Тема войны в русской литературе 20-го века
XX век стал тяжелым испытанием для российского народа. Это было время революционных потрясений, двух мировых войн и Гражданской войны.
В литературе отражаются наиболее значимые исторические события, происходит их осмысление.
Тема войны является одной из доминирующих в русской литературе XX века. Это произошло в силу разных причин:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- Многие писатели сами являлись участниками военных событий. В своих произведениях они описывали то, что видели собственными глазами.
- Советское государство нуждалось в сильной идеологии. В героическом прошлом черпались образцы мужества и доблести, стойкости ко всем лишениям и невзгодам.
- Страшные последствия боевых действий, выразившиеся в многочисленных человеческих жертвах и поломанных судьбах, требовали осмысления самого факта войны как бесчеловечного и жестокого явления, которое никогда не должно повториться.
Военная тематика представлена в самых разных жанрах:
- художественная литература — преломление реальности в художественной форме с помощью образов и символов;
- документальная проза — построение сюжетной линии на реальных событиях с небольшими включениями художественного вымысла;
- мемуары — описание событий, очевидцем которых был сам автор.
Среди наиболее часто встречающихся литературных форм о войне следует отметить следующие:
- повести;
- рассказы;
- романы;
- поэмы;
- стихотворения;
- эссе.
Цели, которым служила военная литература, были многообразны:
- Патриотическая — воспитание чувства любви к Родине и восхищения перед ее героическим прошлым.
- Морально-нравственная — предоставление лучших образцов поведения человека как нравственных ориентиров.
- Историческая — фиксация произошедших событий для дальнейшего их осмысления будущими поколениями.
- Художественно-эстетическая — создание системы символов и художественных образов, эстетическое преломление реальности.
- Пропагандистская — внедрение установок, идей и принципов, продиктованных Коммунистической партией и руководством страны.
- Гуманистическая — приоритет общечеловеческих ценностей, разоблачение антигуманного характера войны.
Аустерлицкое сражение
Это главное сражение Войны третьей коалиции (которое, по большому счету, эту войну и завершило). Оно произошло в ноябре 1805 года, и закончилось огромными потерями для трех армий – французской, российской и австрийской. Россия и Австрия понесли в этой битве огромные потери: фактически союзники были разгромлены французами
Сражению под Аустерлицем в «Войне и мире» уделено особенное внимание
В ходе битвы наполеоновские войска уверенно разбивали армии союзников (Австрии и России). Главная ошибка союзных войск при ее большей численности состояла в несобранности и плохой организации. Многие приказы до российской армии доходили с опозданием, а некоторые – не выполнялись. Так, например, генерал Кутузов, понимая, что армию ждут большие потери, приказал отряду отступить, однако командиры его ослушались. В результате войскам союзников все равно пришлось отступать, но уже вынужденно и со значительно поредевшими рядами. Огромные потери понесла и австрийская армия – после Аустерлицкого сражения Австрия объявила, что покидает третью антифранцузскую коалицию и больше не будет противостоять Наполеону.
Битва под Аустерлицем – первое крупное сражение, в котором принял участие Андрей Болконский. В ее ходе он был серьезно ранен и остался на поле боя, его даже приняли за мертвого. Из-за тяжелых травм Андрей не мог пошевелиться: он лежал, смотрел в небо Аустерлица и думал о том, насколько глупыми были его прежние желания заслужить военную славу.
Тогда же Болконский впервые увидел вблизи своего кумира – Наполеона. Французский император после сражения объезжал поле боя, усеянное поверженными врагами. Он показал на Болконского и сказал: «Какая прекрасная смерть!». Болконский же был жив, и он вовсе не считал свою подступающую смерть прекрасной. Он не думал о военной славе или о том, насколько значимой была бы отданная им войне жизнь. Он думал о том, что ему вовсе не хочется умирать под небом Аустерлица, когда мир так велик и прекрасен, а он так многого еще не успел увидеть и почувствовать.
Впрочем, Болконскому повезло. Наполеон заметил, что он жив, и отдал приказ переместить его к другим раненым, где Андрею сумели оказать помощь. Через некоторое время он вернулся домой в Россию, но его представление о войне изменилось навсегда. Больше она не казалась ему увлекательными и романтическим занятием, напротив, Болконский осознал, что на войне люди страдают, убивают и умирают. И ничего великого или приятного в этом нет.
На что делали упор советские авторы на страницах произведений
Содержание военных произведений в основном концентрировалась вокруг нескольких тем:
- подвиг советского солдата;
- народное единение в борьбе с захватчиком;
- простой человек в условиях войны;
- нравственный выбор;
- патриотизм;
- жестокий и антигуманный характер войны.
Многие советские авторы рисовали идеологически выверенные образы: воин-освободитель обязательно должен быть бесстрашным и честным, совершать подвиги без малейших колебаний. Фашисты, напротив, часто изображались карикатурными злодеями, начисто лишенными каких бы то ни было человеческих качеств. Но такие произведения остались забытыми, не сумели пережить свою эпоху.
В лучших военных творениях советских лет присутствует драматизм и глубина, герои сомневаются и рефлексируют, мучительно делают нравственный выбор.
Одним из самых пронзительных произведений о войне является рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». В нем повествуется о судьбе простого шофера, который в годы войны попал в концлагерь и потерял всю свою семью. Встреча с маленьким мальчиком-сиротой дает ему надежду на новую жизнь. Рассказ был написан в 1956 году и основывался на реальных событиях. Гуманистическое содержание произведения актуально и в современном мире.
Путь исканий андрея болконского (по роману л. н. толстого “война и мир”)
В романе “Война и мир” Лев. Николаевич Толстой говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства, о роли личности в истории. Писатель раскрывает в романе значение Отечественной войны 1812 года, помогает понять черты русского национального характера.
Любимые герои Толстого ищут ответы на вопросы, поставленные временем, они стремятся найти себе достойное место в жизни. К этим героям относится и князь Андрей Болконский. Впервые мы встречаемся с ним в салоне Анны Шерер. Его красивое лицо “с определенными сухими Чертами” омрачено выражением скуки и недовольства.
Толстой объясняет это тем, что “все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно”. Князь кажется окружающим холодным и недоступным. В разговоре с Шерер он резко выражает свою неприязнь к образу мыслей и к нравственным нормам придворного общества. Андрей говорит: “Эта жизнь не по мне”.
Он жаждет деятельности, мечтает совершить подвиг во имя людей.
Ему нужны слава, власть. Его кумиром стал Наполеон, и князь Андрей во всем желает следовать ему. Подвиг, совершенный Андреем Болконским во время Аустерлицкого сражения, когда он со знаменем в руках вел солдат в бой, был замечен окружающими и даже самим Наполеоном.
Но совершив этот героический поступок, Андрей не испытывает счастья.
Этот момент в его жизни можно назвать переломным, потому что князь Андрей по-новому оценивает все происходящее. Когда он лежал, тяжело раненный, его взору открылось бесконечное небо. Можно сказать, что он впервые увидел его, а вместе с ним – и ту простую правду жизни, которая заключается в любви человека к дому, семье, к природе.
Болконский глубоко разочаровывается в Наполеоне, который показался ему обыкновенным маленьким сорокалетним мужчиной в сером сюртуке.
После Аустерлица его представление не только о подвиге, но и о смысле жизни полностью меняется.
Поэтому он возвращается к семье, но там его ждет новое потрясение – смерть жены Лизы, к которой он в свое время охладел и теперь хотел загладить свою вину. Андрей пытается жить спокойной жизнью, заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих
Крепостных. Триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры говорят нам о передовых взглядах князя. Но преобразования не могут полностью занять его ум и сердце, и Андрей Болконский по-прежнему находится в депрессии.
Настоящий, душевный подъем испытывает Андрей Болконский при встрече с Наташей Ростовой. Общение с ней открывает для него новую сторону жизни: любовь, красоту, поэзию. Но ему не суждено, быть счастливым с Наташей.
Продолжая ощущать, что “просто существовать” он не может, Андрей едет в Петербург. Там он принимает участие в работе комиссии Сперанского. И вновь вечный поиск, размышления о жизни приводят его к выводу о бессмысленности комиссии.
Андрей Болконский отказывается от карьеры правительственного чиновника.
Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье с ней Андрея Болконского. Гордый князь не может простить Наташе ее ошибку. А она испытывает угрызения совести, считает, что недостойна такого благородного, идеального человека. Разрыв с Наташей вновь приводит героя к глубокому кризису.
Князь Андрей становится обыкновенным полковым командиром. Солдаты любят его и называют “наш князь”. Андрей не мечтает больше о славе и подвиге. Он просто защищает свою страну.
Теперь мы замечаем в нем ту же, что и у солдат, “скрытую теплоту патриотизма”.
Взгляды Андрея Болконского, сформировавшиеся за годы мучительных поисков своего места в жизни, раскрываются в беседе с Пьером перед сражением. Князь Андрей понял, что исход битвы зависит не от гениальности полководцев, а от “духа войска”, его уверенности в победе.
В момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к жизни. Он задумывается, почему же ему так жаль расставаться с ней. Твердый и холодный характер Андрея Болконского не позволил ему в полной мере испытать простое человеческое счастье.
Бородинское сражение можно назвать кульминацией и в жизни князя Андрея.
Таким образом, Толстой приводит своего героя к гибели во имя жизни других, во имя будущего России, духовно же – он приводит его к постижению вечных нравственных ценностей. В образе Андрея Болконского отразились лучшие черты дворянина-патриота: ум, образованность, честность, совестливость, горячая любовь к Родине.
(No Ratings Yet)Loading…
Путь исканий андрея болконского (по роману л. н. толстого “война и мир”)
Центральный герой «Войны и мира» и его участие в сражениях
Рассматривать главные сражения на страницах «Войны и мира» стоит именно с позиции Андрея Болконского: с самых первых глав этот персонаж был связан с войной сильнее всего. Только появившись в салоне Анны Шерер, он сразу заявляет о своей исключительности, уважении к Наполеону и желании тоже получить военную славу. В то время, когда Болконскому было всего 23 года, война казалась ему увлекательным приключением, в котором стоит поучаствовать для того, чтобы почувствовать собственную значимость.
Болконский мечтал, что он со знаменем в руках поведет за собой людей и совершит удивительный подвиг, за который его сразу зауважают. Эгоистичный молодой человек не думал о том, что война – это всегда смерть и боль огромного количества людей. Его волновало только чувство собственной значимости, и потому в свои кумиры Болконский записал именно Наполеона: его не волновала беспринципность французского императора до тех пор, пока окружающие говорили о нем и о его талантах полководца.
Однако в первом же крупном сражении война повернулась к Андрею Болконскому своим настоящим, уродливом лицом. Именно после него, получив серьезное ранение, Болконский осознал, насколько страшно на самом деле умирать на поле боя или видеть лица убитых врагов. Болконский перестал думать о войне как о способе самоутвердиться – на войну 1812 года он шел уже из патриотических чувств, оставив свой прошлый эгоизм.
Впрочем, во время Бородинского сражения желание Андрея Болконского совершить подвиг все же перевесило здравый смысл. Смертельное ранение этот герой получает случайно, по глупости не увернувшись от летящего в него снаряда: он так и не совершил никакого подвига. Интересно, что самое значимое дело, которое в итоге совершил Андрей Болконский, не было связано с войной: оно состояло в прощении Наташи Ростовой и нахождении любви в себе к окружающему миру. Поэтому настоящее геройство Болконский проявил, когда нашел именно духовные силы – и знамени в руках для этого не потребовалось.
Бородинское сражение
Это важнейшее сражение Отечественной войны 1812 года, которое переломило ее ход и дало России надежду. В нем участвовали все главные мужские персонажи романа – Пьер Безухов (который, впрочем, на войну-то и не собирался, он никогда не чувствовал в себе тяги к подвигам на поле боя), Николай Ростов (который проявил себя на этой битве в лучшем виде) и Андрей Болконский (который на Отечественную войну отправлялся уже с совсем другими настроениями, чем на войну 1805 года).
Тут необходимо сделать важную ремарку: в Бородинском сражении тоже не было однозначного победителя, а обе стороны – Франция и Россия, понесли большие потери. Л. Н. Толстой же в этом эпизоде подчеркивает следующую мысль: Россия победила в Отечественной Войне благодаря высокой нравственности и силе духа (это одна из основных идей «Войны и мира»). Автор заявляет, что Россия одержала именно моральную победу в Бородинском сражении, и это – именно то, что превозносит русскую армию над врагом.
Для того чтобы лучше понять философию Л. Н
Толстого и его понимание Отечественной войны, следует обратить внимание на эпизод с беседой Андрея Болконского и Пьера Безухова накануне Бородинского сражения. В нем Андрей заявляет, что победа возможна только в том случае, если каждый солдат из их армии будет в ней уверен
Он вспоминает битву под Аустерлицем и говорит о том, что Россия тогда потерпела поражение из-за того, что солдаты не понимали – для чего и для кого они сражаются. Сейчас же, когда угроза постучалась уже в их дома, русские люди твердо встали на защиту своей страны, и каждый из них знает – отступать некуда.
Во время битвы читатели видят, что Андрей Болконский был прав. Все русские солдаты и офицеры стояли насмерть: они не боялись получить ранение или умереть, защищая свою родину. События Бородинского сражения читатели видят глазами Пьера Безухова – человека, который никогда не был очарован войной, но проникся общим для всей армии настроением. Война ужасает его, но, в то же время, действия русского народа несут какое-то одобрение и вдохновение. Пьер считает, что французам следовало бы посмотреть на то, что они творят, и одуматься, ведь именно из-за них столько людей подвергается страшному испытанию, страдает и погибает. Никто не заслуживает участие в войне, какой стране бы он не принадлежал. Пьер Безухов в итоге покидает поле боя, получив ранение и несколько повредившись умом. Он сосредоточивает всю свою боль и злобу на одном человеке: Наполеоне. Его он считает виновным во всем происходящем, и его же захочет убить немногим позже.
Бородинское сражение становится судьбоносным и для другого главного героя – Андрея Болконского. Он проявляет себя как отличный командир полка, который в первую очередь заботился о своих подчиненных. В полку его называли «наш князь», сослуживцы очень любили и уважали его. В конце Бородинского сражения Андрей оказался в том месте, куда французы пустили снаряд. Он услышал команду «Ложись!», но не успел до конца осознать ее: Болконский понимал, что на него смотрят его подчиненные, и потому он не смог позволить себе упасть на землю. В результате снаряд разорвался совсем рядом, и осколки от него попали князю в живот. Андрей не умер на месте, так как ему оказали медицинскую помощь, и некоторое время он еще мог бороться со смертью. Этого времени хватило ему для того, чтобы понять смысл жизни и простить свою несостоявшуюся невесту, но полученная на Бородинском сражении рана была слишком тяжелой – через некоторое время Андрей Болконский умер, окруженный родными и близкими.