«Урок женам»
В этой пьесе отражается биография Мольера. Краткое содержание сюжета сводится к тому, что, некий человек, разочаровавшийся в женщинах, решил взять на воспитание молодую деревенскую девушку, и сделать из нее идеальную жену. Вторая жена комедиографа была на двадцать лет моложе его и являлась то ли младшей сестрой, то ли дочерью его сценической подруги.
В своих комедиях Мольер высмеивал всяческие человеческие пороки. Его персонажи превратились в имена нарицательные. Его пьесы ставят современные театры по всему миру.
Умер Жан-Батист Мольер в преклонном возрасте, по меркам того времени. Ему шел пятьдесят второй год. Был он при жизни лицедеем, а стало быть – хоронить его нужно было за пределами кладбища. Толпа свирепствовала и препятствовала погребению. Актеры проводили Мольера в последний путь глубокой ночью будто преступника, а не великого классика.
«Смешные жеманницы»
Эта комедия получила успех. Без происков врагов и завистников не обошлась ленгранжевская биография. Жан-Батист Мольер краткое содержание «Смешных жеманниц», по утверждению автора «Реестра», вынужден был издать, дабы избегнуть плагиата. В пьесе идет речь о девичьей глупости, которая исходит из «романов, стишков, песней, сонетов и куплетов». Некто Рибу хотел выкрасть рукопись, но, как известно, это ему не удалось.
Мольер заимствовал эпические традиции, беспрестанно импровизировал и в итоге стал создателем нового неповторимого жанра. Основой этого жанра было не столько развлечение, сколько поучение. «Жеманниц» поставил вовремя Жан-Батист Мольер. Краткая биография великого комедианта, написанная Лагранжем, повествует о благосклонном отношении короля к этой пьесе. Ведь в эти самые годы он рьяно боролся с фрондерством, которое высмеивал автор пьесы.
Ранние годы
Жан-Батист появился на свет 15 января 1622 года в Париже, в уважаемом буржуазном семействе, в котором все мужчины на протяжении многих поколений трудились обойщиками-драпировщиками.
Мать мальчика скончалась, когда ему едва исполнилось 10 лет, и отец определил сына в престижный колледж, где Жан-Батист прилежно изучал латынь, классическую литературу, философию и естественные науки.
Достойно выдержав экзамен, юный Поклен получил диплом преподавателя с правом читать лекции. К тому времени его отец уже подготовил место обойщика в королевском дворце, однако Жан-Батисту не суждено было стать ни преподавателем, ни обойщиком – судьба приготовила ему гораздо более интересную участь.
Любимец короля
В 1662 году драматург занял должность распорядителя королевских празднеств, и это помогло ему приобрести ещё более выгодное положение в свете. Он был рад этому, хотя и недолюбливал придворных за их лицемерие, коварство и манерность. Но Мольер понимал, что достичь успеха и справиться с ожесточённой конкуренцией в театральном мире можно только с помощью связей в высших кругах. Именно поэтому он особенно гордился покровительством Людовика XIV, в то время как многие именитые особы негодовали по поводу того, что король уделяет так много внимания простолюдину — сыну придворного обойщика.
Парижский этап творчества Мольера
В этот период он создал свои самые известные пьесы, которые до сих пор не сходят с подмостков ведущих театров всего мира. Сначала Мольер подтвердил свой авторитет виртуозного мастера слова постановкой новой пьесы «Влюбленный доктор», которая была разыграна перед самим Людовиком XIV. Король-солнце был чрезвычайно доволен остроумным фарсом комедии и предоставил молодой труппе отдельный дворец для организации представлений. Ранние произведения парижского периода Мольера были направлены на высмеивание придворной утонченности и чрезмерного увлечения всем изящным: пьеса «Смешные жеманницы» пародировала манерность придворных дам, бывшую тогда в моде среди молодежи. Разумеется, пьеса вызвала возмущение знати, однако у зрителей пользовалась огромным успехом. Еще одной тематикой произведений Мольера был так называемый воспитательный жанр; в этом духе он написал свои «Школу мужей» и «Школу жен», в которых поднял проблему отношений между супругами в семье. Уже в этих произведениях Мольер отошел от господствовавших в то время традиций классицизма: его персонажи заговорили доступным, легким и понятным языком, в отличие от героев трагедии, произносивших со сцены пафосные и торжественные речи. Между прочим, именно Мольер всячески доказывал, что комедия не менее важна, чем серьезная драма, которая тогда считалась главным жанром в художественной литературе.
Социально-психологическая тематика в произведениях Мольера
В период своего зрелого творчества Мольер разработал тип комедии-балета: действие в таких постановках сопровождалось танцевальными номерами для бо?льшего увеселения публики. Однако с содержательной точки зрения гораздо важнее оказались его сочинения на социально-психологическую тематику: «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», «Дон Жуан», «Скупой», «Мизантроп» и другие. В этих последних сочинениях Мольер выступил обличителем основных недостатков дворянства и мещанства своего времени. Данные пьесы являются превосходным источником по эпохе Людовика XIV: сочинения известного драматурга можно назвать зеркалом по истории культуры Франции середины XVII века. Творчество Мольера оказало влияние на французскую драматургию в целом: его наиболее известным последователем считается П. Бомарше, который в своих произведениях руководствовался принципами своего знаменитого предшественника. Пьесы Мольера до сих пор пользуются популярностью, что говорит о непреходящем значении его сочинений.
Мольер краткая биография
Ж. Б. Мольер краткая биография изложена в этой статье.
Мольер краткая биография
Жан-Батист Поклен — французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, актёр и директор театра, более известного как труппа Мольера.
Родился в Париже 16 января 1622 года. Отец его был королевским обойщиком и камердинером, семья жила весьма обеспеченно. С 1636 г. Жан Батист получал образование в престижном учебном заведении — иезуитском Клермонском колледже, в 1639 г. по его окончании стал лиценциатом прав, однако труду ремесленника или юриста предпочел театр.
В июне 1643 года, когда ему уже исполнился 21 год, Жан-Батист Поклен покинул семью и открыл «Блистательный театр» в Париже. Этот, как бы мы сказали сегодня, проект просуществовал всего два года и потерпел финансовый крах. Остались лишь долги, которые Жану-Батисту платить было нечем. По этой причине ему довелось даже провести некоторое время в тюрьме.
После этой истории отец проклял своего сына, запретил позорить фамилию. В то время актёрская профессия считалась самой низкой и называлась не иначе как презрительным «комедиант». Именно с этим связывают появление псевдонима Мольер. Жан-Батист предпочёл отречься от фамильного имени, ведь он не представлял своей жизни без театра.
Мольер занялся любимым делом, организовав бродячую труппу, с которой путешествовал из одного города в другой. Репертуар был невелик, поэтому он сам взялся за перо. Начинал с написания одноактных пьес. Так появились «Летающий доктор», «Ветреник», «Ревность Барбуйе» (это те, которые дошли до нас, а были и другие).
Постепенно популярность труппы Мольера росла, стали выступать в крупных городах. Однажды, в Лангедоке Мольер встретился со школьным товарищем принцем Конти, который порекомендовал его брату короля. И вот Жан-Батист Мольер вместе со своими актёрами получил возможность играть в театре при дворе, в Лувре.
Последние полтора десятилетия жизни Мольера (1658 – 1673) были самой продуктивной порой в плане драматургии. В это время были созданы такие шедевры, как «Смешные модницы», «Мнимый рогоносец», «Мещанин во дворянстве», «Дон Жуан, или Каменный гость», «Тартюф», «Мизантроп», «Мнимый больной». Его пьесы нещадно высмеивают пороки людей: жадность, лицемерие, ханжество.
Постановка при дворе комедии «Тартюф» нанесла серьёзный удар по католической церкви. В пьесе Мольер показал преступность церковной власти, лживость её морали. Конечно, пьеса была запрещена, и Мольер для её спасения «снял» с главного героя его духовный сан, сделал его обычным святошей и ханжой.
Запрещались к постановке и другие пьесы — так действовала критика драматурга. Однажды даже был закрыт его театр, и целых три месяца актёры дожидались возможности снова играть, хотя всё это время даже не получали денег.
Сам Мольер был человеком далеко не бедным, получал ежегодную пенсию в 1500 ливров от короля. Но к деньгам относился легко, с удовольствием тратил их. Тратил не только на себя, помогал нуждающимся, и ни один из обратившихся к нему с просьбой не был обижен. Современники отзывались о нём, как о человеке добром, великодушном, услужливом.
Личная жизнь Жана-Батиста Мольера сложилась не очень счастливо. Женился он в сорокалетнем возрасте, молодая жена Арманда Бежар обманывала его. Не сложилась и дружба его с Жаном Расином. После премьеры в театре Мольера пьесы Расина «Александр Великий», она была передана для постановки другой труппе. Мольер воспринял это как предательство
Мольер умер 17 февраля 1673 года. Он исполнял главную роль в своей пьесе «Мнимый больной» и на сцене почувствовал себя плохо. Через несколько часов великий драматург скончался. Архиепископ Парижский запретил хоронить по христианским обрядам тело «комедианта» и «не раскаявшегося грешника».
Похоронили его тайно, ночью, на кладбище Сен-Жозеф.
http://sochinyshka.ru/moler-kratkaya-biografiya.htmlhttp://obrazovaka.ru/moler.htmlhttp://kratkoe.com/moler-kratkaya-biografiya/
голоса
Рейтинг статьи
Дар писателя
Когда будущему комедиографу было всего десять лет, скончалась его мать. Отец женился вновь, мальчика же отправил учиться юриспруденции и семейному делу. Уже в восемнадцать лет сын обойщика имел звание юриста. Но ни право, ни фамильная профессия не прельщали юношу. Однажды на одном светском вечере, где среди прочих гостей был не кто иной, как сам Сирано де Бержерак, услышал интересную фразу Мольер. Краткая биография автора знаменитых комедий начинается именно с того момента. Хотя, стоит сказать, что тогда он еще не был Мольером, а имел отцовскую фамилию. Но услышав в тот знаменательный день от некоего господина философскую лекцию о радости и наслаждении, как о главном предназначении человека, понял, что откажется от звания обойщика и создаст собственный театр. Ведь ничто так не радует и не приносит наслаждение людям, как зрелище.
Осуществить эту мечту помог Мольеру его врожденный дар к сочинительству. Он стал не только директором театра, но и актером, и автором пьес.
Начало творчества известного драматурга
Творчество известного французского драматурга Ж.-Б. Мольера (Поклена) пришлось на эпоху царствования короля-солнца Людовика XIV. Это было время бурного развития науки, искусства, образования. Именно тогда творили Ж.-Б. Люлли – французский композитор, создатель национальной оперы, Н. Пуссен – основатель классицизма во французской живописи. Сам Людовик XIV всячески поощрял деятельность ученых, драматургов, мыслителей. Галантная эпоха оказала сильное влияние на молодого драматурга, который, следуя веяниям времени, вместе с тем привнес немало нового в художественную литературу.
Мольер был сыном придворного обойщика короля, получил блестящее образование (он превосходно разбирался в юридических дисциплинах и великолепно владел латинским языком), однако должность правоведа его не привлекала –юноша решил стать актером. Он возглавил «Блистательный театр», однако проиграл в конкуренции с более популярными театральными труппами: «Бургундским отелем» и группой Марэ. Тогда он покидает Париж и уезжает вместе с бродячими комедиантами во главе с Дюфреном в странствие по провинциям (1645–1658 года). Именно в этот период он пробует себя в качестве сочинителя пьес: его первые творения били основаны на фарсовом сюжете, взятом из наблюдений над жизнью, обычаями и нравами населения глубинок страны. Успех спектаклей во многом был обусловлен постановкой произведений молодого автора: «Летающий лекарь», «Проделки Скапена», «Все невпопад» и других. Труппа Мольера приобрела широкую популярность, и 1658 году по приглашению брата короля вернулась в столицу. Так начался самый плодотворный, парижский этап творчества драматурга (1658–1673 года).
Интересные факты
- Произведения Мольера, отличавшиеся большой раскованностью и вольнодумством, вызывали большое раздражение среди представителей Церкви. Краткая биография Мольера не в состоянии уместить те нападки и угрозы, которые он был вынужден терпеть со стороны церковнослужителей. Однако смелый драматург находился под негласной защитой Людовика, и его литературная дерзость всегда сходила ему с рук.
- Крестным первенца Мольера был сам король Людовик XIV.
- Одна из самых жизнерадостных и веселых комедий драматурга – «Мнимый больной» – была написана им перед смертью, во время тяжелой болезни.
- Архиепископ Парижа категорически отказался хоронить Жан-Батиста, поскольку тот всю жизнь слыл грешником и перед смертью не успел покаяться. И только вмешательство короля повлияло на исход дела: Мольер был похоронен ночью за оградой кладбища Святого Петра, словно разбойник или самоубийца.
Начало творческого пути
Воспользовавшись своей долей из материнского наследства, Жан-Батист начал совершенно новую жизнь. Его манили театральные подмостки и возможность играть трагические роли.
В возрасте 21года Жан-Батист, который к тому времени уже выбрал себе сценический псевдоним – Мольер, возглавил небольшой театр под названием «Блистательный». В состав труппы входило всего 10 человек, репертуар театра был достаточно скуден и неинтересен, и конкурировать с сильными парижскими труппами он попросту не мог.
Актерам не оставалось ничего другого, как выступать в провинции. Проведя в скитаниях 13 лет, Жан-Батист не изменил своего желания служить театру. Более того – он успел написать множество пьес, чем значительно разнообразил репертуар труппы. Среди его ранних произведений «Ревность Барбулье», «Летающий лекарь», «Три доктора» и другие.
Работа в провинции не только раскрыла в Мольере талант сценариста, но и заставила его кардинально сменить актерское амплуа. Видя большую заинтересованность публики в комедиях и фарсах, Жан-Батист решил переквалифицироваться из трагика в комика.
Парижский период
Благодаря комедийным пьесам Мольера труппа быстро добилась славы и признания, и в 1658 году по приглашению брата короля оказалась в Париже. Актерам выпала невиданная честь – выступать в Лувре в присутствии самого Людовика XIV.
Комедия «Влюбленный доктор» вызвала невероятный фурор среди парижской аристократии, предопределив судьбу комедиантов. Король предоставил им в полное распоряжение придворный театр, на подмостках которого они выступали в течение трех лет, а затем перешли в театр Пале-Рояль.
Обосновавшись в Париже, Мольер с удвоенной силой приступил к работе. Его увлеченность драматургией временами походила на одержимость, но это принесло свои плоды. В течение 15 лет он написал свои лучшие пьесы: «Смешные жеманницы», «Тартюф, или обманщик», «Мизантроп», «Дон Жуан, или Каменный гость».
Провинциальное турне
Мольер был далёк от политики. Но многие его друзья и знакомые имели отношение к Фронде, и поэтому в 1645 году после очередной серии антиправительственных выступлений драматургу пришлось уехать из Парижа. Присоединившись к бродячей труппе Шарля Дюфрена, протеже губернатора Гиени, актёры бывшего «Блистательного театра» начали играть в спектаклях по всей стране. Восьмилетнее гастрольное турне по провинциальным городам закончилось отстранением губернатора: Дюфрен лишился прежнего влияния, его театр расформировали, а актёры Мольера фактически остались без средств к существованию.
С помощью обаяния актрисы по прозвищу Маркиза Тереза труппа приобрела нового покровителя в лице принца Конти, одного из наиболее влиятельных людей во Франции. Благодаря его поддержке Мольеру удалось значительно увеличить прибыль от спектаклей. Публика высоко оценила элегантные, изысканные костюмы актёров и тщательно продуманные декорации. Репертуар театра состоял преимущественно из фарсовых постановок, многие из которых были сочинены Мольером. Своей живостью пьесы выгодно отличались от большинства театральных комедий того времени.
Бернгард Э. А. Иллюстрация к пьесе «Брак поневоле». (Wikimedia Commons)
Мольер планировал маршрут труппы, ориентируясь, прежде всего, на города, которые в то время служили местом собрания влиятельного дворянства. Это принесло актёрам ещё большую известность. За Мольером закрепилась репутация неплохого комедианта и умелого администратора, способного должным образом организовать спектакль и поддержать доброжелательную атмосферу в коллективе. Его особенно ценили за образованность, харизму, чувство такта и исключительное умение держать себя в обществе.
В 1655—1656 гг. Мольер создаёт свои первые крупные стихотворные комедии «Шалый, или Всё невпопад» и «Любовная досада». Впечатления публики от спектаклей были смешанными: хотя большинство признало пьесы остроумными, многие отмечали их незрелость. Кроме того, зрителям показалось непривычным отсутствие интонационной игры и напыщенности в актёрских репликах, их простота и максимальная приближённость к обыденной речи.
«Блистательный театр»
В 1643 году Жан-Батист вместе со своей возлюбленной актрисой Мадленой Бежар добился официального разрешения на учреждение собственного театра. Несмотря на название — «Блистательный театр», — молодые актёры пренебрегали качеством исполнения. Зрители вскоре разочаровались, а актёры стали покидать труппу. В 1644 году в помещении театра разразился пожар, полностью уничтоживший сцену и декорации. Жан-Батист погряз в долгах и из-за невозможности оплатить аренду пробыл чуть меньше месяца в тюрьме, откуда был отпущен под залог.
Деба-Понсан Э. «Мольер и Годолен», 1907 год. (Wikimedia Commons)
В это время Поклен решил взять псевдоним «Мольер» (от фр. «mot-lierre» — «слово-плющ»). Сценические псевдонимы были обычным явлением для актёрских кругов, но Мольер, вероятно, мог взять его и по просьбе отца, опасавшегося из-за долгов сына опорочить свою репутацию. Так или иначе, Жан-Батист не отрёкся от своей настоящей фамилии и подписывался как Поклен-Мольер.
Мольер краткая биография
Эксцентричный комедиограф XVII века сумел отказаться от должности, которая переходила ему по наследству. Мольер, как сообщает его краткая биография, бесстрашно выявлял пороки парижского высшего общества. Его произведения сохранили актуальность и в наши дни.
Жан Батист Мольер биография
В январе 1622 г. в зажиточной семье Парижа, родился долгожданный наследник, полное имя которого звучало как Жан Батист Поклен. Отец служил при дворе камердинером короля и театральным обойщиком-драпировщиком. Его супруга, Мария Поклен-Крессе скончалась от туберкулеза, когда ее сыну исполнилось 10 лет.
Отец официально оформил право передать свою должность сыну по наследству. Ремесло не требовало особой выучки. Еле читающего 14-летнего подростка отправили в иезуитскую школу — Клермонский коллеж.
По окончании учебного заведения Жан Батист Мольер, сообщает краткая биография, свободно читал и делал переводы с латыни. В 17 лет получил юридическое звание — лиценциат права.
Через 4 года юноша познакомился с Мадленой и Жозефом Бежар. В 21 год назвался новым именем — Мольер, открыл «Блистательный театр», в который набрал группу — 10 актеров. Выдержать конкуренцию со столичными известными заведениями было непросто. И Жан Мольер, как информирует краткая биография, примкнул к театральной труппе, возглавляемой Шарлем Дюфреном. Отправился на гастроли по провинциальной Франции, сам начал писать фарсовые пьесы.
В 1658 г. театр давал представление в столичном дворце — Лувре. Людовику XIV так понравилась пьеса, что он разрешил актерам занять театр Пти-Бурбон. После 1661 г. труппа перебралась в театр Пале-Рояль.
Драматург и актер — Мольер, умер на сцене, не сумев доиграть театральное действие в пьесе «Мнимый больной». Это случилось 17 февраля 1673 г.
Литературное творчество
Из провинциальных фарсовых сочинений пера Мольера сохранились пьесы «Летающий пекарь» и «Ревность Барбулье».
К парижскому периоду творчества относятся — «Смешные жеманницы». Пьеса отражала манеры, вычурность речи, присущую аристократическим салонам Франции.
Сарказм характерен и для следующей пьесы — «Мнимый рогоносец». Позже, пороки мужчин и женщин Мольер высмеивает в «Школе мужей» и « Школе жен». Эти пьесы ломали схематичность фарса, были больше похожи на комедии характерных героев.
Краткая биография сообщает, что «Тартюф, или Обманщик», «Дан Жуан, или Каменный гость», «Мизантроп» стали самыми главными произведениями в становлении драматурга Мольера.
Комедии с элементами балета проходят свое развитие от примитивных фарсовых пьес, таких как «Сицилиец, или Любовь-живописец», до поздних комедий, принимающих за основу социально-бытовые проблемы: «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной». Всего Мольер создал больше 50 произведений. Биографию и творчество драматурга кратко изучают ученики современных учебных заведений.
Личная жизнь
Женился Мольер в возрасте 40 лет на 20-летней сестре Мадлен Бежар — Арманде. Людовик XIV стал крестным первенца семейства — Луи. Однако крестник короля прожил меньше года. Дочь Эспри-Мадлен дожила до 58 лет.
Интересные факты
На доме, в котором в детстве жил Мольер, находились скульптуры обезьянок, срывающих плоды с деревьев. За это его называли «обезьяньим домом».
Именем Мольера названа улица Парижа, театральная премия и кратер на Меркурии.