Сочинение по поэме василий теркин (8 класс)

Сочинение на тему: человек на войне в поэме твардовского «василий теркин»

Анализ главы «Переправа»

В главе «Переправа» Твардовский определяет отличие этой войны от всех предыдущих: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле». В этих словах выражается авторская позиция, авторская оценка происходящего, определяющая и его взгляд на события и героев, и его отношение к ним. Подвиг Тёркина, описанный в этой главе, стал составной частью общего подвига «ребят», выполнивших свое задание ценой потерь: «Этой ночи след кровавый В море вынесла волна». «Вцепившийся» в правый берег «первый взвод» не оставлен на произвол судьбы, о нем помнят и переживают, ощущая свою вину: «Словно в чем-то виноваты, Кто на левом берегу». И в этот драматический момент, когда судьба оставшихся на чужом берегу бойцов неизвестна, появляется Тёркин, переплывший зимнюю реку («Да, вода.. Помыслить страшно. Даже рыбам холодна») для того, чтобы сообщить «Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу!». После того, как он сообщает о готовности первого взвода «переправу обеспечить», Теркин возвращается к боевым товарищам, снова подвергая себя смертельной опасности, потому что товарищи его ждут — и он должен вернуться.

Вариант 3

«Василий Тёркин» — поэма известного писателя Александра Трифоновича Твардовского, написанная в 1942 году. Всего в ней 30 глав. Именно данная поэма принесла писателю известность и народную признанность. В принципе это и нельзя назвать поэмой, сам автор не говорил точный жанр, он уходил от литературы и продвигался ближе к жизни, к реальной действительности. Свободу в творчестве Твардовскому давало такое жанровое  направление, как книга. Живая книга или «Книга про бойца». Это и делало автора ближе к народу.

Сама поэма написана писателем, когда он работал военным корреспондентом, во времена финской кампании. В 1941 году начали выходить первые главы, которые печатались в газете «Красноармейская армия» . Главным героем был обычный парень, его так и характеризовал Твардовский: «обыкновенный, не наделён отменной красотой, не высок, но и не мал». Вася Тёркин – крестьянин из Смоленска, который пошёл воевать рядовым в пехоте. Его образ прятал в себе образ всего русского народа. Василий Теркин, главный персонаж поэмы, был настоящим героем, мог поддержать и помочь в самый трудный час. Даже в смутное время он шутил, был оптимистичен и верил только в самое лучшее. Как и во многих произведениях, Твардовский даёт своему персонажу «говорящую» фамилию. В каждой главе Тёркин повторял слова «Перетерпим, перетрём!»

Идея и основная мысль данного произведения заключается в праведности этого боя за жизнь и Родину, эта мысль неоднократно появляется в нескольких главах. А. Т. Твардовский пытается донести до читателя, что на каждом фронте нужен такой оптимист Тёркин, который полон оптимизма, жизненной энергии, а также надежды и героизма. Ну а самое главное – он любил свою страну.

Хронологический порядок поэмы соответствует хронологии войны, так как сам автор находился в военных действиях. Поэма в целом не закончена, так как каждая глава закончена по сюжету и композиции. Таким путем Твардовский позаботился о тех читателях, которые не дожили до следующей главы. Все произведение воспроизводит реальные события Великой Отечественной войны, например битва на реке Волге или взятие Берлина в последних главах.

Также можно сказать о Тёркине как о русском богатыре, которому не суждено пасть под какими-либо смертельными ударами. Например глава «Теркин ранен», в ней нашего героя ранят в руку, но ему помогают танкисты. Не зря говорят, что самая крепкая и честная дружба – это военная дружба.

Человек на войне

25 предложений/ 415 слов

Произведение А. Т. Твардовского «Василий Теркин» — это не только рассказ об одном рядовом солдате, а напоминание о долге человека перед обществом, память о прошлом наших родителей, дедов и прадедов. Автор сам служил на фронте, поэтому правдоподобно описал события периода Великой Отечественной войны. Просто ему удалось наряду с трагизмом ситуации, придать поэме жизнеутверждающий мотив, благодаря созданию такого героя как Василий Теркин.

Главный герой поэмы — это воплощение лучших человеческих качеств, высоких нравственных ценностей и силы духа. Он идет через войну с песней в сердце и с гордо поднятой головой. Его не страшит звук взорвавшейся мины, не останавливает ледяная река, не пугает близость врага. В нем собраны все те качества, которые нужны для победы: ответственность, патриотизм, готовность к самопожертвованию. Василий — это не один человек, это целый народ, сумевший встать перед лицом опасности, и смело двигаться вперед. Это наш товарищ по работе, наш лучший друг, добрый сосед. В каждом из нас может скрываться такой же Теркин, но самое главное, что без таких как он не обойтись в трудную минуту. Именно такие люди нужны на войне, на службе и дома.

Работая над образом своего главного героя, автор старался не идеализировать его, изображая только обобщенные черты, но все равно у любого читателя он вызывает симпатию и уважение, точнее не он лично, а каждый человек, прошедший через эту кровопролитную войну. Человек, прошедший войну, — это человек, не потерявший веру в себя, твердый, терпеливый, на многое способный, а самое главное, не сомневающийся в грядущей победе. Именно такой человек Василий Теркин. Это герой своего времени, имеющий ранения, награды, контузии, повышения по службе, одним словом, «жизнью тертый человек». Эта метафора нашла отражение в выборе фамилии для героя.

Много положительного изображает Александр Твардовский в буднях главного героя, например, игру на гармони, веселые беседы с друзьями, встречу с добрыми крестьянами, получение заслуженной медали. При этом он не забывает подчеркнуть, сколько трудностей выпало на долю обыкновенного солдата из Смоленщины. Теркин был неоднократно ранен, один раз почти смертельно, переплывал ледяную реку, чтобы сообщить о переправе на другой берег своего взвода, видел смерть своих товарищей по службе. Все это, несомненно, наложило свой отпечаток на жизнь бедного крестьянского парня, но он «сердцем щедрым наделен», а потому запала своего не терял.

Война войной, но пока человек жив, он должен идти по жизни с песней, музыкой и прибауткой.­ Таков девиз главного героя поэмы. Даже, когда за ним приходит смерть, он в шутку просит ее дать ему еще немного времени дожить до победы. Сметливость, героизм, самоотверженность, храбрость, сила духа и вера в себя — вот главные качества, необходимые человеку на войне.

см. также:Другие сочинения по произведению Василий Тёркин, Твардовский

Строфы, размер и рифмовка

Почти вся поэма написана разговорным четырёхстопным хореем, передающим шаг пехотинца. Находкой Твардовского стали строфы с разным количеством строк (от двух до десяти). Твардовский завершал строфу вместе с каждой отдельной мыслью. Рифмовка в пределах строфы разнообразная: неупорядоченно чередуется смежная и перекрёстная. Некоторые строки могут не иметь рифмы или рифмоваться по три строки.

Сами рифмы часто неточные, ассонансные или диссонансные. Всё это разнообразие рифмовок и строф служит одной цели – приблизить речь к разговорной, сделать стихи понятными и живыми. С этой же целью Твардовский отдаёт предпочтение простой бытовой  лексике, просторечным выражениям и грамматическим конструкциям (использование предлога про вместо о). Он говорит просто даже о патетическом, речь его героя и автора подобны и просты.

  • «Василий Тёркин», краткое содержание по главам поэмы Твардовского

  • «За далью – даль», краткое содержание поэмы Твардовского по главам

  • «Страна Муравия», анализ поэмы Твардовского

  • «Страна Муравия», краткое содержание по главам поэмы Твардовского

  • «За далью – даль», анализ поэмы Твардовского

По произведению: «Василий Тёркин»

По писателю: Твардовский Александр Трифонович

Вариант 2

«Василий Теркин» поэма Твардовского А. Т. интересна своим простым языком, повествование живописно. Александр Трифонович читателю показывает обычную жизнь солдат. Читающие словно сами «окунаются» в происходящее на войне. Картина боевых действий мелькает у них перед глазами, подвиги людей советского поколения безграничны. Сам Твардовский на войне был журналистом. Его Василий Тёркин — образ собирательный. В Василии читатель узнает себя сам. Герой, как все другие бойцы, сражается с врагами, он идёт на подвиги не ради славы, а за мир на всём свете.

Мы окунаемся в атмосферу военных лет, каждый день будто живём рядом с бойцами, переживаем за них и также радуемся вместе с ними. Отважные фронтовики, не страшась, сражаются в бою, хотя сами не знают, кого сейчас сразит пуля. Следующий бой может стать последним для каждого солдата. Непредсказуемая, страшная и безжалостная война предстаёт перед нашими глазами.

Главы «О любви», «Переправа» переполнены нежными чувствами домашнего тепла. Солдаты читают письма с родной стороны. Каждый из них защищал от фашизма свой дом и кров, родимую сторонку. В поэме Твардовского мы ощущаем единение духа советских людей. Читатель понимает: каждому хочется спасти свою землю от фашистских захватчиков, чтобы прекратить их жестокость и насилие.

Великая Отечественная война кардинально поменяла планы людей, но несмотря на это, солдаты живут мирским духом. Герой поэмы Василий Тёркин шутит и бойцы любят его слушать. Солдаты играют на гармошке — музыка согревала им сердца, прибавляла сил, очищала души. Воины обсуждают какая обувка удобная, родные и близкие всегда в их сердце и воспоминаниях.  Автор пишет о том как ужасы войны не сумели ожесточить сердца людей, напротив, они объединились, сплотились и победили фашизм. Таких людей нельзя раздавить, стереть с лица земли. Война не в силах их разъединить. Бойцы показали всю человечность и стойкость. Бойцы жили на поле боя, там же ели (порой случалось и с общего котла), спали и просто отдыхали. Землянки им служили местом для сна, отдых был среди танков. Все понимали: погибший товарищ — эта боль не только для близкого человека, но и общая боль. Память о нём живёт в каждом сердце, и чтобы она не угасла нужно сражаться с врагами до победного конца.

Война беспощадна, может сразить любого и генерала, и солдата, и простолюдина. Пуля не выбирает, кто лучше, а кто хуже. Все перед ней одинаковы. Вот и герой Тёркин — обычный деревенский, солдат со стажем. Как и все чувствует страх перед битвой. Было даже, что он попал с ранением в госпиталь. Словом, и его подкосила война, и война оценила его подвиги.

Александр Твардовский начал писать про войну вкрадчиво, осторожно, тем самым не затрагивая наше психическое расстройство. Эта поэма не содержит кровавые сцены

Такие, как Василий Тёркин, всегда могут постоять не только за свою семью, но и защитить честь своей Земли.

2 вариант

Война в поэме описана через её героев, офицеров и солдат. Твардовский был на фронте корреспондентом. Он придумал образ Василия Тёркина. В нём каждый может узнать себя. Он также, как и остальные борется с фашистами, совершает свои подвиги, о которых не сообщают в сводках Совинформбюро.

Через действия, через приключения Василия читатель узнаёт жестокую правду о войне. Вот на привале бойцы читают письма из дома. Они придают им силы, они знают, что их дома ждут родные и близкие. И что ради того, чтобы они жили и были счастливы бойцы идут в бой. Для кого-то он может быть последним. Но люди не думают об этом.

Вот Тёркин на переправе. Надо доставить донесение на противоположный берег, а связи нет

Василий в холодной осенней воде переплывает реку и доставляет важное донесение. Были такие ситуации на войне? Были, сколько угодно

Тёркину повезло, он остался в живых. А сколько солдат погибало в таких ситуациях, трудно сказать.

Тёркин родом из деревни, как много других солдат. А деревенские все умеют рассказывать истории, правдивые и выдуманные. Вот сидят солдаты на привале, и Тёркин рассказывает очередную байку

Выдумал её Твардовский сам или реально где-то слышал, не важно

Важно, что Василий подбадривает солдат перед предстоящим боем, хотя самому страшно. Случались такие ситуации в реальной жизни? Случались

Реальные солдаты с нетерпением ждали очередной номер фронтовой газеты. Всем было интересно, что ещё приключилось с Тёркиным.

Василий Тёркин – не супергерой, и пули от него не отскакивают. Как и настоящие солдаты, он был ранен. Лежал в госпитале. Всё, как и происходит с настоящими людьми. Война не щадит никого – ни солдата, ни офицера, ни генерала. Перед пулей все равны.

Да, Тёркин — не супергерой, но самолёт из винтовки умудрился сбить. Как ни странно, и такие ситуации бывали на войне. Заслужил орден. Другие тоже хотят сбить самолёт и стать героем.

Поэма написана простым языком. Как-будто живой, настоящий Тёркин сидит на привале, достаёт из кармана кисет, скручивает самокрутку, затягивается. И начинает, неспеша рассказывать о войне. Твардовский щадил психику своих читателей, поэтому, в поэме нет кровавых сцен.

Сотни и тысячи таких же Тёркиных ковали победу. Шли в одном строю с  остальными солдатами. Ели с ними из одного котелка, дрались с фашистами в рукопашную, когда заканчивались патроны и гранаты. Поднимали полки в атаки, заняв место погибшего командира. И не получали писем из дома. Родная деревня сожжена фашистами, что случилось с родными – не известно. На войне всякое случается.

Конечно же, Тёркин умеет играть на гармошке, он же деревенский гармонист. У него при виде инструмента руки чешутся. И танкисты отдают ему гармонь погибшего командира. Звучит музыка и сразу становится теплее у всех на душе, как-будто на минутку вернулись в мирную жизнь, каждый на свою родину, в свою семью.

Тёркин, а с ним и все остальные дойдут до Берлина, распишутся на Рейхстаге. И вернутся домой, в свои города, деревни и сёла, к своим семьям. Война обязательно закончится нашей победой.

Описание

Автор при описании Василия Тёркина отмечает, что он не был наделен отменной красотой, он был не высок. Однако он выделялся тем, что был настоящим героем.

Герой произведения А. Т. Твардовского не боится отдать собственную жизнь ради благополучия своей Родины. Именно ей посвящены все действия героя. Тёркин смело и доблестно защищает честь своей Отчизны. Во всех ситуациях он ведет себя как настоящий боец, именно поэтому свое произведение автор назвал «книгой про бойца».

Несмотря на все подвиги Тёркина, он не является гордым человеком, наоборот, он очень скромен: ему не нужна ни слава, ни ордена.

Тёркин никогда не унывает, несмотря на то что видел действительно страшные и трагичные картины. Героя можно назвать оптимистом. Василий поддерживает людей в сложные для всех времена, не потому что хочет известности, а потому что хочет быстрее победить врага. Только всеобщими усилиями удастся это сделать. А важным для победы является эмоциональный дух солдат

Поэтому Тёркин ему уделяет большое внимание

Василий Тёркин не только отличный боец, но и хороший заводила. Герой умеет играть на гармони, он поет и танцует, то есть веселит народ и пытается сделать так, чтобы они забыли все беды и трудности. Только так возможно выжить на войне.

Анализ главы «Два солдата»

Глава «Два солдата» в юмористическом духе показывает связь поколений, на которой держится боевой дух армии. Теркин, солдат войны нынешней, и «дед-хозяин», отвоевавший свое, отдавший свой долг отечеству, быстро находят общий язык, и происходит это не только потому, что Тёркин легко и просто решает все «хозяйственные проблемы», а потому, что оба они — защитники Родины, и их разговор – «разговор… солдатский»

Этот полушутливый разговор, в котором каждый из собеседников норовит «подколоть» другого, на самом деле касается очень важной темы — исхода нынешней войны, самого главного вопроса, который только может волновать сейчас любого русского человека: «Отвечай: побьём мы немца Или, может, не побьем?». Его, вопрос этот, задаёт Тёркину старый солдат, и ответ Теркина, данный им тогда, когда солдат, готовясь уходить, был уже «у самой двери», короток и точен: «Побьём, отец…»

Здесь автор замечательно использует знаки препинания: троеточие в конце предложения лишает этот ответ «казённого патриотизма», оно показывает, что Теркин знает, сколь трудным будет путь к победе, но и уверен также, что победа обязательно наступит, что русский солдат сумеет ее добиться. От такой интонации раздумья и уверенности одновременно слова героя приобретают особое значение, становятся особенно весомыми. Автор заканчивает явно юмористическую главу (одно предложение Тёркина «помочь» старухе жарить сало чего стоит!) серьезными, выстраданными словами героя, которые доходят до сердца читателя и становятся его собственным убеждением в победе.

«Вася Тёркин — мой герой»

Продолжая традицию классиков обращаться к центральному персонажу как к другу или брату (здесь уместно вспомнить, как А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» утверждает, что хорошо знаком как с самим Онегиным, так и с Татьяной, которая якобы отдала ему на хранение то самое письмо), Твардовский в первой главе поэмы — «От автора» — выражает Тёркину благодарность за то, что он прошёл вместе с автором через все тяготы и лишения военного времени:

Не прожить, как без махорки,

От бомбёжки до другой

Без хорошей поговорки

Или присказки какой —

Без тебя, Василий Тёркин,

Вася Тёркин — мой герой…

Отдав дань уважения герою, Твардовский начинает пересказывать различные эпизоды из жизни Василия. Поскольку центрального сюжета в поэме нет, жанр произведения автор обозначает как «книга про бойца без начала, без конца». Поэма разбита на множество глав, которые было очень удобно публиковать в газетах. В каждой из них разворачивается вполне законченный сюжет — без всяких там «Продолжение следует…».

Так кто же такой Василий Тёркин? Это удалой, жизнерадостный боец, человек не всегда удачливый (несколько раз его ранят в бою), зато упорный и самоотверженный; он — настоящий патриот, который понимает, что немца нужно одолеть любой ценой. Так, в одной из самых трогательных глав — «Смерть и воин» — Тёркин едва не погибает после тяжёлой схватки, но до последнего цепляется за жизнь и не поддаётся на уговоры Смерти, которая обещает ему покой. Он говорит Косой, что ещё многое не сделал: ему хочется помочь согражданам приблизить победу над немцем, а затем вернуться на родину и привести в порядок отчий дом. Также, кажется (но об этом автор прямо не говорит), у Василия в родных краях есть любимая девушка… В конце концов Тёркин, истекающий кровью, почти сдаётся, но озвучивает последнее желание:

Я не худший и не лучший,

Что погибну на войне.

Но в конце её, послушай,

Дашь ты на день отпуск мне?

Дашь ты мне в тот день последний <…>

Услыхать салют победный,

Что раздастся над Москвой?

Смерть отвечает отказом, и Тёркин говорит, что в таком случае не готов отправиться на тот свет. К счастью, в этот момент Василия замечают однополчане и доставляют в госпиталь.

Тёркин рискует жизнью ещё не раз: в главе «Переправа» он бросается в ледяную воду, чтобы доставить взводу, оставшемуся на другом берегу, весть, которая может спасти жизнь множества солдат. А в главе «Кто стрелял?» при приближении вражеского самолёта Василий, вместо того чтобы послушаться команды «Ложись!», выхватывает винтовку и сбивает немца. За этот подвиг Тёркину дают орден, хотя в другой главе он скромно говорит:

Нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

Тема

Тему бессмертной поэмы Твардовского можно обозначить следующим образом: вера в победу, сила русского характера, подвиг простого солдата. Поэма повествует о простом парне, который живёт, смеясь, не унывает, верит в победу и держится за жизнь. Его характер, юмор и подвиги стали настоящей легендой для бойцов на фронте. Люди верили, что Василий – реальный человек, равнялись на него, мечтали увидеть героя и пожать ему руку.

Такой “живой образ” получился у писателя благодаря его фронтовому опыту, художественным средствам и силе таланта. Основная мысль произведения в том, чтобы верить в победу, продолжать жить и бороться в любой ситуации, даже перед лицом смерти (как это делает Тёркин в одной из глав). Критика и цензура была недовольна тем, чему учит читателя поэма, необходимо было подчеркнуть роль партии в победе над врагом. Но общая направленность повествования, его стиль и характер были чужды идеологии, поэтому проблемы, поднятые в поэме, лишены партийности и идеологической окраски.

Главный герой становится близким и родным читателю, он друг, боевой товарищ, парень из соседней роты, но не харизматичный лидер, не наставник, не правительственный угодник. Из-за споров и давления со стороны цензуры Твардовский пережил серьёзный творческий кризис в 1942–43 гг., но смог обойти запреты и воплотить первоначальную идею произведения.

ТЕМА ВОЙНЫ В ЛИРИКЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО

Чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения
всего происшедшего — основные мотивы военной лирики А. Твардовского. “Я
жив, я пришел с войны живой и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь…
сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в
живых. Это была часть меня”, — писал поэт.

“Я убит подо Ржевом” — стихотворение, написанное от первого лица.
Эта форма показалась Твардовскому наиболее соответствующей идее стихотворения
— единства живых и павших. Погибший солдат видит себя лишь “частицей народного
целого”, и его волнует, как и всех, чьи “очи померкли”, все, что свершилось
потом, после него. Робкая надежда на то, что “исполнится слово клятвы святой”,
вырастает в прочную веру: наконец-то попрана “крепость вражьей земли”,
настал долгожданный День Победы.

Он был от плеча до плеча
награжден, 

Но есть ли такая награда, 
Что выслужил, выходил, выстрадал
он? – 

Пожалуй, что нет. И не надо!

Простой факт, переданный поэту старым знакомым
о боях на улицах Полтавы, послужил Твардовскому материалом для создания
маленькой новеллы “Рассказ танкиста”. Поэт не просто пересказал услышанное
от майора Архипова, но и ощутил себя участником описываемого события и
взял на себя часть вины лирического героя за то, что забыл спросить имя
мальчика.

Стихотворение “Я знаю, никакой моей вины…”
— лаконичное и пронзительное. Оно построено как лирический монолог, где
настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает
себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной
войны, с другой же — в последней строке пробивается то покаянное ощущение
своей вины, которое свойственно всем совестливым людям. Троекратный повтор
частицы “все же”, выражающий сомнение, выводит на поверхность далеко скрытое
чувство не утихающей со временем боли. “Я” — живой и “другие” — мертвые
— вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале. Многоточие
означает еще и то, что внутренний монолог не прекращен, что еще не раз
лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный разговор. Стихотворение
отличает, лексическая простота, отсутствие каких-либо изобразительных эффектов.

Поэма “Василий Теркин” в жанровом отношении
— свободное повествование-хроника (“Книга про бойца, без начала, без конца…”),
которое охватывает всю историю войны — от трагического отступления до Победы.
Главы поэмы связаны с различными событиями войны: “На привале”, “Перед
боем”, “Переправа”, “Гармонь”, “в наступлении”, “На Днепре”.

В основе поэмы — образ главного героя —
рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный
образ, соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного
русского солдата.

Теркин — кто же он такой? 
Скажем откровенно: Просто
парень сам собой. 

Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда,
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.

Образ Теркина имеет фольклорные корни,
это “богатырь, сажень в плечах”, “весельчак”, “человек бывалый”. За иллюзией
простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и
чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить
подвиг в любой момент.

Подвиг солдата на войне показан Твардовским
как каждодневный и тяжкий ратный труд и бой, и переход на новые позиции,
и ночлег в окопе или прямо на земле, “заслонясь от смерти черной только
собственной спиной…”. А герой, совершающий этот подвиг, — обыкновенный,
простой солдат:

Человек простой закваски, 
Что в бою не чужд опаски… 

То серьезный, то потешный,
Он идет — святой и грешный…

В образе Теркина Твардовский изображает
лучшие черты русского характера — смелость, упорство, находчивость, оптимизм
и огромную преданность своей родной земле.

Мать-земля родная наша, 
В дни беды и в дни побед 
Нет тебя светлей и краше, 
И желанней сердцу нет…

Именно в защите Родины, жизни на земле
заключается справедливость народной Отечественной войны: “Бой идет святой
и правый, смертный бой не ради славы — ради жизни на земле”.

Тема, основная мысль и композиция

Поэма об обычном бойце Василии Тёркине, пехотинце, прошедшем всю войну и дошедшем до Берлина. Тёркин пережил все военные тяготы, трижды был ранен и однажды чуть не умер, мёрз и голодал, отступал и шёл в атаку, но не проявлял малодушия и был душой своего взвода, роты, батальона. Твардовскому недаром писали письма воины-бойцы, рассказывая, что Тёркин был именно в их взводе. Тема Великой Отечественной – жизнь на войне простого бойца, народа и всей Родины.

Основная мысль стихотворения в святости и праведности боя за жизнь и свободу родной земли. Эта идея многократно повторяется рефреном в нескольких главах. В этой праведной борьбе на фронте и в тылу, в тяжёлое время, очень нужен такой неунывающий Тёркин, а каждый боец должен искать в себе этот источник оптимизма и надежды, а также героизма.

В поэме отдельные главы слабо связаны между собой по сюжету, даже не во всех есть главный герой, а в некоторых Василий Тёркин играет эпизодическую роль. Как говорил сам Твардовский, это «стихи, а всё понятно». Таки образом, эпичность достигается благодаря широкому изображению жизни человека на войне, повествованию простым и доступным языком. Лирические элементы поэмы традиционны. Это главы «От автора», в которых автор описывает своё отношение к войне, к герою и к произведению. Есть в поэме и пейзажи, и лирические отступления, и внутренние монологи, раскрывающие душу героев, и рассуждения героев и автора.

Предмет изображения в каждой главе свой. Поскольку Твардовский писал свои главы прямо в военной обстановке, то они хронологически соответствуют течению войны (отступление – наступление – победное движение на Запад). В то же время главы раскрывают хронику жизни на войне главного героя. «На привале» — о том, как Тёркин попал в свою часть. «Перед боем» — о выходе Тёркина из окружения. «Переправа» — о неучтённом подвиге героя, переплывшего реку. «Тёркин ранен» — о ранении Тёркина в руку и спасении его танкистами. «Поединок» — о рукопашной с немцем. «Кто стрелял?» — о подвиге Тёркина, сбившего из винтовки самолёт. «Генерал» — о вручении Тёркину награды. «Бой в болоте» — о многодневном взятии населённого пункта «Борки». «В наступлении» — о том, как Тёркин повёл в наступление взвод после смерти командира. «Смерть и воин» — о тяжёлом ранении Тёркина в ногу. «По дороге на Берлин» — о движении Тёркина от западной границы до Германии.

Хотя поэма в целом не имеет завершённого сюжета, каждая из 30 глав закончена сюжетно и композиционно. Твардовский стремился в каждой высказаться до конца и заботился о тех читателях, которые не доживут до следующей главы. Отдельные главы близки то к героической балладе, то к лирическим стихам, то к сюжетным стихотворениям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: