Богомолье — краткое содержание рассказа Шмелёва (сюжет произведения)
Повесть Шмелева «Богомолье» рассказывает о том, как маленький мальчик Ваня отправляется в путь к Троице-Сергиевой Лавре из Замоскворечья. Мальчик идет в сопровождении взрослых: плотника Горкина, пожилого кучера Антипа, здоровяка бараночника Феди, Домны Панферовны и ее внучки Анюты. Все действия повести описаны увиденными глазами шестилетнего Вани. «Богомолье» — автобиографичное произведение, открывающее цикл, поэтому оно рассказывается от лица ребенка. Духовным наставником на пути Вани является плотник Горкин – праведный христианин, этот образ автор тоже взял из своей биографии. На протяжении всей повести Горкин воплощает собой идеал святости, он хранит в себе лучшие традиции христианства и старается их продолжать в течение всего произведения. Для Вани Горкин становится самым главным примером для подражания.
Путь занимает трое суток и за это время Ваня видит разных людей, идущих к Лавре, в том числе больных и несчастных. Общение с другими богомольцами сильно влияет на маленького Ваню, и к концу пути он становится духовно взрослее.
Сюжет повести составлен из мелких эпизодов, произошедших по пути, из описания судеб людей, идущих к Лавре. Эта дорога сравнивается автором с длинным жизненным путем православного христианина, проходя который, он стремится к покаянию перед Богом. Уже подойдя к монастырю, Ваня встречает в городе своего отца, и они вместе идут прикладываться к мощам Преподобного Сергия Радонежского и на службы. Ваня становится свидетелем чудесного исцеления парализованного человека, оно оставило в душе ребенка неизгладимое впечатление. Таким образом мальчик Ваня, находящийся в поиске нравственных опор, постепенно находит их в религии.
К концу паломничества мальчик встречает старца Варнаву, который благословляет Ваню и дарит ему крестик. В этот благоговейный момент у мальчика текут слезы, символизирующие очищение.
Стилистические особенности
Характеры героев раскрываются через реплики в диалоге. Речь студента отрывиста, профессор советует ему учиться говорить. Профессор говорит правильно и красиво. Читателю открыты только мысли и чувства профессора.
Внутренний мир студента закрыт и от читателя, и от экзаменатора. Только в самом конце рассказа читатель узнаёт, что студент боится получить «хорошо» или «отлично», потому что ему стыдно.
Шукшин мастерски передаёт смену чувств профессора, по мере того, как экзаменатор узнаёт новые обстоятельства жизни студента. Рассказ драматизирован, движения героев выдают их чувства.
-
«Чудик», анализ рассказа Шукшина
-
«Микроскоп», анализ рассказа Шукшина
-
«Калина красная», анализ повести Шукшина
-
«Критики», анализ рассказа Шукшина
-
«Сапожки», анализ рассказа Шукшина
-
«Миль пардон, мадам!», анализ рассказа Шукшина
-
«Обида», анализ рассказа Шукшина
-
«Срезал», анализ рассказа Шукшина
-
«Одни», анализ рассказа Шукшина
-
«Алёша Бесконвойный», анализ рассказа Шукшина
-
«Сельские жители», анализ рассказа Шукшина
-
«Волки!», анализ рассказа Шукшина
-
«Горе», анализ рассказа Шукшина
-
«Верую!», анализ рассказа Шукшина
-
«Солнце, старик и девушка», анализ рассказа Шукшина
По произведению: «Экзамен»
По писателю: Шукшин Василий Макарович
Благовещенье
Ванин наставник пообещал, что завтра, в голубиный праздник, первый выгон голубям сделают. В этой птице Дух Святой поселился. Это ещё с Богородицы повелось: голубей в храм носить.
Хозяин, Горкин и приказчик собрались в кабинете и стали обсуждать, как сберечь товар и самим уберечься от большой весенней воды. Решили якорей добавить., десятник должен на реке ночевать, ребята, чтобы никуда из дому не отлучались.
Вдруг под потолком приятно зажурчало чьё-то пение (это жавороночек в клетке жил). Больше года птица молчала, а вот сейчас тихонько запел. Отец радуется. Все тихо разошлись.
Рано поутру мальчик проснулся от яркого солнечного света. Наступило Благовещение. Птиц в доме очень любили: «В передней чижик, в спальной канарейки, в проходной комнате — скворчик, в спальне отца … черный дроздик, в зале два соловья, в кабинете жавороночек, и даже в кухне у Марьюшки живет… чижик».
Когда батюшка отслужил обедню, он вручил Горкину прямо в церкви серебряную медаль из Синода.
Возле лавки повстречался Солодовкин, который принёс купцу соловья. Мальчик впервые сам будет выпускать птицу в небо. Ваня выпускает птиц вместе со всеми.
Горкин гоняет своих голубей, много их у него, но он каждую птичку знает. Сильно запахло вкусной едой. На столе будут рыбные пироги с луком, а к обеду подадут кулебяку с грибами, сёмгой, с печенью налима и с икрой судака.
Вечер тихий, на Москве-реке порядок. На птичьем рынке купили белку с колесом. Вдруг пошедший на реке лёд срезал барки. Полный ледоход. Как удалось заснуть?! Но утром всех разбудили голоса мужчин. У хозяина повязка: руку «ожгло канатом», у Василь-Василича обвязана голова. Всё обошлось, барки поймали и развернули.
Проблемы
Проблематика пьесы «Дядя Ваня» не менее интересна современному зрителю и читателю:
- Экология – через персонажа Астрова Чехов выражает свою обеспокоенность вырубкой лесов. Деятельность доктора по спасению окружающей среды показана, как достойное дело. Он затрагивает не столько материальный вред природе, сколько его социальное воплощение. В месте, где нет красивых пейзажей и свежего воздуха, не могут жить счастливые люди.
- Пошлость – жизнь, изображённая в пьесе, заслуживает осуждения. Лишённое мыслей, творчества, красоты и искренности бесцельное существование, по мнению Чехова, является самым ужасным, что только может стать с человеком. Ни один из героев не нашел своего места и предназначения, поэтому им скучно жить.
- Равнодушие – персонажи пьесы практически начисто лишены эмпатии. Их совершенно не волнуют проблемы окружающих. Все их силы направленны только на удовлетворение своих потребностей.
- Тоска – произведение пронизано чувством беспросветной тоски и бессмысленности жизни. Все персонажи тяготятся ею и скучают без дела, которое могло бы стать достойным применением их сил.
- Мещанство – в пьесе показаны люди, которые всю жизнь тратят на бессмысленный труд, а свободное время — только на самих себя. Они ограничены бытовыми аспектами жизни и зацикленны на своей персоне. Осуждение такого мещанского быта стало лейтмотивом многих писателей рубежа девятнадцатого и двадцатого веков.
- Приспособленчество – персонажи пьесы не борются с обстоятельствами, а прогибаются под них. По мнению Чехова, такое поведение никогда не принесёт человеку счастья.
- Разочарование в жизни – почти все персонажи пьесы разочарованы своим местом в мире и недовольны своей судьбой. Эту проблему Чехов очень часто поднимал в своём творчестве.
Крестный ход
«Донская»
Завтра срежут все цветы в саду. Улицы будут посыпать красным песком. Квартальные проверили все заборы, чтобы надписей не было. Собаки все привязаны.
Август месяц, торжество — все Святые пойдут по улицам. Народ угощаться будет калачами, баранками да чаем.
Сергий Преподобный вручил князю Дмитрию Донскому икону Богородицы и повелел одолеть вражью татарскую орду. А икона эта — «Донская». Потому и праздник такое имя носит.
Небо чистое. Отец Вани в Донской монастырь отправился. Движется Крестный ход.
Впереди едут верхом жандармы по обеим сторонам дороги, у мальчика в руках высокое древко со светильником и крестиком. Потом хоругви — «…наши, казанские». Горкин в зеленом кафтане, «в серебряной бахромке. Рядом — Василь-Василич, у него тяжелая, старая хоругвь, которая похожа на огромную звезду с лучами.
