Назовите всех представителей «старого» и «нового» мира в поэме. Сколько их? Одинаковые ли приёмы использует поэт для их описания? Какие образы сложно отнести к какому-либо из названных миров?
Представители «старого» мира в поэме: буржуй на перекрестке (образ творческой интеллигенции), поп (символ церкви), барыня в каракуле (символ светского дворянского общества), старый пес (обобщенный образ старого мира).
Представители «нового» мира: двенадцать красноармейцев, Иисус Христос.
Для их описания поэт использует разные приемы. «Старый» мир показывает в насмешливо-презрительном свете. Он лишен целостности, находится в неустойчивом положении, его «герои» растерянны, подавлены, едва справляются с разгулом стихии.
«Новый» мир представлен в виде двенадцати апостолов нового мира, которые готовы сражаться с врагами, чтобы выполнить свой гражданский долг. Они представители стихии народа, перед которыми стоит задача защищать революцию, несмотря на жестокость и смерть. Создавая образ красноармейцев, Блок показывает хаос и насилие, без которых невозможны перемены.
Образ беззащитной Катьки сложно отнести к какому-либо из названных миров, так как она стала жертвой революции. Ванька был сначала другом красноармейцев, затем предал их — перешел на сторону сторонников царизма.
Какова цветовая гамма поэмы «Двенадцать»? Выпишите образы, передающие белый, чёрный и красный цвета. Проанализируйте получившиеся группы. Как они соотносятся между собой?
Цветовая символика имеет большое значение в поэзии Блока. Основные цвета в поэме «Двенадцать» — черный, белый и красный. Черный — цвет злобы и ненависти (черное небо и черная злоба, скопившаяся в сердцах двенадцати), белый — символ чистоты и святости, это цвет будущего (белый снег), красный — цвет революции и крови (красногвардейцы). Белый и черные цвета противопоставлены в поэме: «Черный вечер — белый снег». Если черный — это цвет греха и зла, то белый связан с разгулом стихии, с вьюгой, ветром и снегом. Блок надеялся на преображение России из черной в белую. Поэтому Христос идет впереди «снежной россыпью жемчужной», «в белом венчике из роз». В поэме появляется красный цвет, который свидетельствует о жертвах, которых требует разрушение старого и построение нового мира.
Таким образом, цвета в поэме «Двенадцать» выражают противостояние двух миров. Черное символизирует старое, уходящее, а белое — новое, будущее, а красное — настоящее, революцию.
Интеллигенция и революция. Блок А.А.
Краткое содержание произведения Интеллигенция и революция. Блок А.А.
Интеллигенция и революция. Блок А.А.
Блок А.А., Интеллигенция и революция.»Россия гибнет», «России больше нет», «вечная память России» — слышу я вокруг себя. Но передо мной — Россия: та, которую видели в устрашающих и пророческих снах наши великие писатели. Россия — буря. России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому великой.Европа сошла с ума: цвет человечества, цвет интеллигенции сидит годами в болоте, сидит с убеждением на тысячеверстной полоске, которая называется «фронт». Люди — крошечные, земля — громадная. Это вздор, что мировая война так заметна: довольно маленького клочка земли, чтобы уложить сотни трупов людских и лошадиных. Теперь, когда весь европейский воздух изменён русской революцией, начавшейся «бескровной идиллией» февральских дней и растущей безостановочно и грозно, кажется иногда, будто и не было тех недавних, таких древних и далеких годов. Не дело художника — смотреть за тем, как исполняется задуманное, печься о том, что исполнится или нет. Дело художника, обязанность художника — видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит «разорванный ветром воздух». Что же задумано? Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы живая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью. Когда такие замыслы разрывают сковывавшие их путы — это называется революцией. Революция как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное, она жестоко обманывает других; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издает поток. Гул этот всегда — о великом. Размах русской революции, желающей охватить весь мир таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон, который донесет в заметенные снегом страны — теплый ветер и нежный запах апельсиновых рощ. «Мир и братство народов» — вот знак под которым проходит русская революция. Что же вы думали? Что революция — идиллия? Что творчество ничего не нарушает на своем пути? Что народ — паинька? У интеллигента никогда не было под ногами почвы определенной. Его ценности невещественны. Уменья, знанья, методы, навыки, таланты — имущество кочевое и крылатое. Мы бездомны, бессемейны, бесчинны, нищи — что же нам терять? Стыдно сейчас надмеваться, ухмыляться, плакать, ломать руки, ахать над Россией, над которой пролежает революционный циклон. Русской интеллигенции словно медведь на ухо наступил: мелкие страхи, мелкие словечки. Как аукнется — так и откликнется. Чем дольше будет гордиться и ехидствовать интеллигенция, тем страшнее и кровавее может стать вокруг. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте революцию. Это довольно краткий конспект статьи А. Блока. Чтобы понять её смысл нужно знать ещё кое-что. Блока довольно долго занимала тема народа и интеллигенции. Ещё в 1908 году он посвятил этой теме 2 статьи: «Народ и интеллигенция» и «Стихия и культура». Эти статьи стали буквально пророчеством. В 1-ой из них Блок противопоставляет народ интеллигенции. Он говорит о невидимой черте, которая всегда существовала между этими слоями общества, её очень трудно преодолеть. Народ крепнет, и Россия готовится к скорой развязке противоречий между ним и его угнетателями. Народ — большой, интеллигенция — меньше по численности. Народ — птица-тройка по Гоголю. У интеллигенции есть 2 пути: 1-й — слиться с народом, 2-ой — быть им растоптанной. Во 2-ой статье Блок сравнивает народ со стихией, которая может внезапно разбушеваться. И просто предсказывает будущие события.Блок радостно принял революцию, т.к. в ней видел новое, справедливое устройство. Он видел в ней освобождение русского народа от векового гнета и призывал всех интеллигентов так же принять революционное движение. Тем не менее он понимал, что будут и случайные жертвы, их невозможно избежать в таком глобальном действе. Даже у самого Блока крестьяне сожгли его родовое поместье Шахматово, которое было поэту очень дорого как воспоминание о детстве. Блок никогда не говорил об этом, даже когда спрашивали; только один раз не выдержал: «Зачем говорить о том, что больно?». Но все равно Блок был уверен — с народом правда, с ними «черная злоба, святая злоба», они имеют право на месть. Все эти мысли отразятся потом в поэме «Двенадцать», написанной буквально через несколько дней после статьи «Интеллигенция и революция».
Краткое содержание произведений русской и зарубежной литературы
Задачи художника
Обозначив наличие особой миссии для служителей искусства, Блок отчаянно пытается найти преемственную связь между традиционной культурой и революционным кошмаром. Он говорит, что великие писатели, такие как А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский тоже вынуждены были погружаться в полный мрак и мужественно пребывать в нем, чтобы обрести собственную надежду на будущее: «Ибо они верили в свет!».
От лица революции Блок призывает элиту к ответу за грехи отцов, считая, что все являются звеньями одной цепи. Он рассуждает простым способом: если не каждый творческий человек ощущает тяжесть ошибок предков, то лучшие наверняка должны чувствовать ответственность. Этой выборочной «справедливостью» поэт старается закрыться от пугающей действительности.
Блок подчеркивает, что прежний мир канул в Лету. России больше нет, равно как и Европы, но они обретут новый вид. Возможно, жить придется «в удесятеренном ужасе», станет нестерпимо тяжело, поэтому главной задачей каждого художника будет взять свое законное оружие — слово — и привести его в действие.
Крах старой России
В газете «Знамя труда», принадлежавшей левым эсерам, 1 февраля 1918 года были опубликованы рассуждения А. Блока о проблемах взаимоотношений революционного движения и творческой среды. Поэт сделал попытку объяснить коллегам по цеху, что свершившийся социальный переворот имеет под собой глубинную основу. Новый порядок, по его мнению, может и должен быть оправдан даже на фоне гибели совершенно невиновных людей, которым не удалось уловить политический ритм времени.
Энергичное и пропитанное горячим чувством высказывание автор начинает с констатации факта смерти старого режима. В содержании «Интеллигенции и революции» краткое утверждение: «России больше нет!» — сопровождается довольно емким комментарием, указывающим, что империя умерла не в 1917 г., а намного раньше. Последнюю возможность ухватиться за правильный курс Блок видел в реформах П. А. Столыпина, считая, что их реализации помешали царские министры С. Ю. Витте и П. Н. Дурново. Годы после убийства Столыпина обозначены им, как ужасная длинная ночь, наполненная призраками.
Страхи, долго мучившие поэта, перестали быть абстрактными, когда на фронт пришло известие об отречении Николая II и падении монархии в результате Февральских событий. Вернувшись в Петроград, Александр Александрович буквально ликовал от осознания свершившейся революции и радовался, что власть перешла в руки Вре́менного правительства. Когда эйфория закончилась, его стала пугать мысль о свержении самодержавия, поскольку было абсолютно не понятно, что будет дальше?
В неуправляемых переменах очень трудно разглядеть какие-либо отчетливые намеки на улучшение жизни, но Блок настойчиво пытался отказаться от сомнений и грусти о потерянном, навсегда разрушенном мире.
Особенность звучания революционной темы в поэзии А.А. Блока (сочинение к ЕГЭ по литературе).
Особенность звучания революционной темы в поэзии А.А. Блока.
Известный поэт начала 20 века А.А. Блок стал свидетелем крупнейших исторических событий: революции 1905 года, Февральской и Великой Октябрьской революций. Эти важные моменты нашли отражение в его поэзии, прежде всего, в поэме «Двенадцать», ставшей итогом раздумий А.А. Блока о революции, высшей ступенью его творчества.
Действие поэмы происходит на фоне разбушевавшейся природы: “вот поднялся вихорь снежный”, “вдали запевала метель», «пылит пурга», «ветер, ветер — на всем божьем свете!», «разыгралась чтой-то вьюга». Через эти символические образы очистительной стихии поэт передает революционную бурю, охватившую страну: со стихией ветра нельзя совладать, так же, как нельзя управлять революцией.
Центральная тема произведения – столкновение двух контрастных масс, «черной и белой кости», старой и новой России. Противоположные цвета подчеркивают их яростное противостояние. Белый символизирует новое, светлое, а черный — уходящее, ненужное ( «Черный вечер. Белый снег» ). Окружающая действительность представлялась Блоку страшным миром, который должен был быть разрушен. В поэме отрицание этого мира проявилось в сатирическом изображении буржуазии, не принимающей перемены, прячущейся от революции: “ Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос», “барыня в каракуле”“к другой подвернулась: “Уж мы плакали, плакали…”, “поп нынче веселый”— “стороной за сугроб”,“Длинные волосы и говорит вполголоса… Должно быть, писатель-вития…». Со всеми представителями природная стихия обходится безжалостно: сбивает с ног, рвет одежду, толкает в сугроб, они не знают, куда идти. Так Блок показывает свое негативное отношение к ним. Старый мир он сравнивает с голодным безродным псом, обреченным на гибель. По мнению поэта, чтобы двигаться дальше, нужно отказаться от него. Поэтому революцию 1917 года поэт принял как явление, перерождающее и преображающее общество. Плакаты, флаги с революционными лозунгами, автор изображает как знак серьезных политических перемен. Вместе с тем поэт подчеркивает всю временность и напрасность этой суеты: рядом с этими плакатами простые люди, как старушка, которая «никак не поймет, что значит».
Однако при всем приветствии революции, вере в ее очистительную силу («Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем») Блок изобразил и страшную ее сторону: жестокость, беззаконие, полное обесценивание человеческой жизни, понятий о нравственности. Красногвардейцы борются за правое дело, но их охватывает ощущение вседозволенности: «Запирайте етажи, Нынче будут грабежи!», “Свобода, свобода, эх, эх, без креста!”. Из-за революции потеряна вера в Бога («От чего тебя упас золотой иконостас?»). В сцене убийства Катьки автор убивает нелепое, необразованное прошлое, показывает, что революционная стихия не может обойтись без кровопролития. Россия охвачена разгулом темных страстей и вседозволенности, но Блок верит, что через хаос, тьму и жесткость страна может прийти к свету. С желанием возвысить и утвердить революцию связано сопоставление двенадцати красногвардейцев с двенадцатью апостолами и появление в поэме образа Христа с «кровавым флагом», вставшим во главе революции, ведущим за собой своих учеников. Только он может спасти мир, очистить его изнутри, привести к святому и красивому. Красногвардейцы стреляют в него, но все же идут указанным им путем.
Тема революции в творчестве А.А. Блока носит неоднозначный характер. В поэме «Двенадцать» поэт хотя и принимает революцию как борьбу за свободу, но тревожится за будущее, страшится происходящих ужасов, потери нравственных ориентиров, победы зла в душах людей. Однако он надеется на то, что светлое начало восторжествует и революция не только разрушит старый мир, но и сможет построить новый, светлый и чистый.
Увлечение театром
«Мир, в который он пришёл, был женский мир. И таким остался до последнего дня. Женственность — и среда, и почва, и тема, и музыка», — писал филолог Владимир Новиков о рождении будущего автора «Возмездия».
Корни эта женственность берёт в детстве Блока. Когда молодая Александра Бекетова рожала будущего поэта в Петербурге, появления мальчика на свет ждали три тёти: Мария, ставшая биографом Блока, Екатерина и Софья. Первым человеком, взявшим ребёнка на руки, стала прабабушка Александра Карелина. Отец поэта, Александр Львович, в момент рождения сына был в Варшаве.
Женственность, которую передало Блоку его окружение, нашла отражение в «Стихах о прекрасной даме». Также поэт наделил образ России в своём творчестве женскими чертами: «О, Русь моя! Жена моя!»; «Тебя жалеть я не умею, / И крест свой бережно несу… / Какому хочешь чародею / Отдай разбойную красу!».
В 7 лет мальчик увлёкся сочинительством. Печатными буквами писал рассказы, стихи, ребусы, а потом составлял из них альбомы и журналы. В журнале «Для деток» Блок, которому ещё не исполнилось 10 лет, опубликовал текст эпического содержания (пунктуация и орфография авторская):
Палтава
Разбиты Шведы
И Бегут.
Ползут как
Тараканы.
И у Петра
Звенят стаканы…
Мазепа с королём
Встречают
Праздники
С печальным днём.
Они зовут
бегущих
Среди костров
Большущих…
Эти строки написаны под впечатлением от прочтения поэмы Александра Пушкина «Полтава», посвящённой одной из ключевых битв Северной войны. Тема классическая, однако ритмические эксперименты, на которые решился маленький Саша, ещё будут использованы поэтами-футуристами в 1910-е.
Рисунок Блока. (wikipedia.org)
В 13 лет мальчик начал издавать собственный журнал «Вестник», иллюстрации к которому тоже делал сам. Бессменными редакторами «Вестника» выступали мама и бабушка, которые с энтузиазмом поддерживали литературное увлечение обожаемого ребёнка. Журнал издавался в течение трёх лет и в основном состоял из Сашиных сочинений.
В подростковом возрасте Блок серьёзно увлёкся театром. Находясь в Германии, 17-летний поэт заполнил анкету под названием «Признания». В пункте о любимом занятии Блок указал «театр», на вопрос же, кем он хотел бы быть, ответил «артистом импер. театров».
Рисунок Блока. (wikipedia.org)
В тот же период Блок пытался писать пьесы. Когда поэту было 16 лет, он поставил небольшую сценку, названную «Спором древних греческих философов об изящном».
Вскоре юный Блок увлёкся творчеством английского драматурга Уильяма Шекспира. Трагедия «Ромео и Джульетта» сильно впечатлила будущего автора: юноша выучил несколько монологов главных героев и декламировал их перед своими родными в саду.
Затем любимым персонажем Блока стал Гамлет. Трагизм и обречённость поэт-символист перенёс в свою лирику. В одном из стихотворений Блок писал, признаваясь в схожести своего лирического героя с Гамлетом:
Я — Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетёт коварство сети…
Почему поэма «Двенадцать» имеет такое название? Как оно отразилось на композиции произведения? Составьте схему, показывающую многообразие значений числа 12, которые важны для понимания поэмы А. Блока.
Поэма «Двенадцать» имеет такое название, так как число 12 автор наделял особым значением. Количество красноармейцев в поэме соотносимо с 12 апостолами Иисуса Христа. Центральные персонажи в произведении — «двенадцать человек», которые вступили на революционный путь, который направлен против буржуазной действительности. Это красногвардейцы — апостолы, которые проповедуют новое учение, новую религию — коммунизм. Именно они несут революцию в массы. А. Блок сопоставляет с апостолами и красногвардейцами двенадцать разбойников, которые нравственно деградировали, не слушают закон, убивают Катьку. Также число «двенадцать» это полночь, граница завершения и начала нового дня
Символ цикличности и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать, так как Блок акцентирует внимание на декабре, которым заканчивается старый год и начинается новый. Так полночь и декабрь символизируют в поэме конец старого мира и начало нового
Число «двенадцать» отразилось на композиции произведения. Поэма состоит из 12 частей, каждая из которых отличается по содержанию, ритму и стилистике.
Схема «Значение числа 12 в поэме Блока «Двенадцать»
-
Группа вк цитаты в картинках
-
Хабиб цитата думайте не только о себе но будьте эгоистами
-
Вчера было рано завтра будет поздно ленин цитата
-
Как не бояться старости и одиночества 3 пронзительные цитаты долгожителя одиночки
- С 30 метров в девятку цитата
Краткий сюжет поэмы «Двенадцать»
Для тех, кто плохо учился в школе, напомним кратко сюжет поэмы. В первой главе представлена завязка действия. Автор описывает зимние снежные улицы Петрограда, охваченные революцией (зима 1917-1918 годов). Портреты прохожих поражают краткостью, но образностью. По улицам Петрограда идет отряд патруля, состоящий из двенадцати человек. Революционеры обсуждают своего бывшего товарища Ваньку, который бросил революцию ради пьянок и сошелся с бывшей девушкой легкого поведения Катькой. Кроме разговора про товарища, патрульные поют песню про службу в Красной армии.
Внезапно патруль сталкивается с повозкой, в которой ехали Ванька и Катька. Революционеры нападают на них, извозчик смог спастись, а Катя была убита выстрелом одного из патрульных. Убивший ее сожалеет о случившемся, но остальные его осуждают за это. Патруль двигается дальше по улице, и к ним пристраивается бродячий пес, которого отгоняли штыками. После этого революционеры увидели перед собой смутные очертания фигуры — перед ними шел Иисус Христос.
Вопросы нравственности и святости
Революционеры верили в создание нового мира, но какого? Отношение Блока к Революции и новому миру пугает. Во вновь созданном государстве люди грабят, занимаются мародерством, приносят смерть не только виновным, но и совершенно ни в чем не виноватым людям. Это символизирует смерть Катьки, убитой в стихийном порыве патрульного, который поддался вспышке минутных бурных эмоций. Блок не может не подчеркнуть трагизм смерти Кати, так как убивают блоковскую женщину. Святость и грешность в поэме соединяются воедино. В ходе всего повествования патрульные постоянно ведут разговоры об отречении от Христа. Для русского человека всегда было характерно «святое», символ нравственности и душевной чистоты. Но несмотря на все, полностью отречься от Христа гвардейцам не удается. В конце поэмы они все равно с ним встречаются, при этом патрульные ждали врага, а появился святой образ
Важность образа Христа состоит в том, что ступает он нежной поступью. Что равняется тому, как он пришел две тысячи лет назад для спасения душ человеческих
Одно из положений отношения Блока к революции состоит в том, что он понимал и принимал неизбежность происходящего вокруг, но при этом так и не смирился с безнравственными и бесчеловечными революционными методами.
Отношение к власти
Текст эссе выстроен в форме воображаемого диалога, где автор обозначает проблему интеллигенции, задает вопрос, а затем отвечает с позиции нового, победившего порядка. Крайности и перегибы, допускаемые революционерами, он пытается смягчить или представить закономерным историческим ответом угнетенных слоев населения.
Смысл расправы над всеми, кто не соглашался с методами большевиков и революцией, у Блока кратко сводится к идее возмездия не конкретным политическим силам, а старому миру.
Однако последствия Октябрьского переворота были пугающие, но он пытается оправдать разрушения и смерть, учиненные вихрем стихии. В статье говорится: «Те, кто места себе не находил от ненависти к царизму, готовы опять броситься в его объятия, только бы забыть, что сейчас происходит».
Революция предполагает волю народа, а беспощадность расправы над царской властью оправдана временем. Поэт считает, что все происходит правильно, а те, кто не могут осознать этого очевидного факта, справедливо становятся жертвами. Ему хочется убедить читателя, что интеллигенция должна служить делу крестьян и рабочего класса. Однако в этой мысли есть явное противоречие: большевики — это не представители простого народа, охваченного стихийным порывом свержения царя, а радикальная часть русской интеллигенции, направившей лавину народного гнева в нужное русло, умело дирижируя музыкой революции.
Как известно, Блок поддержал советскую власть и даже работал в Чрезвычайной комиссии. После выхода в печать «Интеллигенции и революции» многие друзья и коллеги по цеху объявили Александру Александровичу бойкот, обвинив его в предательстве идей гуманизма, оправдании насилия и кровопролития.
Поэт в скором времени разочаровался в идеалах 1917 года, а также в своем творчестве, где воспевал революцию, возлагая надежды на новую прекрасную жизнь.
Стихи о Прекрасной даме
В 14 лет Блок поехал со своим дедушкой в имение знаменитого русского химика Дмитрия Менделеева. Там юноша встретил дочь учёного Любовь Дмитриевну.
Александр Блок и Любовь Менделеева. (wikipedia.org)
Блок написал своей будущей жене через 5 лет после их первой встречи. К этому моменту поэт уже учился в университете, изучил философские сочинения Владимира Соловьёва и символическую лирику Валерия Брюсова. Эволюционировало и творчество Блока. Он написал стихотворение, в котором отразились переживания, связанные с Любовью Дмитриевной:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя…
Вскоре Блок познакомился с Зинаидой Гиппиус. Жена русского философа Дмитрия Мережковского строго критиковала творчество таких поэтов, как Сергей Есенин и Николай Гумилёв. Однако стихи молодого Блока она сразу оценила очень высоко. Позже лирику Александра Александровича заметил один из отцов русского символизма Валерий Брюсов, опубликовавший некоторые стихотворения в альманахе «Северные стихи». Имя Блока приобретало популярность.
В это же время поэт пытался завоевать сердце Любови Дмитриевны. 7 ноября 1902 года Блок решил объясниться с девушкой. Начинающий лирик задумал покончить с собой, если дочь великого химика не поймёт его чувства, поэтому Блок заранее составил предсмертное письмо. Вечером молодые люди поговорили на балу слушательниц Высших женских курсов. Через несколько месяцев Блок сделал предложение Любови Дмитриевне, и они поженились. Поэт посвятил свой лирический цикл произведений под названием «Стихи о прекрасной даме» супруге.
Блок и революция
Блок творил в период Серебряного века на фоне революционных потрясений начала 20-го столетия.
Картина Репина «Манифестация 17 октября 1905 года». (Государственный Русский музей)
Ещё до Кровавого воскресенья Блок писал о неспокойной обстановке в обществе. В 1903 году он создал стихотворение, строки которого стали пророческими:
— Всё ли спокойно в народе?
— Нет. Император убит.
Кто-то о новой свободе
На площадях говорит…
Во время Первой русской революции Блок создал ряд ярких стихотворений, посвящённых этому событию. В то же время поэт предчувствовал трагедию. В стихотворении «Ещё прекрасно серое небо…» звучит мотив неминуемой катастрофы:
И над заливами голос черни
Пропал, развеялся в невском сне.
И дикие вопли: Свергни! О, свергни!
Не будят жалости в сонной волне…
Революционные события 1917 года Блок встретил не только с энтузиазмом, но и с опасениями. Написав статью «Интеллигенция и революция», в которой он призвал высшие слои общества поддерживать новых хозяев жизни, поэт начал работу над поэмой «Двенадцать». Об этом произведении и отношении Блока к большевикам литературоведы спорят до сих пор. Однако ясно одно: потрясения 1917 года дали автору творческий толчок.
Революционная эйфория закончилась быстро. Вскоре Блок перестал писать, наступил кризис. Поэт осознал весь ужас, который принесли революции. В 1919 году автор «Двенадцати» оставил в своём дневнике запись, которая определила его отношение к большевистской власти: «Чего нельзя отнять у большевиков — это их исключительной способности вытравлять быт и уничтожать отдельных людей».
Когда Блок заболел, правительство отказало поэту в праве выехать за пределы России, чтобы получить необходимую медицинскую помощь. Максим Горький лично хлопотал за него, но разрешение на выезд в Финляндию было получено только 6 августа 1921 года, когда было уже поздно. На следующий день поэт скончался в своей квартире в Петрограде.
