Конфликт
Внешние конфликты Мольера разнообразны и объясняются его тяжёлым вспыльчивым характером. Мольер ругается со слугой, с другими актёрами, первой и второй женой, приёмным сыном. Его нападки на религию в «Тартюфе» становятся причиной конфликта с Кабалой и впоследствии с королём.
Все положительные герои обременены внутренними конфликтами, и именно это отличает их от отрицательных. Внутренний конфликт заставляет человека жить двойными стандартами, так что самому герою это противно. Так в первом действии Мольер славит короля, потому что именно от него зависит постановка его пьес, а в последнем, лишившись его милости, обличает.
Влияние Михаила Булгакова на культуру
Михаил Булгаков – выдающийся русский писатель XX века, чье литературное наследие сильно повлияло на культуру и искусство. Его произведения отличаются своеобразием и глубиной, а их темы и образы стали непременной частью современной литературы и культуры в целом.
Одним из наиболее известных произведений Булгакова является роман «Мастер и Маргарита». Это произведение, выпущенное после смерти автора, стало настоящей сенсацией и сразу завоевало популярность. Оно вызвало широкий интерес своей смелой антиутопической тематикой и глубиной философских размышлений. «Мастер и Маргарита» вошел в золотой фонд мировой литературы и оказал значительное влияние на современных писателей.
Булгаков также сильно влиял на русскую театральную культуру. Его пьеса «Дни Турбиных» стала одной из важных и значимых работ в истории русского театра. Она рассказывает о борьбе трудового класса с буржуазией и оказала значительное влияние на развитие театральной постановки и актерского искусства в целом. Взгляд на противостояние классов в «Днях Турбиных» имел проницательность, которая затрагивала общественные проблемы и вызывала дискуссии.
Творчество Булгакова также оказало важное влияние на кинематограф. Многие его произведения были экранизированы и стали знаменитыми фильмами
Например, «Собачье сердце» – это роман, впервые опубликованный в 1925 году, который был экранизирован в 1988 году и стал культовым фильмом с поклонниками по всему миру.
Современная культура с уважением относится к творчеству Булгакова и активно использует его идеи и образы. Его работы остаются актуальными и вдохновляют современных писателей, художников и режиссеров. Императив и свобода, вера и сомнение – эти идеи, заложенные в произведениях Булгакова, по-прежнему являются важными и актуальными в современном обществе.
История создания
Считается, что «Декамерон» Боккаччо был написан в 1348-1351 годах в Неаполе и Флоренции. Своеобразным поводом и источником вдохновения для писателя стала чума 1349 года — вполне реальный исторический факт, использованный им в произведении.
Первоначально опубликованная книга стала популярна не у задуманной целевой аудитории — итальянской интеллигенции, а у купцов, читающих «Декамерон» как сборник эротических историй. Но ближе к 15 веку произведение стало популярно среди других слоев населения Италии, а после — и во всей Европе, принеся Боккаччо мировую известность. С момента изобретения книгопечатания «Декамерон» стал одной из самых издаваемых книг.
«Декамерон» был внесен в Индекс запрещенных книг 1559 года как антиклерикальное произведение. Церковь сразу же осудила произведение и его автора за множество безнравственных деталей, что послужило поводом для сомнений Боккаччо в том, имеет ли «Декамерон» право на существование. Он даже планировал сжечь оригинал, от чего его отговорил Петрарка. Впрочем, до конца стеснялся своего детища, раскаиваясь в его создании.
Любимец короля
В 1662 году драматург занял должность распорядителя королевских празднеств, и это помогло ему приобрести ещё более выгодное положение в свете. Он был рад этому, хотя и недолюбливал придворных за их лицемерие, коварство и манерность. Но Мольер понимал, что достичь успеха и справиться с ожесточённой конкуренцией в театральном мире можно только с помощью связей в высших кругах. Именно поэтому он особенно гордился покровительством Людовика XIV, в то время как многие именитые особы негодовали по поводу того, что король уделяет так много внимания простолюдину — сыну придворного обойщика.
Провинциальное турне
Мольер был далёк от политики. Но многие его друзья и знакомые имели отношение к Фронде, и поэтому в 1645 году после очередной серии антиправительственных выступлений драматургу пришлось уехать из Парижа. Присоединившись к бродячей труппе Шарля Дюфрена, протеже губернатора Гиени, актёры бывшего «Блистательного театра» начали играть в спектаклях по всей стране. Восьмилетнее гастрольное турне по провинциальным городам закончилось отстранением губернатора: Дюфрен лишился прежнего влияния, его театр расформировали, а актёры Мольера фактически остались без средств к существованию.
С помощью обаяния актрисы по прозвищу Маркиза Тереза труппа приобрела нового покровителя в лице принца Конти, одного из наиболее влиятельных людей во Франции. Благодаря его поддержке Мольеру удалось значительно увеличить прибыль от спектаклей. Публика высоко оценила элегантные, изысканные костюмы актёров и тщательно продуманные декорации. Репертуар театра состоял преимущественно из фарсовых постановок, многие из которых были сочинены Мольером. Своей живостью пьесы выгодно отличались от большинства театральных комедий того времени.
Бернгард Э. А. Иллюстрация к пьесе «Брак поневоле». (Wikimedia Commons)
Мольер планировал маршрут труппы, ориентируясь, прежде всего, на города, которые в то время служили местом собрания влиятельного дворянства. Это принесло актёрам ещё большую известность. За Мольером закрепилась репутация неплохого комедианта и умелого администратора, способного должным образом организовать спектакль и поддержать доброжелательную атмосферу в коллективе. Его особенно ценили за образованность, харизму, чувство такта и исключительное умение держать себя в обществе.
В 1655—1656 гг. Мольер создаёт свои первые крупные стихотворные комедии «Шалый, или Всё невпопад» и «Любовная досада». Впечатления публики от спектаклей были смешанными: хотя большинство признало пьесы остроумными, многие отмечали их незрелость. Кроме того, зрителям показалось непривычным отсутствие интонационной игры и напыщенности в актёрских репликах, их простота и максимальная приближённость к обыденной речи.
История публикации
При жизни М. А. Булгакова роман опубликован не был. Впервые опубликован издательством «Молодая гвардия» в 1962 году в серии «ЖЗЛ».
11 июля 1932 года Булгаков подписал договор на написание книги о Мольере для серии «Жизнь замечательных людей» с Журнально-газетным издательством. Первое название написанной биографии было «Всадник де Мольер. Полное описание жизни Жана Батиста Поклэна де Мольера с присовокуплением некоторых размышлений о драматургии
Закончил работу над романом Булгаков 5 марта 1933 года. 8 марта он сдал рукопись в издательство. 9 апреля 1933 года он получил развёрнутый отзыв на роман редактора серии «ЖЗЛ» Александра Николаевича Тихонова. Отзыв признавал достоинства булгаковского таланта, но при этом был отрицательным. Главными претензиями были: немарксистская позиция книги, из неё не видно, «интересы какого класса обслуживал театр Мольера», освещение исторических событий с устаревших позиций. Особенно насторожило редактора то, что за замечаниями рассказчика проступает «наша советская действительность». Да и сам рассказчик представляется ему «развязным молодым человеком». Автору предлагалось переделать рукопись в духе исторического повествования, от чего Булгаков отказался. Рукопись была послана М. Горькому в Сорренто, который также отозвался о ней отрицательно. Булгаков несколько раз пытался встретиться с ним в Москве после его возвращения, но безуспешно. Вместо запланированной книги Булгакова издательство выпустило в серии ЖЗЛ книгу другого автора (Мокульский С. С.
Мольер — 1936 год. — 368 с. — 50 000 экз).
Рождение и детство
День рождения М.А. Булгакова – 3 (15) мая. Отец будущего писателя, Афанасий Иванович, был профессором духовной академии Киева. Мать, Варвара Михайловна Булгакова (Покровская), воспитывала семерых детей: Михаила, Веру, Надежду, Варвару, Николая, Ивана, Елену. В семье часто ставили спектакли, пьесы для которых сочинял Михаил. Он с детства любил постановки, водевили, космические сценки.
Дом Булгакова был любимым местом встречи творческой интеллигенции. Его родители часто приглашали именитых друзей, которые оказывали определенное влияние на одаренного мальчика Мишу. Он очень любил слушать взрослые разговоры и охотно в них участвовал.
Творчество Михаила Булгакова
Михаил Булгаков — выдающийся русский писатель, чье творчество оказало огромное влияние на литературу и культуру.
Одним из самых известных произведений Булгакова является роман «Мастер и Маргарита», который стал одним из самых знаменитых произведений мировой литературы. Роман непросто сочетает в себе различные жанры: это и философская притча, и аллегория, и реалистическая сатира. Остроумие, яркие образы и смелая фантазия делают его произведение уникальным.
Булгаков также известен своими пьесами. Одна из знаменитых пьес, написанных писателем, — «Дни Турбиных». Это драматическое произведение рассказывает о судьбе одной российской актерской династии и затрагивает вопросы искусства и морали.
Булгаков нередко в сочинениях затрагивал многообразные темы и проблемы своего времени. Он остро иронизировал над общественными явлениями, критиковал бюрократию и шовинизм. Все это помогло ему создать уникальный стиль и особое место в советской литературе.
Нельзя недооценивать значимость творчества Михаила Булгакова для культуры. Его работы постоянно экранизируются и поставляются на театральные подмостки. Он стал одним из символов советской литературы и неутомимым критиком советской реальности, которая окружала его.
Действие четвёртое
Квартира Мольера. Вечер. Беспорядок. Разбросаны рукописи. Мольер в парике и халате сидит в громадном кресле. Бутон в другом. На столе две шпаги и пистолет. На другом столе ужин и вино, к которому Бутон время от времени прикладывается. Лагранж в тёмном плаще ходит взад и вперёд. Он упрекает себя в том, что Муаррон узнал тайну. Мольер его успокаивает. Слышен скрип лестницы. Входит Муаррон. Он в какой-то грязной куртке, потёрт, небрит и полупьян, в руке фонарь. Узнав Муаррона, Лагранж схватывает со стола пистолет. Мольер бьёт Лагранжа по руке. Лагранж стреляет и попадает в потолок, потом бросается на Муаррона, валит его на пол и начинает душить. Мольер и Бутон оттаскивают Лагранжа от Муаррона. Лагранж грозится его убить. Муаррон становится перед Мольером на колени и говорит, что не позже полуночи повесится у него под окнами, а на Арманду даже и не взглянет. Мольер говорит, что Арманда ушла, а Муаррона он прощает и возвращает в свой дом. Муаррон плачет. Лагранж обвиняет Мольера в излишней мягкости. Мольер сообщает Муаррону, что на него «спустили одноглазую собаку-мушкетёра», и король лишил своего покровительства. Муаррон знает, что «мэтра признали безбожником за «Тартюфа» и берётся его защищать. Лагранж и Муаррон берут оружие, фонарь и уходят караулить. Пауза.
Мольер громко называет короля Франции тираном. Бутон успокаивает его, пытается заставить замолчать, боится, что его вместе с хозяином повесят за эти слова на площади. Мольер велит ему укладывать вещи, намереваясь после последнего спектакля сбежать в Англию. Дверь открывается, и в ней появляется голова старухи Ренэ, дряхлой няньки Мольера. Она говорит, что пришла монашка, чтобы взять в стирку театральные костюмы. Мольер велит, чтобы она пришла завтра в Пале-Рояль к концу спектакля. Ренэ скрывается. Мольер вдруг забирается с головой под одеяло. Бутон начинает прославлять короля так громко, что это слышит даже Муаррон на улице.
Уборная актёров в Пале-Рояле. Всё также горит лампада у распятия и зелёный фонарь. За занавесом слышны гул и свистки. В кресле сидит Мольер в халате и колпаке, в гриме с карикатурным носом. Мольер в странном состоянии, как будто пьян. Возле него Лагранж и актёр Филибер дю Круази в чёрных костюмах врачей, но без грима. Муаррон стоит неподвижно в отдалении. Вбегает Бутон с сообщением, что привратник, раненный мушкетёрами, умер. Лагранж сообщает, что «театр полон безбилетными мушкетёрами и неизвестными личностями». Бутон умоляет Мольера не доигрывать спектакль, а бежать. Потом сообщает, что в театре Одноглазый. За занавесами свист и грохот. Мольер испуганно бросается к Муаррону и прячется у него в плаще. Муаррон молчит, обняв Мольера.
Дверь открывается, и вбегает Мариэтта Риваль. Она в оригинальном костюме, на голове шляпа врача, очки колёсами. Риваль долго смотрит на Мольера и говорит, что надо играть. Мольер вылазит из-под плаща и извиняется перед всеми. Риваль говорит: «Сейчас же после вашей последней фразы мы спустим вас в люк, спрячем у меня в уборной до утра, а на рассвете вы покинете Париж». Мольер согласен.
Дю Круази, Лагранж, Муаррон и Риваль скрываются. Мольер снимает халат. На сцене громадная кровать. В будке появляется суфлёр. Мольер, резко изменившись, с необыкновенной лёгкостью взлетает на кровать, укладывается, накрывается одеялом. Бутон поднимает главный занавес. Актёры играют сцену из пьесы «Мнимый больной». Во время спектакля из ложи внезапно показывается Одноглазый, садится на борт её и застывает в позе ожидания.
Внезапно Мольер зовёт Мадлену и падает. Музыка смолкает. В уборной Мольера возникает страшная монашка, быстро собирает все костюмы Мольера и исчезает с ними. На сцене смятение. Лагранж взволнованно говорит публике, что спектакль не может быть окончен. Публика требует деньги обратно. Муаррон достаёт шпагу и называет Одноглазого грязным зверем. Одноглазый, вынув шпагу, поднимается на сцену и идёт плавной кошачьей поступью на встречу Муаррону. Поравнявшись с Мольером, смотрит на него, втыкает шпагу в пол, поворачивается и уходит со сцены. Суфлёр в будке плачет. Актёры бросаются к Мольеру, окружают его толпой, и он исчезает. Бутон опускает занавеси бросается вслед за группой, уносящей Мольера. Занавес вздувается, любопытные пытаются лезть на сцену. Дю Круази тушит люстру. Гул в зале стихает.
Сцена погружается во тьму. Потом выплывает фонарь — идёт тёмный Лагранж. Он проходит в свою уборную, разворачивает книгу и пишет: «Семнадцатого февраля… В десять часов вечера господин де Мольер, исполняя роль Аргана, упал на сцене и тут же был похищен без покаяния неумолимой смертью… Причиной этого явилась немилость короля и чёрная Кабала». Пишет и угасает во тьме.
Действие третье
Муаррону завязывают глаза, связывают руки и уводят. Шаррон надвигает капюшон на лицо и скрывается в полутьме. Брат Верность открывает дверь. Появляется Незнакомка в маске, которая ведёт за руку Одноглазого. Глаза у него завязаны платком. Одноглазый снимает повязку, оглядывается и выхватывает шпагу решив, что его заманили в ловушку. Брат Сила и брат Верность успокаивают его. Они говорят маркизу, что по вине Мольера над ним смеются при дворе, потому что образ Дон Жуана Мольер писал с него. Одноглазый меняется в лице от ярости. Ему опять завязывают глаза, и Незнакомка уводит его. Шаррон объявляет заседание Кабалы Священного Писания закрытым.
Шаррон входит и долго смотрит на Мольера. У архиепископа удовлетворённо мерцают глаза. Мольер в гневе выхватывает шпагу. Из-за двери выходит Одноглазый с тростью и затевает ссору с Мольером, называя его лгуном. В это мгновение входит Лагранж. Мольер в гневе вызывает Одноглазого на дуэль. Шаррон и Лагранж пытаются их остановить. Одноглазый бросается на Мольера. Мольер, отмахиваясь шпагой, прячется за стол. Одноглазый вскакивает на стол. Мольер бросает шпагу, опускается на пол, говорит, что он болен и ничего не понимает. Одноглазый заявляет, что убьёт Мольера после первого спектакля. Шут вдруг срывается с места и исчезает. Лагранж поднимает Мольера с пола и увлекает вон.
Действие четвёртое
Мольер громко называет короля Франции тираном. Бутон успокаивает его, пытается заставить замолчать, боится, что его вместе с хозяином повесят за эти слова на площади. Мольер велит ему укладывать вещи, намереваясь после последнего спектакля сбежать в Англию. Дверь открывается, и в ней появляется голова старухи Ренэ, дряхлой няньки Мольера. Она говорит, что пришла монашка, чтобы взять в стирку театральные костюмы. Мольер велит, чтобы она пришла завтра в Пале-Рояль к концу спектакля. Ренэ скрывается. Мольер вдруг забирается с головой под одеяло. Бутон начинает прославлять короля так громко, что это слышит даже Муаррон на улице.
Внезапно Мольер зовёт Мадлену и падает. Музыка смолкает. В уборной Мольера возникает страшная монашка, быстро собирает все костюмы Мольера и исчезает с ними. На сцене смятение. Лагранж взволнованно говорит публике, что спектакль не может быть окончен. Публика требует деньги обратно. Муаррон достаёт шпагу и называет Одноглазого грязным зверем. Одноглазый, вынув шпагу, поднимается на сцену и идёт плавной кошачьей поступью на встречу Муаррону. Поравнявшись с Мольером, смотрит на него, втыкает шпагу в пол, поворачивается и уходит со сцены. Суфлёр в будке плачет. Актёры бросаются к Мольеру, окружают его толпой, и он исчезает. Бутон опускает занавеси бросается вслед за группой, уносящей Мольера. Занавес вздувается, любопытные пытаются лезть на сцену. Дю Круази тушит люстру. Гул в зале стихает.
Литературное направление и жанр
Критик Вишневский обвинил Булгакова в том, что проблемы 17 в. неактуальны в советском обществе. Он предлагал читать пьесу как историческую хронику. Булгаков определял жанр своей пьесы как романтическую драму. Булгаков не стремился к биографической точности. Писатель указывает на две погрешности, призванные усилить драматический эффект: реальный исторический Мольер умер дома, почувствовав себя плохо на спектакле; Людовик охладел к Мольеру постепенно, прямого конфликта между ними не было.
По общепринятой классификации драматических жанров «Кабала святош» — трагедия, потому что главный герой умирает, пережив жизненное крушение.
Пьеса относится к реалистическому направлению. Показан тип писателя и тип тирана, которые хорошо накладываются на Мольера и Людовика, на Булгакова и Сталина, на всех прошлых и будущих творцов и тиранов. Их поведение обосновано психологически.
«Дон Жуан, или Каменный пир»
Упоминание об этой комедии можно найти в абсолютно любой, даже самой краткой биографии Мольера. Жан-Батист впервые представил на обозрение публики «Дон Жуана» 15 февраля 1665 года в театре «Пале-Рояль». Комедия считается одним из величайших произведений Мольера. Он вновь бросил вызов духовенству и обществу, на этот раз высмеивая феодальное дворянство. Однако, отыграв 15 представлений, он исключил пьесу из репертуара, опасаясь нового скандала. Больше при жизни драматурга «Дон Жуана» не исполняли.
Мольер высмеивал духовенство, общество, но всегда был осторожен в отношении института монархии. Он заработал статус одного из фаворитов короля и пользовался его защитой при нападках суда.
Интересные факты
- Первое произведение Булгакова – «Похождения Светлана». Рассказ написан, когда будущему писателю было семь лет.
- Спектакль «Дни Турбиных» любил Иосиф Сталин. Когда автор попросил отпустить его за границу, Сталин сам позвонил Булгакову с вопросом: «Что, мы Вам очень надоели?». «Зойкину квартиру» Сталин смотрел как минимум восемь раз. Считается, что он покровительствовал писателю. В 1934 году Булгаков просил предоставить ему заграничную поездку, чтобы он смог поправить здоровье. Он получил отказ: Сталин понимал, что если литератор останется в другой стране, то «Дни Турбиных» придётся снять с репертуара. Таковы особенности взаимоотношений автора с властью
- В 1938 году Булгаков написал пьесу о Сталине по просьбе представителей МХАТа. Вождь прочитал сценарий «Батума» и остался не слишком довольным: он не хотел, чтобы широкая публика узнала о его прошлом.
- «Морфий», повествующий о наркозависимости врача, — автобиографическое произведение, которое помогло Булгакову победить зависимость. Исповедуясь бумаге, он получал силы для борьбы с недугом.
- Автор был очень самокритичен, поэтому любил коллекционировать критику посторонних людей. Он вырезал из газет все рецензии на свои творения. Из 298 были отрицательными, а похвалили творчество Булгакова всего три человека за всю его жизнь. Таким образом, литератор не понаслышке знал участь своего затравленного героя – Мастера.
- Очень сложно складывались отношения писателя и его коллег. Кто-то его поддерживал, например, режиссер Станиславский грозился закрыть свой легендарный театр, если в нем запретят показ «Белой гвардии». А кто-то, например, Владимир Маяковский, предлагал освистать показ пьесы. Он прилюдно критиковал коллегу, очень нелицеприятно оценивая его достижения.
- Кот Бегемот был, оказывается, вовсе не выдумкой автора. Его прототипом являлся феноменально умный черный пес Булгакова с такой же кличкой.
Придворные комедианты
Спустя некоторое время принц Конти оказался под влиянием епископа Алетского и, решив насовсем отказаться от мирских развлечений, распустил труппу Мольера. После 13-летнего турне по провинции драматургу пришлось вернуться в родной город и возобновить поиски влиятельного покровителя. Им стал Филипп I Орлеанский, младший брат Людовика XIV.
Ж.-Л. Жером «Людовик XIV и Мольер», 1862 год. (Wikimedia Commons)
Два других театра, пользовавшихся поддержкой королевской семьи — Бургундский отель и театр Марэ, — настороженно встретили появление на парижской сцене новой труппы. «Смешные жеманницы» и «Сганарель, или Мнимый рогоносец», выполненные в жанре комедия-фарс и высмеивающие нравы высшего света, сразу же настроили многих его представителей против Мольера. Драматург смог настолько верно подметить особенности человеческого характера, а актеры — изобразить их на сцене, что отдельные зрители стали воспринимать обобщенные литературные образы как карикатуру на себя и на своих знакомых. Неудивительно, что управляющий королевскими резиденциями вскоре решил помешать труппе Мольера и приказал снести здание театра. Однако король защитил комедиантов и взамен подарил им полуразрушенный зал Пале-Рояля, в котором труппа обосновалась надолго.
Сюжет и композиция
Пьеса состоит из 4 действий. Между первым и вторым действием проходит от 7 до 10 лет (сами герои определяют прошедшее время противоречиво). В основе бытового сюжета – возможная кровосмесительная связь по незнанию Мольера с собственной дочерью. Историки не подтверждают такой связи в жизни Мольера. Сюжет отсылает к древнегреческому мифу об Эдипе, который по незнанию женился на собственной матери. Мольер попадает в положение древнегреческого героя, чья жизнь полностью зависит от воли богов, а боги несовершенны. Таким богом в пьесе выступает Людовик 14, который распоряжается судьбами всех своих подданных, а не только Мольера. Он делает Мольера придворным поэтом, становится крёстным отцом его детей (впрочем, они умирают). А потом запрещает Мольеру играть «Тартюфа» и лишает его своей милости, послушавшись заверений Кабалы Священного писания во главе с архиепископом в безбожии мэтра. Мольер умирает, оставленный Армандой, лишившийся поддержки умершей Мадлены, переживший предательство приёмного сына, но умирает он на сцене! По словам верного актёра труппы Лагранжа, Мольера убила немилость короля и чёрная Кабала.
Критика
Всем, кто знаком с творчеством и биографией Михаила Булгакова, известно, какую роль сыграли в его жизни видные литераторы Москвы. В частности, критики, двое из которых стали прототипами Латунского и Лавровича из бессмертного «Мастера…». В романе о Мольере есть глава, в которой речь идет о некоем пасквиле, имеющем заглавие «Ипохондрик». Автор это сатирическое произведение посвятил жизни французского комедиографа. При этом он исказил сведения из биографии Мольера, но главное – раскритиковал всю его деятельность. Комедиограф не ответил своему обидчику. Но пасквиль оказал на него удручающее действие. Как ни странно, в романе, который Булгаков посвятил Мольеру, есть нечто автобиографическое.
Мольера хоронили без почестей. Он был лицедеем, а значит, его место после смерти – за оградой кладбища. Хоронили его ночью. В небольшой похоронной процессии, впрочем, можно было увидеть весьма известных людей: Лафонтена, Буало. И какая-то женщина, проходя мимо, от праздного любопытства спросила: «Кого хоронят?» Другая ответила: «Какого-то Мольера…»
Жизнь господина де Мольера
Аннотация: «Жизнь господина де Мольера» (1932 – 1933, опубл. 1962) – одно из своеобразнейших произведений выдающегося отечественного писателя и драматурга Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940).
Романизированная биография Мольера, основанная Булгаковым на известных ему документальных свидетельствах, стала, в силу личности главного героя и его чаяний, произведением глубоко личного свойства – писатель повествовал не только о Мольере, но и о себе. Именно это и задержало на десятилетие приход книги к читателям.
Горячо принятый всеми любителями настоящей литературы, замечательный роман М.А. Булгакова со времени своей публикации и по сей день остается одним из самых востребованных произведений писателя.
———————————————
Михаил Булгаков.
Пролог.
Я разговариваю с акушеркой
Что помешает мне, смеясь, говорить правду?
Гораций
Молиер был славный писатель французских комедий в царство Людовика XIV.
Антиох Кантемир
Некая акушерка, обучившаяся своему искусству в родовспомогательном Доме Божьем в Париже под руководством знаменитой Луизы Буржуа, приняла 13 января 1622 года у милейшей госпожи Поклен, урожденной Крессе, первого ребенка, недоношенного младенца мужеского пола.
С уверенностью могу сказать, что, если бы мне удалось объяснить почтенной повитухе, кого именно она принимает, возможно, что от волнения она причинила бы какой-нибудь вред младенцу, а с тем вместе и Франции.
И вот: на мне кафтан с громадными карманами, а в руке моей не стальное, а гусиное перо. Передо мною горят восковые свечи, и мозг мой воспален.
– Сударыня! – говорю я. – Осторожнее поворачивайте младенца! Не забудьте, что он рожден ранее срока. Смерть этого младенца означала бы тяжелейшую утрату для вашей страны!
– Мой бог! Госпожа Поклен родит другого.
– Госпожа Поклен никогда более не родит такого, и никакая другая госпожа в течение нескольких столетий такого не родит.
– Вы меня изумляете, сударь!
– Я и сам изумлен. Поймите, что по прошествии трех веков, в далекой стране, я буду вспоминать о вас только потому, что вы сына господина Поклена держали в руках.
– Я держала в руках и более знатных младенцев.
– Что понимаете вы под словомзнатный? Этот младенец станет более известен, чем ныне царствующий король ваш Людовик XIII, он станет более знаменит, чем следующий король, а этого короля, сударыня, назовут Людовик Великий или Король-солнце! Добрая госпожа, есть дикая страна, вы не знаете ее, это – Московия, холодная и страшная страна. В ней нет просвещения, и населена она варварами, говорящими на странном для вашего уха языке. Так вот, даже в эту страну вскоре проникнут слова того, кого вы сейчас принимаете. Некий поляк, шут царя Петра Первого, уже не с вашего, а с немецкого языка переведет их на варварский язык.
Шут, прозванный Королем Самоедским, скрипя пером, выведет корявые строки:
«…Горжыбус. Есть нужно даты так великыя деньги за вашы лица изрядныя. Скажыте мне нечто мало что соделалысте сым господам, которых аз вам показывах и которых выжду выходящих з моего двора з так великым встыдом…»
Переводчик русского царя этими странными словами захочет передать слова вашего младенца из комедии «Смешные драгоценные» :
«…Горжибюс. Вот уж действительно, нужно тратить деньги на то, чтобы вымазать себе физиономии! Вы лучше скажите, что вы сделали этим господам, что они вышли от вас с таким холодным видом…»
В «Описании комедиям, что каких есть в государственном Посольском приказе мая по 30 число 1709 года» отмечены, в числе других, такие пьесы: шутовская «О докторе битом» (он же «Доктор принужденный») и другая – Порода Геркулесова, в ней же первая персона Юпитер». Мы узнаем их.
Об авторе
Владимир Тендряков родился в 1923 году, в Вологодской области. Его отец был народным судьей , затем прокурором. В 1941 году будущего писателя призвали в РККА и направили в школу младших командиров. Уже совсем скоро Тендряков попал на фронт. Впервые ранен был под Сталинградом. После войны он некоторое время работал школьным учителем. В конце сороковых уехал в Москву и поступил в Литературный институт.
О Тендрякове коллеги-писатели неоднократно говорили как о человеке, способном на поступки, которые требуют гражданского мужества. Он выступал в защиту диссидента и учёного Ж. А. Медведева. Содействовал Твардовскому, протестующему против изменения редакторского состава «Нового мира». Владимир Тендряков – автор таких произведений, как «Не ко двору», «Ухабы», «Ненастье», «Расплата», «Хлеб для собаки».
Тендряков в своем творчестве обращался к острым проблемам советского общества. В его произведениях отражены трагические последствия событий довоенного времени. Рассказ «Хлеб для собаки», краткое содержание которого представлено ниже, посвящен теме голода, охватившего многие регионы Советского Союза в начале тридцатых годов. Страшные события показаны глазами ребёнка.
Основные произведения
Мастер и Маргарита
Одно из самых известных произведений Михаила Булгакова, написанное в 1930-х годах, но опубликованное только после смерти автора. Роман сочетает в себе мистические и фантастические элементы с реалиями советского общества. Главные герои книги — Мастер и Маргарита — представлены как антигерои, выступающие против социалистического режима.
Белая гвардия
Роман, опубликованный в 1924 году, рассказывает о судьбах семьи Турбиных, живущей в период гражданской войны в России. Главными героями произведения являются члены Белой гвардии, противостоящей большевистскому режиму. Булгаков смело осуждает разрушительные последствия революции и гражданской войны.
Багровый остров
Роман, написанный в 1907 году, но опубликованный только в 1987 году. Основной темой произведения является самоубийство и его влияние на окружающих. Герои книги наблюдают за противоречивыми реакциями общества на случаи самоубийств и меняющимся миром конца XIX века.
Роковые яйца
Роман, опубликованный в 1925 году, рассказывает о необычной истории двух молодых врачей. Главные герои узнают о существовании тайной организации, созданной древними богами. Книга сочетает в себе элементы фантастики, экзистенциализма и современной социальной аллегории.
Жизнь Мольера
Театральная пьеса, написанная в 1936 году, в которой Булгаков рассказывает о жизни и творчестве знаменитого французского драматурга Жана-Батиста Мольера. Основной акцент сделан на трудностях, которые возникали у Мольера при создании своих пьес и противодействии со стороны церкви и режима Людовика XIV.
Основные произведения Михаила Булгакова
Название
Год публикации
Мастер и Маргарита
1966
Белая гвардия
1924
Багровый остров
1987
Роковые яйца
1925
Жизнь Мольера
1936
О жизни Булгакова
Михаил Афанасьевич родился в загадочном и древнем Киеве. Его отец был духовником, что повлияло на творческий путь. Отучившись в 1 Киевской гимназии, юный Булгаков решил связать свою жизнь с врачеванием людей. На выбор повлияли и родственники-доктора, которые неплохо устроились в жизни.
В 1916 году Михаил Афанасьевич скрыл свои проблемы со здоровьем, чтобы попасть медиком в армию. Был самый разгар затяжной и кровавой Первой Мировой войны. Булгаков приступил к работе в госпитале Красного креста. Этот период отобразился в таких его произведениях:
Дальше было много и хорошего, и плохого. Российская империя доживала последние месяцы. Михаил женился на Татьяне Лаппе. В 1917 году начал употреблять морфий, и избавившись от наркотика слег с новой напастью – тифом. Именно болезнь не дала ему возможности эмигрировать из революционной страны.
В чем-то жизнь Булгакова, умевшего крепко пошутить на страницах книг, и так много страдавшего в жизни, очень похожа на путь Жана-Батиста Мольера.