Все хоругви убраны цветами подсолнухов и рябинкой. Святые образакак будто благословляют, плывя над народом. Кажется мальчику: смотрят Они на людей, все — святые и светлые. А люди «все грешные, сквернословы, жадные, чревоугодники…». Богомольцам всем дают по калачику. Проходит обед шумный. Приезжает отец. Играют в карты.
«Покров»
Скоро придет «покров» — этот день считается важным, заканчиваются все «дела», земля покрывается снежком. Хозяин захотел после покрова «ледяной дом» запустить с бенгальскими огнями.
Горкин пояснял: «Над нами Владычица, Покровом своим укроет… под Ее Покровом и живем. И скажет Господу: «Господи, вот и зима пришла, все …напаслись… благослови их. Господи, отдохнуть, лютую зиму перебыть, Покров Мой над ними будет».
Наступает «канун Ивана-Постного, — «усекновение Главы Предтечи и Крестителя Господня», — печальный день». Пост строгий. Огурцы нужно обязательно посолить.
После Воздвиженья и капусту пора рубить. Рубят всем народом, а Горкин молитву читает.
После обеда начинают мочить антоновку.
Ваня проснулся от шума, и Маша радостно сообщила, что у мальчика ночью родилась сестрёнка Катюша. Отец-хозяин доволен.
Денис с Машей сосватались. Хозяин взял для Василь-Василича Дениса, как старшего приказчика.
Языковые особенности
Роман «Лето Господне» характеризуется обилием церковнославянизмов. С одной стороны, с их помощью автору удается придать повествованию торжественное звучание. С другой – церковнославянская лексика органично переплетается с бытовой. Благодаря этому повседневное в произведении становится наделено духовным смыслом. Быт в книге предстает одухотворенным.
Еще одна важная языковая особенность романа – наличие элементов устного фольклора. В книге часто встречаются отрывки из народных песен, пословицы, дразнилки, загадки и так далее. Кроме того, нередко Шмелев использует сдвоенные прилагательные, глаголы, существительные, придающие тексту эмоциональную насыщенность.
Домашнее задание к уроку:
I блок — теория литературы
II блок — творческое задание
(подготовить сообщение — анализ, суть, нравственный аспект)
Тема урока: записывается на доске после того, как ученики сами её сформулируют (после слов учителя).
Цель урока: разобраться в философском смысле произведения, выяснить – о чем же “Лето Господне”, через что надо пройти, чтобы обрести счастье.
- Обучающая: самостоятельно выявить проблематику романа, работа по осмыслению философских и эстетических проблем произведения.
- Развивающая: развитие сенсорной сферы учащихся, мыслительной деятельности.
- Воспитывающая: актуализировать личный жизненный опыт учащихся, помочь увидеть нравственный аспект в воспитании русской культурой, традициями.
Тип урока: комбинированный урок с использованием коммуникативно- деятельностного подхода (урок-исследование).
Методы:
- эвристический (частично поисковый) – этот метод активизирует мыслительную деятельность школьника;
- исследовательский – самостоятельное открытие учеником произведения;
- специфический (метод творческого чтения и творческого задания)- позволяет осуществить сотворчество, направлен на углубление восприятия, активизацию эмоциональной сферы.
Приемы:
работа с текстом, постановка проблемных вопросов для обсуждения, анализ эпизодов, аналитическая беседа, комментированное чтение, прослушивание выразительного чтения наизусть, использование предметных связей с музыкой.
Оборудование:
аудиозапись колокольного звона, портрет И. Шмелева, репродукции к произведению (Москва начала века, христианские праздники, иконы).
Запись на доске:
1. Жанровое своеобразие произведения.
2. Основная идея.
3. Пространственно-временная особенность.
4. Христианские праздники (их суть, нравственный аспект).
Запись на центральной части доски:
Проблемный вопрос:
1. О чем “Лето Господне”? (суть произведения).
1. 1. Через что надо пройти, чтобы обрести счастье?
На кого рассчитана книга? Стоит ли читать?
Если бы у меня спросили, кому эту книгу стоит порекомендовать, я бы без заминки сказала бы, что всем. Сейчас аргументирую. Книга рассчитана на любой возраст, будет интересно читать как взрослым людям, которым она будет усладой для сердца, так и детям, которым она в ненавязчивой манере преподаст уроки жизни и научит тому, чему не научат современные мультики. Так же книга заинтересует людей разного вероисповедания, в ней нет навязывания христианства, нет гонений на другие веры, в ней нет, как многие боятся, сложной лексики и монотонных лекций. Но, как мне кажется, до этой книги надо дорасти, к ней надо прийти, потому что она не относится к разряду книг для развлечения, книг, после прочтения которых можно похвастаться перед друзьями своими познаниями в области литературы. Этот роман для души, он способен залечить раны, изменить взгляд на мир, заставить радоваться самой обыденной вещи. Я прочитала много книг, достаточно много для того чтобы сказать, что этот роман проливает свет на душу того, кто его читает, другого творения, действующего подобным образом я пока не встречала!
XVII
Сергей Дмитриевич сдержал слово и привез Илье вольную. Но художник не знал теперь, куда ему идти, чем заниматься. Он попросил барина остаться в имении до весны. Сергей Дмитриевич не возражал, даже сказал Илье, что тот может жить здесь хоть до самой смерти.
А жить Илье уже оставалось недолго. Юноша сильно заболел, порой ему было так плохо, что даже не мог принимать пищу. В это время к нему во флигель неожиданно заглянула Анастасия. Сказала, что пришла поблагодарить за работу, а также справиться о его здоровье.
Когда Анастасия Павловна ласково протянула Илье руку, у юноши сладко заныло сердце и закружилась от счастья голова. Художник встал на колени и страстно припал к ногам своей возлюбленной. Он шептал ей жаркие слова, не в силах был сдерживать эмоции. Барыня испугалась такого проявления чувств и торопливо выбежала из флигеля. Она прекрасно понимала, что не может в данной ситуации ответить Илье взаимностью.
А весной случилось несчастье – Анастасия Павловна внезапно умерла. После такого известия Илье стало совсем худо. Он еле дошел до барского дома и попросил у Сергея Дмитриевича разрешения расписать склеп. Барин, конечно, не возражал, только грустно сказал: «пиши».
Перед смертью Илья оставил для монастыря икону «Неупиваемая Чаша», на которой была изображена Богоматерь, но только без Младенца.
Композиция и сюжетные линии
Роман называется «Лето Господне» («лето» — славянское «год»), так как композиционно строится в соответствии с кругом церковных праздников. Книга включает в себя три больших части: «Праздники», «Радости» и «Скорби». Эти части состоят из глав. Каждая из них посвящена отдельному событию и представляет собой миниатюрное завершенное произведение.
В книге три сюжетных линии. Первая – движение церковного года через все праздники. Действие начинается в Чистый понедельник, первый день Великого поста. Вторая часть романа завершается главой «Радуница». Круг замыкается. Вторая сюжетная линия связана со смертью отца Вани. Третья – с духовным взрослением мальчика.
Читатель наблюдает за формированием нравственных качеств ребенка. Мальчик понимает суть каждого праздника, оценивая с эмоциональной точки зрения его название, и знакомясь с обыденной жизнью. Роман заканчивается смертью Ваниного отца. Ребенок скорбит, но несмотря на это, благодаря религиозному воспитанию, он обретает свет и находит в жизни новый смысл.
«Яблочный Спас»
Преображение Господне… Хозяин распорядился, чтобы за яблоками съездили. Свою грушовку начали трясти, её аромат вселяет радость и свежесть.
С годами запах грушовки пробуждает все самые светлые воспоминания о саде, дворе, доме, всех близких людях.
А сейчас запрягли кобылку — и на Болото, на торговую площадь. Подъехали к Крапивкину, а он с сортами всех знакомит:
белый налив,
ананасное-царское,
анисовое монастырское,
титовка,
ростовка-сладкая,
горьковка.
Горкин выбирает самые лучшие яблоки, добавляет сахарный арбуз, как хозяин велел.
На Преображение Господня утро прохладное. В церкви много народу. Яблоки были садовые, а как осветят их, они уже станут от Господа. Это и есть — Преображение.
Читательская аудитория
Читать «Лето Господне» Шмелева приходится не только детской аудитории. В книге описан годовой цикл времени в праздниках и обрядах, что будет интересно для взрослых. Первая глава книги так и называется «Праздники». В этом слове для русского человека, оторванного от родной земли, скрыт сакральный смысл. Автор долго вынашивал замысел будущего произведения: прежде чем стать признанным среди своих соотечественников, он пересказывал придуманные истории крестнику и делал наброски в дневнике.
Анализ «Лето Господне» по главам рассказывает обо всем, что дорого сердцу русского человека:
- О самых значимых и святых праздниках;
- О порядке богослужения;
- О церковных обычаях и бытовом укладе жизни;
- О приметах и предсказаниях;
- О боли утраты и скорби.
Есть в книге главы, имеющие политический подтекст. Иван Сергеевич не хотел предавать бумаге личные переживания, связанные с борьбой с тяжелой болезнью и смертью самого дорого человека — отца. Но не только горечью и болью пронизано произведение, есть в нем много светлого и радостного.
В книге красной нитью проходит мысль, что смерть и страдания не так страшны, как грехопадение
Самое важное — это спасение души. Описание всех происходящих событий ведется от лица главного героя — мальчика Вани, которому еще нет и семи лет. Тяжелые испытания выпадают на долю маленького человека, но религиозное воспитание и поддержка старика Горкина помогают ему обрести смысл в жизни
Тяжелые испытания выпадают на долю маленького человека, но религиозное воспитание и поддержка старика Горкина помогают ему обрести смысл в жизни.
Рецензии на книгу «Богомолье» Иван Шмелев
Жизнеутверждающая, а в трудные и унылые периоды лечащая книга. Это воспоминание себя самого в детстве: мальчонки-москвича, который сначала долго просился, чтобы взяли богомольником, потом, будучи отпущенным отцом, шел пешком вместе с воспитателем, соседями и работниками, а потом сподобился и помолиться в Троице-Сергиевой Лавре. История источает счастье, и не осознанное взрослое, а детское, которое заключается в безмятежном существовании среди людей, в родной и нужной зависимости от них, в необъятности времени впереди, в простоте, в кровной вере. Такое бывает только в детстве и проглядывает в великом множестве детских же наблюдений — все расписано до крошечных деталей и мелодично. «Сено гуще каши», «пьем чай на траве, в цветах. Пчелки валятся в кипяток — столько их! От сарая длиннее тень», «занавеска пузырится на окне»… Можно цитатами всю книгу переписать, да и то мало будет, потому что снаружи, как это бывает со всеми хорошими вещами, книга меньше, чем изнутри. Много-много запахов, вкусов, чудных названий, вкрапленных историй, и все это с уменьшительными суффиксами, которые в таком количестве где угодно смотрелись бы назойливо, но только не в этой книге. Тут гармония. Никакого зла. Но это и никакой и не елей, как кто-то может подумать, тут есть и страхи, и трудности — все, что в жизни, то и здесь. Характеров тоже много: одно описание недовольного человека каково! И дьякона, и отцов квасника и хлебника, и попутчиков-паломников, и игрушечника, и монахов, и старца, и отца, и «осман-паши» и особенно Горкина. Механизмы возникновения разных слухов так шкодно нарисованы, что без улыбки не обойтись. Читала «Богомолье» в автобусе и проехала мимо своей остановки. Настолько заразительно это счастье видеть жизнь детскими глазами, что его никак нельзя было отложить.
Среди любимых писателей у меня есть три любимых Ивана: Тургенев, Шмелёв и Бунин. Люблю их за прекрасный русский язык! В начале 30-х годов прошлого века А.И.Куприн писал: «Шмелёв теперь – последний и единственный из русских писателей, у которого ещё можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка. Шмелёв изо всех русских самый распрерусский…».
Повесть «Богомолье» Шмелёв писал почти одновременно с романом «Лето Господне». Светлее книг я не читала. Оба эти произведения написаны в Париже, в эмиграции. Шмелёв очень тосковал по России (фраза Куприну: «Доживаем дни свои в стране роскошной, чужой. Всё – чужое. Души-то родной нет, а вежливости много…»), поэтому так сильны у него ностальгические нотки.
Повесть очень тёплая и воздушная. Лето, сияющее солнце, синее небо, бескрайние поля, звенящий жаворонок, сказочный лес, краснеющая в траве первая земляничка – закроешь глаза и видишь всю красоту русской природы. И маленького мальчика Ваню, шагающего из родной Москвы в Сергиев Посад, поклониться преподобному Сергию Радонежскому. Шмелёв рассказывает о своих первых детских жизненных впечатлениях. Наверное, всё было немного не так, всё чуточку приукрашено, но на то они и детские воспоминания, чтобы быть самыми лучшими, самыми добрыми и светлыми. Ещё нет боли и смерти, нет бед и предательства. Мир добр к маленькому мальчику, и поэтому так легко и весело шагается.
Очень радостная книга, а вот у меня почему-то часто наворачивались слёзы. Наверное потому, что детство прошло и уже никогда не вернётся.
Прочитано в рамках игры «Спаси книгу-напиши рецензию!»
Краткая история создания
В 1922 году Иван Сергеевич Шмелев навсегда уехал из России. Сначала он прибыл в Берлин, потом поселился в Париже, где и прожил вплоть до смерти в 1950 году. Будучи в эмиграции, писатель создал автобиографическую трилогию. В нее вошли «Богомолье», «Лето Господне» и сборник «Родное». В этой трилогии роман «Лето Господне», который нередко называют энциклопедией православной жизни, занимает центральное место. Над ним Шмелев работал около пятнадцати лет.
В основе произведения лежит устный рассказ писателя о русском Рождестве своему семилетнему крестнику. Рассказ этот прозвучал в декабре 1927 года. Полностью роман был напечатан в 1948 году. Его опубликовало известное парижское издательство YMCA-Press, специализировавшееся на русской литературе. Первое полное издание романа «Лето Господне» в России относится к 1988 году.
Именины Сергея Ивановича и Горкина
Готовится сюрприз Сергею Ивановичу. Рабочие хотят подарить ему на именины крендель огромных размеров, на котором написано: «Хозяину благому». В нарушение всех правил Василь Василич устраивает церковный звон, когда подносят этот крендель. Именины проходят отлично. Сергей Иванович принимает множество поздравлений. Пироги везут со всей Москвы. Сам архиерей прибывает в дом. Василь Василич плачет, когда получает благословение от него.
Наступает Михайлов день. Теперь уже о праздновании именин Горкина рассказывает нам Иван Шмелев («Лето Господне»). Горкина тоже все любят. Богатые подарки жалует ему отец Вани.
История создания
Роман «Воскресение» писался автором в — , — , -1899 годах . Три раза по году, с перерывами. Изначально произведение писалось под названием «Коневская повесть
», потому что в июне 1887 года Анатолий Фёдорович Кони рассказал при Толстом историю о том, как один из присяжных заседателей во время суда узнал в обвиняемой за кражу ту женщину, которую он когда-то соблазнил . Эта женщина носила фамилию Они, и представляла собой проститутку самого низкого разряда, с изуродованным болезнью лицом. Но соблазнитель, вероятно когда-то любивший её, решил на ней жениться и много хлопотал. Подвиг его не получил завершения: женщина умерла в тюрьме .
Трагичность положения полностью отражает сущность проституции и отдельно напоминает рассказ Ги де Мопассана «Порт» — любимый рассказ Толстого, который он перевел, назвав «Франсуаза»: Матрос , приехав из дальнего плавания, в порту нашёл публичный дом , взял женщину и узнал в ней сестру только тогда, когда она начала его расспрашивать, не видал ли он в море такого-то матроса, и назвала ему его собственное имя.
Впечатлённый всем этим, Лев Толстой попросил Кони отдать тему ему. Он начал развертывать жизненную ситуацию в конфликт, и эта работа заняла несколько лет писательского труда и одиннадцать лет раздумий.
Толстой, работая над романом, в январе 1899 года посещал надзирателя Бутырской тюрьмы И. М. Виноградова и расспрашивал его о тюремном быте. В апреле 1899 года Толстой приехал в Бутырскую тюрьму, чтобы пройти с отправляемыми в Сибирь осуждёнными путь до Николаевского вокзала , а затем изобразил этот путь в романе. Когда роман начал печататься, Толстой принялся за его переработку и буквально за ночь до публикации очередной главы «не унимался: раз начав дописывать, он не мог уже остановиться; чем дальше он писал, тем больше увлекался, часто переделывал написанное, менял, вычеркивал…»
История создания
Крестьянские дети рисуются писателем с нежностью и любовью, он отмечает их богатый духовный мир, умение чувствовать природу и её красоту. Писатель пробуждал у читателей любовь и уважение к крестьянским детям, заставлял думать об их дальнейших судьбах. Сам рассказ — это часть большого цикла под общим названием «Записки охотника». Примечателен цикл тем, что впервые в русской литературе на сцену выведены типы русских крестьян, описанные с такой симпатией и подробностями, что современники Тургенева сочли, что появилось новое сословие, которое достойно литературного описания.
В 1843 г. И.С. Тургенев познакомился с известным критиком В.Г. Белинским, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». В 1845 г. Иван Сергеевич решил полностью посвятить себя литературе. Лето он проводил в деревне, отдавая всё свободное время охоте и общению с крестьянами и их детьми. Впервые планы создания произведения озвучиваются в августе сентябре 1850 г. Тогда на черновике рукописи появились записи, содержащие планы написания рассказа. В начале 1851 г. рассказ был написан в Петербурге и в феврале был опубликован в журнале «Современник».
Подробнее: И.С. Тургенев «Бежин луг»: история создания рассказа
Литературное наследие
История его литературной деятельности начинается с рассказа «У мельницы» , опубликованного в 1895 году в журнале «Русское обозрение» . В октябре этого же года он напишет книгу очерков «На скалах Валаама» . Книга подвергнется слишком сильной цензуре и успеха иметь не будет.
Это станет причиной того, что Иван Сергеевич перестанет писать, и перерыв составит почти 10 лет.
Раннее творчество
В 1905 году под влиянием первой русской революции, Шмелев делает робкие литературные попытки небольшими произведениями, которые издаются в нескольких журналах. В 1907 году он возвращается к писательской деятельности и окончательно бросает службу.
В это время появляется на свет его малая проза, в которой нашли применение накопленные впечатления от общения с людьми и его жизненный опыт:
- «Распад», «Вахмистр» (1906);
- «Иван Кузьмич», «Гражданин Уклейкин» (1907);
- «В норе» (1909);
- «Под небом» (1910).
На этих повестях лежит отпечаток первой русской революции. Их герои недовольны старым укладом жизни и ждут перемен.
Самым значительным произведением этого периода явилась повесть «Человек из ресторана» (1910). Она легла в основу фильма с одноименным названием и стала визитной карточкой И. С. Шмелева как писателя.
В 1912 году он становится одним из учредителей «Книгоиздательства писателей в Москве», с которым будет связано творчество на протяжении многих лет. В это же время начинается сотрудничество с И. А. Буниным.
В 1912-14 годах было издано несколько повестей и рассказов, в которых автор представляет на суд читателя живую картину быта купечества, крестьянства, зарождающейся буржуазии. За ними последовали два сборника прозы — «Лик скрытый» и «Карусель» , сборник очерков «Суровые дни» (1916), повесть «Как это было» (1919) о событиях Гражданской войны и рассказ «Чужая кровь» (1918—1923).
В эмиграции
В 1922 году после эмиграции из России начнется новый период творчества писателя Шмелева. Одно из значительных произведений этого периода — автобиографическая повесть-эпопея «Солнце мертвых» . В этом произведении глубокая человеческая боль о погибшем сыне и погибшей России, о «смерти русского солнца» .
В своих рассказах этого периода писатель критикует бездуховность «западной цивилизации» и высказывает боль за судьбу Родины, постигшую ее после Гражданской войны.
Потом появляются произведения, где на первый план выходят картины прошлых лет — в России вообще и Москве в частности.
Их можно разделить на циклы детства, отрочества и юности:
- К детству принадлежат рассказы «Как мы летали» (1923), «Наполеон» (1928), «Мартын и Кинга», «Небывалый обед» (1934), «Лампадочка», «Страх» (1937).
- Отрочество составляют: «Как мы открывали Пушкина» (1926), «Музыкальная история» (1932), «Как я ходил к Толстому», «Как я ходил к Чехову», «Как я покорил немца» (1934).
- Юность включает рассказы «У плакучих берез» (1923), «Как я стал писателем» (1931), «Первая книга», «У старца Варнавы» (1934), «Старый Валаам» (1938).
Жизнь вдали от Родины станет настоящим испытанием для писателя и многих его соотечественников. Воспоминания о родной Москве, о своем счастливом детстве в Замоскворечье вспыхивают ярким пламенем во многих произведениях И.С.Шмелева.
Но самые глубокие впечатления детства он изложит в автобиографической трилогии: » Богомолье» (1931—1948), » Лето Господне» (1933—1948) и сборнике » Родное» (1931). Эти произведения станут вершиной позднего творчества писателя и принесут ему европейскую известность.
Популярные сегодня пересказы
- Царевна-лягушка — краткое содержание сказки «Царевна-лягушка» – это очень известная русская народная сказка. Жил один царь, у которого было трое сыновей. Когда они выросли, отец сказал им пойти в открытое поле, натянуть свои луки и выпустить по одной стреле.
- Краткое изложение романа «Доктор Фаустус» Томаса Манна По жанровой направленности произведение относится к разряду социально-психологического романа, основная тематика которого заключается в необходимости использования в полном объеме
- Краткое содержание комедии Лисистрата Аристофана В этом произведении, которая по своему жанру является комедией, речь идет о военных действиях, которые разыгрались между Афинами и Спартой, и о том, как женщины смогли это остановить.
- Малахитовая шкатулка — краткое содержание сказки Бажова Муж у Настасьи умер, после него у женщины осталась лишь малахитовая шкатулка — подарок хозяйки медной горы, им на свадьбу.
Расскажи о битве на Куликовом поле. В своём рассказе используй опорные слова:
Золотая Орда двести сорок лет владычествовала на русских землях, пока все знатные люди и патриоты не сплотились под руководством московского князя Дмитрия Ивановича Донского, решив избавиться от этого ига.
Армия Золотой Орды была огромна, но русские воины были храбры и не боялись сражения.
Они хотели изгнать Мамая с русских земель и дать отпор Золотой Орде.
Так была назначена дата Куликовской битвы.
Русская армия вышла из Кремлёвских ворот 10 августа 1380 года.
Перед битвой князь Дмитрий Донской просил благословения у великого святого тех времён Сергия Радонежского, и старец благословил и предрёк ему победу.
Первая битва самых отважных воинов двух армий — Пересвета и Челубея — окончилась победой Пересвета 8 сентября 1380 года.
Это был знак, что русские смогут победить Золотую Орду.
Так и случилось. Вражеская конница Золотой Орды была загнана в реку Непрядва и там перебита русским войском. После этого татары обратились в бегство, с ними убежал и Мамай с ханами.
Так русский народ избавился от владычества Золотой Орды и отпраздновал великую победу на Дону.
Подсказка:
- Ответы в рабочей тетради по летописи о житии Сергия Радонежского
- Газета «Сергей Радонежский и Куликовская битва»
- Читательский дневник «Житие Сергия Радонежского»
_______