Мировая война
Продолжая оправдывать бесчинства и преступления большевиков, «служитель муз» обращается к мыслям о войне, давая понять читателю, что именно в ней он поначалу видел силу, способную очистить общество от зла. В конспекте «Интеллигенции и революции» Блок называет Первую мировую войну «европейской бойней», явившейся вершиной лжи, мерзости и грязи. В ярких красках отмечает главные, на его взгляд, приметы морального разложения армии, уставшей воевать за ценности российской державы:
- Скука, от которой изнывают бойцы.
- Безделье, сводящее с ума.
- Гнусность «довоенных квартир», заключающаяся в пьянстве, ссорах, картеже и изменах.
Неслучайно автор несколько раз повторяет: «Болота, болота, болота». Чтобы бороться со старым мироустройством, затянутым в трясину мерзости, необходима буря. Саму по себе войну как основное разрушительное явление Блок называл «пошлятиной», а участие России в европейских баталиях он считал глупостью и издевательством над людьми: «Трудно сказать, что тошнотворнее: то кровопролитие или то безделье, та скука, та пошлятина; имя обоим — великая война».
Зинаида Гиппиус в мемуарах «Мой лунный друг» привела отрывок из разговора, где Александр Блок откровенно признавался в любви к Германии, объявившей Российской империи войну. Он считал, что нужно как можно скорее заключить мир, сдаться без боя, чтобы избавить русский народ от «скучающей пошлости» и заняться настоящим делом — разжечь священный огонь революции.
В статье же положение интеллигенции на войне он и вовсе считал сумасшествием, а масштаб трагедии вздором: «Цвет интеллигенции сидит годами в болоте на узенькой тысячеверстной полоске, которая называется фронтом». Противостояние ведущих держав виделось ему незначительной чепухой, а не глобальным переделом мира. О своем состоянии говорил, что чувствовал себя удрученным и больным, находясь на передовой.
https://youtube.com/watch?v=P4EedXHQTz8
Историческая справка — Октябрьская революция
Октябрьская революция не возникла ниоткуда, у нее были свои причины. Люди того времени устали от военных действий, полнейший развал грозил промышленности и сельскому хозяйству, крестьяне все больше нищали с каждым днем при отсутствии решения по аграрному вопросу. Проведение социальных и экономических реформ постоянно оттягивалось, в стране возник финансовый кризис катастрофического характера. Вследствие указанного в начале июля 1917 Петроград сотрясают народные волнения, которые требуют свергнуть Временное правительство. Власть издает указ подавить мирную демонстрацию с применением оружия. Проносится волна арестов, повсюду начинаются смертные казни. В этот момент буржуазия побеждает. Но в августе революционеры отыгрывают свои позиции.
Большевики с июля проводили большую агитацию среди трудящихся и военных. И это принесло свои результаты. В сознании народа укоренилась установка: большевистская партия — это единственный элемент политической системы, который по-настоящему стоит на защите трудящихся. В сентябре большевики получают больше половины голосов на выборах в думы районов. Буржузия терпит крах, так как не имела массовой поддержки. Владимиром Ильичом Лениным начинается разработка плана вооруженного восстания с целью завоевать власть для Советов. 24 октября началось восстание, верные правительству вооруженные части оказались сразу же изолированными от него. 25 октября в Петрограде происходит успешный для большевиков захват мостов, телеграфа, правительственных учреждений. 26 октября оказывается захваченным Зимний дворец, и происходит арест членов Временного правительства. Октябрьская революция 1917 года поделила мир на две большие стороны — капиталистическую и социалистическую.
В заключение
Рассматривая двадцатый век, его события и интеллигенцию, которая жила в это время, можно заметить, как она эмоционально и глубоко реагировала на происходящие исторические события. А. А. Блок реагировал на революционные действия одним из первых, и при этом его реакция была сложной и загадочной. В поэме «Двенадцать» эта проблема достигает своего пика. С одной стороны, то, что завершает поэму образ Христа, который несет флаг, дает читателю понять, что революция может быть положительным явлением. Но с другой стороны, сцена убийства девушки сопровождается настоящей и искренней жалостью и состраданием. Катя является образом старого, уходящего мира. Это ведет читателя к тому, что переосмысление Блоком революции становится менее логическим, в нем больше мистического характера. Из исторического события для Блока революция становилась процессом перехода общества в новое, совершенно другое состояние, которое способно привести к перерождению человеческой личности. Столкновение между двумя мирами должно куда-нибудь привести человечество.
www.glavlinza.ru