Образ базарова в романе «отцы и дети»

В чем трагедия евгения базарова в романе отцы и дети тургенева сочинение 10 класс

10 класс

Евгений Базаров — один из главных персонажей романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева, представитель нового поколения интеллигенции, которое отвергало старые нормы и традиции общества XIX века. Он был человеком свободным мысли и открыто презирал все формы авторитетности.

Трагедия Базарова заключается в том, что он не мог найти свое место в жизни и оказался на перепутье, когда его убеждения не смогли помочь ему в решении жизненных проблем.

Одной из самых больших трагедий Базарова стала любовь к Анне Сергеевне Одинцовой. Его безразличие к женщинам и отношение к ним как к объекту для удовлетворения своих потребностей, напоминало циничную философию Ницше. Но когда он встретил Анну Сергеевну, все его убеждения пошатнулись — он осознал, что не может контролировать свои чувства и стал зависим от нее.

Однако, Анна Сергеевна не была готова к таким отношениям, и она отвергла его. Базаров не мог принять это, и почувствовал, что потерял смысл жизни. Он стал болеть и вскоре умер.

Таким образом, трагедия Базарова заключается в его невозможности найти свое место в жизни и преодолеть свой кризис идентичности. Его конфликт со старыми ценностями и традициями, а также его любовь к Анне Сергеевне стали причинами его гибели.

Сила и слабость базаровского нигилизма

Главным героем произведения Отцы и дети является Евгений Базаров. Он именует себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, базирующиеся на отвержении прошлого опыта человечества, на уничтожении обычаев и норм социума.

Положительной стороной этой теории является отрицание самодержавия и крепостного права. Базаров осуждает старшего Кирсанова за то, что он ничего не создает. Паразитизм высших классов нагляден.

Базаров порицает искусство делать деньги. Он не добивается личного обогащению, а хочет безвозмездно работать для науки. Эта любовь к труду связана с его теорией. Его нигилизм направлен утверждением материалистического воззрений и развитием науки. Стремление последователей этой теории ничего не принимать на веру, все анализировать, добиваться знаний разумом и трудом очень похвально и заслуживает лишь одобрения.

Мощной стороной его теории является борьба против необразованности. Он переживает запуганность народа. Базаров – демократ. Он выступает за то, чтобы народ имел права. Пробуждение мировоззрения низших классов – часть его программы.

Слабыми являются взгляды героя на искусство, любовь, природу. Он их не ценит. Евгений распространяет мнение о потребительском отношении к природе.

Нигилист насмешливо высказывается о Пушкине. Он критически относится к поэзии, которую не читает. Базаров считает, что внимания достойны лишь те книги, которые приносят практическую пользу. Евгений утверждает, что химик всегда лучше литератора.

Такое отношение к прекрасному говорит об недостатке культуры. Нигилисты не следуют правилам поведения. Поэтому Евгений ведет себя грубо.

Вульгарный материализм сводит все к ощущениям. Есть люди, которым приятно быть порядочными, другим нравится их аморальность. Воззрения главного героя отражаются также в его научной деятельности. Он полагает, что все люди одинаковы. Этим Евгений отвергает психические особенности личности.

К прекрасному полу главный герой относится бесстыдно. Евгений отрицает брак, семью и родственные чувства. Он не навещает отца и мать 3 года. Он не хочет заводить семью и детей.

Базаровский нигилизма неоднозначное явление. С одного боку, герой стремится к прогрессу, осуждает бедность, невежество народа, ничтожность высших классов. Но слабость его взглядов состоит в том, что у него нет позитивной программы действий. Евгений — разрушитель, который не предлагает взамен уничтоженного ничего.

Базаров — выдающаяся интеллектуальная личность

Базаров является центральной фигурой романа и воплощает собой идеал «лишнего человека». Его ум и способности находятся вне привычных рамок общества, что ставит его в некоторой оппозиции к окружающим.

Базаров — представитель нового поколения, научно мыслящих людей, которые стремятся разрушить старые предрассудки и идеализм русской интеллигенции. Своими прогрессивными взглядами и критическим отношением к прошлому Базаров становится своеобразным символом новой эпохи.

Он пытается привнести в жизнь научный подход, отвергая все сентиментальное и бессмысленное. Базаров стремится к прагматическому применению научных знаний и отвергает мистицизм и идеализм, что делает его личностью весьма противоречивой и неоднозначной.

Базаров, хотя и является эрудированным и умным человеком, страдает от одиночества, чувства отчуждения и пустоты внутри себя. Он не может полностью принять и вписаться в общество своего времени. В то же время, его гениальность и уникальность делают его выдающейся интеллектуальной личностью.

Таким образом, Базаров можно назвать выдающейся интеллектуальной личностью своего времени, несмотря на его противоречивость и чувство отчуждения. Его критическое и научное мышление, стремление к разрушению устоявшихся традиций и открытие новых горизонтов в науке делают его незаменимым и значимым персонажем в романе «Отцы и дети».

Разоблачение нигилизма

В романе «Отцы и дети» показаны внутренние изменения Евгения Васильевича Базарова. Холодный человек, который не любит рассуждать о своих чувствах даже с самим собой, стал понимать, что его теория не прошла проверку жизнью. Отрицая любовь, Базаров влюбился, понял, что он романтик. И признание этого факта говорит о том, что Базаров признает поражение нигилизма. Пытаясь жить в соответствии с принципами нигилизма, Базаров постепенно понимает, что жизнь сложна, чтобы его убеждения были правдой. Перед смертью Базаров понимает, что он не гигант, коим себя считал, потому что умирает глупо и нелепо

Ему важно проститься с Одинцовой, любовь к которой он уже признал

История создания

Идея «Отцов и детей» начала формироваться у Тургенева в 1860 году, когда тот пребывал в Англии на острове Уайт. Прообразом Евгения Базарова стал молодой врач из провинции, случайный попутчик Тургенева, с которым писатель ехал в поезде. Поездка оказалась сложной — колею занесло снегом, поезд на сутки остановился на какой-то крошечной станции. Тургеневу удалось плотно пообщаться с новым знакомым, они проговорили ночь, и писатель оказался сильно заинтересован собеседником. Случайный знакомый писателя оказался нигилистом. Взгляды этого человека и даже его профессия легли в основу образа Базарова.

Иван Тургенев

Сам роман был создан быстро, в сравнении с тем, с какой скоростью Тургенев работал над другими произведениями. От идеи до первой публикации прошло меньше двух лет. План книги писатель составил в Париже, куда приехал осенью 1860 года. Там же Тургенев начал работать над текстом. Автор планировал закончить работу к весне того же года, чтобы привезти в Россию готовый к публикации текст, но творческий процесс застопорился. Зима ушла на то, чтобы написать первые главы, а к весне 1861-го роман был закончен только наполовину. Тургенев писал в письме:

Автор заканчивает работу летом 1861 года, уже на родине, в селе Спасское. К сентябрю внесены правки, и Тургенев возвращается с романом в Париж, чтобы там прочитать текст друзьям, кое-что исправить и дополнить. Весной 1982 года «Отцы и дети» впервые публикуются в журнале «Русский вестник», а осенью выходят отдельной книгой.

Евгений Базаров

В этой окончательной версии образ Базарова делается менее отталкивающим, автор избавляет героя от некоторых неприглядных черт, и на этом эволюция персонажа заканчивается. Сам Тургенев так описывал Базарова в списке действующих лиц, когда составлял предварительный портрет героя:

Взгляды на жизнь

Отношение к жизни складывается из отношений к окружающим, к труду, к самому себе.

Отношение к родителям

Мать для Базарова всего лишь домохозяйка. Он иронично относится к ее наивной простоте, набожности. Она не может быть достойным собеседником для него. Он даже не знает, о чем можно поговорить с тем, кто за свою жизнь прочел лишь одну книгу, и то не ученый труд, а какой-то сентиментальный роман.

Отца Базаров упрекает в том, что тот придерживается традиционных способов врачевания, уповая на Божью помощь.

Несмотря на расхождение в мировоззрении, Базаров любит своих родителей, но, в отличие от них, не говорит об этом открыто, скрывая свои эмоции под маской нигилистических убеждений.

Его чувства раскрываются в период болезни. Одинцовой он открыто говорит, как любит своих старичков, что таких светлых, как они, больше нигде не найдешь.

Отношение к аристократии

Для Евгения Васильевича аристократия – бесполезный слой общества. Герой не разделяет вдохновленного отношения Павла Петровича Кирсанова к дворянству (спор за обеденным столом, ироничное поведение в гостях).

По мнению Базарова, дворяне не приносят пользы государству, а лишь кичатся регалиями своих предков. Основным занятием аристократов Базаров называет безделье и пустословие.

Большой Бейсуг

Параллели между сюжетами двух романов на этом не кончаются: у каждого Евгения свой младший друг; в обоих романах по соседству живут две сестры-помещицы; очень непростым отношениям между Базаровым и Анной Сергеевной как бы соответствует несостоявшаяся любовь между Онегиным и Татьяной, а роман Ленского с Ольгой, конечно же, закончился бы так же, как роман Аркадия с Катей, останься Ленский в живых.

Кстати, в обоих романах есть дуэль, на которой тот, для кого дуэль — нелепый предрассудок, ранит того, для кого дуэль — дело чести. Вообще для обоих Евгениев характерно пренебрежительное отношение к нормам, которые считаются общепринятыми в окружающей среде. Наконец, основное действие обоих романов происходит в деревне, куда герои приезжают из столицы. И еще: и Онегин, и Базаров всегда одиноки.

Не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается? Но если это не так, если базаровский дух заразит целые поколения русской интеллигенции — что тогда? Тургенев не нашел ответа на этот вопрос. На него ответила история…

Вариант 2

Передо мной великий роман «Отцы и дети», написанный Иваном Сергеевичем Тургеневым. Он был создан на стыке перемен: за год до официального освобождения крестьян от крепостного права. Несмотря на то, что источник политизирован и наполнен идеей новаций того времени, он представляет интерес, поскольку раскрывает много проблем. Помимо проблем поколений, в бессмертном детище писателя раскрыты темы нравственности, искусства, природы, ценности дружбы, выбора, предназначения человека и ряд других вопросов.

Центральный персонаж картины — Евгений Базаров — герой, разительно отличающийся от других персонажей книги. Это «новый» человек своего времени, выступающий против религии, монархии, крепостничества и старых устоев. Это антипод старшему поколению, загнанному в рамки традиций и моральных устоев. Иван Сергеевич, не боясь критики и политической ссылки, специально создает нигилиста. Нигилизм его героя проявляться во всех сферах жизнедеятельности. Евгению не нравится искусство, он презирает дворянский пафос. Единственное, о чем он печется, это о жизни крестьян, с которыми он сталкивается ежеминутно. Базаров считает, что нельзя говорить об искусстве и скупать картины, когда русские простые люди умирают с голода. Работящий парень относит себя к простым людям, хотя и корит их за необразованность и стремится поучать.

Придя домой к своему другу дворянину Аркадию, он с порога демонстрирует, что дворянский род и возраст — не авторитет для него. При жарких дебатах с Павлом Петровичем Евгений проявляет себя нетерпимо. Их спор в конце заканчивается дуэлью.

10 класс

Евгений Базаров — один из главных персонажей романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева, представитель нового поколения интеллигенции, которое отвергало старые нормы и традиции общества XIX века. Он был человеком свободным мысли и открыто презирал все формы авторитетности.

Трагедия Базарова заключается в том, что он не мог найти свое место в жизни и оказался на перепутье, когда его убеждения не смогли помочь ему в решении жизненных проблем.

Одной из самых больших трагедий Базарова стала любовь к Анне Сергеевне Одинцовой. Его безразличие к женщинам и отношение к ним как к объекту для удовлетворения своих потребностей, напоминало циничную философию Ницше. Но когда он встретил Анну Сергеевну, все его убеждения пошатнулись — он осознал, что не может контролировать свои чувства и стал зависим от нее.

Однако, Анна Сергеевна не была готова к таким отношениям, и она отвергла его. Базаров не мог принять это, и почувствовал, что потерял смысл жизни. Он стал болеть и вскоре умер.

Таким образом, трагедия Базарова заключается в его невозможности найти свое место в жизни и преодолеть свой кризис идентичности. Его конфликт со старыми ценностями и традициями, а также его любовь к Анне Сергеевне стали причинами его гибели.

Трагическая судьба Базарова: история и значимость

Трагическая история Базарова начинается с его конфликта и разрыва с авторитетным отцом. Этот конфликт символизирует столкновение двух поколений, старых и новых идей, и противопоставляет Базарова всему традиционному и консервативному. Он отказывается от привязанностей к родине, семье и даже своей возлюбленной. Базаров ставит на первое место свои научные исследования и абстрактные идеи.

Значимость образа Базарова заключается в том, что он является символом разрыва между прошлым и будущим, между старыми и новыми идеями. Его трагическая судьба представляет собой иной вид героизма — героизм мысли. Он показывает, что жизнь и идеалы не всегда совпадают, и сомнения и идеи могут стать препятствием в поиске счастья и своего места в мире.

Базаров — символ смены эпох и идеологий, он предрекает наступление новой эры, отвергая старые идеалы и стандарты. Его революционные взгляды и бескомпромиссность вызывают восторг и уважение у молодежи того времени. В то же время, трагический исход его жизни является предостережением о невозможности совмещения научных идеалов с личной счастью и исполнением.

Таким образом, трагическая судьба Базарова отражает внутренний конфликт между старым и новым, иллюстрирует сложность выбора между идеалами и жизнью, а также показывает важность баланса между интеллектом и чувствами. Этот образ остается актуальным и в наши дни, напоминая нам о вечных противоречиях человеческой природы

Сочинение 4

Главным героем романа является Евгений Базаров. Он вырос в семье лекаря и стал продолжателем его традиций. Наука, как он считает, главная часть его жизни. Базаров умен, несколько циничен, но, безусловно, в душе он добрый человек, пытающийся помочь людям. Его жизненная позиция строится на отрицании всей духовных аспектов, он не признает религию, живопись, литературу и другие виды искусства. Не принимает Базаров и любви, рассматривая ее лишь с точки физиологии.

Базаров – нигилист, но не такой как Ситников и Кукшина, для которых нигилизм является лишь маской, под которой можно спрятать внутреннюю несостоятельность и пустоту. Евгений верит в свое учение, он пылко постаивает свои взгляды. Главная цель – служит на благо людям, приносить конкретную пользу.

Конечно, читая роман, можно заметить, что герой относится к окружающим с явной долей снисходительности. Считает неприемлемым такие понятия, как дружба, привязанность, сочувствие, взаимопомощь.

Но его взглядам суждено было разрушиться. Он полюбил, и его чувство было настолько неприемлемым для него же самого. Мировоззрение Базарова, который дышал своим негилизмом, стало манятся. Он стал понимать, что любовь, чувства – это очень важные составляющие жизни. Конечно, Тургенев мог показать в романе, как сильный человек постепенно откажется от своих убеждений, но он не стал этого делать. Эпизод смерти Базарова, наверное, самый важный в романе. Если раньше читатель видел холодного и циничного человека, то теперь на его место пришел другой человек, любящий жизнь, понимающий, что семья и любовь – это немаловажный фундамент для существования людей.

Почему же Тургенев умертвил своего персонажа? Этим он показал свое отношение к негилизму, всю его хрупкость и настоятельность. Ведь нельзя лишить людей духовных аспектов, которые воспитывают и взращивают самые лучшие качества в человеке: взаимопомощь, сострадание, любовь.

Краткая характеристика Евгения Базарова

Евгений Васильевич Базаров — будущий доктор, старший друг Аркадия Кирсанова. Базаров является нигилистом по своим убеждениям. Он — умный, ироничный и насмешливый человек. Окружающие боятся его острого ума и прямоты. Евгений Базаров не признает искусство и романтику. Он не восхищается природой, не верит в любовь и брак.

Однажды Базаров влюбляется в молодую вдову Анну Сергеевну Одинцову. Он упрекает себя за слабость и презирает в себе это романтическое чувство — любовь к женщине. Страдая от неразделенной любви, Базаров ищет утешения в работе.

Базаров — яркий представитель молодежи второй половины XIX века. Нигилизм был очень популярен и «моден» среди молодежи той эпохи. Однако вскоре интерес к нигилизму угас, как и к остальным модным течениям.

Внешность героя

Интересен портрет главного героя. Евгений Васильевич отнюдь не красавец: худое лицо, широкий лоб, кверху плоский, книзу заостренный нос, большие глаза, висячие бакенбарды. Красные руки Базарова характеризуют его как рабочего человека, которому свойственен тяжелый труд.

Описывая своего героя, Тургенев отмечает, что тот не был модно одет – носил длинный балахон с кистями. Внешний вид для героя не главное, это лишь оболочка, за которой прячется ум.

Стоит обратить внимание на речь и лексику героя. Базаров немногословен, он говорит кратко и по делу, подчеркивая свою решительность и уверенность

В своей речи он использует различные термины, что подтверждает его увлечения естественными науками. Лексика героя оценочна и народна: «тертый калач», «славный малый».

Характеристика героев романа

Биография

Евгений Базаров

Евгений Базаров в гостях у Кирсановых

Павел Кирсанов — гордый аристократ, приверженец либеральных идей, офицер в отставке. За плечами у героя трагическая любовь, которая приключилась с ним в годы юности. В Фенечке, дочери экономки и любовнице своего брата Николая, он видит некую княгиню Р., бывшую возлюбленную. Неприятная ситуация с Фенечкой становится поводом для дуэли между Павлом Петровичем и Базаровым. Последний, оставшись с Фенечкой один на один, целует девушку, чему Павел Кирсанов оказывается возмущенным свидетелем.

Павел Кирсанов и Николай Кирсанов

Евгений Базаров придерживается революционных и демократических взглядов, окружение либералов-Кирсановых герою идейно чуждо. С Павлом Петровичем герой постоянно спорит об искусстве, природе, человеческих отношениях, дворянстве, — персонажи ни в чем не находят общего языка. Когда Базаров влюбляется в Анну Одинцову, богатую вдову, ему приходится пересмотреть некоторые взгляды на природу человеческих чувств.

Но взаимопонимания Евгений не находит. Анна считает, что безмятежное спокойствие — главное в жизни. Волнения не нужны героине, Анна относится к Базарову с некоторой симпатией, но на признание не отвечает, чтобы не тревожиться.

Анна Одинцова

Побывав в имении Одинцовой, Базаров вместе с Аркадием на три дня едет к родителям, а оттуда назад в имение Кирсановых. Как раз в это время происходит сцена заигрывания с Фенечкой, после которой Павел Петрович и Базаров стреляются на дуэли.

После этих событий герой решает посвятить жизнь медицинской практике. Отношение к труду у Евгения было таково, что сидеть без дела он не мог. Только труд оправдывал существование. Базаров возвращается в имение матери, где принимается лечить каждого, кому необходима медицинская помощь.

Аркадий Кирсанов

Проводя аутопсию человека, умершего из-за тифа, герой нечаянно ранит себя и через некоторое время умирает из-за заражения крови. После смерти героя над тем, будто в насмешку над взглядами Базарова, проводят религиозный обряд — штрих, завершающий трагическую судьбу героя.

Внешность героя Тургенев описывает следующим образом: у Базарова длинное и худое лицо, широкий лоб, нос заострен книзу, глаза большие, зеленоватого оттенка, висячие бакенбарды песочного цвета.

Внешность Евгения Базарова

Смысл жизни герой видит в том, чтобы расчистить место в обществе для ростков нового, однако скатывается в полное отрицание культурного и исторического прошлого человечества, заявляя, что искусство Рафаэля не стоит ломаного гроша, а обществу нужны исключительно мясники и сапожники.

Черты характера

Самой яркой и заметной чертой его характера является простота

Тургенев часто акцентирует на этом внимание, через слова друзей и знакомых Базарова, например, его друга Аркадия

Стоит отметить незаурядный ум героя. Он проявляется не только в изучении медицины, но и в других его занятиях. Понимая это, Базаров становится весьма самоуверен, убеждаясь в личностном превосходстве над остальными людьми. Это становится причиной резкой критики и едких замечаний в адрес собеседников. Еще Евгения можно назвать самолюбивым. Павел Петрович (дядя его друга) отмечает, что человек с таким характером не сможет быть хорошим врачом. Базаров же считает его человеком положительным, но неинтересным. В сложной ситуации Евгений умеет держать себя в руках. Образ Базарова весьма интересен его тягой к противоречию. Взгляды его на большинство вещей нестандартны, отличны от общепринятых. Изначально кажется, что он просто отрицает любые традиции и взгляды старшего поколения, но затем мы видим, что его позиция всегда аргументирована, он может доказать свою правоту. Базаров — человек конфликтный. Он часто затевает споры с любым собеседником, несмотря на его положение и возраст. Своего оппонента он всегда слушает и анализирует его слова.

Даром красноречия этот герой не отличается — он любит говорить просто и грубовато, часто используя пословицы и поговорки. К простому народу Базаров относится довольно пренебрежительно, высмеивая его неграмотность и набожность. Несмотря не это, Евгений все-таки ближе к простым людям, чем к дворянам. Он жалеет мужиков из-за их сложного материального положения.

Второй пример написания сочинения по направлению Отцы и дети, для подготовки к итоговому сочинению.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: