Краткое содержание произведения: знакомство с Николкой
Сюжет рассказа довольно прост и строится в хронологическом порядке с небольшими отступлениями (ретроспективами) в прошлое. Главный герой — Николай Кошевой, молодой командир эскадрона Красной Армии. Николкой зовут восемнадцатилетнего парня бывалые казаки, которые уважали его за смелость и отвагу. Несмотря на юный возраст, он уже полгода возглавлял эскадрон и успел за это время разбить две банды. В этом велика была заслуга его отца, видного казака, «сгинувшего» еще на германской войне. Именно он привил сыну отвагу, выносливость, любовь к лошадям: уже в пять или шесть лет научил сына держаться в седле. А еще от отца досталась Николке (и на этом будет строиться дальнейший анализ произведения Шолохова) родинка на левой ноге, размером с голубиное яйцо.
Завязкой сюжета становится принесенное командиру письмо с известием о появлении в округе белых. Необходимость вновь выступать вызывает у командира невеселые размышления о том, как надоела ему военная жизнь: «Учиться бы … а тут банда».
Основное содержание рассказа «Чужая кровь»
Пожилая пара однажды подобрала солдата, который был тяжело ранен. У них в семье перед этим случилась трагедия — погиб сын. Поэтому, выхаживая раненого, они привязались к нему, словно это был их сын. Но когда солдат выздоровел и немного окреп, несмотря на привязанность, он все равно вернулся в город. Дед Гавриил долго переживал, но все-таки Петр оказался чужим.
Затем товарищ присылает молодому человеку письмо с Урала, где некогда жил и сам Петр. Он предлагает тому приехать, чтобы вместе восстанавливать предприятие, где когда-то раньше они вместе работали. Финальная сцена расставания трагична. Старик просит молодого человека сказать старухе, что он вернется. Но после отъезда Петра дорога, по которой тот уехал, просто обвалилась. И это символично. Автор пытался показать читателю, что больше никогда раненый солдат не вернется в их хутор.
Краткое содержание произведения: знакомство с Николкой
Сюжет рассказа довольно прост и строится в хронологическом порядке с небольшими отступлениями (ретроспективами) в прошлое. Главный герой — Николай Кошевой, молодой командир эскадрона Красной Армии. Николкой зовут восемнадцатилетнего парня бывалые казаки, которые уважали его за смелость и отвагу. Несмотря на юный возраст, он уже полгода возглавлял эскадрон и успел за это время разбить две банды. В этом велика была заслуга его отца, видного казака, «сгинувшего» еще на германской войне. Именно он привил сыну отвагу, выносливость, любовь к лошадям: уже в пять или шесть лет научил сына держаться в седле. А еще от отца досталась Николке (и на этом будет строиться дальнейший анализ произведения Шолохова) родинка на левой ноге, размером с голубиное яйцо.
Завязкой сюжета становится принесенное командиру письмо с известием о появлении в округе белых. Необходимость вновь выступать вызывает у командира невеселые размышления о том, как надоела ему военная жизнь: «Учиться бы … а тут банда».
Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Семейный человек»
Главный герой рассказа – Микишара. Он рано женился, и жена подарила ему девятерых сыновей, но сама вскоре, заболев горячкой, умерла. Когда установилась советская власть, то два старших сына ушли воевать. А когда и Микишару заставили отправиться на фронт, то он среди пленных нашел сына Данилу. И первый ударил его. А от второго тумака вахмистра тот умер. За смерть сына Микишару повысили в звании.
Весной привезли и пленного Ивана. Казаки его долго избивали, а потом отцу приказали доставить сына в штаб. По дороге сын просил о побеге. Сначала Микишара его отпустил, но когда молодой человек побежал, отец выстрелил ему в спину и убил.
Краткое содержание произведения: знакомство с Николкой
Сюжет рассказа довольно прост и строится в хронологическом порядке с небольшими отступлениями (ретроспективами) в прошлое. Главный герой — Николай Кошевой, молодой командир эскадрона Красной Армии. Николкой зовут восемнадцатилетнего парня бывалые казаки, которые уважали его за смелость и отвагу. Несмотря на юный возраст, он уже полгода возглавлял эскадрон и успел за это время разбить две банды. В этом велика была заслуга его отца, видного казака, «сгинувшего» еще на германской войне. Именно он привил сыну отвагу, выносливость, любовь к лошадям: уже в пять или шесть лет научил сына держаться в седле. А еще от отца досталась Николке (и на этом будет строиться дальнейший анализ произведения Шолохова) родинка на левой ноге, размером с голубиное яйцо.
Завязкой сюжета становится принесенное командиру письмо с известием о появлении в округе белых. Необходимость вновь выступать вызывает у командира невеселые размышления о том, как надоела ему военная жизнь: «Учиться бы … а тут банда».
М.А. Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Алешкино сердце»
Главный герой рассказа — небольшой мальчик, которому едва исполнилось четырнадцать лет. Но по своему физическому развитию он слаб и совсем не выглядит на свой возраст. И все это потому, что его семья уже давно голодает. От недоедания у него умерли близкие родственники: мать и сестра. Алексей старается бороться за жизнь, но дается ему это сложно, так как его сестру просто убили из-за похлебки. Алексей видел, как люди перестают быть человечными и гуманными, и это его страшит.
Чудовищна история гибели сестры Алеши. Полька была настолько голодна, что решилась залезть в чужой дом, чтобы найти хоть какую-то пищу. Макарчиха, хозяйка хаты, не стала терпеть воришку и, размахнувшись, ударила утюгом по голове. Из-за этого Полька умерла. А ведь эта женщина когда-то купила дом у этих детей всего лишь за кружку молока и несколько пригоршней муки.
После смерти сестры Лешка голодал уже пять месяцев. Но он все-таки еще пытался выдержать испытание и выжить. Ему некуда было идти: дом был продан, и мальчик страдал от холода. Тогда он пошел в наемные работники, но ничего и тут не получал, кроме побоев. Умер Лешка, спасая ребенка, которым хотели прикрыться бандиты.
Главным героем данного сюжета в сборнике Шолохова «Донские рассказы» (содержание по главам представлено в статье) является Минька, которому уже исполнилось восемь лет. Он живет со своей мамой и дедом. Все вокруг за его непоседливый и неугомонный характер зовут его не по имени, а Нахаленком. Есть еще один смысл в прозвище: все жители хутора знают, что родился он без отца, и что его мать никогда не была в браке.
Вскоре приходит с войны и отец мальчика. Фома до войны был местным пастухом. Очень быстро отец и сын сближаются. Вскоре Фома становится колхозным председателем. В их селе появляются люди из продотряда, которые требуют отдать пшеницу. Минькин дед добровольно отдал зерно, а вот поп-сосед не желал этого делать. Но Нахалёнок показал, где находится тайник. После этого случая поп затаил на него обиду, а все деревенские ребятишки перестали с ним общаться.
Краткое содержание рассказа «Нахаленок»
Главным героем данного сюжета в сборнике Шолохова «Донские рассказы» (содержание по главам представлено в статье) является Минька, которому уже исполнилось восемь лет. Он живет со своей мамой и дедом. Все вокруг за его непоседливый и неугомонный характер зовут его не по имени, а Нахаленком. Есть еще один смысл в прозвище: все жители хутора знают, что родился он без отца, и что его мать никогда не была в браке.
Вскоре приходит с войны и отец мальчика. Фома до войны был местным пастухом. Очень быстро отец и сын сближаются. Вскоре Фома становится колхозным председателем. В их селе появляются люди из продотряда, которые требуют отдать пшеницу. Минькин дед добровольно отдал зерно, а вот поп-сосед не желал этого делать. Но Нахалёнок показал, где находится тайник. После этого случая поп затаил на него обиду, а все деревенские ребятишки перестали с ним общаться.
Особенности изображения казачества Шолоховым
«Донские рассказы» стали важным событием в литературе двадцатых годов. Они не были похожи на то, что создавалось в период становления советской власти пролетарскими писателями. Потомственный казак и отличный знаток быта на Дону, М. Шолохов сумел воссоздать в небольших по объему произведениях неповторимый колорит и самобытность уклада жизни местного населения
Особое внимание он уделял нравственным убеждениям и идеалам, изначально основанным на доброте и гуманизме, но перечеркнутым братоубийственной войной
Отношение к рассказам было неоднозначным. Многих смущали натурализм и нетрадиционность изображения гражданской войны, но именно это позволило писателю передать истинные масштабы трагедии. Именно этими принципами руководствовался при написании рассказа «Родинка» Шолохов.
Этапы Гражданской войны в России
Три основных этапа Гражданской войны в России кратко
- Первый этап (октябрь 1917 – ноябрь 1918). Начался первый этап Гражданской войны в России, когда большевики устроили Октябрьский переворот, а закончился он вместе с Первой Мировой войной. Он был самым хаотичным, но всё-таки к концу 1918 года всё-таки окончательно оформились силы двух основных противников – красных и белых. Отличительной чертой первого этапа является то, что в нём принимали активное участие армии стран Антанты и Четверного союза.
- Второй этап (ноябрь 1918 – апрель 1920). Он ознаменовался наиболее активными и масштабными боевыми действиями между красными и белыми. В конце концов к весне 1920 года белые были окончательно разгромлены, и многие их сторонники предпочли покинуть страну. Огромные людские потери стали одним из самых печальных итогов Гражданской войны в России.
- Третий этап (апрель 1920 – октябрь 1922). В эти два с половиной года красные занимались тем, что воевали с Польшей, добивали армию Врангеля в Крыму и отчаянно пытались подавить последние очаги антисоветских выступлений на Дальнем Востоке, в Средней Азии и в Закавказье. Стоит отметить, что достичь поставленных целей у них получилось.
Тема и идея сборника
Основной и, наверное, единственной темой всего сборника «Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которого будет представлено в данной статье, является описание жизни донских казаков. До Михаила Александровича в классической литературе уже были писатели, которые старались представить жизнь и быт донских казаков. Но у Шолохова это получилось правдиво и честно, потому что он сам вырос и жил среди них. Поэтому ему не надо было изучать их быт, он знал его прекрасно.
В каждом своем сюжете сборника автор пытается показать основную идею: нет ничего важнее, чем воспитание молодого поколения на традициях старшего. Стоит только разрушить старый мир кровью и смертью, потом будет трудно подняться и отмыться от этого.
Тема
В рассказе «Судьба человека» анализ произведения сразу же выявляет главную тему
, тему войны, и не только войны, а человека, участвовавшему в ней. Эта трагедия целой страны раскрывает самые глубины человеческой души, она ясно дает понять, что представляет собой человек на самом деле.
До войны, Андрей Соколов был обычным человеком, у него был дом, семья, работа. Как и все обычные люди, Соколов жил и трудился, может быть, о чем-нибудь мечтал. Во всяком случае, война в его планы никак не входила. Андрей выучился на шофера, работал на грузовике, дети хорошо учились в школе, жена занималась хозяйством. Все шло, как обычно, и вдруг грянула война. Уже на третий день Соколов отправился на фронт. Как истинный патриот своей Родины, Соколов становится ее защитником.
Шолохов был одним из писателей, который был уверен в силе духа русского человека, способного и кровавом побоище сохранить настоящие человеческие качества. В его рассказе основной мыслью озвучена судьба Андрея Соколова, сумевшего остаться человеком, и его судьба созвучна с миллионами других советских людей, прошедших через мясорубку войны, плен, концлагеря, но сумели вернуться к нормальной жизни, не потеряв в себе самого главного – человечности.
В этом произведении выражена проблематика
нравственности и духовности. Война каждого поставила перед выбором, и каждый сам решает эти проблемы. Такие, как Андрей Соколов, не согнулись перед врагом, сумели устоять, выдержать, и только еще больше укрепить свою веру в могущество Родины и русского народа. Но были и такие, которые ради сохранения своей мелкой, никчемной жизни, готовы были предать и товарища, и Родину.
Человек остается человеком в любой ситуации, какой бы страшной она не была. В худшем случае, человек выберет смерть, но человеческое достоинство не позволит совершить предательство. А если человек выбирает себе жизнь ценою жизни своих товарищей, он уже не может называться человеком. Так поступил и Соколов: услышав о готовящемся предательстве, он просто придушил этого подленького гаденыша.
Трагически сложилась судьба Андрея Соколова, и на войне ему приходилось несладко, а после войны стало еще хуже. Его семью разбомбили немцы, старший сын погиб в День Победы, и остался он совсем один, без семьи, и без дома. Но и тут выстоял Соколов, подобрал беспризорного мальчишку, и назвался его отцом, дав надежду на будущее как ему, так и себе.
Сделав анализ рассказа, можно сделать вывод, что человечность непобедима, так же как и благородство, смелость и отвага. Каждый, кто прочитает «Судьбу человека», должен понять, чему учит этот героический рассказ. Этот рассказ о мужестве и героизме целого народа, победившего вероломного врага, и сохранившего веру в будущее страны.
Годы войны сломали множество судеб, отобрали прошлое, и лишили будущего. Герой рассказа прошел все тяготы военного времени, и остался один, потеряв дом и семью, он теряет и смысл жизни. Без дома и семьи остался и маленький мальчуган, такой же неприкаянный, как и Соколов. Два человека нашли друг друга, и снова нашли смысл жизни, и возродили веру в будущее. Теперь им есть, для кого жить, и они счастливы, что судьба свела их вместе. Такой человек, как Соколов, сумеет воспитать достойного гражданина страны.
«Военный коммунизм»
«Военный коммунизм» — внутренняя политика советского государства в период гражданской войны и иностранной интервенции (лето 1918 — начало 1921).
Предпосылки: широкая национализация промышленности и создание мощного централизованного государственного аппарата; введение продовольственной диктатуры; коммунистическая доктрина; введение директивно‑чрезвычайных методов государственного регулирования политического и социально‑экономического процессов в условиях военного разорения.
Сущность политики «военного коммунизма»:
— Ускоренная национализация крупных и средних предприятий (Декрет 28 июня 1918), впоследствии — ликвидация частной собственности в промышленности;
— формирование жесткой отраслевой системы управления;
— установление государственной монополии внешней торговли (весна 1918);
— продразверстка (11 января 1919 г. продразверстка была введена на хлеб, к 1920 г. она распространилась на картофель, овощи и др.). Продразверстка реализовывалась насильственными методами с помощью продотрядов;
— уничтожение товарно‑денежных отношений. Это порождало иллюзию социального равенства. Несостоятельность этой политики проявилась в образовании «черного рынка» и расцвете спекуляции;
— в социальной сфере политика «военного коммунизма» опиралась на принцип «Кто не работает, тот не ест»: в 1918 г. была введена трудовая повинность для представителей бывших эксплуататорских классов, а в 1920 г. — всеобщая трудовая повинность. Принудительная мобилизация трудовых ресурсов осуществлялась с помощью трудовых армий, направляемых на восстановление транспорта, строительные работы и др.;
— в политической сфере установилась безраздельная диктатура РКП(б). Партия большевиков перестала быть чисто политической организацией, ее аппарат постепенно срастался с государственными структурами. Она определяла политическую, идеологическую, экономическую и культурную ситуацию в стране, даже личную жизнь граждан. Деятельность других политических партий (кадетов, меньшевиков, эсеров — сначала правых, а потом и левых) была запрещена. Деятельность Советов приобретала формальный характер. Независимость потеряли профсоюзы, поставленные под партийный и государственный контроль. Запрещалось стачечное движение под предлогом, что пролетариат не должен выступать против своего государства. Не соблюдалась провозглашенная свобода слова и печати. Почти все небольшевистские печатные органы были закрыты.
В феврале 1918 г. была восстановлена смертная казнь. Противников большевистского режима, организовавших вооруженные выступления, заключали в тюрьмы и концлагеря. Покушения на В. И. Ленина и убийство М. С. Урицкого, председателя Петроградской ЧК, привели к принятию декрета о «красном терроре». Развернулся произвол ВЧК и местных властей, что провоцировало антисоветские выступления.
Последствия политики «военного коммунизма»
1) Тяжелый экономический и социальный кризис в стране.
2) Массовые крестьянские восстания.
3) Угроза основам советской власти.
4) Однако централизация управления страной позволила большевикам мобилизовать все ресурсы и удержать власть в ходе гражданской войны.
Анализ содержания
В произведении автор нам показывает на сцене дачи в Румянцева двух главных героев – поэта Маяковского и Солнце, которое спустилось к нему поговорить за душу по приглашению советского гражданина с паспортом в кармане штанов.
В июльскую жару поэт задумался, почему ему так тяжко творить вирши, а солнце егозит туда-сюда и не знает хлопот. Герой посмотрел на небо с укором и крикнул солнцу: Слазь. Светило устыдилось такого праведного гнева, плюс прозвища «дармоед» и направилось прямо на румянцевскую дачу.
Недолго задержавшись в поле и саду, солнце заходит в дом и не против отведать с дерзким поэтом чая, хорошо бы, с вареньем, ибо с ним на небе туго)).
Между Героем и Солнцем тянется застольная беседа, в которой привычную русскому люду чарку заменяет чаепитие. Они по очереди жалуются друг другу на свое бытие – поэта достают фининспекторы, а Солнцу тоже непросто каждый день светить в оба и без обеденного перерыва. В итоге беседа переходит на «ты» и со стороны смотрится, как посиделка старых добрый друзей.
В финале безалкогольного застолья Солнце предлагает распределить роли в этом мире:
На том и порешили, солнце будет подсвечивать поэту сверху, когда он творит свои вирши, поднимая ими на борьбу с империями зла советский народ.
Алешкино сердце
Богатеям засуха и неурожай нипочем. А вот семье вдовы Поповой худо. Анисимовна распродала все – и саму хату – за еду для детей. Их у нее трое: старшая Полька, 14-летний Алешка да маленькая Нюратка. Раз Алешка у собак отнял мертвого жеребенка. Нюратка объелась – и умерла. Нельзя после голода много есть. Польку соседка Макарчиха убила. Та у ней без спросу щи выхлебала. Сам Алешка у Макарчихи молоко украл. Раз пошел красть зерно в Заготовительной конторе. Поймал его политком Синицын. Бить не стал – накормил.
Был Алешка работником у богатея Алексеева. «Сердце у Алешки простецкое», доброе. Хоть и бьют – все равно работает на совесть. Пришла в хутор белая банда. Алексеев с ней в сговоре. Рассказал все Алешка Синицыну. Били банду. И попал Алешка в больницу: на гранату лег, чтоб ребенок не пострадал. А Синицын гранату отнял и выбросил. Осколок от взрыва рядом с сердцем Алешки прошел. Выжил паренек. Синицын записал его в члены РКСМ (союз коммунистической молодежи). Это сердце «еще постучит» на пользу крестьянам и рабочим.
Образец 2
Маяковский Владимир Владимирович – поэт-футурист, в своих стихах воспевающий революцию. Почти во всех его стихах чувствуется дух патриота, любителя своей Родины. Одно из стихотворений, написанных после революции – «Необычайное приключение», оно очень оптимистично, в отличие от прошлых работ, в нём чувствуется готовность поэта к светлому новому будущему.
Это произведение целиком построено на метафоричных образах. Поэт – человек, который усердно трудится не покладая рук, он освящает людям путь, а солнце, по его мнению, ленивое существо, которому ничего не стоит светить, а больше оно ничего не делает. Поэт зовёт к себе солнце поговорить, и оно приходит. Однако, светило, вместо того, чтобы принять слова творца, говорит ему обратное – мол, оно светит, и это огромная работа
В итоге оба сходятся на мнении, что и солнце, и поэт похожи – оба освящает людям дорогу, но выполняют это по-разному, что очень важно, ведь каждый должен работать тем, кем ему хочется, к чему лежит душа, иначе всё будет валиться из рук и не получаться. Это и есть главная тема стихотворения. Огромную роль здесь играют последние строки, автор подытоживает диалог с солнцем и говорит, что это их долг – всегда и везде светить
Огромную роль здесь играют последние строки, автор подытоживает диалог с солнцем и говорит, что это их долг – всегда и везде светить.
Помимо этого, Маяковский в стихотворении обращается к самому солнцу, то есть не боится его, а делает он это, вдохновившись надвигающимся, казалось, коммунизмом. Если все равны и нет какого-то главного, центрального существа, то и солнце, конечно же, становится поэту товарищем. Он сравнивает себя со светилом, ведь солнце – это огромнейшая звезда, которая очень-очень ярко освещает всё, а Маяковский был высоким и большим, о чём сам неоднократно упоминал.
В стихотворении используется много разговорных слов, так, что читатель забывает о том, с кем на самом деле говорит солнце. Маяковский в своих произведениях любит использовать восклицательные знаки, и «Необычайное приключение» без них тоже не обошлось. Они находятся в местах особого напряжения действия, а также после реплик-призывов.
Владимир Владимирович, умело используя метафору и «крепкие» слова, смог показать и доказать читателю, что каждый должен не только трудиться, но и делать это для всеобщего блага. Но главное – всегда выполнять ту работу, которая нравится тебе самому, к которой лежит душа, и только тогда ты сможешь светить «до дней последних». Эта тема стихотворения актуальна и в наши дни.
Главные герои как антиподы войны
В тот же момент узнал многое повидавший атаман сына, страданием и болью наполнилась его душа: «Николушка!.. Кровинушка моя!..». Развернувшаяся кровавая борьба разбросала по разные стороны родных людей, сделав их непримиримыми врагами. Не сумел отец простить себе убийство сына — стиснул зубами «сталь маузера» и выстрелил. Так трагически закончил рассказ «Родинка» Шолохов.
Анализ описания и поведения героев показывает, насколько противна была война их натуре, особенно Николке. С пятнадцати лет ему пришлось воевать, и в восемнадцать он выглядел уже уставшим от жизни человеком: с сеткой морщин у глаз, сутулой спиной. Его мечте получить образование так и не суждено было сбыться. Единственным светлым моментом остались для Николки воспоминания о спокойной мирной жизни, когда была жива еще мать, и отец не числился в пропавших. Эти ностальгические картины дают понять, насколько противна ему была сама по себе мысль о необходимости снова идти в бой. Так в самом начале рассказа «Родинка» Шолохов (краткое содержание мыслей героя выглядит красноречивее всего) дает понять читателю, что война — это что-то противоестественное, чуждое натуре человека. Мечтает вернуться к мирной жизни и как прежде пахать землю и старый атаман, все пытавшийся заглушить не отпускавшую его тоску хмелем.
Характеристики героев «Донских рассказов»
Герои сборника «Донских рассказов» Шолохова, краткое содержание которого будет интересно и школьникам, и взрослым, — чаще всего люди, которые действительно существовали. Эти реальные персонажи, о которых писал Михаил Александрович, жили в хуторе Каргине недалеко от станицы Вешенской Ростовской области. Но, несомненно, автор использует и художественный вымысел, и средства выразительности, чтобы создать более полное ощущение у читателя от той истории, которую он рассказывает.
Шолоховским героям приходится пройти испытания смертью, кровью и голодом, поэтому чаще всего это сильные личности. В рассказах Шолохова всех казаков можно разделить на два типа. Первый — это старшее поколение, которое полностью погружено в традиции. Они думают о семейном благополучии. Таких казаков в рассказах Шолохова большинство. Второй, показанный Михаил Шолоховым в «Донских рассказах», краткое содержание которых есть в этой статье, представлен молодыми и активными казаками. Они стараются разрушить тот уклад, который складывался годами.
Структура сборника
Сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание будет представлено далее) состоит из девятнадцати произведений. Начинается этот сборник рассказом «Родинка», который является эпиграфом ко всему произведению. Вторым по счёту автор поместил свое произведение «Пастух», где показывает, как может быть беспомощен человек. Мир коров, пораженный чумой. Пастух и те, кто приезжает, чтобы помочь, остановить эпидемию не в силах.
Третий рассказ – «Продкомиссар», который обычно читатели чаще всего выбирают для прочтения. Последующие произведения обычно известны читателям: «Шибалково семя», «Алешкино сердце», «Бахчевник», «Путь – дороженька», «Нахаленок» и другие. В рассказе «Коловерть» автор показывает, как сложно и трудно складывается судьба крестьянская.
В сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание по главам и частям будет представлено далее), вошли и такие произведения: «Семейный человек», «Председатель Реввоенсовета республики», «Кривая стежка», «Обида», «Смертный враг», «Жеребенок», «Галоши», «Червоточина» и «Лазоревая степь». Последним в этом шолоховском цикле стал рассказ «Батраки». В нем рассказывается о судьбе Федора, который сначала был в батраках, а затем решил уйти от хозяина.
Популярные сегодня пересказы
- Мафин и паук — краткое содержание сказки Энн Хогарт Осматривая огород, ослик Мафин столкнулся с пауком ужасающих размеров. Страшное чудовище вызвало желание бежать, но увидев бездонные, наполненные слезами глаза, ослик справился с эмоциями и заставил себя заговорить с пауком.
- Сказка бочки — краткое содержание произведения Свифта Автор считает, что для того, чтобы стать хорошим оратором, необходимо возвыситься над толпой. Речи произносить лучше всего с лестницы, кафедры или сцены уличного театра. Далее писатель
- Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин подарил читателям замечательные сатирические произведения с глубоким смыслом. В Тверской губернии 15 января 1826 года появился на свет будущий литературный и общественный деятель
- Коловерть — краткое содержание рассказа Шолохова История гражданской войны начала предыдущего века. Автор описывает события тотального раскола в стране, ужасы бытовых событий и ситуацию идеологических противоречий, которая порой доходила до абсурда
Структура сборника
Сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание будет представлено далее) состоит из девятнадцати произведений. Начинается этот сборник рассказом «Родинка», который является эпиграфом ко всему произведению. Вторым по счёту автор поместил свое произведение «Пастух», где показывает, как может быть беспомощен человек. Мир коров, пораженный чумой. Пастух и те, кто приезжает, чтобы помочь, остановить эпидемию не в силах.
Третий рассказ — «Продкомиссар», который обычно читатели чаще всего выбирают для прочтения. Последующие произведения обычно известны читателям: «Шибалково семя», «Алешкино сердце», «Бахчевник», «Путь — дороженька», «Нахаленок» и другие. В рассказе «Коловерть» автор показывает, как сложно и трудно складывается судьба крестьянская.
В сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание по главам и частям будет представлено далее), вошли и такие произведения: «Семейный человек», «Председатель Реввоенсовета республики», «Кривая стежка», «Обида», «Смертный враг», «Жеребенок», «Галоши», «Червоточина» и «Лазоревая степь». Последним в этом шолоховском цикле стал рассказ «Батраки». В нем рассказывается о судьбе Федора, который сначала был в батраках, а затем решил уйти от хозяина.
Художественные детали в произведении
Необычной разговорной речью и выразительностью привлекает произведение «Родинка».Шолохов — проблематика рассказа связана с этим напрямую — усиливает ощущение трагизма благодаря обращению к ярким фольклорным образам. Так дважды при описании атамана упоминается волк. Сначала это яркое, образное сравнение старого казака с «набедившимся» вожаком стаи, стремительно идущим вперед. Разговорное слово помогает лучше понять эмоциональное состояние героя. Затем, накануне смертельного боя, волк на глазах у людей выскакивает из лога, прислушивается и не спеша уходит назад. По традиции волк символизировал у народа голодного, обозленного, обычно одинокого зверя, вызывающего скорее жалость, чем страх. Именно таким кажется в рассказе старый атаман.
Еще одного хищника вводит в рассказ «Родинка» Шолохов. Анализ последней сцены со стервятником, который вечером того же дня, когда произошло убийство, слетает с головы атамана и растворяется в небе, наводит на мысль об уставшей, истерзанной душе казака, покидающей тело и возносящейся ввысь.
Минька-«Нахалёнок»
Восьмилетний Минька встречает своего отца, бывшего пастуха, с фронта. Сначала он не совсем признаёт его, пугаясь нежностей большого усатого дядьки, но быстро оттаивает. После этого он всегда при отце, жадно слушает его рассказы обо всём на свете.
Соседские мальчишки к пареньку относились плохо. Они были из полных семей, поэтому дразнили Миньку, указывая на то, что мать его замужем никогда не была. Отца ему заменял дед, который любил внука, но никогда не давал спуска за шалости.
На одном из собраний отца выбирают председателем колхоза. Находится предостаточно людей, которым не нравится, что к управлению пришёл «красный». В селе появляется подотряд, требующий отдать излишки пшеницы. Мальчик помогает продкомиссару, показав, где у богатого попа находится тайник с зерном. После этого на него ополчается бо́льшая часть поселения.
Тем временем отец Миньки снова отправляется воевать с бандами. Постоянно слышатся выстрелы и даже кратко звучат залпы. Его убивают там, как и многих других защитников, что позволяет бандитам спокойно занять поселение. Дед сажает мальчика на коня, привязывает его к седлу верёвкой, а потом отправляет просить помощи у красногвардейцев
Хоть ребёнку очень страшно, и он ломает себе ногу, но исполняет важное поручение.
Главные герои как антиподы войны
В тот же момент узнал многое повидавший атаман сына, страданием и болью наполнилась его душа: «Николушка!.. Кровинушка моя!..». Развернувшаяся кровавая борьба разбросала по разные стороны родных людей, сделав их непримиримыми врагами. Не сумел отец простить себе убийство сына – стиснул зубами «сталь маузера» и выстрелил. Так трагически закончил рассказ «Родинка» Шолохов.
Анализ описания и поведения героев показывает, насколько противна была война их натуре, особенно Николке. С пятнадцати лет ему пришлось воевать, и в восемнадцать он выглядел уже уставшим от жизни человеком: с сеткой морщин у глаз, сутулой спиной. Его мечте получить образование так и не суждено было сбыться. Единственным светлым моментом остались для Николки воспоминания о спокойной мирной жизни, когда была жива еще мать, и отец не числился в пропавших. Эти ностальгические картины дают понять, насколько противна ему была сама по себе мысль о необходимости снова идти в бой. Так в самом начале рассказа «Родинка» Шолохов (краткое содержание мыслей героя выглядит красноречивее всего) дает понять читателю, что война – это что-то противоестественное, чуждое натуре человека. Мечтает вернуться к мирной жизни и как прежде пахать землю и старый атаман, все пытавшийся заглушить не отпускавшую его тоску хмелем.
Нахаленок
У 7-летнего Мишки Коршунова, рыжего голубоглазого непоседы, отец, матрос и коммунист, с войны вернулся. До войны Фома был пастухом. Мишку мать родила до брака, оттого и прозвали его в станице нахаленком. Богатеи власть красных не любят. И их дети дразнят Мишку. Витька, сын попа, грозит, что гореть им с отцом в аду. Прошка, сын лавочника, бьет «коммуненка». В революцию Фома отбирал у его отца товары. Но не помнит Прошка, как его отец скот пустил по хлебу Коршуновых.
Фому выбрали председателем. Он рассказывает сыну о войне бедных против богатых. О том, как поднял народ Ленин. И о встречах с Лениным в Кремле, на посту. Мишка выпросил фото Ленина. Если раньше Мишке снился дед с хворостиной, то теперь – Ленин. С призывом в войско идти.
Побывал в станице Продотряд. Отобрали у людей хлеб в общественный амбар. Мишка невзначай выдал красноармейцам, где у попа подвал. Там нашли зерно. А потом ушел за военным оркестром. На войну за правое дело. Но солдаты послали домой – помочи (лямки) к штанам пришивать. А сами ушли.
А потом пришла белая банда. И отца убили. Среди ночи усадил дед внука на Савраску и сказал догнать солдат с оркестром. И позвать их на подмогу. В темноте Савраску подстрелили. Прижатый конем, Мишка все передал солдатам. И, теряя сознанье, увидел родных. Среди них – товарища Ленина.
Итоги и последствия Гражданской войны в России кратко
Основные итоги и результаты Гражданской войны в России
- Значительные территориальные потери. По итогам Гражданской войны в России только-только образовавшийся Советский Союз потерял обширные земли на северо-западе, на которых образовались независимые Польша, Латвия, Эстония и Литва. Впрочем, эти территориальные потери были обусловлены скорее неудачным участием в Первой Мировой войне – оно и не могло быть для СССР удачным, так как всё это время страну раздирала на части Гражданская война. Также Финляндия обрела независимость, а часть земли на юге отошла Турции и Румынии. Всё это стало последствием Брестского мира, который власти СССР были вынуждены подписать 3 марта 1918 года.
- Огромное количество жертв. Точные цифры расходятся в зависимости от источника, но большинство исследователей называет цифры от 10 до 17 млн погибших. Кроме того, ещё около 2 млн человек эмигрировало из страны.
- Сформировалась и окончательно укрепилась советская власть. По всем заветам Ленина была установлена диктатура пролетариата, политическая партия в стране осталась только одна, коммунистическая, а СССР стал первым в мире социалистическим государством.
- Экономические проблемы. Другими итогами Гражданской войны в России 1917 – 1922 стало разрушение множества предприятий, сельскохозяйственная сфера была разорена, и вскоре в страну пришёл голод. Уровень промышленного производства по сравнению с 1915 годом сократился в 5 раз, и в 1922 году в СССР производилось столько же металла, сколько в начале XVIII века при Петре I.
- Прекращение политики военного коммунизма. Красный террор закончился вместе с Гражданской войной, так как Белое движение было побеждено.