Об авторе
Анатолий Георгиевич Алексин, по отцу Гоберман, он является известным советским прозаиком, писавший свои произведения для детей.
Алексин родился 3 августа 1924 года в Москве, в семье учителей, еврейского происхождения. Его отца приговорили к расстрелу, но благодаря пересмотру дела его отпустили и оправдали.
Все детство Анатолий живет не далеко от писательских дач. Именно тут он приобщается к чтению, ему посчастливилось познакомится со многими знаменитыми поэтами. Его первые стихи были опубликованы в «Пионерской правде». Он печатает свои произведения в этой газете вплоть до войны. А потом переходит в более взрослую газету, «Комсомольскую правду».
Когда началась война, его с матерью отправляют в эвакуацию на Урал. Он работает на заводе редактирует газету «Крепость обороны».
Обучение он получает после войны. Он учился в институте востоковедения в Москве. К концу обучения он выпускает свою первую книгу «Тридцать один день».
Именно эта книга положила начало его литературная деятельность. Он писал свои произведения, в которых обсуждал детские и юношеские проблемы. Он быстро становится известным, получает всевозможные премии и награды, как на Родине, так и за рубежом.
Когда он вступил в партии, его приняли и в Союз писателей.
Когда в СССР началась перестройка он эмигрировал в Израиль. Тут он пишет свои произведения про жизнь в Израиле. Потом он с семьей уезжает в Люксембург, и живут тут до конца жизни.
Главная особенность произведений Алексина в тот, что сюжеты не содержат политического подтекста, но пронизаны добротой, любовью и мудростью.
Произведения Алексина были хорошо приняты читателями. Его произведения выходили в печать и за границей.
Писатель умирает 1 мая 2017 года, в городе, где он прожил последние годы, в Люксембурге. Захоронили его в Москве на Кунцевском кладбище.
Могут также помочь узнать данные о своих предках ряд следующих ресурсов:
-
vgd.ru – сайт всероссийского генеалогического древа. Там вы сможете найти огромную базу данных о людях, связанных с Россией. На ресурсе имеется большой форум с огромным количеством участников, где вам помогут ценным советом;
-
gwar.mil.ru/heroes/ – ресурс памяти героев Первой мировой войны (1914-1918 годов), на котором вы можете отыскать нужного вам человека бесплатно и без регистрации;
- myheritage.com – популярный интернациональный ресурс, который поможет в воссоздании генеалогического древа вашей семьи;
- familyspace.ru – популярный генеалогический ресурс с функцией социальной сети;
-
books.google.ru – в этой огромной библиотеке Гугл доступны тысячи оцифрованных изданий. Просто вбейте в поисковую строку имя и фамилию искомого вами человека, и вполне вероятно, что вы найдёте упоминания о своих предках;
-
jewishgen.org/new – ресурс по еврейской генеалогии.
Алгоритм пользования такими ресурсами довольно прост. Вы переходите на нужный ресурс, и в поисковой строке вводите фамилию нужного человека и жмёте на кнопку поиска. Через несколько мгновений вы получите данные по найденным совпадениям, сможете скачать найденные релевантные документы о ваших предках до революции и так далее.
Глава 5. Как ваше здоровье?
Бабушка считала папу неудачником и постоянно приводила в пример его институтских товарищей, которые, как назло, все стали профессорами, главврачами и кандидатами наук. После бабушкиных речей всем становилось ясно, что папа — отстающий, и в квартире воцарялась грустная тишина.
Мама с упрёком говорила, что папины товарищи до сих пор приносят свои диссертации ему на проверку хотя и получают для их создания творческие отпуска, а сам папа уже три года не отдыхал. Хоть бы больничный взял на недельку…
Мамино желание исполнилось — папа заболел гриппом. Когда он взял больничный, незнакомые люди целыми днями звонили, взволновано спрашивали о его здоровье, предлагали купить любое лекарство, только бы папа быстрее выздоровел. Маму радовали эти звонки, а бабушку удивляли — они обе не ожидали, что стольких людей волнует папино здоровье. Рассказчик начал звать их к телефону, чтобы они сами всё услышали.
У папы не было высокой температуры, но однажды рассказчик целый день всем говорил, что лоб у него горячий, а градусник разбился. Вечером незнакомые люди принесли три градусника.
Бабушка, наконец, признала, что Потапову далеко до папы, который спасает человеческие жизни. Рассказчик думал о вирусах гриппа с нежностью и твёрдо решил заболеть, если его станут недооценивать.
Читать
Анатолий Алексин
Сигнальщики и горнисты
У каждого человека должно быть имя (это обязательно!) и может быть прозвище (если придумают!). У меня же при одном имени было целых два прозвища!
Сперва прозвали Горнистом. Но на горне я никогда не играл: не было слуха. Много лет прошло с той поры, а слух у меня так и не появился… Разные песни я и сейчас исполняю на один и тот же мотив.
— Всех авторов уравнял в правах! — с грустью когда-то шутила мама, как бы сочувствуя композиторам.
Она ощущала постоянную потребность сочувствовать людям. Даже тем, которые, на мой взгляд, в сочувствии не нуждались.
— Все в этом нуждаются, — уверяла она. — Безоблачных судеб нет.
У нее был единственный брат… Мой дядя. Как только я стал что-либо понимать, мама рассказала, что брат ее погиб на войне. Ему было всего восемнадцать — и я вслед за мамой называл его просто Андрюшей.
У нее был единственный муж. Мой отец… Он тоже воевал. Но вернулся домой.
— Вернулся, чтобы проститься, — говорила мама.
На фронте отца засыпало землей. Он был сильно контужен. Его откопали… Но контузия осталась в нем — и через тридцать лет вновь засыпала землей. Уже навсегда.
— Ненавижу войну! — говорила мама.
Слово «ненавижу» звучало в ее устах так странно, что я каждый раз вздрагивал.
«Нина Васильевна — наш добрый гений!» — восклицали соседи из разных квартир. И лишь сосед по фамилии Гнедков, живший прямо под нами, встретив маму, начинал заботливо поучать ее:
— Не расшибайтесь, Нина Васильевна. Не оценят! Поверьте: каждый будет судить о вас не по тому, что вы свершили для других, а лишь по тому, что сделали для него. Персонально. Изменить человечество — это не в ваших силах.
Голос у Гнедкова был вкрадчивый, въедливый. Он доверительно заглядывал в глаза, особенно когда говорил про все человечество, которое не устраивало и раздражало его.
Почему меня прозвали Горнистом?
Этого я не могу сказать, пока не дойду до одной истории, которая сама все объяснит: скромность украшает человека. Хотя, как сказала мне учительница Екатерина Ильинична, с которой вы познакомитесь несколько позже, «скромность, не живет в одиночку». Она пояснила:
— Когда мы говорим, что человек скромен, надо мысленно подразумевать «но»: отважен, но скромен; талантлив, но скромен… А сказать «скромен, но скромен», — нельзя. Чего скромничать, если не имеешь других достоинств?
Про Екатерину Ильиничну я бы сказал: умная, но скромная; честная, но скромная; просто замечательная, но скромная… Ну и так далее! Вы сами убедитесь. Она первая прозвала меня Горнистом. А потом переименовала в Сигнальщика. Почему? И об этом вы узнаете, как говорится, в свое время.
Буду рассказывать по порядку, чтобы не сбиться. Тем более что все это было уже давно.
Мама была педиатром. Проще говоря, детским врачом. Но дети нашего дома к ней за советами не обращались: в юную пору человек ощущает себя бессмертным и не думает о недугах. Взрослые же не давали маме прохода: было известно, что, ухаживая за больным мужем, то есть за моим отцом, мама овладела всеми медицинскими специальностями.
— Ваша квартира напоминает процедурный кабинет: делаете уколы, измеряете давление, — укорял маму Гнедков, живший под нами. — Если б я был вашим мужем, я бы этого не допустил!
- Я радовался, что Гнедков никогда не мог стать маминым мужем.
- Но на всякий случай предупредил:
- — Не думай, что он заботится о тебе: плохие не могут любить хороших.
— Но, к сожалению, хорошие иногда любят плохих, — со вздохом ответила она. — Это случается.
— Щедрой вас, поверьте, будет считать лишь тот, кого вы облагодетельствуете, — втолковывал маме, доверительно заглядывая ей в глаза, Гнедков с нижнего этажа. — А всех, Нина Васильевна, благодеяниями не охватишь! Да и охваченные скоро забудут…
Автор Анатолий Алексин
Анатолий Алексин
Сигнальщики и горнисты
У каждого человека должно быть имя (это обязательно!) и может быть прозвище (если придумают!). У меня же при одном имени было целых два прозвища!
Сперва прозвали Горнистом. Но на горне я никогда не играл: не было слуха. Много лет прошло с той поры, а слух у меня так и не появился… Разные песни я и сейчас исполняю на один и тот же мотив.
— Всех авторов уравнял в правах! — с грустью когда-то шутила мама, как бы сочувствуя композиторам.
Она ощущала постоянную потребность сочувствовать людям. Даже тем, которые, на мой взгляд, в сочувствии не нуждались.
— Все в этом нуждаются, — уверяла она. — Безоблачных судеб нет.
Облака — еще ничего: от них не бывает грозы. А над маминой судьбой два раза собирались такие тучи, что ей до конца жизни могли бы чудиться громы и молнии. Но не чудились.
У нее был единственный брат… Мой дядя. Как только я стал что-либо понимать, мама рассказала, что брат ее погиб на войне. Ему было всего восемнадцать — и я вслед за мамой называл его просто Андрюшей.
У нее был единственный муж. Мой отец… Он тоже воевал. Но вернулся домой.
— Вернулся, чтобы проститься, — говорила мама.
На фронте отца засыпало землей. Он был сильно контужен. Его откопали… Но контузия осталась в нем — и через тридцать лет вновь засыпала землей. Уже навсегда.
— Ненавижу войну! — говорила мама.
Слово «ненавижу» звучало в ее устах так странно, что я каждый раз вздрагивал.
«Нина Васильевна — наш добрый гений!» — восклицали соседи из разных квартир. И лишь сосед по фамилии Гнедков, живший прямо под нами, встретив маму, начинал заботливо поучать ее:
— Не расшибайтесь, Нина Васильевна.
. Не оценят! Поверьте: каждый будет судить о вас не по тому, что вы свершили для других, а лишь по тому, что сделали для него. Персонально. Изменить человечество — это не в ваших силах.
Голос у Гнедкова был вкрадчивый, въедливый. Он доверительно заглядывал в глаза, особенно когда говорил про все человечество, которое не устраивало и раздражало его.
Почему меня прозвали Горнистом?
Этого я не могу сказать, пока не дойду до одной истории, которая сама все объяснит: скромность украшает человека. Хотя, как сказала мне учительница Екатерина Ильинична, с которой вы познакомитесь несколько позже, «скромность, не живет в одиночку». Она пояснила:
— Когда мы говорим, что человек скромен, надо мысленно подразумевать «но»: отважен, но скромен; талантлив, но скромен… А сказать «скромен, но скромен», — нельзя. Чего скромничать, если не имеешь других достоинств?
Про Екатерину Ильиничну я бы сказал: умная, но скромная; честная, но скромная; просто замечательная, но скромная… Ну и так далее! Вы сами убедитесь. Она первая прозвала меня Горнистом. А потом переименовала в Сигнальщика. Почему? И об этом вы узнаете, как говорится, в свое время.
Буду рассказывать по порядку, чтобы не сбиться. Тем более что все это было уже давно.
Мама была педиатром. Проще говоря, детским врачом. Но дети нашего дома к ней за советами не обращались: в юную пору человек ощущает себя бессмертным и не думает о недугах. Взрослые же не давали маме прохода: было известно, что, ухаживая за больным мужем, то есть за моим отцом, мама овладела всеми медицинскими специальностями.
— Ваша квартира напоминает процедурный кабинет: делаете уколы, измеряете давление, — укорял маму Гнедков, живший под нами. — Если б я был вашим мужем, я бы этого не допустил!
Я радовался, что Гнедков никогда не мог стать маминым мужем.
Но на всякий случай предупредил:
— Не думай, что он заботится о тебе: плохие не могут любить хороших.
— Но, к сожалению, хорошие иногда любят плохих, — со вздохом ответила она. — Это случается …
Основные персонажи повести
Главные герои:
- Алексей Мересьев – летчик-истребитель, после крушения самолета 18 дней полз по зимнему лесу с поврежденными ногами. Лишился ног, был единственным в мире человеком, который летал с протезами.
- Воробьев Семен – полковой комиссар, который даже находясь при смерти не терял воли к жизни, «настоящий человек».
- Григорий Гвоздев – лейтенант танковых воск, Герой Советского Союза. Во время одного из сражений обгорел в танке.
- Стручков Павел Иванович – майор, летчик-истребитель из дивизии воздушного прикрытия столицы.
Другие персонажи:
- Василий Васильевич – врач, профессор медицины.
- Степан Иванович – старшина, снайпер, Герой Советского Союза, «сибиряк, охотник».
- Кукушкин Константин – летчик, «вздорный и неуживчивый человек».
- Клавдия Михайловна – медсестра в московском госпитале.
- Анюта (Аня) – студентка мединститута, возлюбленная Гвоздева.
- Зиночка – медсестра в санатории, научила Мересьева танцевать.
- Наумов – лейтенант, инструктор Мересьева.
«Сын полка» (главные герои)
Повесть «Сын полка» В.П. Катаев написал в 1944 году, в бытность свою военным корреспондентом на фронте. Катаев знал о войне не понаслышке, нередко оказывался в самой гуще боевых событий. Поэтому описания боев, быт солдат у него очень яркие, реалистичные, правдивые.
Главные герои повести «Сын Полка»:
Егоров – сержант. Молодой человек лет двадцати двух. Несмотря на его молодость, молодые считали его бывалым солдатом. Товарищи его уважали, но вместе с тем побаивались.
Енакиев – капитан, командир батареи. Он был рассудителен, отличался расчетливостью и сдержанностью. В начале войны его семья погибла. Он не мог примириться с гибелью сына, часто видел его живым. Судьба Вани, его характер, Решил заняться воспитанием Вани Солнцева по собственной программе. А потом он принял решение усыновить мальчика. Вызвав огонь на себя, и понимая, что Ваня может погибнуть, капитан отправил подростка в штаб.
Ахунбаев – капитан. Начальник боевого участка, командир стрелкового батальона. Он был темпераментный, нетерпеливый. Его храбрость доходила до дерзости.
Седых – лейтенант, командовавший разведчиками.
Ваня Солнцев – мальчик, которого нашли разведчики. Сирота. Ожесточился против немцев. Всегда носит с собой гвоздь отточенный, чтобы им убить фрица и азбуку, чтобы не забить буквы. Мать убили немцы, а бабка и сестренка умерли с голоду. Мальчишка, смышленый, шустрый. Два раза за один день сбежал от Биденко. При родителях получил хорошее крестьянское воспитание. Был аккуратен, вежлив. Он был хорошим учеником, все схватывал на лету. Ваню любили и разведчики, и артиллеристы. Попав в плен немцам, он, конечно, испугался, но своих разведчиков не выдал. Разыгрывал из себя непонимающего «дурачка». И даже побои его не испугали.
Капитан Енакиев подал прошение об усыновлении мальчика. Катаев несколько раз подчеркивал, что мальчик спал беспокойно, тревожно. Слишком многое ему пришлось пережить, и эти переживания отражались в его снах. В конце повести Ваня был зачислен в Суворовское училище, где таких сирот, было немало.
Биденко – ефрейтор. Высокий, костистый великан. До войны был шахтером на Донбассе. Очень переживал из-за того, что Ваня убежал от него два раза. Это был одни из лучших разведчиков, один из «профессоров».
Горбунов Здоровяк, из Сибири, гладкий, упитанный, круглолицый. С калёным румянцем на толстых щеках, с белобрысыми ресницами и светлыми жесткими волосами. Работал лесорубом в Забайкалье. Он был весь такой светлый, березовый, что казалось, будто от него до сих пор пахнет березами. Не лишен тщеславия. Когда он на свой страх и риск взял с собой в разведку Ваню, и тот попался немцам, горбунов переживал за мальчика, не столько, опасаясь нагоняя со стороны командования, сколько его мучало беспокойство за судьбу ребенка и угрызения совести, что не смог уберечь мальчика.
Ефрейтор Вознесенский – сын полка, подросток 14 лет. Был награжден медалью. Он гордился своим положением и не прочь был похвастаться перед незнакомым мальчишкой.
Ковалев – артиллерист, наводчик. Ване годился в дедушки. Герой Советского Союза. Мужчина в зрелом возрасте. На фронт призвался добровольцем, хотя по возрасту не подлежал призыву. Участвовал в первой мировой войне. До войны был заведующим птицеводческой фермой. Внешне он был весь такой домашний, невоенный, что артиллеристы поначалу относились к нему с недоверием. Но Коваленко был гениальным наводчиком. О немцах он говорил так: «Я их хорошо знаю: это сволочи. С ними у нас может быть только один разговор беглым огнем. Другого они не понимают». Ему неоднократно предлагали командирскую должность, но он отказывался, просил оставить его наводчиком при орудии.
Повесть заканчивается тем, что Ваню привезли в Суворовское училище, где он должен был учиться, чтобы в будущем стать офицером Советской армии. Капитан Енакиев погиб, вызвав огонь на себя. Тяжелая танковая атака немцев была отбита с большими потерями для батареи.
Образы героев в повести Катаева «Сын пока» собирательны. Многих мальчишек-сирот во время войны подбирали солдаты на фронте, и они становились детьми полка. Этих детей берегли. Но благодарные мальчишки, и девчонки, как и Ваня, старались помогать солдатам и офицерам, выполняли поручения. Кто-то из них был связными при офицерах, как мальчик Вознесенский. Кто-то, как Ваня, собирал гильзы, участвовал в разведывательных операциях. Немало среди сынов полка и геройски погибших.
Глава 16
— Ну, пастушок, кончено твое дело. Погулял — и будет. Сейчас мы из тебя настоящего солдата сделаем.
С такими словами ефрейтор Биденко бросил на койку объемистый сверток с обмундированием. Он расстегнул новенький кожаный пояс, которым был туго стянут этот сверток. Вещи распустились, и Ваня увидел новенькие шаровары, новенькую гимнастерку с погонами, бязевое белье, портянки, вещевой мешок, противогаз, шинельку, цигейковую треуховую шапку с красной звездой, а главное — сапоги. Превосходные маленькие юфтовые сапоги на кожаных подметках со светлыми точками деревянных гвоздей, аккуратно сточенных рашпилем.
За минуту
Мальчик познакомился с Надеждой Емельяновной, у которой во время войны погибла дочь Татьяна. Она сбрасывала зажигательные бомбы с крыши и ее сбило ударной волной. Таня была очень красивой и в мирное время за ней ухаживали многие парни. Надежда Емельяновна обижалась, что после гибели дочери ни один из ухажеров не зашел к ней.
Петя решил провести расследование и узнать, где же все бывшие женихи Татьяны. Оказалось, что все ребята погибли во время войны. Решив увековечить их память, мальчик сделал памятную доску и повесил на доме, чтобы все могли видеть и помнили героев.
-
Британская школа дизайна портфолио студентов
-
Аппликация свитер в детском саду
-
Футбол в детском саду или истории об уважении храбрости и других ценностях
-
Акция письмо другу в школе
- Миф о кадме краткое содержание
Анатолий Алексин — Сигнальщики и горнисты
Возле двери Надежды Емельяновны, машинально подражая маме, я прошептал: «Ненавижу войну!», точно это был условный пароль.
Шагов я не услышал, но дверь открылась.
— На улице холодно? — спросила Надежда Емельяновна.
— Что вы? Тепло!
- — А я замерзла.
- Кутаясь, как бы прячась в необъятный платок, она бесшумно вернулась к постели.
- Я не раз встречал ее во дворе… Но не мог разглядеть как следует: она старалась пройти незаметно, боясь, что с нею заговорят.
Над постелью висели фотографии двух молодых красавиц. Таких красавиц, что я оторопел с пузырьками и коробочками в руках.
— Это моя дочь, — глухо сообщила Надежда Емельяновна.
— А рядом?
— А рядом… я. Что, не верится?
Чтобы я не сравнивал ее с фотографией, она еще глубже погрузилась в платок. Но я все же заметил, что губы ее, нос, подбородок остались теми же: годы не смогли изменить их форму, стереть их значительность. Но раньше это была значительность надежды, уверенности в себе, а теперь…
Я помнил, что, разговаривая с детьми, Надежда Емельяновна начинает плакать. И изо всех сил старался, чтобы этого не случилось.
— Сегодня замечательная погода! — провозгласил я. — И вид у вас гораздо лучше, чем… в те дни.
— А ты в те дни у меня не был, — без насмешки и упрека ответила она.
— Вечером к вам придет мама! — Своими сообщениями я хотел предотвратить ее слезы. — А у нас в доме ремонт собираются делать!
— Дом старый, — согласилась она. — Но прочный. Сколько еще простоит!
Ей хотелось, чтоб он простоял подольше.
— Таню я прямо сюда привезла. Из родильного дома… — Помолчала и добавила: — Она любила выпрыгивать во двор через окна.
— Это уже… потом? Позже?
— Там, под окнами, ее ждали мальчишки. Сюда заходить не решались.
Она шепотом попросила:
— Присядь.
Я присел возле низкого квадратного столика, стоявшего у постели. На нем были разложены листки, вырванные из тетрадей в клеточку и линейку, из блокнотов и записных книжек.
Листков было много… С возрастом их цвет изменился, и, как на лицах людей, на них появились морщины. Одни были сплошь исписаны, на других было всего несколько строк, карандашных или чернильных.
Строки тоже не устояли перед годами: поблекли и выцвели.
— Это все когда-то Танюше писали… — сообщила Надежда Емельяновна.
Чувствуя, что она может заплакать, я воскликнул:
— Ее так любили?!
— Здесь только записки. А письма я прячу!
Она приподнялась, дотянулась до комода и, выдвинув верхний ящик, достала оттуда несколько писем.
— Эти трое обещали пожертвовать ради нее жизнью. — Она положила на стол три поблекших конверта. — Интересно, где они сейчас? Помнят ли ее?
— Помнят! — вскричал я, чувствуя, что голос ее дрожит и вот-вот оборвется. — Эти помнят! И остальные, я думаю… Нет, я уверен!
Надежда Емельяновна закрыла глаза, раздумывая, можно ли верить моим словам. Наконец она тихо произнесла:
— Мне бы хотелось узнать, кто они… эти бывшие мальчики.
— Вы их не знаете?!
— Они же страдали под окнами… А подписывались одной буквой. Или двумя. — Она приподнялась. — Только в этой записке есть имя: «Петя».
— И меня Петей зовут!
— Я знаю: Петя Перов…
— Получается: Пе-пе! Есть такой рассказ. Слышали?
— Найду их! Не верите? Разыщу всех троих!
— Каким образом? — Она вновь прикрыла глаза и медленно вытянулась под одеялом. — Школы, в которой они учились, уже давно нет… Ее снесли.
- — А после войны они приходили сюда?
- — К кому приходить?
- — К вам!
— Зачем я нужна им? Гнедков, который между нами, на втором этаже, живет, сказал однажды: «Стучатся в дверь, когда есть нужда!»
— И вы ему верите?
— Гнедков с ними в одном классе учился. Я расспрашивала его, а он и ответил… той фразой. Получается, прав: ко мне они не зашли.
— Значит, в другие города переехали! — уверенно заорал я, чувствуя, что голос ее вновь готов оборваться. — Переменили адреса — вот и все. А я разыщу! Перепишу эти буквы…
— Зачем? Ты письма возьми… Только не потеряй.
Тут я заметил, что пузырьки и коробочки с лекарствами все еще у меня в руках.
— Танюша была не только красивой, — сказала Надежда Емельяновна. — Она была доброй. Всегда стремилась помочь… Как твоя мама. — Надежда Емельяновна тоже заметила пузырьки и коробочки. — Как ты.
Валька Гнедков был сыном своего отца: встревал в дела, которые его не касались, и с любопытством следил за передвижениями в доме и во дворе.
Анализ произведения
Краткое содержание «Последнего поклона» Виктора Астафьева позволяет узнать не только детали сюжета, но и понять личность главного героя. Витя Потылицын не смог получить отпуск на работе, так как на похороны разрешали уехать, только если умерли родители. Витя смалодушничал, не стал добиваться ничего.
Только спустя время до юноши дошло, что именно он наделал. Он раскаялся, но было поздно. Ему осталось жить с чувством вины. Астафьев через главного героя показал важную мысль — всегда нужно выполнять обещания, иначе последствия поступка могут быть негативными.
Моральные муки не покидают героя. Он пытался узнать, что-то о бабушке, но в деревне почти не осталось стариков. Поэтому Вите пришлось всю оставшуюся жизнь мучиться совестью
Астафьев в своей работе показал важность родственных чувств. Всегда нужно помнить о родных людях, бабушках и дедушках, навещать их.
Примерный план:
- Встреча Вити с бабушкой после войны. Просьба старушки.
- Смерть бабушки.
- Поступок Вити и его раскаянье.
В читательский дневник вносят информацию о названии произведения, главных героях и сжатый пересказ сюжета.
Идея произведения
Образ Надежды показывает, что рождение малыша является бесценным даром. Мать постоянно думает и заботится о ребенке, забыв со временем, что сама была когда-то наделена великолепным голосом и могла стать актрисой. Писатель спрашивает читателя:
- Насколько жертвы родителей будут в дальнейшем полезными для детей?
- Может ли ребенок по-настоящему ценить ежедневный подвиг родителей, которые отрекаются от себя и собственных желаний?
Рассказчик пытается показать, что родители чрезмерной заботой воспитали юную эгоистичную дочку, которая с легкостью и пренебрежением может переступить через родственников и друзей. Молодая леди имеет дар не только художника, но и мастера слова, на ходу придумывая рифмованные ответы на любые вопросы. В школе она выделяется из серой массы, однако признания так и не нашла. Отец видит в дочке родную душу — талант, который не замечают обычные люди. Из-за этого он еще больше жалеет бедную девочку.
Ольга во всем обвиняет Евдокию, преподавательницу, пытающуюся всех уравнять и выбрать себе любимцев среди «бестолковых» учеников. Разговоры дома о необычном поведении учительницы не стихают. Оля ее описывает словами «наша безумная Евдокия». Именно так единогласно заклеймили эту преподавательницу.
Писатель хочет показать, что ребенок с детства начал неосознанно манипулировать людьми. Взрослые рассматривают несуразного преподавателя предвзято, с подачи Оли учитель в их глазах выглядит так:
- Евдокия имеет волевой и взбалмошный характер. Она держит в руках весь класс, порицая учеников, которые не хотят брать участия в коллективной работе.
- Необъективный холерик, «хватающий из толпы» себе любимчиков среди бездарных школьников.
- Одинокая несуразная женщина, пытающаяся подавить в учениках творческий потенциал.
«Повесть о настоящем человеке» очень кратко
Повесть о настоящем человеке краткое содержание для читательского дневника:
Начало 1942 г. Россия воюет с фашистской Германией. Главный герой повести — молодой советский летчик-истребитель Алексей Мересьев. Однажды в бою фашисты подбивают самолет Алексея. Истребитель падает где-то в лесу в глубинке России. Алексей чудом выживает, но его стопы сильно повреждены. Алексей 18 дней ползет по лесу, чтобы не попасть в немецкий плен. Наконец Алексея подбирают местные жители. Через неделю начальство присылает за Алексеем самолет. Его увозят в госпиталь в Москву.
В госпитале врачи ампутируют Алексею нижнюю часть обеих ног. Алексей не может смириться с тем, что больше не будет летать, ведь авиация — это его призвание. Однажды он читает статью о летчике, который в Первую мировую войну летал без одной ноги. Эта история вдохновляет Алексея. Он решает вернутся в авиацию, несмотря на свою инвалидность. Он учится ходить на протезах, занимается гимнастикой и даже учится танцевать.
Тем временем в районе Сталинграда идут бои. Алексей рвется на фронт, но военные чиновники не рискуют отправить его на войну. Наконец самый главный начальник дает Алексею шанс. Он направляет летчика в тренировочную школу, где тот тренируется 5 месяцев. Затем в школе переподготовки Алексей осваивает новую модель истребителя. Протезы не дают ему идеально управлять самолетом. Но после упорных тренировок Алексей добивается того, что самолет идеально его слушается.
Летом 1943 года Алексей наконец попадает на фронт в район Курской дуги. Здесь Алексей участвует в важных заданиях. Однажды он участвует в битве против лучших немецких истребителей “Рихтгофен”. В тяжелом бою советские летчики разбивают фашистов. Алексей также спасает жизнь двум сослуживцам. После боя самолет Алексея остается без бензина. Летчик решает сохранить самолет и не катапультироваться. С неработающим мотором он чудом долетает до аэродрома. После этого его назначают командиром эскадрильи истребителей.
До конца войны Алексей продолжает служить на фронте. Несмотря на свою инвалидность, он становится лучшим летчиком в полку. Он получает звание Героя Советского союза. После войны Алексей женится на своей девушке Ольге, у них рождается сын Виктор.
Другая повесть «Завтра была война», Васильева была написана в 1972 году, но увидела свет лишь в 80‑х годах. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Завтра была война» по главам. В основе сюжета – воспоминания автора о своей ранней юности, которая пришлась на непростое время. Главными героями книги Васильева стали обычные школьники, ученики девятого класса.
Ответы на вопрос
Отвечает Вдовиченко Алексей.
Ответ:
1. Стиль текста — публицистический, тип речи — повествовательный.
2. Основная мысль текста заключается в том, что профессия журналиста может приносить радость и удовлетворение, даже несмотря на трудности и напряжение, связанные с работой в газете. План текста можно сформулировать следующим образом:
вступление, описание выбора профессии;
рассказ о различных работах, связанных с журналистикой;
описание работы в газете, ее особенностей и трудностей;
рассуждения о радости, которую приносит работа журналиста;
заключение.
3. Слово без орфограммы деепричастия: «отдыхаешь».
4. Слово, образованное суффиксальным способом: «прошедший».
5. Производный предлог: «без».
Отвечает Таробарова Анжелика.
-
Стиль речи: данный текст имеет характер журналистской прозы или мемуарной записи. Это связано с тем, что автор рассказывает о своей личной жизни, опыте работы и взглядах на профессию журналиста.
-
Основная мысль: Основной мыслью текста является отражение автором своего пути в профессии журналиста, начиная с выбора профессии и заканчивая ощущениями и радостью, которые приносит ему этот путь. Текст показывает, что для автора журналистика — это не только способ заработка, но и источник радости и удовлетворения.
План текста:
-
Вступление: Выбор профессии после возвращения отца с войны.
-
Отношения с отцом и загадочность сына.
-
Детство автора на момент ухода отца на фронт.
-
Возвращение отца и начало выбора профессии.
-
Уроки счастья от отца.
-
Разнообразные профессии, которые автор испытал.
-
Случайное начало работы в газете.
-
Первая заметка и начало работы в газете.
-
Заинтересованность редакции и предложение о работе.
-
Работа журналиста: интенсивность, отсутствие выходных.
-
Стремление к совершенству в письменной работе.
-
Радость быть частью газеты и влияние на миллионы людей.
-
Заключение: Удовлетворение от выбора профессии журналиста.
-
Слово с орфограммой «Правописание не с деепричастием»: «отдыхаешь» (предложение 21).
-
Слово, образованное суффиксальным способом: «вышла» (предложение 25, прошедшее время от глагола «выйти» с суффиксом -ла).
-
Производный предлог: «спешить» (предложение 27), производный предлог «спеша» образован от глагола «спешить».