, такие как революция и война осмысляются через личное отношение поэта. Многие поэты того времени уезжали из страны, Ахматова же не предала Родину и осталась. Она не воспевала революцию в своих стихах, но и ненависти в них не было, скорее, в них раскрывалась проблема нравственности людей и проблема их выбора. Ахматова все больше сливается с народом, в ее произведениях все чаще встречается местоимение «мы», она едина с патриотами, которые остались и не покинули Россию.

Очень сильно прослеживается связь с народом в поэме «Реквием», которая посвящена репрессированному народу. Повествование в ней соотносимо с историей России. Эта поэма не только самая личная, но и наиболее всеобщая. Здесь личное горе главной героини перекликается с горем тысяч женщин.

Все стихотворения Ахматовой, написанные в годы войны, наполнены настроением народа, сражающегося за Россию. Совсем исчезает из творчества поэта личная лирика. В своих произведениях Ахматова выражает веру в победу и огромную любовь к России. Цикл произведений «Ветер войны» наполнен восхищением мужеством и силой народа, но так же здесь описаны и чувства российских женщин и простых солдат.

Тема Родины терпит сложные изменения в произведениях Ахматовой, так же как и изменяется само понятие Родины для поэта. Изначально Родиной для Ахматовой было Царское Село, в котором проходило ее детство и юность. Позже Родиной для нее становится Петербург, а в годы войны и репрессий, Ахматова начинает ассоциировать себя, как частичку русского народа и считает Родиной уже всю страну.

Всю жизнь Ахматова переживает за судьбу России, она принимает все испытания и не жалеет, что не покинула Родину, уехав вслед за своими друзьями из страны.

История создания

Ахматова написала «Родную землю» в 1961 году. Поэтесса была уже в преклонном возрасте и находилась на лечении в больнице. Поздний период творчества Анны Андреевны отличался большим количеством раздумий, воспоминаний и подведением итогов прожитой жизни. Стихотворение было опубликовано в сборнике «Венок мертвым».

Нельзя не вспомнить о верности поэтессы родине. Ведь она оставалась в России, даже когда жизнь создавала невыносимые условия. После того как в государстве прошла революция 1917 года, Анна Ахматова имела много возможностей уехать из страны, в которой творились массовые беспорядки.

Немало родственников и друзей писательницы жили на постоянной основе в Европе. Однако на каждое их приглашение к себе Анна Андреевна отвечала отказом, ей было тяжело покинуть дорогие сердцу места. Поэтесса не могла представить жизнь среди незнакомцев, вдали от родины. После государственного переворота, в важнейший период в истории России, она опять-таки решила, невзирая ни на что, разделить участь своей страны.

Но принятое решение стоило женщине немало пролитых слез. Ахматова разделила судьбы миллионов граждан. Ей пришлось увидеть аресты близких людей, многие из которых были расстреляны или умерли в лагерях, не дождавшись своего освобождения. Расстреляли власти и супруга Анны Андреевны, ареста не избежал и единственный сын женщины — Лев Гумилев. Он пробыл в заключении 10 лет. Над самой поэтессой также все время висела угроза репрессирования и ссылки. Пережила Ахматова и все ужасы блокадного Ленинграда.

Тема Родины в лирике Ахматовой

Тема Родины стала одной из основных в ее поэзии прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России и для самой Ахматовой эпоху. Тема Родины меняется в разные периоды творчества поэта. Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой. В этих сборниках нет стихов о Родине. В это время многое меняется и в жизни самой Ахматовой: Гумилев уходит на фронт, Ахматова болеет туберкулезом, Ахматова встречает Б.

Не осквернился скорбный дух. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Поэт по доброй воле, болея за судьбу своей страны, разделяет с ней горькую участь: А здесь, в глухом чаду пожара, Остаток юности губя, Не отклонили от себя.

В кругу кровавом день и ночь Долит жестокая истома… Никто нам не хотел помочь За то, что мы остались дома, За то, что, город свой любя, А не крылатую свободу, Мы сохранили для себя Его дворцы, огонь и воду… Для Ахматовой Петербург — это совершенно реальный город. Но в некоторых стихотворениях он может быть и символом России в конкретный момент времени, когда на примере одного города показывается судьба целой страны: Иная близится пора, Уж ветер смерти сердце студит, Но нам священный град Петра Невольным памятником будет. Ахматова не только рассматривает события в России как политические, но и придает им вселенское значение. Но громко жене говорила тревога: Не поздно, ты можешь еще посмотреть На красные башни родного Содома, На площадь, где пела, на двор, где пряла, На окна пустые высокого дома, Где милому мужу детей родила…

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: 11 класс — Литература — Тема Родины в лирике А.А. Блока. Поэма «Двенадцать» и сложность её мира

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: