Критика м. а. антоновича: «асмодей нашего времени» (и. с. тургенев «отцы и дети»)

По поводу «отцов и детей»

Допрос профессора Трелони

В книге конфликту Амбридж и Трелони уделяется намного больше внимания. Они часто пересекаются и устраивают перепалки. Амбридж даже вызывала Трелони на собеседование, которое больше походило на допрос. Его тоже планировалось включить в фильм, но затем от этой сцены отказались. По задумке Амбридж пришла прямо на урок к Трелони и попросила ее предсказать будущее. Профессор же ответила ей, что не делает этого по указке. Сцена получилась яркой и напряженной, но слишком длинной, поэтому ее и удалили.

Серьезный человек: Лолита Милявская рассказала о новом возлюбленном

Личностный подход в обучении: ставка на готовность, а не на возраст ученика

Золовка с мужем никогда не помогали моей свекрови. Все за них делали мы

Оценка критиков

Было опубликовано много статей, а также пародий в стихах и прозе. Основным «героем» критиков был Евгений Базаров. Но современные Тургеневу читатели и критики вовсе не единогласно оценивали его произведение. Одни ругали, другие восхваляли.

Некоторые литературоведы не приняли образ Базарова, героя данного романа, поскольку он противоречил идеалам того времени. Рецензенты-демократы отрицательно отнеслись к творению автора, посчитав его «хлестким фельетоном».

Д. И. Писарев

Критик считал, что представители молодого поколения не вызвали сочувствия, поскольку действия их непонятны «отцам». В критической статье, которую назвал «Базаров», напечатанной «Русским словом» публицист отмечал предвзятое по отношению к этому герою, сообщал об отсутствии расположения самого автора к своему главному персонажу. Но в выводах Писарева не сводил все к проблеме главного героя. Он нашел в Базарове мировоззрение разночинных демократов, считал его героем современного Тургеневу общества.

Вот его суждение о произведении: «Роман этот, очевидно, составляет вопрос и вызов, обращенный к молодому поколению старшею частью общества. Один из лучших людей старшего поколения, Тургенев, писатель честный, написавший и напечатавший «Записки охотника» задолго до уничтожения крепостного права, Тургенев, говорю я, обращается к молодому поколению и громко предлагает ему вопрос: «Что вы за люди? Я вас не понимаю, я вам не могу и не умею сочувствовать. Вот что я успел подметить».

Подробнее: Критика Д.И. Писарева, статья «Базаров» о романе «Отцы и дети»

Н. Н. Страхов

Публицист, будучи убежденным, что данное творение писателя относится к лучшим из произведений, где проявилось все Тургеневское мастерство. Образ Базарова по мнению Страхова был крайне типичным для современности тех лет.

«Базаров отрицает тесные связи между родителями и детьми; не упрекает его за это автор, а только развертывает перед нами картину родительской любви. Базаров чуждается жизни; не выставляет его автор за это злодеем, а только показывает нам жизнь во всей ее красоте. Базаров отвергает поэзию; Тургенев не делает его за это дураком, а только изображает его самого со всею роскошью и проницательностью поэзии», — писал он об «Отцах и детях» в свое время.

Подробнее: Критика Н.Н. Страхова о романе «Отцы и дети»

М. А. Антонович

Критику роман показался ожидаемым результатом творчества автора. Его больше смущал не сюжет, а текст, не вызвавший у него эмоций. В журнале, которым руководил, критик напечатал «Асмодей нашего времени», посвятив ее Тургеневу. Здесь он отказал автору в положительном суждении о произведении: «Вы забываете, что перед вами лежит роман талантливого художника, и воображаете, что вы читаете морально-философский трактат, но плохой и поверхностный, который, не удовлетворяя уму, тем самым производит неприятное впечатление и на ваше чувство. Это показывает, что новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении».

Подробнее: Критика М.А. Антоновича в статье «Асмодей нашего времени» о романе «Отцы и дети»

Главная мысль

Мы рассказали так много, что читатель должен сам вычленить для себя основную идею. Тут решающую роль играет конфликт, который вы ставите для себя на первое место.

