Вариант 5
Жестокие нравы города Калинов в пьесе «Гроза» становятся явными еще с самого начала. Здесь люди грубы, жестоки друг с другом, не умеют проявлять сострадание и любовь. Для них важны только власть и деньги. Кабанов, муж Катерины, считает ее своей собственностью, грубо оскорбляет ее и унижает. Катерина же ощущает себя одинокой и непонятой. Она не умеет лгать и скрывать свои чувства, она открыта и беззащитна. Но эти качества кажутся ей слабостью, по сравнению с теми, кто обладает властью и силой.
Город Калинов также полон лицемерия и двойных стандартов. Люди, скрывая свои истинные чувства, притворяются, будто делают благое дело, помогая нуждающимся
Но на самом деле они лишь играют роль, чтобы привлечь внимание и лести к своей персоне. Жители города не обладают милосердием и состраданием, они лишены чувства «человечности»
Их единственная цель — достижение своих собственных интересов.
В пьесе также присутствует тотальное подавление личности и свободы. Катерина подчиняется жестким правилам своей свекрови и мужа. Она не имеет права сказать свое слово, нарушить установленные порядки. Она как птица, которую хотят лишить свободы полета и оковать цепями обязательств.
Господствующие нравы города Калинов проникают и в отношения людей друг с другом. Жены и мужья претендуют на власть и контроль над своими супругами. Любовь становится пустым словом, а брак — лишь средством для удовлетворения собственных желаний.
Однако, несмотря на все свои недостатки и жестокость, город Калинов — это всего лишь отражение общества того времени. Автор пьесы, Александр Островский, показывает, что эти нравы распространены и вовлекают каждого, даже самых незаметных и невинных.
Жестокость нравов города Калинов в пьесе «Гроза» вызывает у читателя или зрителя различные эмоции. От гнева и неприятия, до сочувствия и сострадания к тем, кто страдает от подавления и лишения свободы. Автор показывает, что подобные нравы приводят только к неполноценной и несчастной жизни каждого, и в конечном итоге могут привести к гибели.
«Гроза» — это сильное произведение, которое заставляет задуматься о том, какие нравы и ценности идеальны для общества и каждого из нас. Ответ на этот вопрос может быть разным, но одно ясно — без сострадания, любви и уважения к другим, жизнь становится пустой и бесцельной.
Мне нравится1.7 k.Не нравится1.1 k.
Вариант 2
Образ Катерины
В пьесе «Гроза» Катерина является наиболее сильным, решительным персонажем. Это цельная натура с устойчивыми морально-нравственными принципами, которые не позволяют ей мириться с теми условиями, с которыми она столкнулась в доме Кабановых.
С детства Катерина не знала ни запретов, ни насилия, ни ограничения свободы. Её личность сформировалась в гармоничной, располагающей атмосфере, и все свои идеалы героиня намеревалась воплотить и в семейной жизни. Однако в доме мужа были совсем иные порядки, и некогда весёлая, жизнерадостная Катерина быстро увяла, утратила интерес к происходящему: она не понимала, в чём значение её личности, каков смысл её жизни. Даже религия, которая раньше приносила так много радости, уже не утешала героиню.
Катерина готова подчиниться разумным патриархальным правилам, однако у Кабановых было совершенно извращённое понятие о них. Ложь, лицемерие, бесконечные попрёки — всё, что видела Катерина в новой семье. Неудивительно, что в её душе зародилось отвращение, а природная потребность в любви вылилась в связь с Борисом.
Будучи глубоко верующим человеком, Катерина не смогла в полной мере ощутить радость от нового чувства, воспринимая его как страшный грех. Трагедия совести Катерины заключается в том, что после совершённой измены она призналась во всём мужу и свекрови без надежды на понимание и прощение и тем самым обрекла себя на бесконечные скандалы. Раздавленная нравственно, героиня видела решение всех своих проблем в добровольном уходе из жизни.
Вариант 4
Сочинение 2
А.Н. Островский написал пьесу «Гроза». В своих произведениях автор не боялся описывать пороки людей и социальную несправедливость. Город, в котором происходили события пьесы «Гроза» критики принялись называть «темным царством».
«Темное царство» поглощает всех персонажей, которые в него попали. Все кто поселяется в этом месте, становятся злыми, бесчеловечными, безнравственными людьми. Оно полностью меняет характер человека. Здесь царствуют свои законы и правила. Одной из представителей «темного царства» является властная женщина Кабаниха. Она жестока и бессердечна. Она ненавидит всех окружающих людей, а особенно свою невестку Катерину. Девушка не по своей воле стала жертвой этого «темного царства». Над ней страшно и бесчеловечно издевается Кабаниха. Катерина хочет вырваться из этого места, но она не в силах, что то поменять. Её засасывает это болото. Катя искренняя, добродушная, милая девушка. Она хочет быть свободной. Это место для нее словно ад.
Тихон это супруг Катерины его можно считать жертвой. Он давно смирился со своей жизнью и ничего не хочет менять. Парня устраивает то болото, в котором он существует. Его нельзя осуждать. Тихону можно только посочувствовать. Он не имеет своего мнения и полностью зависит от своей матери. Возможно, он хотел бы изменить свою жизнь, но он не может этого сделать. Смерть Катерины разбудила в нем бунтаря, но протест его длился недолго и в тот же час был подавлен Кабанихой.
Еще в «темном царстве» правит Дикой это богатый купец. Он злой, жестокий, жадный человек. Его не интересует чужое мнение. Он, как и Кабаниха портит жизнь окружающим и получает от этого невероятное удовольствие. У него тоже есть своя жертва – это Борис его родной племянник. Молодой парень полностью зависит от дяди и его мнения.
Катерина это единственный светлый человек в этом «темном царстве». Она подобна лучику солнца в непроглядной тьме. Но, она не смогла совладать со злом. Девушку сломило «темное царство».
В этом обществе правят деньги, злоба, зависть и ненависть. Здесь нет места настоящим искренним чувствам. В «темном царстве» нет любви, сострадания и дружбы. В своем произведении Островский показал, что не всегда добро сильнее зла. В произведении «Гроза» свет не смог пробиться сквозь темноту лицемерия, скупости, злости и жестокости. В «темном царстве» правит зло и добру здесь не нашлось места. Островский описал основные человеческие пороки в пьесе «Гроза».
Главные и второстепенные герои
Герои представляют жителей города и разделены на два противоположных лагеря. Так, Кулигин и Катерина входят в лагерь, противостоящий обществу Кабанихи и Дикого, их семьи.
Среди основных героев известны:
- Кабаниха.
- Дикой.
- Катерина.
- Тихон.
- Варвара.
- Кулигин.
Кабаниха — это глупая женщина, не стремящаяся к просвещению и улучшению жизни, практикует стиль «Домостроя». В ее доме все живут по ее правилам, причем малейшее неповиновение строго карается. В самой завязке действия эта героиня возмущена тем, что не может уследить за молодым поколением, затрагивая при этом чувства Катерины, ее невестки, с которыми она никогда не считается.
Кабаниха недовольна всем: ей не по нраву то, как прощается Катерина с мужем «как с любовником», считая, что жена должна бояться мужа и кланяться ему, после отъезда Тихона свекровь заставляет рыдать Катерину на пороге, абсурдность чего девушка не принимает. Тихон, по указке матери, должен дать строгий наказ жене, чтобы та не гуляла. Все эти сцены показывают читателю жестокость Кабанихи, ее степень самодурства и безграничной власти над домашними.
Дикой — представитель богатой и влиятельной семьи, не отличается какой-либо грамотностью и образованностью. Он верит в то, что гроза дана свыше людям в качестве кары за распутную жизнь и за грехи человеческие. Вместе с тем он не принимает новшества в виде громоотводов, которые ему предлагает изобретатель Кулигин.
Он исправно ведет свое хозяйство, неплохо справляется с повседневными делами, прагматичный по характеру, но невежественный, что портит общую картину его заслуг. Он представляет собой обычного помещика, который мыслит слишком узко и не приемлет никаких новшеств, является собирательным образом всех русских купцов и помещиков того времени.
Кулигин — это один из жителей города. Ему порядка пятидесяти лет. Он мещанин, человек простых кровей, работает механиком и является часовщиком-самоучкой. Мечтает изобрести «вечный двигатель», но, похоже, не понимает, в каком обществе живет. Ему принадлежит реплика: «Вот, братец мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу». Это подтверждает, что герой искренне ценит жизнь во всех ее проявлениях, любит природу, чем и отличается от местных жителей.
Он уважительно относится к другим людям, читает книги и всячески просвещается. По характеру — хороший и добросовестный человек, готовый трудится на пользу общества. Представитель новых взглядов на жизнь.
Его тип мышления далек от уединенной жизни местных жителей. Он как образ-антитеза обществу Кабанихи и Дикого, категорически не поддерживает установленные ими порядки. Неудивительно, почему нравы города Калинова Кулигин называет жестокими.
Варвара — член семьи Кабановых, сестра Тихона и дочь Кабанихи. Она также является приверженкой взглядов матери, хоть и представляет в пьесе молодое поколение. Втайне встречаясь с Кудряшом, совсем не стыдится этого. По натуре хитроумная и пронырливая. Она, как и все остальные домочадцы, терпит надзор своей матушки, но, в отличие от Катерины, умеет врать матери и пользуется этим. В конце повествования убегает из дома с Кудряшом.
Катерина Кабанова — молодая жена Тихона, девушка, открытая миру, добродушная и искренняя. Внутренний мир героини качественно отличается от темных душ представителей «темного царства». Она открыто высказывается о своих чувствах, считает, что только такое их проявление и имеет место быть. Любит природу и ценит жизнь, ей принадлежит крылатая фраза, когда она видит Волгу: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!»
Выйдя замуж за Кабанова, часто вспоминает семью, где ее любили и уважали. В браке несчастна: выходит замуж не по любви, да еще и терпит вечные унижения со стороны свекрови. Муж Тихон не заступается за жену и нередко сам ее обижает.
Противостояние Катерины темному миру начинается с того момента, как она встречает Бориса — племянника Дикого. Она не умеет врать, в отличие от Варвары, и поэтому рассказывает об измене мужу.
Эти аргументы можно использовать как для итогового сочинения, так и для написания сочинения-рассуждения.
Изображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен.
Огромная заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной публике мир купечества, о повседневной жизни которого русское общество имело поверхностное понятие. Купцы на Руси обеспечивали торговлю товарами и продовольствием, их видели в лавках, считали необразованными и неинтересными. Островский показал, что за высокими заборами купеческих домов в душах и сердцах людей из купеческого сословия разыгрываются почти шекспировские страсти. За это Островского называли Колумбом Замоскворечья.
Способность Островского утверждать прогрессивные тенденции в русском обществе в полной мере раскрылась в пьесе «Гроза», опубликованной в 1860 году. В пьесе нашли отражения непримиримые противоречия между личностью и обществом. Драматург поднимает острый в 1860-е годы вопрос о положении женщины в русском обществе.
Действие пьесы происходит в небольшом приволжском городке Калинове, где проживает в основном купеческое население. В своей знаменитой статье «Луч света в темном царстве» критик Добролюбов так характеризует жизнь купцов:
Островский на фоне прекрасного пейзажа рисует безрадостную жизнь обывателей Калинова. Кулигин, который в пьесе противостоит невежеству и произволу «темного царства», говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»
Термин «самодурство» вошел в обиход вместе с пьесами Островского. Самодурами драматург называл «хозяев жизни», богачей, которым никто не смел перечить. Таким в пьесе «Гроза» изображен Савел Прокофьевич Дикой. Островский не случайно наградил его «говорящей» фамилией. Дикой славится своим богатством, нажитым обманом и эксплуатацией чужого труда. Ему не писан никакой закон. Своим вздорным, грубым нравом он наводит страх на окружающих, это «жестокий ругатель», «пронзительный мужик». Его жена вынуждена каждое утро уговаривать окружающих: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!» Безнаказанность развратила Дикого, он может накричать, оскорбить человека, но это касается только тех, кто не дает ему отпор. Полгорода принадлежит Дикому, но он не расплачивается с теми, кто на него работает. Городничему он объясняет так: «Что ж тут особенного, я им по копейке недодам, а у меня целое состояние складывается». Патологическая жадность затмевает его разум.
Прогрессивный человек Кулигин обращается к Дикому с просьбой дать денег на установку в городе солнечных часов. В ответ слышит:
Дикой совершенно разнуздан в своем самодурстве, он уверен, что любой суд будет на его стороне:
Другой яркой представительницей нравов «темного царства» является Марфа Игнатьевна Кабанова. О ней Кулигин отзывается так: «Ханжа. Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабанова единолично правит домом и своей семьей, она привыкла к беспрекословному повиновению. В ее лице Островский показывает ярую защитницу диких порядков домостроя в семьях и в жизни. Она уверена, что только страх скрепляет семью, не понимает, что такое уважение, понимание, доброе отношение между людьми. Кабаниха всех подозревает в грехах, постоянно жалуется на отсутствие должной почтительности к старшим со стороны молодого поколения. «Не очень-то нынче старших уважают…», – говорит она. Кабаниха всегда прибедняется, изображает из себя жертву: «Мать стара, глупа; ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, с дураков, и взыскивать».
Кабанова «чует сердцем», что старым порядкам приходит конец, ей тревожно и страшно. Родного сына она превратила в бессловесного раба, который не властен в собственной семье, поступает только по указке матери. Тихон с радостью уезжает из дому, только чтобы отдохнуть от скандалов и гнетущей атмосферы родного дома.
Добролюбов пишет:
Показывая жизнь русской провинции, Островский рисует картину крайней отсталости, невежества, грубости и жестокости, которые убивают вокруг все живое. Жизнь людей зависит от произвола Диких и Кабаних, которые враждебны любым проявлениям свободной мысли, чувства собственного достоинства в человеке. Показав со сцены жизнь купечества во всех ее проявлениях, Островский вынес суровый приговор деспотизму и духовному рабству.
Надеюсь, сочинение «Изображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза» для 10 класса помогло вам в подготовке к урокам.
Вариант 1
Основной конфликт
В пьесе выделяется ряд конфликтов. В первую очередь, это противостояние между самодурами (Кабаниха, Дикий) и угнетенными (Борис, Тихон, Екатерина). Это противоборство двух разных миропониманий — нового и старого, которое себя уже отжило. При этом действие происходит за счет внутреннего конфликта в душе Екатерины.
Социальная проблема дала начало всем остальным. Писатель начинает пьесу с женитьбы обнищавшей помещицы и купца. Эта тенденция часто отмечалась во время жизни Островского. Правящее дворянское сословие постепенно утратило власть, обеднев из-за расточительности. Но вот купечество набирало обороты благодаря беспринципности, упорству, коммерческому таланту.
Именно в то время некоторые дворяне захотели поправить материальное состояние с помощью других. Помещики отдавали замуж образованных дочерей за грубых, но состоятельных купеческих сыновей. Из-за такого несоответствия союз Тихона и Екатерины еще в самом начале был обречен на неизбежный провал.
Сочинение Жестокие нравы города Калинов
Драма «Гроза», написанная Александром Николаевичем Островским в середине девятнадцатого века, и в наши дни остаётся произведением актуальным и понятным каждому. Человеческие драмы, трудные жизненные выборы и неоднозначные взаимоотношения между, казалось бы, близкими людьми – вот основные вопросы, которые писатель затрагивает в своём произведении, ставшим поистине культовым для русской литературы.
Небольшой городок Калинов, расположенный на берегу речки Волги, поражает своими живописными местами и красивейшей природой. Однако человек, нога которого ступила на столь благодарную почву, ухитрился испортить абсолютно всё впечатление о городе. Калинов увяз в высочайших и крепчайших заборах, а все дома похожи друг на друга в своей безликости и серости. Можно сказать, что и обитатели города очень напоминают то место, где они живут, и на примере двух главных отрицательных персонажей пьесы, Марфы Кабановой и Савела Дикого, мне бы хотелось показать, почему именно.
Кабанова, или Кабаниха, является очень обеспеченной купчихой города Калинова. Она деспотична по отношению к членам своей семьи, а в особенности к Катерине, невестке, однако посторонние люди знают её как человека исключительной порядочности и душевной доброты. Нетрудно догадаться, что эта добродетельность – не более чем маска, за которой скрывается по-настоящему жестокая и злая женщина, которая никого не боится, а поэтому ощущает свою полную безнаказанность.
Второй же отрицательный персонаж пьесы, Савел Дикой, предстаёт перед читателями человеком редкой невежественности и недалёкости. Он не стремится узнавать что-то новое, совершенствоваться и развиваться, вместо этого предпочитая лишний раз с кем-нибудь поругаться. Дикой полагает, что накопление денежных средств является важнейшей целью в жизни каждого разумного человека, к каким он себя относит, поэтому он всё время занят поиском лёгкой наживы.
На мой взгляд, в своём произведении «На дне» Островский показывает читателям, как страшно невежество, ограниченность и банальная человеческая глупость. Ведь именно нравы Калинина и погубили Катерину, которая просто не смогла жить в таком окружении и в такой моральной атмосфере
Самое страшное то, что таких людей, как Кабанова и Дикой, очень и очень много, они встречаются нам практически на каждом шагу, и очень важно уметь абстрагироваться от их пагубного и разрушающего влияния и, безусловно, осознавать, как важно оставаться светлым и добрым человеком
Вариант 4
Каждый из нас выступает отдельным миром. Никто не имеет право распоряжаться человеческим сердцем, мыслями и поступками. Гордость личности это не позволяет. Такой вариант затронул известный писатель позапрошлого столетия Островский в пьесе «Гроза». Произведение он посвятил нескольким поколениям. В попытке донести до народа всю силу жестокости, необразованности, старых людей он назвал представителями темного царства. Новых по мышлению людей он назвал теми, кому не нужны устаревшие традиции и обычаи. В его истории они жертвы сильных мира сего. Темное царство отчетливо раскрыто в двух персонажах – Диком и Кабановой. Данными образами автор изобличил прогнивший мир современного ему общества. Интересно, что спустя века, ему удалось затронуть и актуальные нашему времени проблемы.
Дикой с Кабановой – влиятельные лица в городке. Поскольку они богаты, то получили несметную власть, право на распоряжение судьбами близких. Помимо властного характера, у персонажей грубое отношение к жизни. Они самодуры. Их родные им постоянно надоедают своими поступками и фразами. Дикого раздражает Борис, который все время выпрашивает деньги. Богатому Дикому не нравится никому отдавать средства, даже собственному племяннику. Однако взамен он получает власть над юношей, что приносит персонажу удовольствие. Кабанова раздражается от своей невестки Катерины. Раньше в жизни ее раздражал сын, который пытался перечить матери. Теперь Катерина выступает его щитом. Девушка уберегает их счастье, но Кабановой противно от тех, кто пытается перечить. Единственное отличие между образами в мере ответственности и категории людей обращения. Дикой злой, негативный ко всем людям. Кабанова благочестивая, открытую злость к обществу не проявляет, только к невестке.
Приверженцы злого мира автора – люди с большим количеством пороков, получившие жестокость и жадность с молоком матери. Отрицательные черты они приобрели по ходу воспитания и взросления. Интересно, что описав людей своего времени, Островский передал дух нашего времени. В обществе всегда будут безрассудные, злые, необразованные люди, скрывающиеся под прогрессом, интеллигенцией. Кабанова и Дикой не боятся ответственности, последствий за свои действия. Они проповедуют скудоумие, жадность и лицемерие. Это изобличение пороков того и современного общества.
Образ города: быт и нравы
Нравы города Калинова в пьесе Островского «Гроза» отличаются своей жестокостью. Кабаниха практикует консервативные помещичьи взгляды на жизнь, среди которых особо выступают:
- Строгий надзор над домочадцами.
- Ущемление прав домашних.
- Использование физической расправы.
- Моральное давление.
- Вмешательство в личную жизнь домашних.
Калинов занимает одну из центральных ролей в пьесе, так как он сосредотачивает в себе все проявления жизни его жителей. Действие драмы происходит на берегу одной из самых крупных рек России — Волги. Впервые о жителях города читатель узнает от Кулигина — центрального персонажа пьесы. Именно он заявляет, что в городе царят жесточайшие домостроевские порядки; по словам Кулигина, человек узнает, каков Калинин на самом деле: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите».
Возглавляют лагерь купец Дикой с говорящим именем и его сестра Кабаниха.
Жители Калинова в подавляющем большинстве своем малограмотные и необразованные люди, они не знают элементарных определений науки, электричество называют «элестричеством». Население города — это мещане, крестьяне и помещики.
Влиятельные люди города неуважительно относятся к властям. Например, купец Дикой так обращается к городничему, не делая никаких рамок между дружеским и официальным общением: «Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!»
Бедняки и середняки города работают день и ночь, спят по 3 часа в сутки. Богатые пытаются всеми силами разбогатеть за счет крестьян, не щадя их существования. Купцы же постоянно ссорятся между собой и судятся. Науки и искусства для жителей города чужды. Например, Кулигин, выучившись сочинять стихи, боится браться за дело, так как его могут «проглотить живым».
Богатые жители Калинова пораньше запирают свои ворота и спускают собак в страхе, что их могут обворовать. Одно из любимых занятий жителей — это изводить своих домочадцев. Например, Кабаниха лишний раз старается поддеть Катерину, чтобы получить психологическую разрядку. При этом о ее злодеяниях никто не может и догадываться, потому что происходит все это за высоким забором, за который запрещено входить посторонним.
Вариант 4
Катерина, жена Тихона, молодая и красивая женщина, постепенно понимает, что она живет в мире, в котором ее красота и молодость не ценятся. Она не может быть счастливой в таком мире, и она противится замкнутости своего мужа и его семьи. Катерина отвергает общество и его нормы, она стремится к свободе и самореализации. Она чувствует себя одинокой и несчастной, и это приводит к ее внутреннему и внешнему конфликту.
Тихон, муж Катерины, с самого начала пьесы представлен как человек несчастный. Он живет по правилам, которые ему навязывают, и не может сделать ничего по-своему. Возможно, поэтому он и не может счастливо прожить с Катериной. Он хочет контролировать свою жену, считает ее красивой и способной на многое. Но сам он не может принять свою роль в этой брачной паре, не может обеспечить счастье Катерине. Его непонимание приводит к конфликту и ссорам.
В пьесе также присутствует персонаж Петр, бывший боярин, старший друг Тихона. Он предложил помочь Тихону и Катерине в их отношениях, но на самом деле лишь усложняет ситуацию. Петр представляет собой старый порядок, приверженность которому ничего не дают.
Результатом ожидаемой Грозы становится смерть Катерины, она выбрала самоубийство вместо продолжения терпимости. Ее действия и выбор являются последним, но самым важным моментом пьесы. Катерина решает последовать своему сердцу и свободно выбрать свою судьбу вместо общественных ограничений.
Гроза — это пьеса о поиске свободы и истинного счастья. Это история о том, как люди переживают внутренние и внешние конфликты, отчаяние и надежду. В пьесе прослеживается тема неприятия общественных норм и стереотипов, а также противостояние между свободой и контролем. Каждый персонаж пытается найти свою истину и понять, что именно делает его счастливым.
Мне нравится3.5 k.Не нравится2.1 k.