Живопись о богатырях
Ну, коли у нас была тема о богатырях русских Былинные русские богатыри и Кто есть кто в былинном мире, то давайте пройдёмся и по полотнам, посвященным им.
В. М. Васнецов. «Богатыри» (слева направо: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович) (1881-1898, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
В. М. Васнецов. «Витязь на распутье» (1882, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
Святогор — Картина, 1993 — Виктор Слободчиков
Добрыня Никитич. Станислав Москвитин.
А. П. Рябушкин.Микула Селянинович 1895,Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», бумага, акварель, гр. карандашА. П. Рябушкин. Святогор. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годБумага, гр. карандашА. П. Рябушкин. Чурила Пленкович — Богатырь заезжий. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годА. П. Рябушкин. Илья Муромец. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, акварель, гр. карандашИлья Муромец. А. П. Рябушкин. Эскиз к серии рисунков «Русские былинные богатыри»бумага, акварельА. П. Рябушкин. Добрыня Никитич. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, акварель, гр. карандашА. П. Рябушкин. Алеша Попович. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, акварель, гр. карандашА. П. Рябушкин. Вольга Всеславьевич. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 год, бумага, акварель, гр. карандашА. П. Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 год, бумага, граф. карандашБогатырь 1893, бумага, акварель, гр. карандаш, белила. Пермская государственная художественная галереяА. П. Рябушкин. Василий Буслаев. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри», 1895 годбумага, акварель, гр. карандашМихаил Врубель. Богатырь. 1898.Павел Рыженко. Победа ПересветаПавел Рыженко. Молитва ПересветаПавел Рыженко. Герой Куликовской битвы. Павел Рыженко. Куликовская битваПавел Рыженко. Андрей ОслябяПавел Рыженко. Битва на КалкеПавел Рыженко. Битва на Калке(дипломная работа)Павел Рыженко.Триптих «Солнце земли Русской». Невская битва.Владимир Киреев. Князь Святослав.Владимир Киреев. Князь Святослав.
Текст сказки Богатыри на Соколе-корабле
По морю, морю синему, По синему, но Хвалунскому Ходил?гулял Сокол?корабль Немного– немало двенадцать лет. На якорях Сокол?корабль не стаивал, Ко крутым берегам не приваливал, Желтых песков не хватывал. Хорошо Сокол?корабль изукрашен был: Нос, корма – по?звериному, А бока зведены по?змеиному,
Еще вместо очей было вставлено Два камня, два яхонта, Да еще было на Соколе на корабле: Еще вместо бровей было повешено Два соболя, два борзые; Да еще было на Соколе на корабле: Еще вместо очей было повешено Две куницы мамурские; Да еще было на Соколе на корабле: Еще три церкви соборные, Да еще было на Соколе на корабле:
Еще три монастыря, три почестные; Да еще было на Соколе на корабле: Три торговища немецкие; Да еще было на Соколе на корабле: Еще три кабака государевы; Да еще было на Соколе на корабле: Три люди незнаемые, Незнаемые, незнакомые, Промежду собою языка не ведали. Хозяин?от был Илья Муромец, Илья Муромец сын Иванов, Его верный слуга – Добрынюшка, Добрынюшка Никитин сын, Пятьсот гребцов, удалых молодцов. Как издалече?далече, из чиста поля Зазрил, засмотрел турецкой пан, Турецкой пан, большой Салтан, Большой Салтан Салтанович. Он сам говорит таково слово: «Ай вы гой еси, ребята, добры молодцы, Добры молодцы, донские казаки! Что у вас на синем море деется? Что чернеется, что белеется? Чернеется Сокол?корабль, Белеются тонки парусы. Вы бежите?ко, ребята, ко синю морю, Вы садитесь, ребята, во легки струги, Нагребайте поскорее на Сокол?корабль, Илью Муромца в полон бери; Добрынюшку под меч клони!» Таки слова заслышал Илья Муромец, Тако слово Добрыне выговаривал: «Ты, Добрынюшка Никитин сын, Скоро?борзо походи на Сокол?корабль, Скоро?борзо выноси мой тугой лук, Мой тугой лук в двенадцать пуд, Калену стрелу в косы сажень!» Илья Муромец по кораблю похаживает, Свой тугой лук натягивает, Калену стрелу накладывает, Ко стрелочке приговаривает: «Полети, моя каленая стрела, Выше лесу, выше лесу по поднебесью, Не пади, моя каленая стрела, Ни на воду, ни на землю, А пади, моя каленая стрела, В турецкой град, в зелен сад, В зеленой сад, во бел шатер, Во бел шатер, за золот стол, За золот стол, на ременчат стул, Самому Салтану в белу грудь; Распори ему турецкую грудь, Расшиби ему ретиво сердце!» Ах тут Салтан покаялся: «Не подай, Боже, водиться с Ильей Муромцем, Ни детям нашим, ни внучатам, Ни внучатам, ни правнучатам, Ни правнучатам, ни пращурятам!»
В городе Муроме, в селе Карачарове, живёт Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его родители уходят и он остаётся один, под окнами останавливаются двое калик перехожих и просят Илью отворить им ворота и пустить в дом. Тот отвечает, что не может встать, но они повторяют свою просьбу. Тогда Илья поднимается, впускает калик, а те наливают ему чарку медового питья. Сердце Ильи разогревается, и он чует в себе силу. Илья благодарит калик, а те говорят ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим богатырём и ему не грозит смерть в бою: он будет биться со многими могучими богатырями и побеждать их. Но со Святогором калики не советуют Илье сражаться, потому что Святогора сама земля через силу носит — так он дороден и могуч. Не должен Илья биться и с Самсоном-богатырём, потому что у того на голове семь волосов ангельских. Калики также предостерегают Илью, чтобы тот не вступал в единоборство с родом Микуловым, ибо этот род любит мать-сыра земля, и с Вольгой Сеславичем, потому что Вольга побеждает не силой, но хитростью. Калики учат Илью, как добыть богатырского коня: надо купить первого попавшегося жеребчика, держать его три месяца в срубе и кормить отборным пшеном, потом три ночи подряд выгуливать по росе, а когда жеребчик станет перепрыгивать через высокий тын, на нем можно ездить.
Калики уходят, а Илья отправляется в лес, на поляну, которую надо очистить от пней и коряг, и справляется с этим в одиночку. Наутро его родители идут в лес и обнаруживают, что кто-то сделал за них всю работу. Дома они видят, что их немощный сын, который тридцать лет не мог подняться с места, ходит по избе. Илья рассказывает им о том, как выздоровел. Илья отправляется в поле, видит хилого бурого жеребчика, покупает его и ухаживает за ним так, как его научили. Через три месяца Илья садится на коня, берет у родителей благословение и выезжает в чистое поле.
Самые интересные факты о Святогоре
- Святогор — персонаж древнерусских былин, образ которого считается одним из самых мощных среди богатырей.
- В некоторых былинах рассказывается, что Святогор был настолько велик, что мог путешествовать, шагая по морскому дну.
- Был не только богатырем, но и мудрецом, обладавшим глубоким пониманием мира.
- Святогор учил других богатырей искусству войны и мудрости.
- Персонаж имеет несколько интерпретаций в русской живописи, где его изображают как мощного гиганта.
- Помимо боевой мощи, обладал даром утешения и помощи людям в беде.
- В детских мультфильмах и книгах Святогор предстает как добрый и мудрый великан.
- Обладал уникальной способностью видеть будущее, что помогало ему в битвах.
- По некоторым версиям, Святогор был не просто богатырём, но и царём, правившим определёнными землями.
- Во многих историях Святогор появляется как наставник молодых богатырей, передавая им свои знания и умения.
- В некоторых историях рассказывается, что Святогор спал глубоким сном внутри горы, и те, кто мог его разбудить, получали особые дары или благословения.
- Существует множество народных преданий, в которых Святогор спасает деревни от нападения драконов или других чудовищ.
- В былинах рассказывается, что Святогор не мог пройти через Киевские ворота из-за своих огромных размеров.
- Считается, что доспехи Святогора были такой тяжести, что ни один другой богатырь не мог их поднять.
- Во многих культурных исследованиях Святогор рассматривается как персонаж, объединяющий в себе как языческие, так и христианские элементы.
- Несмотря на свою мощь и силу, в некоторых историях Святогор проявляет глубокую человечность, доброту и сострадание, делая его одним из самых многогранных персонажей русской мифологии.
Илья Муромец и Сокольник
Недалеко от города на заставе пятнадцать лет живут тридцать богатырей под началом Ильи Муромца. Богатырь поднимается на заре, берет подзорную трубу, смотрит во все стороны и видит, как с западной стороны приближается неизвестный богатырь, подъезжает к белому шатру, пишет грамоту и передаёт Илье Муромцу. А в той грамоте неизвестный богатырь написал, что он едет в стольный город Киев — церкви и государевы кабаки огнём пожечь, иконы в воде утопить, печатные книги в грязи истоптать, князя в котле сварить, а княгиню с собой забрать. Илья Муромец будит свою дружину и рассказывает про неизвестного удальца и про его послание. Вместе со своими богатырями он думает, кого послать вдогонку за чужаком. Наконец он решает послать Добрыню Никитича.
Добрыня догоняет неизвестного в чистом поле и пытается вступить с ним в разговор. Сначала чужак не обращает на слова Добрыни никакого внимания, а потом поворачивается, одним ударом снимает Добрыню с коня и велит ему ехать назад к Илье Муромцу и спросить у него, почему он, Илья, сам не поехал за ним.
Пристыженный Добрыня возвращается и рассказывает, что с ним произошло. Тогда сам Илья садится на коня, чтобы догнать чужака и расквитаться с ним. Своим дружинникам он говорит, что не успеют они щи сварить, как он вернётся с головой дерзкого удальца.
Илья догоняет неизвестного богатыря, и они вступают в поединок. Когда ломаются их сабли, они берутся за палицы, пока те не распаиваются, потом хватаются за копья, а когда ломаются и копья, вступают в рукопашный бой. Так они дерутся целые сутки, но ни один не может ранить другого. Наконец у Ильи подламывается нога, и он падает. Сокольник собирается заколоть богатыря, но Илье удаётся сбросить с себя врага Он придавливает Сокольника к земле и, прежде чем заколоть его кинжалом, спрашивает, кто он такой, какого роду и племени. Тот отвечает Илье, что его мать — Златогорка, удалая богатырка одноокая. Так Илья узнает, что Сокольник — его родной сын.
Илья просит сына, чтобы тот привёз свою мать в Киев, и обещает, что отныне он будет первым богатырём в его дружине. Однако, Сокольника берет досада, что мать скрыла от него, чей он сын. Он приезжает домой и требует у неё ответа. Старушка во всем признается сыну, а тот, разгневавшись, убивает ее. После этого Сокольник сразу же едет на заставу, чтобы убить и Илью Муромца. Он входит в шатёр, где спит его отец, берет копье и ударяет его в грудь, но копье попадает в золотой нательный крест. Илья просыпается, убивает сына, отрывает ему руки и ноги и разбрасывает по полю на добычу диким зверям и птицам.
Былина: ПОГРЕБЕНИЕ СВЯТОГОРА
Ехали они тут, Святогор и Илья, куда ли, бог знат. Едут, едут, глядят — на гроб наехали. Стоит гроб большой, никому не впору. Пустой стоит. Святогор говорит Илье:
— Ну, попробуй, ложись, не на тебя ли рублен?
Илья послушался, лег — ровно малой ребенок в гробу. Не по нем гроб-то строен. А Святогор лег — в самой раз ему.
Ну, попробовал, вставать хочет. А не выйти ему из гроба-то: крышка нахлошгулась. Говорит он Илье:
— Руби, говорит, брат, со всей силы.
Илья палицу свою поднял, стал по гробу бить: Раз ударит — железной обруч наскочит. Другой раз ударит — другой обруч наскочит. Святогор говорит:
— Нет, видать — не выйти мне отсюдова. И зачем лез!
Так там и помер. Святогор-то. А Илья дальше поехал.
Хотите почувствовать себя настоящим богатырём, проводить свободное время весело и на свежем воздухе? Конные прогулки и верховая езда в Харькове — это именно то, что вам необходимо. Конные прогулки для детей и взрослых по самым привлекательным расценкам.
Илья Муромец и Калин-царь
Стольный князь Владимир гневается на Илью Муромца и сажает его на три года в глубокий погреб. Но дочь князя не одобряет решение отца: тайком от Него она делает поддельные ключи и через своих доверенных людей передаёт богатырю в холодный погреб сытную еду и тёплые вещи.
В это время на Киев собирается идти войной Калин-царь и грозит разорить город, сжечь церкви и вырезать все население вместе с князем Владимиром и Апраксой-королевичной. Калин-царь отправляет в Киев своего посланника с грамотой, в которой сказано, что князь Владимир должен очистить все улицы стрелецкие, все дворы и переулки княжеские и всюду наставить полных бочонков хмельных напитков, чтобы было чем разгуляться татарскому войску. Князь Владимир пишет ему в ответ повинную грамоту, в которой просит у Калина-царя три года, чтобы очистить улицы и припасти хмельных напитков.
Проходит указанный срок, и Калин-царь с огромным войском осаждает Киев. Князь отчаивается, что нет в живых Илья Муромца и некому защитить город от неприятеля. Но княжеская дочь говорит отцу, что богатырь Илья Муромец жив. Обрадованный князь выпускает богатыря из погреба, рассказывает ему про беду и просит постоять за веру и отечество.
Реклама:
Илья Муромец седлает коня, надевает доспехи, берет лучшее оружие и отправляется в чистое поле, где стоит неисчислимая татарская рать. Тогда Илья Муромец отправляется на поиски святорусских богатырей и находит их в белых шатрах. Двенадцать богатырей приглашают его вместе с ними отобедать. Илья Муромец рассказывает своему крестному батюшке, Самсону Самойловичу, что Калин-царь грозит захватить Киев, и просит у него помощи, но тот отвечает, что ни он, ни остальные богатыри не станут помогать князю Владимиру, который поит и кормит многих князей и бояр, а они, святорусские богатыри, никогда ничего доброго от него не видели.
Илья Муромец в одиночку нападает на татарское войско и начинает топтать врагов конём. Конь же говорит ему, что одному Илье с татарами не справиться, и рассказывает, что татары сделали в поле глубокие подкопы и этих подкопов три: из первого и второго конь сможет вывезти богатыря, а из третьего — только сам выберется, а Илью Муромца вывезти не сумеет. Богатырь сердится на коня, бьёт его плёткой и продолжает сражаться с врагами, но все случается так, как и говорил ему конь: из третьего подкопа он не может вывезти хозяина, и Илья попадает в плен.
Реклама:
Татары заковывают ему руки и ноги и отводят в палатку к Калину-царю. Тот приказывает расковать богатыря и предлагает ему служить у него, но богатырь отказывается. Илья выходит из палатки Калина-царя, а когда татары пытаются его задержать, богатырь хватает одного из них за ноги, и, размахивая им как дубиной, проходит сквозь все татарское войско. На свист богатыря к нему прибегает его верный конь. Илья выезжает на высокую гору и оттуда стреляет из лука в сторону белых шатров, чтобы калёная стрела сняла крышу с шатра и сделала царапину на груди его крестного батюшки, Самсона Самойловича Тот просыпается, догадывается, что стрела, которая сделала царапину ему на груди, — это весть от его крестника, Ильи, и приказывает богатырям седлать коней и ехать к стольному городу Киеву на помощь Илье Муромцу.
В чистом поле к ним присоединяется Илья, и они разгоняют все татарское войско. Калина-царя они берут в плен, привозят к князю Владимиру в Киев, и тот соглашается не казнить врага, а брать с него богатую дань.
Реклама:
вторник, 15 октября 2019 г.
Былина “Святогор-богатырь”
Жанр: богатырская былина
Главные герои сказки “Святогор-богатырь” и их характеристика
- Святогор. Сильно могучий и одинокий богатырь.
- Микула Селянинович. Пахарь. Простой и негордый.
- Кузнец. Кователь людских сердец и судеб.
- Девушка. Больная, красавица, умная и рассудительная.
План пересказа сказки “Святогор-богатырь”
- Святые гора
- Одиночество Святогора
- Мечты Святогора
- Странник
- Тяга земная
- Микула Селянинович
- Кузнец в Северных горах
- Судьба Святогора
- Больная девушка
- Выздоровление девушки
- Невеста Святогора
- Раскрытая тайна
Кратчайшее содержание сказки “Святогор-богатырь” для читательского дневника в 6 предложений
- Встретил в Святых горах Святогор странника с сумой.
- То был Микула Селянинович, а в суме лежала тяга земная.
- Не смог Святогор поднять тягу, и послал его Микула к кузнецу.
- Назвал кузнец Святогору его суженную, но девушка больной оказалась.
- Бросил Святогор золото и меч, убежал, а девушка выздоровела.
- Встретились Святогор и девушка, и поженились.
Главная мысль сказки “Святогор-богатырь”Не хвались своей силой, есть сильнее. Не бегай за судьбой, она сама тебя найдет.
Чему учит сказка “Святогор-богатырь” Былина учит не считать себя самым лучшим, сильным, умным. Учит скромности. Учит не быть привередливым. Учит тому, что от судьбы не уйдешь, и что на роду написано, то и случится.
Пословицы к сказке “Святогор-богатырь” Суженный и на печи найдет. Суженного на кобыле не объедешь. Чему быть, того не миновать. От своей судьбы не уйдешь. Коли хорош, так не хвастай, тебя и так заметят.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Святогор-богатырь” Высоки Святые горы и не растут там ни травы, ни деревья. Не водятся там звери и лишь богатырь Святогор на своем коне через пропасти перескакивает. Ростом Святогор выше деревьев, головой в облаках застревает. Едет день, второй третий, остановится, раскинет шатер, поспит, и снова в путь. Скучно Святогору, не с кем ему словом перемолвится, не с кем силой помериться. Скучно ему леса выдергивать и горы крошить, мечтает Святогор найти тягу земную, да притянуть землю к небу. И вот видит Святогор мужичок идет впереди, ни ходко, ни валко, а не догнать. Гнался за ним Святогор, гнался, да взмолился, подождать попросил. Остановился мужичок, подъехал к нему Святогор, спрашивает, что у мужичка в суме. А мужичок отвечает, что тяга земная, да предлагает Святогору поднять суму. Взялся Святогор за суму одной рукой, с места не сдвинул, взялся двумя, в землю упирается. По колено в землю ушел, чуть-чуть суму приподнял. Удивляется Святогор, спрашивает имя мужичка, а тот отвечает, что зовут его Микула Селянинович, и что пахарь он. Стал спрашивать у Микулы Святогор, не знает ли тот судьбы его, а пахарь посылает Святогора к Северным горам, к кузнецу тамошнему. Приехал к Северным горам Святогор, нашел кузницу. А там кузнец волоски сковывает, судьбы людские. Спросил Святогор про свою судьбу, а кузнец отправил его в ветхую избушку, на край гор. Нашел Святогор ту избушку, вошел, на стол мешок с золотом кинул, в подарок. Смотрит, лежит в избушке девушка молодая, но вся в чирьях и коростах. Жалко стало Святогору девушку, хотел убить ее, чтобы от мучений избавить. Но не смог ударить девушку мечом, выронил меч, да бегом прочь пустился. А девушка глаза открыла, видит, на полу меч лежит, на столе золото, а с нее вся короста отпала. Вышла она из избушки, посмотрелась в воду, видит, что красавица она, каких свет не видывал. Взяла золото, купила кораблей и стала торговать, свое счастье искать. Оказалась раз девушка в Святых гор и услышал о красавице Святогор. Пришел к ней свататься. Поженились они, а в первую же ночь девушка Святогору рассказала, как больная в струпьях лежала, а потом меч и золото нашла. Удивился Святогор, да ничего не сказал девушке. Так и стали они вместе жить-поживать, да добро наживать.
Невеста-чудовище для богатыря
Интригующее предание рассказывает о невесте Святогора. Когда богатырь был назначен правителем Царьграда, пророк рассказал ему о будущем. Согласно его словам, будущей супругой богатыря станет чудовище змеиного облика, что обитало в морской бездне. Как думаете, сильно обрадовался Святогор такому предсказанию?
Тем не менее, богатырь с тоской вздохнул и отправился искать свою кошмарную невесту. На одном из безлюдных островов увидел Святогор огромную змею. Ожидая нападения, ударил он чудовище мечом, а после бросил горсть золотых монет у разрубленного тела и ушёл восвояси.
Оказалось, что в облике змеи была заколдованная морская царевна Пленка, что вернула себе прежний прекрасный облик после гибели змеиной оболочки. На оставленные богатырём деньги она отстроила свой заброшенный остров, превратив его в процветающий край. Во время одного из походов купцы предложили царевне посетить Царьград.
Именно там Пленка и встретила своего избавителя, за которого и вышла замуж. Славяне считали, что каждый из многочисленных детей этой пары дал начало новому народу, живущему на земле.
Интересные факты о богатыре Святогоре
Семья Святогора
Святогор – герой русского былинного эпоса. Его цель была сторожить порядок на Руси и Мировой Дуб. Вообще, мировое дерево – это мифологический архетип, который объединяет все сферы мироздания. Корни связаны с преисподней, ствол – с земным миром, а ветви соотносятся с небом.
Мать богатыря – Сыра Земля. Отец – «тёмный», то есть слепой, что является признаком существа иного мира. Все помнят известное произведения Гоголя «Вий», но мало кто задумывался, что это за существо такое? Так вот, Вий – это также персонаж восточнославянской мифологии, его взгляд убивает.
Три эпизода из жизни богатыря
Известно три эпизода из жизни этого богатыря.
Первая история повествует о том, как Святогор почувствовал в себе мощь, силу и способность к небывалым подвигам. Он полагал, что если в земле и на небе было бы кольцо, то он смог бы перевернуть всё с ног на голову. Это услышал Микула Селянинович и бросил на землю суму со всей «тягостью земной». Богатырь не справился с такой ношей и погиб. Былина поучительная, думаем, правильные выводы вы сможете сделать сами.
Второй эпизод из жизни Святогора рассказывает о неверности его жены. Он держал её в хрустальном ларце. При встрече с Ильёй Муромцем она соблазняет его на любовь, а позже сажает в карман мужа. Позже конь богатыря говорит, что тяжело ему двух великанов везти. Обнаружив Илью, Святогор убивает свою неверную жену, но вступает в братство с богатырём. На дальнейшем пути встречают они гроб, который подошёл обманутому мужу. Напоследок успел он передать часть своей силы Илье Муромцу.
Ну и наконец, третий эпизод иллюстрирует фатальность многих встреч. Многие из нас не прочь сходить к гадалкам, так вот и Святогор отправился к вещему кузнецу, который предсказал ему женитьбу на невесте, живущей на гноище. Но, увидев её, богатырь только ударил её в грудь мечом и уехал. Та после отъезда будущего мужа расцвела, скинула шкурку, как Царевна-лягушка, и превратилась в красавицу. Конец этой истории очевиден. Как богатырь может позволить себе не жениться на распрекрасной девушке?
Эти три истории, написанные давным – давно, отлично характеризуют мужчин с психологической точки зрения. Прочитайте их ещё раз и всё поймёте сами. Многое ли изменилось с тех старорусских времён?
Связь эпизодов с эпосом других народов
Интересным фактом является наличие аналогичных сюжетов в эпосе других народов. Мотив о подымании сумы имеет параллели с северным сказанием о споре Тора с великаном. Кстати, фильм «Тор» имеет реальные мифологические корни.
Мотив о неверной жене встречается у многих народов: украинцев, кашубов, итальянцев и даже в Древнем Египте. Безусловно, в «Сказках 1001 ночь» он также имеет место быть. Видимо, ревность мужчин не имеет границ и исторически-временных рамок.
Женитьба Святогора напоминает один из эпизодов «Калевалы», в основе которого лежат карельские народные поэтические песни.
Предположения о прототипе
До сих пор неизвестен прототип Святогора. Жданов считает, что им является библейский Самсон. В свою очередь, Самсон – это ветхозаветный Судья – герой, который прославился подвигами в борьбе с филистимлянами. Веселовский же полагает, что есть много схожего между Святогором и былинным Самсоном – богатырём.
Происхождение имени «Святогор» связано с его местом жительства – Святыми горами.
Образ и предания
Из мифологии Святогор перекочевал в былины. Герой фигурирует в поздних народных преданиях как «бесполезный» богатырь, потому что не совершает блестящих подвигов, а сила его не приводит ни к чему хорошему. Исследователи считают, что Святогор олицетворял неуправляемую животную мощь, которая обречена на гибель.
Русский богатырь Святогор тянет суму переметную
Характеристика героя впечатляет: огромный великан передвигается на таком же большом коне – «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Голову венчает шлем, который задевает тучи. Непременным атрибутом образа стал орел, сидящий на правой руке. Когда могучий Святогор скачет по земле, реки выходят из берегов, а леса колышутся.
Персонаж появляется в былинах с тремя сюжетными линиями. В одном предании хвалится силой и уверяет, что легко перевернул бы Землю. Пошутить над силачом решил пахарь Микула Селянинович, выдав суму с «тягой земной», которую Святогор не сумел поднять – только ушел ногами глубоко в землю. Здесь и закончилась его жизнь. В другой сказке Микула, пожалев богатыря, рассказал секрет сумы.
Святогор и Микула Селянинович
Два варианта имеет и былина с Ильей Муромцем. Однажды Святогор встретился с русским богатырем, который начал бить великана палицей, но тому удары – что комариные укусы. Чтобы успокоить соперника, Святогор засунул Илью вместе с лошадью в карман. В пути герои наткнулись на каменный гроб, в который Святогор шутки ради решил лечь да так и не смог снять крышку. Умирая, выдохнул часть могучей силы Илье Муромцу.
Еще одно сказание гласит об измене жены Святогора с русским богатырем. Илья Муромец уснул сладким сном под дубом в чистом поле. Спустя три дня на это место прискакал на коне великан с ларцом из хрусталя, в котором прятал красивую супругу. Пока он отсыпался с дальней дороги, жена охмурила Илью и тайно поместила в карман мужа. Когда секрет раскрылся, Святогор убил неверную, зато подружился с Муромцем.
Святогор и его жена
Третий былинный рассказ повествует о женитьбе великана, с незначительными изменениями повторяя сюжет из мифологии. Микула Селянинович отправил Святогора к ясновидящему кузнецу, чтобы тот поведал детали дальнейшей судьбы. Коваль пророчил гостю в невесты чудище из приморского царства, которая после удара мечом превратилась в красавицу. Услыхав о девушке прелестной внешности, Святогор отправился свататься. После бракосочетания заметил на груди жены шрам и поверил, что судьбу просто так не обойдешь.