Если конфликт между поколениями, то смысл книги – показать естественность этого процесса, ведь, пройдя через некоторые трудности, дети начинают понимать отцов, а их идейные разногласия становятся мелочами в масштабах всей жизни.

Если основным для вас является конфликт сословий – то вам на суд были выставлены лучшие представители обоих, автор убил и того, и того. То есть, будущее покажет. Конечно же, Павел Петрович жив-здоров в Европе, но он «мертвец», об этом недвусмысленно пишет Тургенев.

Если внутренний конфликт Базарова с его нигилизмом кажется вам важнее остальных, то основная мысль в том, что Евгений все-таки умирает. Совершенно нелепая смерть, она нужна лишь, чтобы показать, нигилизм пока невозможен. В русской классике будут продолжать развивать идею нигилизма, особенно в творчестве Достоевского мы найдём много новых воплощений Евгения.

Основные проблемы

В романе «Отцы и дети» описываются сразу несколько важных проблем, которые остаются актуальны независимо от времени.

Остановимся на них подробнее.

Взаимоотношения между поколениями

Проблема отношений между старшим и молодым поколением является центральной для книги. Судьба каждого героя связана с вопросами: для чего я живу? Насколько я полезен? В чем смысл всего происходящего?

Представители разных поколений по-разному отвечают на этот вопрос. Для прогрессивной молодежи характерная активная деятельность и поиск истины, в то время как старшее поколение – это созерцатели, привыкшие к труду крепостных и праздному образу жизни. Особенно ярко эти качества проявляются в персонаже Павла Петровича.

В этом расхождении есть еще и третья сторона – нигилизм. Он отрицает все, что было построено и определено обществом ранее, но при этом не предлагает чего-то нового. Именно поэтому в конце жизни Базаров понимает бессмысленность своих убеждений: за тридцать с лишним лет он так ничего не получил и не добился в своем нигилизме, да и умер весь бесславно. Его жизнь прошла никем особо не замеченной.

Личный выбор каждого человека

Также остро в романе стоит проблема нравственного выбора: где истина? И. С. Тургенев считал, что люди не должны отрицать своего прошлого и истории, ведь так не получится построить счастливое будущее. Кстати, культура отрицания особенно актуальна в 2020-ых годах, когда во всем мире идет борьба за равноправие и толерантность. Но если люди будут скрываться от собственной истории, то они никогда не смогут учиться на своих ошибках.

Каждый персонаж романа сам выбирал свой путь. Павел Петрович крепко держался за старые традиции, Аркадий пытался найти для себя что-то новое и соответствующее его убеждениям, Николай Петрович просто пытался научиться жить в стремительно изменяющемся мире. Базаров же выбрал ничего не ценить, и, соответственно, ничего не иметь в этой жизни (тут мы говорим, конечно, о духовных приобретениях).

Все заканчивается вполне ожидаемо: каждый получает то, к чему он стремился.

Трагедия «лишнего» человека

В своем романе Тургенев дал понять, что пусть история Базарова и была трагичной, у этого персонажа было высокое предназначение. Если бы он не только отрицал все существующее, но и предлагал новое, то он стал бы одним из первооткрывателей, толкающих прогресс вперед.

Например, Евгений мог бы стать успешным исследователем и врачом. Но в конечном итоге он превратился в «лишнего» человека, которые прошел через судьбы других персонажей, но нигде не имел настоящей ценности. Даже после смерти его хоронят не так, как он бы сам этого хотел. В этом и состоит основная трагедия этого персонажа.

Новая русская интеллигенция

В 1850-ых годах в России появился «новая» интеллигенция. Подрастающее поколение столкнулось с тем, что научный и технический прогресс плохо уживался с устаревшими общественными устоями. Все более острой становилась социальная несправедливость: в то время, как ремесленники вынуждены много трудиться ради куска хлеба, дворяне ведут праздный образ жизни, наживают богатство и просто наблюдают за тем, как работают крестьяне.

Если раньше такое положение вещей ни у кого не вызывало вопросов, то теперь мир нуждается в изменениях. Смелость начать их берут на себя как раз представители «новой» интеллигенции.

Вечные ценности

Вечными духовными ценностями для человека считаются любовь, дружба, семья, отношение к искусству, гармония с природой. И если представители старого дворянства всецело отдаются этим ценностям (чем же им еще заниматься, если не нужно работать с утра до вечера?), то молодое прогрессивное поколение ставит эти ценности под сомнения. Такие люди, как Базаров, отрицают духовное богатство… Но возникает вместе с тем и вопрос: для чего же тогда они живут?

И. С. Тургенев дает понять в своем романе, что нигилизм и праздное времяпровождение – это две противоположных крайности. Истина же находится, как обычно, посередине. Современный человек должен приносить пользу обществу и стремиться к большему, но не забывать о своих настоящих духовных ценностях.

Мистические зеркала в мире Гарри Поттера

Даже в обычном мире зеркала кажутся мистическими, но у волшебников они приобретают ещё большее значение, отражая важные истины в жизни персонажей. Например, в «Философском камне» Гарри видит себя со своими родителями в «Зеркале Еиналеж» («желание» написано задом наперёд, в английском варианте — так же: «Erised» — «Desire»). Роулинг говорит, что главный урок, который она хочет преподать с помощью этого зеркала, заключается в том, что «жизнь может пройти мимо вас, пока вы цепляетесь за невыполнимое желание».

В «Кубке Огня» Гарри наталкивается на зеркало, раскрывающее врагов. Затем в «Ордене Феникса» Сириус даёт Гарри двустороннее зеркало, чтобы они могли общаться. После того, как Гарри в отчаянии разбивает это зеркало, он видит глаз, смотрящий на него из осколка. Позже выясняется, что это Аберфорт, брат Дамблдора, который помогает ему, используя зеркало в «Дарах смерти».

Обвинения в тенденциозности

Объективному, спокойному тону Тургенева в изображении главного героя противоречили обвинения в тенденциозности. «Отцы и дети» — это своеобразная тургеневская «дуэль» с нигилистами и нигилизмом, однако автором были соблюдены все требования «кодекса чести»: он с уважением отнесся к противнику, в честном бою «убив» его. Базаров как символ опасных заблуждений, по мнению Ивана Сергеевича, является достойным противником. Глумление и карикатурность изображения, в которых обвиняли автора некоторые критики, им не использовались, поскольку могли дать совершенно противоположный результат, а именно недооценку силы нигилизма, являющейся разрушительной. Нигилисты стремились поставить своих лжекумиров на место «вечных». Тургенев, вспоминая о своей работе над образом Евгения Базарова, писал М.Е. Салтыкову-Щедрину в 1876 году о романе «Отцы и дети», история создания которого интересовала многих, что его не удивляет то, почему для основной части читателей этот герой остался загадкой, ведь сам автор не может вполне представить себе, как написал его. Тургенев говорил, что знает лишь одно: не было в нем тогда никакой тенденции, никакой предвзятости мысли.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Роман «Отцы и дети» в отзывах критиках
(Н.Н.Страхов,
Д.И.Писарев,
М.А.Антонович).

Слайд 2

Текст слайда:

Цель: Рассмотреть и охарактеризовать отзывы критиков о романе «Отцы и дети»

Слайд 3

Текст слайда:

С выходом романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” начинается оживленное обсуждение его в печати, которое сразу же приобрело острый полемический характер. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление романа. Произведение порождало разногласия как между идейными противниками, так и в среде единомышленников, например, в демократических журналах “Современник” и “Русское слово”. Спор, по существу, шел о типе нового революционного деятеля русской истории.

Слайд 4

Текст слайда:

Критики («Отцов и детей»).

Н.Н.Страхов

Д.И.Писарев

М.А.Антонович

Слайд 5

Текст слайда:

“Современник” откликнулся на роман статьей М. А. Антоновича “Асмодей нашего времени”. Обстоятельства, связанные с уходом Тургенева из “Современника”, заранее располагали к тому, что роман был оценен критиком отрицательно. Антонович увидел в нем панегирик “отцам” и клевету на молодое поколение.

М.А.Антонович

Слайд 6

Текст слайда:

Кроме того, утверждалось, что роман очень слаб в художественном отношении, что Тургенев, ставивший своей целью опорочить Базарова, прибегает к карикатуре, изображая главного героя чудовищем “с крошечной головкой и гигантским ртом, с маленьким лицом и преболыпущим носом”. Антонович пытается защищать от нападок Тургенева женскую эмансипацию и эстетические принципы молодого поколения, стараясь доказать, что “Кук-шина не так пуста и ограниченна, как Павел Петрович”. По поводу отрицания Базаровым искусства Антонович заявил, что это — чистейшая ложь, что молодое поколение отрицает только “чистое искусство”, к числу представителей которого, правда, причислил Пушкина и самого Тургенева.

Слайд 7

Текст слайда:

В журнале “Русское слово” в 1862 году появляется статья Д. И. Писарева “Базаров”. Критик отмечает некоторую предвзятость автора по отношению к Базарову, говорит, что в ряде случаев Тургенев “не благоволит к своему герою”, что он испытывает “невольную антипатию к этому направлению мысли”.

Д.И.Писарев

Слайд 8

Текст слайда:

Д. И. Писарев находит в образе Базарова художественный синтез наиболее существенных сторон мировоззрения разночинной демократии, изображенных правдиво, несмотря на первоначальный замысел Тургенева. Критическое отношение автора к Базарову воспринимается критиком как достоинство, так как “со стороны виднее достоинства и недостатки”, а “строго критический взгляд… в настоящую минуту оказывается плодотворнее, чем голословное восхищение или раболепное обожание”.

Слайд 9

Текст слайда:

В 1862 году, в четвертой книжке журнала “Время”, издаваемого Ф. М. и М. М. Достоевскими, выходит интересная статья Н. Н. Страхова, которая называется “И. С. Тургенев. “Отцы и дети”. Страхов убежден, что роман — замечательное Достижение Тургенева-художника.

Н.Н.Страхов

Слайд 10

Текст слайда:

Образ же Базарова критик считает крайне типичным. “Базаров есть тип, идеал, явление, возведенное в перл создания”.

Слайд 11

Текст слайда:

На тургеневский роман откликнулся и либеральный критик П. В. Анненков. В своей статье “Базаров и Обломов” он пытается доказать, что, несмотря на внешнее отличие Базарова от Обломова, “зерно заложено одно и то же в обеих натурах ”.

Базаров.художник П.М. Боклевский.1890-е гг.

Слайд 12

Текст слайда:

В конце десятилетия в полемику вокруг романа включается сам Тургенев. В статье “По поводу “Отцов и детей” он рассказывает историю своего замысла, этапы публикации романа, выступает со своими суждениями по поводу объективности воспроизведения действительности: “…Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни — есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями”.

Понять революцию

Он всегда симпатизировал тем, кто готов рискнуть жизнью ради будущего. Искал встреч с народниками, стремился их понять. «Тургенев явился в Петербург с твердым намерением ближе познакомиться если не с действующими революционерами, то с радикальной частью печати и главным образом с «молодыми литераторами», узнать, что волнует теперь этих людей. И это намерение он привел в исполнение, очень мало заботясь о литературном местничестве: гора не шла к Магомету, ну что ж — Магомет пойдет к горе…» – вспоминал Герман Лопатин, автор одного из первых русских переводов «Капитала».

Недаром Тургенев был любимым писателем Владимира Ульянова. Он отлично знал даже второстепенных его героев и часто козырял этим, называя своих противников Губаревыми, Бамбаевыми и Ворошиловыми.

Катков и Достоевский

Катков свое мнение написал в издании «Русский вестник». Он отмечает талант Тургенева. Одно из достоинств романа критик увидел в том, что писатель «поймал текущий момент», а именно — этап, на котором находится общество на то время. Катков утверждал, что нигилизм — это заболевание, с которым нужно бороться с помощью усиления консервативных мер.

Достоевский считал Базарова «теоретиком», оторвавшимся от реальности. Именно в этом критик видел основные причины несчастий главного героя, так как он представлял персонажа, приближенного к Раскольникову. Причем Достоевский не пытался стремиться к полному анализу теории героя Тургенева. Он говорит, что любая отвлеченная гипотеза обязательно разобьется о жизненные реалии, принеся людям страдания и муки.

Роман «Отцы и дети» в русской критике имел негативный характер, им множество литераторов были недовольны. Издание «Современник» видело в произведении пасквиль современному обществу. Сторонники консерватизма считали, что писатель не полностью открыл образ Базарова.

Описанными отзывами не исчерпывается полностью критика «Отцов и детей». Почти все русские поэты написали собственное мнение о произведении, в котором выражают свою позицию о поднятых проблемах. Это подчеркивает значимость и актуальность романа.

Популярные сегодня пересказы

  • Главные реки — краткое содержание рассказа Драгунского Вечером Дениска был настолько увлечен воздушным змеем, что забыл выучить уроки. Конечно же, его могли бы и не вызвать в этот день к доске – но мальчик умудрился еще и опоздать и на бегу чуть не сбил учительницу Раису Ивановну.
  • Краткое содержание романа Асмодей нашего времени Антонович Автор написал очерк под названием «Асмодей нашего времени» и высказал в нем свое мнению по поводу произведения писателя Тургенева под названием «Отцы и дети». Антонович рассказывает о том
  • Сестрица Аленушка и братец Иванушка — краткое содержание сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» — одна из наиболее любимых русских народных сказок. В ней рассказывается о любви сестры и брата друг к другу, о послушании, смирении, зависти, коварстве, справедливости.
  • Сказка о медведихе — краткое содержание сказки Пушкина Тёплым весенним утром вышла из густого леса большая бурая медведица с медвежатами. Медведиха прилегла возле белой берёзы и на своих малышей поглядывала, любовалась. А весёлые медвежата, как маленькие дети

Сюжет романа «Гарри Поттер и Орден Феникса» за 5 минут

Это пятая книга о приключениях Гарри Поттера и его друзей:

Пятая часть приключений юного волшебника начинается с летних каникул, которые Гарри, как всегда, проводит у родственников. Совсем недавно юноша пережил потрясение: на его глазах темный маг Воландеморт обрел плоть. Эта новость вызвала раскол в волшебном сообществе.

Многие не поверили Гарри, обвинив его в желании привлечь к себе внимание. Министерство разворачивает против него настоящую травлю. Все начинается с нападения дементоров в темном переулке

Чтобы спасти себя и кузена Гарри нарушает закон – применяет запретное заклинание

Все начинается с нападения дементоров в темном переулке. Чтобы спасти себя и кузена Гарри нарушает закон – применяет запретное заклинание.

Министерская провокация имела единственную цель – исключить Гарри из школы. Но на помощь приходит могущественный Дамблдор. Он отражает нападки обвинителей и Гарри остается.

Учебный год выдался нелегкий. Гарри чувствует себя изгоем. О том, что Воландеморт вернулся, известно только ему и небольшому кругу близких людей, поверивших ему. Остальные верят министерству. Воландеморт не показывается людям, тем самым усыпляя их бдительность. В это время он копит силы, собирая своих сторонников, чтобы выступить единым фронтом.

Министерство не желает в это верить. Они хотят заставить Гарри замолчать. И это бы им удалось, но у Гарри есть защитник – Дамблдор. Могучий чародей всегда на стороне Гарри. Он знает, что настало время готовиться к решающей битве с темными силами.

Поэтому создает тайный орден, объединяющий противников Воландеморта. Взрослые волшебники, готовые противостоять злу, собираются на свои заседания в штаб-квартире ордена.

В это же время Гарри с друзьями создают в Хогвартсе свой школьный отряд борцов с силами зла. На сборах отряда, проходящих в обстановке строгой секретности, ребята разучивают заклинания, которые помогут им победить темных волшебников.

Гарри чувствует, что Воландеморт набирает силу и он совсем рядом. Шрам на его лбу, некогда оставленный темным магом, снова болит. Иногда боль достигает такой силы, что Гарри впадает в беспамятство и начинает видеть мир глазами Воландеморта.

Эта необъяснимая связь помогла Гарри узнать о том, что в подвале министерства хранится некогда сделанное пророчество, которое очень нужно Воландеморту. Темный волшебник рвется завладеть пророчеством, но члены ордена мешают ему.

Тогда Воландеморт пускается на хитрость. Он обманом проникает в сознание Гарри, показав томящегося в подвале крестного Сириуса. Гарри с товарищами по отряду спешит на помощь, но попадает в западню. Члены ордена приходят на выручку.

Разворачивается настоящая битва, в пылу которой пророчество разбивается. Воландеморту так и не удается им завладеть. Сражение заканчивается победой ордена. Темные маги на время отступают, но гибнет Сириус — человек, который заменил Гарри отца. Душа юноши разрывается от боли и отчаяния. Он потрясен и чувствует себя виновником случившегося. 

После данных происшествий министерство восстанавливает в должности Дамблдора.

Вместе с Толстым

Ярче и разнообразнее сложились у Тургенева взаимоотношения со Львом Толстым. Они спорили, играли в шахматы. Тургенев, к ужасу Льва Николаевича, чаще выигрывал, потом из-за чести дамы чуть не дрались на дуэли, но, в конце концов, примирились и величественно общались. Как-то в разговоре с молодыми писателями Тургенев сказал о Толстом: «Такого художника, такого первоклассного таланта у нас никогда еще не было и нет. Меня, например, считают художником, но куда же я гожусь сравнительно с ним? Ему в теперешней европейской литературе нет равного». Кто еще из писателей был способен на такое признание? В свой последний приезд в Россию у Толстого в Ясной Поляне он выдавал модные танцевальные коленца, к ужасу хозяина дома.

Михаил Лермонтов — Алексею Лопухину

Корнет Лермонтов в это время находился в отпуске в Санкт-Петербурге и отчаянно искал возможности уйти с военной службы, чтобы посвятить себя литературе. Однако планам не суждено было сбыться. После суда за попытку устроить дуэль взбалмошного поэта отправили на фронт (в то время шла Кавказская война). 12 сентября 1840 года он пишет Лопухину из Пятигорска в Москву:

В этом же письме он обещает другу рассказать некоторые интересные подробности своей жизни при встрече, но этому не суждено было сбыться. 15 июля 26-летний Лермонтов был убит там же, в Пятигорске. Пуля нашла его не в бою, а на дуэли, в которой его противником стал майор Мартынов, уставший от злых шуток поэта.

Гид по лермонтовской Москве: памятник, дом-музей и университет

За что бранили Тургенева?

Двойственное отношение самого автора к своему герою повлекло за собой порицания и упреки современников. Тургенева жестоко бранили со всех сторон. Критики о романе «Отцы и дети» отзывались в основном негативно. Многие читатели не могли понять мысль автора. Из воспоминаний Анненкова, а также самого Ивана Сергеевича мы узнаем о том, что М.Н. Катков пришел в негодование, ознакомившись с рукописью «Отцы и дети» по главам. Его возмущало то, что главный герой произведения безраздельно господствует и не встречает нигде дельного отпора. Читатели и критики противоположного лагеря также жестоко порицали Ивана Сергеевича за внутренний спор, который он вел с Базаровым в своем романе «Отцы и дети». Содержание его показалось им не вполне демократичным.

Наиболее заметными среди многих других интерпретаций являются статья М.А. Антоновича, опубликованная в «Современнике» («Асмодей нашего времени»), а также ряд статей, появившихся в журнале «Русское слово» (демократическом), принадлежащих перу Д.И. Писарева: «Мыслящий пролетариат», «Реалисты», «Базаров». Эти критики о романе «Отцы и дети» представили два противоположных мнения.

С этой книгой читают

Герой нашего времениЛермонтов Михаил Юрьевич

В книгу вошел роман М.Ю.Лермонтова (1814–1841) «Герой нашего времени», обязательный для чтения и изучения в средней общеобразовательной школе.

Роман «Герой нашего…

4.27
 (263)

Корнет из нашего времени. Часть первая Мелик Валерий

Сознание бывшего спецназовца, потом киллера, в результате несчастного случая попадает в тело корнета кирасирского полка, получившего травму во время событий 9 января…

3.75
 (8)

Корнет из нашего времени. Часть 2 Мелик Валерий

Вторая часть приключений бывшего спецназовца и наемного убийцы из нашего времени, внезапно ставшего в 1905 году корнетом и аристократом. Хруст французской булки все…

3.49
 (9)

«Попаданец» специального назначения. Наш человек в НКВДПобережных Виктор

НОВЫЙ военно-фантастический боевик от автора бестселлера «Попаданец» в НКВД»! Продолжение тайной войны нашего современника, заброшенного в горячий июнь 1941 года,…

4
 (6)

Время жить. Пенталогия Тарнавский Виктор Вадимович

Книга первая: Поработители К мирной планете Филлине, напоминающей Землю 60-х годов ХХ века, подходят корабли Военного космофлота Звездной Империи. Очередная…

4.3
 (2)

Машина времениАйзек Азимов, Брэдбери Рэй Дуглас, Бестер Альфред, Роберт Шекли, Уэллс Герберт Джордж, Клейн Жерар, Уиндем Джон Паркс Лукас Бейнон Харрис, Сильверберг Роберт, Кэмпбелл Джон Вуд, Генкин Валерий Исаакович, Кацура Александр Васильевич, Филипп Хосе Фармер

Книга описывает путешествие изобретателя машины времени в будущее. Основа сюжета – увлекательные приключения главного героя в мире, находящемся через 800 тысяч лет,…

4.15
 (30)

Жена на времяМери Бэлоу

Лорду Энтони Эрхарту нужна жена. Но… вовсе не верная и преданная «спутница жизни». Просто женщина, которая примет его имя и титул — а потом исчезнет навеки из его…

4.24
 (5)

Три танкиста из будущего. Танк прорыва времени КВ-2Логинов Анатолий Анатольевич

Новое слово в жанре альтернативной фантастики! Неожиданный поворот классического сюжета о «провале во времени». Оказавшись в июне 1941 года, трое наших современников не…

3.5
 (2)

Глава 6. Путешествие с платформы номер девять и три четверти

Пора отправляться в дорогу. Такое волнующее событие! Паренька отправляют вместе с чемоданом на платформу 9 и три четверти. Но таких мест центральный персонаж раньше не видел. Его охватывала паника, но приходилось постоянно брать себя в руки.

Внезапно на вокзальной территории появились другие ученики Хогвардса. Ребятки сообщили, каким макаром удастся сесть на поезд – он оказался волшебным.

Главный «ребенок» знакомится с Роном – задорный мальчуган с рыжими огненными волосами и кроткой стрижечкой тоже впервые отправлялся в школу магии. Ребята подружились. И даже смогли подыскать себе «врага» — Драко Малфоя – высокомерного ребенка с идеально белыми волосами. Отторжение ребята испытывали и к Гермионе Грэйнджер – девчушка милая, но слишком занудная. Истинная зубрилка. Не позавидуешь тому, кто будет с ней общаться!

Критика о романе «Отцы и дети»

Едва выйдя в свет, роман вызвал настоящий шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творение Тургенева.

Редактор консервативного «Русского вестника» М. Н. Катков в статьях «Роман Тургенева и его критики» и «О нашем нигилизме (по поводу романа Тургенева)» утверждал, что нигилизм — общественная болезнь, с которой надо бороться путем усиления охранительных консервативных начал; а «Отцы и дети» ничем не отличаются от целого ряда антинигилистических романов других писателей. Своеобразную позицию в оценке тургеневского романа и образа его главного героя занял Ф. М. Достоевский.

По Достоевскому, Базаров — это «теоретик», находящийся в разладе с «жизнью», это жертва своей собственной, сухой и отвлеченной теории. Иными словами, это герой, близкий к Раскольникову. Однако Достоевский избегает конкретного рассмотрения теории Базарова. Он верно утверждает, что всякая отвлечённая, рассудочная теория разбивается о жизнь и приносит человеку страдания и мучения. По мнению советских критиков, Достоевский свёл всю проблематику романа к этико-психологическому комплексу, заслонив социальное общечеловеческим, вместо того чтобы вскрыть специфику того и другого.

Либеральная критика, напротив, слишком увлеклась социальным аспектом. Она не смогла простить писателю насмешек над представителями аристократии, потомственными дворянами, его иронии в отношении «умеренного дворянского либерализма» 1840-х годов. Малосимпатичный, грубый «плебей» Базаров всё время издевается над своими идейными оппонентами и морально оказывается выше их.

Критика Н. Н. Страхова: «Отцы и дети» (роман И.С.Тургенева)

Статья Н. Н. Страхова посвящена роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». Проблематика критического материала касается:

смысла самой литературно-критической деятельности (автор не стремится поучать читателя, но думает, что сам читатель этого хочет);
стиля, в котором должна писаться литературная критика (она не должна быть слишком сухой и привлекать внимание человека);
разлада между творческой личностью и ожиданиями окружающих (так, по мнению Страхова, было с Пушкиным);
роли конкретного произведения («Отцов и детей» Тургенева) в русской литературе.

Первое, что отмечает критик, — что от Тургенева также ожидали «урока и поучения». Он ставит вопрос о прогрессивности или ретроградности романа.

Он отмечает, что карточные игры, небрежный стиль одежды и любовь к шампанскому Базарова — это некоторый вызов обществу, причина недоумения у читательской аудитории. Страхов также заметил: на само произведение есть разные взгляды. Более того — люди спорят, кому же симпатизирует сам автор — «отцам» или «детям», виновен ли сам Базаров в своих бедах.

Конечно же, нельзя не согласиться с критиком, что этот роман — особое событие в развитии русской литературы. Более того, в статье говорится, что у произведения, возможно, есть таинственная цель и она достигнута. Получается, что статья не претендует на роль 100% истины, но пытается разобраться в особенностях «Отцов и детей».

(Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров)

Основные герои романа — Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров, молодые друзья. У Базарова есть родители, у Кирсанова — отец и молодая незаконная мачеха Фенечка. Также по ходу романа друзья знакомятся с сёстрами Локтевыми — Анной, в замужестве Одинцовой, на момент разворачивающихся событий — вдовой, и юной Катей. Базаров влюбляется в Анну, а Кирсанов — в Катю. К сожалению, в конце произведения Базаров погибает.

Однако для публики и литературной критики открыт вопрос — существуют ли в реальности люди, аналогичные Базарову? По мнению И. С. Тургенева, это вполне реальный тип, хотя и редкий. Но для Страхова Базаров всё же является плодом авторского воображения. И если для Тургенева «Отцы и дети» — отражение, собственное видение русской действительности, то для критика, автора статьи сам писатель — следит «за движением русской мысли и русской жизни». Он отмечает реалистичность и жизненность книги Тургенева.

Важным моментом являются комментарии критика относительно образа Базарова.

Дело в том, что Страхов подметил важный момент: Базарову придаются черты разных людей, поэтому каждый реальный человек чем-то на него похож, по мнению Страхова.

Статья отмечает чуткость и понимание писателем своей эпохи, глубокую любовь к жизни и окружающим людям. Более того, критик защищает писателя от обвинений в вымысле и искажении действительности.

Вероятнее всего, целью романа Тургенева было в общем и в целом осветить конфликт поколений, показать трагизм человеческой жизни. Именно поэтому Базаров стал сборным образом, не был списан с конкретного человека.

По мнению критика, многие люди несправедливо рассматривают Базарова как главу молодёжного кружка, но и такая позиция ошибочна.

Также Страхов считает, что в «отцах и детях» нужно ценить поэзию, не уделяя излишнего внимания «задним мыслям». По сути, роман создан не для поучения, но для наслаждения, считает критик. Однако И. С. Тургенев всё-таки недаром описал трагическую смерть своего героя — видимо, в романе всё же был поучительный момент. У Евгения остались старенькие родители, которые тосковали по сыну — может быть, писатель хотел напомнить, что нужно ценить своих близких — и родителям детей, и детям — родителей? Этот роман мог быть попыткой не только описать, но и смягчить или даже преодолеть вечный и современный ему конфликт поколений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: