«то, чего мы боимся

Чтец (роман)

Самое невероятное – краткое содержание сказки Андерсена

В одном сказочном государстве король объявляет конкурс на создание чего-либо самого невероятного, победитель которого получит из рук короля половину царства и станет мужем принцессы. Эта новость быстро разносится по королевству и появляются множество желающих заполучить в жены принцессу и стать обладателем половины королевства, поскольку вознаграждение, объявленное королем, весьма перспективное.

Судить конкурс король назначает людей разных возрастов, начиная с трехлетних детей и заканчивая девяностолетними стариками. В день конкурса все судьи восторгаются представленными обыкновенным молодым художником столовыми часами, у которых при каждом бое курантов возникают живые картины, показывающие время в виде Моисея с его десятью заповедями, находящихся в райских садах Адама и Евы, светящихся счастьем, восточных царей, держащих в руках драгоценные дары.

Художник скромно стоит в стороне и наблюдает реакцию судей, полностью уверенный в своей победе. Он является добрым юношей, воспитывающемся в приемной семье, и мечтает породниться с прекрасной принцессой, создав крепкую и дружную семью.

Судьи уже готовятся объявить победителем художника за его невероятные часы, но неожиданно в зал вбегает высокий молодой человек, отличающийся сильным мускулистым телом. Внезапно он хватает бесценное изделие и со всего размаха разбивает часы об пол. Все присутствующие шокированы поступком юноши, наблюдая как по залу разлетаются пружины, колесики и остальные часовые детали.

При этом мужчина сопровождает свои действия выкриками о том, что его поступок является самым невероятным, поскольку, уничтожая творение, он поражает всех окружающих.

Судьи вынуждены согласиться с данным мнением и присудить победу силачу, объявив его человеком, которым совершил самое невероятное.

Король вынужден сдержать слово и назначает день венчания, хотя принцесса недовольна выбором отца. Свадьба происходит в помещении церкви поздно вечером.

В самом разгаре венчания в зале появляются те самые часы, при этом они оказываются целыми, не имеющими ни одного повреждения.

Из часов раздаются звуки курантов, которые сопровождаются выходом героем их живых картин. Первым появляется Моисей, гневно рассыпающий искры, тем самым пригвождая жениха к полу. Затем возникают Адам с Евой, за ними восточные цари, которые стыдят юношу за совершенный им подлый поступок. После выступления героев они внезапно растворяются в воздухе, при этом часы также исчезают.

В тот же момент церковные свечи обретают вид прекрасных цветов, орган извергает самостоятельно великолепную мелодию, а звезды на небе сияют волшебным светом. Видя эту картину все собравшиеся единогласно признают это самым невероятным.

Художник делает предложение принцессе и, заключив брак, влюбленные проживают долгую и счастливую жизнь, в которой нет обид, зависти и злости.

Сказка повествует о добре и зле, сопровождающих человеческую жизнь, и о необходимости совершения честных и благородных поступков.

Популярные сегодня пересказы

Главный герой произведения – шестнадцатилетний юноша Владимир, который познал все прелести и неудачи первой любви. Владимир готовился к экзаменам для поступления в университет. Вместе с родителями он жил в загородном доме.

Действие романа начинается в конце 50-х годов. Главному герою, Михаэлю Бергу, в то время пятнадцать лет, он учится в 7 классе школы. Михаэль – мальчик из интеллигентной семьи, его отец – профессор философии. Поколение родителей Михаэля пережило войну.

Обычный, ничем не примечательный парень, проезжает по Москве в трамвае. Неожиданно его напевания прерываются ужасной картиной – он замечает, что в доме напротив случился пожар – из окна идет дым

Роман состоит из трёх частей «Сёстры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро». Первая часть начинается с приезды молодой девушки Даши Булавиной из Самары с Петербург. Он

Популярные сегодня пересказы

Поэма начинается со слов мельника, который ругает свою дочь за то, что она имела глупость встречаться с князем, да еще и не требуя от него дорогих подарков. В это время входит князь, которого она так усердно защищала

Однажды на пустыре между камнями на небольшом участке глины вырос цветок. Рос он совсем один и даже не знал цветок, как выглядит и называется. На пустыре не росло больше цветов и трав

Однажды писатель зашел в сад где-то на Васильевском острове, да засиделся на лавочке с книгой до самого вечера. Когда читать стало уже совсем невмоготу, он заторопился к выходу, потому что темнело

Действие романа начинается в конце 50-х годов. Главному герою, Михаэлю Бергу, в то время пятнадцать лет, он учится в 7 классе школы. Михаэль – мальчик из интеллигентной семьи, его отец – профессор философии. Поколение родителей Михаэля пережило войну.

Культурное влияние

«Самое невероятное» было первым рассказом Андерсена, опубликованным во время нацистской оккупации Дании во время Второй мировой войны . В предисловии к июльскому выпуску 1940 года предполагалось, что Андерсен написал рассказ в глубоком беспокойстве и сомнении относительно будущего, которое «сменилось еще более глубокой верой». В 1942 году эта история была опубликована в сборнике рассказов, организованном учеными, которые впоследствии стали лидерами датского движения сопротивления . В последней иллюстрации сказки к изданию 1942 года ночной сторож — бородатый раввин, который сбивает мускулистого полуобнаженного арийского разрушителя часов, в то время как толпа датчан в современной одежде 1940-х годов стоит и наблюдает.

2 вариант

При изучении данной творческой работы, читатель замечает жанровую направленность, представляющий собой сатирическую комедию-фарс, завершающийся финалом в виде трагифарса, с точки зрения автора, считающейся печальной буффонадой.

Структура пьесы включает в себя три акта: первый акт включает три картины, а второй и третий акт заключает в себе по паре картин.

Перед знакомством с сюжетом произведения стоит отметить главных героев:

Зоя Пельц — женщина с деловой хваткой, которой 35 лет.

Павел Обоянинов — любовник Зои.

Аметистов — кузин Зои, настоящий преступник, который уходит от ответственности.

Алла — женщина, которая мечтает отправиться в Париж.

Борис Гусь-Ремонтный — руководитель треста тугоплавких материалов, влюбленный в Аллу.

Основное направление в произведении отражает период НэПа, приблизительно в начале прошлого века в Москве. Читатель отметит, что в первом акте события отражены в конце весны, а во втором и третьем действии зритель замечает осенний период.

Центральным персонажем истории была Зоя, представленная перед зрителем в образе зрелой женщины, создавшая пошивочный цех по ремонту одежды, где в действительности обустроила дом для свиданий. Ее близким товарищем являлся Аместистов, который был отмечен в образе привлекательного вора, а Обоянинов, считавшийся бывшим дворянином, дорогим человеком для главной героини. Читатель заметит, что Зоя преследовала свои корыстные цели, не обращая внимания на чувства других людей. Она хотела получать хороший доход, позволивший ей путешествовать по Франции, не задумываясь о материальных неприятностях.

Главной жертвой корыстной дамы оказался коммерческий директор массивного треста, занимающегося металлом по фамилии Гусь-Ремотный, узнавший в красивой даме свою бывшую возлюбленную по имени Алла.

Сюжет произведения обостряется после того, как подручный Зои по кличке Херувим убивает Гуся, поэтому главная героиня оказалась в местах лишения свободы. 

Отличительной особенностью пьесы состоит в отображении писателем, усиленного ритма городской жизни в вульгарной обстановке. Отображение в произведении квартиры обозначение символа города, где присутствовал сканделизм, лживость, иллюзорные представления о материальной жизни.

Своеобразным моментом в пьесе читатель может заметить пометки автора в качестве основных реплик, обозначающие основной фон в сюжетной линии, где в этой творческой работе слышатся звуки рояля, исполнение романсов, тревожные сигналы трамваев.

Читатель отметит, что смысл шедевра состоит в изображении пронзительной и жуткой драмы в виде страшного балагана, а финальным аккордом в произведении считают уничтожение прежней жизни, описанное с применением разных средств выразительности.

Читатель отметит, что главная драма произведения состоит в искалеченных судьбах, уничтоженных жизней людей, стремящимися всеми силами приспособится к меняющейся обстановке, чтобы сохранить комфортные условия своей жизни.

Оценки

В целом роман был принят положительно, однако звучали и критические высказывания.

В интервью газете Frankfurter Allgemeine Zeitung Бернхард Шлинк протестовал против некоторых «неправильных толкований» романа:

  • Ханна Шмиц невиновна, потому что она была неграмотной;
  • люди моральны, если получают образование;
  • Ханна Шмиц поняла свою вину, научившись читать.

Среди критических отзывов Джереми Адлер в Süddeutsche Zeitung обвинил автора в «культурной порнографии» и упрощении истории. Историк Дебора Липштадт считает, что изображение нацистских преступников как людей, у которых не было выбора, некорректно. Противопоставление бедных неграмотных палачей богатым и успешным жертвам, по мнению Липштадт, является переписыванием истории.

Огниво

Сказка «Огниво» будет понятна маленьким детям (3 – 5 лет). В первые опубликована в 1835 году.

Обычный солдат, благодаря своей смелости и находчивости, стал правителем государства и женился на принцессе. Сначала ему пришлось встретиться со злой колдуньей, которая попросила его об услуге.

Солдат должен был залезть в дупло и достать ей огниво. За это он мог взять сколько угодно денег, которые лежали в дупле под охраной трех страшных собак.

Солдат подумал, что огниво имеет большую ценность и не ошибся. Он завладел им, и оно еще не раз ему помогло.

Солдат познакомился с прекрасной принцессой, женился на ней, и все благодаря огниву: его обладатель мог просить страшных собак об исполнении любого желания.

Очень краткий пересказ романа «Мальчик в полосатой пижаме»

Девятилетний мальчик Бруно беззаботно проживает со своими родителями, сестрой Гретель, горничной Марией в замечательном доме в Берлине. У парнишки есть друзья и множество интересных занятий. Счастливая жизнь Бруно круто изменяется, когда ему становится известно, что его семейство переезжает в другой город. И все из-за новой должности отца. Вскоре они переселяются в местечко Аж-Высь (так сестре Бруно послышалось название Аушвиц). Мальчик первое время тоскует по друзьям и веселому времяпрепровождению. Ему ничего не остается, как только наблюдать из окна дома за странными людьми в полосатых пижамах, находящихся на огороженной колючей проволокой территории («ферме») вблизи жилища семьи Бруно. Мальчишке невдомек, что его отца назначили начальником концлагеря, а люди, находящиеся по соседству – это узники.

По натуре Бруно непоседа, исследователь и первооткрыватель. Однажды он задумывает подойти к загадочной территории поближе и хорошенько изучить ее. Ежедневно его прогулки проходят вдоль забора из колючей проволоки, он отходит от дома все дальше.

Однажды по ту сторону изгороди Бруно замечает мальчика в полосатой одежде и знакомится с ним. Имя нового приятеля Шмуэль. Бруно рад знакомству, по доброте душевной угощает еврейского мальчика едой. Сын коменданта находит между собой и Шмуэлем много общего, к тому же они появились на свет в один и тот же день.

Общение друзей близится к завершению, когда становится известно, что семья Бруно возвращается в столицу. Мальчик желает напоследок повидаться с Шмуэлем и бежит к нему на встречу. Тот сообщает о пропаже своего отца. Бруно намеревается помочь другу в поисках и, переодевшись в полосатую форму, оказывается внутри концлагеря.

Внезапно случается страшное: узников сгоняют в газовую камеру. Бруно попадает в число очередных жертв немецких палачей. Поиски Бруно родителями сначала ни к чему не приводят, пока охрана лагеря не обнаруживает у колючей проволоки брошенную одежду мальчика…

Первый и второй акты

Пьеса начинается с описания майского вечера. Зоя находится в квартире и прихорашивается у зеркала. К ней приходит председатель домкома, но женщине меньше всего хотелось с ним разговаривать, она прячется в шкафу. Горничная сообщает, что хозяйки нет, но Анисим все равно заходит. После чего начинает приставать к Манюшке. Зоя не выдерживает и появляется в квартире, после чего отчитывает Аллилуйя. Тот даже и не думал стыдиться. Он сообщает Пельц, что ей предстоит уплотнение квартиры.

Но Зоя уже была подготовлена. Она показывает ему документ, где стоит распоряжение об открытие в пяти комнатах школы и цеха по пошиву одежды. Вдова дает взятку домкому. Позже Зоя встречается с любовником, но у того ломка. Тогда Манюшку отправляют за морфием. Для этого она идет к Газолину. Обольянинов требует, чтобы раствор смешали у него на глазах, поэтому Манюшка приходит с Херувимом, помощником Газолина. Зоя нанимает юного помощника на должность гладильщика.

Через некоторое время мастерская действительно начинает работать. Трудятся швеи и закройщицы, приходят клиентки. Аметистов предлагает взять в штат Аллу Вадимовну. Она должна работать манекенщицей. Позже женщина признается, что после смерти мужа оказалась в серьезных финансовых проблемах. Зоя уговаривает ее поработать.

Сюжет

Роман описывает разрыв между поколениями в Германии, осмысление молодыми немцами преступлений периода Холокоста. Главные герои — Михаэль Берг и Ханна Шмиц. Повествование охватывает почти 40-летний период с 1958 по 1990 в Западной Германии — в г.Хайдельберг.

По сюжету 15-летний школьник Михаэль Берг знакомится с 36-летней кондуктором трамвая Ханной Шмиц. Между ними возникает роман. Ханна регулярно просит Михаэля читать ей книги. Через несколько месяцев она внезапно исчезает.

Через 8 лет студент-юрист Михаэль попадает на показательный процесс над надсмотрщицами концлагеря Освенцим. Среди подсудимых он узнает Ханну. Её и других надсмотрщиц обвиняют в том, что она во время бомбёжки и начавшегося вслед за ней пожара не открыла двери 300 еврейским женщинам, которые укрывались в церкви и заживо там сгорели. Доказательством вины служит рапорт якобы написанный Ханной.

Михаэль осознает, что на самом деле Ханна неграмотна и поэтому она просила читать ей книги, которые сама прочесть не могла. Соответственно и рапорт написать она тоже не могла. Он хочет ей помочь, но не делает этого.

Ханна осуждена на пожизненное заключение, остальные — на сравнительно небольшие сроки.

Через 10 лет после развода с женой Михаэль начинает начитывать на магнитофон некоторые книги, которые он читал Ханне в прошлом. Записи этих книг он отправляет ей в тюрьму. Ханна, сопоставляя записи с текстом, учится читать. После 18 лет заключения суд освобождает её. Михаэль единственный знакомый ей человек. За неделю до её освобождения они видятся в тюрьме. Ханну волнует его отношение к ней, а Михаэля — её раскаяние в преступлении против человечества. За день до выхода на свободу Ханна вешается в камере, оставив заработанные в заключении деньги бывшей узнице Освенцима.

Часть 1[ред.]

В пятнадцать лет Михаэль перенес желтуху.

Михаэль Берг — рассказчик.

По дороге из дома до школы его вырвало. Подошедшая женщина отвела его к себе в дом, умыла, помогла убрать остатки рвоты на улице и проводила домой, где после вызова врача установили диагноз.

После болезни Михаэль пришел, по настоянию матери, с цветами, как он узнал, к фрау Шмитц.

Ханна Шмитц — .

Женщина показалась ему красивой. Когда он собирался уходить, фрау Шмитц попросила подождать ее, чтобы выйти вместе. Из коридора он мог наблюдать за тем, как она надевает чулки. Он не мог оторвать от нее глаз, а когда их взгляды встретились, он засмущался и убежал.

Через неделю он снова к ней пришел. Ему пришлось ждать на лестнице возвращения фрау Шмитц. Она поднялась на этаж, держа пакеты с углем и попросила его принести еще два. Пока он набирал уголь в подвале, угольная гора сползла и покрыла его пылью. Фрау Шмитц предложила ему помыться. Теплая вода в ванне расслабила Михаэля и он почувствовал возбуждение. Женщина вошла с распахнутым полотенцем, за которым оказалась обнаженной. Он боялся, что может сделать что-то не так, но после объятий дело пошло естественным ходом.

Чтобы успевать к фрау Шмитц, Михаэль пропускал последний урок. Они принимали ванну, занимались любовью, а потом он бежал домой, чтобы успеть к семейному обеду. Однажды Михаэль спросил, как ее зовут. Она представилась Ханной и спросила, как зовут его. Про себя он удивился, что та видела его подписанные учебники и тетради, но не заметила имя. Он назвал имя, рассказал, что учится в школе, но останется на второй год из-за болезни.

️ Эта цитата слишком длинная: 274 зн. Максимальный размер: 200 знаков. См. .

О себе Ханна рассказывала мало. Она выросла в Трансильвании, в семнадцать переехала в Берлин и была рабочей на фабрике «Сименс», в двадцать один год попала в армию, после войны работала то тут, то там и последние годы была кондуктором, что ей не очень-то нравилось. Ей было тридцать шесть и у нее не было семьи.

Однажды она спросила Михаэля о том, что они читают из немецкой литературы и попросила его почитать вслух. После этого появилась новая схема их свиданий. Сначала было чтение вслух, и только после — все остальное. Из-за этого Михаэль стал пропускать семейный ужин.

На пасхальной неделе они отправились в велосипедное путешествие. Всю дорогу Михаэль сам выбирал места ночлега, где заполнял все регистрационные формы, представляя их как мать и сына, выбирал еду в ресторанах. Однажды утром он встал пораньше и пошел за завтраком и цветами, оставив записку, что скоро вернется. Вернувшись, он увидел Ханну взбешенной и растерянной, от того, что он так просто ушел. Когда Михаэль сказал, что оставлял ей записку, Ханна ответила, что записки нет и не было.

Летом Михаэль все чаще стал проводить время с друзьями, ходил в городской открытый бассейн. Приходя к Ханне, он часто видел ее угрюмой и это сильно контрастировало с легкостью товарищеского общения со сверстниками.

Рассказчик решил, что стал предавать Ханну. Это было в своеобразном отречении от нее. Он никому не рассказывал об их отношениях, даже когда Софи, девочка из класса, спросила Михаэля, что с ним происходит.

Михаэль не встречался с Ханной случайно. Но однажды, после особенно страстного вечера, когда он уже ушел к друзьям в бассейн, он снова увидел ее там. Она стояла вдалеке, а после, молча ушла.

На следующий день Ханна уехала. В попытках узнать, где она, Михаэль узнал, что квартира была арендована, а на работе Ханне предложили повышение после обучения, однако женщина позвонила утром на работу и сказала, что больше никогда не выйдет.

Комментарии

По мнению исследователя сказок и фольклора Марии Татар , сказка обобщает взгляды Андерсена на «сущность искусства» с часами, представляющими как временность, так и трансцендентность. Он держит время, но это также произведение искусства, которое нельзя уничтожить. Она отмечает, что часы содержат «библейское и мифическое, времена года и чувства, визуальное и акустическое, плотское и духовное» и, таким образом, объединяют все, что хотел Андерсен в искусстве. Чудесные часы «соединяют мирское со священным, а языческое — с христианским». Красота часов и их фигурок бросает вызов разрушению, преодолевает их и продолжает жить так, как не могут люди.

Сюжет рассказа Налим

Лето. Утро. Тишина. Берег, строящейся барской купальни. Два плотника, Герасим и Любим, которые собственно и строят эту купальню, пытаются поймать налима. Ловят же они его с самого утра.

Несмотря на то, что оба уже стали синими от холода упускать добычу не собираются. Герасим и Любим прикладывают неимоверные усилия в ловле налима: ссорятся, дают даже советы друг другу, по мере своих возможностей мешают один одному. Итогом общих усилий становиться то, что загоняют несчастную рыбёшку ещё больше под корягу.

Постепенно приходит время обеда. «Слышится хлопанье бича…» Пастух Ефим пригоняет своё стадо на водопой. Увидев в воде Любима и Герасима, Ефима также охватывает азарт ловли и, успев снять только рубаху, присоединяется к горе рыбакам. И вот в воде барахтается трое мужиков, пытающихся выловить рыбу.

Стадо, которое быстро поняло, что осталось без присмотра пастуха, спокойно влезает в барский сад. С берега начинают доносится недовольные крики и ругань в сторону нерадивого Ефима

Шум и возня на берегу привлекают внимание барина. Долго себя ждать не заставив, появляется Андрей Андреич (барин) в персидском халатике и с газетой на берегу своей так и не достроенной купальни. По началу барин выказывает недовольство тем, что мужики вместо того, чтобы строить купальню и смотреть за стадом, рыбу ловят

Но стоит Андрей Андреичу услышать, что пытаются поймать налима, как он быстро меняется и «…глаза его подергиваются лаком…». Мужики же, смекнув что к чему начинают с барином торговаться за ещё не пойманную рыбу

По началу барин выказывает недовольство тем, что мужики вместо того, чтобы строить купальню и смотреть за стадом, рыбу ловят. Но стоит Андрей Андреичу услышать, что пытаются поймать налима, как он быстро меняется и «…глаза его подергиваются лаком…». Мужики же, смекнув что к чему начинают с барином торговаться за ещё не пойманную рыбу.

Ждать Андрей Андреич долго не хочет и зовёт на помощь кучера Ваську, а сам старается помогать с берега, раздавая советы. Видя, что толку всё равно нет, барин сам лезет в воду. Конечно, «…и его вмешательство не ведет ни к чему». Наконец к Любиму приходит идея: подрубить корягу. Сказано сделано. Корягу подрубили, и барин самолично ловит налима. Успех! Правда, пока довольный собой Андрей Андреич восхищается печенкой налима, которая «… так и прет из нутра», рыба выскальзывает из его рук. На этом рассказ и заканчивается.

«Налим» считается одним из самых смешных произведений А.П. Чехова. Ярко написанные образы героев, комичная ситуация ловли налима, переданная автором речь простых крестьян, и небольшой объём рассказа обеспечили интерес к нему и сегодня. Учит же «Налим» тому, что мало достигнуть желаемого, нужно ещё уметь и удержать это самое желаемое.

Путь к свету

Такие, пусть и не столь радикальные ситуации происходят
очень часто. Люди даже сами себе боятся во многом признаться. Оберегают и
прячут истории, которые нужно выносить на свет и выбрасывать из себя. Но, чтобы
освободиться, необходимо не бояться и рассказать свои нерассказанные тайны.

Нужно научиться представлять и воображать дальнейшее
развитие вонзившихся в нас и поработивших нас историй. Тогда мы поймем чуждые
сценарные ходы и получим возможность выбирать между ними. Сможем держать
ситуацию под контролем.

Очень важно дать этим историям огласку. Рассказать о них
хотя бы самим себе

Не скрывать внутри себя чужую схему, вторгшуюся в нашу
жизнь. Так, взмах за взмахом, мы будем отдаляться от уготованных нам
однообразных будней, от нелепых мещанских радостей, от ментальных кошмаров
обыденной жизни.

Так мы будем двигаться вперед. К свету.

Каспар Давид Фридрих «Странник над морем тумана» 1818

О книге

Любому человеку время от времени необходима эмоциональная разгрузка и душевный отдых. Что может отвлечь от повседневных забот и стрессовых ситуаций? Одним из наиболее эффективных способов, без сомнения, является чтение книг. Погружая в иные миры хитро закрученного сюжета, книги помогают читателю забыться и отвлечься от душевных неурядиц и бытовых забот.

Книга «Самое невероятное» писателя Андерсена Ханса Кристиана в жанре сказки – это весьма впечатляющее произведение

Обращая внимание на многие глубокие вопросы современности, автор делится с нами своими ощущениями и переживаниями. Интересные по характеру персонажи, увлекательная сюжетная линия и красивый слог произведения несомненно захватят читателя

«Чтец» — сюжет

Роман описывает разрыв между поколениями в Германии, осмысление молодыми немцами преступлений периода Холокоста. Главные герои — Михаэль Берг и Ханна Шмиц. Повествование охватывает почти 40-летний период с 1958 по 1990 в Западной Германии — в г. Хайдельберг.

По сюжету 15-летний школьник Михаэль Берг знакомится с 36-летней кондуктором трамвая Ханной Шмиц. Между ними возникает роман. Ханна регулярно просит Михаэля читать ей книги. Через несколько месяцев она внезапно исчезает.

Через 8 лет студент-юрист Михаэль попадает на показательный процесс над надсмотрщицами концлагеря Освенцим. Среди подсудимых он узнает Ханну. Её и других надсмотрщиц обвиняют в том, что она во время бомбёжки и начавшегося вслед за ней пожара не открыла двери 300 еврейским женщинам, которые укрывались в церкви и заживо там сгорели. Доказательством вины служит рапорт якобы написанный Ханной. Михаэль осознает, что на самом деле Ханна неграмотна и поэтому она просила читать ей книги, которые сама прочесть не могла. Соответственно и рапорт написать она тоже не могла. Он хочет ей помочь, но не делает этого. Ханна осуждена на пожизненное заключение, остальные — на сравнительно небольшие сроки.

Через 10 лет после развода с женой Михаэль начинает начитывать на магнитофон некоторые книги, которые он читал Ханне в прошлом. Записи этих книг он отправляет ей в тюрьму. Ханна, сопоставляя записи с текстом, учится читать. После 18 лет заключения суд освобождает её. Михаэль единственный знакомый ей человек. За неделю до её освобождения они видятся в тюрьме. Ханну волнует его отношение к ней, а Михаэля — её раскаяние в преступлении против человечества. За день до выхода на свободу Ханна вешается в камере, оставив заработанные в заключении деньги бывшей узнице Освенцима.

Оценки

В целом роман был принят положительно, однако звучали и критические высказывания.

В интервью газете Frankfurter Allgemeine Zeitung Бернхард Шлинк протестовал против некоторых «неправильных толкований» романа:

  • Ханна Шмиц невиновна, потому что она была неграмотной;
  • люди моральны, если получают образование;
  • Ханна Шмиц поняла свою вину, научившись читать.

Среди критических отзывов Джереми Адлер в Süddeutsche Zeitung обвинил автора в «культурной порнографии» и упрощении истории. Историк Дебора Липштадт считает, что изображение нацистских преступников как людей, у которых не было выбора, некорректно. Противопоставление бедных неграмотных палачей богатым и успешным жертвам, по мнению Липштадт, является переписыванием истории.

О книге

В романе поднимаются такие сложные и часто табуированные темы, как:

  • Вопрос виновности
  • Нацистский режим
  • Отношения между людьми с большой разницей в возрасте
  • Неграмотность

Газета The Guardian отметила, что несмотря на все затрагиваемые темы, эта книга о прощении. Однако, ссылаясь на автора произведения, речь не идёт об искуплении вины за военные преступления, совершённые героиней романа.

Вдохновением для истории послужила серость восточного Берлина в январе 1990, когда Б.Шлинк приехал в город в качестве приглашённого профессора.

Книга включена в ряд образовательных программ в гимназиях Германии, абитуриенты часто выбирают его в качестве темы для экзаменационных сочинений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Образовайка
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: