Краткое содержание
Действие разворачивается в провинциальном городке Калинове. Катерина страдает в браке со слабовольным Тихоном и тайно мечтает о Борисе, с которым они только перебрасываются взглядами на улице и в церкви. Варвара организует влюбленным свидания во время двухнедельного отъезда Тихона. После приезда мужа раскаявшаяся Катерина признается ему во всем. Не выдержав общественного порицания и не находя смысла в дальнейшей жизни, главная героиня бросается в Волгу.
Ниже приведено краткое содержание по действиям.
Действие 1
Из беседы между Кудряшом, Кулигиным, мещанином Шапкиным, а затем Борисом вырисовывается образ города Калинова и нравы его обитателей.
Купец Дикой грубо отчитывает племянника. Борис рассказывает Кулигину, что дядя делает это нарочно, чтобы не отдавать ему часть наследства. Бабушка прописала в наследственной грамоте условие, что он и его сестра получат свои доли, только если будут к дяде почтительны.
На набережной Волги появляется семейство Кабановых. Из разговора становится понятно, какие тяжелые царят в семье отношения. После ухода Кабанихи и Тихона, Варя жалеет Катерину. Та рассказывает о своей вольной жизни в родном доме до замужества. Появляется полусумасшедшая барыня с лакеями, которая пугает девушек и говорит, что красота доведет их до омута. Надвигается гроза и Катерина в испуге просит Варвару быстрее идти домой.
Действие 2
Тихон Кабанов уезжает на две недели в Москву, где тут же пускается в разгул, чтобы отдохнуть от тяжелой семейной обстановки. Перед отъездом Кабаниха мучает его своими наставлениями и контролирует сцену его прощания с женой. Катерину она упрекает в том, что та «не воет по мужу» из-за расставания и вообще неправильно себя ведет, не зная правил приличия.
Варвара передает Катерине ключ и рассказывает о возможности свидания с Борисом.
Действие 3
Кабаниха беседует сначала со странницей Феклушей, а затем с купцом Диким. Эти эпизоды помогают нам лучше понять ограниченность и поверхностность взглядов жителей Калинова. Из последующего затем разговора Бориса и Кулигина читатель узнает о том, что за закрытыми дверями внешне благопристойных домов царит насилие и страдания. Главная мораль горожан — чтобы всё было «шито да крыто».
Принципа «делать можно всё, но тайно» придерживаются и появляющиеся в следующей сцене Варвара с Кудряшом. Молодого человека совсем не смущает, что он целуется с незамужней девицей. Варя, не задумываясь, обманывает мать и бегает через калитку на свидания с человеком, которого едва ли любит — скорее проводит с ним время от скуки.
Совсем другое отношение к любви у Катерины. Она бросается в любовь как в омут и вся отдается этому чувству. На протяжении десяти дней она встречается с Борисом и это время ей кажется самым счастливым в жизни.
Действие 4
В крытой полуразрушенной галерее от приближающейся грозы прячутся люди. Кулигин подходит к купцу Дикому и предлагает ему свои идеи по улучшению благосостояния города. Тот раздраженно его прогоняет.
Под своды заходит семейство Кабановых. Катерина дрожит, опасаясь грозы. Варвара пытается ее успокоить. Ситуация усугубляется тем, что снова появляется полусумасшедшая барыня и угрожает Катерине омутом и предстоящим адом. Главная героиня пытается молиться, но видит на стене галереи полуистлевший образ геенны огненной. Все эти совпадения поражают ее воображение и она не в силах больше скрывать свой грех. Катерина признается в измене мужу прямо на публике. Тихон пытается удержать ее от признания. Кабаниха злорадствует.
Действие 5
Тихон беседует с Кулигиным. Он признается, что ему жаль жену, хотя и пришлось ее «побить немножко», так как на этом настаивала «маменька». Также из беседы выясняется, что Варенька, не выдержав упреков со стороны матери, сбежала из дома с Кудряшом.
Катерина в последний раз встречается с Борисом. Он рассказывает ей о том, что дядя отправляет его на работу в Тяхту (Сибирь).
Примечание 3
После ухода Бориса Катерина произносит свой прощальный монолог. Многие критики и литературоведы считают его вторым кульминационным моментом в книге. Первый — это сцена признания в измене.
Встревоженный Тихон бросается на поиски жены, в этом ему помогают местные жители. Тело находит Кулигин. Он приносит Катерину на руках со словами, что теперь душа ее находится перед судьей, «который милосерднее вас».
Тихон упрекает мать в том, что это она погубила Катерину и в отчаянии падает на труп супруги.
Премьера в Петербурге[]
Через пару недель, 2 декабря 1859, спектакль впервые прошел в Петербургской императорской труппе на сцене Александринского театра в бенефис Ю. Н. Линской в роли Кабанихи; Дикой — Ф. А. Бурдин, Борис — Степанов, Тихон — А. Е. Мартынов (пресса назвала эту роль лучшей в творческой биографии этого выдающегося артиста), Катерина — Ф. А. Снеткова 3-я, Варвара — Е. М. Левкеева, Кулигин — П. И. Зубров, Кудряш — И. Ф. Горбунов, Феклуша — П. К. Громова.
И этот спектакль был встречен очень положительными рецензиями. Недовольство критики вызвал лишь актер Ф. Бурдин, исполнитель роли Дикого, которого обвинили в излишней суетливости и крикливости. Правда, некоторые критики отметили, что петербургская актриса Снеткова больше похожа на столичную барышню, чем на забитую полуграмотную провинциалку, но это ей быстро простили, это было мелочью по сравнению с поднятой темой.
Для А. Е. Мартынова роль Тихона стала не только одной из самых значимых, но и одной из последних — он был тяжело болен. Вот как писала в своих воспоминаниях о премьере «Грозы» в Петербурге и о А. Е. Мартынове Евдокия Панаева (дочь актера Петербургской императорской труппы Я. Г. Брянского и на тот момент жена литератора И. И. Панаева): «Я была на первом представлении „Грозы“ Островского. Мартынов так сыграл свою роль, что дух замирал от каждого его слова в последней сцене, когда он бросился к трупу своей жены, вытащенной из воды. Все зрители были потрясены его игрой. В „Грозе“ Мартынов показал, что обладает также замечательным трагическим талантом. В конце мая 1860 года Мартынов взял отпуск на лето, чтобы ехать лечиться на юг, потому что у него стала быстро развиваться чахотка. Островский отправлялся вместе с ним. Мартынов приехал проститься к Панаеву и долго просидел у нас. Он возлагал большие надежды на поправление своего здоровья от отдыха и южного климата, но его худоба, кашель и зловещий румянец на щеках пугали меня. <…> 28-го августа того же года получено было моим мужем из Москвы от Островского следующее письмо: „Горе, любезнейший Иван Иванович, большое горе! нашего Мартынова не стало. Он умер в Харькове на моих руках…“».
4 вариант
Драма «Гроза» Островского рассказывает историю жизни провинциального помещика Павла Владимировича и его семьи. Одним из главных персонажей пьесы является дочь Павла Владимировича — Катерина. Её трагическая история занимает одно из центральных мест в произведении.
Катерина была самой молодой дочерью Павла Владимировича. Её матерь умерла при родах, и она выросла без материнской любви и заботы
Вместе с отцом Катерина жила на деревне, где её красота и доброе сердце привлекали внимание всех окружающих
Однажды на деревню приехал купец Муравьев, который влюбился в Катерину. Но Павел Владимирович не согласен был на этот брак, поскольку Муравьев был старше Катерины и имел низкий социальный статус. Однако Катерина была настоятельна в своих намерениях и убедила отца разрешить брак.
Однако после свадьбы Катерина понимает, что её муж не такой, каким казался изначально. Муравьев оказался жестоким и эгоистичным человеком, который использовал Катерину в своих интересах. Он отправлял её на заработки в другие города и не проявлял должного уважения к ней.
Катерина страдала от беспощадности своего мужа, одиночества и несчастья, которые неизбежно привели её к трагическому финалу. Она закончила свою жизнь самоубийством, бросившись в реку.
Таким образом, трагедия Катерины в драме «Гроза» Островского — это история о том, как любовь может привести к большой боли и разочарованию. Катерина была жертвой общественных норм и предрассудков, которые препятствовали её настоящему счастью.
Вариант 3
Пьеса «Гроза» Островского затрагивает проблему отцов и детей, проблема, которая остается всегда актуальна в любые времена. Судьба героини несмотря на всю трагичность своей жизни, заставляет каждого прочитавшего произведение пересмотреть все свои взгляды на жизнь, заняться самореализацией и противостоять злу.
Согласно известным в литературе и теперь уже ушедшим в народ как устойчивое выражение словам критика Добролюбова, являет собой «луч света в темном царстве» среди окружающих ее лжецов, лицемеров, угнетателей и потакающих им безвольных простаков. Но так было не всегда. Катерина выросла в доме любящих и внимательных родителей, которые особо не напрягали дочь работой по хозяйству и уважали ее интерес к церкви. Религиозная героиня любила это место и считала его самым светлым местом на земле. Вера девушки не была навязана насильно родителями, и в целом детство и юность кати были беззаботными и счастливыми. В пьесе она вспоминает свое отрочество сравнивая с птицей, что находится в свободном полете.
До конца последующих событий в произведении выросшая в свободе и любви девушка так и не сможет смириться с новыми условиями жизни после своего замужества на Тихоне Кабанове. Сам новоиспеченный муж не издевается над женой, но его мать являет собой прост о зло в чистом виде. Она изводит всех в доме своими капризами, властным и упрямым поведением. Катерину Кабаниха, как ее неоднократно называют некоторые герои в пьесе, невзлюбила сразу. Своенравный деспотичный и несправедливо требовательный характер свекрови отравляет пребывание Кати в доме, масла в огонь подливает безвольный нрав мужа, который никак не заступается за свою жену и всячески потакает матери.
Ее в доме никто не понимает, добрая и милосердная она будто общается со всеми на непонятным для всех языком. В окружении злых невежей ей тяжело существовать, но однажды она встречает молодого образованного юношу Бориса. Ее влюбленность к нему становится настоящей отдушиной и загорает в ее сердце проблеск счастья и надежды.
Когда муж отъезжает из дома на несколько недель, катя подолгу проводит время с Борисом. Ее благородное, честное и порядочное сердце понимает, что изменяет своему мужу, но противиться свои чувствам ей тяжело. Верующая Катерина принимает свой поступок как грех, находясь в постоянном стрессе она начинает бледнеть и худеть. Надвигающаяся гроза кажется ей знаком небесной кары, она все воспринимает на свой счет. Не выдержав тяжести своего проступка, Катя признается мужу в измене, конечно же, Кабаниха тоже узнает всю правду.
Сочинение на тему Трагедия Катерины в Грозе
Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1860 году. В это время в обществе зрел протест. Назревали большие перемены. Описание событий происходит в небольшом заштатном городке Калинове, расположенном на берегу Волги. Город Калинов – чистый вымысел автора.
Центральное место в произведении занимает Катерина и ее трагедия. Она родилась и выросла в небогатой купеческой семье. Жизнь её в стенах родительского дома была вполне беззаботной. Любимую дочь холили и лелеяли, не утруждая работой. Дни её проходили весело и непринуждённо. При всей своей внешней миловидности, Катерина обладала решительным характером. Была смела в своих поступках. А в исключительных случаях могла быть упряма и непокорна.
Впервые её протест проявился, когда ей исполнилось шесть лет. Тогда, обидевшись на своих родителей, Катерина убежала на ночь глядя к реке. Села в лодку и отплыла от берега. Беглянку нашли утром, в десяти верстах от места побега.
В замужестве героиня не была счастлива. Её мужем стал тихий, безвольный Тихон, подавленный грозной и властной матерью. Марфа Игнатьевна Кабанова – так звали свекровь – была женщиной своевольной и деспотичной. Ей нравилось верховодить и руководить всем в доме. Всё в семье должно было происходить с согласия и одобрения домашнего тирана. Кабаниха не терпела неповиновения и чужое мнение её совершенно не интересовало. Таким был уклад жизни в доме Кабановых. И ничто, никакие потрясения не могли этого положения вещей поменять.
Катерина попала в семью, где самым ценным является богатство. Ни любви, ни уважения здесь нет и в помине. Героиня не видит уважения со стороны свекрови и не получает любовь и защиту от мужа. Судьба посылает ей Бориса Григорьевича. Её влечёт к нему, он кажется ей не таким, как все. Ей хочется, чтобы он освободил её от постылой жизни в доме Кабанихи. В своих мечтах она уносится с Борисом далеко от Калинова. Но Борис не способен сделать Катерину счастливой. Он сам зависит от своего дяди Дикого.
Отличительная черта Катерины – честность. Не умея лицемерить и изворачиваться, она призналась в совершённом грехе. Ей, выросшей в свободе и любви, тяжело находиться в царстве лжи и лицемерия. В обществе, где вместо любви и уважения взамен предлагают бесконечные унижения, ей не нашлось места. Сделав выбор в пользу свободы, Катерина идёт на берег реки. Ей не страшна смерть. Она видит в ней своё полное освобождение от всего ненавистного.
Премьера[]
Премьера прошла в московском Малом театре 16 ноября 1859 года в бенефис С. В. Васильева, исполнителя роли Тихона: в остальных ролях: Катерина — Л. П. Никулина-Косицкая (роль изначально писалась для нее), Дикой — П. М. Садовский, Борис — Чернышев или Н. И. Черкасов, Кабаниха — Н. В. Рыкалова (роль изначально сочинялась для Н.Рыкаловой), Варвара — В. В. Бороздина (эту роль А. Н. Островский изначально писал для актрисы, даже назвав персонаж ее именем; и эта роль считается лучшей в творчестве В.Бороздиной), Кулигин — В. А. Дмитревский, Кудряш — В
Д. Ленский (внимание: в аналогичной статье Русской Википедии ошибочная ссылка на Дмитрия Тимофеевича Ленского), Феклуша — С. П. Акимова.
Шумный успех постановки подытожил четкое и точное обращение к тематике. Пресса немедленно отозвалась восторгами и о самом спектакле, и об исполнительнице главной роли актрисе Л. Никулиной-Косицкой. Положительные рецензии вызвала и работа П. М. Садовского (исполнитель роли Дикого).
О том, что пьеса оказалась своевременной и затронула самые «больные» социальные аспекты, тут же после первой же постановки писал критик «Отечественных записок» С. С. Дудышкин, охарактеризовав место действия: «<…> в городке, в котором люди умеют богатеть, в котором непременно должна быть одна большая, грязная улица и на ней нечто вроде гостиного двора, и почётные купцы, о которых г. Тургенев сказал, что они „трутся обыкновенно около своих лавок и притворяются, будто торгуют“ — в этаком-то городке, каких мы с вами видали много, а проезжали, не видав, ещё более, произошла та трогательная драма, которая нас так поразила».
История создания «Грозы» Островского
И. С. Тургенев отзывался об этом произведении весьма положительно, с особенным трепетом и восторгом подчеркивал огромный писательский талант А.Н.Островского. История создания «Грозы» Островского восходит к общественно-политической ситуации в стране в период пятидесятых — шестидесятых годов XIX века. Это был переломный момент в истории и общественной мысли. В тот период стало появляться все больше литературы обличительного характера, и творчество А.Н. Островского пришлось ко времени. Темы, которые тогда пользовались популярностью и вызывали значительные споры: крепостное право, положение женщины в обществе и разночинная интеллигенция. А.Н. Островский в «Грозе» поднимает не менее актуальную тему — домашней тирании, господства денег над жизнью и значением человека.
Годом написания драмы считается 1859-й, тогда же появились первые постановки пьесы в лучших и Петербурга. В печати произведение появилось годом позже (1860). История создания «Грозы» Островского показывает, что произведение максимально полно отразило общественно-политическую мысль того времени.
Вариант 2
Катерина – самое главное действующее лицо наполненной трагизма и драмы известной пьесы Островского «Гроза». Чтобы понять характер и увидеть настоящий образ этой светлой девушки с печальной судьбой, необходимо заглянуть глубже в ее душу.
В свои детские годы Катя была счастливым и любимым в семье ребенком. Она росла в благополучной религиозной семье у заботливых и внимательных родителей. Ее берегли и баловали, по двору особо работой не нагружали, она только занималась обработкой растений и ходила в церковь. Походы в церковь особенно нравились девушке, это приносило ей умиротворение, радость и покой. Такая атмосфера вырастила Катю спокойной, добродушной, честной, но очень ранимой и наивной, что сыграет с ней злую шутку в будущем.
Мир Катерины перевернется полностью вверх ногами после ее замужества на Тихоне Кабанове – сыне известной в городе купчихи, властной женщины с невыносимым характером. Кабаниха, как его кличут все в пьесе, отравляет своей злобой не только всю прислугу в доме, но и домочадцев, в особенности свою невестку Катю. Несмотря на то что девушка вышла замуж без любви, она все же надеется на то, что вскоре полюбит мужа и будет счастлива. Но все портит плохое и издевательское отношение Кабанихи к девушке и полное подчинение безвольного Тихона власти своей матери и неспособность защитить свою жену. В целом в доме купчихи нет ни одного положительного действующего лица, которое бы могло сострадать и хоть как-то противостоять злобе хозяйки.
Вся эта отрицательная гнетущая атмосфера отравляет светлую и чистую душу Катерины. Нежная и открытая миру девушка с каждым днем будто увядает, но в ее душе все же загорается лучик надежды в новых любовных чувствах к местному племяннику известного в городе купца Борису. В итоге это приводит к тому, что Катерина соглашается на тайную встречу с молодым человеком, прекрасно понимая, что будет по факту изменой своему законному мужу. Но для Кати любовь это светлое чувство и противиться этому она не может.
Для религиозной Катерины измена – это грех, который тяжелым грузом теперь висит на сердце, но в то же время в минуты встреч с Борисом она наконец-то по-настоящему за долгое время счастлива. Вина за содеянное все-таки перевешивает, и честная и добрая девушка признается в содеянном мужу. Однако и признание уже не приносит Кате никакого облегчения и только смерть видится ей единственным выходом из с, хотя он и очень религиозна. Она уже не боится смерти и спокойно принимает свою судьбу, что показывает храбрую натуру Кати, ведь суицид – это большое согрешение в христианстве и кара за это ожидает ужасная.
Храбрость и последний бунт молодой девушки будто заряжает и Тихона на противостояние непоколебимому и упрямому характеру его матери. Преодолев свой тихий и запуганный властью матушки нрав, вдовец, обвиняет ее в смерти своей жены.
Вариант 6
Душевная трагедия Катерины в пьесе «Гроза» — это история о женщине, попавшей в запутанную сеть обстоятельств и своих собственных эмоций. Катерина молода, красива и полна энергии, но ее жизнь страдает от внутренней трагедии.
С самого начала пьесы мы видим, что Катерину преследуют чувства недостаточности и нежелания быть покорной. Ее красота, по мнению леди, «ведет» ее к неприятностям, к которым она сама себя толкает. Она чувствует себя одинокой и не пытается скрыть свои истинные чувства. Она не знает, как обманывать и скрывать, и поэтому она выражает свою правдивость и открытость.
Катерина также выражает свое стремление к свободе и приключениям. Она чувствует себя как птица, желающая улететь на свободу. Ей хотелось бы путешествовать по Волге, петь песни и наслаждаться жизнью. Ее энергия и страсть приводят к сочувствию и пониманию ее персонажа.
Однако, несмотря на все это, Катерина ощущает тяжесть своей судьбы. Она рассказывает о своей жизни в девичестве, о том, что ее мать дотировала ее, не заставляя работать, и какие мечты и фантазии ее посещали в то время. Она стремилась к свободе и жила беззаботно, как птица в дикой природе. Но теперь она чувствует, что все это уже увядло и пропало.
Главная драма Катерины заключается в ее запретной любви к Борису. Она признается, что уже давно влюблена в него и что его появление в ее жизни изменило ее. Она была готова следовать за ним в конце света и не оглядываться. Ее страсть и преданность Борису приводят к ее падению и гибели.
Катерина переживает душевную трагедию, потому что она осознает, что ее любовь греховна и неправильна. Она живет в строгой религиозности и испытывает чувство вины за свои чувства. Она отказывается молиться за этот грех и считает, что она рушит свою душу. Этот внутренний конфликт мучает ее и оказывает роковое влияние на ее решение совершить самоубийство.
В конце пьесы Катерина сталкивается с невозможностью быть с Борисом и понимает, что она принесла ему только неприятности. Она осознает, что ее любовь не исправляет ее положения, а только ухудшает ее состояние. Она ощущает вину и понимает, что погрязла во лжи и предательстве.
История Катерины в «Грозе» — это рассказ о женщине, которая стала жертвой своих собственных эмоций и обстоятельств. Ее любовь и страсть требуют слишком больших жертв, и она понимает, что ее судьба заключается во вечном подчинении и страдании. Ее гибель — последний акт ее внутренней трагедии.
Однако, несмотря на все ее ошибки и горе, Катерина остается сильным и сочувствующим персонажем. Ее история вызывает сострадание и понимание, и мы видим, что она боролась со своими внутренними демонами до конца.
Мне нравится1.6 k.Не нравится984
Сочинение на тему Трагедия Катерины в Грозе
Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1860 году. В это время в обществе зрел протест. Назревали большие перемены. Описание событий происходит в небольшом заштатном городке Калинове, расположенном на берегу Волги. Город Калинов – чистый вымысел автора.
Центральное место в произведении занимает Катерина и ее трагедия. Она родилась и выросла в небогатой купеческой семье. Жизнь её в стенах родительского дома была вполне беззаботной. Любимую дочь холили и лелеяли, не утруждая работой. Дни её проходили весело и непринуждённо. При всей своей внешней миловидности, Катерина обладала решительным характером. Была смела в своих поступках. А в исключительных случаях могла быть упряма и непокорна.
Впервые её протест проявился, когда ей исполнилось шесть лет. Тогда, обидевшись на своих родителей, Катерина убежала на ночь глядя к реке. Села в лодку и отплыла от берега. Беглянку нашли утром, в десяти верстах от места побега.
В замужестве героиня не была счастлива. Её мужем стал тихий, безвольный Тихон, подавленный грозной и властной матерью. Марфа Игнатьевна Кабанова – так звали свекровь – была женщиной своевольной и деспотичной. Ей нравилось верховодить и руководить всем в доме. Всё в семье должно было происходить с согласия и одобрения домашнего тирана. Кабаниха не терпела неповиновения и чужое мнение её совершенно не интересовало. Таким был уклад жизни в доме Кабановых. И ничто, никакие потрясения не могли этого положения вещей поменять.
Катерина попала в семью, где самым ценным является богатство. Ни любви, ни уважения здесь нет и в помине. Героиня не видит уважения со стороны свекрови и не получает любовь и защиту от мужа. Судьба посылает ей Бориса Григорьевича. Её влечёт к нему, он кажется ей не таким, как все. Ей хочется, чтобы он освободил её от постылой жизни в доме Кабанихи. В своих мечтах она уносится с Борисом далеко от Калинова. Но Борис не способен сделать Катерину счастливой. Он сам зависит от своего дяди Дикого.
Отличительная черта Катерины – честность. Не умея лицемерить и изворачиваться, она призналась в совершённом грехе. Ей, выросшей в свободе и любви, тяжело находиться в царстве лжи и лицемерия. В обществе, где вместо любви и уважения взамен предлагают бесконечные унижения, ей не нашлось места. Сделав выбор в пользу свободы, Катерина идёт на берег реки. Ей не страшна смерть. Она видит в ней своё полное освобождение от всего ненавистного.
Работа над пьесой[]
Трагедия, легшая в основу сюжета, не была для российского быта шибко новой: затравленные девушки кончали собой нередко. О подобном можно было прочитать в газетах. И все бытовые детали А. Н. Островский тоже взял из жизни. За автором к этому времени уже закрепилась слава бытописателя — он изучал типажи своих персонажей и переносил их в рукописи; критик Н. А. Добролюбов называл произведения А. Н. Островского «пьесами жизни». Однако А.Островский — сам москвич, и большинство его драматургических произведений — это зарисовки московской купеческой жизни, которую автор хорошо знал и из которой сам происходил. А вот в пьесе «Гроза» действие происходит в провинциальном уездном городе
И в этом тоже угадывается какое-то особое действие автора — он вынужден что-то сказать, высказаться, обратить на что-то общественное внимание.
С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. П. про такой же сон…». Л. П. — это актриса Любовь Павловна Косицкая, с которой у молодого драматурга были очень непростые личные отношения: оба имели семьи. Мужем актрисы был артист Малого театра И. М. Никулин. А Александр Николаевич тоже имел семью: он жил в гражданском браке с простолюдинкой (как и он сам — тоже не аристократ) Агафьей Ивановной (фамилия, к сожалению, неизвестна), с которой имел общих детей (все они умерли еще детьми). С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет.
Именно для Любови Павловны Косицкой предназначалась роль Катерины, и автор приписал главной героине своей пьесы какие-то черты характера самой актрисы; она же стала первой исполнительницей роли.
Пьеса была начата Александром Островским в июле, а закончена 9 октября 1859 года, причем для ее написания он отвлекся от другой работы — он писал в это время пьесу «Старый друг лучше новых двух». Видно, сюжет «Грозы» настолько захватил самого драматурга, что заставил отбросить всё остальное. У этих двух пьес — «Старый друг лучше новых двух» и «Гроза» — общая тема: женская любовь; но как же по-разному она предстает! Оленька из «Старого друга» (который лучше новых двух), вполне способна сама распоряжаться своей любовью и собственной жизнью — она портниха и всегда найдет работу, — и это пьеса комедия. А любовь Катерины из «Грозы» — обречена на непонимание и горе. Лишь после окончания написания «Грозы» Островский вновь вернулся к предыдущей работе.
Хотя пьеса «Гроза», безусловно, социальное произведение, нельзя отталкивать и ее литературные особенности, без которых не прозвучала бы и основная социальная направленность. Драматург использует в первую очередь символику, сопутствующую пьесе от начала — когда местный житель Кулигин поет протяжную грустную народную песню «Среди долины ровныя…», олицетворяющую русскую глубинку, — и до самого ее конца с разве́рзнувшейся настоящей грозой.
Ныне рукопись пьесы «Гроза» хранится в Российской государственной библиотеке.
Пьеса «Гроза» продолжала эстетические новаторства драматурга — бытовой реализм, без пафоса и героики. Это вызывало неприятие у преверженцев старых актерских традиций, рассматривавших искусство театра в первую очередь именно как пафосность и уход от повседневности. Известно, что выдающийся московский артист старой категории Михаил Семёнович Щепкин в знак протеста покинул репетицию «Грозы», проводимую самим А. Островским.
Характеристика
Калинов — небольшой город на берегу Волги, который стал местом действия пьесы А.Н. Островского “Гроза”. Образ города занимает центральное место в произведении.
Действие драмы “Гроза” происходит в небольшой, но очень живописном и красивом городе. Калинов расположился на берегу могучей полноводной русской реки Волги. Однако необыкновенный вид, прекрасные пейзажи города в сочетании с невежеством, жестокостью, дикостью жителей Калинова представляют унылую, безрадостную атмосферу.
Действия пьесы относятся к началу 19 века. Обитателями города Калинов являются купцы, мещане и крестьяне. В большинстве своем это малообразованные неграмотные люди, они не читают газет и книг, а информацию узнают из сплетен. Жизнь бедных слоев общества в Калинове очень трудна: людям приходится много работать, а спят они всего по 3 часа в сутки.
Главными представителями невежества и жестокости города являются Марфа Игнатьевна Кабанова — глава семейства Кабановых, которую в простонародье называют просто “Кабанихой” и Савел Дикой — зажиточный купец, влиятельно лицо в Калинове. Эти два героя похожи друг на друга, их отличает авторитарный характер, приверженность к старым порядком, неуважительное отношение к окружающим. Кабаниха и Дикой — малограмотные, невежественные люди. К примеру, Савел Дикой считает, что гроза посылается в наказание горожанам, а старая Кабанова охотно верит странице Феклуше, что есть неведомые страны, где живут люди с собачьими головами. Богатые жители Калинова тиранят своих домочадцев, делая их жизнь трудной и безрадостной (семьи Кабанихи и Дикого).
Однако и в темном царстве находится свой луч света. В пьесе Островского это образ молодой, мечтательной девушки Катерины, невестки Кабанихи. Как и все в доме Кабановых она терпит от свекрови незаслуженные оскорбления и унижения. От остальных жителей Калинова Катерину отличает искренность и доброта, но в девушке не находится достаточно стойкости, чтобы противостоять враждебности и несправедливости, царящих в городе.
Нельзя говорить о городе, не рассматривая нравы и обычаи его жителей. Не смотря на все свое внешнее великолепие Калинов является мрачным, жестоким местом, где рушатся надежды, ломаются судьбы, где царят невежество и неуважение друг к другу. Калинов наполнен прекрасными пейзажами, захватывающими видами природы, но только не кому любоваться красотой родного города.